Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»
Оценка 4.8

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Оценка 4.8
Педсоветы +1
docx
администрации +2
Взрослым
13.09.2018
Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»
. Важнейшей особенностью нового Федерального государственного образовательного стандарта 2-го поколения является реализация системно-деятельностного подхода. Задача школы сегодня – не дать объем знаний – а научить учиться. Чему же должен научиться ребёнок? Мы все помним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не давать рыбу, надо научиться ловить её. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, которые формируют фундаментальное ядро образования.
1 Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения.docx
Реализация системно­деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО  средствами УМК «Перспективная начальная школа»  1           которые    универсальными   учебными   действиями,     1. Важнейшей особенностью нового Федерального государственного образовательного стандарта   2­го   поколения   является   реализация   системно­деятельностного   подхода. Задача школы сегодня – не дать объем знаний – а научить учиться. Чему же должен научиться ребёнок? Мы все помним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не давать рыбу, надо научиться ловить её.   Стандарт нового поколения и есть стандарт,   который   помогает   научить   учиться,   научить   «ловить   рыбу»,   а   тем   самым, овладеть   формируют фундаментальное   ядро   образования.   Сегодня   начальное   образование   призвано   решать свою   главную   задачу   —   закладывать   основу   формирования   учебной   деятельности ребёнка, включающую систему учебных и познавательных мотивов.     Развитие   личности   ребенка   через   формирование   познавательной,   речевой, организационной   деятельности   и   приемов   работы   с   информацией   отныне   становится приоритетом образования.     Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность,   организовать   процесс   самостоятельного   овладения   детьми   новыми знаниями,   применения   полученных   знаний   в   решении   познавательных,   учебно­ практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи используется технология деятельностного метода обучения, реализацию которого необходимо начинать с первого класса.       Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять   главное,   решать   проблему,   умение   давать   адекватную   самооценку,   быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача учителя, так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий.  начального     общего   Что же представляет собой учение как деятельность?      Термин деятельность определяет любую активность, любую работу человека.       Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системный.      Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности.   Внедрение   системного   подхода   в   учебную   деятельность     школьников преобразует его в системно­деятельностный. 1 2 Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить, и, как всякая деятельность, учение выполняется на основе определённой процедуры.  Новые   знания   тоже   не   даются   в   готовом   виде,   а   добываются   учащимися   в   процессе учебного исследования под руководством учителя.  Собственная  учебная деятельность школьников – важная составляющая СДП. Учебная   деятельность   становится   источником   внутреннего   развития   школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Какова деятельность – такова и личность. Вне деятельности нет личности. «Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного  процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в  максимальной степени самостоятельной познавательно деятельности учащихся,  ориентированных на заданный результат»   Деятельностный   подход   предполагает,   что   человек   в   процессе   обучения   должен   не выучить что­то, а научиться чему­то, т.е. научиться осуществлять деятельность.  На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения  этого дела. В современном понимании знать – значит с помощью знаний осуществлять определенную  деятельность, а не только помнить определенные знания. Исторический опыт развития педагогики доказывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребенка. Об этом говорил еще  Сократ, приводя в пример то, что человек не может научиться играть на флейте, не  приставив ее к губам. Метод обучения при котором ребенок не получает знания в  готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно­познавательной  деятельности, называется деятельностным методом.  2 3 Основной задачей для меня является организация учебной деятельности таким образом,  чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого  преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я  усваиваю”. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, стараюсь  организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную  деятельность.  Деятельностный подход требует определенной формы организации, особого содержания,  различных способов работы и их последовательности, специально подготовленного  учителя, средств обучения. При этом выделяются три главных объекта: деятельность  обучаемых, деятельность обучающих; взаимодействие деятельностей обучаемого и  обучающего. Деятельность в данном случае – мотивированный процесс использования  учеником тех или иных средств для достижения собственной или внешне заданной цели.  Учебная деятельность включает в себя систему деятельностных шагов, называемой  технологией  деятельностного  метода обучения: 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности; 2. Актуализация и фиксирование им индивидуального затруднения в пробном действии; 3. Выявление места и причины затруднения; 4. Построение проекта выхода из затруднения; 5. Реализация построенного проекта; 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи; 3 4 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; 8. Включение в систему знаний и повторение; 9. Рефлексия учебной деятельности. Мне хочется рассказать о деятельностном подходе в обучении окружающего мира Модель обучения можно представить в виде следующей схемы: а) восприятие информации; б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение,  осознание, трансформация знаний, преобразование информации); в) запоминание (создание образа); г) самооценка. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с  вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может  совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – я умею! У меня получится! 4 Эмоционально – ценностная оценка  5 Методы и приемы деятельностного подхода. “Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить” ­ это высказывание  А. Дистервега известно всем. Однако используется ли это положение применительно к  школьной географии в полной мере? Обращение к личности учащегося не может само  собой привести к реализации идей развивающего обучения на всех уроках Сумма знаний,  данная ученику вне его деятельности, без учета его “внутреннего” содержания, не может  привести к развитию личностных качеств, тем более ­ творческих способностей  школьника. Целью современной школы является не столько обогащение знаниями,  сколько овладение способами деятельности.  Для реализации деятельностного подхода в обучении можно использовать следующие  методы и приемы: 1. Работа в парах и группах; 2. Технология проблемного обучения; 3. Диалоговое обучение; 4. Сравнительный метод 5. Проекты Работа в малых группах    Работа в малых группах позволяет всем учащимся участвовать в работе, практиковать  навыки сотрудничества, межличностного общения.      С целью успешной работы в группах составляю четкую инструкцию и предоставляю  достаточно времени на выполнение задания. С помощью учебников, карт , хрестоматий ,словарей, статистических данных подготовить информацию в течение 7­10 минут. 5 6 Главная особенность работы в группах: совместная деятельность приносит пользу  каждому, так как позволяет всем учащимся (в том числе стеснительным и слабым)   участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения  ( умения активно слушать, вырабатывать общую стратегию решения заданной проблемы,  разрешать возникающие согласия).    На некоторых уроках с целью активизации мыслительной деятельности обучаемых  каждая группа готовит «проблемное» задание другой группе ( в форме вопросов: «  Почему?,  « В чем причина?, «Чем объяснить? и  т. д.). В этом случае работа направлена  на приобретение новых знаний, на решение проблем, на выход из сложных, но посильных  для решения ситуаций.   Технология проблемного обучения    Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный  этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно   самостоятельного решения проблем, протекающего под общим руководством учителя.  Этапы проблемного обучения:  Постановка практического или теоретического задания; Поиск неизвестного в этой проблемной ситуации путем самостоятельного исследования  ученика. Проблемные ситуации создаю на разных этапах урока.   Использование технологии  проблемного обучения создает благоприятные условия для активизации устной речевой и творческой самостоятельной деятельности учащихся, что способствует развитию  личностных компетенций школьника. Диалоговое обучение Диалоговое обучение – взаимодействие учителя и учащегося.  Использование этой технологии способствует формированию: Умения определять и отстаивать свою позицию; Ораторского мастерства и  умения вести диалог.  Дискуссия одна из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующая  инициативность учащихся, развитие мышления. По его мнению, учебный материал в ходе  дискуссии углублен, но усваивается за счет: 6 7 Обмена информацией между участниками; Возможности критиковать и даже отвергать любое мнение; Поиска группового соглашения в виде общего мнения или решения. Перед началом дискуссии необходимо: Убедиться, что все правильно понимают тему и цель дискуссии; Взаимодействие учащихся в ходе дискуссии осуществляется на уважительном обращении друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения идей, позиций, мнений,  способов, доказательств.  Сравнительный метод На своих уроках  применяю сравнительный метод, который позволяет провести  подробный анализ предлагаемой темы и помогает выявить различия и сходства объектов,  явлений.      В обучении метод проектов занимает важное место. Суть его заключается в  самостоятельном освоении школьниками учебного материала и получении конкретного  результата в виде конкретного продукта.     «Проект — это такая открытая и динамичная форма организации учебной  деятельности учащегося и педагогической деятельности учителя, которая предполагает  их выбор и творческие решения.        Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет  научиться учиться.       Компьютерные проекты позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых  моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде  таблиц, схем, диаграмм, графических композиций, карт, фотослайдов, видеослайдов. Работа над проектом ­ объёмная, кропотливая, это поиск информации. Чтение научной  литературы, написание сообщений, выполнение исследований. Для организации учебно­исследовательской деятельности учащихся  представляется  традиционная  и нетрадиционная урочная система. Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение  учениками учебного исследования или его элементов: урок­ исследование, урок –  7 8 лаборатория, урок – творческий отчёт, урок фантастического проекта, урок – защита  исследовательских проектов, урок – экспертиза и другие. Удачно проекты вписываются на уроках обобщающего повторения, ребята защищают  проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.  Теоретические знания без умений их применять на практике остаются мертвым грузом,  перегружающим память учащихся совершенно не нужной им информацией. Формы работы при деятельностном подходе: 1. Задания для организации практических и самостоятельных работ 2. Задания для организации работы в группе 3. Самостоятельная работа с текстом 4. Использование таблиц  6. Использование новых технических средств обучения  Таким образом, деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы  образования, которая находит отражение в переходе:  от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих  содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения  значимых жизненных задач;  от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного  сотрудничества в достижении целей обучения. Деятельностный подход к обучению предполагает:  •   наличие   у   детей   познавательного   мотива   (желания   узнать,   открыть,   научиться)   и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);  • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;  • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;  8 9 • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;  • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.              Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно  к системе начального образования, являются слова:  искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.             В УМК «Перспективная начальная школа» деятельностному характеру обучения уделено   основное   внимание.   Основная   идея   этой   программы   решает   важную   задачу современной системы образования. Это оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях социально организованной учебной   деятельности,   где   ученик,   как   равноправный   участник   процесса   обучения, выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Основные принципы построения УМК это:  Принцип непрерывного развития каждого ребенка.  Принцип целостности картины мира.  Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей.  Принципы прочности и наглядности.  Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка. Наш опыт работы по программе «Перспективная начальная школа» показывает, что все принципы, заложенные в данной системе, направлены на формирование личности ребенка. Особенность УМК «Перспективная начальная школа» состоит в том, что входящие в его состав учебники опираются на коммуникативные технологии, что соответствует новым ФГОСам. Их цель ­ научить школьников:  общаться с одноклассниками и взрослыми;  обосновывать собственную точку зрения;  уважать другую точку зрения;  владеть устной диалогической речью 9 10  смотреть на любое изучаемое явление с разных точек зрения; Например, в учебнике по окружающему миру понятие Родина рассматривается с разных сторон. Родина – это и то место, где ты родился и живёшь и огромное государство. Все   учебники   УМК   имеют   яркие   иллюстрации,   что   немаловажно   для   детей   этого возраста. Материал даёт представление о целостности картины мира и роли в этом мире ребенка. Рядом с учащимися на протяжении всей начальной школы на страницах учебников по всем   предметам   разворачивается   жизнь   их   сверстников   (старшей   сестры­Маши   и младшего брата ­ Миши Ивановых). У них есть конкретные родители, родственники со своими биографиями и именами. Познавательная  деятельность   основана   на  постоянном   участии   детей   в  тех  событиях, которые происходят с Машей и её младшим братом Мишей; ученики стараются ответить на   вопросы   героев   учебника,   знакомятся   с   их   суждениями,   часто   очень   разными,   и, соответственно, выстраивают свои взаимоотношения со сверстниками. Материал учебников доступно и ясно излагается, способствует формированию умений и компетенций.   Практические   задания   позволяют   анализировать,   учат   работать   со справочной литературой и дополнительными материалами. Ребенок может найти интересующие его дополнительные материалы в Интернете, т.к. в учебнике   опубликованы   соответствующие   адреса.   Учебники   дополнены   тетрадями   на печатной основе, словарями (орфографический, этимологический, толковый, обратный, произношения   и   образования   слов),   хрестоматиями   (по   литературному   чтению   и окружающему миру). Школьники используют информацию, взятую из Интернета, хрестоматий, дополнительной литературы,   для   самостоятельной   подготовки   докладов,   сообщений,   углубляющих раскрытие   темы   урока.   Они   учатся   выступать   перед   классом,   задавать   друг   другу вопросы, обсуждать услышанное. Задания   учебника   ориентирует   школьника   на   открытие   знаний,   их   осмысление, возможность применения для оценки жизненных ситуаций. Важно, что методический аппарат программы помогает учителю организовать учебный диалог, сформулировать   проблему, распределить  работу  в  парах  и  группах, провести практические работы, опыты, эксперименты. Система   заданий   дает   учителю   возможность   организовать   проблемно­диалоговое обучение пошагово, поэтапно. Учителю не нужно выдумывать ничего нового, "создавать велосипед", а только умело использовать богатый материал УМК. 1 0 11 Использование проектной деятельности на уроке ведет к изменению позиции учителя. Из носителя  готовых знаний преподаватель  превращается  в  организатора  познавательной, исследовательской   деятельности   своих   учеников.   На   всех   этапах   подготовки   проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих   группах   помогает   им   работать   в   команде,   искать   нестандартные   решения, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата. Реализация   системно­деятельного   подхода   позволяет   активизировать   познавательную деятельность ребенка, развивать самостоятельность и инициативу в обучении, формирует сознательный   интерес   к   предмету.   Ребенок   не   получает   готовую   информацию,   он понимает, что на уроке сделал «небольшое открытие». Следует отметить, что УМК «Перспективная начальная школа» реализует механизмы формирования   всего   комплекса   универсальных   учебных   действий   (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных). Формирование некоторых личностных УУД происходит в процессе работы над системой заданий, ориентирующих детей на оказание интеллектуальной помощи героям. Например, задания: «Помоги Мише (Маше) объяснить что­то или подтвердить его точку зрения, доказать что­то или ответить на вопрос». Благодаря   учебнику   по   математике   под   редакцией   А.Л.Чекина,   ребята   учатся контролировать   свою   деятельность   по   ходу   или   по   результатам   выполнения   задания. Система   заданий,   ориентирует   младшего   школьника   на   проверку   правильности выполнения их по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков. Регулятивные УУД формируются с помощью заданий типа: «Проверь свое решение по «Таблице сложения» или «Какое правило поможет тебе выполнить это задание?». В   учебнике   литературного   чтения   под   редакцией   А.Н.Чураковой   заложен   огромный искусствоведческий   материал,   в   «Музейном   доме»   размещены   художественные репродукции.   Тексты,   представленные   в   учебнике,   воспитывают   у   ребенка   такие человеческие   качества   как   доброту,   толерантность,   ответственность,   способность сопереживать и помогать. Взаимопомощь проявляется уже на уроке. То, что ученику не удается выполнить самостоятельно, он делает с помощью своего соседа по парте или в условиях групповой работы. Если возникают трудности в конкретной малой группе, то обсуждение происходит уже в процессе   коллективной   деятельности,   всегда   учитывается   позиция   собеседника,   что позволяет формировать коммуникативные УУД. Познавательные УУД формируются в процессе работы над проблемной ситуацией; поиск и   выделение   необходимой   информации;   построение   логической   цепи   рассуждений; 1 1 структурирование   заданий;   анализ   объектов   с   целью   выделения   признаков. Формирование УУД прослеживается на протяжении всего курса обучения. 12   Реализация   системно­деятельностного   подхода   в   УМК   «Перспективная   начальная школа»   позволяет   удовлетворить   стремление   ребенка   мыслить   и   действовать самостоятельно,   формирует   интерес   к   учению,   помогает   реализовывать   свои образовательные потребности. Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод о возможности достижения высоких образовательных   результатов   при   использовании   УМК   «Перспективная   начальная школа».  3.Исследовательские приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения по УМК «Перспективная начальная школа» Содержание   учебников   УМК   «Перспективная   начальная   школа»   дает   богатые возможности   для   развития   мыслительной   деятельности.   Тексты   учебников, иллюстративный и словарный материалы, репродукции картин известных художников позволяют   системно   решать   задачи   формирования   всего   комплекса   универсальных учебных   действий,   которые   являются     приоритетными   в   обновленном   содержании образования. В   данной   работе   хочется   остановиться   на   некоторых   приёмах   работы   с   текстом. Национальные исследования качества образования на начальной ступени образования в апреле 2015 показывают, что для четвероклассников одни из самых сложных заданий являются по работе с текстом, особенно выделение в нем основной мысли. Мало уметь читать,   нужно   обладать   культурой   чтения,   т.е.   читать   вдумчиво,   владеть   приемами понимания прочитанного, выделять главное, размышлять над полученной информацией. Важно  уметь  анализировать  текст,  рассматривать  одну  и  ту  же  проблему  с разных точек зрения, выделять причинно­следственные связи, рассматривать новые  идеи и знания в контексте уже имеющихся 1 2 13 Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих   может   использование развитие   интеллектуальных   способностей   школьников, исследовательских   приемов   при   работе   с   текстом,   способствующих   формированию   и развитию умений осмысливать текст, интерпретировать его, определять проблемное поле, формулировать авторскую позицию и выражать собственное мнение. Рассмотрим систему вопросов и заданий по работе с текстом в УМК «ПНШ» на уроках литературного чтения подробнее. Работа   с  текстом   начинается   еще   в   период   обучения   грамоте.  Текст   рекомендуется перечитывать   с   разными   задачами:   оценка   смысла   всего   текста   по   названию,   поиск нужных частей текста, необходимых строчек, слов. Предлагаются вопросы и задания до чтения   текста   и   после   чтения.   Учитель   имеет   возможность   выбрать   вопросы   в соответствии с учебными возможностями детей . Например, после чтения текста «Затеи Деда Мороза» (Азбука, с.54) понимание прочитанного отслеживается по вопросам: «Как называют Деда Мороза? Почему его так называют? Что сделал Дед Мороз? Где лед? Какая ель? Кто мерзнет от холода? Кто радуется морозам и почему?». ii В  УМК   большое   значение   придается   иллюстративному   материалу,   он   выступает   как самостоятельный источник информации и дополняет работу с текстом. Дети получают возможность   научиться  находить   и   выделять   необходимую   информацию.  Данный прием нашел свое отражение в таких текстах, как: «Данила» (с.47), «Попугай» (с.77), Ю. Мориц «Попрыгать­ Поиграть» (с.122) и других. Рассмотрим этот прием на примере текста «Лесная школа» (с.98). Он представлен в учебнике «Азбука» на заключительном этапе, когда большинство детей в достаточной мере овладело навыком чтения. 14 15 Работая с иллюстрацией, ребенок может предугадать, о ком пойдет речь в тексте, предположить,   почему   грач   изображен   в   таком   необычном   виде.   Затем   по названию учащиеся оценивают смысл всего текста, далее   через многократное перечитывание они находят нужные части текста, необходимые строки, слова. Маркированные   буквосочетания   и   слова   помогают   обучающимся   прочитать слово   без   ошибок   и   с   правильным   ударением.   В   тексте   в   сказочной   форме обсуждаются трудности и неудачи учения детей в школе. Герои произведения – лесные   жители  –  учатся   читать,  и   пока   не  у   всех   получается,  поэтому   грач­ учитель   огорчается,   ворчит:   «Слушать   такое   чтение   –   для   меня   мучение!». Осмысливая   высказывание,   ребенок   примеривает   ситуацию   на   себя, задумывается о своих успехах, учится преодолевать свои проблемы и неудачи. Начиная со второго класса обучающиеся активно учатся работать с различными словарями,   использовать   толковый   словарь,   иллюстрированный   словарик   по окружающему миру при работе с художественными произведениями на уроках литературного чтения. В   учебниках   «Литературного   чтения»   активно   используется   смысловое маркирование.   Основная   цель   приемов   смыслового   маркирования   научить обучающихся выделять ключевые слова, основную мысль, главное переживание в произведениях. С помощью смыслового маркирования, например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.   Пушкина   (Литературное   чтение,   2   класс,   часть1,   с.12),   второклассники могут   увидеть   развитие   двух   сюжетных   линий.   Начало   частей,   где   старик общается   со   старухой,   отмечено   голубым   цветом,   а   жёлтым   промаркированы части,   где   старик   взаимодействует   с   волшебным   миром.   Маркировка   дает возможность увидеть композиционное сходство пушкинской сказки со сказкой­ цепочкой. В   учебниках   используется   готовое   маркирование,   а   в   тетрадях   для самостоятельной работы дети учатся делать маркировку самостоятельно. Так  например,  при  самостоятельной  работе  со  сказкой  Н.     Павловой «Земляничка» в тетради (2 класс, Т №1, с. 5) предлагается разделить текст на  две  части  по  смыслу  и  промаркировать  его:  определить,  с  какой     строчки 16 17 начинается вторая часть, подчеркнуть эту строчку одной чертой; найти строчку, которая   полностью   повторяется   в   первой   части   и   закрасить   ее   желтым карандашом; найти строчку, которая повторяется с небольшими изменениями и закрасить ее голубым цветом. Далее следует вопрос, на какую сказку больше похожа эта: на докучную сказку или на сказку­цепочку. Безусловно, выделение повторов помогает детям определить: по кругу или линейно движется сюжет сказки. 18 Система вопросов к произведениям построена в логике углубления понимания прочитанного:   от   фактуального   к   подтекстовому   и     концептуальному. Рассмотрим  систему  вопросов  к  рассказу  В.   Драгунского «Шляпа гроссмейстера» (Хрестоматия по литературному чтению, 2 класс, с.149­ 157).   Большое   часть   вопросов   направлена   на   то,   чтобы   ребята,   еще   раз обратившись   к   описанию   событий,   восстановили   всю   цепочку   событий, 19 обнаружили   причинно­следственные   связи   в   поступках   героев,   могли   дать оценку поступкам Дениски и их последствиям: «Чем Денис объясняет то, что шахматист   не   заметил,   как   улетела   его   шляпа?   Прочитай   нужные   строчки. Доволен ли Дениска тем, как незнакомые ребята пытаются достать шляпу из пруда? Прочитай, какие советы он им дает. Почему Дениске очень хотелось отдать шахматисту его шляпу? Прочитай отрывок, из которого это понятно. За что   шахматист   рассердился   на   Дениса   –   ведь   мальчик   достал   его   шляпу   из пруда?   Прочитай   нужные   строки».   Каждый   из   этих   вопросов   требует цитирования   текста,   т.е.   подтверждения,   аргументации   выводов,   сделанных обучающимися. Уровень   восприятия   содержательно­концептуальной   информации   (авторского отношения)  можно  обнаружить,  получив  ответы  на       вопросы: «Почему Денис считает, что будет справедливо, если шляпу отнесет именно  он? Почему ребята в конце концов с этим согласились? После каких слов Дениски шахматист посмотрел на него по­новому?». Благодаря системе вопросов, обеспечивающей многократное перечитывание и   обучающиеся   самостоятельно углубление   понимания   прочитанного, формулируют обобщение: «Что хотел сказать автор?». Обучающиеся   от   класса   к   классу   овладевают   навыками   работы   с   текстами различного   типа   и   стиля;   у   них   формируются   учебно­познавательные   и коммуникативные   компетентности:   умения   строить   высказывания, устанавливать причинно­следственные связи, анализировать учебный материал, выстраивать систему доказательств. Исследовательские   приёмы   работы   с   информацией   являются   основой формирования   универсальных   учебных   действий   школьников,   что   является требованием   современного   образования   в   условиях   реализации   ФГОС   НОО. Кроме того, сами приёмы универсальны, широко используются в интерактивном, дифференцированном обучении, в рамках информационно­ коммуникационных технологий.   Исследование,   организованное   в   любой     форме,       способствует развитию   критического   мышления   ученика,   так как ребёнок  учится  осмысливать  информацию,  т.е.  перерабатывать  её  в     своём 20 21 сознании, отбирать необходимый опыт, формировать навыки взаимодействия с   другими   людьми,   объективно   оценивать   явления,   факты,   процессы, выделять   существенные   признаки,   формулировать   и   решать   проблемные вопросы,   аргументировано   отстаивать   собственную   точку   зрения.   Ученик, обладающий   такими   качествами,   станет   в   будущем   не   только   хорошим специалистом,   но   человеком,   готовым   и   способным   достойно   жить   в обществе. 4.СЛОВО О СЛОВАРЯХ В УЧЕБНИКАХ «РУССКИЙ ЯЗЫК» УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» Пожалуй, трудно сегодня представить себе дом, в котором не было бы справочной  литературы.  Но вот вопрос: умеют ли ученики пользоваться словарями?  Казалось   бы,   что   здесь   трудного?   Что   уметь?   Бери   словарь, открывай страницу с нужной тебе буквой и находи то слово, которое почему­ либо   необходимо   проверить.   Все   просто,   но   оказывается,   что   порой   даже хорошие ученики не четко понимают разницу между, например, толковым и энциклопедическим   словарями.   Отсюда   и   неизбежные   неудачи.   Допустим, возникло у ребенка какое­то затруднение в написании слова, он ищет его в энциклопедии, а найти слово там не может. И уже готов подвергнуть критике составителей, небрежно выполнивших свою задачу. А дело лишь в том, что он не по адресу обратился. Бывает и по­другому: правописание слова   ребенок ищет в словаре русского языка, например, С.И. Ожегова, а этот замечательный словарь «утаивает» истину точно так же, как энциклопедический. Комплект   «Перспективная   начальная   школа»   большое   внимание уделяет   формированию   умений   у   учащихся   работать   с   разными   видами словарей.   Работа   ведётся   в   системе.   Начатое   в   1­ом   классе   успешно реализуется, углубляется, совершенствуется во 2–4 классах. Так, по русскому языку есть отдельная 2­я часть (во 2–4 классе), посвящённая развитию речи, 22 включающая   во   2­м   классе   5,   а   4­м   –7   словарей.   «Походы»   в   словари включены   в   деятельность   на   уроке,   без   словарей   часто   нельзя   выполнить упражнения (только во 2 классе обращение к словарям на уроке русского языка   происходит   153   раза,   а   дальше   –   больше).   Следует   отметить,   что данный  вид  работы  имеет  ещё  одну  немаловажную  функцию:     развитие 23 любознательности, пытливости, удовлетворение потребности в «открытиях», так естественных в этом возрасте. И как следствие, обращение к словарям способствует и развитию техники чтения учащихся, и формированию у них неподдельного интереса к слову и русскому языку в целом. «Толковый   словарь»   помогает   объяснить   значения   трудных   слов. Более того, этот словарь используется и с другими целями. Например, для того, чтобы школьник познакомился с многозначными словами (имеющими несколько значений), с омонимами (словами, которые одинаково пишутся и произносятся, но означают разное), с синонимами (обращение к синонимам присутствует в словарных статьях, толкующих значения слов), а также, чтобы ребёнок научился правильно читать словарную статью. «Словарь происхождения слов» позволяет посмотреть на орфограмму с точки   зрения   исторического   состава   слова,   который   отличается   от современного,   рассматривает   слова   старославянского   и   древнерусского происхождения с целью предложить школьникам еще один способ проверки правильного написания слов. Границы состава слова со  временем изменились, но   правописание   корней   исторически   родственных   слов     осталось неизменным. Поэтому, слово  столица, например, можно проверить словом стол,  хотя   в   настоящее   время   эти   слова   уже   не   являются   родственными, однокоренными.   Экспериментально   доказано,   что   использование   этого словаря   с   такой   целью   резко   повышает   интерес   школьников   к   языку, способствует развитию языковой культуры и языкового чутья. Так, некоторые младшие школьники, узнав, к примеру, что слова повесть, совесть, ведьма и невеста  –   исторически   однокоренные   слова,   впадают   в   состояние   долго длящегося   удивления,   которое   провоцирует   формирование   устойчивого интереса   к   проблемам   языка.   Эффект   использования   этимологического словаря может быть сравним только с эффектом использования живописных произведений на уроках русского языка и литературы: и то, и другое может формировать сильнейший интерес  к   занятиям    языком   и   литературой. Именно   этимологический   словарь 24 25 позволяет   школьникам   быть   неравнодушными   к   слову,   делает   слово прозрачным, приоткрывает его как меняющийся со временем механизм. Словарь «Пиши правильно» содержит словарные слова. Все словарные слова обыгрываются в виде запоминающихся рисунков­ассоциаций в тетрадях для самостоятельной работы, а потом эти слова появляются в словаре. Есть «Обратный   словарь»   (грамматический     словарь).     Использование   обратного словаря русского языка на уроках является необычным, хотя именно обратный словарь   создаёт   огромные   возможности   для   постановки   и   решения грамматических   задач.   Наряду   с   этим   обратный   словарь   в   значительной степени   способствует   улучшению   техники   чтения.   Ведь   слова   в   нем расположены   столбиками,   требует   чтение   начальных   слогов   сосредоточенности, а вот  конечные слоги в большой группе слов являются одинаковыми, поэтому читать их просто. Словарь «Произноси правильно» учит детей правильно говорить.  Как и все остальные словари, этот словарь постоянно задействован на уроках. Выполняя конкретные упражнения по произношению слов (всегда в контексте), школьник обращается   к   этому   словарю,   чтобы   удостовериться   в   правильности произношения   конкретных   слов.   Словарь   останавливается   на   решении   двух проблем: проблемы ударения и правильного произношения отдельных звуков. Привлекаемые   в   словарь   слова   –   это   та   наиболее   часто   встречающаяся лексика,   в   которой   и   дети,   и   взрослые   делают   орфоэпические   ошибки.   С каждым   словом,   встречающимся   в   этом   словаре,   ученик   работает неоднократно: помещая его в разные контексты, завязывая в рифмы, которые помогают правильно произносить не только гласные звуки, но и согласные. Например: «Вез водитель в магазИн много метел и корзИн», «Солнце вешнее – скворешники». Таким образом, при возвращении к одним и тем же словам (этот   принцип   прочности   распространяется   на   все   темы   курса   русского языка),   создается   основание   для   формирования   устойчивого   навыка правильного произношения. 26 Словарь   «Устойчивые   выражения»   помогает   использовать   в   речи фразеологические обороты. Этими словарями пользуются ученики на уроках русского языка и литературного чтения. Кроме   второй   части   учебника   русского   языка   словарики   имеются   в третьей части тетради для самостоятельных работ по математике, в  учебнике «Окружающий   мир».   В   хрестоматии   по   окружающему   миру   есть иллюстрированный словарик растений и животных. Учебник по технологии содержит словарь терминов. Все словари облегчают работу на уроке учителю и   детям,   приучают   учащихся   находить   нужные   сведения   и   необходимую информацию. Дети с удовольствием работают с различными словарями. В   результате   у   детей   вырабатывается   навык   работать   с   оглавлением книги,   с   содержанием   учебника,   со   словарями   и   другими   источниками информации, что будет востребовано в старшей школе. 27 5.Оценка планируемых результатов Введение в действие федерального государственного образовательного стандарта   начального   общего   образования   изменило   понимание образовательных   результатов,   на   достижение   которых   должно   быть направлено образование. Сегодня определенный минимум знаний и навыков не может выступать целью образования, целью образования становится освоение выпускниками  «умения   учиться»,  обеспечивающего   успешную   адаптацию   в современном обществе. В связи с этим одним из объектов системы оценки качества   образования   названы   предметные,   метапредметные   и   личностные результаты освоения основной образовательной программы. Новый подход к определению образовательных результатов требует разработки новой системы оценки качества образования. Федеральные   государственные   образовательные   стандарты   начального общего образования наша школа реализует с 2011 года. Несомненно, учителя школы приобрели опыт оценки предметных, метапредметных и личностных результатов   достижения   основной   образовательной   программы   начального общего   образования.   Наряду   с   этим   введение   ФГОС   позволило   увидеть проблему,   которая   заключается   в   том,   что   теоретически   система   оценки достижения   планируемых   результатов   освоения   основной   образовательной программы   начального   общего   образования   описана   в   основной образовательной программе образовательного учреждения, но практическое её использование вызывает много вопросов. Как учителю начальных  классов 28 организовать   текущую   и   промежуточную   аттестацию,   чтобы   обеспечить достижение планируемых результатов, и подготовить учеников к успешному прохождению процедур итоговой оценки? Основой для выстраивания системы оценки достижения планируемых результатов   освоения   ООП   являются   средства   системы   учебников   и дидактических материалов «Перспективная начальная школа». Использование в   текущем,   промежуточном   и   итоговом   контроле   методических   пособий, тетрадей   для   проверочных   и   контрольных   работ,   итоговых   комплексных работ позволяют нам проводить мониторинг уровня достижения планируемых результатов   освоения   основной   образовательной   программы   начального общего образования. Учителя   нашей   школы   используют   пособия   по   оценке   достижения планируемых   результатов   издательства   «Академкнига/Учебник»   по   разным предметам. Хотелось бы обратить внимание на систему проверочных работ по русскому языку, разработанную Н. М. Лавровой. Во­первых,   структура   предлагаемых   диктантов   и   проверочных   работ соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Данные проверочные работы   включают   определенное   количество   заданий,   каждое   из   которых обеспечивает   проверку   достижения   одного   из   планируемых   предметных результатов.   Наряду   с   этими   заданиями   в   работы   включены   и   задания комплексного   характера,   для   правильного   выполнения   которых   ученику необходимо   освоить   как   предметные,   так   и   метапредметные   результаты. Например,   для   правильного   выполнения   следующего   задания:   «Найди предложение,   содержащее   ответ   на   вопрос   «Что   делает   морж   бивнями­ клыками?»  Обведи  в  нём  слова,  в  которых  все  согласные  звуки  звонкие. Найди 29 30 среди   выделенных   тобой   слов   такие,   которые   соответствуют   моделям. Напиши   под   каждой   моделью   нужное   слово».   Учащимся   необходимо   не только уметь различать звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные звуки, но и находить информацию, заданную в явном виде. Если ученик не сможет отыскать   предложение,   содержащее   ответ   на   вопрос   «Что   делает   морж бивнями­клыками?», то и не выполнит задание. Содержат работы и задания социометрического характера, в которых ученик может продемонстрировать свои личные предпочтения, которые, конечно же, не подлежат оцениванию. Например, «Напиши, с кем из одноклассников ты хотел(а) бы инсценировать этот   текст.   За   кого   ты   будешь   читать?».   Такого   рода   задания   позволяют учителю увидеть микроклимат класса, кто в классе одинок, кто лидирует. Во­вторых,   для   обеспечения   непрерывного   сбора   данных   разработано электронное программное средство «Диктант», которых позволяет учителю получать информацию о достижении планируемых результатах в области как предметных (по отдельным темам курса), так и метапредметных УУД. Информация о достижении планируемых результатов в области метапредметных УУД Информация о достижении планируемых результатов в области предметных УУД 31 Использование   электронного   программного   средства   «Диктант» уменьшает трудозатраты учителя, связанные с составлением таблиц анализа выполнения работ. Исключает субъективность в оценивании и выставлении отметок   за   работы,   поскольку   учителю   достаточно   заполнить   сводные таблицы   «Анализ   выполнения»,   указав   вариант   диктанта   или   работы,   а компьютерная   программа   не   только   зафиксирует   результат   выполнения   и каждой работы, но и пересчитает ошибки, допущенные учащимися, определит коэффициент   успешности   выполнения   работы   каждого   ученика,   выставит отметку за диктант. Электронное   программное   средство   «Диктант»   позволяет   учителю проводить анализ графических ошибок. 32 Использование   электронного   программного   средства   «Диктант», обеспечивает   долговременное   и   объективное   наблюдение   за   результатами формирования навыков правописания и первичных информационных навыков текстом»,  позволяет  отметить по  программе  «Чтение:  работа  с  положительные   сдвиги   в   работе   каждого   ученика   по   сравнению   с   его предыдущими   работа   Электронное   программное   средство   «Диктант», обеспечивает сопровождение аналитической деятельности учителя, на основе которой   определяется   направление   корректировки   и   планируется   изучение следующего содержательного блока. 33 Предоставляет   возможность   фиксировать   при   оценке   результатов выполнения проверочных работ не только ошибки, допущенные учащимися, но   и   возможные   причины   этих   ошибок,   тем   самым   побуждает   учителя   к рефлексии собственной деятельности. Выбранная   авторами   очерёдность   проведения   работ   также   позволяет увидеть начальный уровень формирования отдельных метапредметных УУД, выявить наиболее проблемные показатели в системе формируемых действий и умений,   внести   коррективы   в   процесс   обучения   всего   класса   в   целом   и отдельных учащихся. Например, проверочные работы № 1­4 во втором классе по оценке УУД по ориентировке в учебной книге проводятся в два этапа в  I  (II) четверти выполняются  задания 1 – 4,  в  III  четверти эти проверочные  работы вновь выполняются,   но   наряду   с   метапредметными   выполняются   те   задания, которые направлены на работу с предметным материалом. Таким образом, мы можем увидеть не только начальный и достигнутый на уровень формирования УУД   по   ориентировке   в   учебной   книге,   но   и   определить,   насколько эффективны   оказались   корректировки, образовательный процесс.   которые   внёс   учитель   в 34 В­третьих, оценивание результатов выполнения работ осуществляется по заданным критериям, которые указаны в информационных характеристиках диктантов или в таблицах «Анализ результатов». Они формируют у учителя чёткое представление о критериях оценивания письменных работ учащихся. Фрагмент таблицы «Анализ результатов» (с.216) № зад а­ № час ти 1 2 3 Проверяемые умения Поиск   в   тексте димой необхо­   информации,   за­ данной в явном виде Различение в  тексте слов­ названий героев Правильный ответ  (критерии  оценивания) 1 балл: обведены слова  Заяц, Косач, Серая цапля,  Летучая Мышь. 0 балла: задание не  1   балл:  записаны   в   два столби­ ка все обведенные в тексте   сло­   ва­названия героев Наряду   с   критериями   оценивания   в   пособии   указаны   особенности заданий, прогнозируемые затруднения, познакомившись с которыми учитель может организовать на уроках коррекцию этих способов действий учащихся. Фрагмент таблицы «Анализ результатов» (с.227) 35 Проверяемые умения Поиск необходимой  информации,  заданной в явном  Списать и проверить  свою запись,  исправить ошибки № зад а­ № час ти 1 3 2 Правильный ответ  (критерии  оценивания) 1 балл: найдено заданное  предложение и списано  без ошибок/ ошибки  найдены и исправлены  самим обучающимся (Может быть списано любое  другое предложение, но его  так же оценивают, как и  заданное) 0 балла: задание не  выполнено/ предложение  списано с ошибками и ошибки не исправлены В­четвертых,   таблицы   «Анализ   результатов»,   «Информационные характеристики   работы»  содержат   перечень   проверяемых   умений,  которые соответствует метапредметным и предметным результатам освоения учебного предмета «Русский язык» и на основании которых можно делать вывод об успешности достижения планируемых результатов. Фрагмент таблицы «Информационная характеристика работы» (с.142) № Проверяемые знания и умения № зад а­ Умение работать с учебником, книгой для поиска нужной информации 1 1 работать со структурой оглавления (глава, раздел, автор) ориентироваться на выделения в тексте (цвет, шрифт, размер) 1 2 … 6 7 … Грамматические, орфографические и пунктуационные языковые умения определять грамматические свойства слов: нахождение слов­ названий   действий   с   заданными   характеристиками   (с частицей НЕ) писать частицу НЕ раздельно со словами­названиями  5 5 36 В­пятых,   проводимые   проверочные   работы   позволяют   получить обратную связь о том, насколько эффективно организован образовательный процесс   (определить   у   учащихся   состояние   формирования   способов действий с изучаемым предметным материалом), корректировать его. Таким   образом,   методические   пособия,   разработанные   авторами системы учебников и дидактических материалов «Перспективная начальная школа»   позволяют   нам   проводить   мониторинг   уровня   достижения планируемых  результатов   освоения  основной  образовательной   программы начального общего образования. 36

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2018