Реализация идей А. С. Макаренко в процессе формирования социальной активности обучающихся Ачинской Мариинской гимназии.
Оценка 5

Реализация идей А. С. Макаренко в процессе формирования социальной активности обучающихся Ачинской Мариинской гимназии.

Оценка 5
Работа в классе
docx
классное руководство
5 кл—11 кл
25.12.2018
Реализация идей А. С. Макаренко в процессе формирования социальной активности обучающихся Ачинской Мариинской гимназии.
Социальная активность является важнейшей сферой и особым уровнем активности человека.Важнейшими условиями формирования социальной активности учащихся являются совместная деятельность коллектива класса, объединенная общей целью, развитие гуманистических коллективистских отношений между учащимися. Программа воспитания классного коллектива, разработанная и реализуемой в Ачинской Мариинской гимназии, способствует развитию социальной активности обучающихся. Целью данной статьи является описание Программы воспитания классного коллектива, разработанной в 2012 учебном году и реализуемой в Ачинской Мариинской гимназии. В статье подробно представлены этапы становления классного коллектива и работа по формированию социальной активности учащихся. Эти этапы полностью совпадают с классификацией А. С. Макаренко.
Реализация идей А. с макаренко 2.docx
Реализация идей А. С. Макаренко в процессе формирования социальной активности обучающихся Ачинской Мариинской гимназии. Е.Н. Рюмшина, воспитатель  Ачинской Мариинской гимназии, Красноярского края. Развитие социальной активности подростков становится важной проблемой современности,   решающим   фактором   прогрессивного   социального   развития. Сегодня   даже   при   самых   благоприятных   условиях   жизни   подрастающее поколение   часто   бывает   инертным,   не   заинтересованным   в   самостоятельной деятельности,   способным   лишь   усваивать   сложившийся   опыт,   не   прилагая усилий для преобразования окружающей действительности. Это происходит потому, что, с одной стороны, в соответствии со своими   подростки   стремятся   быть   значимыми, возрастными   особенностями, самовыразиться,   выделиться,   привлечь   к   себе   внимание   через   общение, общественно­полезную деятельность. С другой стороны, они не могут достичь высокого   уровня   социальной   активности   взрослого   человека,   так   как   не обладают   достаточным   количеством   жизненного   опыта,   и   не   владеют большинством видов и форм развития социальной активности, помогающих им адаптироваться   к   жизненным   ситуациям.  А   некоторые,   по   разным   причинам, боятся   выделяться   из   общей   массы.   Возникшее   противоречие   показывает необходимость   поиска   способов   и   средств   целенаправленной   подготовки подростков к адаптации в сложную социальную среду[6]. Социальная   активность   является   важнейшей   сферой   и   особым   уровнем активности   человека.   Вопросом   изучения   данного   понятия   занималось множество авторов.   Так,   Е.А. Ануфриев   в   своей   книге   «Социальная   активность   личности» определяет ее как сознательное, творческое отношение к жизни, как глубокую и полную самореализацию личности [3]. А   Л.Н.   Жилина   и   Н.Т.   Фролова   понимают   социальную   активность   как психологическое качество личности. «Неравнодушие ко всему, что происходит вокруг, заинтересованность  событиями  не только рядом, в производственном коллективе,   но   и   поселке,   городе,   деревне,   И   стране,   во   всем   мире, неравнодушие, сказывающееся во всем поведении личности в ее труде, опыте, в общественной   работе   и   в   отношениях   с   друзьями,   ­   это   и   есть   социальная активность»[2].   В тоже время, А.С. Макаренко в своих работах отмечает, что воспитывает не воспитатель, а среда, значит необходимо создать такую среду, чтобы пришли в   движение   внутренние   силы.   Ведущие   к   саморазвитию   личности   ребенка. Именно коллектив, совместная работа является такой средой[?].     Социальная активность подростков в школе заключается в активизации их жизненной позиции, повышении мотивации к учебной деятельности, включении ребенка   в   общественно­полезную   деятельность,   участии   обучающихся   в различных   проектах   и   конкурсах   направленных   на   развитие   их   творческих способностей.   Значимым   фактором   в   определении   социальной   активности является то, что не всякая деятельность является выражением и показателем социальной   активности,   а   лишь   деятельность,   имеющая   определенные качественные и количественные характеристики. Для того чтобы деятельность можно   было   считать   активной,   она   должна   обладать   свойством самостоятельности.  Это   означает,  что   она   не   должна   быть   навязана   извне,  а должна быть внутренне необходимой человеку, порождаться его потребностями. Потребности являются внутренним источником активности. Кроме того, чтобы охарактеризовать субъект как социально активный, мы должны видеть, что он способен осознавать и сознательно реализовывать свои потребности. Важным   является   методологический   вывод   В.Г.   Мордковича,   согласно которому   активность   является   существенным   признаком   субъекта,   ибо   «без активности нет субъекта». Это связано с тем, что при осуществлении навязанной ему   деятельности   человек   должен   быть   охарактеризован   как   «носитель деятельности», т.е. объект, выполняющий чужую волю и не имеющий при этом в ней   собственной   потребности.   Выполнение   такой   деятельности   можно охарактеризовать   категорией   «социальная   пассивность»,   которая   является обратной категории «социальная активность» [4, с. 56].  Об этом в своих трудах упоминает и А. С. Макаренко, который старался организовывать   педагогический   процесс   так,   чтобы   выводить   детей   из пассивного   состояния  «объектов   воспитания»  и  превращать   их   в  «субъектов воспитания». Антон Семенович считал, что там, где такой системы нет, часто вырастают безвольные, не приспособленные к жизни люди.   Следует   отметить,   что   движущим   фактором   социальной   активности являются не все потребности, а лишь те из них, удовлетворение которых имеет социальное значение, затрагивает общественные интересы.   Важнейший   критерий   социальной   активности   личности   является мотивированность   на   саморазвитие,   принятие   другого   и   содействие   другим людям в их деятельности. В советское время социальная активность в школах выполняла функции политической   социализации   и   была   идеологизирована,   воспитывалась гражданская   ответственность   школьников,   предоставлялась   возможность получать   опыт   самоорганизации   и   участия   в   общественной   деятельности. Разработкой   проблем   повышения   общественной   активности   молодежи   в процессе   трудовой   и   общественно­политической   деятельности   занимались выдающиеся   советские   педагоги   и   государственные   деятели,   такие   как   П.П. Блонский,   Н.К.   Крупская,   А.В.   Луначарский,   А.С.   Макаренко,   В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.   На   сегодняшний   день   картина   выглядит   несколько   иначе.   Активизация социальных качеств обучающихся, сводится к участию подростков в процессе самоуправления школой. Хотя Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273­ ФЗ   "Об   образовании   в   Российской   Федерации"   четко   говорит   нам,   что воспитание   ­   деятельность,   направленная   на   развитие   личности,   создание условий   для   самоопределения   и  социализации   обучающегося   на   основе социокультурных,   духовно­нравственных   ценностей   и   принятых   в   обществе правил   и   норм   поведения   в   интересах   человека,   семьи,   общества   и государства[9].   Таким   образом,   чтобы   повышать   социальную   активность подростков необходимо разрабатывать программы по формированию активной жизненной позиции ребенка и включение его в различные виды общественно­ значимой деятельности [5].  В   гимназии   данное   направление   обеспечивается   положением   о   Детской демократической   республике   «Верея»   и   Программой   воспитания   классного коллектива,   которая   разрабатывается   воспитателем   в   период   формирования нового классного коллектива.  Заметим,  что  этот   период   совпадает  с  началом  подросткового   возраста. Подростковый возраст — период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью. Это время пробуждения, время открытия, совершенно нового взгляда на общество, своеобразного перерождения. У того, кто вступает в новый этап своей жизни, полностью меняется отношение к себе. Характерной чертой подростков является крайняя неустойчивость интересов, зависимость от мнения   других   людей,   высокая   степень   восприимчивости   к   негативному социальному опыту взаимодействия с окружающими и сравнительно небольшой социокультурный опыт. В   переходном   возрасте   у   несовершеннолетних   имеется   актуальная потребность   в   нравственном   самоопределении,   т.е.   в   ориентации   в   системе жизненных целей и ценностей, поиск своего места в жизни. И главная задача классного   руководителя,   совместно   со   всеми   субъектами   воспитательного процесса – помочь сориентироваться подросткам в этом водовороте, сделать правильный выбор, помочь рождению индивидуальности.  Воспитательный процесс  в этот период должен быть направлен на оказание помощи   подростку   в   определении   своей   системы   интересов,   которая   в   его социальном развитии выполняет две важные общественные функции. Во­первых, интересы   являются   внутренними   социальными   стимулами,   побуждающими подростка к определенным действиям; во­вторых, общность интересов является основой для сближения его со своим классом, с группой сверстников, людьми, обществом, что является фактором социализации личности. Программа   воспитания   классного   коллектива   построена   на   основе методики   коллективной   творческой   деятельности   и   технологии   А.А. Ухтомского, Г.К.Селевко «Самосовершенствование личности»). Она позволяет реализовать идеи сотрудничества педагога и обучающегося, участия второго в улучшении   окружающей   жизни,   раскрывать   индивидуальные   творческие способности гимназисток. Целью данной статьи является описание Программы воспитания классного коллектива,   разработанной   в   2012   учебном   году   и   реализуемой   в   Ачинской Мариинской гимназии. В нашем конкретном   случае это программа «Мы дети ­ мы личности», основной   целью   которой   является   ­   вывести   личность   ребенка   в   режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим.  Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: ­ формировать потребность в  здоровом образе жизни. ­ формировать личность, обладающую интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющую выстроить себя в современных условиях, социально адаптированной к окружающему миру через  интеграцию урочной и внеурочной деятельности; ­   поддерживать   и   повышать   социальную   активность   гимназисток,   их самостоятельность   и   ответственность     через   организацию   жизни   детского коллектива и социума; ­ формировать активную жизненную позицию и общую культуру личности гимназисток через проведение классных часов и внеклассных мероприятий; ­   развивать   стремление   к   непрерывному   самосовершенствованию, саморазвитию,   к   тем   качествам   личности,   которые   необходимы   для последующего обучения в профессиональных учебных заведениях; ­   формировать   учебную   мотивацию   через   участие   в   олимпиадах, предметных конкурсах, работе факультативов; ­ развивать творческую   индивидуальность через участие в жизни класса, гимназии и посещение ДО; ­   развивать   самостоятельность   гимназисток   через   организацию   системы самоуправления в классе и гимназии. Остановимся подробнее на некоторых из них. Так, одной из задач является поддержание   и   повышение   социальной   активности   гимназисток,   их самостоятельности   и   ответственности     через   организацию   жизни   детского коллектива и социума. Работа над этой задачей начинается с первых дней детей в   гимназии   и   продолжается   на   протяжении   всех   лет   обучения   в   данной образовательной   организации.   На   начальном   этапе   происходит   изучение психологических   особенностей   учащихся   для   предупреждения   социальной неактивности ребенка. Для   изучения   социальной   активности   подростков   широко   используется метод   наблюдения,   позволяющий   изучить   положение   ребенка   в   классе, взаимодействие его со школьным коллективом и обществом в целом. Изучение процесса взаимодействия подростков с социумом позволяет определить степень активности   в   совместной   деятельности   между   ребенком   и   его   ближайшим окружением.   В   процессе   исследования   может   использоваться   метод тестирования, с помощью которого определится уровень социальной активности учащегося.  методика для   изучения социализированности   личности   учащегося,   разработанная   профессором М.И. Рожковым.    Также   в   гимназии   используется После  проведения  данного   этапа,  классным   воспитателем   выстраивается работа по организации воспитывающей деятельности. И здесь нам необходимо понимать,  что   важнейшими   условиями   формирования   социальной   активности учащихся являются совместная деятельность коллектива класса, объединенная общей целью, развитие  гуманистических  коллективистских отношений между учащимися.    «Коллектив ­ не толпа. Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства   с   другими   людьми,   через   коллектив   каждый   член   его   входит   в общество» ­ Антон Макаренко.   Чтобы   стать   коллективом,   группа   должна   пройти   нелегкий   путь качественных   преобразований.   На   этом   пути   АС.   Макаренко   выделяет несколько стадий (этапов).   Первая   стадия   ­   становление   коллектива   (стадия   первоначального сплочения).   В   это   время   коллектив   выступает   прежде   всего   как   цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т. д.) превратить в коллектив, т. е. такую социально­ психологическую   общность,   где   отношения   учеников   определяются содержанием   их   совместной   деятельности,  ее  целями,  задачами,  ценностями. Организатор   коллектива   ­   педагог,   от   него   исходят   все   требования.   Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации [Подласый И.П.,8, с.302]. Данная стадия пришлась на 5­6 классы обучения девочек в гимназии. Для достижения   поставленных   целей   и   сплочения   классного   коллектива   на   этом этапе происходило знакомство с правилами проживания и обучения в гимназии, усваивались режимные моменты, закладывались большие и малые традиции. В этот период развития, мы с девочками завели, на мой взгляд, очень важную и нужную традицию – празднование «Дня именинника». Это было не традиционное чаепитие с выдачей конфет и чтением поздравлений, а заранее продуманное и тщательно   организованное   театрализованное   представление.   Нами   заранее определялась тема «Дня именинника»  («Малыш и Карлсон»,   «Тройной день рождения»,   «Трое   из   Простоквашино»,   «Алиса   в   стране   чудес»   «Я   – гражданин России», «Пиратская вечеринка», «Приключения Буратино или тайна золотого ключика», «Праздник для дюймовочек» и т. д.), составлялся сценарий, продумывались игры и подбирались костюмы. Такие праздники были настоящим событием для девочек, и каждый считал своим долгом, внести свой вклад   в   общее   дело.   Будучи   ведущим,   организовать   праздник   так,   чтобы порадовать   именинников.  Во  время  подготовки  к   таким   праздникам   девочки учились договариваться друг с другом, налаживать контакты с разными людьми, у них формировалось чувство  гордости за свой коллектив, веру  в его силы, уважение к общественному мнению. Такие праздники  организовывались нами вплоть до 9­го класса. Далее, из­за недостатка свободного времени, в связи с подготовкой   к   предстоящим   экзаменам,  девочки   стали   организовывать   такие тематические вечеринки в домашних условиях. А навыки, полученные ими на наших праздниках стели перерастать в нечто большее. Сначала   мы   попробовали   организовать   концерт   для   «Мам   и   бабушек», затем   наладили   сотрудничество   с   кадетами   и   организовывали   взаимные поздравления на День защитника Отечества («Курс молодого бойца», «Тяжело в учении, легко в бою» и т.д.) и 8 марта (эти традиции тоже продолжались в течение   нескольких   лет).   Позже   девочки   заинтересовались   волонтерской деятельностью, организованной в рамках гимназической программы «Здоровье» и   на   протяжении   последующих   четырех   лет   организовывали   и   проводили различные мероприятия на валеологические темы (устный журнал «Движение ­   это   жизнь»;   классные   часы:   «Оружием   знания   против   наркомании», «Алкогольная   трясина»,  «Привычки   хорошие   и   плохие»,  «Береги   здоровье смолоду» ; сценка о вреде пагубных привычек «Колобок»;акции: «Дарю тебе сердце»,   «Молодежь   выбирает   жизнь»,   «Спорт­альтернатива   пагубных привычек»,   «Здоровье   молодежи­богатство   Края!»;   дни   здоровья, флешмобы и.т.д.).  Таким   образом,   мы   плавно   перешли   на   вторую   стадию   становления коллектива.   Он   приходился   на   7­9   классы.   Теперь   уже   актив   не   только поддерживал требования педагога, но и сам предъявлял их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что ­ ущерб интересам   коллектива.   Если   активисты   правильно   понимают   потребности коллектива,   то   они   становятся   надежными   помощниками   педагога.   Работа   с активом на этом этапе требует особого внимания классного руководителя.   Для   второй   стадии   характерна   стабилизация   структуры   коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать   механизмы   самоорганизации   и   саморегуляции.   Он   уже   способен требовать   от   своих   членов   определенных   норм   поведения,   при   этом   круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив   уже   выступает   как   инструмент   целенаправленного   воспитания определенных качеств личности.   Основная   цель   педагога   на   этой   стадии   ­   максимально   использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается.   Практически   только   теперь   коллектив   достигает   определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным   целенаправленно   использовать   его   в   целях   индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства,   стимулирующего   положительные   стороны   личности,   коллектив становится средством развития социально важных качеств личности [Подласый И.П.,8, с. 302­303]. В этот период мы работали наиболее плодотворно. Девочки по­прежнему проводили мероприятия для других классов, участвовали во всех гимназических конкурсах   «Мисс­осень»,   «Голубой   огонек»,   «Гимназистка   года»,   «Весенний фитнес­фестиваль»   и   т.д.   Осуществляли   социальные   пробы   и   практики (становились   участницами   и   тьюторами   модуля   «Начни   жить   иначе»); активно   участвовали   в   благотворительной   деятельности   (сбор   средств   для клуба   «Милосердие»,   помощь   бездомным   животным   приюта   «Доброе сердце», выход в реабилитационный центр «Синеглазка», оказание помощи ветераны педагогического труда инвалиду­колясочнику и т.д.).  Гимназистки стали участницами патриотических акций   «Знамя Великой Победы» и «Народная победа», международного конкурса «Мы хотим жить в   мире.  Они   принимали   участие  в   Параде   Победы   и   акции   «Бессмертный полк» и т.д.   Развитие   коллектива   на   этой   стадии   связано   с   преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем   развитии   требования   коллектива   или,   наоборот,   отстающими   от   этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять [Подласый И.П.,8, с. 303]. Благополучно преодолев подобные трудности, мы приблизились к третьей стадии развития нашего коллектива.   По мнению, А. С. Макаренко третья и последующие стадии характеризуют расцвет   коллектива.  Они  отличаются  рядом  особых  качеств, достигнутых  на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на   этой   стадии,   достаточно   указать   на   уровень   и   характер   требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне   воспитанности,   устойчивости   взглядов,   суждений,   привычек.   Если коллектив   доходит   до   этой   стадии   развития,   то   он   формирует   целостную, нравственную   личность.   На   данной   стадии   коллектив   превращается   в инструмент   индивидуального   развития   каждого   из   его   членов.   Общий   опыт, одинаковые оценки событий ­ основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии [Подласый И.П.,8, с.303]. На этой стадии развития классного коллектива мы оказались в текущем учебном году. Часть воспитанниц класса вошли в состав ДДР «Верея», заняв должности президента, советника по делам культуры, тьютора младшей Вереи, советника по дисциплине и порядку. Девочки активно включились в процесс соуправления гимназией. Совместно с обучающимися других классов, девочки стали   участниками   фестиваля   практик   органов   кадетского   и   гимназического самоуправления,   участвовали   в   осеннем   образовательном Сборе   лидеров Красноярского   регионального   детско­юношеского   общественного   Движения «Краевой Школьный парламент». Они по­прежнему организуют гимназические мероприятия, но делают это на более высоком уровне.  В этом учебном году гимназистками и воспитанниками АКК разработан и успешно   реализован   проект   по   обустройству   территории   дома   малютки «Снежный городок». В данный период времени девочки налаживают контакты с Ачинской   специальной     общеобразовательной школой­ интернатом I вида. (коррекционной)   Процесс   развития   коллектива   рассматривается   отнюдь   не   как   плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Между стадиями нет четких границ ­   возможности   для   перехода   к   последующей   стадии   создаются   в   рамках предыдущей.   Каждая   последующая   стадия   в   этом   процессе   не   сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому   некоторые   педагоги   выделяют   четвертую   и   последующие   стадии движения.  На   этих   стадиях   каждый   школьник   благодаря   прочно   усвоенному коллективному   опыту   сам   предъявляет   к   себе   определенные   требования, выполнение   нравственных   норм   становится   его   потребностью,   процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания [Подласый И.П.,8, с.303].  На   этот   этап   перешли   некоторые   обучающиеся   нашего   класса,   покинув гимназию   и   поступив   в   средне­специальные   образовательные   учреждения. Свидетельством   тому   выступают   благодарственные   письма   за   воспитание несовершеннолетних от вышеупомянутых учреждений на адрес гимназии. На   этих   этапах   социальная   активность   подростков   достигает   наиболее высокого уровня. Это проявляется как в качественных, так и в количественных показателях. Они наглядно представлены в сравнительных таблицах: Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (проф. М. И. Рожков) Критерии включенность учащихся в самоуправленческую деятельность, организованность классного коллектива ответственность за результаты совместной работы в классе участие класса в управлении делами школы взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни осознание ответственности за результаты работы всего коллектива гимназии 7­ой класс 0,7 10­ый класс 0,8 0,6 0,7 ­ ­ ­ 0,8 0,7 0,9 0,7 0,8 уровень развития ученического самоуправления средний высокий в детском коллективе Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым) средний балл на класс уровень социализированности личности 7­ой класс 2,4 средний 10­ый класс 3,5 высокий Из всего вышесказанного, мы видим, что социальная активность является  важнейшей сферой и особым уровнем активности человека. Важнейшими условиями формирования социальной активности учащихся  являются совместная деятельность коллектива класса, объединенная общей  целью, развитие гуманистических коллективистских отношений между  учащимися. Программа  воспитания классного коллектива, разработанная и  реализуемой в Ачинской Мариинской гимназии,  способствует развитию  социальной активности обучающихся.  Список литературы: 2) https://psyera.ru/socialnaya­aktivnost­649.htm 3)  Ануфриев Е.А. Социальная активность личности / Е.А. Ануфриев. М.: Знание, 1969. ­ 37 с. 4)  Мордкович,   В.Г.   Социальная   активность:   некоторые   методические проблемы фиксации и измерения: факторы социальной активности городского населения   /   В.Г.   Мордкович.   ­   М.:   Академия   наук   СССР,   Институт социологических исследований, 1986. – 158 с. 5) Библиографическое описание: Демидова С. А., Сорокина И. Р. Развитие социальной   активности   подростков   в   школе   [Текст]   //   Теория   и   практика образования   в   современном   мире:   материалы   VI   Междунар.   науч.   конф.   (г. Санкт­Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 194­196.   —   URL   https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6751/   (дата   обращения: 19.03.2018). 6)  Тема   опыта:  «Развитие   социальной   активности   обучающихся   во внеурочной деятельности средствами школьного пресс­центра» Автор опыта: Светлакова Анна Николаевна,  учитель русского языка и литературы   МБОУ   «Средняя   общеобразовательная   школа   №   4   г.   Нарьян   ­ Мара» Михайлова Наталья Владимировна, учитель информатики и математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Нарьян ­ Мара» 7)  Чубиркина   Ирина   АлександровнаМетодическая   разработка   на   тему: ссылка   на Основные   положения   педагогики   А.С.   Макаренко,2012г.( электронный   ресурс: obobshchenie/2012/05/10/osnovnye­polozheniya­pedagogiki­as)  https://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/mezhdistsiplinarnoe­ 8)  Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов ­ 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. ­ М.: ВЛАДОС­пресс, 2004. ­ 365 с.

Реализация идей А. С. Макаренко в процессе формирования социальной активности обучающихся Ачинской Мариинской гимназии.

Реализация идей А. С. Макаренко в процессе формирования социальной активности обучающихся Ачинской Мариинской гимназии.

Реализация идей А. С. Макаренко в процессе формирования социальной активности обучающихся Ачинской Мариинской гимназии.

Реализация идей А. С. Макаренко в процессе формирования социальной активности обучающихся Ачинской Мариинской гимназии.

Реализация идей А. С. Макаренко в процессе формирования социальной активности обучающихся Ачинской Мариинской гимназии.

Реализация идей А. С. Макаренко в процессе формирования социальной активности обучающихся Ачинской Мариинской гимназии.

Реализация идей А. С. Макаренко в процессе формирования социальной активности обучающихся Ачинской Мариинской гимназии.

Реализация идей А. С. Макаренко в процессе формирования социальной активности обучающихся Ачинской Мариинской гимназии.

Реализация идей А. С. Макаренко в процессе формирования социальной активности обучающихся Ачинской Мариинской гимназии.

Реализация идей А. С. Макаренко в процессе формирования социальной активности обучающихся Ачинской Мариинской гимназии.

Реализация идей А. С. Макаренко в процессе формирования социальной активности обучающихся Ачинской Мариинской гимназии.

Реализация идей А. С. Макаренко в процессе формирования социальной активности обучающихся Ачинской Мариинской гимназии.

Реализация идей А. С. Макаренко в процессе формирования социальной активности обучающихся Ачинской Мариинской гимназии.

Реализация идей А. С. Макаренко в процессе формирования социальной активности обучающихся Ачинской Мариинской гимназии.

Реализация идей А. С. Макаренко в процессе формирования социальной активности обучающихся Ачинской Мариинской гимназии.

Реализация идей А. С. Макаренко в процессе формирования социальной активности обучающихся Ачинской Мариинской гимназии.

Реализация идей А. С. Макаренко в процессе формирования социальной активности обучающихся Ачинской Мариинской гимназии.

Реализация идей А. С. Макаренко в процессе формирования социальной активности обучающихся Ачинской Мариинской гимназии.

Реализация идей А. С. Макаренко в процессе формирования социальной активности обучающихся Ачинской Мариинской гимназии.

Реализация идей А. С. Макаренко в процессе формирования социальной активности обучающихся Ачинской Мариинской гимназии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2018