Реализация личностного принципа в современном обучении на уроке математике .Дребанд Л.В .МБОУ «Розентальская ООШ»
Оценка 5

Реализация личностного принципа в современном обучении на уроке математике .Дребанд Л.В .МБОУ «Розентальская ООШ»

Оценка 5
Семинары
docx
математика
Взрослым
12.02.2017
Реализация личностного принципа в современном  обучении на уроке математике .Дребанд Л.В .МБОУ «Розентальская ООШ»
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность и самоценность ребенка, субъективность процесса обучения. ЛОО исходит из признания уникальности субъективного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности проявляемой в познании. Она предоставляет каждому ученику реализовать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт. Основной принцип ЛОО, признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.Актуальность ЛОО заключается в том, что на современном этапе развития перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное, интеллектуальное, творческое развитие учащегося. Современная школа ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка. Признание учителем приоритета личности перед коллективом; создание гуманистических взаимоотношений в классе. Через которые каждый ребенок осознает себя полноправной личностью, учится видеть и уважать личность в других. Мы, учителя, должны признать, что ученик обладает определенными правами, которые священны для учителя. Это отказ от деления детей на «сильных» и «слабых», понимая, что все дети разные, и что каждый знает и умеет что-то лучше других. Признание того, что учитель такой же равноценный участник учебного процесса, как и ученик, только с направляющей функцией. Переход с позиции «Я тебя учу» на позицию «Мы с тобой учимся». Задача каждого учителя помочь каждому ученику построить собственную образовательную траекторию. ЛОО включает следующие подходы: разноуровневый, дифференцированный подход, индивидуальный, субъективно-личностный. Создание условий, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика. Учет индивидуальных особенностей учеников позволяет учителю составить задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ученика в рамках личностно-ориентированного обучения. Прежде всего, с создания положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока. Создание на уроке учителем педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность избирательность в способах работы, предоставление возможности для естественного самовыражения ученика. Создание ситуации успеха."Реализация личностного принципа в современном обучении на уроке математике" Педагогические чтения.
Личностно-ориентированное обучение на уроках математике Дребанд Л.В. МКОУ Розентальская ООШ.docx
Дребанд Л.В. МКОУ «Розентальская ООШ»  Реализация личностного принципа в современном обучении на уроке математике Личностно­ориентированное обучение (ЛОО)  – это такое обучение, которое во главу   угла   ставит   самобытность   и   самоценность   ребенка,   субъективность процесса   обучения.   ЛОО   исходит   из   признания   уникальности   субъективного опыта   самого   ученика,   как   важного   источника   индивидуальной жизнедеятельности   проявляемой   в   познании.   Она   предоставляет   каждому ученику реализовать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный   опыт.   Основной   принцип   ЛОО,   признание   индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Актуальность   ЛОО   заключается   в   том,   что   на   современном   этапе   развития перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение   должно   обеспечивать   духовное,   интеллектуальное,   творческое развитие учащегося. Современная школа ставит своей целью не только обучение детей   с   разными   способностями,   но   и   создание   на   уроках   творческой обстановки,   направленной   на   личностно­ориентированную   модель   обучения, утверждающую   ценность   личности   ребенка.   Признание   учителем   приоритета личности   перед   коллективом;   создание   гуманистических   взаимоотношений   в классе. Через которые каждый ребенок осознает себя полноправной личностью, учится видеть и уважать личность в других. Мы, учителя, должны признать, что ученик обладает определенными правами, которые священны для учителя. Это отказ от деления детей на «сильных» и «слабых», понимая, что все дети разные, и что каждый знает и умеет что­то лучше   других.  Признание   того,  что   учитель   такой   же   равноценный   участник учебного процесса, как и ученик, только с направляющей функцией. Переход с позиции   «Я   тебя   учу»   на   позицию   «Мы   с   тобой   учимся».   Задача   каждого учителя   помочь   каждому   ученику   построить   собственную   образовательную траекторию. ЛОО   включает   следующие   подходы:   разноуровневый,   дифференцированный подход,   индивидуальный,   субъективно­личностный.   В   чём   же   ценность применения разно уровневых заданий? Во­первых, предложение выбора задания способствует   созданию   для   ученика   ситуации   успеха.   А   вот   применение уровневого   подхода   даёт   возможность   учителю   осуществить   диагностику   и следить за динамикой интеллектуального развития учащегося. Создание   условий,   при   которых   стало   бы   возможным   использование фактических   и   потенциальных   возможностей   каждого   ученика.   Учет индивидуальных особенностей учеников позволяет учителю составить задания таким   образом,   чтобы   способствовать   реализации   возможностей   каждого ученика в рамках личностно­ориентированного обучения. В чём же заключается деятельность учителя на уроке с личностно­ориентированной направленностью. Прежде всего, с создания положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации   учебной   деятельности   в   ходе   урока.   Применение   знаний, позволяющих ученику самому выбрать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, символическую). Использование проблемных творческих заданий. Стимулирование   учеников   к   выбору   и   самостоятельному   использованию различных способов выполнения заданий. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату «правильно или   неправильно»,   но   и   процессу   его   достижения.   Поощрение,   стремление находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Создание   на   уроке   учителем   педагогических   ситуаций   общения   на   уроке, позволяющих   каждому   ученику   проявлять   инициативу,   самостоятельность избирательность   в   способах   работы,   предоставление   возможности   для естественного самовыражения ученика. Хоть выйди ты не в белый свет, а в поле за околицей,­ пока идёшь за кем­то вслед, дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал и по какой распутице, дорога та, что сам искал, вовек не позабудется. (Н.Рыленков) Один из значимых этапов   урока   –   это   актуализация.   Она   нужна   чтобы,   поднять   знания   на поверхность, необходимые для изучения темы. На личностно­ориентированном уроке актуализируются не знания, а жизненный опыт учащихся, субъективный опыт   учеников   –   этот   жизненный   опыт   и   становится   предметом   анализа,   а знания, полученные на уроке, обогатят опыт ученика. Важное значение имеет мотивация.   Мотивация   –   это   желание   что­либо   делать.   Это   побуждение   к деятельности. При ЛОО надо создать условия для самомотивации учащимися собственной  деятельности:  я хочу   узнать…,  я хочу   научиться…  Желательно мотивом обеспечить не только начало урока, а каждый этап деятельности. С позиции ЛОО ученики должны сформулировать цель сами. Человек получает удовольствие   от   самого   процесса   проявления   себя   только   тогда,   когда   в достаточной мере удовлетворены человеческие потребности.  Осуществление   ЛОО   обеспечивает   повышение   качества   образования. Эффективное   педагогическое   общение   обеспечивает   благоприятную эмоциональную   атмосферу,   что   и   является   предпосылкой   для   развития мотивации   достижения   и   творческого   характера   учебной   деятельности. Положительная мотивация – это удовольствие от учебы, значимость результата. Признаки   мотивации.   Осуществление   собственной   деятельности,   умение отстаивать свое мнение, умение оценивать одноклассников, умение объяснять слабым учащимся, умение выбрать посильные задания из предложенных. Никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они ни были, если ученик мог бы достигнуть более высоких. И никакие результаты как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют возможностям ребенка.   Идея   ЛОО   сегодня   принята   школой.   Так   как   наблюдается   падение интереса школьников к обучению вообще к обучению математике в частности. Поэтому   идея   рассматривать   обучение,   как   обеспечение   права   каждого школьника на индивидуальное развитие.  Предмет   математики   имеет   широкое   практическое   применение   в   различных сферах   жизнедеятельности.   Но   часто   ученик,   имея   знания,   не   владеет   ими. Ученик   должен   знать,   зачем   ему   необходимо   данное   знание.   Поэтому   очень важный компонент это развитие мотивации учебной деятельности. Личность­это   звено   между   мотивацией   и   реализацией.   По   И.С.Якиманской обучение выглядит та: хочу – могу – выполняю с интересом. Интерес стоит в центре.   Как   его   сформировать?   Математика   нужна   для   овладения   системой математических знаний и умений необходимых для применения в практической деятельности,   изучения   смежных   дисциплин,   продолжения   образования,   для интеллектуального   развития,   формирования   качеств   личности,   необходимых человеку   для   полноценной   жизни   в   современном   обществе.   Кроме   того математика тренирует способность к преодолению трудностей. В своей работе я использую различные технологии, но приоритетной является ЛОО. ЛОО   невозможно   без   знания   индивидуальности   каждого   ученика.   На   своих уроках   создаю   атмосферу   доброжелательности,   сотрудничества, заинтересованности   каждого   ученика   в   работе   класса,   положительного эмоционального настроя на работу в течение всего урока. Поведения учителя на уроке – это умение владеть классом. Я стараюсь организовать работу каждого ученика, создавая рабочий настрой, искреннее общение и деловой контакт. Всё это повышает интерес, внимание, активность на уроках. Я считаю, что такое поведение   учителя   позволяет   отдельным   ученикам   положительно   проявлять себя, а стиль и тон поможет им в этом. На уроках я сочетаю различные формы коллективной  и  индивидуальной   работы, организую  самостоятельную   работу, сокращаю однотипные упражнения. Чтобы вызвать интерес к своему предмету, на   уроках   я   использую   различные   виды   деятельности:   игры,   головоломки, викторины. Отдельно хочется выделить «математические сказки». Такие уроки очень полезны, каждый ученик чувствует себя комфортно, так как на таком уроке создается ситуация успеха. Я проводила обобщающий открытый урок в 8 классе по теме: урок­сказка «Квадратные корни встречают рождество». Урок был очень интересный, и девизом этого урока стало изречение Генриха Торо: «Доброта   –   это   единственное   одеяние,   которое   никогда   не   ветшает».   На различных   этапах   урока   появлялись   различные   сказочные   герои   с   разно уровневыми   заданиями.   Было   очень   много   различных   карточек.   Нужно   было нарядить   елку,   на   игрушках,   которой   были   задания   разного   уровня.   Чтобы нарядить, нужно было их решить. Затем ещё преграда справиться с Бабой Ягой, чтобы зажечь елку и т.д. Очень большой объем работы был выполнен всеми учащимися.   Ещё   я   использую   презентации.   Провожу   различные   виды самостоятельных работ. Это и диктанты. Работы по карточкам, раскрашенных в разные цвета по уровню сложности. Самые простые задания обозначаю яркими цветами. Самостоятельные работы в группах, где у сильного ученика появляется возможность закрепить знания, помогая слабому, а слабый не боится спросить у товарища.   Особую   роль   отвожу   решению   задач   разными   способами.  Каждый ученик выбрал тот способ, который понятен ему. Кроме того использую задачи провоцирующие, побуждающие к выбору неверного способа решения. Задачи, вводящие   в   заблуждение   из­за   недостаточности   словестных   оборотов.   При устной работе использую кроссворды. На уроках часто использую проблемное обучение. Работы с логическими заданиями, с кодированными ответами. Умелое применение таких видов самостоятельных работ помогает развивать творческую активность.   После   изучения   темы   обобщение   в   различной   форме математический   ринг,   взаимный   опрос,   математический   диктант,   либо   по карточкам, интерес  появляется  в том  случае,  если  ответы  зашифрованы  или представляют рисунок. Школьный урок – это всегда таинство, волшебство, это неповторимый педагогический шедевр, который возникает благодаря личности учителя,   его   профессиональному   мастерству,   его   методическому   уровню. Творческий, глубоко продуманный урок содействует становлению человека: его неповторимой индивидуальности. Духовности, творческого начала, закладывает в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморазвития, что является главной целью личностно­ориентированного обучения.  Литература: 1. Якиманская И.С. Личностно­ориентированное обучение в современной  школе. М. Педагогика, 1996 г. 2. Математика. Уроки учительского мастерства. Е.В.Алтухов и др.  Волгоград: Учитель, 2009 г. 3. http://pedsovet.su/load/28­1­0­15852 4. scenarii.ru›scenario/index1.php

Реализация личностного принципа в современном обучении на уроке математике .Дребанд Л.В .МБОУ «Розентальская ООШ»

Реализация личностного принципа в современном  обучении на уроке математике .Дребанд Л.В .МБОУ «Розентальская ООШ»

Реализация личностного принципа в современном обучении на уроке математике .Дребанд Л.В .МБОУ «Розентальская ООШ»

Реализация личностного принципа в современном  обучении на уроке математике .Дребанд Л.В .МБОУ «Розентальская ООШ»

Реализация личностного принципа в современном обучении на уроке математике .Дребанд Л.В .МБОУ «Розентальская ООШ»

Реализация личностного принципа в современном  обучении на уроке математике .Дребанд Л.В .МБОУ «Розентальская ООШ»

Реализация личностного принципа в современном обучении на уроке математике .Дребанд Л.В .МБОУ «Розентальская ООШ»

Реализация личностного принципа в современном  обучении на уроке математике .Дребанд Л.В .МБОУ «Розентальская ООШ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017