Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине
Оценка 4.7

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
русский язык
5 кл
03.04.2018
Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине
Доклад
Развитие речи учащихся.doc
1 Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения­описания по картине 1. Вступление Образовательная школа все чаще обращается к национальной культуре, тра­ дициям   народной   педагогики   как   благодатному,   неисчерпаемому   источнику воспитания   гуманистических   представлений,   как   к   средству   сохранения   духовного здоровья сегодняшнего человека. Обращение к художественной культуре в  педагогической практике — вопрос не простой.   Он   связан   с   формированием  национального   самосознания   школьников. Знакомство,   близкое   соприкосновение   с   репродукциями   великих   художников позволит   воспитанникам   глубже   осознать   свою   причастность   к   родной   земле, дополнить свое нравственное сознание новым содержанием, приблизиться к пониманию этики народной жизни и тем самым почувствовать в нашем противоречивом мире не­ кую устойчивость, нравственную защищенность. Наконец,   искусство   является   мощным   стимулом   интеллектуального   и эмоционального   развития   школьников.   Активное   развитие   детьми   собственных творческих возможностей позволит  им  испытать  упоительное   счастье   проявления неузнанного   в   себе  прежде   творческого   дара,   практического   приобщения   к народной культуре.  Представим процесс обращения к  искусству на уроках развития речи как ряд  последовательных, взаимосвязанных действий. На основе такого алгоритма каждый  учитель может составить собственную композицию урока развития речи с  использованием художественного искусства любого рода, вида, жанра. 2 Цели работы  1. Р а с ш и р я т ь   п о з н а в а т е л ь н о е   пространство  обучаемых: — формировать у школьников целостное представление о русской  национальной культуре, раскрывать мировоззренческий аспект народного  искусства; — способствовать становлению в детях чувства сопричастности ко всему  человеческому; обращаясь к искусству как удивительному по силе воздействия  гуманизирующему фактору, добиваться усвоения детьми общечеловеческих ценностей  как собственного, субъективного их открытия; — расширять познавательное пространство личности в области искусства: учить понимать особенности образного выражения в  искусстве; продолжать работу по осмыслению специфики знаково­символического языка искус­ ства; — подкреплять организацию речевой и коммуникативной деятельности художе­ ственной практикой. 2. Расширять эмоциональный опыт учащихся. Гармонизировать  ло­ г и ч е с к о е    и    э м о ц и о н а л ь н о е   начала в содержании образования. 3 2. Основная часть Мощь, мудрость и красота русского слова  открывается во всей своей широте только перед человеком просвещенным и знающим. Сегодняшний   выпускник   средней   образовательной   школы,   отягощённый конкретными   знаниями,   часто,   к   нашему   сожалению,   утрачивает   привычку распоряжаться обилием информации: не испытывает должного интереса к речевым опытам в той или иной форме. Нам хорошо известны примеры серьёзных речевых неудач при создании письменных и устных связных высказываний школьниками. Несмотря  на  сумму  полученных  в школе знаний,  на имеющийся  опыт  владения коммуникативными   умениями,   они   часто   создают   письменные   и   устные высказывания, не отвечающие речевым задачам, бедные как в духовном, так и в лексическом плане. Но мы, учителя­словесники, прекрасно понимаем, что нашим школьникам необходимы “победные и радостные, плодотворные усилия” речевых опытов, так как только в этом случае они могут проявить свою речевую культуру в многоголосом   коммуникативном   коллективе.   Очевидно,   что   традиционная практика   работы   по   формированию   коммуникативных   умений   и   развития   речи учащихся   требует   совершенствования   и   творческого   пересмотра.   Насколько свободно смогут пользоваться  языком как средством общения в своей  будущей жизни выпускники нашей школы, в значительной мере зависит степень активного и плодотворного участия их в производственной, общественной и креативной сферах в дальнейшем. Поэтому требование развивать речь учащихся воспринимается как социальный заказ современной школе. Работа по развитию речи учащихся  в  школе  многогранна.  Одно  из  ее направлений – написание сочинений разных видов.       Обучение сочинению – это актуальный   вопрос   современности.     Посредством   сочинений,   учителю   легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его.       Вопрос обучения  сочинению 4 затрагивает  философскую  тему  воспитания маленького человека, будущего члена общества,   личности.               Сочинение   –   это   первые   попытки   ребенка   выразить окружающий его мир   во внутреннем   своем   отображении,   высказывать   свое отношение       к       каким­то   проблемам.     Сочинение     заставляет       ученика упорядочить     свои     мысли     в соответствии с   требованиями   времени,   учит красиво  высказываться,  кроме этого обогащает язык и учит грамотности.  Различия методики развивающего обучения и традиционной методики в высшей степени ясно выступают при  планировании  работы  по разделу  «Связная речь», в который входит и написание сочинений. В   опыте   учителей   и   в   методических   руководствах   отношение   к   сочинениям достаточно одностороннее: они рассматриваются как объект обучения.  Поэтому и методика   работы   с   ними   свелась   к   простому   научению.   Отсюда   —  большая коллективная   подготовительная   работа:   составление   общего   плана,  обсуждение содержания каждого пункта, устное составление будущего текста, выписывание на доске   опорных  слов, разбор написания трудных слов.  И только после этого все приступают к  записи работ в тетрадях. Таким образом, ученику остается просто воспроизвести только что услышанное. Узкометодический подход к сочинению как к одному из упражнений по  развитию речи мешает проявлению его  специфики: единству содержания и  формы, мысли и чувства. Именно эта  специфика     позволила     мне    увидеть в детском сочинении уникальное   дидактическое   средство   развития,   воспитания,   обучения   школьников, развития личности в целом, увидеть в нем диагностические возможности, позволяющие наблюдать за динамикой этого развития. Детское   сочинение   —   это   своеобразная   форма   самовыражения,   самоосознания ребенка, это возможность поделиться впечатлениями, переживаниями  с учителем, классом. В сочинении проявляется (а значит, и воспитывается) восприятие красоты природы, красоты человека. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких­либо явлений. 5 Живопись – часть культуры народа, и в этом плане использование в процессе обучения   репродукций   произведений   живописи   является   мощным   источником получения культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического воспитания.   Живописное   полотно,   воздействуя   на   чувства   учащихся   яркими, запоминающимися   образами,   способствует   развитию   у   них   мышления   и   речи, причем духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенно актуально в наше время, когда происходит упрощение словарного запаса.   Произведение   живописи,   являясь   источником   ярких   впечатлений, воздействуя   на   эмоции   детей,   служит   основной   для   осмысленного,   связного высказывания   школьников.   Картина   помогает   сосредоточить   внимание   на определенной  теме,  уяснить  цель  высказывания,  приучает  к  последовательности изложения мысли.  Еще  в  середине  19   века  основоположником  отечественной   методики   Ф. Буслаевым была высказана мысль о соединении в учебном процессе изучения языка с историей и культурой народа. Несомненно, что произведения живописи представляют собой богатейший источник для воспроизведения учебных ситуаций, для формирования ситуативной речи. Чрезвычайно   велика   роль   картины   в   развитии   речи   учащихся.   Картина воздействует   на   чувства   ребенка,   открывает   перед   ним   те   стороны   жизни,   с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает   глубже   осознать   те   явления,   которые   уже   знакомы   школьнику.   Она облегчает ему познание жизни. Использование картины создает на уроке атмосферу поиска,   эмоциональной   приподнятости,   рождающей   потребность   в   общении,   и, следовательно,   способствует   взаимосвязанному   обучению   всем   видам   речевой деятельности: говорению, слушанию, чтению, письму. Еще К. Ушинский писал о том, что чем больше органов чувств участвует в восприятии какого­либо предмета, 6 явления,   тем   прочнее   они   запечатлеваются   в   нашей   нервной   памяти   и   быстрее вспоминаются.  Работая над сочинением, автор решает сразу множество задач: он должен сделать содержание умным и интересным, логично и правильно выстроить текст, продемонстрировать   богатство   словаря   и   владение   разнообразными синтаксическими   конструкциями.   Работа   по   обучению   сочинения   –   описания картины начинается постепенно, с 5 класса, и последовательно заканчивается в 8 классе,   когда   учащиеся   должны   практически   самостоятельно,   при   небольшой поддержке учителя, создавать творческие работы. Уроки по картине имеют свою специфическую структуру: Подготовка   учащихся   к   восприятию   картины   (вступительное   слово учителя) Рассматривание картины Анализ картины как произведения искусства (беседа по картине) Словарно­стилистическая и орфографическая работа Чтение искусствоведческого текста Анализ искусствоведческого текста Составление схемы или плана речевого произведения Устное или письменное сочинение  Анализ письменных работ учащихся При   обучении   видам   речевой   деятельности   картина,   как   правило, выступает в качестве зрительно­смысловой опоры, способствующей формированию умений и навыков аудирования, говорения, чтения и письменной речи. Работа по картине   позволяет   соотнести   коммуникативное   умение   с   видами   речевой деятельности. 7 виды речевой деятельности Аудирование цель применения картины коммуникативные умения учащихся создание зрительно­смысловой опоры  для понимания речевого произведения Понимание сообщения учителя о  картине: извлечение необходимой  говорение  создание зрительно­смысловой опоры  для построения речевого произведения Чтение создание зрительной опоры при  чтении искусствоведческих текстов Письмо создание зрительной опоры для  построения самостоятельного  речевого произведения в письменной  форме информации из его монологического  высказывания о картине овладение монологической речью  разных типов. Формирование и  реализация собственной авторской  позиции в высказывании по картине. Понимание   темы   и   основной   мысли читаемого   текста­образца;   овладение навыками   изучаемого   и   поискового чтения Написание   творческих   работ   по картине. Данная   система   характеризуется   тем,   что   она   позволяет   обеспечить овладение   речью   «на   высшем   уровне»   при   большой   нагрузке   на   эмоции   и воображение   учащихся.   Зрительный   образ   картины   способствует   усложнению заданий на основе приобретенных ранее навыков. Уроки русского языка с использованием картины имеют ряд особенностей. Они   предполагают   эстетически   грамотный   анализ   картины,   внимание   к специфическим   средства   живописи   (цвет,   колорит,   композиция,   светотень), закрепляют   основы   зрительской   культуры,   умения   чувствовать   красоту живописного полотна , «читать» его. На уроках при работе с картиной сочетаются все   виды   речевой   деятельности   учащихся,   предусматривается   формирование коммуникативных умений, связанных с анализом картины. Поэтому цели и задачи урока  ставятся   практически   одни   и   те   же,   лишь   усложняясь   в   зависимости   от уровня подготовки учеников. 8 Например,   в   5   классе   при   подготовке   проведения   урока   развития   речи «Сочинение­описание   по   картине   И.   Грабаря   «Февральская   лазурь»   ставятся следующие задачи:  Показать учащимся художественные достоинства картины.   Подготовить учащихся к написанию сочинения.  В   6   классе   при   анализе   картины   В.   Герасимова   «После   дождя.   Мокрая терраса» учитель должен  Сформировать   у   учащихся   умение   собирать   и   систематизировать материал; Подготовить   учащихся   к   сочинению­описанию   с   элементами повествования Научиться   пользоваться   синонимами   и   образно­выразительными средствами языка в собственной речи В  7   классе при  написании  сочинения  по  картине К.Ф.  Юона "Августовский вечер.   Последний   луч.   Лигачево"   стоят   следующие   задачи:     передать   свое отношение к картине интерьерного жанра со сложной композицией (описание помещения), обратить внимание на средства воссоздания жизни в живописи. В 8 классе целями урока «Сочинение­описание по картине И. Левитана «Март» будет следующие: познакомить учащихся с особенностями научного и научно­ популярного стилей речи на основе их сравнения;  показать, как автор текста может проявить свою позицию,  отношение к картине (на примере искусствоведческого текста);  расширить лексику по теме «Весна»;  повторить употребление слов с уменьшительно­ласкательными  суффиксами. 9 Рассмотрим,   как   реализуются   цели   и   задачи   уроков   развития   речи   по нескольким параметрам.  Важным   компонентом   урока   по   картине   является  вступительное   слово учителя о художнике и его произведении. Его задача – дать сведения о художнике, истории   создания   картины,   подготовить   учащихся   к   восприятию   произведения искусства.   Могут   быть   использованы   воспоминания   или   письма   художника, касающиеся   данного   произведения,   пересказ   отрывков   из   художественных произведений, чтение стихотворных строк, близких теме картины. Так,   например,   вступительное   слово   учителя   на   уроке   развития   речи   по подготовке   к   сочинению   описанию   картины   В.   Машкова   «Клубника   и   белый кувшин» в 5 классе должно нести сообщение о жанре живописи, информацию о художнике и о причинах написания картины. Готовясь   к   этому   уроку,   мы   подобрали   несколько   репродукций   с натюрмортами,   и   сейчас,   пока   вы   будете   их   рассматривать,   мы   немного поговорим о натюрморте. Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII   века.   Эти   натюрморты   были   обычно   небольшого   размера   («малые голландцы»). Их отличительная особенность – темный, почти черный фон, как на одной из репродукций, которые вы видите. Может быть, кто­то вспомнит другие натюрморты, которые вы видели в   музеях   (в   Музее   изобразительных   искусств   им.   Пушкина,   в   Эрмитаже,   в Третьяковской   галерее   и   др.).   Посмотрите:   что   изображали   художники   на натюрмортах? Разные художники могут увидеть красоту самых, казалось бы, обычных предметов, мимо которых мы зачастую проходим, не останавливаясь. Как художник выбирает тему картины, как рождается замысел картины – это всегда загадка. Почему один художник предпочитает писать натюрморты с фруктами, а другой – посуду, третий – цветы, четвертый – хлеб? Вам было бы интересно узнать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин»? 10 Кто мог бы, кроме самого художника, рассказать нам об этом? Представьте себе, что к нам в гости пришла жена художника.  РАССКАЗ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА Я могу вам рассказать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин». Это было в 1913 году, когда мы только что вернулись из Италии и были   полны   впечатлений   о   прекрасных   античных   скульптурах.   Началось жаркое лето, и мы решили провести его на даче у бабушки Ильи, в большом старом деревенском доме. Помню раннее утро, просыпаюсь, а Ильи уже нет. Думаю, не приготовить ли завтрак, беру кувшин с молоком и выхожу в горницу. Вижу: на большом накрытом холстом столе стоит овальное серебряное блюдо с клубникой. Кто­то уже собрал утренний урожай, я подхожу к столу, вдыхаю неповторимый   аромат   клубники.   Ставлю   кувшин   рядом,   выбираю   самые крупные ягоды и начинаю делить: вот эту мне, эту Илье, эту еще раз мне, а эту еще раз ему, одну ягодку успеваю съесть. В это время распахнулась дверь, вошел Илья и радостно сказал: «Посмотри, что я принес! – Он поставил на стол тарелку с черной и белой смородиной. – Какая смородина уродилась!». За спиной он прятал что­то еще: «А это тебе!». И протянул несколько веточек смородины.   На   нашем   обеденном   столе   всегда   красовался   небольшой   букет незабудок,   шиповника   или   маргариток.   И   вот   теперь   на   стол   я   поставила веточки смородины. «Давай завтракать!» – говорю я. «Подожди, посмотри, какая красота, это очень хочется написать!» В комнате было темновато, и я подошла к окну и отдернула занавеску. «Вот это то, что надо». Солнечные лучи осветили ягоды и кувшин, у них появился объем. Это из­за игры света и тени. На черных   ягодках   смородины   засверкали   блики,   а   белая   смородина   просто засветилась   на   солнце,   как   бриллианты.   Усилились   контрасты   между предметами. «Посмотри, какое богатство – просто россыпи драгоценностей! Я должен это нарисовать!». Некоторое время он выбирал, чем будет писать. Сначала   он   взялся   за   акварельные   краски   –   нет!   Акварель   была   слишком 11 прозрачна для этого натюрморта. Потом взялся за пастель – цветные сухие мелки, которые мы привезли из Италии. Нет! Тоже не то. Пастелью можно передать много оттенков, но не контрасты. Это будут масляные краски! Они более   густые.   Илья   подвинул   мольберт,   взял   толстую   кисть,   небольшой холст – и началось рождение чуда. Сначала на заднем плане он написал темную комнату и блюдо с ягодами. Потом в центре картины быстрыми широкими мазками написал тарелку, ветки смородины и белый кувшин. Следы от мазков на кувшине он смазывал пальцем: фарфоровый кувшин ведь гладкий, блестящий и холодный. Потом на переднем плане, словно артисты на авансцене, стали появляться крупные ягоды клубники и случайные веточки малины. Клубника была ярко освещена солнцем. Каждая ягодка словно играла свою роль. «Как ты назовешь свою картину? Наверное, “Ветки смородины”!» – предположила я. «Нет, главные герои моей картины – клубника и кувшин. Знаешь, блеск кувшина напомнил   мне   древние   мраморные   античные   скульптуры   –   стройные, гармоничные и холодные. Клубника – очень живая, она только что от земли. Душистая,   сочная,   приносящая   столько   радости   человеку!   Чудесный   дар природы!». Законченная за час картина была вся пронизана светом.  У   вас   в   руках   всего   лишь   репродукция,   копия   картины,   сделанная типографской   машиной.   Только   подлинник   может   точно   передать   колорит натюрморта. На самом деле все краски намного ярче! Этой картине – 87 лет, почтенный возраст. (Художник поставил свою подпись слева внизу и дату на обратной   стороне   холста.)   Когда   я   бываю   в   своей   любимой   Третьяковке,   я общаюсь  с картинами как со своими друзьями.  Вижу знакомый натюрморт издалека, мысленно здороваюсь, подхожу. Да, это было в 1913 году, Илье – 32 года, прекрасное время! Мы, молодые и счастливые, только что вернулись из Италии.   С   возрастом   я   стала   замечать   еще   одну   вещь:   настроение   легкой грусти в картине. (Пауза.) 12 Подготавливая     учащихся   к   работе   по   картине   К.   Юона   «Августовский вечер.   Лигачево»   в   7   классе,   учитель   может   рассказать   об   одной   общей   теме, объединяющей несколько полотен, задумке художника отразить его любимое время года. В селе Лигачеве, что под Москвой, Юон купил участок земли на окраине, построил   мастерскую   с   не   по­деревенски   большими,   сдвоенными   окнами,   со временем   обросшую   пристройками,   и   провел   там   пятьдесят   наполненных творчеством лет. Почти все зимние пейзажи и множество летних написаны в Лигачеве – именно они более всего заслуживают названия юоновских. Тема “августовских вечеров” появилась в творчестве Юона еще в 20­е годы, и началом ее стало изображение лирической семейной сценки на террасе дома. Август для Юона был одним из любимых периодов, его привлекала эта закатная   пора   лета.   Прощание   до   следующего   года   с   летним   “солнцем художника” составляет элегическую ноту августовских работ художника. Но прежде   чем   угаснуть,   краски   горят   особенно   жарко.   Место   действия   – лигачевский дом. Обращение к предвечернему освещению позволило художнику соединить   интенсивные,   горячие   цвета   в   изображении   внутреннего пространства   дома   и   прохладную   зелено­желтую   гамму   пространства окружающего. Здесь   Юон   особенно   тонко   “перемешивает”   живописные   жанры. Интерьер   потеснен   пейзажем,   рвущимся   в   сдвоенные   окна   и   как   бы продолженным в образе торжествующего букета, обосновавшегося в комнате. Изысканный натюрморт на столе парит на белой скатерти, от бликов и теней ставшей   многоцветной.   Прочные   массивные   стулья   словно   хранят   печать присутствия людей только что покинувших комнату и вышедших в вечереюший простор,   наслаждаться   его   красотой.   Именно   с   красотой   связан   смысл понятия “юоновский пейзаж”. 13 Часто живопись мастера называют поэтической. Действительно, это пейзажная   лирика,   адекватная   стихотворным   образам   русской   поэзии. Творчество   было   для   художника   истинным   наслаждением,   и   прежде   всего потому,   что   устанавливало   особую   связь   между   ним   и   миром.   “Счастье художника   –   живописца,   лучшее   его   счастье   всегда   живет   рядом   с   ним   и вокруг него” – писал Юон. И до конца своих дней он жил с желанием дарить это   счастье   другим.   Его   работа   “Августовский   вечер.   Последний   луч”   по­ настоящему   удивляет   свежестью   взгляда   и   живописным   темпераментом, говорит о неувядающей наблюдательности, ярком эмоциональном восприятии природы, а ведь написана художником 70­и с лишним лет. Поэтическое воплощение России в образах старой Москвы и провинции, яркие   национальные   типы,   живописная   трактовка   архитектурных памятников, лирика русской природы, отображенные на полотнах Юона, очень притягательны.   Праздничное   восприятие   жизни,   солнечность   колорита, декоративность и свобода живописной манеры, артистизм и эмоциональность – все это звучит в живописи Юона и находит отклик в каждой душе. К эмоциональному восприятию картины  И. Грабаря «Февральская лазурь» пятиклассников подготавливают поэтические строчки.  Без березы не мыслю России, Так светла по­славянски она, Что, быть может, в столетья иные От берёзы ­ вся Русь рождена. (О.Шестинский)   2) И стоит берёза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром. (С.Есенин)   3) Белая берёза ­ Русская земля! 14 И печаль, и радость, И любовь моя. (П.Кудрявцев)   4) Новый, новый у берёз наряд, Искры, искры, серебром горят. Ветер, ветер заметает след, Лучше, лучше этой сказки нет. (М.Пляцковский)   5) В ней столько нежности и силы. Смотрю, восторга не тая. В берёзке ­ вся моя Россия И песня русская моя. (Г.Шилов) В   процессе  рассматривания  картины  у  учащихся  развивается  способность наблюдать,   образно   мыслить,   целостно   воспринимать   произведение   живописи, адекватное   замыслу   художника.   Это   нерасчлененное   восприятие   проходит   на уровне   подсознания,   через   чувство,   поэтому   учителю   не   следует   чрезмерно вмешиваться   в   этот   сложный   индивидуальный   процесс.   Как   и   при   восприятии любого   произведения   искусства,   человек   видит   в   картине   то,   что   созвучно   его мыслям и чувствам, в этот момент формируется его индивидуальное понимание художественного   образа.   Общее   беглое   знакомство   с   картиной   порождает   у учащихся желание высказаться, однако порой бывает затруднительно уловить связь между частями картины и составить речевое произведение. Поэтому необходим анализ картины под руководство учителя. Цель   анализа   картины   –   углубить   первоначальное   ее   восприятие   помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы. Необходимо выработать   правильную   эстетическую   оценку   произведения   живописи, стимулировать   творческое   воображение   учащихся,   научить   их   создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно­выразительные средства русского языка, подсказанные картиной. 15 Анализ   картины   проводится   в   процессе   выполнения   коммуникативных вопросно­ответных упражнений или в ходе беседы. На   начальном   этапе   ведущее   место   занимают   вопросно­ответные упражнения,   способствующие   развитию   диалогической   речи.   Например,   при анализе картины В. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса» в 6 классе можно задать следующие вопросы:  Какой именно момент подсмотрел художник? По каким деталям это видно?  Какие чувства она у вас вызывает?  Какие детали в изображении каждого предмета на террасе помогают передать их незатейливую красоту?  Смог ли художник с помощью кисти передать свой неожиданный восторг от происходящего в природе?  Как цветовая гамма помогает создать атмосферу радости, настроение праздника?  Можно   ли   сказать,   что   пол   мокрый?   Почему   слово   мокрый   лучше заменить синонимом? Какой синоним вы подобрали?  Что и как изображено на заднем плане картины?   Какие тона преобладают на картине: теплые или холодные?  Какое   название,   на   ваш   взгляд   больше   соответствует   авторскому замыслу картины – «После дождя» или «Мокрая терраса»?  Что   создает   уют?   Какие   детали   способствуют   созданию   особой атмосферы теплоты? 16 Цель   вопросно­ответных   упражнений   –   помочь   учащимся   в   первичном восприятии   картины,   составить   о   ней   целостное   представление,   понять   тему   и основной замысел художника. Вопросы для анализа картины И. Грабаря «Февральская лазурь»: ­ Какой день изобразил художник? ­ Рассмотрите небо: есть ли на нём облака, какого оно цвета вверху и на горизонте? ­ Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени? ­ Какова берёза на переднем плане картины: что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, прошлогодней листвы на верхушке? ­ Что можно сказать о других березках? ­ Что виднеется на горизонте? ­ Удалось ли художнику передать красоту, которую он увидел в природе? ­ Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы? ­ Какое настроение вызывает эта картина? Что вы чувствуете, о чём думаете, глядя на неё? ­ Какова основная мысль этого пейзажа?  Беседуя по картине­пейзажу И. Левитана «Март» в 8 классе, целесообразно перейти к вопросам аналитико­синтетического характера:  Итак, нравится ли вам картина? Какие чувства она у вас вызывает?   Начнём  работу  по  сбору  материалов  к  сочинению.   Взгляните   на  небо. Что вы можете сказать о нём? 17  А   теперь,   ребята,   попробуйте   описать   деревья,   изображённые   на картине.   А каким художник изобразил снег?   Попробуйте   определить   цветовую   гамму   картины.   Оттенки   каких цветов нашли здесь сочетание и в чём?   Настроение картины прежде всего создаётся присутствием солнца. Что вы можете о нём сказать?   На картине нет изображения человека. Подумайте, а говорит ли что­ нибудь на этой картине о присутствии человека?   Что   вы   можете   сказать   о   настроении,   которое   рождается   при вглядывании в это произведение искусства?   Какой вывод мы можем сделать из всего нами сказанного?  Итак,   успех   беседы   предопределяют   формулировка,   характер   и последовательность  вопросов. Их  необходимо  строить  в зависимости  от  уровня искусствоведческих знаний учащихся, от содержания и жанра картины, от целей и задач урока. В   процессе   беседы   по   картине   обогащается  словарных   запас  учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором лексики для выражения   своих   мыслей   и   чувств.   При   поведении   словарной   работы   учитель организует ее так, чтобы лексика шла в той последовательности, в которой нужно описывать   картину,   он   стремится   не   только   к   расширению   словаря,   но   и   к активизации пассивной лексики.  Например,   в   5   и   6   классах   целесообразно   проводить   коллективную словарную работу, используя заранее подготовленные слова или словосочетания, затем переходить к более усложненному типу работу – соревнования в подборе нужных   определений,   эпитетов,   сравнений,   запись   отдельных   трудных   слов, применение толкового словаря, словаря юного художника или искусствоведческих словарей. 18 Например,   словарная  работа   на  уроке   в  5   классе  при   анализ  картины   И. Грабаря «Февральская лазурь» может носить этимологический характер:       Картина (от русского "карта") ­ произведение живописи в красках.       Репродукция (лат.) ­ воспроизведённый посредством печати рисунок или картина.       Пейзаж (франц.)­1) общий вид местности, картина природы; 2) рисунок, картина, изображающая природу.       Пейзажист ­ художник, пишущий пейзаж.       Лазурь (др. русск. ­ из греч.) ­ 1) светло­синий цвет, голубизна; 2) краска светло­синего цвета.       Лазурный = лазоревый = голубой.       Коралловый (цвет) ­ (перен.) ярко­красный.       Сапфировый (цвет) ­ (перен.) синий или зелёный, цвета сапфира.   В   6   классе   подбор   материала   к   картине   В.   Герасимова   «После   дождя. Мокрая   терраса»   усложняется   коллективным   составлением   опорных словосочетаний:  Кругом   яркий   блеск,   неяркий   солнечный   свет,   щедрый   летний   ливень, обновленная   природа   Круглый   стол   на   резных   ножках,   букет   цветов   в кувшине,   часть   террасы,   тени   на   полу,   угол   дома,   блеск   мокрого   пола, разбросанные по столу лепестки роз, опрокинутый стакан с водой, словно лакированный   от   дождя   стол,   пушистый   букет   роз,   блестящие   перила. Крыша  сарая в саду, густые цветущие кусты во дворе, густая зелень сада, ветви деревьев, обнимающие террасу. (В. Герасимов «После дождя. Мокрая терраса») 19 В 8 классе при анализе картины И. Левитана «Март» задания соотносятся с недавно изученным материалом русского языка: 2. Подберите эпитеты к словам: луч, самовар, букет, воздух, терраса, закат. 3. Найдите в предложениях метафоры, эпитеты, сравнения. Буйная зелень смело заглядывает в окна террасы. В натюрморте царствует пышный разноцветный букет. Начищенный до блеска самовар приглашает попить ароматного чая. Последний луч желанным гостем вошел и мягко в кресло сел. Августовский вечер­ друг семьи, тоже отдыхает на террасе. 4.   Найдите   в   каждой   группе   предложений   синонимы,   в   том   числе контекстуальные. а) Тонкий многоцветный аромат устойчиво держится над садами до голубых потемок… А тут дух от земли чистый. (По М. Шолохову) б) Теплый, мягкий луч золотым пятном сияет на чистых половицах. Августовским лучом согрето все пространство полотна. в) Распахнутые окна зовут в вечерний сад, за околицу. Из растворенного окна окрестность чуточку видна. 5. Вставьте пропущенные буквы. Расст…латься   по   равнине,   расст…лить   скатерть,   р…стущие   кусты,   выр… шенные цветы, произр… стать около дома, бл…стать в закатных лучах, бл… стеть на половице, легкое прик…сновение, едва к…саться, густо зар…сли, дог… рающая   з…ря,   распол…гаться   удобно,   распол…житься   вдоль   стен,   предл… гает отдохнуть, присл…ниться к створке, удачное соч…тание, прим…риться с уходом лета. 6. Раскройте понятия, характерные для данной картины, запишите. Словарно­стилистическая   работа   как   необходимый   элемент   урока   с использованием картины проводится фрагментарно на протяжении всего урока: в 20 ходе   анализа   картины,   в   процессе   чтения   и   после   чтения   искусствоведческого текста.     Умело   поставленные   вопросы   должны   актуализировать   использование словарного запаса учащихся, подбор эпитетов, сравнений и метафор, что ведет к пополнению активного словаря  школьников. Составление   плана  предстоящего   высказывания   является   обязательным элементом урока с использованием картины, поскольку этот прием обучения тесно связан с умением систематизировать собранный материал, подготавливает учащихся к собственного речевого произведения. Собирая   и   систематизируя   материал   по   картине,   учащиеся   одновременно овладевают   умением   планировать   свое   высказывание,   поскольку   в   процессе сбора  материала  они  приводят   его   в  определенный  порядок,   группируют  по темам, устанавливают последовательность его использования в соответствии с темой и замыслом предстоящего высказывания. При обучении сочинению целесообразно составлять коллективный план под руководством учителя, причем в начале составляется простой план, потом – более   сложный.   Так,   при   подготовке   к   сочинению­описанию   по   картине   В. Герасимова «Мосле дождя. Мокрая терраса» составляется простой план: 1. История создания. 2. Сюжет картины. 3. Предметы, изображенные на террасе. 4. Предметы, изображенные на заднем плане картины. 5. Настроение, которое создает картина. При подготовке к сочинению­описанию по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»  можно составить сложный  план: 21  1) Предмет описания в сочинении.  2) Что я вижу на картине?   Февральский день.   Небо.   Снег.   Береза­красавица.   Другие берёзки.   Кустарник на горизонте.   3) Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы?  4) Объяснить название картины.  5) Какое настроение вызывает пейзаж? Усложненный план используется при написании сочинения по картине К.Ф.  Юона "Августовский вечер. Последний луч. Лигачево": Вступление:  а) необычность полотна в слиянии трех жанров; б) равнозначность каждого жанра в общем замысле картины. Основная часть. 1. Интерьер: а) общий вид террасы; б) простота обстановки; 22 в) сочетание теплых и холодных тонов для изображения игры предвечернего  освещения, передачи атмосферы теплого уюта дома и прохладного  августовского заката. 2. Натюрморт: а) небольшой и скромный набор предметов; б) самовар и ваза, как предметы, зрительно уравновешивающие друг друга;  скатерть с множеством переходных оттенков ­ отражение игры света. в) букет­ основное цветовое пятно, переход к пейзажу. 3. Пейзаж: а) распахнутые сдвоенные окна; б) зелень, рвущаяся в открытые створки; в) окно напротив зрителей с четко обозначенным деревцем, плетнем; с полосками поля, реки, неба.  Заключение: а) гармоничность и цельность композиции; б) общее впечатление от полотна. Правильно составленный план творческого высказывания – наиболее близкий путь к успешному написанию сочинения. Важная особенность работы по картине состоит в том, что она способствует развитию видов речевой деятельности и формированию коммуникативных умений. Она   дает   задатки   формирования   и   систематизирования   собранного   материала, активно пополняет словарный запас школьника, учить выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко. 23 3. Заключение Итак, в арсенале учителя­словесника множество работ, развивающих устную и письменную речь учащихся. Я остановилась только на самых главных. К   сожалению,   литературный   язык,   как   он   представлен   в   произведениях русской   классики   от   Пушкина   до   Булгакова,   в   последние   годы   подвергся значительному искажению как со стороны модных сленгов, так и под влиянием совершенно дикого, и причем неоправданного, потока иностранных слов. Мне кажется, что словесник должен и может с этим бороться, сказав детям, что язык их письменных и устных ответов должен стремиться быть таким, как язык тех произведений, с которыми они знакомятся на уроке. Конечно, влияние СМИ преодолеть трудно, всякие  железно  и  клёво  проскальзывают, особенно в устной речи   детей,   но   систематическое   внимание   словесника,   легкая   доля   юмора   в отношении к таким перлам нашей рекламы, как Крутому внуку – крутую бабушку, способны постепенно вытравить эти словечки, и к 8­му классу, когда учащиеся непосредственно говорят о риторике и о том, что беречь надо не только природу, но и родной язык, речь учащихся станет и чище, и богаче. Труднее бороться с засильем иностранных слов, «подкинутых» нам политикой. Всякие  консенсусы  и альтернативы  проникают,   конечно,   не   только   в   речь   детей   и   их   родителей,   но иногда   и   в   нашу   собственную   речь.   Однако   регулярная   работа   после   каждого сочинения и изложения, так же как внимательное комментирование устных ответов, позволит   легко   «выполоть»   языковые   сорняки,   чтобы   язык   наших   детей   был достоин величайшей литературы, оставленной им в наследство. 24 4. Приложение. Пейзажная живопись на уроке развития речи. 5­й класс. Описание картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" Цель:   Показать учащимся художественные достоинства картины.   Подготовить учащихся к написанию сочинения.  I. Сообщение темы, цели и задач урока Ход урока II. Лирическое отступление (чтение учащимися стихотворений о берёзе под  музыкальное сопровождение ­ Григ или Чайковский) 1)  Без березы не мыслю России, Так светла по­славянски она, Что, быть может, в столетья иные От берёзы ­ вся Русь рождена. (О.Шестинский)  2)  И стоит берёза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром. (С.Есенин)  3)  Белая берёза ­ Русская земля! И печаль, и радость, И любовь моя. (П.Кудрявцев)  4)  Новый, новый у берёз наряд, Искры, искры, серебром горят. Ветер, ветер заметает след, Лучше, лучше этой сказки нет. (М.Пляцковский) 25 5)  В ней столько нежности и силы. Смотрю, восторга не тая. В берёзке ­ вся моя Россия И песня русская моя. (Г.Шилов) III. Первичное восприятие картины Рассмотреть картину. Чем понравилась? Объяснить название. IV. Этимологическая страничка Картина (от русского "карта") ­ произведение живописи в красках. Репродукция (лат.) ­ воспроизведённый посредством печати рисунок или картина. Пейзаж (франц.)­1) общий вид местности, картина природы; 2) рисунок, картина,  изображающая природу. Пейзажист ­ художник, пишущий пейзаж. Лазурь (др. русск. ­ из греч.) ­ 1) светло­синий цвет, голубизна; 2) краска светло­ синего цвета. Лазурный = лазоревый = голубой. Коралловый (цвет) ­ (перен.) ярко­красный. Сапфировый (цвет) ­ (перен.) синий или зелёный, цвета сапфира. V. Рассказ о художнике (подготовленный ученик). Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из­ за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь  получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем  юридический факультет Петербургского университета. После окончания  университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии  искусств. Учителем Грабаря был Репин. С 1913 ­ 1925 гг руководил Третьяковской галереей. Участвовал в создании новых  музеев, в охране памятников, занимался реставрацией. Грабарь ­ тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: "Сентябрьский снег", "Мартовский снег", "Лучезарное утро", "Ясный  осенний вечер", "Разъяснивается", "Зимний пейзаж", "Берёзы летом" и др. Все они проникнуты радостным, светлым чувством. 26 VI. Беседа по картине Учитель: ­ Одно из лучших полотен Грабаря "Февральская лазурь" поражает силой и  чистотой цвета, ослепляет лазорево­синим небом. Плотными мазками написаны  огромные белоствольные берёзы на первом плане. Небо уходит в бескрайнюю высь.  Пространство наполнено светом и воздухом. Низкий горизонт усиливает  впечатление монументальности деревьев. Н. Рыленков в одном из своих стихотворений написал: Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Грабарю удалось всмотреться в природу и передать её красоту и величие. Обратимся к воспоминаниям художника и послушаем, как он работал над  картиной. Читает подготовленный ученик: “Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому  строению ветвей, заглядевшись на неё. Я уронил палку и нагнулся, чтобы её  поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, я обомлел от открывшегося  передо мной зрелища фантастической красоты: какие­то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба! “Если бы хоть десятую  долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,­ подумал я. Февраль стоял изумительный. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось  писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину.  Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”. Ответы учащихся на вопросы: ­ Какой день изобразил художник? ­ Рассмотрите небо: есть ли на нём облака, какого оно цвета вверху и на горизонте? ­ Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени? ­ Какова берёза на переднем плане картины: что можно сказать о цвете её ствола,  ветвей, прошлогодней листвы на верхушке? 27 ­ Что можно сказать о других березках? ­ Что виднеется на горизонте? ­ Удалось ли художнику передать красоту, которую он увидел в природе? ­ Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы? ­ Какое настроение вызывает эта картина? Что вы чувствуете, о чём думаете, глядя  на неё? ­ Какова основная мысль этого пейзажа? (упр.342 – прочитать) VII. Составление плана описания картины 1) Предмет описания в сочинении. 2) Что я вижу на картине?  a. Февральский день.  b. Небо.  c. Снег.  d. Береза­красавица.  e. Другие берёзки.  f. Кустарник на горизонте.  3) Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы? 4) Объяснить название картины. 5) Какое настроение вызывает пейзаж? VIII. Словарно­орфографическая работа Передо мной прекрасная репродукция картины. Всё в ней просто и бесподобно.  Изображён, изумительный день, благодатная погода. На небе ни облачка.  Лазоревое, голубизной, светло­­голубое, бесконечность. Сиреневый, искрится,  сверкает. Ветвистая береза­красавица, жемчужная белизна, прошлогодняя листва,  на верхушке красно­коричневого цвета. Обыкновенные, менее величественные. По  линии горизонта виднеется тянущийся сплошной стеной кустарник. Красоту  природы, поражает сияние. Фантастическую красоту, основной цвет. Радостное и  праздничное настроение. XI. Чтение образца Передо мной репродукция самой прекрасной картины Грабаря "Февральская  лазурь". Всё в ней просто и бесподобно. Изображён изумительный февральский 28 день. Морозно и солнечно. Благодатная стояла погода. На небе ни облачка. Оно  лазоревое и ослепляет голубизной. Возле горизонта светло­голубое, а в вышине  синее, и синева эта уходит в бесконечность. Снег искрится, сверкает. Он сиреневый на солнце и синий в тени. На переднем плане изображена ветвистая красавица берёза. Её ствол отливает  жемчужной белизной, а ветви и прошлогодняя листва на верхушке красно­ коричневого цвета. Другие берёзки обыкновенные, они менее величественные. По  линии горизонта на заднем плане виднеется тянущийся сплошной стеной кустарник, тоже красно­коричневого цвета. Художник передал на своём полотне красоту природы. При первой встрече с  картиной поражает идущее от неё голубое сияние. Помог передать фантастическую красоту голубой цвет, основной цвет картины. В природе всё утопает в лазоревом  свете, поэтому картина и названа "Февральская лазурь". Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется побывать  здесь и увидеть всё своими глазами. XII. Написание сочинений 29 Конспект урока на тему: "Сочинение по картине К.Ф. Юона "Августовский вечер. Последний луч. Лигачево" Цель урока: передать свое отношение к картине интерьерного жанра со сложной  композицией (описание помещения), обратить внимание на средства воссоздания  жизни в живописи. О художнике К.Ф. Юоне Ход урока Константин   Федорович   Юон   прожил   долгую   и   внешне   вполне   благополучную жизнь.   Он   был   счастлив   в   семье,   признан   в   творческой   среде.   Художник многогранного дарования – живописец, график, театральный декоратор, педагог, искусствовед, художественный критик, публицист. Юон, как говорят, “родом из детства” ­ его жизнь представляла собой развитие заложенных,   усвоенных   в   детском   и   отроческом   возрасте   творческих возможностей. По   происхождению   он   связан   со   Швейцарией   –   его   род   в   этой   стране прослеживается от XIV века, поэтому будущий художник, который родился в 1875 г., имеет двойное имя Константин­ Николай. Жизнь большой семьи (Константин был четвертым из одиннадцати детей) протекала, как и во многих интеллигентных московских семьях: домашние концерты, детские спектакли, постановки “живых картин”.   Все   дети   любили   музыку   и   увлекались   ею.   Рисование,   архитектурные памятники, театр – особые пристрастия Константина Юона. Закончив   реальное   училище,   Юон   продолжил   учебу   в   Московском   училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учителей были К. Савицкий, А. Архипов, Л. Пастернак, А. Корин, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан. Деньги,   заработанные   уроками,   продажей   работ,   молодой   художник   тратил   на заграничные поездки, где посещал музеи и выставки, работал в парижских студиях. Результатом стало значительное расширение кругозора, ощущение причастности к общеевропейским путям развития искусства. В 1900 г. Юон пробует себя на педагогическом поприще. Он открывает одну из первых   частных   московских   школ   “Классы   рисования   и   живописи”.   Среди учеников были известные впоследствии художники, архитекторы и скульпторы: В. Мухина, В. Ватагин, В. Фаворский, Р. Фальк и др. В   этом   же   году   Константин   Юон   открыл   для   себя   главный   неиссякаемый творческий источник – подмосковное село Лигачево, ставшее для него и домом, и 30 вечным   пейзажным   мотивом.   Здесь   он   встретил   свою   будущую   жену,   местную крестьянку Клавдию Алексеевну Никитину. В   1900   г.   состоялся   дебют   Юона   на   выставке   Товарищества   передвижников   и первая покупка Третьяковской галереей его работы “У Новодевичьего монастыря весной”. К.Ф. Юон много путешествовал, черпая в поездках впечатления и сюжеты. Бывая в старинных русских городах, он проникался их духом и красотой, воплощал образы национальной культуры на своих полотнах. Художник был увлечен суетой жизни, ее неугомонным   кипением.   Его   привлекали   места   многолюдные   –   площади, монастыри, берега рек. Слитный гул базаров, гуляний, праздников передан на его картинах множественностью фигур, красочной пестротой одежд, обобщенностью, пластической однородностью лиц и фигур, похожих на цветную мозаику. Смысл его композиций   –   в   соединении   исторического   окружения   и   человеческой повседневности.  Изменившаяся   жизнь   (Октябрьская   революция,   новый   государственный   строй   ) заставила Юона искать применения своих сил и в других областях: он поступил в Московский   отдел   народного   образования,   где   занимался   организацией преподавания   изобразительного   искусства   в   художественных   школах, любительских студиях, не оставляя, конечно, своего основного дела – творчества. Он   в   тот   период   был   неоднозначным:   с   падениями   и   взлетами,   исканиями, попытками  найти  себя в новом жанре – тематической картине (где он испытал довольно много неудач, так как это был не его путь в искусстве), но у художника всегда   была   эмоциональная   отдушина   –   милое   Лигачево,   где   черпались   силы   и вдохновение для написания пейзажей. Долгая жизнь К.Ф. Юона закончилась в 1958 г. Многочисленные звания и награды говорят   о   том,   что   он   был   признан   государством,   однако   признание   и   память благодарных зрителей гораздо важнее. Ведь с именем художника связаны такие обобщенные   понятия   как   “юоновский   пейзаж”,   “юоновская   весна”,   “юоновская зима”. Они обозначают особенные явления и мотивы в лирическом образе русской природы, которые сумел увидеть и по­своему запечатлеть именно Юон, оставивший яркий, радостный, полный света и поэзии след в русском искусстве.  Слово искусствоведа В селе Лигачеве, что под Москвой, Юон купил участок земли на окраине, построил мастерскую   с   не   по­деревенски   большими,   сдвоенными   окнами,   со   временем обросшую пристройками, и провел там пятьдесят наполненных творчеством лет. Почти все зимние пейзажи и множество летних написаны в Лигачеве – именно они более всего заслуживают названия юоновских. Тема  “августовских вечеров”  появилась  в  творчестве  Юона еще  в 20­е  годы,  и началом   ее   стало   изображение   лирической   семейной   сценки   на   террасе   дома. 31 Август для Юона был одним из любимых периодов, его привлекала эта закатная пора   лета.   Прощание   до   следующего   года   с   летним   “солнцем   художника” составляет   элегическую   ноту   августовских   работ   художника.   Но   прежде   чем угаснуть,   краски   горят   особенно   жарко.   Место   действия   –   лигачевский   дом. Обращение   к   предвечернему   освещению   позволило   художнику   соединить интенсивные,   горячие   цвета   в   изображении   внутреннего   пространства   дома   и прохладную зелено­желтую гамму пространства окружающего. Здесь Юон особенно тонко “перемешивает” живописные жанры. Интерьер потеснен пейзажем,   рвущимся   в   сдвоенные   окна   и   как   бы   продолженным   в   образе торжествующего букета, обосновавшегося в комнате. Изысканный натюрморт на столе парит на белой скатерти, от бликов и теней ставшей многоцветной. Прочные массивные стулья словно хранят печать присутствия людей только что покинувших комнату и вышедших в вечереюший простор, наслаждаться его красотой. Именно с красотой связан смысл понятия “юоновский пейзаж”. Часто   живопись   мастера   называют   поэтической.   Действительно,   это   пейзажная лирика, адекватная стихотворным образам русской поэзии. Творчество было для художника истинным наслаждением, и прежде всего потому, что  устанавливало особую связь между ним и миром. “Счастье художника – живописца, лучшее его счастье всегда живет рядом с ним и вокруг него” – писал Юон. И до конца своих дней он жил с желанием дарить это счастье другим. Его работа “Августовский вечер. Последний луч” по­настоящему удивляет свежестью взгляда и живописным темпераментом, говорит о неувядающей наблюдательности, ярком эмоциональном восприятии природы, а ведь написана художником 70­и с лишним лет. Поэтическое   воплощение   России   в   образах   старой   Москвы   и   провинции,   яркие национальные   типы,   живописная   трактовка   архитектурных   памятников,   лирика русской   природы,   отображенные   на   полотнах   Юона,   очень   притягательны. Праздничное восприятие жизни, солнечность колорита, декоративность и свобода живописной манеры, артистизм и эмоциональность – все это звучит в живописи Юона и находит отклик в каждой душе. Подготовительные задания 1.Вопросы и ответы по содержанию. а) Чем необычна эта картина? б) Почему картина так подробно названа? в) Что составляет интерьер? г) Сложен ли натюрморт? д) Какую роль играют цветы в организации пейзажа? е) Какие чувства пробуждает картина? 32 2. Подберите эпитеты к словам: луч, самовар, букет, воздух, терраса, закат. 3. Найдите в предложениях метафоры, эпитеты, сравнения. Буйная зелень смело заглядывает в окна террасы. В натюрморте царствует пышный разноцветный букет. Начищенный до блеска самовар приглашает попить ароматного чая. Последний луч желанным гостем вошел и мягко в кресло сел. Августовский вечер­ друг семьи, тоже отдыхает на террасе. 4. Найдите в каждой группе предложений синонимы, в том числе контекстуальные. а)   Тонкий   многоцветный   аромат   устойчиво   держится   над   садами   до   голубых потемок… А тут дух от земли чистый. (По М. Шолохову) б) Теплый, мягкий луч золотым пятном сияет на чистых половицах. Августовским лучом согрето все пространство полотна. в) Распахнутые окна зовут в вечерний сад, за околицу. Из растворенного окна окрестность чуточку видна. 5. Вставьте пропущенные буквы. Расст…латься по равнине, расст…лить скатерть, р…стущие кусты, выр…шенные цветы,   произр…   стать   около   дома,   бл…стать   в   закатных   лучах,   бл…стеть   на половице, легкое прик…сновение, едва к…саться, густо зар…сли, дог…рающая з… ря,  распол…гаться   удобно,  распол…житься  вдоль   стен,  предл…гает  отдохнуть, присл…ниться к створке, удачное соч…тание, прим…риться с уходом лета. 6. Раскройте понятия, характерные для данной картины, запишите. Интерьер: Натюрморт: Пейзаж: 7. Прочитайте план, проанализируйте его с точки зрения полноты, достаточности для описания картины. 33 Вступление:  а) необычность полотна в слиянии трех жанров; б) равнозначность каждого жанра в общем замысле картины. Основная часть. 1. Интерьер: а) общий вид террасы; б) простота обстановки; в)   сочетание   теплых   и   холодных   тонов   для   изображения   игры   предвечернего освещения, передачи атмосферы теплого уюта дома и прохладного августовского заката. 2. Натюрморт: а) небольшой и скромный набор предметов; б) самовар и ваза, как предметы, зрительно уравновешивающие друг друга; скатерть с множеством переходных оттенков ­ отражение игры света. в) букет­ основное цветовое пятно, переход к пейзажу. 3. Пейзаж: а) распахнутые сдвоенные окна; б) зелень, рвущаяся в открытые створки; в) окно напротив зрителей с четко обозначенным деревцем, плетнем; с полосками поля, реки, неба.  Заключение: а) гармоничность и цельность композиции; б) общее впечатление от полотна. 8.   Выберите   из   нескольких   вариантов   начала   сочинения   наиболее   отвечающий вашему настроению. 34 а) Смотрю я на эту картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю, когда вся наша семья после суматошного дня собирается на дачной террасе. Мы болтаем, пьем чай, любуемся видом из окна. Эта терраса мне так напоминает нашу… б)   Какие   красивые   цветы   на   столе!   Кажется,   что   они   только   сорваны   и   еще ароматно пахнут теплым садом и летом. Приятно посидеть за вечерним чаем на открытой террасе дома, вдыхая запах не городских асфальтированных магистралей, а неповторимый дух летнего деревенского вечера. Представим себя гостем этого уютного дома. в) Перед нами непростая картина. Ее трудно описать, так как здесь представлены три равноценных жанра: интерьера, натюрморта и пейзажа. Терраса загородного дома с накрытым к чаю столом и распахнутыми в летний сад окнами. С чего начнем? Пожалуй, с интерьера, так тепло освещенного заходящим августовским солнцем. 9. Образуйте от глаголов деепричастия: Освещать – прислонить – лежать – прятать –  дополнить –  выглянуть –  10. Просклоняйте словосочетания “белоснежная скатерть”, “дощатые половицы”, “легкий плетень”. 11.  Подберите  наречие,  противоположное   по  смыслу;   запишите  словосочетания. Учитывайте контекст. Блекло – редко – жидко слева – – чересчур – вблизи – точно – обратно – Слова для справок: ярко, светло, красочно, пышно, полно, объемно, густо, плотно, справа, в меру, немного, мало, вдали, далеко, примерно, приблизительно, на глаз, навстречу. 35 Сочинение­описание по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер" с использованием искусствоведческого текста и элементами комплексного анализа текста Цели и задачи: 1. Подготовить учащихся к сочинению­описанию по картине.  2. Помочь понять содержание картины и средства выражения замысла  художника.  3. Использовать в работе искусствоведческий текст как основу по созданию  учащимися собственных речевых произведений.  4. Активизировать лексику по теме «Описание природы (зимняя деревня)».  5. Ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: колорит,  палитра, тон, тоновое выражение цвета.  6. Воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное  отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной  природы.  Оборудование: ­ выставка репродукций зимних пейзажей русских художников; ­ портрет Н. П.Крымова и репродукции его картин; ­ раздаточный материал (распечатка искусствоведческого текста И.Б.Порто); ­ музыкальный фрагмент Г.Свиридова «Пастораль». Вступление Сегодня наш урок будет посвящен работе над сочинением­описанием по картине художника   Н.П.Крымова.   В   истории   живописи   Н.П.Крымов   известен   как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы. Наша задача ­ познакомиться с живописью Крымова, особенной манерой его письма и создать собственное художественное  произведение ­ сочинение  по картине. А поможет нам в этом искусствоведческий текст. Обратимся к нему. Работа с текстом "Хранятся   в   Третьяковской   галерее   несколько   зимних   пейзажей,   созданных Крымовым в этот период: на них изображены уютные, занесенные снегом маленькие домики   провинциального   городка,   освещенные   золотистым   светом   заходящего морозного солнца. Прекрасно передано настроение угасающего зимнего дня. Вечер ­ одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера ­ именно то «чуть­чуть» в крымовской живописи, о котором он так часто говорил своим ученикам. В картинах это короткое по протяженности время 36 как бы обостряет все существо природы, мимолетными и изменчивыми становятся ее   цвета,   густеют   тени,   светлеет   горизонт,   солнце   на   снегу   вспыхивает неожиданными   золотистыми   и   охристо­лиловыми   пятнами.   Кажется,   что   еще несколько мгновений и сумерки погасят эту красивую пору дня".   И.Б.Порто. 1. Прочитайте текст про себя, озаглавьте, подготовьтесь к выразительному чтению. 2. Прочитайте текст выразительно. 3. О чем этот текст? Какова его тема? 4. Какова основная мысль текста? Что хотел выразить автор? 5. Как можно озаглавить текст? (Зимние пейзажи Крымова). 6. Какую особенность Крымова­живописца отмечает автор? (Воспроизведение  грани дня и вечера, «чуть­чуть» в крымовской живописи). 7. Как вы думаете, эта манера письма художника основана на цвете (= тоне) или  полутоне? (Живопись Крымова ­ живопись полутонов). 8. К какому типу речи относится данный текст? (Описание). 9. В каком стиле он написан? Почему? (В художественном стиле, т.к., автор  создает образ природы). 10. Каково назначение текста, написанного в художественном стиле? Вспомните  речевую ситуацию, свойственную художественному стилю. (Р.С: 1­много; официальная обстановка; воздействие. Назначение текста ­  создать художественный образ (картину), пробудить у читателей различного  рода чувства, эмоции). 11. Языковые средства, помогающие создать образ зимней природы в тексте:  a. Определите, какая часть речи преобладает в тексте? (Прилагательные).  b. Какие разряды прилагательных по значению вам известны? Выпишите  прилагательные с существительными, к которым они относятся, определите  их разряд. (Качественные: уютные, маленькие, золотистым, морозного,  самых любимых, короткое, мимолетными, изменчивыми, охристо­ лиловую, красивую. Относительные: зимних, провинциальногo.  Притяжательные: крымовской). Прилагательных какого разряда больше?  Почему? Какие прилагательные помогают почувствовать настроение автора и  одновременно передают манеру письма художника ­ живопись полутонов? 37 (Уютные, золотистым, короткое, мимолетными, изменчивыми,  охристо­лиловую).  c. Какая еще часть речи, близкая прилагательному, использована автором  текста? (Причастие). Какова их роль в тексте? (Причастие обозначает временный признак по  действию, именно оно позволяет воспроизвести грань между днем и  вечером). Вспомните, какие виды причастий вам известны? Назовите суффиксы  причастий. Выпишите причастия в два столбика (действительные и страдательные),  разберите их по составу. Сформулируйте правило правописания Н и НН в суффиксах причастий.  d. Найдите в тексте наречие образа действия, объясните правописание  приставки. (Прекрасно  пре­ = очень).  e. Выпишите прилагательное неожиданными, объясните правописание  приставки не­.  12. Особенности синтаксиса.  a. Укажите, какие синтаксические конструкции использует автор текста? (Предложения с причастными оборотами, сложные предложения,  предложения с однородными членами).  b. Выпишите причастные обороты с определяемыми словами, сформулируйте  правила постановки знаков препинания. (Пейзажей, созданных Крымовым в этот период; занесенные снегом  домики; домики, освещенные золотистым светом заходящего морозного  солнца).  c. Зачитайте примеры сложных предложений.  d. Подберите синоним к прилагательному морозного (= зимнее, холодное).  e. Какие еще текстовые синонимы использовал автор текста? (Пейзажи =  живопись = картины).  f. Жанр текста. Понравился ли текст? Доступен ли он вам? Как вы думаете, где   его можно  прочитать, где бы вы его разместили? (Вступительная статья к альбому  репродукций художника).  g. Обобщение. Итак, мы заочно с помощью данного текста познакомились с живописью  Н.П.Крымова, особенностями Крымова­живописца, а теперь обратимся к  картине, по которой мы и будем писать сочинение.  Работа с картиной  (В   работе   с   картиной   основной   деятельностью   является   создание   черновых набросков, миниатюр, наподобие тех, что были домашним заданием при подготовке к этому уроку). 1. Рассматривание картины. 38 2. Соответствует ли текст, с которым мы работали, содержанию картины? 3. Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова «  Зимний вечер»? (Создается хорошее, приятное настроение, хочется долго  смотреть на эту картину, от нее веет тишиной и спокойствием). 4. Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? (Мы смотрим на  картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, как бы слышим скрип полозьев; саней,  нагруженных сеном). 5. Работа с черновиком ­ создание миниатюр­зарисовок на основе вопросов: Что с первого взгляда привлекает в картине? Какие признаки наступающего вечера вы видите? (Работа выполняется самостоятельно с последующим чтением созданных речевых  фрагментов). (Глубокий снег с лилово­голубыми тенями, освещенный лучами заходящего  солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает  затемненный передний план. Это прежде всего длинные предвечерние тени. О  наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с  фиолетовым оттенком). 6. В чем особенность построения картины, ее композиции? Где находится  художник? (Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки  устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди,  идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление  движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с  природой. Художник находится на большом расстоянии от деревни: это подчеркнуто  маленьким размером изображенных лошадей, неясными маленькими  фигурками людей, домами и строениями, в которых не видно деталей. Деревья  выступают общей массой). 7. Работа над черновиками по вариантам: I вариант: Каким изобразил художник небо в предвечерний час? 39 (Зеленовато­серое, местами розовато­лиловое небо. Такой цвет неба художник  изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца,  освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок). II вариант: Какими изображены деревья?  (Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева  ­ густой лиственный лес, а в центре картины ­ высокие куполообразные деревья.  Деревья окрашены в рыжевато­коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца).  III вариант: Опишите деревушку.  (Бревенчатые строения, освещенные окна домов, церквушка, сарай…) 8. В.Фаворский в воспоминаниях о Н.П.Крымове напишет: «Его произведения  поражают совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью,  каждый раз разной, в каждом пейзаже своей». Попытаемся озвучить картину. Что  мог услышать художник? (Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким  поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев  саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола...) 9. Палитра художника. Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера? (Художник  использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато­голубой, серебристо­ синий цвет снега, зеленовато­серый цвет неба, которые передают ощущение  морозного вечера. Но употребил и теплые цвета). Приведите примеры предметов, написанных теплыми цветами. (Рыжевато­ коричневые деревья; желтовато­коричневые стены домов и сараев;  желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают  ощущение уюта, спокойствия, тепла). 10. Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите  свои чувства. (Этот пейзаж, изображающий тихий, уютный вечер в деревне,  вызывает у нас чувство умиротворенности, покоя. Хочется побывать в этом  прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в  предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом). 11. Обобщение. Действительно, небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам  русской деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой  изобразительностью и лаконичностью. «Любите природу, изучайте ее, пишите то,  что вы по­настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде», ­ говорил  художник. 40 Составление плана С чего бы вы начали описание картины? О чем бы обязательно написали? Чем бы закончили сочинение? Примерный план 1. Н.П.Крымов ­ художник­пейзажист.  2. Зима в изображении художника (снег, небо, тени).  3. Особенности композиции (передний план, задний план, центр картины).  4. Палитра художника.  5. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.  Выбор жанра В каком жанре можно написать сочинение? (Статья в газету, письмо другу,  размышление­эссе). Подведение итогов «Пейзаж ­ портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать  любое хорошее произведение...» Н.П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не  менее интересными. В завершение урока, как музыкальную иллюстрацию картины слушаем музыкальный фрагмент композитора Г.Свиридова «Пастораль». Д/З: написать сочинение в соответствии с выбранным жанром в художественном  стиле.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине

Развитие речи учащихся на уроках русского языка путем использования в учебном процессе сочинения-описания по картине
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018