Развитие творческого мышления детей коррекционной школы 8 вида на уроках столярного дела.
Оценка 4.7

Развитие творческого мышления детей коррекционной школы 8 вида на уроках столярного дела.

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
технология
7 кл
04.12.2017
Развитие  творческого мышления   детей  коррекционной школы 8 вида   на уроках  столярного дела.
Занятия столярным делом способствуют: развитию мышц кисти и пальцев рук, что, несомненно, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; различные виды восприятия, развивает глазомер, воспитывает волевые качества: усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца, развивает художественные способности и эстетический вкус. Кроме того, в процессе художественно – трудовой деятельности дети получают практические навыки, такие как умение работать ручным столярным инструментом, работать на станках, получают опыт черчения, закрепляют знания о геометрических фигурах.
развитие познавательных способностей.docx
Развитие  творческого мышления   детей  коррекционной школы 8 вида   на уроках  столярного дела.        Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с  ограниченными возможностями здоровья, имеют тенденцию к увеличению.  Этому есть ряд причин и патологические факторы, которые приводят к  различным заболеваниям и отклонениям. Наиболее сложной категорией детей  к включению в образовательное пространство являются дети с нарушением  интеллекта. Категория таких детей представляет собой весьма разнородную  группу.     Дети этой группы характеризуются разным темпом и разной динамикой  психического развития, потенциалом к коррекционно­педагогическому  воздействию и социализации в обществе. Негативное влияние ограниченного  поражения центральной нервной системы (ЦНС) имеет систематический  характер, когда в патологический процесс оказываются вовлечёнными все  стороны психического развития ребёнка: мотивационно ­ потребностная,  социально­личностная, моторно­двигательная, эмоционально – волевая  сферы, а также когнитивные процессы ­ восприятие, мышление, деятельность, речь, поведение.  Через творчество у ребенка развиваются мышление,  воображение. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы.  Отправной точкой для развития воображения, мышления должна быть  направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные  практические проблемы. Коррекционно­развивающие задачи:  коррекция и развитие связной устной речи;  коррекция и развитие  психических процессов (памяти, внимание,  мышление);  коррекция и развитие зрительного  восприятия;  коррекция и развитие тактильного восприятия;  коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук;  коррекция и развитие мыслительной деятельности учащихся,  эмоционально­волевой сферы;   развивать словарный запас и развивать практические умения  пользоваться им. Воспитательные задачи:  воспитывать интерес к учебе, предмету;  воспитывать умение работать в парах, в команде;  воспитывать самостоятельность;  воспитывать нравственные качества (любовь, трудолюбие, умение  сопереживать и т.д.)             Главным при построение таких уроков является система планирования.  Она должна охватить все годы обучения в среднем и старшем звене. С 5  класса учащиеся ведут тетради, в них они учатся кратко записывать  теоретический материал (конспектировать), зарисовывать рисунки, схемы,   данные по теме урока, выполненные образцы, хранятся в папках. За ведение  тетрадей ученики получают отметки с краткой характеристикой их работы.  На уроках регулярно используются инструкционно – технологические карты,  карточки с заданиями, схемы, печатные пособия, многие учащиеся без  особого труда умеют ими пользоваться при выполнении работы.     Занятия столярным делом способствуют: развитию мышц кисти и пальцев  рук, что, несомненно, оказывает положительное влияние на речевые зоны  коры головного мозга; различные виды восприятия, развивает глазомер,   воспитывает волевые качества: усидчивость, терпение, умение доводить  работу до конца, развивает художественные способности и эстетический вкус. Кроме того, в процессе художественно – трудовой деятельности дети  получают практические навыки, такие как умение работать ручным  столярным инструментом, работать на станках, получают опыт черчения,  закрепляют знания о геометрических фигурах.   На занятиях необходимо  использовать разнообразные методы: ­ репродуктивная деятельность (копирование технологического приема с  целью его освоения, выполнение объекта по образцу, устные ответы по  теоретическим вопросам); ­ репродуктивная деятельность с элементами творческой (поиск  альтернативных материалов), способов выполнения поделки; ­ творческая деятельность (получение новых знаний опытным путем,  достижение одного и того же результата разными путями, выполнение  абсолютно новой поделки, основанную на изученной технологии. ­. Презентации по разделам программы. ­.Использование на уроках заданий – тестов.   Приобщение к профессии – дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа, растянувшаяся на годы. Причем правильно  ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их  вниманием и поддержкой. Конечно, не все выпускники выберут профессии,  которым их обучали в школе. На это есть много объективных причин. Но не  надо считать свои усилия напрасными. От педагогов зависит, каким будет  результат трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а  затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую  нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти  качества необходимы в любой профессии.  Чтобы этого добиться, необходимо выполнение следующих принципов: 1. «Разглядывать каждого, а не поле. Выращивать каждого, а не луг».  (В.Солоухин) Это высказывание ­ об индивидуальном подходе: учитель должен помнить,  что каждый сидящий перед ним в классе – личность. 2. Непосильные задания только развращают, приучают к недобросовестному отношению к своим обязанностям. (Н.Крупская) Нельзя требовать от всех  учеников знания всего материала, так как всегда есть ученики, которые не  могут освоить весь материал, усваивают лишь базовые знания, поэтому я  стараюсь не принуждать, а обеспечиваю дифференциацию обучения в  соответствии их потребностями и интеллектуальными возможностями. 3. Обеспечение ученикам ситуации успеха в учении. На уроках создаю  условия для того, чтобы все ученики усвоили учебный материал не хуже, чем  на минимальную положительную оценку. 4. Доверительный контроль и «тактичность» оценки. Систематический  контроль стимулирует добросовестность, при этом ученики имеют право на  ошибку и «тактичное» оценивание результатов своей учебной деятельности. 5. Обеспечение каждого ученика на уроке «полем деятельности». Всё, что  происходит на уроке, должно касаться каждого ученика. Поэтому на каждом уроке работают все учащиеся. 6. Сотрудничество в обучении. Каждый ученик мне интересен, я искренне  заинтересован в его успехе, готов прийти на помощь, в то же время помогу  выявить проблемы в знаниях и добиться их устранения. 7. Развитие интереса к уроку до него, во время урока и после его окончания. Сама специфика предмета требует от ученика большой подготовки к уроку, поэтому я стараюсь создать такие условия, чтобы подготовка к уроку не была мучительной и тягостной, на уроке ученик должен быть захвачен учебной  работой, после урока – испытывать удовлетворённость от урока и  собственной деятельности. За годы работы убедился, что успешность трудового обучения в специальной  (коррекционной) школе во многом зависит от формирования у учащихся  активной позиции в отношении познавательной деятельности. Для самостоятельного выполнения задания по труду учащемуся требуется не  только владение операционными рабочими навыками, но и умение  производить такие умственные действия, которых требует технология  изготовления изделия. К числу таких умственных действий относится  ориентировка в задании и предварительное планирование хода выполнения  задания, различные измерения, вычисления и разметки, ряд контрольных   действий и т. п.  Умственные  действия являются обязательными  компонентами в структуре трудовой деятельности человека и придают труду  характер целесообразной деятельности, присущей только человеку.     Умственные действия, входящие в состав трудовой деятельности,  проявляются в различных умениях:  а) умении пользоваться инструкциями различного рода (устные, письменные,  технологические карты, рисунки и чертежи, образцы, модели изделий т. п.);  б) умении спланировать порядок рабочих операций, определить  технологически  процесс изготовления изделия;  в) умении произвести разметку, необходимые измерения и вычисления;  г) умении постоянно контролировать свою работу (непосредственный      контроль, например глазомерный;опосредованный – с помощью контрольных  инструментов);  д) умении устанавливать различные причинные зависимости в процессе  изготовления изделия (например, установление причины брака в изделии,  причин неполадок в работе машинного оборудования, установление  возможности ускорения хода работы и т. п.).   Поэтому роль первого года обучения в столярных мастерских очень велика в  деле формирования положительно отношения учащихся к занятиям, и задача  моя, как педагога развить у них интерес к работе, активизировать их  познавательную деятельность, выявить творческие способности. Для решения  этих задач выявляю умения, и навыки делю на три группы и на основе этого  провожу коррекционную работу. К I группе относятся сильные учащиеся, где большой упор делаю на  самостоятельность в выполнении той или иной работы. Дифференцированный  подход применим ко II группе. Индивидуальная работа систематически проводится с отстающими учащимися, которые и определены в III группу. На  уроках труда учащиеся 4 класса овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Когда у детей впервые  возникает желание строгать? Чаще всего в тот момент, когда они видят перед  собой необычное готовое изделие, поразившее их красотой. Красивые,  аккуратно выполненные образцы. После этого руки сами тянутся к  инструментам. Как подметил В.А. Сухомлинский, истоки способности и  дарования детей ­ на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут  тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше  взаимодействие руки с орудием труда, тем больше наблюдательности,  пытливости, внимательности, способности исследовать в деятельности  ребёнка. Это полностью отвечает и работе с нашими учащимися. В системе обучения школьному столярному делу важное место занимает  первый год, так как именно здесь закладывается фундамент трудового  обучения в последующих классах. От того, как дети начнут овладевать  трудовыми умениями и навыками, какие первоначальные эмоциональные  впечатления получат от изготовляемых изделий, как сформируется их  отношение к продукту труда, к товарищам по совместной работе, во многом  зависит успешность их дальнейшего обучения, отношение к трудовой  деятельности вообще. На данном этапе обучения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья поддерживается познавательный интерес, они  выполняют все виды работы с охотой, увлечённо, особенно при изучении темы «Сверлильный станок». Новые для данного периода задачи связаны, прежде  всего, с тем, что уроки проводятся в профессиональных мастерских.  Наиболее важное из них ­ воспитание у учащихся организационных умений и  навыков в работе в столярной мастерской. Например, учащиеся должны  научиться организованно и вовремя входить и выходить из мастерской,  пользоваться столярным оборудованием только по разрешению учителя,  правильно одеваться для работы (спец. одежда), убирать своё рабочее место.  Изучение, а за тем строгое выполнение правил техники безопасности при  работе с различными инструментами, тем самым формирую дисциплинарные  навыки у учащихся. В первый и второй год обучения, я воспитываю в детях  такие трудовые навыки и полезные привычки, как умение работать, не  отвлекаясь и не мешая одноклассницам, выполнять любые задания,  предложенные учителем, преодолевать трудности, доводить начатое дело до  конца. Добиваюсь и считаю главным, что настойчивость в работе  добросовестность, аккуратность, стремление к самостоятельности ­ эти  качества существенно облегчают формирование профессиональных умений и  навыков по столярному делу. В течение всех шести лет обучения я провожу  беседы с детьми о том, как важно для мальчиков умение мастерить в  дальнейшей жизни. Провожу систематическую работу по коррекции речи, моторики мелких  мышц. Воспитываю трудолюбие, аккуратность в работе. Не менее важно воспитание в детях культуры труда: ­ подготовить свое  рабочее место; ­ содержать его в порядке; ­ правильно располагать на нем  необходимые инструменты, приспособления, материалы; ­ уметь экономно  расходовать материалы и находить рациональные приемы работы; ­ знать, что  из отходов можно получать более мелкие детали; ­ сохранять во время работы удобную и правильную позу; ­ следить за чистотой рабочего места; ­ убирать  после окончания работы инструменты и приспособления; ­ соблюдать правила безопасной работы. Соблюдение учащимися четких и неукоснительных требований к своей работе будет способствовать развитию организованности и целенаправленности их  деятельности. Положительное отношение к труду, интерес к овладению  трудовыми умениями и навыками способствует развитию познавательной  активности детей. Одно из условий воспитания этих качеств ­ четкое представление о  назначении изготовляемого изделия. Сообщая тему и цель занятия,  необходимо сказать о том, для чего нужна данная конкретная работа. Дети  должны знать, что их труд нужен школе, родителям, им самим, что своей  работой они доставляют радость другим. Специальная (коррекционная) школа не может ставить своей задачей  подготовку рабочих­универсалов, механизаторов широкого профиля и т. д.,  поэтому вся работа школы должна быть направлена на формирование  профессионального самоопределения, адекватного психофизическим  особенностям учащихся. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно  классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по  характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени  самостоятельности и элементу творчества учащихся. В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на  следующие:  обучающие,  тренировочные,  закрепляющие,  повторительные,  развивающие,  творческие,  контрольные. С точки зрения организации самостоятельная работа может быть:  фронтальной – учащиеся выполняют одно и то же задание; групповой – для  выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы; парной –  например, при проведении опытов, при сборке изделий, конструировании  моделей; индивидуальной – каждый учащийся выполняет отдельное задание. При постановке целей и задач самостоятельной работы учитывать следующие  дидактические требования: 1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. 2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и  побуждать ученика при её выполнении работать напряжённо. 3. На первых порах нужно сформировать простейшие навыки  самостоятельной работы. В этом случае самостоятельной работе учащихся  должен предшествовать наглядный показ приёмов работы с учителем,  сопровождаемый чёткими объяснениями, записями на доске. 4. Самостоятельная работа не допускает действия по готовым рецептам и  шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. 5. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы должны вызывать  интерес у учащихся. 6. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для  овладения знаниями, умениями, навыками различным учащимся требуется  разное время. 7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и  систематически включать в учебный процесс. 8. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида  руководящая роль должна принадлежать учителю. Активизация познавательных интересов и творческих способностей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья зависит в большей степени от  методов обучения, которые я использую на уроках труда. Чтобы учащиеся научились пользоваться рубанком, пилой, напильником,  рейсмусом, измерительными инструментами, составлять план работы по  изготовлению изделия, соблюдать порядок выполнения, порядок строгания,  порядок сборки изделия, программа по столярному делу предусматривает  применение на уроках наглядных пособий ­ «Принцип наглядности» является  одним из важнейших методов активизации познавательных интересов и  творческих способностей наших школьников. Это и образцы изделий, чертежи, карточки­задания, инструкционные, технологические карты,  которые способствуют наглядному восприятию всего процесса изготовления  изделия, помогают учащимся с ограниченными возможностями здоровья легче и глубже усвоить материал, который даёт учитель. В специальной  (коррекционной) школе этот принцип имеет особенно большое значение. Это  связанно с конкретностью мышления наших учащихся, с характерными для их психики нарушениями процессов абстрагирования и обобщения. В учебно­воспитательной работе с учащимися нашей школы необходимо  учитывать, что сам по себе показ предмета не создаёт у них точные и  дифференцированные образцы. Задача формирования предметных образов у  учащихся нашей школы решается путем специальной организации восприятия, когда наглядность сочетается с объяснениями учителя. Наглядные пособия в школе создают оптимальные условия для творческого  характера учения, активизации умственной деятельности школьников.  «Предмет, стоящий перед глазами ученика, сам собой, без посредства чужого  слова пробуждает в учащихся мысль, исправляет её, если она ошибочна,  дополняет, если она не полна, приводит её в естественную, т.е. правильную  систему, если она расположена не логически...», ­ писал Ушинский. Дифференцированный подход к учащимся предполагает наличие  достаточного количества инструкционно­технологических карт, раздаточного  материала, карточек ­ заданий, различных по степени трудности. Компьютер в школьной мастерской – это не только помощник учителя в повышении  эффективности обучения, но и средство, позволяющее развить новую  информационную культуру деятельности для учеников VIII вида, повысить  уровень мотивации учащихся, применить различные способы активизации  мыслительной деятельности учащихся, проводить словарную работу,  активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе.  Использование компьютерных технологий помогает мне организовать разные  формы учебно­познавательной деятельности на уроке, сделать активной и  целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Ничто так не  привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как иллюстративно­ объяснительный метод. Для того чтобы сформулировать активизацию учебной деятельности  учащихся, используется весь арсенал методов организации и осуществления  учебной деятельности ­ словесные, наглядные и практические методы,  репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а  также методы самостоятельной работы. Каждый из методов организации учебно ­ познавательной деятельности  обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным  воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующее ­ мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы  учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально  направлены на формирование положительных мотивов учения, они  стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя  обогащению школьников учебной информацией. Функция стимулирования в  этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению  образовательной функции всех других методов. Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам  урока: конкурс, викторина, деловая игра, пресс­конференция, диспут, турнир, эстафета, семинар, путешествие, зачет, игра. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно­ поисковая (составление плана, схемы, конспекта), сравнительно­ аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками,  тесты, кроссворды). Основным источником интересов к самой учебной деятельности является ее  содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное  стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований,  сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью,  систематичность и последовательность, и так далее). За последние годы усложняются коррекционно­воспитательные задачи и сам  процесс обучения, воспитания, социальной адаптации. Это обусловлено рядом социально­экономических, а так же усложнением форм патологических  отклонений у детей с нарушениями интеллектуального развития.

Развитие творческого мышления детей коррекционной школы 8 вида на уроках столярного дела.

Развитие  творческого мышления   детей  коррекционной школы 8 вида   на уроках  столярного дела.

Развитие творческого мышления детей коррекционной школы 8 вида на уроках столярного дела.

Развитие  творческого мышления   детей  коррекционной школы 8 вида   на уроках  столярного дела.

Развитие творческого мышления детей коррекционной школы 8 вида на уроках столярного дела.

Развитие  творческого мышления   детей  коррекционной школы 8 вида   на уроках  столярного дела.

Развитие творческого мышления детей коррекционной школы 8 вида на уроках столярного дела.

Развитие  творческого мышления   детей  коррекционной школы 8 вида   на уроках  столярного дела.

Развитие творческого мышления детей коррекционной школы 8 вида на уроках столярного дела.

Развитие  творческого мышления   детей  коррекционной школы 8 вида   на уроках  столярного дела.

Развитие творческого мышления детей коррекционной школы 8 вида на уроках столярного дела.

Развитие  творческого мышления   детей  коррекционной школы 8 вида   на уроках  столярного дела.

Развитие творческого мышления детей коррекционной школы 8 вида на уроках столярного дела.

Развитие  творческого мышления   детей  коррекционной школы 8 вида   на уроках  столярного дела.

Развитие творческого мышления детей коррекционной школы 8 вида на уроках столярного дела.

Развитие  творческого мышления   детей  коррекционной школы 8 вида   на уроках  столярного дела.

Развитие творческого мышления детей коррекционной школы 8 вида на уроках столярного дела.

Развитие  творческого мышления   детей  коррекционной школы 8 вида   на уроках  столярного дела.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2017