Развитие познавательной самостоятельности при проблемном обучении
Оценка 4.6

Развитие познавательной самостоятельности при проблемном обучении

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
математика
5 кл—11 кл
07.05.2017
Развитие познавательной самостоятельности при проблемном обучении
По требованиям ФГОС технологии обучения должны быть направлены на развитие личности, которое предполагает работу учащегося в «зоне ближайшего развития», организовать которую без управляемой самостоятельной работы школьников невозможно. Тем самым познавательная самостоятельность школьников является ключевым фактором при организации учебного процесса. В статье рассмотрены критерии уровня познавательной самостоятельности, а также критерии сформированности уровней познавательной самостоятельности у обучающихся средней школы.Материал на тему "Развитие познавательной самостоятельности обучающихся при применении технологии проблемного обучения на уроках математики в средней школе"
Познавательная самостоятельность.docx
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Развитие у учащихся потребности беспрерывного совершенствования, имеющегося багажа знаний, потребности овладения умениями ведения самостоятельной познавательной деятельности   является   одним   из   самых   актуальных   задач,   стоящих   перед образовательными учреждениями. По требованиям ФГОС нового поколения технологии обучения должны быть направлены на развитие личности, которое предполагает работу учащегося   в   «зоне   ближайшего   развития»,   организовать   которую   без   управляемой самостоятельной   работы   школьников   невозможно.   Тем   самым   познавательная самостоятельность школьников является ключевым фактором при организации учебного процесса. Для развития познавательной самостоятельности в процессе обучения школьники должны быть задействованы на всех этапах образовательной деятельности: совместного планирования   учебной   деятельности,   ее   осуществления,   совместного   анализа,   оценки   и коррекции. Необходимо создавать условия, способствующие свободу выбора школьником форм и методов работы, самостоятельному принятию решений, но при этом предоставлять четкие данные о ситуации и перспективах ее развития, о способах выполнения ключевых учебных задач. Так, Ю.К. Бабанский в качестве одного из условий развития познавательной самостоятельности выделяет успешность овладения навыками планирования. Самостоятельную познавательную деятельность в самом обобщенном (глобальном) виде   можно   представить   как   систему,   включающую   в   себя   следующие   основные компоненты:   содержательную   сторону   (знания,   выраженные   в   понятиях   или   образах восприятий   и   представлений);   оперативную   (разнообразные   действия,   оперирование умениями,   приемами   как   во   внешнем,   так   и   во   внутреннем   плане   действий); результативную сторону (новые знания, способы решений; новый социальный опыт, идеи, взгляды, способности и качества личности). К   вопросу   выявления   критериев   уровней   сформированности   познавательной самостоятельности   было   посвящено   много   работ   педагогов,   психологов,   учителей практиков   и   методистов.   Рассмотрим   критерии   уровня   владения   познавательной самостоятельности авторов И.Я. Лернер, Н.А. Половниковой и Т.И. Шамовой. Критерии уровня познавательной самостоятельности Таблица 1 По Лернеру По Половниковой По Шамовой     Познавательная – самостоятельность «сформированное у учащихся   стремление   и умение в процессе целенаправленного творческого поиска»   познавать     Познавательная – самостоятельность «готовность (способность и своими стремление) силами вести целенаправленную познавательную деятельность»       Познавательная самостоятельность  – одно из основных интегративных качеств личности, связанное с «воспитанием положительных мотивов учению,   системы формированием   способов знаний и   деятельности их применению   и   приобретению новых знаний» по к Уровень Критерии Уровень Критерии Уровень Критерии 0 уровень 1 уровень   Учащиеся самостоятел ьно и доказательн о   строят один   или несколько непосредств енных выводов   из одного исходного   Умение доказательн о   прийти   к нескольким параллельны м и изолированн ым   друг   от друга непосредств енными выводам   на основе нескольких различных данных         Копирующая самостоятель ность Репродуктивн ая самостоятельн ость Существует лишь   общее представлени е необходимос ти образования. Для школьника характерно владение алгоритмичес кими действиями, умение выполнять задания   по аналогии и по заранее представленн ому плану. его Учащийся овладевает образцами всех типичных для   класса форм познаватель ной деятельност и по предмету. В основном, здесь подразумева ется овладение алгоритмич ескими действиями (по аналогии, по заранее представлен ному   плану и т.п.), ведущими всех учащихся при одинаковых исходных данных   к определенн Частично­ поисковая самостоятельн ость 2 уровень ому, одинаковом у результату. Характериз уется самостоятел ьным воспроизвед ением основных методов, соответству ющих ступени обучения школьника, способность ю   к   выбору и использован ию   нужного метода. Воспроизво­ дяще­ выборочная самостоятель ность Умение сделать доказательн о   один   или несколько опосредован ных выводов из   одного или нескольких данных условия, при этом все выводы должны быть изолированы друг от друга   3 уровень Исследователь ская самостоятельн ость Творческая самостоятель ность Умение делать опосредован ные   выводы на   основе выявления связи между различными данными условия. Творческая самостоятел ьность школьников состоит, прежде всего,   уяснении конструктив ного подхода   к творчеству, в   создании в Самостоятел ьное познание вызвано интересом   на стадии любознательн ости.   Знания школьника характеризую тся единством, взаимосвязью существенны х   признаков объектов, которые обеспечивают целостность образа, целостность представлени я   о   мире. Учащийся умеет строить собственный план действий   на основе известного. Убежденност ь   изучения всех   учебных предметов как   основы личного благополучия в дальнейшей жизни.   В решении поставленных задач учащийся новых методов познаватель ной самостоятел ьности   на основе   уже усвоенных рассчитывает на свои силы, проявляет большое желание   к самостоятель ной познавательн ой деятельности .   Умеет отобрать наиболее рациональны й метод решения задачи, умеет проводить анализ источников информации по   поиску общего вывода, доказательст ва   И.Я. Лернер рассматривает познавательную самостоятельность как формированное у учащихся  стремление и  умение познавать в процессе  целенаправленного творческого поиска при решении познавательной задачи, самостоятельное решение которой приводит учащихся к новым для них знаниям и способам решения. Н.А. Половникова и Т.И. Шамова при рассмотрении  познавательной самостоятельности опираются  больше на личностные качества   учащихся.   Их   работы   посвящены   исследованию   психолого­дидактического подхода. Т.И. Шамова подчеркивает, что проявление самостоятельности в познавательной деятельности обязательно связано с ее мотивом. Самостоятельность   характеризуется   двумя   взаимосвязанными   факторами: совокупностью   средств   –   знаний,   умений   и   навыков,   которыми   обладает   личность;   и отношением личности к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления. Учитывая выявленные в литературе теоретические предпосылки, опираясь на опыт практической   работы   в   школе,   мы   пришли   к   выводу   о   взаимосвязи   трех   компонентов познавательной   самостоятельности:   мотивационный   компонент   –   психологическая готовность   учащихся   к   познавательной   деятельности;   когнитивный   –   теоретическая готовность; конативный – практическая готовность. Критерии сформированности уровней познавательной самостоятельности Таблица 2  у обучающихся средней школы Компоненты познавательной самостоятельности Уровень Мотивационный компонент (психологическая готовность) Когнитивно­конативный компонент (теоретическая и практическая готовность) Репродукти вный Частично­ поисковый Исследоват ельский     Учащийся   владеет   отдельными понятиями, существенными признаками, свойствами изучаемого   материала.   Для учащегося   характерно   владение алгоритмическими   действиями, умение   выполнять   задания   по образцу, заранее составленному плану, схеме. по         познание Самостоятельная у учащегося   вызвана   мгновенным интересом,   вызванным   внешними обстоятельствами,   занимательностью ситуации. Учащийся изначально не верит в свои силы   при   выполнении   какой­либо самостоятельной работы. Неудача в познании вызывает потерю интереса   к   изучаемому   материалу, пассивный настрой. Учащемуся   неприятны   трудности учения,   неудачи   вызывают   только отрицательные эмоции.     на     В   Самостоятельная познавательная деятельность   вызвана   у   учащегося стадии интересом любознательности. решении возникающих проблем учащийся часто рассчитывает   на   помощь   друзей,   или на помощь учителя. Но тем не менее, при невозможности получения   такой   помощи   –   пытается преодолеть трудности самостоятельно. Теоретические   знания   учащегося по   изучаемому   материалу взаимосвязаны   существенными признаками.   Учащийся   владеет основными методами познавательной   деятельности, умеет   отобрать   и   применить нужный решения поставленной проблемы с опорой на   наглядность   (схемы,   таблицы, иллюстрации).   метод     Учащийся проявляет большое желание к   самостоятельной   познавательной деятельности. Он полностью убежден в   необходимости   изучения   всех учебных   предметов   как   основы личного   благополучия   в   дальнейшей жизни.   Неудача   в   учении   вызывает активизацию   всех   волевых   усилий.   В решении задач поставленных рассчитывает на свои силы.       Наличие   у   школьника   хороших теоретических   знаний,   умеет проводить самостоятельно анализ нескольких источников информации   по   поиску   общего вывода, доказательства и т.п. Учащийся   умеет   отобрать наиболее   рациональный   метод решения владеет элементами   творческого   подхода к выполнению задания. задачи,     Исследователи как школьной, так и вузовской дидактики отмечают, что процесс обучения   требует   особой   формы   организации   учебной   деятельности,   когда   знания передаются учащимся не в готовом виде, а в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации. Полагая,   что   в   процессе   обучения   должны   специально   создаваться   условия   для активизации учения, реализация которых способствует повышению уровня познавательной самостоятельности школьников, нами было выбрано проблемное обучение. Сущность   технологии   проблемного   обучения   состоит   в   организации   учебного процесса,   которая   предполагает   создание   учителем   специально   разработанной   системы проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению. В результате этого и происходит творческое усвоение знаний, умений, навыков (ЗУН), а также развитие метапредметных и личностных универсальных учебных действий (УУД). Данный   вид   обучения   направлен   на   активизацию   мыслительной   деятельности учащихся   в   процессе   обучения.   Это   достигается   путем   самостоятельного   поиска учащимися новых понятий и способов действий; последовательного и целенаправленного выдвижения перед учащимися последовательных задач, разрешение которых приводит к активному усвоению новых знаний. Проблемный вид обучения обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое применение их в практической деятельности. Рассмотрим  пример   проблемного   урока,   который   сталкивает   противоречия практической  деятельности.  Теорему  о  неравенстве  треугольника  вводим  при изучении темы   «Построение   треугольника   по   трем   элементам».   Учащимся   предлагаем самостоятельную   работу:   с   помощью   линейки   и   циркуля   построить   треугольники   со сторонами: а) 6 см; 7 см и 8 см; б) 8 см; 4 см и 6 см; в) 6 см; 2 см и 4 см; г) 3 см; 5 см и 9 см. В   ходе   выполнения   работы   ученики   приходят   к   выводу   о   том,   что   треугольника   в последних   двух   примерах   не   получается.   Возникает   проблема:   «При   каких   условиях существует треугольник?». Чертежи, которые получились у учеников при решении данной задачи, дают возможность сделать вывод: «Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон». При   проблемном   обучении   учитель   не   сообщает   готовых   знаний,   а   организует учащихся   на   их   поиск:   понятия,   закономерности,   теории   познаются   в   ходе   поиска, наблюдений, анализа фактов, активной мыслительной деятельности. Таким   образом,   можно   сделать   вывод   о   том,   что   проблемное   обучение действительно   активизирует   познавательную   самостоятельность   школьников   и способствует   продвижению   от   низкого   уровня   к   высшим   уровням   мыслительной деятельности учащихся. В результате применения технологии проблемного обучения на уроках математики достигается более качественное усвоение знаний, повышается интерес к предмету и самооценка учащихся.

Развитие познавательной самостоятельности при проблемном обучении

Развитие познавательной самостоятельности при проблемном обучении

Развитие познавательной самостоятельности при проблемном обучении

Развитие познавательной самостоятельности при проблемном обучении

Развитие познавательной самостоятельности при проблемном обучении

Развитие познавательной самостоятельности при проблемном обучении

Развитие познавательной самостоятельности при проблемном обучении

Развитие познавательной самостоятельности при проблемном обучении

Развитие познавательной самостоятельности при проблемном обучении

Развитие познавательной самостоятельности при проблемном обучении

Развитие познавательной самостоятельности при проблемном обучении

Развитие познавательной самостоятельности при проблемном обучении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017