«Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста как средство реализации ФГОС» (мастер-класс)
Оценка 5

«Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста как средство реализации ФГОС» (мастер-класс)

Оценка 5
Занимательные материалы +2
DOC
воспитательная работа +1
Взрослым
09.11.2017
«Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста как средство реализации ФГОС» (мастер-класс)
презентация к мастер-классу
Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста.DOC
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ныр Тужинского района Кировской области  «Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста как средство реализации ФГОС» (мастер­класс)                                                                                                                                                                    Учитель начальных классов                                                                                           МКОУ СОШ с. Ныр                                                                                  Кульпина Ирина Михайловна                                      2016 г. 1 Цель:  Познакомить с методом развития творческого мышления – методом «Шести Шляп Мышления» Эдварда де Боно, раскрыть суть этого приёма.  Показать использование данного метода для формирования УУД. Задачи:  Показать участникам возможности использования резервов группового мышления,   способствовать   дальнейшему   развитию   эффективного   творческого мышления педагогов и активизировать творческий ресурс педагогов.  Воспитывать культуру обмена мнениями.  Практическая значимость: ознакомление с методом развития творческого  мышления «Шесть шляп мышления», использование метода по формированию УУД  на уроках в начальной школе. Преимущества метода    :     Наглядность применения.   Параллельное мышление.   Умение владеть ситуацией и видеть решение с нескольких точек зрения.  Оборудование: 6 шляп, листы со сказкой «Репка», карточки для групп, белые листы, ручки, фломастеры, жетоны разного цвета на деление по группам. Организация пространства: парты или столы (6) и стулья (18) расставлены на 6  групп. Техническое обеспечение: интерактивная доска или проектор, презентация,  компьютер или ноутбук. Целевая аудитория: участники конкурса «Учитель года», гости, жюри, зрители. Ожидаемый результат:   учителя  познакомятся с методом развития творческого мышления – методом «Шести Шляп Мышления» Эдварда де Боно, раскроют суть этого приёма.  Наглядно увидят использование данного метода для формирования УУД. 2 1. Вступление. Объявление темы мастер­класса, целей. — Добрый день,  уважаемые коллеги!  Я хочу всех вас сегодня поприветствовать в  этом большом зале. Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которое  посчитаете обращением именно к вам. Здравствуйте, те кто родился зимой, летом, весной, осенью.  Здравствуйте, те кто готов творчески работать! Здравствуйте те, кто пришел с хорошим настроением!  Здравствуйте те, кто умеет мечтать... Здравствуйте те, кто мечтает полетать! Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей! Скажем «Здравствуйте» руками!  Скажем «Здравствуйте» глазами!  Скажем «Здравствуйте» мы ртом –  И с радостью наше занятие начнем… Вы готовы?!      Я очень рада сегодня видеть вас  на  мастер ­ классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.  Я желаю нам успехов.  Учитель. А общение с вами, уважаемые коллеги, я хочу начать с притчи, мудрость которой, положена в основу моей педагогической деятельности. Однажды царь спросил у мудреца: – Что светит человеку? – Солнце, о царь! – сказал мудрец. – А когда Солнце зашло, что служит светом человеку? – Луна служит ему светом, – последовал ответ.  – А когда зашли Солнце и Луна? – Огонь служит ему светом, – промолвил старец. – А когда зашло Солнце, зашла Луна и погас огонь, что служит ему светом? – Речь служит ему светом... Поистине, государь, человек идёт туда, где слышна речь, пусть даже там нельзя различить и собственной руки, – немного подумав, ответил мудрец. – А когда Солнце зашло, зашла Луна, погас огонь, и замолкла речь, что светит человеку? Что остается, когда он в полном молчании, без мелькающих образов вещей, без слов, наедине с самим собой? Есть ли в нём творческий источник жизни или он целиком зависел от окружающего и не имеет опоры в самом себе? – Что царь подразумевал под творческим источником жизни?  (Потенциал человека, умение находить выход из любой ситуации.) – Да, он говорил о самостоятельной творческой личности.         Слайд № 2 Именно об одном из таких качеств выпускника начальной школы, и говорит ФГОС. 3 Слайд № 3­4 Тема моего мастер­класса «Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста как средство реализации ФГОС».  ­ Какие ассоциации вызывает у вас слово творчество?  ­ Продолжите предложение «Творчество – это...».                                           Прочитайте свои ассоциации. Задание выполняется. – Сейчас мы вместе с вами продемонстрировали использование приема «развитие ассоциаций», который является одним из главных технологических приемов индивидуализации работы. Ассоциации используются для актуализации личного опыта, тем самым способствуют проявлению творческой деятельности каждого. ­ На ваш взгляд, какой психический процесс лежит в основе любого творчества, когда нужно анализировать, обобщать, оперировать понятиями? (Мышление.) –   А в основе новых, оригинальных решений лежит... (творческое мышление). –  Авторы стандарта второго поколения сказали: «Дело в шляпе». А Эдвард де Боно еще 40 лет назад ответил им: Если наше дело в шляпе, Значит, в шляпе­то и суть! – Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления», который я хочу сейчас вам продемонстрировать, может быть использован на уроке любой предметной области. Суть этого приема заключается в том, чтобы проанализировать информацию с разных позиций (точек) зрения. – Вот краткое описание каждого из режимов:                                     Слайд № 5  Цифры и факты Эмоции, чувства Позитив, преимущества Творчество Критика, трудности ­ Сегодня для работы по методу «шесть шляп» я предлагаю вам фрагмент урока чтения, на котором мы с вами рассмотрим русскую народную сказку «Репка» не только с точки зрения предметных планируемых результатов, но и с точки зрения формирования УУД.                                                                      Слайд № 6   ­ Какой предметный планируемый результат мы ставим при прочтении произведений? (Осознанное восприятие текста.) Обобщение 4 ­ Мы с вами поделились на 6 групп, каждой группе соответствует своя шляпа, сейчас мы проанализируем сказку «Репка» с разных позиций (точек) зрения. У каждой группы на столе карточки с вопросами. Даю вам несколько минут, чтобы прочитав вопросы, проанализировать и ответить на них, дав нужную информацию. Затем каждая группа представит свою точку зрения.(После обсуждения работа). 2. Работа в группах. Слайд № 7 I. Работа в группе «Белая шляпа» (цифры и факты) – Какую информацию вы должны выделить из общего текста?  (Факты и цифры. Факты: посадил репку, выросла репка, вытянули репку. Цифры: 6 героев, 1 репка.) – Какой предмет объединяет и цифры, и факты? (Репка.) – Что вы знаете о репке? (Репка – это овощ и т.д.) – Что вы можете сказать о размерах репки? Всегда ли она такая большая пребольшая?  (На самом деле вес репки колеблется от 50 г до немногим более 1 кг. Но, по свидетельствам   путешественников,   самая   большая   репка   размером   с тарелку.)  – Как вы думаете, зачем дед хотел вытянуть репку?  (Например, чтобы съесть.) – А какие блюда из репки вы знаете?  (Этот овощ служит человечеству уже 4000 лет. До ХVIII века репа использовалась так же, как картофель. Ее варили, квасили, но чаще всего отпаривали. Репа считалась очень полезным овощем.) – Только лишь в пищу употребляют репку?  (Пользовались репой и для исцеления от недугов. Сок свежих плодов использовался   при   цинге,   а   сок   пареной   репы   –   при   простуде.   Целебные свойства этого растения подтвердили и современные специалисты. В кожуре репы найдены антибиотические вещества.) – Можно сказать, что говоря о репке с данной точки зрения, мы формируем установку на здоровый образ жизни. Таким образом, происходит формирование ... личностных УУД.  II. Работа в группе «Красная шляпа» (эмоции и чувства)   Слайд № 8 –  Какие чувства испытывали наши герои? (Огорчение, радость.) – В каких ситуациях это происходило?  (Выросла репка, вытащили репку – радость, не могли вытащить – огорчение.) – Изобразите чувство, которое испытывали наши герои, когда не могли вытащить репку и изобразите чувство, которое испытывали герои, когда вытащили 5 репку. – Обозначьте любым знаком (символом) чувство, которое вы изображали. (Рассказы участников о том, что они изображали.) – Какие эмоции, по вашему мнению, означают эти знаки?  (Положительные эмоции, отрицательные эмоции.) – Почему нужно знать и понимать эмоции другого человека? (Потому что эти знания являются важным фактором общения людей.) ­ Можно сказать, что освоение основ личностной рефлексии способствует регулированию отношений и, таким образом, способствует формированию ... регулятивных УУД. ­ А использование знаково­символических средств (+/–) представления информации способствует формированию ... познавательных/общеучебных УУД. III. Работа в группе «Желтая шляпа» (позитив, преимущества) Слайд № 9 – Какая у деда была цель? (Вытащить репку.) – Помогите деду и сформулируйте задачи для реализации цели:  позвать бабку;  позвать внучку;  позвать Жучку;  позвать кошку;  позвать мышку. – Что вам напоминает эта запись? (План.) – Позволит ли этот план достичь цели? Можно ли считать умение находить выход из затруднительной ситуации положительным моментом? (Да.) – Можно ли сказать, что в процессе реализации цели, деятельность героев регулировались? ­ В результате целеполагания и умения планировать свою деятельность формируются ... регулятивные УУД. –  Внимательно посмотрите на героев сказки. С кем из них сравнивают людей, которые часто ссорятся и никак не могут поладить? (С кошкой и собакой.) – Как вы считаете, почему эти животные в сказке мирно сосуществуют? Что лежит в основе их взаимоотношений? (Умение общаться.) – Обсудите, подумайте и позовите героя сказки на помощь так, чтобы ваше обращение вызвало положительную реакцию и к вам пришли на помощь. – В данном случае происходит развитие навыков овладения монологической и диалогической   речью,   что   способствует   формированию  ...  коммуникативных УУД. IV. Работа в группе «Черная шляпа» (критика, недостатки)    Слайд № 10 ­ Какие трудности испытывали герои? (Не могли вытащить репку.)  – Почему? (Репка была большая.) 6 – Когда они тащили репку, вытаптывалась ли земля, страдала ли корневая система остальных растений?  ­ Можно сказать, что работа в этой группе будет способствовать формированию экологической культуры, а соответственно формируются ... личностные УУД. V. Работа в группе «Зеленая шляпа» (творчество)               Слайд № 11  –  Используя высказывание «если ..., то ...» найдите нестандартный подход к решению задачи.  (Если бы наши герои применили нанотехнологии, то им не пришлось бы прикладывать столько усилий.) – Данное высказывание свидетельствует об установлении ... причинно следственных связей. Установление причинно­следственных связей относится к ... познавательным (логическим) УУД. VI. Работа в группе «Синяя шляпа» (обобщение) Слайд № 12 – Скажите, каков был итог сказки? (Все вместе, сообща, вытащили репку.) – Иногда плоды наших трудов неожиданно велики. Но не надо стремиться пожинать их в одиночку, необходимо делиться. И сегодня, работая в дружном коллективе, вы что­то приобрели или что­то потеряли? – Какие же УУД формируются в данном случае? (Коммуникативные УУД.) – На ваш взгляд, какие преимущества имеет прием «Шесть шляп мышления»?  Выслушиваются ответы участников мастер­класса. Вывод:        Слайд № 13 – Этот   прием   используется   для   развития   критического   и   творческого   мышления, развивает   толерантность   и   может   применяться   при   изучении   любого   предмета. Объектом   анализа   может   служить   как   текст,   так   и   задача.   Используется   и   при индивидуальной работе, и при групповой, формирует УУД. 3. Рефлексия –  Сегодня всех нас, представителей разных учебных заведений, разных предметных областей, объединил конкурс «Учитель года 2016». Чем он стал для каждого из вас? В этом вам поможет прием «Шесть шляп». Белая шляпа. Цифры и факты. Например: конкурс проводился 29 февраля, 1 и 2 марта, за время конкурса мной были проведены 1 урок, 1 мастер­класс, 1 методический семинар и т.д. Красная шляпа. Эмоции, чувства. Я испытывал(а) чувство радости или огорчения от чего­то... Желтая шляпа. Позитив, преимущества. Конкурс – это толчок к саморазвитию, знакомство с новыми людьми. Черная шляпа. Критика, недостатки. Было затрачено много бумаги, выпиты все таблетки и т.д. Зеленая шляпа. Творчество (Креатив, альтернативы). 7 Предложение: чтобы конкурс проводился на Кипре и т.д.  Синяя шляпа. Обобщение (философия)  Конкурс – это трудно, но это здорово! ­ Давайте скажем друг другу “спасибо” за сотрудничество.(Спасибо) ­ А зал давайте поблагодарим группы за хорошую работу. (Спасибо)                                                                                                           Слайд № 14 Учитель: Сегодня мы встретились не только как коллеги,  но еще теперь и как друзья. Я подарю сегодня вам Из сердца солнышка кусочек, Чтоб радовались теплым дням, Пусть всех друзей тепло согреет, Пусть в душу принесет покой. Теперь друзья не заболеют Ведь могут заболеть порой. Возьму тепло в свои ладошки И всем друзьям своим раздам. Всем хватим солнышка немножко Лишь потому, что верю вам. Благодарю за внимание! Слайд № 15 Литература 1. Князева В. Я подарю своим друзьям... Школа радости [Электронный ресурс]. – Режим доступа:// http: // happy – school. ru 2. Притча   о   свете.  Философская   школа   «Новый   Акрополь»   [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://www.newacropol.ru 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. – М.: Просвещение, 2010.         4. Эдвард де Боно «Шесть шляп мышления». Минск, «Попурри» ­ 2006. 8

«Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста как средство реализации ФГОС» (мастер-класс)

«Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста как средство реализации ФГОС» (мастер-класс)

«Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста как средство реализации ФГОС» (мастер-класс)

«Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста как средство реализации ФГОС» (мастер-класс)

«Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста как средство реализации ФГОС» (мастер-класс)

«Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста как средство реализации ФГОС» (мастер-класс)

«Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста как средство реализации ФГОС» (мастер-класс)

«Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста как средство реализации ФГОС» (мастер-класс)

«Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста как средство реализации ФГОС» (мастер-класс)

«Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста как средство реализации ФГОС» (мастер-класс)

«Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста как средство реализации ФГОС» (мастер-класс)

«Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста как средство реализации ФГОС» (мастер-класс)

«Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста как средство реализации ФГОС» (мастер-класс)

«Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста как средство реализации ФГОС» (мастер-класс)

«Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста как средство реализации ФГОС» (мастер-класс)

«Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста как средство реализации ФГОС» (мастер-класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2017