Развитие творческих способностей детей в ГПД
Оценка 5

Развитие творческих способностей детей в ГПД

Оценка 5
Лекции
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
04.05.2017
Развитие творческих способностей детей в ГПД
Как гласит народная мудрость: «Дитя-драгоценность, но ещё большая драгоценность - его воспитание». Это значит, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для гармоничного развития и творчества каждого учащегося. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального образования через урочную и внеурочную деятельность Современный этап развития педагогики и психологии требует новых подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с использованием методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации на творческие процессы, на формирование и развитие творческой личности.Развитие творческих способностей учащихся в рамках группы продленного дня
отчет.docx
Развитие творческих способностей учащихся в рамках группы продленного дня            Как гласит народная мудрость: «Дитя­драгоценность, но ещё большая драгоценность ­ его воспитание». Это значит, прежде всего, необходимость создания     оптимальных   условий   для   гармоничного   развития   и   творчества каждого учащегося.            Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы   начального   образования   через   урочную   и   внеурочную деятельность          Современный этап развития педагогики и   психологии требует   новых подходов   к   решению   задач   воспитания   личности   ребенка.   Наряду   с использованием   методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации на творческие процессы, на формирование и развитие творческой личности.           Благоприятными   условиями   для     развития   творческих   способностей школьников, несомненно, является  воспитательная работа. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня. (далее ГПД) Продлённый день – неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребёнка, но реализуется он лишь при условии высокой организации работы   группы   продлённого   дня   и   максимального   использования   всех предоставляемых режимом продлённого дня возможностей.             Основной целью моей педагогической деятельности   является создание условий     активной   и самостоятельной,   через   включение   в   систему   творческих   занятий   и  положительной мотивации творческой деятельности, индивидуальный подход к развитию каждого воспитанника.             Достижение   творческого   развития   каждого   ребенка   можно   за   счет использования   разнообразных   видов   творческой   деятельности,   активизации творческого мышления в учебной деятельности и на прогулке, во время игры.             Основными   задачами   данного направления считаю: развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по­разному влияющими   на   психофизиологические   функции   ребенка;   развитие технического   мышления,   воображения,   фантазии,   художественного   вкуса; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.        Основное   время   в   ГПД   не   должно   поглощаться   самоподготовкой, выполнением   домашних   заданий,   а   способствовать   развитию   личностных качеств   ребёнка,   формированию   общественной   культуры   –   взращиванию самого себя, совокупности главных жизненных ценностей, навыков общения, гуманистических привычек. для   формирования   творческой   личности, Мы хотим , чтобы дети выросли сознательными и здоровыми членами общества,  инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу.       Из всего этого следует, что перед воспитателем группы продлённого дня встает   задача   развития   ребенка,   его   творческих   способностей,   воспитания творческой личности в целом.                Источником   новизны   является   углубленная   работа   по   развитию творческих способностей учащихся через включение в систему творческих занятий в условиях группы продленного дня:                 1.   Разработка   планирования   на   основе   деятельностного   подхода, включающего   художественно­творческую,   познавательную,   музыкальную, коммуникативную, игровые виды деятельности.                2. Использование методов, приемов, форм организации внеурочной, игровой,  воспитательной  и  досуговой  деятельности,  побуждающих  детей  к проявлению творческого мышления, воображения.                3. Создание психологически комфортной   обстановки в творческой деятельности с опорой на принципы гуманизма (свобода творчества, ситуации успеха, доброжелательность).         4. Опора на природные способности учеников, что является отражением принципа индивидуального подхода к каждому ребенку.     Творческие   способности   –это   индивидуальные   психологические особенности   ребенка,   которые   не   зависят   от   умственных   способностей   и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, свой точке зрения на окружающую действительность.            Каждый   ребенок   хочет   играть,   рисовать,   лепить,   творить   т.е.   жить творчески. На своих занятиях пробуждаю заложенное творческое начало, учу трудиться, помогаю понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве, для радостной,  наполненной жизни.   параметры: ­  беглость мысли (количество идей), ­  гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую),  ­  оригинальность (способность производить идеи), ­  любознательность,  ­  фантастичность.      Диагностика творческой деятельности ­  Гибкость в мышлении и действиях; ­  Быстрота мышления; ­  Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что­то новое; ­  Богатое воображение; ­  Восприятие неоднозначных вещей; ­  Высокие эстетические ценности; ­  Развитая интуиция.         Для   определения   творческих   способностей     выделяют   следующие Одним   из   эффективных   средств   воспитания,   в   котором   тесно переплетаются формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся   начальных   классов,   может   быть   внеклассная   работа   по изготовлению аппликаций из различных материалов( ткань, кожу, бумагу, природного материала)           Это  –  один   из   самых   распространенных   и   привычных   видов   работ   в начальной школе, который  способствуют развитию художественного видения природы, внимания, мышления, воображения и др.      Аппликационные работы способствуют развитию художественного видения природы, закреплению представлений о симметрии и асимметрии,  совершенствованию представлений о выразительной композиции, развитию  чувства формы, ритма, соотношения частей и целого. При работе над  аппликацией у учащихся развиваются такие психические процессы, как  внимание, мышление, воображение и др. На начальном этапе обучения детей  хорошо использовать аппликацию для развития глазомера, моторики рук,  координации движения, формирования представлений о приемах  рациональной работы, совершенствования приемов разметки, вырезания,  работы с клеем и ножницами. Работа над аппликацией помогает воспитывать  аккуратность и терпеливость.           Кладовой   для   развития   фантазии,   творчества,   воображения   является работа с природным материалом. . Процесс изготовления из него поделок не только   положительно   сказывается   на   развитии   эстетических   чувств, пополняет   навыки   и   умения,   необходимые   детям,   но   развивает   мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность.       Поделки   не   очень   совершенны,   но   они   приносят   много   радости   и   творческого   удовлетворения,   самое   главное   предоставить   ребенку самостоятельность,  лишь   слегка   помочь   ребёнку   раскрыть   образ   будущего персонажа, разбудить его воображение.        Природный материал  – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно скажется   на   развитии   эстетических   чувств,   пополнит   навыки   и   умения, необходимые   детям,   но   обязательно   разовьёт   мелкую   моторику   руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность.     Создание поделок из природного материала даёт возможность взглянуть на окружающий   мир   глазами   созидателя,   а  не   потребителя.   И   пусть   поделки будут   пока   не   очень   совершенны,   но   они   принесут   много   радости   и творческого удовлетворения.          При выполнении изделий из природного материала необходимо, прежде всего,   предоставить   ребёнку   самостоятельность.  Воспитатель   должен   лишь помочь   ребёнку   раскрыть   образ   будущего   персонажа,   разбудить   его воображение. Воображение – самый главный помощник в творчестве. Развитие этой способности обогащает человека независимо от его возраста.        Ещё один вид деятельности, способствующий творческому развитию детей –  оригами.   Удивительно, сколько положительных эмоций вызывают такие занятия. Дети испытывают удовольствие и восторг, когда у них из простого листа бумаги получается какая­то фигурка. Почему оригами нравится взрослым и детям? – Оригами похоже на фокус: из обычного листка бумаги за несколько минут    рождается фигурка. –  Для занятий нужна только бумага и ваши знания. –  С помощью оригами легко создается целый мир, в который можно играть. –  Занятия оригами абсолютно безопасны даже для маленьких детей. –  Оригами – это личное и коллективное творчество. –  Для оригами нет возрастных пределов, и не требуется особых  способностей. –  Оригами помогает оформлять помещения, делать оригинальные  подарки (без больших материальных затрат). Целью занятий является не складывание как можно большего количества  разнообразных фигурок, а воспитание и развитие у детей целого ряда  способностей и навыков. Педагогами разных стран выявлено, что оригами: – развивает пространственное воображение, память, творческие  и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру  кистей рук, концентрацию  внимания, уверенность в своих силах и   способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;  –  знакомит с основными геометрическими понятиями; –  улучшает способность следовать устным инструкциям; –  расширяет коммуникативные способности; – воспитывает личность как члена общества с его нравственными,    патриотическими, интернациональными чувствами; –  воспитывает наблюдательность, художественно­эстетический вкус детей,    самостоятельность и аккуратность при работе.      Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир, добрый, радостный, веселый. Подготовка к занятию – это целое научное исследование и проектирование. Ведь каждая фигура оригами – это своя история, своя легенда и множество вариантов применения в жизни.      Еще один вид творческой деятельности, который любят мои воспитанники, это  конструирование.          Этот   вид   продуктивной   деятельности,   предполагающий   построение предметов.   Его   успешность   зависит   от   уровня   развития   мышления   и восприятия. Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного   расположения   элементов   предмета   и   подчинение   его определённой   логике.   И   девочки   ,   и   мальчики   с   большим   удовольствием участвуют в занятиях с конструктором Лего  потому   что   детские   замыслы   уточняются   и   совершенствуются   в   ходе практической реализации, что способствует умственному развитию учащихся. Конструктивное творчество является таким видом деятельности,  которое характеризуется целенаправленным поиском новизны в способах  построения, соединения деталей и их положении в пространстве, когда путём  поиска определяются оригинальные способы конструирования.  Конструктивное творчество представляет сложный комплекс умственных и  практических действий. Оно имеет 2 основных этапа:      этап замысла, где отражается собственная преобразующая деятельность  мышления и воображения ребёнка и      этап его практической реализации.  Эти этапы находятся в тесной связи, потому что детские замыслы уточняются и совершенствуются в ходе практической реализации, что способствует  умственному развитию учащихся.       Работы по шитью, вышиванию( Изонить), плетению привлекают детей своими результатами. Сколько радости получают они от сделанной своими руками салфетки, закладки, игрушки. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса.           Работа с текстильными материалами способствует развитию творческих способностей   детей:   вкусу,   чувству   цвета,   композиционному   решению, выбору художественного образа.           Особую   популярность   приобрела   работа   с  бросовым  материалом  – римейк.          Remake  (англ.) – переделка. В работе используются старые и ненужные вещи. Отжившие своё носки и колготки превратятся в современные красивые вещи,   нужные   в   каждом   доме,   старая   мешковина   и   упаковочный   шпагат помогут   обновить   интерьер,   из     гофрированного   картона   (упаковочные коробки)   можно   изготовить   различные   панно,   а   из   коробок,   пластиковых бутылок, капсул всевозможные изделия.      Изготовление изделий из бросового материала способствует эстетическому развитию   детей,   приобретению   ими   умения   грамотно   подбирать   цветовые сочетания, формы, размеры, комплектующие изделие детали.           Неиссякаемые   возможности   для   всестороннего   развития   младших школьников  предоставляют  занятия  изобразительным  искусством,  чтение  и сочинение сказок. Такие занятия не могут быть скучными, неинтересными для детей.     А для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить детям позитивные эмоции. Ещё один из видов творчества ­ лепка  из различных материалов.        Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане   умственного   и   эстетического   развития   детей.   Лепка   расширяет   их кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений.           Занятия   лепкой   воспитывают   художественный   вкус   детей,   умение наблюдать,   выделять   главное,   характерное,  учат   не   только   смотреть,  но   и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Занятия   изобразительным   искусством.   Они   заключают   в   себе неиссякаемые   возможности   для   всестороннего   развития   младших школьников.   Маленький   человек,   сидящий   за   партой,   смотрит   на   воспитателя   доверчивыми, широко открытыми глазами. Его чуткое сердце в любую минуту готово откликнуться на прекрасный, красочный мир, по­новому увиденный им в изобразительном искусстве.     Занятия   изобразительного   искусства   не   могут   быть   скучными, неинтересными для детей. На своих занятиях воспитатель вместе с детьми заново   переживает   радость   открытия   прекрасного   в   жизни,   искусстве. Главным условием успеха таких занятий является постоянное эстетическое самообразование воспитателя.       Пожалуй, нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы       подолгу   слушать   увлекательные   истории,   полные   ярких   событий   и чудесных приключений. Однако, сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческие способности младших школьников.   А   для   этого   нужна   всего   лишь   фантазия,   желание   подарить детям позитивные эмоции.  Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно. Маленькие дети могут сочинять сказки вместе со взрослыми, а   ребята   начальных   классов   уже   свободно   могут   сочинять   сказки самостоятельно. Влияние сказок, прочитанных в детстве, на формирование личности ребенка  очень велико.       Мир детства — таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в играх. Игра, вечный спутник детства,   создает   предпосылки   формирования   умственных   способностей ребенка.   Если   ребенок   ежедневно   погружается   в   различные   виды   игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое   самовыражение,   то   личный   опыт   ребенка   обогащается, формируется   произвольная   волевая   регуляция   поведения,   формируются память, внимание, способность восприятия.  В игре рождается плодотворное соревнование, подчиненное социально значимой идее — успешности общего действия   и   достижения   поставленной   цели.   В   игре   ребенок   избавлен   от ответственности за ошибки ( сколько хочешь, столько и ошибайся). Ведь это не урок, где все правильно или неправильно. Где нельзя говорить «не знаю».            Для   развития   личности   детей   младшего   школьного   возраста     в воспитательный   процесс     требуется   включать   дидактические   игры   и упражнения   познавательного   и   занимательного   характера.   Они   позволят безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности к учебной.  .        Детский праздник  в группе продлённого дня даёт детям возможность проявить   свои   способности,   склонности,   а   воспитателю   –   лучше   узнать воспитанников, ненавязчиво влиять на них в нужном ему направлении.         Хороший   умный   праздник   –   яркое   событие   в   жизни   детей,   которое запоминается своей сюрпризностью, необычностью. Дети любят праздники за то,   что   они   дарят   радость,   вызывают   яркие   эмоциональные   переживания. Среди равнины  школьных будней они как блистающие вершины, манящие и одновременно   требующие   определённых   усилий   для   восхождения   на   них. Подготовка   праздника   –   это   большое   и   важное   дело,   коллективное   и непременно   творческое,   требующее   труда   и   фантазии,   выдумки   и изобретательности воспитателя и детей, ­ тогда он интересен всем. Принимая участие в подготовке праздников, дети и взрослые реализуют свои скрытые возможности, набираются энергии для будущего.     Развитие   творческих   способностей   –   важная   задача   начального образования,   ведь   этот   процесс   пронизывает   все   этапы   развития   личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.     Развитие творческих способностей происходит через:      умение переводить идеи в образы;  развитие воображения и фантазии в определенной ситуации;  использование   приема   “мозгового   штурма”   для   развития   беглого мышления;  умение среди множества ответов и решений находить нужные;  оригинальность мышления.           Таким образом  творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от   другого.   От   того   насколько   они   будут   развиты,   зависит   творческий потенциал   нашего   общества,   так   как   формирование   творческой   личности приобретает   сегодня   не   только   теоретический   смысл,   но   и   практический смысл.   что   подразумевается   под   творческими способностями   учащихся,   расширит   границы   их   проявления   у   детей. Воспитатели   ГПД     имеют   очень   широкие   возможности   (это   прогулки, экскурсии,   спортивные   часы,   кружковая   работа,   клубные   часы,   время самоподготовки)   для   создания   условий,   необходимых   для   организации   в начальной   школе     систематической   работы   по   развитию   познавательных   и   Знание   педагогов, творческих   способностей.   Такие   условия   трудно   обеспечить   на   уроках, насыщенных учебным материалом. Следовательно, группа продленного дня обеспечивает   единство   урочной   и   внеурочной   деятельности   учащихся, способствует   укреплению   их   здоровья,   раскрывает   и   развивает индивидуальные способности, творческий потенциал младших школьников.         Литература:    Богданова Т. Г. , Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка.­ М.: Роспедагенство, 1994.  Богоявленская   Д.Б.   Психология   творческих   способностей:   Учеб. Пособие   для   студентов   высш.   Учеб.   Заведений.­М.:Изд.   Центр “Академия”,2002.  Большакова Л.А.Развитие творчества младшего школьника.       Ж­л “Завуч начальной школы”.№2,2001.  Козвонина   В.П.   Развитие   творческих   способностей   учащихся.   Нач. шк.2000.№7.  Мотков   О.И.Психология   самопознания   личности.   Практическое пособие.­М.: “Треугольник”,1993.

Развитие творческих способностей детей в ГПД

Развитие творческих способностей детей в ГПД

Развитие творческих способностей детей в ГПД

Развитие творческих способностей детей в ГПД

Развитие творческих способностей детей в ГПД

Развитие творческих способностей детей в ГПД

Развитие творческих способностей детей в ГПД

Развитие творческих способностей детей в ГПД

Развитие творческих способностей детей в ГПД

Развитие творческих способностей детей в ГПД

Развитие творческих способностей детей в ГПД

Развитие творческих способностей детей в ГПД

Развитие творческих способностей детей в ГПД

Развитие творческих способностей детей в ГПД

Развитие творческих способностей детей в ГПД

Развитие творческих способностей детей в ГПД
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017