Развитие творческих способностей на уроках математики
Оценка 4.9

Развитие творческих способностей на уроках математики

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
математика +1
Взрослым
27.01.2017
Развитие творческих способностей на уроках математики
В материале рассказывается о роли творчества и его развитии при изучении математики. Данный материал был представлен учителем математики на методсовете школы для обмена опытом. Как сделать урок разнообразным, как заинтересовать учащихся, чтобы они полюбили математику, чтобы знали историю данного предмета. Учитель всегда ищет решения этих вопросов.
доклад (2).docx
Доклад на тему:  «Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики» В   период   научных   технологий   и   быстрого   нарастания   потока   научной информации   основной   задачей   современной   школы   становится формирование   активной,   творческой   личности,   способной   успешно ориентироваться и обустраиваться в современном обществе. Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике   обучения   стоит   особенно   актуально,   так   как   исследования последнего   времени   выявили   у   школьников   возможности   усваивать материал как в привычной, так и в нестандартной ситуации. значительно больше, чем предполагалось ранее. Преподавание   математики   в   школе   было   всегда   сопряжено   со   многими проблемами. Выявление и развитие потенциала каждого ученика, раскрытие его творческих способностей требуют учета индивидуальных особенностей мышления учащихся в процессе обучения математике. Для учителя важна максимальная ориентация на  творческое  начало в учебной деятельности учащихся, в частности, на потребность и умение самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных задач. Важнейшим элементом в его   деятельности   является   работа   над   содержанием,   которая   включает глубокое   продумывание   учебного   материала   и   выявление   существенных связей   не   только   внутри   одной   темы,   раздела,   но   и   по   всему   курсу школьного   математического   образования.     Здесь   возникает   потребность усиления гуманистической, общечеловеческой направленности математики, обеспечения   активного   творческого   включения   учащихся   в   процесс освоения   математического   материала.   При   этом   деятельность   учителя предусматривает:     отбор и структурирование содержания учебного материала; увеличение доли самостоятельной работы учащегося; формирование учебно­познавательной, общекультурной компетенции, овладение   социальным   опытом   в   процессе   совершенствования преподавания предмета. При   внедрении   в   практику   элементов   развивающего   обучения   видна необходимость   изучения уровней развития данного мышления и анализа особенностей   их   проявления.   В   математике   научить   учиться,   научить творческой деятельности возможно только через решение задач, требующих от учеников исследовательской деятельности и творческого подхода. Знания теории предмета, психологии, педагогики, философии позволяют разработать   свою   систему   преподавания   предмета   на   основе образовательной   программы,   индивидуальной   для   данного   класса.   В образовательной программе отражаются последовательность и особенности изучения темы по принципу выявления причинно­следственных связей. Основным   компонентом   системы   является   работа   над   содержанием. Содержание   конкретизируется   системой   учебно­познавательных   и творческих задач. Интерпретируются результаты выполнения контрольных работ,   используются   методы   статистического   анализа.   На   основании полученных   результатов   идет   коррекция:   выбор   программы,   отбор конкретного содержания, подбор средств и изменение целей образования. При   этом   учитываются   возрастные,   физиологические,   психологические, физические, индивидуальные особенности учащихся. При отборе материала при   подготовке   к   уроку   учитывается   подготовка   учащихся   класса, результаты   работы   над   предыдущими   темами.   На   основе   этого   учитель определяет   материал   повторения,   изучения,   закрепления,   контроля. Структурирование   учебного   материала   преследует   цель   обобщенного видения тем, разделов учащимися, создания активной, деятельной среды, в которой каждый ученик овладевает учебным материалом. Этапы разработки темы из учебной программы:       В процессе обучения учитель руководствуется принципами:  изучение программы, темы, учет современных требований; анализ учебного материала; методическая отработка теорем, теоретического материала; выбор алгоритма типовых задач; выбор алгоритма решения “ключевых” задач; методы решения задач. формирование   и   развитие   у   школьников   внутренних   мотивов   к обучению математике; практическая   направленность   обучения,   формирование   умений решать учебные задачи; формирование творческого подхода к решению задач; учет   достигнутого   уровня   обучения     и   развитости;   планирование конечного результата; учет психолого­педагогических закономерностей; замечать   и   поощрять   малейшие   успехи   детей,   не   подвергать     осуждению, критике их неудачи и промахи. Руководствуясь данными принципами, учитель выделяет следующие задачи обучения математике: 1. Формирование у школьников базового фонда предметных знаний и умений. 2. 3. Формирование у школьников устойчивых мотивов к учению. Развитие творческих способностей через предмет. 4. Интеллектуальное   развитие   школьников,   обучение   школьников основным приемам умственной деятельности. Нравственное воспитание учащихся через предмет. 5. Учитель проводит работу по совершенствованию форм, методов, средств проведения   урока,   методов   контроля.   Осуществляет   мониторинг достижений учащихся на тестовых заданиях, готовых и составленных им. Эта работа связана со стремлением более полно реализовать цели и задачи школьного математического образования. Такая   система   работы   учителя   позволяет   решать   проблему   развития творческих   способностей   учащихся   в   процессе   деятельности   на   уроке математики. Что такое творчество? Как проявляются творческие способности? В 1959 году   американский   психолог   Фромм   предложил   следующее   определение понятия   творчества:   “Это   способность   удивляться   и   познавать,   умение находить   решения   в   нестандартных   ситуациях,   это   нацеленность   на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта”. Воспитывать вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде человека – одна из основных задач, стоящих перед школой. Ошибкой было бы начинать приобщать ученика к творчеству лишь после того, как он овладеет   основами   наук.   Ребенок,   обучаясь,   должен   иметь   возможность творить,   фантазировать   на   доступном   ему   уровне   и   в   известном   мире понятий. А если он к тому же свободен от боязни ошибиться, то всё это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности. Учитель математики, начиная работать с пятиклассниками, легко увлечет их   своим   предметом,   если   сумеет   представить   мир   чисел   как   нечто сказочное, загадочное, манящее.  Например, как маленький Гаусс сосчитал в уме сумму чисел 1+2+3+…+99+100; как А.Н. Колмогоров в шестилетнем возрасте заметил, что 1 в квадрате = 1, 2 в квадрате = 1+3, 3 в квадрате = 1+3+5,… Учитель   считает   необходимым   использовать   все   возможности   для   того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство из них испытали и осознали   притягательные   стороны   математики,   ее   возможности   в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей обучения   математики.   Поэтому   по   некоторым   темам   применяются нетрадиционные формы проведения уроков, такие как урок­ путешествия, урок –сказка, урок –исследования и т. д., и каждая из них решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи.  Для учителя нетрадиционный урок ­ возможность не только лучше узнать и понять   учеников,   оценить   их   индивидуальные   особенности,   решить внутриклассные   проблемы   (например,   общения);   но   это   также возможность   для   самореализации,   творческого   подхода   к   работе, осуществления собственных идей. Главным   результатом   учитель   считает   повышение   интереса   учащихся   к урокам  математики, мотивированность   их  в  изучении  данного  предмета, положительная   оценка   деятельности   учителя   учащимися,   стабильный уровень   качества   обучения.   Систематическая   работа   учителя   по организации творческой деятельности учащихся приобщает их к посильной научно­исследовательской   работе,   развивает   инициативу,   воспитывает волю,   потребность   в   знаниях.   Радость   творчества   может   явиться   для учеников   стимулом   к   дальнейшей   творческой   деятельности.   Система работы   учителя   позволяет   добиваться   устойчивых   положительных результатов.  Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они   могли   проявить   свои   дарования,   нужно   правильное   руководство развитием творческих способностей на уроке и во внеурочное время. Так можно   во   внеурочное   время   можно   задавать   задания   на   составление кроссвордов,   ребусов,   математической   сказки,   карты   путешествия   по стране   знаний,  создание   презентаций,  стенд   газет   и   викторин.   Во   время проведения предметной недели проведите исценированый бал   или вечер для старшеклассников, а для средних классов турниры и математические бои   и   сразу   увидите,  как   у   учащихся   появляется   интерес   к   изучению математики.   «Стимулы   математиков   всех   времен:   любознательность   и стремление к красоте», ­ писал Дьедоне Ж., и мы стараемся использовать их в своей работе. Все это будет, если отношение учителя к детям и предмету, и отношение детей   к   предмету   и   учителю   будут   иметь   характер   позитивного творческого   сотрудничества.  Работа     над   развитием   творческих способностей у детей должна быть длительной и целенаправленной. Здесь не лишними будут слова, что «Предмет математики настолько серьезен, что полезно   не   упустить   случая   сделать   его   немного   занимательным.»/  Б. Паскаль /     Эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Конечно, умственную самостоятельность и «смекалку» нельзя ни «вдолбить», ни «вложить» ни в чью голову. Результаты надежды лишь тогда,   когда   введение   в   область   математических   знаний   совершается   в легкой   и   приятной   форме,   на   предметах   и   примерах   обыденной   и повседневной   обстановки,   подобранные   с   надлежащим   остроумием   и занимательностью.  Впереди меня ждут новые поиски, новые заботы в обучении и воспитании подрастающего поколения. Ведь  «Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи.» / К. Г. Паустовский / Кенжебаева Кайрла Хабибуловна Должность: учитель математики

Развитие творческих способностей на уроках математики

Развитие творческих способностей на уроках математики

Развитие творческих способностей на уроках математики

Развитие творческих способностей на уроках математики

Развитие творческих способностей на уроках математики

Развитие творческих способностей на уроках математики

Развитие творческих способностей на уроках математики

Развитие творческих способностей на уроках математики

Развитие творческих способностей на уроках математики

Развитие творческих способностей на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017
Посмотрите также: