Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта
Оценка 5

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта

Оценка 5
Мероприятия
docx
окружающий мир
4 кл
18.09.2018
Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта
Компетентностный подход на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе в настоящее время является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования.Целью моего профессионального проекта является реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования.Компетентностный подход на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе в настоящее время является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования.Целью моего профессионального проекта является реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования.
Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.docx
Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. В   настоящее   время   компетентностный   подход   является   одним   из наиболее   развивающихся   направлений   педагогической   теории   и   практики, одним из важнейших оснований обновления образования. В "Концепции модернизации российского образования », выступающей в качестве   одного   из   базовых   нормативных   документов,   определяющих стратегию   развития   отечественного   образования   указывается,     что "общеобразовательная   школа   должна   формировать   целостную   систему универсальных   учебных   действий,   а   также   опыт   самостоятельной деятельности   и   личной   ответственности   обучающихся,   то   есть   ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования". К числу таких образовательных результатов относятся: 1. Развитие способности ориентироваться:  ­ в окружающей действительности; ­ в явлениях природы; ­ в социальных явлениях; ­ во всех основных областях культуры, включая мир духовных ценностей. 2. Формирование ключевых компетенций.                      Целью  моего профессионального проекта  является реализация компетентностного   подхода   в   начальной   школе   как   одна   из   возможностей достижения нового качества образования.             С учетом этого, свои  задачи вижу в следующем: ­   изучение   теоретического   материала   по   реализации   компетентностного подхода в начальной школе на уроке и во внеурочной деятельности;  ­   обоснование   важности   формирования   информационно­коммуникативной компетенции   у   младших   школьников,   учитывая   возрастные   особенности учащихся; ­   планирование   и   организация   работы   по   формированию   информационно­ коммуникативной компетенции у младших школьников. Термин   "компетенция"   в   переводе   с   латинского   –   соответствие, соразмерность. Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.   Компетенция   ­     это   готовность   действовать   в   ситуации неопределенности.                      Компетентностный  подход не отрицает значений знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания. Выделяют пять основных компетенций: ­ информационная компетенция – готовность к работе с информацией; ­ коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми,  формируется на основе информационной; ­ социальная компетенция и толерантность – готовность к сотрудничеству с  другими людьми, формируются на основе двух предыдущих; ­ самообразование – готовность к постоянному совершенствованию,  формируется на основе четырех предыдущих.   Я   считаю,   что   эффективная   адаптация   младших   школьников   в образовательной среде возможна при наличии у выпускников школы первой ступени информационно­коммуникативной компетентности.  Коммуникативная компетенция выражается в умениях самостоятельно:  ­   вступать   в   контакт   с   любым   типом   собеседника   (по   возрасту,   статусу, степени близости и знакомство и т.д.),  учитывая его особенности; ­ поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, а также с использованием  средств невербального общения; ­ слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; ­   высказывать,   аргументировать   и   в   культурной   форме   отстаивать собственное мнение; ­ стимулировать собеседника к продолжению общения; ­ грамотно разрешать конфликты в общении; ­ изменять при необходимости свое речевое поведение; ­ оценивать успешность ситуации общения; ­ корректно завершать ситуацию общения. Информационная компетенция выражается в умениях самостоятельно:   систематизировать,   критически   оценивать   и ­   интерпретировать, анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи; ­ делать аргументированные выводы; ­   использовать   полученную   информацию   при   планировании   и   реализации своей деятельности в той или иной ситуации; ­ структурировать имеющуюся информацию; ­ представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя  информации. Эти   компетенции   взаимообусловлены.   Владение   определенной информацией вызывает потребность высказаться. А для того чтобы принять участие в диалоге – нужна определенная информативность.  Я  наметила следующие пути формирования информационно­ коммуникативной компетенции у младших школьников. Реализация  компетентностного  подхода в начальной школе Выбор системы обучения. Выбор основных форм и методов работы. Использование современных технологий. Вовлечение учащихся во внеурочную работу. Организация взаимодействия школы и родителей. Программа реализации проекта     С 1991 года я работаю учителем начальных классов. Основная цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья.    Понятие "оптимальное развитие" носит относительный характер. Цель –   не   "подтянуть"   слабых   учеников   до   уровня   сильных   ,   а   раскрыть индивидуальные способности каждого и, независимо от того, считается он "сильным" или "слабым", способствовать его развитию.     Общее   развитие   ребенка   осуществляется   в   процессе   его самостоятельной поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом,   в   целом   с   его   окружением,   поэтому   особое   внимание   уделяю организации   учебной   деятельности   и   социализации   детей   (развитию коммуникативных умений, способности работать в коллективе).       Учебники   и   учебные   программы  «Школа   России» ,  представляют собой   интегрированные   курсы,   которые   раскрывают   перед   детьми целостную  картину мира, соответствующую  и  возрастным  особенностям младших   школьников,   и   требованиям   современного   информационного общества. Например: в курсе  " Окружающий мир" активизируются связи между знаниями о Земле, ее природе   и   общественно­культурной   жизни   человека   в   их   историческом развитии.    Важное значение для младшего школьника имеет развитие речи.                 Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению   жаргона   и   просторечия   является   актуальной.   Часто непонимание   друг   друга   в   дискуссии   происходит   из­за   разного определения понятий. Надо прийти к согласию в использовании понятия или   заменить   другим   подходящим   словом.   Лучшим   источником   в   этом отношении   является   справочная   литература,   словари.   Таким   образом, обогащение речи детей происходит за счет интенсивной словарной работы, глубокого проникновения в смысл слова.          Результатом моей работы стало то, что учащиеся:  ­ научились уважительно и творчески обращаться со словом; ­ появилась потребность в самостоятельной творческой работе; ­   повысился   уровень   развития   внимания,   наблюдательности,   памяти, фантазии; ­ ученики  умеют пользоваться словарями; ­ самостоятельно работают с текстом; ­ показывают неплохие результаты при проверке техники чтения. Таким образом, введение в лексическую систему языка поможет в воспитании   речевой   культуры,   в   лингвистическом   развитии   учащихся   и будет   способствовать   процессу   формирования   коммуникативной компетентности младших школьников.                   Важно, чтобы дети узнавали об окружающем мире не только через   чтение   и   рассматривание   картинок,   но   и   благодаря   своим непосредственным наблюдениям.  Я тесно сотрудничаю с работниками городской детской библиотеки им.  Гайдара. Они проводят беседы с детьми. План занятий  для младших школьников на 2018­2019 учебный год. Сентябрь.           «Страна невыученных уроков».                             «Занимательно о русском языке».                              Октябрь.              «Что за прелесть эти сказки». Ноябрь.                «Волшебник из Амстердама». Декабрь.               «Уроки этикета». Январь.                 «Веселые истории Драгунского». Февраль.             «Народные традиции и праздники». Март.                   «Любимые книги наших бабушек и мам». Апрель.               «Первый полет звездного корабля». Май.                    «В небе Покрышкин».          Изучая то или иное литературное произведение, я знакомила своих учеников с произведениями живописи. Но в какой­то момент поняла, что этого для них недостаточно знакомство с репродукциями картин . Я стала организовывать экскурсии в выставочные залы (г.Сызрань, г.Хвалынск) План занятий по курсу « Знакомство с искусством» для младших школьников на 2011­2012 учебный год. Сентябрь.                   И. И. Шишкин­ певец русского леса. Октябрь.                     И. И. Левитан. «Золотая осень». Ноябрь.                      А. И. Куинджи. «Свет живописи». Декабрь.                    «Удаль молодецкая, сибирский характер». Январь.                       В. М. Васнецов, М. А. Врубель. «Сказка в живописи». Февраль.                     В. М. Васнецов. «Богатыри». Март.                           Русские народные игрушки. Апрель.                       Загадка синего цвета. Керамика в гжели. Май.                            Знакомство с музеем. «Здесь живут картины». На таких занятиях школьников учат «видеть» произведение искусства. На   них   учащиеся   открывают   для   себя   иные   точки   зрения,   кроме собственной, а с другой стороны, получают возможность  выразить  свои мысли и чувства, а через них и себя. У школьников не только формируется художественный   вкус,   но   и   развивается   вдумчивое   отношение   к собственному   опыту,   к   различным   жизненным   ситуациям, совершенствуется умение обоснования своей точки зрения, их наблюдения становятся   более   конкретными   и   тонкими.   Школьники   учатся воспринимать живопись как глубоко своеобразный, отличающийся своими приемами и особенностями вид искусства, а не просто как иллюстрацию к литературным   произведениям,   видеть   «точки   соприкосновения»   между разными   видами   искусства.   Таким   образом,   результатом   этих   занятий считаю:   заинтересованность   большинством   учащихся   этим   видом искусства и как следствие решение учиться рисовать. Доверительные отношения на уроке создают условия, в которых дети самостоятельно   добывают   знания,   а   учитель   лишь   помогает   им.   Основной формой добываний знания, решения проблемы становится дискуссия. Итак,   общение   на   уроке   и   после   него   выполняет   не   только информативную,   но   и   социальную,   а   также   развивающую   функцию.   Оно представлено   в   двух   аспектах:   общение   учителя   и   учащихся,   общение учащихся   между   собой.   В   таком   общении   целенаправленно   и   интенсивно формируются   социальные   установки,   образцы   поведения,   приобретаются навыки   общественной   жизни,   основы   информационно­коммуникативной компетентности.  На основе содержания изучаемых дисциплин, я включаю учащихся   в поиск информации, учу выделять главное. В этот период я вижу свою задачу в том,  чтобы предоставить  ребенку  больше инициативы   в  организации  своей познавательной деятельности. Выделяются следующие основные методы формирования информационно­ коммуникативной компетенции. 1 Поиск и сбор информации: ­ задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем   опросов,   работы   с   литературными   первоисточниками,   в   музеях, библиотеках и т.д.; ­ задачи с избытком информации; ­ задачи с недостатком информации. 2.  Обработка информации: ­ задание на упорядочение информации; ­ составление планов к тексту; ­ подготовка вопросов к тексту; ­ задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения. 3 Передача информации:       ­ подготовка сообщений по теме; ­ подготовка учебных пособий по теме; ­ подготовка стенгазет, стендов и т.д. 4 Информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые). 5 Учебно­исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования. 6 Все формы учебного диалога. 7 Ролевые и деловые игры. 8 Обсуждения, дискуссии. 9 Выступления в качестве ведущих на мероприятиях, вечерах и т.д. 10 Вовлечение учащихся в работу театральных студий. Одной из форм внеурочной деятельности по учебным предметам  является  экскурсия, которая способствует: ­ развитию внимания и познавательного интереса школьников; ­ обеспечивает здоровьесохраняющее обучение; ­  дает наглядные ответы на вопросы; ­ помогает выявить существенные и несущественные признаки предметов и явлений; ­ расширяет и систематизирует знания ребенка об окружающем мире.    Я стараюсь организовать такую экскурсию, чтобы  ученики  не только расширили или получили новые знания, но и приняли непосредственное участие в работе.             Целью  проектно­технологического  образования является  развитие учащихся как субъектов творческой проектной деятельности, подготовка их к успешному и гармоничному функционированию в информационно ­ технологически насыщенном мире . На   сегодняшний   день   содержание   образования   в   школе   меняется   с учетом социально­экономических потребностей общества. Если  раньше экономические проблемы отодвигались от школьника, то сегодня это уже невозможно.  Использование   разнообразных   форм   дает   мне   возможность проявить   творчество,   индивидуальность   и   в   то   же   время,   что   особенно важно, сделать процесс познания интересным, доступным.    Изучая элементы экономики с учащимися, я знакомила детей с различными профессиями.              Сделать   экономику   понятной   помогут   сюжетно­дидактические игры.     Так,   играя   в   профессии,   учащиеся   постигают   смысл   труда, воспроизводят   трудовые   процессы   взрослых,   моделируют   реальные жизненные   ситуации:   операции   купли­продажи,   производства   и   сбыта готовой продукции и др. В   дидактических   играх   уточняются   и   закрепляются представления учеников о мире экономических явлений. Совершая большое количество действий, ребята учатся реализовывать их в разных условиях, с разными   объектами,   что   повышает   прочность   и   осознанность   усвоения знаний.               Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады) – это   своего   рода   праздники   –   яркие,   необычные,   таинственные.   Детям нравятся нестандартные вопросы, веселые и в то же время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов),             Предусматриваются и другие формы проведения занятий: экскурсии на предприятия, встречи с предпринимателями   и   людьми   различных   профессий,   деловые   игры, выполнение творческих заданий.                               Существенное место отводится совместной деятельности школьников, направленной на развитие у них социальных умений, чувства коллективизма и взаимопомощи.                                Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные   методы,   приемы   и   средства   обучения.   Так,   овладение экономическим   содержанием   осуществляется   в   процессе   чтения художественной   литературы   (рассказы   с   экономическим   содержанием; народный   фольклор;   пословицы,   поговорки),   где   значительное   место отводится   сказке.   Интересны   и   удачны   авторские   сказки,   каждая   из которых представляет собой как бы мини – программу ознакомления детей с экономическими понятиями. ( Э. Успенский, И. Агрон «Бизнес крокодила Гены»   ;   Г.   М.   Евменова,   О.   И.   Меньшикова   «Детский   экономический словарь или маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике» ; П.   Филипов,     И.   Петров   «Беседы   об   экономике»   ;   В.   Никифоров «Субботнее   путешествие   или   урок   экономики»;   Т.   А.   Попова,   О.   И. Меньшикова «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»).                     В них экономическое содержание развертывается перед детьми в   виде   проблемных   ситуаций,   разрешение   которых   развивает   логику, нестандартность,   информационно   – коммуникативные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска.                                            Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость,  развивают логику рассуждений.   самостоятельность   мышления, Формирование ключевых компетенций учащихся может решаться также через организацию взаимодействия образовательного учреждения и родителей. Семья в первую очередь способствует формированию гармонически развитой личности человека.             Сила   влияния   семьи   в   том,   что   она   осуществляется   постоянно, длительное   время   и   в   самых   различных   условиях   и  ситуациях.  Человек живет в семье. Здесь он проводит большую часть своего времени. Дома он отдыхает  и  трудится,  учится, занимается  любимым  делом, заботится    о своих близких и пользуется их заботой и вниманием. Сюда он идет и в радости и в горе. Все это происходит постоянно, многие годы и постепенно создает правила, которые, становясь традициями, составляют основу жизни человека.             Очень   важно,   чтобы   в   семье   закреплялись   навыки   и   привычки правильного   поведения,   которые   формируются   у   ребенка   в   школе.   Я считаю, что единые, согласованные требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания.               При работе с семьей я ставлю перед собой следующие задачи: ­ изучение состава семей родителей: возраст, социальная принадлежность, профессия,  образовательный  уровень, микроклимат и условия в семье и д.р.; ­   выявление   социально   и   профессионально   состоявшихся   родителей, способных работать с детьми; ­ привлечение родителей к образованию и воспитанию учащихся в школе; ­ разработка единых педагогических требований и подходов к воспитанию учащихся со стороны родителей и учителей; ­ разностороннее педагогическое просвещение родителей, формирование у родителей потребности в самообразовании.        Я считаю, что уважение родителей учитель завоевывает прежде всего добросовестной работой, чутким отношением к учащимся. Без этого нельзя рассчитывать на сотрудничество.      Работа с родителями строится по двум направлениям: ­ участие в соуправлении школы: ­ классные( общешкольные) родительские собрания; ­ классный родительский комитет, общешкольный попечительский совет; ­ участие в делах класса.             На первом собрании в сентябре вместе с родителями вырабатываем планы   совместной   работы   учителя   и   родителей.   Предлагаю   каждому родителю выбрать, в каких мероприятиях он хотел бы принять участие. А разделы следующие: 1 Проведение праздников. Родители   всегда   являются   активными   участниками   всех   школьных праздников.   Они   помогают   готовить   костюмы,   участвуют   в   подготовке сценариев,   знакомят   детей   с   новыми   подвижными   и   интеллектуальными играми,   придумывают   конкурсы.   Причем,   собираясь   с   инициативной группой родителей по подготовке к различным мероприятиям, обдумываем, какие задания будут даны и родителям. 2 Проведение классных часов. Родители участвуют в подготовке и проведении классных часов.  3 Организация экскурсий. 4 Проведение спортивных мероприятий. 5 Изготовление стенгазет к праздникам. 6 Предлагайте что­то свое. Каждый   родитель   имеет   право   выбора   и   в   меру   своих   сил   и способностей   принимает   участие   в   жизни   классного   коллектива.   А   как загораются глаза ребенка, когда именно его мама проводит классный час, различные конкурсы, его папа организовал спортивные состязания.  Эффективность реализации проекта Реализуя   компетентностный   подход   на   уроке   и   во   внеурочной деятельности,   мне   удалось   добиться   определенных   результатов   в формировании   информационно­коммуникативной   компетентности   у младших школьников: ­   100%   учащихся   владеют   навыками   работы   со   справочно­ энциклопедическими изданиями; ­   ученики   выслушивают   собеседника   и   в   вежливой   форме   высказывают свою точку зрения; могут выполнять различные роли в группе ( лидера, исполнителя, критика); ­ оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций; ­ умеют планировать этапы предстоящей работы, осуществлять контроль и оценку их правильности, искать пути преодоления ошибок; ­   умеют   работать   с   разными   видами   информации;   есть   опыт   работы   на компьютере;     ­  при итоговой аттестации ученики моего класса показывают стабильные результаты  Четыре  ученика окончили  начальную школу на одни пятерки.  Ученики   моего   класса   участвовали   в   Обнинских   предметных олимпиадах и показали высокие результаты. Дальнейшее развитие проекта Мои ученики, переходя в  среднее звено, успешно проходят  адаптацию. Показывают высокие результаты в учебной деятельности. Список используемых источников  1.  Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.  2.  Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии //  Советская педагогика. 1996. № 8. 3.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М.,2006. 4.   Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.,  1995.  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и  экспериментального психологического исследования. М., 1996. 6.prepod.nspu.ru 7.www.jurnal.org 8.aspirant.rggu.ru

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Актуальность проекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2018