«Реализация дополнительных проектов на уроках мордовского языка в школах с русским языком обучения»
Оценка 5

«Реализация дополнительных проектов на уроках мордовского языка в школах с русским языком обучения»

Оценка 5
Лекции
doc
воспитательная работа
5 кл
21.04.2017
«Реализация дополнительных проектов на уроках мордовского языка в школах с русским языком обучения»
Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать мордовскую речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создается возможность прямого контакта с языком, чего не дает изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе. В обучении мордовскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.Вопросы поликультурного воспитания интересуют сегодня педагогическую общественность в каждом регионе России. Школа, как образовательное учреждение, выполняет основную часть работы в этнокультурном воспитании. Бесспорно, задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа. В проведении занятий важно соблюдать принципы доступности, наглядности, системности, последовательности, сотрудничества, обратной связи. Учитывая особенности развития воспитанников интерес к занятиям необходимо привлекать созданием творческой среды (уроки - экскурсии, уроки - путешествия), личностно-ориентированным подходом (проектная, исследовательская деятельность), сменой видов деятельности (игровой характер заданий), позитивным эмоциональным фоном.
доклад.doc
МБОУ «Гимназия №1» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ  УЧИТЕЛЯ МОРДОВСКОГО (МОКШАНСКОГО) ЯЗЫКА  Давыдовой Светланы Максимовны  «Реализация дополнительных проектов на уроках мордовского языка в школах с русским языком обучения» 2017 г. «Воспитание, если оно не хочет быть  бессильным, должно быть народным…» К. Ушинский В последние десятилетия в нашем обществе наметилась тенденция к обращению педагогической   мысли   к   разнообразию   и   богатству   этнокультурных   традиций,   к нравственному опыту многих поколений, к традиционным ценностям, без учета которых нравственное воспитание подрастающих поколений на сегодняшний день представляется весьма затруднительным. Не возникает сомнений в том, что этническая культура любого народа действительно содержит в себе огромный нравственный потенциал и выступает гарантом сохранения стабильности и прогрессивного развития общества. На   всем   протяжении   истории   каждого   народа   материнский   язык,   фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно­нравственные ценности формировали лучшие   человеческие   качества.   Этнокультурное   воспитание   как   целостный   процесс передачи школьнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем   которого   он   является   и   в   среде   которого   он   живет,   выступает неразрывной   частью   системы   воспитания   подрастающего   человека.   Использование традиций   и   обычаев   в   формировании   этнокультурной   воспитанности   школьников позволяет   оказать   влияние   на   его   социальное,   духовное,   нравственное,   психическое, физическое развитие.  Вопросы   поликультурного   воспитания   интересуют   сегодня   педагогическую общественность   в   каждом   регионе   России.   Школа,   как   образовательное   учреждение, выполняет основную часть работы в этнокультурном воспитании.  Бесспорно, задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа. В   проведении   занятий   важно   соблюдать   принципы   доступности,   наглядности, системности,   последовательности,   сотрудничества,   обратной   связи.   Учитывая особенности   развития   воспитанников   интерес   к   занятиям   необходимо   привлекать созданием   творческой   среды   (уроки   ­   экскурсии,   уроки   ­   путешествия),   личностно­ ориентированным подходом (проектная, исследовательская деятельность), сменой видов деятельности (игровой характер заданий), позитивным эмоциональным фоном. Каждый творчески работающий педагог в состоянии создать свое проблемное поле руководства   духовным   саморазвитием   учеников.   Сама   жизнь   выдвигает   перед педагогами новые проблемы, подсказывает иные формы работы, побуждая искать новые подходы и методы использования национальных культурных ценностей народа. В своей работе считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников, что   они   являются   носителями   народной   культуры,   воспитать   ребят   в   национальных традициях. Для этого обращаюсь к истокам мордовской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Например, урок на основе мордовской народной сказки. Педагогические функции фольклора многообразны. Во­первых, в нем выражается отношение   народа   к   воспитанию   и   его   возможностям,   задачам,   целям.   Во­вторых,   в фольклоре содержатся конкретные педагогические рекомендации, а также он сам может использоваться в качестве средства национального воспитания. Велика   педагогическая   ценность   сказок   для   разграничения   положительного   и отрицательного. Представление об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле,   о   героизме   и   трусости   остаются   в   сознании   ребенка   и   определяют   нормы   его поведения;   знакомят   детей   с   жизнью   народов,   национальными   обычаями.   Они проникнуты верой в справедливость, в победу добра над злом, осуждают лень, жадность; воплощают в себе идеи трудовой этики, необходимые для нравственного формирования личности.   Национальное   своеобразие   сказочного   фольклора   у   каждого   народа выражается   в   оригинальных   сюжетных   решениях,   в   приемах   передачи   национальной речи, быта, обычаев, в композиции. Большой интерес для изучения представляют и другие жанры фольклора, такие как пословицы, поговорки, песни и др. Однако, изучая народную педагогику, трудно отдать предпочтение одному какому­нибудь жанру устного народного творчества: все они   имеют   педагогическую   ценность   и   отражают   духовно   ­   нравственную   мудрость народных масс ­ этот важнейший источник народной педагогики. Уроки чтения знакомят детей с устным народным творчеством русского народа. Наибольшего   эффекта   можно   достичь,   если   провести   параллели   с   мордовским фольклором. На уроках истории Отечества прослеживается роль и место русского, мордовского и других народов в истории России. На   уроках   географии,   при   контрастно­сопоставительном   изучении   учащиеся знакомятся с различными стилями жизни и культурными символами разных народов, а также включается краеведческий материал. Уроки естествознания знакомят школьников с особенностями природы родного края и др.  Кроме   вышеназванных   дисциплин,   большим   потенциалом   для   этнокультурного воспитания   обладают   занятия   изобразительной   деятельностью   и   ручным   трудом,   на которых ученики с нарушением интеллекта имеют возможность приобщиться к основам декоративно­прикладного творчества. Знакомство   с   историей   родной   стороны   можно   начать   с   экскурсии   в   музей национальной культуры. Музей вносит свою лепту в дело воспитания учащихся на народных традициях. Учащиеся   знакомятся   в   музее   с   историей   своего   и   других   народов,   проникаются глубоким уважением ко всему тому, что сохранили и передали им предки. Очень   важно,   занимаясь   краеведческой   работой     донести   до   сознания   своих воспитанников, что они сами – настоящие патриоты своего края, его будущее. Воспитать ребят в окружении краеведческого материала – существенная и осуществляемая задача патриотического воспитания учащихся. Приобщение   учащихся   к   народному   искусству   на   уроках   и   во   внеурочной деятельности ­ одно из средств этнокультурной направленности в обучении и воспитании детей.  Таким   образом,   в   процессе   организованных   занятий   с   учащимися   можно эффективно   решать   задачи   этнокультурного   воспитания   школьников:   формировать этнокультурные представления, воспитывать  национальное самосознание, толерантное отношение к представителям других национальностей, что и является конечной целью этнокультурного воспитания. Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих  учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой  кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования,  учатся слушать мордовскую  речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов.  Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым  создается возможность прямого контакта с языком, чего не дает изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе. Доктор педагогических наук, известный исследователь в области современных  технологий обучения учащихся Е.С.Полат определяет метод проектов как  «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность  учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто  достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата» . Она считает, что метод проектов при наличии определенных условий может быть  использован в любом типе школ, на любом этапе обучения, если он соответствует  следующим требованиям: 1. Наличие значимой в исследовательском либо творческом плане проблемы или задачи,  требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых  результатов. 3. Самостоятельная деятельность учащихся: индивидуально, в паре, в группе на уроке и  вне него. 4. Структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов и распределением ролей. 5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из  нее задач исследования, выдвижение гипотезы решения, обсуждение методов  исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных,  подведение итогов, корректировка, выводы. Мои  ученики осваивают проектную деятельность постепенно, от простых  микропроектов (альбомов, коллажей, настенных плакатов, стенгазет) до долгосрочных  исследовательских работ, выполняемых по всем законам и правилам данной технологии.  Не могу сказать, что первые проекты были успешными, но стало понятно, что это одна из наиболее удачных форм освоения предмета, стимулирующая речемыслительную  деятельность учеников. В проекте все идет от фантазии, воображения и, если даже всем ученикам предлагается  одна­единственная тема, то все равно проектные работы получаются разными,  непохожими друг на друга. В обучении мордовскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в  общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор  темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете,  может определить успешность и результативность проектной работы в целом. Работу над проектами мы начинаем с 5­го класса. Особенно активно такую работу я  провожу в 6 классах. В 5­ом классе учащиеся работали над проектами «Мой дом », «Что ты знаешь о своей  семье?», «Мой легендарный прадед», «Мордовский национальный костюм». В 6­х классах ребята готовили работы по многим темам учебника. Экологические проблемы моего города », «Известные люди Мордовии», «Спорт в  Мордовии», «Праздники мордвы»­ вот далеко не все проекты, которые были  подготовлены нами. Во время защиты проектов класс обычно внимательно слушает либо первые, либо  наиболее удачные проекты. Чтобы поддержать внимание класса, учащимся дается  задание самим оценить проект. Учащиеся­докладчики составляют интересные вопросы,  загадки, кроссворды, упражнения по своим проектам, предлагая их классу. Это  стимулирует интерес учащихся к докладам, являясь мотивирующим фактором  повышения внимания со стороны слушателей. Роль учителя — это роль координатора, участника и помощника. Чтобы учащиеся  чувствовали себя независимыми, самостоятельными. Практика показывает, что  проектная деятельность является большим стимулом в работе, это активно действующая методика, ведущая к успешному овладению мордовским языком. Из опыта работы по проектной методике я могу с уверенностью сказать, что данный  метод, несомненно, способствует повышению у детей мотивации к изучению  мордовского языка. Методические выводы: проектная методика формулирует у школьников необходимые умения и навыки речевой  деятельности; формирование коммуникативной компетенции вне языкового окружения даёт  возможность мыслить, решать какие­либо проблемы, которые порождают мысли, учащиеся воспринимают язык как средство межкультурного взаимодействия.

«Реализация дополнительных проектов на уроках мордовского языка в школах с русским языком обучения»

«Реализация дополнительных проектов на уроках мордовского языка в школах с русским языком обучения»

«Реализация дополнительных проектов на уроках мордовского языка в школах с русским языком обучения»

«Реализация дополнительных проектов на уроках мордовского языка в школах с русским языком обучения»

«Реализация дополнительных проектов на уроках мордовского языка в школах с русским языком обучения»

«Реализация дополнительных проектов на уроках мордовского языка в школах с русским языком обучения»

«Реализация дополнительных проектов на уроках мордовского языка в школах с русским языком обучения»

«Реализация дополнительных проектов на уроках мордовского языка в школах с русским языком обучения»

«Реализация дополнительных проектов на уроках мордовского языка в школах с русским языком обучения»

«Реализация дополнительных проектов на уроках мордовского языка в школах с русским языком обучения»

«Реализация дополнительных проектов на уроках мордовского языка в школах с русским языком обучения»

«Реализация дополнительных проектов на уроках мордовского языка в школах с русским языком обучения»

«Реализация дополнительных проектов на уроках мордовского языка в школах с русским языком обучения»

«Реализация дополнительных проектов на уроках мордовского языка в школах с русским языком обучения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017