«Реализация принципов системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы» Технологическая карта урока
Оценка 4.7

«Реализация принципов системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы» Технологическая карта урока

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
26.08.2018
«Реализация принципов системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы» Технологическая карта урока
Предмет- литература Класс - 5 Тема урока - А .П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита» Тип урока урок открытия новых знаний Формы, приемы, методы: коллективная, групповая, индивидуальная; анализ, сравнение, наблюдение; репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский Педагогические технологии технология развития критического мышления Цель урока поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст«Реализация принципов системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы» Технологическая карта урока
Технологическая карта урока.docx
Иванова Анна Евгеньевна – учитель русского языка и литературы, Муниципального автономного общеобразовательного учреждения  Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа п. Сосновка». Педагогический стаж ­  15 лет Категория­ высшая  «Реализация принципов системно­деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы» Технологическая карта урока Предмет­ литература Класс ­ 5 Тема урока ­ А .П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита» Тема урока Тип урока Формы, приемы, методы: Педагогические технологии Цель урока Предметный А .П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита» урок открытия новых знаний коллективная, групповая, индивидуальная; анализ, сравнение, наблюдение; репродуктивный, проблемно­поисковый, исследовательский технология развития критического мышления поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать  художественный текст ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Метапредметный Личностный ­умение  строить  устные высказывания на заданную   тему,   анализировать   ключевые образы и изобразительные средства;  ­умение   интерпретировать   прочитанное, устанавливать читательских ассоциаций   поле   Регулятивные: планирование решения учебной задачи,  осуществление текущего контроля и оценки своей деятельности,  сравнение запланированного и полученного продукта, оценивание  продукта своей деятельности на основе заданных критериев; восприятие  и использование критики  и рекомендаций других (учителя,  одноклассников).  Познавательные: ориентация  в содержании текста и понимание  его  целостного  смысла (определение главной темы, умение сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; умение обнаружить  соответствие между частью текста и его общей идеей); интерпретация  текста; рефлексия содержания текста  Коммуникативные: умение формулировать и высказывать собственное  мнение, аргументируя его; учитывать разные мнения и стремиться к  координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности, использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. ­формирование ценностных  ориентиров и смыслов учебной  деятельности на основе развития  познавательных интересов;  ­формирование границ собственного  знания и "незнания";  ­формулирование собственного  отношения к произведениям русской  литературы, их оценка;  ­развитие мировоззренческих  представлений о мире и человеке  (радость и беда; добро и зло) Прием Деятельность учителя ХОД УРОКА Деятельность ученика УУД Оценивание/формы контроля I Организационный момент ( 1мин.) Цель: подготовка учащихся у включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне, психологический настрой учащихся на предстоящую деятельность на уроке  Задачи:  ­ проверить готовность к уроку; ­ создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок "Побужде ние" ­ настраивает класс на продуктивную деятельность; ­ приветствует учеников, проверяет  готовность учащихся к уроку, явку  учащихся; ­ создает условия для мотивации  учащихся к учебной деятельности,  позитивному настрою на урок; ­ создает эмоциональный настрой на  работу на уроке. ­ определяют своё эмоциональное состояние на уроке; ­   организуют   свое   рабочее   место   в соответствии   с   поставленной   учебной задачей; ­ оценивают готовность к уроку; ­   приветствуют   учителя   и   выполняют самооценку готовности к уроку; ­контролируют и при необходимости  корректируют свои действия. Регулятивные:  ­ волевая саморегуляция; Личностные:  ­ смыслообразование (Я должен   посмотреть…) Коммуникативные:  ­ планирование учебного  сотрудничества с преподавателем  и со сверстниками.  II Стадия вызова ( 10  мин.) ­ оценка, самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности; ­ оценка эмоционального состояния Цель: актуализация имеющихся знаний и представлений учащихся по изучаемому вопросу, пробуждение интереса к теме, постановка цели и задач урока  Задачи: ­ актуализировать имеющиеся знания, опыт учащихся по изучаемой теме, проблеме; ­ вызвать интерес к получению новой информации, определить направления изучения темы; ­ эффективно подобрать приемы и средства для создания условий включения каждого ученика в процесс целеполагания; ­ организовать деятельность по приему целей учащимися; ­ рационально и эффективно распределить время на стадию. ­ оценка умения выявлять и формулировать свои затруднения при решении практических задач в  незнакомой ситуации; ­ оценка  умений определять и формулировать проблему, цель урока; ­ участие в дискуссии, ответы на вопросы ­ выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении; ­осознают   мотив   и   цель   предстоящей деятельности,           ­озвучивают цель,  ­актуализируют имеющиеся знания,   ­предполагают, строят ассоциации на  основе знаний.  ­ участвуют в диалоге, ­  учатся слушать ответы других и  предлагать свои собственные варианты; ­ делятся своими впечатлениями Регулятивные:  умение оценивать собственные  возможности для выполнения  задания. Познавательные:  ­ умение структурировать знания,  восстанавливать информацию  ранее изученного, постановка и  формулировка проблемы, умение  осознанно и произвольно строить  речевые высказывания. Личностные    :  умение определять потребности в  изучении учебной темы; проявлять  интерес к поставленной проблеме. Коммуникативные    : умение представлять адекватные  ответы на поставленные вопросы. Побужда ющий  диалог, «Ассоциа ции» «Привлек ательная  цель» ­   актуализирует   имеющиеся   знания, опыт   учащихся   по   изучаемой   теме, проблеме;     Одиночество… Знакомо ли вам  это состояние? Ваши ассоциации после прочтения  рассказа Платова «Никита». ­ организует ситуацию  формулирования проблемы, цели и  темы для изучения через выяснение,  какого знания не хватает для  решения проблемы; ­ фиксирует учебную задачу; ­ знакомит с произведением,  первичное осмысление на  личностном уровне. ­ Понравился ли вам рассказ? Чем? Всё ли в рассказе А. Платонова  реально, как в жизни, или есть  эпизоды неправдоподобные,  фантастические?  Каким вы представляете себе Никиту?  Составьте устный портрет героя  рассказа.     III Стадия осмысления (25 мин.) Цель: организация самостоятельного и осмысленного получения новой информации учащимися. Задачи: ­ поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова; ­ организовать самостоятельную и осмысленную (с отслеживанием собственного понимания) работу учащихся с новой информацией; ­ рационально и эффективно распределить время на стадии ­ работа в паре, взаимоконтроль, взаимооценка, самоконтроль, самооценка. «Расшиф руй» Учитель предлагает набор слов:  Никита, баня, паучок, лопухи,  петух, колодец, пень, бочка. ( Приложение 1) ­соотносят свои действия с используемым  способом действий (алгоритмом, понятием и  т. д.) и на этой основе выявляют и  фиксируют во внешней речи причину  затруднения. Индивидуальное сообщение учащегося  (опережающее задание) о Земле и Солнце в  представлениях древних славян  ( приложение 2 ) ­Мир Никиты ограничен данными  предметами?  ­Дополните схему, опираясь на  текст.  ­О чём говорит такое  многообразие? Как вы думаете, есть ли сходство в способе объяснения явлений  окружающей действительности  героя рассказа А.П.Платонова и  древнего человека, создававшего  мифы? Регулятивные:      умение формулировать цель  деятельности, устанавливать  последовательность действия.  вносить коррективы в ошибочные  суждения, принимать учебные  задачи для коллективного  обсуждения и самостоятельного  решения Познавательные:  ­ поиск и выделение необходимой  информации ­ смысловое чтение ­ построение логической цепи  рассуждения  Личностные:      умение проявлять интерес к  учебным заданиям, готовность к  сотрудничеству. Коммуникативные:       умение строить речевое  высказывание в соответствии с  поставленными задачами; участие  в диалоге. «Работа  над  понятие м» «Учимся сообща» «Кластер » ­ предлагает учащимся обсудить, как  следует организовать работу на уроке по решению той задачи, которая  поставлена; ­   организует   самостоятельную   и осмысленную   (с   отслеживанием собственного   понимания)   работу учащихся с новой информацией; ­ поддерживает активность, интерес и инерцию   движения,   созданную   во время стадии вызова; ­предлагает различные приёмы для  вдумчивого чтения и размышления о  прочитанном Лексическая работа.  ­Объясните значения слов и  словосочетаний «трудодень»,  «просо», «щербатый»,  «ощериться», «буду век вековать».  ­Какие события происходят в  рассказе? ­предлагает учащимся объединиться  в группы; ­обеспечивает группы раздаточным  материалом;  ­организует работу групп. ­Расскажите о жизни и судьбе  родителей Никиты.  ­ Как воспринимает Никита  окружающий мир?  Составление кластера  "Обязанности Никиты"  (Приложение 3) ­ участвуют в обсуждении содержания и  формы работы на уроке; ­   выполняют   задания   на   применение полученных знаний; ­ сопоставляют информацию с имеющимся  знанием и опытом; ­   готовятся   к   анализу   и   обсуждению прочитанного и услышанного ­ выделение существенной  информации; ­ учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций  в сотрудничестве; ­ принятие и сохранение учебной  задачи, планирование своих  действий в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении упражнений; ­действуют в соответствии с правилами,  установленными учителем.  ­ работают в группах, составляют кластер;  ­ осуществляют исследовательскую работу по тексту; ­ формируют границы "знания" и "незнания". Регулятивные:  ­ контроль и коррекция в форме  сравнения способа действия и его  результата с заданным эталоном. Познавательные:  ­умение осознанно и произвольно  строить высказывания.  Коммуникативные: ­ понимание возможности  различных позиций других людей,  отличных от собственной, умение  договариваться , приходить к  общему решению ­ исследовательская деятельность; ­ оценка/самооценка действий по достижению планируемых результатов; ­ обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; «Рядом  с  художн иком» Исследовательская работа с  текстом.  (Приложение 4) Выпишите из текста описания  предметов, которые «оживляет»  Никита.  ­Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?   ­Почему мир вокруг Никиты  кажется ему враждебным? Предлагает учащимся "озвучить"  картины художников словами из  рассказа А. Платонова "Никита".  (Приложение 5) ­ рекомендует обратиться  к учебнику  и прочитать  статью  «Поразмышляем  о прочитанном»; ­ организует работу по прочитанному  материалу; Найдите в статье учебника строки,  содержащие ответ на вопрос.  Работа с текстом. ­ Как меняется отношение  мальчика к предметам и явлениям  окружающего мира?   ­ Почему, по мнению Никиты,  окружающие предметы казались  ему живыми?  Найдите в тексте фразу,  содержащую ответ на вопрос. ­работают с текстом; ­просмотровое чтение по предложенной  статье учебника; ­поиск информации; ­комментированное чтение ­ построение логической цепи  рассуждений; ­ управление поведением партнёра  точностью выражать свои мысли  (контроль, коррекция, оценка  действий партнёра); ­ умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; ­ оценка/самооценка умения применять полученные знания при решении заданий; ­обсуждение допущенных ошибок и их коррекция I V Стадия рефлексия ( 7 мин.) Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности учащихся на уроке. Задачи: ­ организовать рефлексию и самооценку учащихся; ­ установить соответствие между поставленной целью и результатом урока;  ­ подвести итог урока, выставить оценки с комментированием выставления; ­ обобщить и систематизировать изученный материал, определить направления дальнейшего изучения; ­ рационально и эффективно распределить время на стадию, провести возврат к приемам первой и второй стадии. «Синкв ейн» «Приоб ретаем  опыт»     обобщает, ­ изученный   материал, направления дальнейшего изучения; систематизирует   определяет ­завершает работу над произведением ­ В какой фразе наиболее точно,  ёмко, полно проявляется главная  мысль рассказа  А. Платонова?   Значение имени Никита –  победитель (греч.).  ­ Какую победу одержал Никита в  рассказе А. Платонова? ­ подводит итог урока, комментирует выставленные оценки; ­побуждает к дальнейшему  расширению информационного поля  (ближайший вектор развития). ­высказывают своё мнение по предлагаемым  вопросам, по поводу содержания и  результатов работы на уроке, предварительно  заполнив лист контроля по результатам  деятельности каждой из групп «Приобретаем опыт» 1. Нужно быть добрым на весь свой  долгий век. 2. Нужно трудиться. ­ ставят новые цели; ­ создают синквейн     :  Регулятивные   ­умение принимать учебную задачу для самостоятельного решения;  планировать свое дальнейшее  развитие. Коммуникативные:  ­ умение выражать свои мысли ­ оценивание качества своей и  общей учебной деятельности  Личностные:  ­умение проявлять позитивное  отношение к своим  одноклассникам; осознавать  успешность своей деятельности. ­ оценка и  самооценка работы  учащихся  на уроке; рефлексия   ­ деятельности (оценка успешности); ­   оценка   учителя,   с комментированием выставленных оценок; ­ оценка действий по достижению планируемых результатов V Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.) Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения дифференцированного домашнего задания. Задачи: ­ сообщить объем и содержание домашнего дифференцированного задания с фиксацией в дневнике; ­ проверить понимание выполнения домашнего задания, обсудить возможные трудности; ­ побудить к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся ­ выбирают домашнее задание на основе  оценки своих способностей, интересов; ­ записывают домашнее задание в дневник; ­ просматривают задания, задают вопросы,  если что­то непонятно по домашнему заданию. 1) Познавательные:  ­ умение структурировать знания ­ оценка процессов и результатов  деятельности 2) Регулятивные:  ­ волевая саморегуляция  ­ осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению ­ оценка/самооценка умения применять полученные знания при решении упражнений; ­ предъявляет, уточняет и  комментирует содержание домашнего  задания; ­   обсуждает   возможные   трудности,   с которыми столкнуться учащиеся; ­ побуждает к поиску новых знаний вне урока,   с   учетом   собственных возможностей, интересами учащихся   могут   1.Написать эссе (по методике  свободного письма)  «Что значит быть добрым  человеком?» 2. Выполнить тест. (Приложение 7)

«Реализация принципов системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы» Технологическая карта урока

«Реализация принципов системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы» Технологическая карта урока

«Реализация принципов системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы» Технологическая карта урока

«Реализация принципов системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы» Технологическая карта урока

«Реализация принципов системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы» Технологическая карта урока

«Реализация принципов системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы» Технологическая карта урока

«Реализация принципов системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы» Технологическая карта урока

«Реализация принципов системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы» Технологическая карта урока

«Реализация принципов системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы» Технологическая карта урока

«Реализация принципов системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы» Технологическая карта урока

«Реализация принципов системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы» Технологическая карта урока

«Реализация принципов системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы» Технологическая карта урока

«Реализация принципов системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы» Технологическая карта урока

«Реализация принципов системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы» Технологическая карта урока

«Реализация принципов системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы» Технологическая карта урока

«Реализация принципов системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы» Технологическая карта урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2018