«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»
Оценка 4.6

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

Оценка 4.6
Конкурсы +2
docx
воспитательная работа +1
1 кл—3 кл
29.03.2017
«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»
Работа разработана по курсу "Разговор о правильном питании" и позволяет учителю развивать познавательные навыки у обучающихся. В работе представлены задания и план мероприятия способствующие развитию данных навыков. Дети младшего школьного возраста очень любознательны: им мало знаний, которые они получили на уроке. Различные конкурсы, увлекательные викторины; занимательные внеклассные мероприятия помогают в увлекательной форме закрепить полученные знания, узнать что-то новое, познавательное и интересное по предметам. Поэтому задачей основного общего образования является развитие и усовершенствование универсальных учебных действий, которые были заложены в начальной школе, а именно: познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы "Разговор о правильном питании"
Конкурс методик реализации программы Разг о прав пит.docx
Конкурс методик реализации программы «Разговор о правильном питании» Название конкурсной работы «Развитие   познавательных   навыков   у Автор (ФИО) Школа Адрес, электронная почта общеобразовательных обучающихся организаций при реализации программы   «Разговор о правильном питании» Фадеева Юлия Юрьевна МОАУ «СОШ № 67» г. Оренбурга   Оренбургская 460056, область, Оренбургский   район,   г.   Оренбург,   ул.   Всесоюзная, [email protected]   10/1,  СОШ   №67 Возраст обучающихся 8 лет Используемая часть программы «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания» «Разговор о правильном питании» Оренбург, 2017 «Развитие   познавательных   навыков   у   обучающихся   общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании» Дети младшего школьного возраста очень любознательны: им мало знаний, которые они получили на уроке. Различные конкурсы, увлекательные викторины; занимательные внеклассные мероприятия помогают в увлекательной форме закрепить полученные знания, узнать   что­то   новое,   познавательное   и   интересное   по   предметам.   Поэтому   задачей основного общего образования является развитие и усовершенствование универсальных учебных действий, которые были заложены в начальной школе, а именно: познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем   и   одноклассниками,   сформировать   основы   нравственного   поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Главная   цель   моей   педагогической   деятельности   –   это   формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Эта цель успешно   реализуется   в   процессе   преподавания   программы   «Разговор   о   правильном питании» (авторы: М.М. Безруких Т.А.Филиппова, А.Г. Макеева). В своей работе преподавание курса «Разговор о правильном питании» провожу в соответствии с комплексной программой по формированию культуры здоровья (здоровое питание   +   физическая   активность   +   профилактика   здоровьесберегающих   и здоровьеформирующих   поведенческих   навыков).   Эта   программа   включает:   урочную деятельность;   внеклассная   деятельность,   внеурочная,   внешкольная,   просветительская работа с родителями. Акцентируя   задачи   урока   на   формировании   УУД,   удаѐтся   сделать   уроки   по изучению основ правильного питания очень интересными для учащихся, развить личность ребѐнка, раскрыть его творческий потенциал.  Цель   данной   работы:   расширение   знаний   детей   о   правилах   здорового   питания, направленных   на   сохранение   и   укрепление   здоровья,   через   развитие   на   занятиях личностных, познавательных, регуляторных и коммуникативных учебных действий.  Воспитательные задачи:  ­   развитие   представления   о   социокультурных   аспектах   питания,   его   связи   с культурой и историей народа; ­ развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности. Образовательные задачи: 1)   организация   целостного   пространства   духовно­нравственного   развития   и воспитания школьников для формирования базовых национальных ценностей, в частности «заботы о здоровье»; 2)   формировать   навыки   здорового   питания   детей   через   организацию   проектно­ исследовательской   деятельности   по   темам,   предложенным   в   методическом   пособии «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой. 3) пропагандировать правила здорового образа жизни через презентации проектных работ среди одноклассников, сверстников, родителей и других представителей. Качество   усвоения   знания   определяется   характером   и   многообразием   видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных. Познавательные   универсальные   действия включают:   общеучебные,   логические,   а   также постановку и решение проблемы. Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать   мир,   обращать   внимание   на   те   или   иные   моменты   или   компоненты деятельности,   представлять   то,   что   ему   нужно   делать,   запоминать,   обдумывать, высказывать   суждения.   Поэтому   без   участия   познавательных   процессов   человеческая деятельность  невозможна,  они  выступают   как  неотъемлемые   внутренние   моменты.  Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности. Во втором классе я использую программу «Разговор о правильном питании» для организации внеурочной деятельности. Занятия организую в течении всего года.  Срок реализации данной программы – весь учебный год. Занятия проводятся один раз в неделю как внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО. Занятия по каждой теме включают в себя 2 этапа: ­первый   этап   ­   теоретическое   занятие,   которое   проводится   по   рабочим   тетрадям   с использованием дополнительного материала; ­второй   этап   ­   практическое   занятие   с   привлечением   родителей,   носящее   творческий характер. Тематическое планирование реализации программы «Разговор о правильном питании» №  п/п 1. Тема занятия Вид   практического   занятия   с   привлечением родителей, носящего творческий характер Если   хочешь   быть здоров Предварительное анкетирование детей с целью выявления сформированности у них полезных привычек. Беседа с родителями с привлечением врача­диетолога и врача­педиатра   о   важности   формирования   у первоклассников   навыков   правильного   питании (первая половина сентября). 2. Самые   полезные Конкурс   семейных   презентаций   «Каждый   день   на продукты семейном   столе   место   только   полезной   еде» (вторая половина сентября). 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Удивительные превращения пирожка Совместное   творческое   занятие   первоклассника   и родителя «Составление красочного плаката «Мой режим дня» с акцентированием режима питания» и последующей устной презентацией (вторая половина октября). Кто   жить   умеет   по Игра   –   соревнование   «Правила   питания» (первая часам половина октября). Вместе весело гулять Конкурс   рисунков   «Моя   семья   на   прогулке»   (первая половина ноября). Из   чего   варят   кашу   и Игра­викторина «Когда день с каши начинается, то день как   сделать   кашу вкусной удачный получается» (вторая половина ноября). Плох   обед,   если   хлеба Экскурсия   в   школьную   столовую,   конкурс   кроссвордов нет по теме занятия (первая половина декабря).  Время есть булочки Игра   –   соревнование   «Путешествие   по   Молочной реке» (вторая половина декабря). Пора ужинать Семейный   праздник   «Ужин   в   семейном   кругу»   с сервировкой   и   дегустацией,   участвуют   семейные команды (первая половина января). 10. Веселые старты Соревнование   «Дети   и   родители»  (вторая   половина января). 11. На   вкус   и   цвет товарищей нет Практическая   работа   «Недосол   на   столе…» (первая половина февраля).  12. Как утолить жажду… Командный   конкурс   «Полезные   напитки»  (вторая половина февраля). 13. Что   помогает   быть сильным и ловким Театрализованный   концерт,   составленный   из   сказок   об овощах (первая половина марта). 14. Овощи, ягоды и фрукты Командный   конкурс   на   лучшую   презентацию   «Овощи, – витаминные продукты ягоды и фрукты ­ самые витаминные продукты» (вторая половина марта). 15. Праздник здоровья Праздник   «Кубанская   земля   богата   и   щедра!» (первая половина апреля). Итогом работы по программе «Разговор о правильном питании» является проект «Угощение   на   день   рождения».   Дети   должны   описать   и   приготовить   блюдо,   которое относится к здоровой пище и им можно украсить праздничный стол. Задачами проекта являются: ­ воспитание у детей интереса к здоровому образу жизни; ­   развитие   умения   строить   взаимодействие   с   окружающими   людьми,   добывать   нужную информацию, анализировать и обобщать полученный материал; ­ формирование навыков приготовления пищи. На   занятиях   внеурочной   деятельности   по   программе   «Разговор   о   правильном питании»   я   использую   разнообразные   организационные   формы:   индивидуальные, групповые, коллективные. То, с чем обучаемый не может справиться самостоятельно, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для малой группы, становится доступным пониманию в условиях коллективной совместной деятельности. Ведущими формами деятельности предполагаются: ­ классные часы; ­ экскурсии на пищеблок школьной столовой, продовольственный магазин, хлебопекарное предприятие; ­ практические занятия, урок­ исследование, урок­ эксперимент; ­ проектные и творческие домашние задания; ­ праздники урожая и т.д.; ­ конкурсы (рисунков и плакатов на тему правильного питания, сказок и т.д.); ­ викторины, просмотры видеороликов, ярмарки полезных продуктов; ­ сюжетно­ролевая игра, игра с правилами, образно­ролевая игра, интерактивная игра. Преимущество   используемой   мной   методики   в   том,   что   она   совмещает   работу одновременно   двух   направлений:   учебно­проектная   деятельность   и   воспитательно­ образовательное   ­   знакомство   с   основами   рационального   питания,   способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.   Занятия   внеурочной   деятельностью   построены   с   учётом   реализации   ФГОС   в части формирования универсальных учебных действий. Дети не только в игровой форме смогут познакомиться с разнообразием продуктов питания, их составом и пользой для организма и т.д., но и получат возможность научиться планировать, контролировать свой рацион, планировать и анализировать свои действия, самостоятельно получать знания из дополнительных   источников   информации,   работать   индивидуально,   в   парах   и   группах, научатся самоконтролю и самооценке своей деятельности, определять и формулировать тему, цели занятия, овладеют монологической и диалоговой формами речи и т.д. В   начальной   школе   большое   значение   для   детей   имеет   игра.   С   помощью   игры учащиеся уточняют свои знания об окружающей действительности. «В каждой игре, ­ писал А.С.Макаренко, ­ есть, прежде всего рабочее усилие и усилие мысли…» Использование дидактической игры на занятиях помогает развивать познавательные навыки младших школьников: восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Приведу примеры игр, которые используются на занятиях.  «В каком виде едим?» Дидактическая   задача:   знать,   в   каком   виде   употребляются   в   пищу   конкретные овощи и фрукты. Ход игры: учитель говорит, что будут играть в интересную игру – называть, в каком виде мы едим разные овощи и фрукты (варёными, сырыми, жареными, печеными). Сначала желательно называть хорошо знакомые овощи и фрукты. Если   дети   затрудняются   назвать,   в   каком   виде   употребляют   в   пищу   овощи   и фрукты,   из   которых   готовится   несколько   блюд,   учитель   подсказывает,   каким   образом готовится   блюдо.   Например:   «картошка   на   сковороде…»   (жареная),   «в   костре…» (печеная). Можно назвать овощи, дополняющие блюдо (лук, укроп, чеснок). «Куда пойдём, что найдём?» Дидактическая задача: знать место произрастания некоторых ягод. Ход игры: учитель говорит, что дети будут играть в игру, в которой надо знать, где какая ягода растёт. Учитель называет, что хочет найти, а ребёнок отвечает, куда надо пойти. Например: «Ищу землянику», ребёнку надо сказать: «Пойдём в лес». «Верно­неверно» Дидактическая задача: знать правила сбора ягод. Ход   игры:   учитель   читает   предложения,   в   которых   есть   «подвох»,   а   ученики заканчивают его словами «верно», «неверно». 1. С куста собираем все ягоды, не оставляем ни одной (надо бережливо относиться к дарам природы). 2. Собираем ягоды земляники с кустиками ( это так красиво). 3. Собираем ягоды осторожно, чтобы не повредить растение. 4. Собираем ягоды возле железных и автомобильных дорог. 5. Пробуем незнакомые ягоды на вкус (надо же знать, вкусные они или нет). 6. Едим только вымытые ягоды. После   того   как   дети   дали   ответы,   предлагается   проанализировать «противоречивые» утверждения, например: «пробуем незнакомые ягоды на вкус, надо же узнать, вкусные они или нет». Задание в группах. Дети   разбиваются   на   группы,   и   каждая   группа   придумывает   рассказ­загадку   о какой­нибудь   ягоде.   Затем   в   порядке   очереди,   определённой   до   этого   с   помощью считалочки, описывают форму, вкус, цвет ягоды. Остальные группы должны угадать, о какой ягоде идёт речь. Учитель также может предложить детям свои загадки. ­   В   старину   меня   прозвали   ворон­ягода.   Из   моего   сока   готовили   фиолетовые чернила. Я расту в лесах от Подмосковья до тундры. В моей мякоти много витаминов, железа. Я улучшаю зрение. (Черника). ­ Я расту на болотах. Спелые ягоды ­ ярко­красные. Сок мой всегда освежающий, но очень кислый. Ягоды долго хранятся как в свежем виде, так и в замороженном. Мой сок – отличное витаминное и жаропонижающее питье. (Клюква). ­ Летом рад я свежей ягоде медвежьей. А сушеная в запас, от простуды лечит нас. (Малина). ­ Две сестры летом зелены: осенью одна краснеет, а другая чернеет. (Красная и чёрная смородина). ­   Куст   в   колючках,   словно   ёж,   а   раздвинь   колючки   –   и   жемчужины   найдёшь. (Крыжовник) Организация выставки «Дары природы» Цели выставки: обратить внимание учащихся, что дал труд людей. Предварительная подготовка: каждой группе узнать об овощах, из какой страны они попали к нам в Россию, подготовить сообщения. Узнать историю происхождения слов: картофель, помидор, морковь, огурец, тыква. Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Важно использовать групповую работу и работу в парах, для того, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, свободно в классе, мог оценить свои возможности, преодолев   страх,   отвечая   учителю,   а   самое   главное   –   научился   свободно   мыслить, предлагая свое мнение, пусть и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Занятие­эксперимент по теме "Удивительные превращения пирожка" («Пищеварительная система») Цели: ­   познакомить   учащихся   с   пищеварительным   трактом   и   его   основными   отделами, рассказать о пути, который проходит пища в организме человека; ­показать способность желудка растворять и впитывать различные вещества; ­   дать   представление   о   необходимости   и   важности   регулярного   питания,   соблюдения режима питания; ­ закрепить представления о том, какая еда полезна, какая вредна для организма; ­ развивать речь и память, любознательность, умение отвечать на вопросы, размышлять; ­ воспитывать интерес к ЗОЖ. Словарь:  слюна,   пищевод,   желудок,   кишечник,   пищеварение,   ферменты,   печень, впитывает, растворяет. Оборудование:  схема   пищеварения.   Дидактические   карточки:   «Как   устроен человек».   Шпажки,   влажные   салфетки,   тарелочки   и   дольки   фруктов:   яблоки,   груши, бананы, виноград, пирожки. Лимон, соль, сахар, верёвка (7 м). Ёмкость («желудок») с куском поролона, стаканчики, бутылочки. Мяч. Цветные карандаши, макет человека. Ход занятия 1. Релаксация. Я здоровье сберегу, сам себе я помогу! 2. Повторение пройденного. Игра «Что ты знаешь о … ? » ­ Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Что ты знаешь о … ? » Игровая   задача:   ребенок   должен   отвечать   на   вопрос   педагога   или   выполнять необходимое задание. Ход  игры:  Дети  встают  в   круг.  Педагог­водящий   бросает  мяч   ребенку  и  задает вопрос. Ребенок, поймавший мяч, отвечает на вопрос. Вопросы: ­ Как называется «живая одежда» нашего тела? (кожа) ­ Покажи, какого размера твое сердце. ­ Благодаря каким органам мы дышим? (лёгкие) ­ Кто главный командир нашего организма? (мозг) ­ С помощью чего мы видим наш прекрасный, цветной мир и любуемся им? (глаза) ­ Не часы, а тикает (сердце) ­ Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества (кровь) ­ Когда сытый, он молчит. Когда голоден ­ урчит (желудок) ­ И говорит, и кушает (рот) 3. Введение в тему занятия. ­ Сегодня мы с вами продолжим путешествие в страну ”Здоровья”. ­ А как мы с вами поможем нашему здоровью? (Правильно питаться.) ­ У меня был один знакомый мальчик, который питался так: Я сегодня ел омлет, булочку с вареньем, Конфеты ел и сушки, кофе пил с печеньем. Съел потом я сыр с колбаской, Сделал с ними бутерброд. А теперь, друзья, не знаю, Отчего болит живот. ­ Что же с ним случилось и почему? ­ Как вы думаете, эта пища принесла ему пользу? Чтобы еда приносила пользу, важно соблюдать режим питания. ­ Ребята, к кому надо было обратиться моему знакомому мальчику, ведь живот у него болит? (доктор) ­ И сегодня он у нас в гостях. ­ А если у нас сегодня гости, значит в своём питании мы можем сделать исключение. ­ А какое исключение в пище мы можем сделать? ­ Доктор Айболит пришёл к нам не с пустыми руками, а принёс нам … Он бывает с толокном, С рисом, мясом и пшеном, С вишней сладкою бывает. В печь сперва его сажают А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят. (Пирог) 4. Новый материал. ­ Пирожки эти непростые. Они расскажут нам об удивительных путешествиях, в которых они бывают. Хотите путешествовать с пирожком? Тогда в путь. ­ Каждый из вас помнит чувство сытости, когда в животе приятная тяжесть и хочется прилечь.   Но   проходит   несколько   часов,   и   снова   хочется   есть.   Куда   же   делась   пища, которую мы съели недавно, что с ней произошло (Ответы детей). ­ Нет, она не лежит в животике и не провалилась в ноги, просто с ней произошло чудесное превращение. Всем живым существам: и людям, и животным, и растениям необходимо питаться, чтобы жить. Когда вы бегаете, играете, даже спите, вы тратите энергию и, чтобы всегда оставаться здоровыми, сильными и бодрыми, мы должны эту энергию пополнять. Для   этого   у   нас   есть   специальная   система   органов,   в   которой   съеденная   пища превращается в вещества, необходимые нашему организму. ­ Пирожок это пища. А пища — это строительный материал для нашего организма. Она даёт человеку энергию, влияет на умственные способности, на характер, самочувствие и настроение. Подсчитано, что в год человек съедает 500 кг пищи! ­   Нельзя   же   построить   хороший   дом,   если   мы   не   умеем   пользоваться   строительным материалом. ­ Вот так же и человек, чтобы быть здоровым надо знать и соблюдать правила питания. ­ А как вы думаете, откуда начинаются путешествия наших пирожков? Куда первоначально попадает пища? (В рот) ­ А во рту живет язык – строгий охранник: он пробует ее на вкус. 5. Игра – эксперимент «Угадай, какая» ­ На этом столе находится наша секретная лаборатория, где мы будем проводить разные опыты. ­Посмотрите, у меня стаканчики с прозрачной водой, как вы думаете, одинаковая вода во всех стаканчиках? (ответы детей) ­   Подойдите   ко   мне,   возьмите   по   стаканчику   вот   с   этого   подноса   (дети   пробуют   по глоточку соленую, сладкую или кислую воду и садятся на стульчики). ­ Какая вода? (ответы детей) ­ Чем же отличается вода в этих стаканчиках? (ответы детей) ­ Правильно, вода разная на вкус ­ сладкая, соленая, кислая. Еще бывает горький вкус, очень неприятный. ­ А как вы узнали, что вода разного вкуса? (ответы детей) ­ Правильно, язык может ощущать вкус. Чтобы узнать, какая пища – сладкая, соленая, кислая  или  горькая,  ­  еду надо  положить на  язык,  иначе  вкуса  не  узнаешь.  Язык,  как охранник всего организма, подаёт сигнал, если еда плохая. Еду с неприятным вкусом мы есть не будем. 6. Продолжение работы по теме. ­ Продолжаем наше путешествие. Узнайте, кто это: Когда мы едим — они работают. Когда не едим — они отдыхают. Не будем их  чистить — они заболят. (Зубы) ­ Зубы работают как жернова, хорошо перемалывают и пережёвывают пищу. ­ А как надо ухаживать за зубами? ­ Вы замечали, что у нас во рту всегда мокро? Это слюна, она смачивает и склеивает измельченную   пищу   и   превращает   ее   в   гладкий   скользкий   комок,   а   язык   помогает протолкнуть ее внутрь. Еще слюна убивает вредных микробов. Не всех конечно. Если злых микробов очень много, то человек заболевает и тогда за помощью надо обращаться к врачу. Но чтобы этого не произошло, обязательно надо мыть руки перед едой, а также овощи и фрукты, которые вы собираетесь съесть. ­ Зубам во рту помогают слюна и язык. При виде, запахе и даже мысли о еде у нас, что называется, текут слюнки. ­ И вы так глядите на свой пирожок, что и у вас, наверное, текут слюнки. Так и хочется его откусить. Хочется? Рот — орган пищеварения. ­ Кто прожуёт кусочек пирожка — встаньте. ­ Все вы встали в разное время. Хорошо прожёванное — наполовину переваренное. ­ Учёные доказали, что если вы досчитаете до 60, а потом проглотите эту кашицу, то желудок   вас   будет   благодарить.   Пища   пережевывается   зубами,   они   хорошо   ее перемалывают – это очень важно. Поэтому во время еды нельзя спешить, надо тщательно пережевывать пищу, помогая своему организму. Чем тщательнее мы пережёвываем пищу, тем легче её переварить. Поэтому необходимо беречь зубы и правильно ухаживать за нии. 7. Проведение эксперимента. (Учитель считает до 30, дети жуют кусочек пирога.) 8. Продолжение работы над темой. ­ Наш язык проталкивает кашицу в пищевод. ­ Почему он так называется? ­ Пищу – что делает? (ответы детей) ведёт. Правильно. ­ Смотрите (педагог показывает на схеме): длинный узкий проход ведёт пищу в желудок. ­ Из пищевода пища попадает в мешочек (желудок). ­ На что он похож? (ответы детей) Да, он похож на мешок, и в нём собирается то, что мы проглотили. Когда мы покушаем, он становится вот такой надутый, как вот этот шарик (педагог показывает наполненный резиновый шарик). Желудок внутри розоватого цвета, его   стенки   шершавые,   и   из   них   сочится   особая   жидкость.   Она   кислая   и   называется желудочным соком. Желудочный сок постепенно пропитывает пищу и растворяет даже твердые частички до жидкой кашки. Пища там находится от 2 до 6 часов. Желудок своими стенками мнёт, растирает и перемешивает пропитанную соком пищу. Как будто варит её. Вот этот процесс называют пищеварением — варением пищи. ­ Желудок надо беречь. Кушать необходимо всегда в одно и тоже время, так как желудок вырабатывает желудочный сок через определённые часы, т.е., через З — 4 часа он будет просить новую пищу. ­   Когда   ребёнок   рождается,   его   желудок   имеет   длину   5   сантиметров.   У   взрослых, любителей поесть, размер желудка превышает футбольный мяч. У малоежек — с кулак. 9. Проведение эксперимента. ­ Сейчас мы проведем еще один опыт в нашей секретной лаборатории. Опыт с сахаром. ­   Дети,   посмотрите,   у   меня   есть   две   бутылочки   с   водой.   В   одну   я   положу   ложечку сахарного песка, а в другую – кусочек сахара. Теперь взболтаю. ­ Посмотрите, в какой бутылочке сахар растворился быстрее? Почему? (ответы детей) ­ Правильно, так и нашему желудку будет легче переварить хорошо измельченную зубами пищу, чем большие куски плохо пережеванной пищи. ­ Еще в желудке живут много­много маленьких работников, их называют ферменты. Они помогают переваривать пищу, растворять ее. ­   Перенесемся   снова   в   нашу   секретную   лабораторию   и   проведем   еще   один   опыт. Представим, что сахар, который растворился в нашей бутылочке – это желудочный сок с растворенной в нем пищей. Губка – это шершавая стенка нашего желудка. Сейчас я налью воду на губку. ­ Что произошло с водой? (ответы детей) ­ Правильно. Так и стенки желудка впитывают все полезные питательные вещества и затем они по крови разносятся ко всем органам нашего организма. 10. Физкультминутка «Маленькие ферменты» ­ Давайте немного с вами передохнём и превратимся ненадолго в маленьких ферментов. Выходите на ковёр и сделайте большой круг. Мы – ферменты­малыши, (движутся по кругу поскоками) Мы трудились от души. Пищу дружно собирали, (наклоны) Мы её перетирали, (круговые движения ладонями) Мелко в крошки измельчали, (рубящие движения прямыми руками) И в окошки подавали. (тянутся вверх ладонями) То, что не переварили, (отрицательно машут пальцем) Мы подальше проводили! (прыжки на месте) Дети возвращаются на свои места. ­ Путешествие пищи внутри нашего организма еще не окончено. Ферменты желудка не все могут переварить и тогда они проталкивают пищу дальше, в кишечник. ­ И так наша кашица оказалась — в кишечнике. Этот длинный тоннель, свёрнутый как змея. Всё полезное кровь разнесёт по всему организму. (Педагог показывает на схеме кишечник). Возьмём веревку и растянем её. ­ Вот такой длины наш кишечник. ­Как же он помещается внутри нас? (Ответы детей) ­ Наш кишечник очень длинный – целых 7 метров! Он изогнутый, со множеством поворотов и с мягкими ворсистыми стенками внутри. Ворсинки постоянно двигаются, они, как насос, перекачивают питательные вещества. ­ Но  перед  тем, как  накормить  все  клеточки  нашего организма,  питательные  вещества попадают   в   печень   (Педагог   показывает   печень   на   схеме)   Печень   проводит   строгий контроль, решает, куда и какие послать питательные вещества, для того, чтобы вы могли расти   и   развиваться.   А   если   печень   вдруг   обнаружит   вредные   вещества,   то   она   их разрушает,   но   теряя   при   этом   собственные   клетки.   Поэтому,   мы   должны   стараться питаться только полезными продуктами, чтобы не вредить своей печени, у нее итак очень много работы. Остатки ненужной пищи или отходы выходят наружу. Вот какой умный наш организм! Ничего лишнего у себя не держит! ­ Вот и закончилось путешествие нашего пирожка. ­   Видите,   как   сложно   устроено   наше   пищеварение.   А   для   того,   чтобы   оно   работало нормально, надо о нём заботиться. А теперь скажите мне, все ли равно, какую пищу мы едим? Какими должны быть продукты питания? (ответы детей) ­ Правильно, продукты питания должны быть чистыми, свежими и полезными. 11. Закрепление. Конкурс загадок. Проведём конкурс загадок, за правильные ответы вы будете получать фишки. И у кого их будет больше, тот и будет победителем. Вопросы: ­Первым пробовать привык Угощенья все … (язык) ­Где находится «насосная станция?» (в кишечнике) ­Пещера, которая может сдуваться и раздуваться? (желудок) ­Узкий туннель, по которому пища попадает в желудок? (пищевод) ­Дом, где наш язык живёт, Называем все мы … (рот) Заключение.   ­   Давайте   посчитаем   фишки   и   узнаем,   кто   же   стал   победителем   в нашем   конкурсе   загадок   (подводятся   итоги). 12. Практическая работа. Итог. ­ Давайте вспомним, как ж всё начиналось? (Выкладывание на полу схемы) ­ Куда первоначально попадёт пища? (рот) ­ Какие помощники находятся во рту? (зубы, слюна, язык) ­ Куда язык проталкивает кашицу? (пищевод) ­ Как называется “мешочек”, в котором варится пища? (желудок) ­ Где заканчивается путешествие нашего пирожка? (в кишечнике) ­ Кто разнесёт питательны вещества по нашему организму? (кровь) ­ Нарисуйте органы пищеварения (детям раздаются заготовки человечков) ­ Запомни золотое правило: Ложись спать с голодным желудком — проснёшься бодрым. Участие   родителей   в   реализации   программы   «Разговор   о   правильном питании». Правильное   питание   –   это   основа   здоровья   людей.   В   наше   время   эта   проблема   очень актуальна,   т.к.   родители   и   дети   уделяют   этому   мало   внимания.   Поэтому   занятия   по программе «Разговор о правильном питании» необходимы. Нам нравится заниматься по этой программе, она полезна детям и родителям. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании. Это приводит к дисбалансу в организме, поэтому формировать правильное представление о питании необходимо начинать не только у детей младшего школьного возраста, но и у их родителей. В процессе реализации программы нужно помнить ещё об одном существенном правиле: вся работа должна проводиться в системе   и   в   союзе   с   родителями.   Поддержка   родителей,   осознание   ими   важности   и необходимости   проводимой   педагогом   работы   –   непременное   условие   эффективности решения поставленных задач. О правильном питании просвещаю не только детей, но и родителей через родительские собрания, цель которых помочь преодолеть трудности в организации правильного питания их детей, воспитать культуру здоровья. На родительском собрании «О здоровье ­ всерьёз» во   2   б   классе   родители   были   ознакомлены   с   целью   и   задачами   программы,   с   её содержанием и методическим обеспечением. С родителями на родительском собрании мы рассмотрели основные ошибки в нашем питании. «Если мы исправим эти ошибки в питании, то в наших семьях будет здоровое, правильное питание ­ основа здорового образа жизни» ­ к таким выводам пришли родители после проведённого собрания. Десять учащихся моего класса проживают в малообеспеченных семьях,   поэтому   на   вооружение   был   взят   девиз   :   «Полезно   ­   не   значит   дорого».   На протяжении всего года родители активно помогали делать задания из рабочей тетради, проектные  и   творческие  задания,  отвечали  на  вопросы  анкет  и  тестов,   участвовали   во внеклассной работе. Оценка эффективности работы Во 2 б классе 29 учащихся. Дети имеют нормальный вес ­ 24 чел. Вес выше нормы ­ 4 чел. Вес ниже нормы — 1 чел. 24 человека имеют первую группу здоровья. На протяжении всего года у учащихся 12 б класса нет пищевых отравлений и пропусков занятий из­за желудочно­кишечных заболеваний. Дети   регулярно   питаются,   соблюдая   «Режим   питания»,   стараются   соблюдать правила гигиены и этикета в школьной столовой и дома, во время праздничных чаепитий. Дети и родители из дополнительной литературы узнали много нового о продуктах питания, русских традициях, могут сознательно выбирать наиболее полезные продукты и оценивать свой рацион с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни. Дети   получили   возможность   приобрести   коммуникативные   навыки   и   умения    сотрудничать в ходе проектно ­исследовательской и игровой деятельности Отзывы родителей Оценка эффективности работы по данной методике. Использование предложенной методики вызвало реальные изменения в поведении детей в отношении собственного питания. Они стали соблюдать режим питания, самостоятельно контролировать   соблюдение   правил   гигиены,   отдавать   преимущество   при   выборе продуктов наиболее полезным для здоровья. Дети в полном составе питаются в школьной столовой, дети реже жалуются на боли в животе и тошноту. О здоровье мы говорим много и часто, а вот правильному питанию больше всего времени мы уделяем на занятиях по программе «Разговор о правильном питании». Эта программа позволяет детям разобраться в том, как необходимо правильно питаться . ребятам очень нравится   заниматься,   они   узнают   много   нового   и   интересного,   сами   проводят исследования, составляют презентации, коллажи. Анкетирование родителей обучающихся по вопросам формирования культуры здорового питания показывает, что в семьях возросла популярность каш и горячих блюд, отношение к выбору   продуктов   питания   как   среди   детей,   так   и   среди   родителей   стало   более осознанным; 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Информационные источники Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА­ПРЕСС, 2013, 79 с. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА­ПРЕСС, 2013, 72 с. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13 , 1­ 15 июля/ 2005. с. 16­28 Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1­ 15 августа/ 2004. с. 5­8 .  Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. СПб., 1995. «Книга о вкусной и здоровой пище»­ М.: «Эксмо ­ Пресс», 2008г. Савенков   А.И.   Методика   исследовательского   обучения   младших   школьников   / А.И.Савенков.­ Самара: Учебная литература,2005г. 8. 9. 10. 11. Развитие   познавательных   способностей   у   детей   младшего   школьного   возраста. Автор Лысенко Н. В. «Развитие   коммуникативных   навыков   у   учащихся   при   реализации   программы «Разговор о правильном питании» Киселева Ольга Владимировна Методика реализации первой части программы 'Разговор о правильном питании'. Формирование универсальных учебных действий у учащихся 1 класса. Борисова Л.Г. https    ://   kopilkaurokov  .  ru   /  nachalniyeKlassi  /  uroki    /  zaniatiie    ­  ekspierimient    ­  po   ­      ­  razghovor    ­  o  ­  pravil  ­  nom   ­  pitanii    ­  po   ­  tiemie  ­  udivitiel    ­  nyie    ­  prievrashchieniia    ­   proghrammie   pirozhka

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Развитие познавательных навыков у обучающихся общеобразовательных организаций при реализации программы «Разговор о правильном питании»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2017