Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта
Оценка 5
Мероприятия
docx
окружающий мир
4 кл
18.09.2018
Компетентностный подход на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе в настоящее время является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования.Целью моего профессионального проекта является реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования.Компетентностный подход на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе в настоящее время является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования.Целью моего профессионального проекта является реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования.
Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.docx
Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной
деятельности в начальной школе
Актуальность проекта
Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время
заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении
на этой основе нового качества его результатов.
В настоящее время компетентностный подход является одним из
наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики,
одним из важнейших оснований обновления образования.
В "Концепции модернизации российского образования », выступающей в
качестве одного из базовых нормативных документов, определяющих
стратегию развития отечественного образования указывается,
что
"общеобразовательная школа должна формировать целостную систему
универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые
компетенции, определяющие современное качество содержания образования".
К числу таких образовательных результатов относятся:
1. Развитие способности ориентироваться:
в окружающей действительности;
в явлениях природы;
в социальных явлениях;
во всех основных областях культуры, включая мир духовных ценностей.
2. Формирование ключевых компетенций.
Целью моего профессионального проекта является реализация
компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей
достижения нового качества образования.
С учетом этого, свои задачи вижу в следующем:
изучение теоретического материала по реализации компетентностного
подхода в начальной школе на уроке и во внеурочной деятельности;
обоснование важности формирования информационнокоммуникативной
компетенции у младших школьников, учитывая возрастные особенности
учащихся;
планирование и организация работы по формированию информационно
коммуникативной компетенции у младших школьников.
Термин "компетенция" в переводе с латинского – соответствие,
соразмерность.
Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и
внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной
ситуации. Компетенция
это готовность действовать в ситуации
неопределенности.
Компетентностный подход не отрицает значений знаний, но он
акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания. Выделяют пять основных компетенций:
информационная компетенция – готовность к работе с информацией;
коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми,
формируется на основе информационной;
социальная компетенция и толерантность – готовность к сотрудничеству с
другими людьми, формируются на основе двух предыдущих;
самообразование – готовность к постоянному совершенствованию,
формируется на основе четырех предыдущих.
Я считаю, что эффективная адаптация младших школьников в
образовательной среде возможна при наличии у выпускников школы первой
ступени информационнокоммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетенция выражается в умениях самостоятельно:
вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу,
степени близости и знакомство и т.д.), учитывая его особенности;
поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в
формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального
общения;
слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;
высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать
собственное мнение;
стимулировать собеседника к продолжению общения;
грамотно разрешать конфликты в общении;
изменять при необходимости свое речевое поведение;
оценивать успешность ситуации общения;
корректно завершать ситуацию общения.
Информационная компетенция выражается в умениях самостоятельно:
систематизировать,
критически оценивать и
интерпретировать,
анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;
делать аргументированные выводы;
использовать полученную информацию при планировании и реализации
своей деятельности в той или иной ситуации;
структурировать имеющуюся информацию;
представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных
запросам потребителя информации.
Эти компетенции взаимообусловлены.
Владение определенной
информацией вызывает потребность высказаться. А для того чтобы принять
участие в диалоге – нужна определенная информативность.
Я наметила следующие пути формирования информационно
коммуникативной компетенции у младших школьников.
Реализация
компетентностного
подхода в начальной
школе
Выбор системы обучения.
Выбор основных форм и методов работы.
Использование современных технологий.
Вовлечение учащихся во внеурочную работу.
Организация взаимодействия школы и родителей. Программа реализации проекта
С 1991 года я работаю учителем начальных классов. Основная цель
обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка
при сохранении его психического и физического здоровья.
Понятие "оптимальное развитие" носит относительный характер. Цель
– не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных , а раскрыть
индивидуальные способности каждого и, независимо от того, считается он
"сильным" или "слабым", способствовать его развитию.
Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его
самостоятельной поисковой деятельности при взаимодействии с учителем,
классом, в целом с его окружением, поэтому особое внимание уделяю
организации учебной деятельности и социализации детей (развитию
коммуникативных умений, способности работать в коллективе).
Учебники и учебные программы «Школа России» , представляют
собой интегрированные курсы, которые раскрывают перед детьми
целостную картину мира, соответствующую и возрастным особенностям
младших школьников, и требованиям современного информационного
общества. Например: в курсе
" Окружающий мир" активизируются связи между знаниями о Земле, ее
природе и общественнокультурной жизни человека в их историческом
развитии.
Важное значение для младшего школьника имеет развитие речи.
Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к
распространению жаргона и просторечия является актуальной. Часто
непонимание друг друга в дискуссии происходит изза разного
определения понятий. Надо прийти к согласию в использовании понятия
или заменить другим подходящим словом. Лучшим источником в этом
отношении является справочная литература, словари. Таким образом,
обогащение речи детей происходит за счет интенсивной словарной работы,
глубокого проникновения в смысл слова.
Результатом моей работы стало то, что учащиеся:
научились уважительно и творчески обращаться со словом;
появилась потребность в самостоятельной творческой работе; повысился уровень развития внимания, наблюдательности, памяти,
фантазии;
ученики умеют пользоваться словарями;
самостоятельно работают с текстом;
показывают неплохие результаты при проверке техники чтения.
Таким образом, введение в лексическую систему языка поможет в
воспитании речевой культуры, в лингвистическом развитии учащихся и
будет способствовать процессу формирования коммуникативной
компетентности младших школьников.
Важно, чтобы дети узнавали об окружающем мире не только
через чтение и рассматривание картинок, но и благодаря своим
непосредственным наблюдениям.
Я тесно сотрудничаю с работниками городской детской библиотеки им.
Гайдара. Они проводят беседы с детьми.
План занятий для младших школьников на 20182019 учебный год.
Сентябрь. «Страна невыученных уроков».
«Занимательно о русском языке».
Октябрь. «Что за прелесть эти сказки».
Ноябрь. «Волшебник из Амстердама».
Декабрь. «Уроки этикета».
Январь. «Веселые истории Драгунского».
Февраль. «Народные традиции и праздники».
Март. «Любимые книги наших бабушек и мам».
Апрель. «Первый полет звездного корабля».
Май. «В небе Покрышкин».
Изучая то или иное литературное произведение, я знакомила своих
учеников с произведениями живописи. Но в какойто момент поняла, что
этого для них недостаточно знакомство с репродукциями картин . Я стала
организовывать экскурсии в выставочные залы (г.Сызрань, г.Хвалынск)
План занятий по курсу « Знакомство с искусством» для младших
школьников на 20112012 учебный год.
Сентябрь. И. И. Шишкин певец русского леса.
Октябрь. И. И. Левитан. «Золотая осень».
Ноябрь. А. И. Куинджи. «Свет живописи».
Декабрь. «Удаль молодецкая, сибирский характер».
Январь. В. М. Васнецов, М. А. Врубель. «Сказка в живописи».
Февраль. В. М. Васнецов. «Богатыри».
Март. Русские народные игрушки.
Апрель. Загадка синего цвета. Керамика в гжели.
Май. Знакомство с музеем. «Здесь живут картины». На таких занятиях школьников учат «видеть» произведение искусства.
На них учащиеся открывают для себя иные точки зрения, кроме
собственной, а с другой стороны, получают возможность выразить свои
мысли и чувства, а через них и себя. У школьников не только формируется
художественный вкус, но и развивается вдумчивое отношение к
собственному опыту,
к различным жизненным ситуациям,
совершенствуется умение обоснования своей точки зрения, их наблюдения
становятся более конкретными и тонкими. Школьники учатся
воспринимать живопись как глубоко своеобразный, отличающийся своими
приемами и особенностями вид искусства, а не просто как иллюстрацию к
литературным произведениям, видеть «точки соприкосновения» между
разными видами искусства. Таким образом, результатом этих занятий
считаю: заинтересованность большинством учащихся этим видом
искусства и как следствие решение учиться рисовать.
Доверительные отношения на уроке создают условия, в которых дети
самостоятельно добывают знания, а учитель лишь помогает им. Основной
формой добываний знания, решения проблемы становится дискуссия.
Итак, общение на уроке и после него выполняет не только
информативную, но и социальную, а также развивающую функцию. Оно
представлено в двух аспектах: общение учителя и учащихся, общение
учащихся между собой. В таком общении целенаправленно и интенсивно
формируются социальные установки, образцы поведения, приобретаются
навыки общественной жизни, основы информационнокоммуникативной
компетентности.
На основе содержания изучаемых дисциплин, я включаю учащихся в
поиск информации, учу выделять главное. В этот период я вижу свою задачу в
том, чтобы предоставить ребенку больше инициативы в организации своей
познавательной деятельности.
Выделяются следующие основные методы формирования информационно
коммуникативной компетенции.
1 Поиск и сбор информации:
задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет,
путем опросов, работы с литературными первоисточниками, в музеях,
библиотеках и т.д.;
задачи с избытком информации;
задачи с недостатком информации.
2. Обработка информации:
задание на упорядочение информации;
составление планов к тексту;
подготовка вопросов к тексту;
задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения. 3 Передача информации:
подготовка сообщений по теме;
подготовка учебных пособий по теме;
подготовка стенгазет, стендов и т.д.
4 Информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые).
5 Учебноисследовательская работа, предполагающая различные методы
исследования.
6 Все формы учебного диалога.
7 Ролевые и деловые игры.
8 Обсуждения, дискуссии.
9 Выступления в качестве ведущих на мероприятиях, вечерах и т.д.
10 Вовлечение учащихся в работу театральных студий.
Одной из форм внеурочной деятельности по учебным предметам
является экскурсия, которая способствует:
развитию внимания и познавательного интереса школьников;
обеспечивает здоровьесохраняющее обучение;
дает наглядные ответы на вопросы;
помогает выявить существенные и несущественные признаки предметов и
явлений;
расширяет и систематизирует знания ребенка об окружающем мире.
Я стараюсь организовать такую экскурсию, чтобы ученики не только
расширили или получили новые знания, но и приняли непосредственное
участие в работе.
Целью проектнотехнологического образования является развитие
учащихся как субъектов творческой проектной деятельности, подготовка
их к успешному и гармоничному функционированию в информационно
технологически насыщенном мире .
На сегодняшний день содержание образования в школе меняется с
учетом социальноэкономических потребностей общества. Если раньше
экономические проблемы отодвигались от школьника, то сегодня это
уже невозможно.
Использование разнообразных форм дает мне возможность
проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно
важно, сделать процесс познания интересным, доступным.
Изучая элементы экономики с учащимися, я знакомила детей с различными
профессиями.
Сделать экономику понятной помогут сюжетнодидактические
игры.
Так, играя в профессии, учащиеся постигают смысл труда,
воспроизводят трудовые процессы взрослых, моделируют реальные жизненные ситуации: операции куплипродажи, производства и сбыта
готовой продукции и др.
В дидактических играх уточняются и закрепляются
представления учеников о мире экономических явлений. Совершая большое
количество действий, ребята учатся реализовывать их в разных условиях, с
разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения
знаний.
Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады) –
это своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные. Детям
нравятся нестандартные вопросы, веселые и в то же время содержательные
задания (отгадывание кроссвордов и ребусов), Предусматриваются и
другие формы проведения занятий: экскурсии на предприятия, встречи с
предпринимателями и людьми различных профессий, деловые игры,
выполнение творческих заданий.
Существенное место отводится совместной деятельности
школьников, направленной на развитие у них социальных умений, чувства
коллективизма и взаимопомощи.
Для усвоения экономических знаний используются самые
разнообразные методы, приемы и средства обучения. Так, овладение
экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения
художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием;
народный фольклор; пословицы, поговорки), где значительное место
отводится сказке. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из
которых представляет собой как бы мини – программу ознакомления детей
с экономическими понятиями. ( Э. Успенский, И. Агрон «Бизнес крокодила
Гены» ; Г. М. Евменова, О. И. Меньшикова «Детский экономический
словарь или маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике» ;
П. Филипов,
И. Петров «Беседы об экономике» ; В. Никифоров
«Субботнее путешествие или урок экономики»; Т. А. Попова, О. И.
Меньшикова «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном
компьютере и верных друзьях»).
В них экономическое содержание развертывается перед детьми
в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику,
нестандартность,
информационно –
коммуникативные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска.
Логические и арифметические задачи, задачи – шутки
оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в
себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума
и доставляют радость, развивают логику рассуждений.
самостоятельность мышления,
Формирование ключевых компетенций учащихся может решаться также
через организацию взаимодействия образовательного учреждения и
родителей. Семья в первую очередь способствует формированию гармонически
развитой личности человека.
Сила влияния семьи в том, что она осуществляется постоянно,
длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. Человек
живет в семье. Здесь он проводит большую часть своего времени. Дома он
отдыхает и трудится, учится, занимается любимым делом, заботится о
своих близких и пользуется их заботой и вниманием. Сюда он идет и в
радости и в горе. Все это происходит постоянно, многие годы и постепенно
создает правила, которые, становясь традициями, составляют основу жизни
человека.
Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки
правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Я
считаю, что единые, согласованные требования семьи и школы – одно из
условий правильного воспитания.
При работе с семьей я ставлю перед собой следующие задачи:
изучение состава семей родителей: возраст, социальная принадлежность,
профессия, образовательный уровень, микроклимат и условия в семье и
д.р.;
выявление социально и профессионально состоявшихся родителей,
способных работать с детьми;
привлечение родителей к образованию и воспитанию учащихся в школе;
разработка единых педагогических требований и подходов к воспитанию
учащихся со стороны родителей и учителей;
разностороннее педагогическое просвещение родителей, формирование у
родителей потребности в самообразовании.
Я считаю, что уважение родителей учитель завоевывает прежде всего
добросовестной работой, чутким отношением к учащимся. Без этого нельзя
рассчитывать на сотрудничество.
Работа с родителями строится по двум направлениям:
участие в соуправлении школы:
классные( общешкольные) родительские собрания;
классный родительский комитет, общешкольный попечительский совет;
участие в делах класса.
На первом собрании в сентябре вместе с родителями вырабатываем
планы совместной работы учителя и родителей. Предлагаю каждому
родителю выбрать, в каких мероприятиях он хотел бы принять участие. А
разделы следующие:
1 Проведение праздников.
Родители всегда являются активными участниками всех школьных
праздников. Они помогают готовить костюмы, участвуют в подготовке
сценариев, знакомят детей с новыми подвижными и интеллектуальными
играми, придумывают конкурсы. Причем, собираясь с инициативной группой родителей по подготовке к различным мероприятиям, обдумываем,
какие задания будут даны и родителям.
2 Проведение классных часов.
Родители участвуют в подготовке и проведении классных часов.
3 Организация экскурсий.
4 Проведение спортивных мероприятий.
5 Изготовление стенгазет к праздникам.
6 Предлагайте чтото свое.
Каждый родитель имеет право выбора и в меру своих сил и
способностей принимает участие в жизни классного коллектива. А как
загораются глаза ребенка, когда именно его мама проводит классный час,
различные конкурсы, его папа организовал спортивные состязания.
Эффективность реализации проекта
Реализуя компетентностный подход на уроке и во внеурочной
деятельности, мне удалось добиться определенных результатов в
формировании информационнокоммуникативной компетентности у
младших школьников:
100% учащихся владеют навыками работы со справочно
энциклопедическими изданиями;
ученики выслушивают собеседника и в вежливой форме высказывают
свою точку зрения; могут выполнять различные роли в группе ( лидера,
исполнителя, критика);
оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и
жизненных речевых ситуаций;
умеют планировать этапы предстоящей работы, осуществлять контроль и
оценку их правильности, искать пути преодоления ошибок;
умеют работать с разными видами информации; есть опыт работы на
компьютере;
при итоговой аттестации ученики моего класса показывают стабильные
результаты
Четыре ученика окончили начальную школу на одни пятерки.
Ученики моего класса участвовали в Обнинских предметных
олимпиадах и показали высокие результаты.
Дальнейшее развитие проекта
Мои ученики, переходя в среднее звено, успешно проходят
адаптацию. Показывают высокие результаты в учебной деятельности. Список используемых источников
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
2. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии //
Советская педагогика. 1996. № 8.
3.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М.,2006.
4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.,
1995.
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования. М., 1996.
6.prepod.nspu.ru
7.www.jurnal.org
8.aspirant.rggu.ru
Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта
Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта
Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта
Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта
Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта
Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта
Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта
Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта
Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта
Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.