Речевые ошибки и их причины при дисграфии
Оценка 4.7

Речевые ошибки и их причины при дисграфии

Оценка 4.7
Лекции +3
doc
Междисциплинарный 5
Детсад—4 кл
13.01.2017
Речевые ошибки и их причины при дисграфии
Рассмотрение и анализ существующих классификаций речевых ошибок и недочетов; определение типичных речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах учащихся; создание комплекса специальных упражнений для их устранения является важной работой учителя. Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замена букв, звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитного написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Дисграфия Л..doc
Дисграфия                                                                                     Павлова Елена Николаевна     Введение. Одним   из   показателей   уровня   культуры   человека,   мышления,   интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств. Рассмотрение   и   анализ   существующих   классификаций   речевых   ошибок   и недочетов;   определение   типичных   речевых   ошибок   младших   школьников   в письменных творческих работах учащихся; создание комплекса специальных упражнений для их устранения является важной работой учителя. Задачи:  Изучить   методическую,   лингвистическую,   педагогическую   литературу   по теме исследования. 1. Проанализировать   существующие   классификации   речевых   ошибок   и недочетов. 2. Выявить типичные речевые ошибки и недочеты в письменных творческих работах младших школьников. 3. Определить комплекс упражнений, направленных на предупреждение и   типичных   речевых   ошибок   и   недочетов   младших устранение   школьников. Речевые ошибки и причины их возникновения. Дисграфия   –   частичное   нарушение   процесса   письма,   при   котором наблюдаются   стойкие   и   повторяющиеся   ошибки:   искажения   и   замена   букв, звуко­слоговой   структуры   слова,   нарушения   слитного   написания   отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. В   устной   и   письменной   речи   младших   школьников   встречается   много ошибок, которые в методике обучения русскому языку называют речевыми. К определению «речевая ошибка» ученые подходят по­разному. В   работах   М.   Р.   Львова   под  речевой   ошибкой  понимается   «неудачно выбранное   слово,   неправильно   построенное   предложение,   искаженная морфологическая форма».  Цейтлин С. Н. понимает под речевыми ошибками «любые случаи отклонения от   действующих     языковых   норм».   При   этом  языковая   норма  –   «это относительно   устойчивый   способ   (или   способы)   выражения,   отражающий исторические   закономерности   развития   языка,   закрепленный   в   лучших образцах литературы и  предпочитаемый образованной частью общества».  Наиболее полное определение речевых ошибок и недочетов дано в работах Т. А. Ладыженской. По ее мнению «весь отрицательный языковой материал делится   на   ошибки   и   недочеты.   Ошибка   –   это   нарушение   требований правильности   речи,   нарушение   норм   литературного   языка…   Недочет   –   это нарушение   требований   правильности   речи,   нарушение   рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, т. е. богатой, точной и выразительной». Высокоорганизованная («хорошая») речь предполагает отсутствие речевых ошибок. Поэтому работа по предупреждению и устранению речевых ошибок – важная составная часть общей работы по развитию речи в школе. Для   того   чтобы   эффективнее   организовать   работу   по   предупреждению речевых   ошибок, необходимо  знать  их  лингвистическую   и психологическую природу. Цейтлин С. Н. выделяет три основные причины нарушений языковых норм в речи детей. Главной причиной является «давление языковой системы». Для того, чтобы оценить воздействие этого фактора на речь детей, необходимо рассмотреть, как вообще происходит овладение речью, обратившись к противопоставлениям «язык   –   речь»,   «система   –   норма».   «Язык   понимают,   как   абстрактную сущность, недоступную для непосредственного восприятия. Речь представляет собой реализацию языка, его конкретное воплощение в совокупности речевых актов».   Нельзя   овладеть   речью,   не   постигая   языка,   как   особого   рода устройства, ее порождающего. Ребенок вынужден добывать язык из речи, т. к. другого пути овладения языком не существует. Детский   язык   представляет   собой   обобщенный   и   упрощенный   вариант нормативного   языка.   Грамматические     и   лексические   явления   в   нем унифицированы.   Это   связано   с   тем,   что   в   детском   языке   первоначально отсутствует членение на систему и норму. Известно, что норма усваивается гораздо   позднее,   обусловливающий   Другой   фактор,   чем   система. возникновение речевых ошибок у детей  – влияние речи окружающих. Помимо этого, в качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи. Огромную   роль   играет   оперативная   память,   «главная   функция   которой «удержание» уже произнесенных фрагментов текста и «упреждение» еще не произнесенных». Именно недостаточным развитием оперативной памяти детей объясняются многие речевые ошибки. В работах Цейтлин С. Н. Указаны примеры ошибок и в зависимости от  этого происходит деление ошибок на системные, просторечные и композиционные. Таким   образом,   согласно   анализу   методической,   лингвистической литературы речевая ошибка – это отклонение от нормы литературного языка. Влияние   на   развитие   речи   детей   оказывает   как   речь   окружающих,   так   и специально организованная работа.                                                                          О классификациях речевых ошибок. Анализ методической, лингвистической  литературы по этой теме показал следующее:  существуют различные классификации речевых ошибок;   все классификации   предусматривают разграничение речевых ошибок с целью правильной организации работы по их устранению;  ценность   классификации   определяется   полным   объемом рассматриваемых речевых ошибок;  специфика   классификации   определяется   тем,   какие   лингвистические понятия лежат в ее основе. Все ошибки подразделяются на следующие группы: 1. Речевые ошибки (недочеты). 2. Грамматические (неречевые) ошибки. Наиболее полная, согласно проведенному анализу, классификация ошибок в образовании слов и форм представлена в работах М. С. Соловейчик. Согласно   исследованиям   данного   автора  ошибки   в   образовании   слова делятся на: 1)  ошибки в корне слова (ложит, подокольник, спотыкнулся); 2)  ошибки в приставке (заместо, вшел); 3)  ошибки в суффиксе (осиновик (лес), собакина конура); 4)  смешанные ошибки (втыкана веточка (воткнута)). Ошибки в образовании формы слова делятся на: 1)  ошибки в образовании имен существительных, связанных с категориями рода, числа, падежа: 2)  ошибки   в   образовании   имен   прилагательных   –   ошибки   в   образовании форм сравнительной и превосходной степени (красивше); 3)  ошибки   в   образовании   глагольных   форм   –   в   спрягаемых   формах   с чередованием согласных в корне (текет, пекет, хочут); 4)  ошибки в образовании форм личных местоимений: К ошибкам в структуре словосочетаний относят:                                       3 1)  нарушение согласования  2)  нарушение управления  К ошибкам в построении предложений относят следующие ошибки: 1)  2)  3)  нарушение границы предложения  нарушение связи между подлежащим и сказуемым  ошибки   в   построении   предложений   с   причастными   и   деепричастными оборотами  Неточность речи. К речевым недочетам данной группы все авторы относят: 1)  нарушение   порядка   слов   в   предложении   (Первым   ударил Кирибеевич в грудь Калашникову. Жучка помогла рыть снег лапами и мордой людям.); М.   С.   Соловейчик   и   Т.   А.   Ладыженская   выделяют   следующую   группу недочетов: 2)  употребление лишнего слова (плеоназм) (Речка замерзла льдом. Наступил август месяц.). Т. А. Ладыженская добавляет к выше указанным еще два типа недочетов: 3)  неразличение   оттенков   значения   синонимов   или   близких   по значению   слов   (После   футбола   я   пошел   домой   с   унылой   головой, потому что мы проиграли.); 4)  нарушение   лексической   сочетаемости   (Пионеры   выполнили клятву.). 2.  Бедность   речи   учащихся,   ограниченность   словаря   и   неразвитость синтаксического строя их речи проявляется в письменных работах учащихся в виде недочетов такого рода: 1)  повторение одного и того же слова в рамках небольшого контекста (Стрижа обдавало брызгами, и стриж подумал, что скоро конец.  ) Этот вид ошибок присутствует в классификации всех трех авторов. Помимо этого Т. А.        4 Ладыженская   и   М.   С.   Соловейчик   обозначают   следующие   группы   речевых недочетов: 2)  употребление  рядом или близко  однокоренных  слов (Однажды охотник охотился на зайцев. Вот такие со мной случаются случаи.); 3)  однотипность   и   слабая   распространенность   синтаксических конструкций (Наступила осень. Трава стала некрасивой. Листья на деревьях стали желтыми. Вода в реке стала холодной.) Т. А. Ладыженская и М. Р. Львов включают в данную группу   следующую ошибку: 4)  неумение   строить   контекст,   отсутствие   связи   (логической   и лексико­грамматической) («Рядом с бороздой несметное количество диких растений.   Видно,   что   ребята   довольны  замером.   На  небе   сияет   солнце. Одеты  они  легко».  «На  заводе  из  хлопка  прядут  нитки.  Хлопок  с  полей убирают хлопкоуборочные машины».) Львов М. Р. к числу логических ошибок относит такие:  связывание понятий разных уровней (По утрам мы с дедушкой удили рыбу, а в дождливую погоду лежали в шалаше на мягких листьях.)  нелепые суждения (Утро клонилось к вечеру.) 1)  3.Ошибки   в  выборе   синонимического   средства   языка,  имеющего дополнительную надпонятийную окраску стилистического синонима.    «Системные ошибки  – нарушение языковой нормы вследствие слишком прямолинейного   следования   в   системе   языка».   С.   Н.   Цейтлин   выделяет следующие типы системных ошибок.  Ошибки   типа   «заполнение   пустых   клеток».   Дети,   руководствуясь требованиями системы, и, не зная о существовании каких­либо ограничений, заполняют   «пустые   клетки».   Известно,   что   у   ряда   существительных, прилагательных, глаголов не образуются те или иные формы. В этих случаях возникают   ненормативные   детские   образования:  «Никогда   не   забуду   этих своих мечт». «Пруд был синь, как небо над головой». Ошибки   типа   «выбор   ненормативного   варианта   из   числа   предлагаемых языковой системой». Если в речи избирается вариант, отвергнутый языковой нормой,   в   этом   случае   фиксируется   речевая   ошибка:«На   мокром   полу отражается все, что происходит в террасе». (ошибка в выборе предлога). Ошибки типа «устранение  фактов, чуждых языковой системе». Явление, противоречащее современной системе или в какой бы то ни было степени не согласующееся с нею, дети часто меняют, подстраивают под более системные: «ехали метром», «одна качель». Следующая   группа   ошибок  –  просторечные ошибки.  Эти  ошибки   могут касаться лексики, морфологии, синтаксиса, фонетики.    «Композиционные ошибки». Недочетами в технике речи объясняются и многие тавтологии («соединить воедино»). К   композиционным   ошибкам   относится   неоправданный   пропуск компонентов предложения, словосочетаний и даже простых предложений: «У меня вчера был день рождения, но Костя даже не поздравил». Композиционной   считается   и   одна   из   самых   распространенных   ошибок детской речи – лексический повтор: «У меня есть котенок Мурзик. Мурзика мне подарили на день рождения. Я очень люблю Мурзика.» По   мнению   С.   Н.   Цейтлин:   «Если   системные   ошибки   можно   назвать собственно   детскими,   то   композиционные   и   просторечные   не   являются принадлежностью исключительно детской речи».  Предметом   обсуждения   в   работах   С.   Н.   Цейтлин   являются   ошибки, свойственные обеим формам речи. Такой же классификации придерживается Ю.   В.   Фоменко.   В   основе   его   классификации   лежит   «соответствие   речи действительности, мышлению и языку».  Первый тип речевых ошибок – лексические ошибки. Они делятся на ряд подтипов: 1)  ние одного слова вместо другого (обратно –опять); 2)  нительство (рецензисты); 3)  употребле словосочи нарушени е   законов   семантической   сочетаемости   слов   (В   тылу   вспыхнули партизанские отряды.); 4)  (столько много); 5)  плеоназмы многознач ность, порождающая двусмыслицу (Это предложение надо оставить.); 6)  лексическ ие   анахронизмы,   т.   е.   слова   хронологически   не   соответствующие изображаемой эпохе (Печорин получил путевку на Кавказ.); Фразеологические ошибки – это всякого рода нарушение состава и формы фразеологизмов (Пускать туман в глаза.). Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова (тапок, сандаль, лазию). Синтаксические   ошибки   –   нарушение   правил   построения   предложений, правил сочетания слов.. Фоменко Ю.В. выделяет следующие типы ошибок: 1) ошибки в конструировании сказуемого (Мальчик мечтал стать моряк.); 2)  одновреме нное   использование   сочинительного   и   подчинительного   союзов   (Когда Владимира   повели   к   медведю   в   конуру,   и   он   не   растерялся   и   убил медведя.); 3)    неправил ьная расстановка частей составного союза (Мы собрали не только много грибов и ягод, но и поймали белку.); К числу морфологических ошибок, по мнению Ю. В. Фоменко, относятся ошибки такого типа: «Брат глухой к моим просьбам». Орфографические   ошибки   возникают   в   связи   с   несоблюдением   норм орфографии (о счастьи). Грамматические   ошибки   представляют   собой   случаи   несоблюдения грамматических норм (морфологических, синтаксических). Словарные   ошибки   возникают   в   связи   с   тем,   что   учащиеся   нередко используют в своих работах такие слова, значение которых ими не   усвоено (Они достали мяса, сала и хлеба и сделали постную трапезу.). 7 «К стилистическим ошибкам, с одной стороны, относят недочеты, которые связаны с лексикой и грамматикой (неточность словоупотребления, ошибки в употреблении   форм   существительных,   местоимений, глаголов, нарушение норм согласования и управления, ошибки в предложении   прилагательных, и   т.   д.),   а   с   другой   стороны,   нарушение   норм   стилистики   (тавтология, плеоназмы, перифразы, паронимы, речевые штампы и т. д.)»  Таким   образом,   как   показывает   анализ   методической,   лингвистической литературы, в практике обучения русскому языку и развитию речи существует большое   количество   разнообразных   подходов   к   классификации   речевых ошибок.   Каждый   автор,   занимаясь   данной   проблемой,   предлагает   свою классификацию   или   исправляет,   совершенствует классификации, уже существующие до него. Таким образом, в соответствии с   корректирует, различными   видами   классификаций   были   выделены   две   принципиально различные   группы   –   грамматические   ошибки,   связанные   с   нарушением структуры   языковых   единиц   и   речевые   недочеты,   проявляющиеся   в неуместном употреблении средств языка. Выводы  Таким   образом,   под  речевыми   ошибками  понимаются   любые   случаи отклонения от действующих языковых норм.                                     Библиография. 1. Львов   М.   Р.   Методика   развития   речи   младших   школьников.   –   М.: Просвещение, 1985. – 176с. 2. Львов   М.   Р.   Речь   младших   школьников   и   пути   ее   развития.   –   М.: Просвещение, 1975. – 170с. 3. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя/ Н. Е. Богуславская,   В.   И.   Капинос,   А.   Ю.   Купалова   и   др.;   Под   ред.   Т.   А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991 – 240с. 4. Новоторцева   Н.   В.   Развитие   речи   детей   3.   Популярное   пособие   для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240с. 5. Педагогическая энциклопедия. – М., 1968 – Т.4. 6. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 1996. –152с. 7. Соловейчик М. С. Нарушение языковых норм  в письменной речи младших школьников// Начальная школа. – 1979. – №4. – С. 19 – 23. 8. Фоменко Ю. В. О принципах классификации ошибок в письменных работах школьников// Русский язык в школе. – 1973. – №1. – С. 32 – 35. 9. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – с. 143.

Речевые ошибки и их причины при дисграфии

Речевые ошибки и их причины при дисграфии

Речевые ошибки и их причины при дисграфии

Речевые ошибки и их причины при дисграфии

Речевые ошибки и их причины при дисграфии

Речевые ошибки и их причины при дисграфии

Речевые ошибки и их причины при дисграфии

Речевые ошибки и их причины при дисграфии

Речевые ошибки и их причины при дисграфии

Речевые ошибки и их причины при дисграфии

Речевые ошибки и их причины при дисграфии

Речевые ошибки и их причины при дисграфии

Речевые ошибки и их причины при дисграфии

Речевые ошибки и их причины при дисграфии

Речевые ошибки и их причины при дисграфии

Речевые ошибки и их причины при дисграфии

Речевые ошибки и их причины при дисграфии

Речевые ошибки и их причины при дисграфии

Речевые ошибки и их причины при дисграфии

Речевые ошибки и их причины при дисграфии

Речевые ошибки и их причины при дисграфии

Речевые ошибки и их причины при дисграфии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2017