Развитие психофизических качеств личности обучающихся на занятиях кружка «интеллект и творчество» в рамках внеурочной деятельности
Оценка 4.6

Развитие психофизических качеств личности обучающихся на занятиях кружка «интеллект и творчество» в рамках внеурочной деятельности

Оценка 4.6
Разработки курсов +1
docx
математика
5 кл—7 кл
31.05.2017
Развитие психофизических качеств личности обучающихся на занятиях кружка «интеллект и творчество» в рамках внеурочной деятельности
психофиз качества личности выступление.docx

Развитие психофизических качеств личности обучающихся на занятиях кружка «интеллект и творчество» в рамках внеурочной деятельности

 

Развивающий курс «Интел­лект и творчество» направлен на развитие познавательного инте­реса учащихся, на формирование их интеллектуальных качеств и на создание условий, обеспечивающих их творческую деятель­ность.

К концу подросткового периода завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Если по каким-либо причинам с ребенком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, то это еще не поздно сделать.

В рамках программы предлагаются:

1.     методика диагностики познавательной сферы учащихся;

2.     тренинг по развитию психофизических качеств личности;

3.     условия, обеспечивающие творческую деятельность уча­щихся.

Важной целью курса является воз­можность показать учащимся, что с помощью специальных методов и приемов обучения, раскрывая резервы своей личности, они способны достичь многого.

Основу занятий на развитие психофизических механизмов составляют упражнения на тренировку наблюдательности и внимания, восприятия, различных видов мышления и памяти, быстроты реакции, пространственно-временной ориентации. Их дополняют логические поисковые и творческие задачи, развивающие подвижность и гибкость мышления, интуицию, фантазию и воображение. Предваряют такие упражнения вопросы разминки, которые, хотя и не сложны, но предлагаются в быстром темпе и используют сведения из различных областей знаний.


 

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе этого познавательного процесса лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

В структуре восприятия выделяют: виды восприятия и свойства восприятия.

Виды восприятия: простые,   сложные, а также специальные.

К простым видам восприятия относятся восприятие величины, формы предметов, их цвета. К специальным видам восприятия относятся восприятие пространства, времени, движения.

Смотрите таблицу…

Подчеркну, что многие свойства восприятия зависят от опыта человека. Когда мы говорим о развитии восприятия, по существу, мы должны решать вопрос  об условиях формирования опыта. Развитие вос­приятия должно происходить в разнообразных видах деятельности, которые выполняет подросток.

 

Приведу примеры заданий на развитие восприятия.

№1 Диагностика объема восприятия

Посмотреть на лист со словами, числами и картинками (по 10 штук каждого). На своем листе воспроизведите то, что смогли воспринять, обязательно точно.

Нормальным восприятием считается от 5 до 9 объектов.

№2 Необходимо нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур:

 

 

 

 


Каждую фигуру можно использовать несколы раз, можно менять размеры фигур, их положен! но нельзя добавлять другие фигуры:

ЗАДАНИЯ: ключ, лицо, дом, клоун и др.

 

№3 «Определи длину отрезка»

Каждая команда чертит для другой на доске отрезок любой длины. Получив таки образом задание, каждая команда должна дать ответ «Какой длины отрезок изображен на доске?  Ведущий определяет правильность ответов с помощью линейки.

 

№4 Игра «Делим на части»

Участники игры делятся на команды. Условия игры: каждому из членов каждой к манды дается полоска белой бумаги. Задание: не сгибая лист, разделить его на 4 части, отметить ручкой. После выполнения задания проводиться контроль с помощью сгибания листа.

 

№5 Игра «Самые наблюдательные»

Участники игры делятся на 2 команды. Условия игры: к доске прикрепляют 2 репродукции картин (для каждой команды). В течение 5 мин ребята рассматривают их, стараясь запомнить в детали. Затем репродукцию 1-й команды помещают: так, чтобы ее видели все, кроме членов этой команды, а репродукцию 2-й команды должны видеть все кроме ее членов. Членов 1-й команды подробно расспрашивают о всех деталях картины, а члены 2-й команды подробно расспрашивают о всех деталях их картины. О количестве задаваемых вопросов команды предварительно договариваются.

№6 «Развиваем чувство времени»

Участники игры располагаются в кругу. Условия игры: ведущий просит участников игр закрыть глаза, расслабиться. Ведущий говорит: «Когда я скажу «начали», вы начинаете чувствовать время. Когда скажу «достаточно», вы по очереди мне скажете, сколько времени прошло» Обычно засекается 1, 1,5 или 2 минуты.


 

ВНИМАНИЕ

Внимание - это форма познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект, внешний или внутренний.

Выделяют три основных вида внимания – непроизвольное (возникает само собой, без усилия воли), произвольное (требует волевых усилий для своего возникновения) и послепроизвольное (возникает в процессе обучения или работы как интерес или вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение).

 Положительные свойствами внимания сочетаются с такими особенностями мимики, как спокойствие, сосредоточение и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность движений, жестов, немногословность, твердость и уверенность речи.

У подростков внимание является преимущественно произвольным. Следовательно, учащийся среднего звена школы может заставить себя сосредоточиться на интересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем. Учителя, работающие в среднем звене, родители школьников должны принимать во внимание и тот момент, что даже самая интересная лекция, самый интересный материал самыми внимательными подростками непрерывно воспринимается не дольше 7—8 минут, после чего обязательно наступает кратковременное переключение внимания.

 

Правила самоорганизации внимания

1)    Планируйте время занятий так, чтобы ничего вас не отвлекало.

2)    Перед занятиями организуйте свое рабочее место

3)    Во время занятий максимально мобилизуйте свою волю

4)    Преступая к изучению новой темы, ликвидируйте предыдущие пробелы в знаниях.

5)    Если вы не можете состредоточить внимание, то либо займитесь конспектированием, либо почитайте материал вслух.

6)    Держите средний темп усвоения нового материала.

7)    Чередуйте чтение с обдумыванием, конспектированием и пересказыванием.

8)    Контролируйте, подавляйте непроизвольные переключения внимания на посторонние объекты.

9)    Возвращайтесь на места, где произошло «отключение» внимания.

10)                       Помните о гигиене умственного труда (освещении и температуре).

 

Приведу примеры заданий на развитие внимания.

№1 диагностика внимания

Отыщите числа от 1 до 25 по порядку, называя их вслух.

Нормой считается от 45 до 60 секунд на одну таблицу.

21

12

7

8

20

6    

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

10

5

9

14

11

23

16

 

№2 Развитие устойчивости внимания.

Не водя рукой по схеме, а лишь отслеживая глазами линии, связывающие цифры вверху с нижними буквами, выпишите буквы по порядку и вы сможете прочитать четыре слова, образующих загадку.

№3 «Пропусти число»

Участники игры находятся в кругу. Ведущий предлагает подросткам посчитать

по кругу вслух, причем числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, следует пропускать. Тот игрок, который называет запрещенное число, выбывает из игры.


 

 

 №4Найди смысл в каждом четверостишье (читаются стихи по 1 строчке из каждого):

Мы за деревней в реке очутились,

Тут мои зайчики точно взбесились,

Смотрят, на задние лапы встают,

Лодку качают, грести не дают.

(Н. Некрасов)

Был сынок у маменьки •

Медвежонок маленький,

В маму был фигурою —

В медведицу бурую.

(А. Барто)

Дали туфельку слону,

Взял он туфельку одну.

И сказал: «Нужны пошире.

И не две, а все четыре!».

(С. Маршак)


 


МЫШЛЕНИЕ

Мышление — это творческий познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективном мира.

Формой познания окружающего мира, его законов, сущностей предметов, общего между предметами и явлениями, является абстрактное мышление.

Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Основными логическими приемами формирован понятий являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация.

Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (т. е. свойств и отношений) присущих ряду однородных предметов. Для выделения существенных признаков требуется абстрагироваться (отвлечься) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение, сопоставление предметов.

Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т. е. мысленно расчленить целый предметный на его составные части, элементы, стороны отдельные признаки, а затем осуществить обрат операцию — синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое.

Для проверки развития лингвистического или числового мышления можно работать по тестам Айзенка. А для проверки интеллектуального развития можно использовать тест «КОТ»


 

Приведу примеры заданий на развития мышления:

№1 «Способность обобщать»

В парах слов нужно определить общее


дождь-град

сказка-небылица

сумма-произведение

жидкость-газ

нос-глаз

школа-учитель

водохранилище-канал

история-математика

предательство-трусость


№2 «Способность классифицировать»

В перечне из математических понятий, чисел или выражений выбрать лишнее

1.            ; ; ;  ;

2.            8,7; -3; 4; ; 6,1

3.                  8, 20, -4, 18, 5

4.                  делимое, частное, плюс, деление, делитель

5.                  4, 6, 10, 3, 36

6.                  Основание, показатель, степень, произведение

7.                   11, 3, 5, 18, 7

8.                   Прямоугольник, треугольник, ромб, квадрат, па­раллелограмм

9.                   Точка, отрезок, прямая, уравнение, плоскость

10.                Десять, число, дробь, буква, пятнадцать

11.                Координата, ось, абсцисса, фигура, ордината

12.                145, -434, 56, -186, 875

13.                30, 15, 91, 635, 400

14.                Зх2; -4х; Зх + 8у2 - 7; 4у; 18х2

 

 

№3 «Анализ отношений между понятиями (аналогия)»

даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такие же отношения. Необходимо найти четвертое слово.

1)      школа — обучение = больница — ?

а)      доктор, б) ученик, в) лечение, г) учреждение,

д)      больной

2)      песня — глухой = картина — ?

а) слепой, б) художник, в) рисунок, г) больной, д) хромой

3)      нож — сталь = стол — ?

а) вилка, б) дерево, в) стул, г) пища, д) скатерть

4)      паровоз — вагоны = конь — ?

а) поезд, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня


1)     

ПАМЯТЬ

Память — это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

В подростковом возрасте происходит решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими процессами. Исследования памяти де­тей данного возраста показали, что для подростка вспомнить — значит мыслить. Процесс запоминания подростка сводится также к мышлению, к установ­лению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восста­новлении материала по этим связям между понятиями и явлениями.

Подростка надо научить правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если подросток запоминает материал с установкой, что эта инфор­мация понадобится в скором времени, то материал усваивается быстрее, помнится дольше, воспроизво­дится точнее.

Для того чтобы подростки могли улучшить свою память, тренировать ее, их следует познакомить с законами памяти.

1.                   Для лучшего запоминания необходимо думать. Результат будет значительно лучше, если подросток постарается найти в тексте главную мысль, сделает конспект.

2.                   Интерес к материалу повышает продуктивность запоминания.

3.                  К предстоящей работе с материалом следует готовиться. Можно посоветовать подростку подумать над тем, что он знает на предложенную тему, оценить, насколько информация пополнит знания.

4.                   Не следует перегружать информацией память за короткий промежуток времени. При одновременном восприятии в среднем мы можем удержать в памяти в среднем 7 объектов. Это могут быть 7 слов, 7 фраз, 7 параграфов. Причем легче запомнить первый и последний элементы ряда.

5.                   Не следует учить друг за другом похожие предметы.

6.                  Необходимо бороться с забывчивостью. Так, узелок на память, завязанный в определенной ситуации, или крестик, нарисованный на руке, впоследствии помогают вспомнить и повод, по которому они появились.

7.                  Вся информация должна восприниматься как законченное целое.

Рекомендации для смыслового запоминания материала можно сформулировать так:

1)      осознайте, зачем следует запоминать материал;

2)      осознайте, что надо запомнить;

3)      проанализируйте материал, выявите связи между понятиями и явлениями;

4)      выделите главное, суть в материале, который надо запомнить;

5)      обобщите содержание;

6)      запомните обобщение.

Тренировка — самый элементарный вид формирования личности, в основе которого лежит систематическое повторение определенных действий, а результатом является закрепление повторяемых процессов.


 

 Приведу примеры заданий на тренировку памяти:

№1.   Логически не связанный текст.

Для запоминания 20 слов дается 40 секунд, после чего следует записать то, что запомнили.( Слово и его порядковый номер)


1)      украинец

2)      экономика

3)      каша

4)      татуировка

5)      нейрон

6)      любовь

7)      ножницы

8)      совесть

9)      глина

10)    словарь

11)    масло

12)    бумага

13)    сладости

14)    логика

15)    социализм

16)    глагол

17)    прорыв

18)    дезертир

19)    свеча

20)    вишня


№2 Числа


1)    43

2)    57

3)    12

4)    33

5)    81

6)    72

7)    15

8)    44

9)    37

10)                       38

11)                       86

12)                       56

13)                       47

14)                       6

15)                       78

16)                       61

17)                       96

18)                       7

19)                       83

20)                       73


 

№3 Логически связанный текст.

Запомните 10 основных положений, выделенных в следующем тексте. Нужно прочесть упражнение и через минуту воспроизвести содержание основных положений в заданном порядке.

Текст: Мы берем на хранение чужие мысли и знания (1), только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными (2). Мы уподобляемся человеку, который, нуждаясь в огне, отправился за ним к соседу и, найдя у него прекрасный, яркий огонь, стал греться у чужого очага (3), забыв о своем намерении разжечь очаг у себя дома. Что толку набить себе брюхо говядиной, если мы не перевариваем ее (4), если она не преобразуется в ткани нашего тела, если не прибавляет нам веса и силы? Или, быть может, мы думаем, что Лукулл, ознакомившийся с военным делом только по книгам и сделавшийся, несмотря на отсутствие личного опыта, столь видным полководцем, изучал его по нашему способу? Мы опираемся на чужие руки с такой силой, что в конце концов, обессиливаем (5). Хочу ли я побороть страх смерти? Я это делаю за счет Сенеки (6). Стремлюсь ли утешить другого? Я черпаю из Цицерона (7). А между тем я бы мог обратиться за этим к себе самому (8), если бы меня надлежащим образом воспитали. Нет, не люблю я этого весьма относительного богатства, собранного с мира по нитке. И если можно быть учеными чужою ученостью (9), то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью (10).


 

Заключение…


 

Развитие психофизических качеств личности обучающихся на занятиях кружка «интеллект и творчество» в рамках внеурочной деятельности

Развитие психофизических качеств личности обучающихся на занятиях кружка «интеллект и творчество» в рамках внеурочной деятельности

ВОСПРИЯТИЕ Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс

ВОСПРИЯТИЕ Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс

Определи длину отрезка» Каждая команда чертит для другой на доске отрезок любой длины

Определи длину отрезка» Каждая команда чертит для другой на доске отрезок любой длины

ВНИМАНИЕ Внимание - это форма познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект, внешний или внутренний

ВНИМАНИЕ Внимание - это форма познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект, внешний или внутренний

Возвращайтесь на места, где произошло «отключение» внимания

Возвращайтесь на места, где произошло «отключение» внимания

Найди смысл в каждом четверостишье (читаются стихи по 1 строчке из каждого):

Найди смысл в каждом четверостишье (читаются стихи по 1 строчке из каждого):

МЫШЛЕНИЕ Мышление — это творческий познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективном мира

МЫШЛЕНИЕ Мышление — это творческий познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективном мира

Приведу примеры заданий на развития мышления: №1 «Способность обобщать»

Приведу примеры заданий на развития мышления: №1 «Способность обобщать»

Анализ отношений между понятиями (аналогия)» даны три слова, первые два находятся в определенной связи

Анализ отношений между понятиями (аналогия)» даны три слова, первые два находятся в определенной связи

ПАМЯТЬ Память — это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей

ПАМЯТЬ Память — это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей

Рекомендации для смыслового запоминания материала можно сформулировать так: 1) осознайте, зачем следует запоминать материал; 2) осознайте, что надо запомнить; 3) проанализируйте материал, выявите связи между…

Рекомендации для смыслового запоминания материала можно сформулировать так: 1) осознайте, зачем следует запоминать материал; 2) осознайте, что надо запомнить; 3) проанализируйте материал, выявите связи между…

Приведу примеры заданий на тренировку памяти: №1

Приведу примеры заданий на тренировку памяти: №1

Текст: Мы берем на хранение чужие мысли и знания (1), только и всего

Текст: Мы берем на хранение чужие мысли и знания (1), только и всего

Заключение…

Заключение…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017