Развитие связной речи учащихся
Оценка 4.6

Развитие связной речи учащихся

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык
1 кл—6 кл
29.01.2017
Развитие связной речи учащихся
Дар слова – одна из важнейших особенностей человека, возвышающего его над миром живого, но этот дар нужно развивать. Слово – это средство общения людей, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки человека. Последнее время развитию коммуникативной компетенции школьников придается особое значение, так как в этом понятии справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности. В данной статье представлены упражнения, направленные на развитие связной речи учащихся.
Образное мышление.docx
Развитие образной памяти ребенка.       Дар слова – одна из важнейших особенностей человека, возвышающего его над   миром   живого,   но   этот   дар   нужно   развивать.   Слово   –   это   средство общения   людей,   способ   обмена   информацией,   инструмент   воздействия   на сознание и поступки человека. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность   является   составной   частью   общей   культуры   человека,   его образованности. Для интеллигентного человека, отмечал А. П. Чехов, дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать.            Последнее время развитию коммуникативной компетенции школьников придается особое значение, так как в этом понятии справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности.        Развитие речи учащихся – это процесс длительный и сложный, требующий систематического   и   целенаправленного   вмешательства   преподавателя. Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в   устной   и   письменной   форме   свои   и   чужие   мысли.   Развитость   речи, коммуникативные способности – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Работа над речевой культурой – процесс длительный и многоаспектный, он  предполагает, например, массовое обучение людей в области общения.  Упражнения, направленные  на развитие связной речи, проводить нужно во  всех классах, начиная с начальной ступени обучения русскому языку. Некоторые пути развития речи наиболее привлекают внимание ребят,  увлекают их заниматься развитием своей речи, вовлекают в работу над  словом, развивают их кругозор.            Прием под названием «Поле ключевых слов» можно использовать  не только на уроках русского языка при изучении почти всех тем, но и на  уроках литературы. Прием заключается в том, чтобы к данному слову  подобрать множество ассоциативных слов, так или иначе с ним связанных,  расположенных в виде поля, то есть вокруг данного слова.  Прием «Поле ключевых слов» разговорчивый                        ласковый            игривый                  беззащитный             забавный                                                                         дорогой  ПИТОМЕЦ догадливый Хорошенький       любимый                                                        маленький нежный хитрый           Задания на развитие образной памяти ребенка. В основе повышения уровня развития образной памяти лежит обучение ассоциативным   техникам   и   классическим   приемам   запоминания,  а   именно: приему Симонида Кеосского, архитектурному приему Квинтилиана, способу «Дерево»   Луллия,   системе   «театра»   Фладда   и   Дж.Камиллио,   приему «Фантастический рассказ».                 Ассоциации   нелогичного   типа   присутствуют   в   таком   приеме,  как «небывалый   рассказ».   Из   компонентов   запоминаемой   информации составляется   нелепый,   сказочный   рассказ,   где   связь   между   компонентами информации играют роль парадоксы, что дает повод хорошо запомнить.                Знакомясь на уроках русского языка со структурой грамматических определений,   правил   грамматики,   орфографии   и   пунктуации,   занимаясь сопоставлением   изучаемых   языковых   категорий,   овладевая   умением классифицировать   и   группировать   факты   языка,   школьники   учатся   точно, связно   и   грамотно   излагать   свои   мысли.   Для   этого   используются разнообразные   письменные   упражнения   и   приемы   –   словарные, синтаксические,   композиционные,   пунктуационные,   которые   включаются   в общую систему языковых занятий.  Задания на развитие образной памяти ребенка. 1) В основе повышения уровня развития образной памяти лежит обучение ассоциативным   техникам   и   классическим   приемам   запоминания,   а именно:   приему   Симонида   Кеосского,   архитектурному   приему Квинтилиана, способу «Дерево» Луллия, системе «театра» Фладда и Дж.Камиллио, приему «Фантастический рассказ». 2) Ассоциации   нелогичного   типа   присутствуют   в   таком   приеме,   как «небывалый   рассказ».   Из   компонентов   запоминаемой   информации составляется   нелепый,   сказочный   рассказ,   где   связь   между компонентами   информации   играют   роль   парадоксы,   что   дает   повод хорошо запомнить. 3) Любой текст можно представить  мысленными образами, на этом и основана предлагаемая техника запоминания, которой следует обучать детей. В огороде чучело Шляпу нахлобучило Рукавами машет ­ И как будто пляшет! Это чучело ­ оно Сторожить поставлено, Чтобы птицы не летали, Чтоб горошек не клевали. Вот какое чучело Шляпу нахлобучило, Синий шарф на палке ­ Пусть боятся галки!       (И. Михайлова) а) Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения. б) Закройте глаза и попробуйте зримо представить себе содержание этой строки  в  уме.  Постарайтесь  нарисовать  картинку  яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь 4)  Осознание словесного материала. Цель этого упражнения ­ заставить детей поразмышлять о словах. Называется слово, а учащийся   представляет себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно". 5)  Образы­спички.   Берутся   спички   (счетные   палочки).   Диктуются   детям слова, а их задача ­ выкладывать из спичек(палочек) образ, который эти слова у них вызывают. (Например, лето может вызвать образ цветка­ромашки, образ ломаной линии­волны  ).  Спички можно класть в любом положении, ломать. Слова   диктуются  с  паузой   в 1  мин.  После   того,  как   закончили   диктовать слова, дети должны по составленным ими "образам­спичкам" воспроизвести слова.  6)  Дать определенные пары слов, которые между собой не должны быть связаны между собой по смыслу. К примеру, это могут слова «кофе» и «кот». Главной задачей ребенка является то, что он должен каким­то образом между собой связать эти два слова. 7)  Создание   детьми   наглядного   материала   по   учебным   темам (карточки,   например,   по   теме   «Вежливость   в   речевой   ситуации»).   Юные «художники» комментируют свой рисунок и   объясняют новый материал по данной теме, дополняя предыдущего ответчика, излагая свою точку зрения. 8)  Творческие сочинения разных жанров: («Весточка в сказочный край»; «Письмо Деду Морозу», «Письмо губернатору») Например:   «Весточка   в   сказочный   край» —   яркий   пример   подобных сочинений. Грамотное   и   содержательное   письмо   –   пытливый   труд   для пятиклассников. В современной действительности, как выяснилось, они редко пользуются   эпистолярным   жанром.   Поэтому   учителю   необходимо изловчиться в создании положительной мотивации, чтобы без принуждения заинтриговать   учеников:   «Как   часто   мы   пишем   кому­нибудь   простые письма?.. А знаете ли вы, что есть уголки на нашей планете, куда попросту не пролегает   сеть   сотовых   телефонов   и   Интернета?   Ну,   скажем,   страна Литературия,   где   живут   герои   произведений.   Или   страна   Лукоморье,   где обитают сказочные персонажи.   Представляете, как тяжко им томиться,   не ведая, что происходит в нашем тысячелетии! И как им, должно быть, приятно, если кто­то отзовётся да, к примеру, поздравит с Новым годом! Вспомним этих героев! Дети перечисляют: Леший, Водяной, Кикимора, баба Яга, Кощей Бессмертный, домовёнок Кузя. Давайте напишем им письмо, изобразим, как их представляем себе, попросим совершить для кого­нибудь доброе дело, а также поздравим их с Новым годом, заверив, что про них не забыли и ждём встречи с ними в сказках! Лучшие из писем, поверим, найдут своих адресатов, а также будут блестяще оценены! Как же правильно оформить письмо?». К письму прилагается рисунок от адресанта. Так, совместно с учениками, приходим к общим положениям о создании письма 9) Сценарий рассказа, сказки… 10)  Подпись   под   фотографией  или   описание   фотографии,   подпись   под иллюстрации   книги   и   т.д.   Заманчивое   предложение   для   детей   — интригующее   описание   их   собственных   фотографий.   Нужно   проявить творческую смекалку, чтобы отобрать из многочисленных снимков тот самый­ самый, умело  создать  к  нему  содержательный   текст  и  представить  на  суд одноклассников. Хорошо бы по нескольким фотографиям написать рассказ о себе,   поучиться   составлять   резюме,   очерки,   путевые   заметки,   вести журналистские   расследования   и   пр.   «Любители   похвастаться», продемонстрировать что­либо, что потрясёт воображение, затронет чувства одноклассников и учителей, с удовольствием участвуют в этой работе. Может быть   выбрана   любая   форма   урока:   круглый   стол,   стенгазета,   реклама, дискуссия,   публичное   выступление,   конкурс,   фотосессия,   презентация. 11) Проблемное сочинение – когда ребята вслед за автором размышляют над проблемами   различного   характера:   взаимоотношения   друг   с   другом, природные   катаклизмы,   жизненные   коллизии   и   т.   д.   Так,   в   ходе   изучения художественного   произведения   В.   Г.   Короленко   «В   дурном   обществе», пятиклассникам предлагается программное сочинение на тему «Путь Васи к добру и правде». Оставляя тему неизменной, я предложила дополнительно поразмыслить о проблемах или ситуациях из жизни самих учеников, которые извечны, и часто разрешить их быстро и окончательно непросто. Единственно, что   меняется,   —   время   и   условия   их   проявления.   Анализируя   данные сочинения, приходим к выводу, что «и мы, и наши современники не только в киносценариях,   спектаклях,   произведениях,   но   и   в   реальной   жизни сталкиваются с теми же неурядицами, что и герои того или иного автора.  Поэтому   литература   –   источник   вечных   истин,   никогда   не   утратит   своей энергетической   и   созидательной   мощи.   Воспитательные   заслуги   этого предмета неоценимы!               При   систематическом   использовании   приведенных   выше   приемов развития   речи,   действительно,   речь   школьников   развивается   довольно быстрыми   темпами   и   к   концу   обучения   в   среднем   звене   ребята   с удовольствием идут на уроки развития речи, так как они к этому времени научатся   грамотно   и   логично   излагать   свои   мысли,   описывать   предметы, пересказывать   чужой   текст,   а   это   все   пригодится   на   государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Развитие связной речи учащихся

Развитие связной речи учащихся

Развитие связной речи учащихся

Развитие связной речи учащихся

Развитие связной речи учащихся

Развитие связной речи учащихся

Развитие связной речи учащихся

Развитие связной речи учащихся

Развитие связной речи учащихся

Развитие связной речи учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017