Рецензия на учебник по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев (3 класс, русский язык)
Оценка 4.7

Рецензия на учебник по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев (3 класс, русский язык)

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
русский язык
3 кл
21.10.2018
Рецензия на учебник по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев (3 класс, русский язык)
По просьбе методического кабинета Управления образования города Якутска, тщательно изучив и проанализировав учебник по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев, написала рецензию на данный учебник. Прежде чем написать рецензию, сравнила данный учебник с учебниками по русскому языку для русскоязычных школ. И поэтому в рецензии основное внимание уделила на доступность, комфортность, понимание детьми материала. Данная рецензия будет интересна для учителей, которые работают с детьми мигрантов и переселенцев.
Рецензия на учебник по русскому языку для детей - мигрантов в 3классе.doc
на учебник по русскому языку для третьего класса для детей мигрантов и переселенцев. Авторы  Ф.Ф. Азнабаева, О.И.Артёменко, изд. Отзыв  «Просвещение». Социально­   экономические   изменения,   произошедшие   на   территории постсоветского пространства в последние   годы, вызвали миграцию в Россию нерусскоязычного населения.  Наша школа с контингентом  детей  (41%) разных этносов  относится к  типу школ – школа с полиэтническим контингентом.    По национальному составу   школы (МОБУ СОШ №10 имени Д.Г. Новопашина  г. Якутска) можно выделить   следующие группы   такие как :   киргизы, узбеки, армяне, азербайджанцы,  татары, белорусы, украинцы, буряты, ингуши, чуваши и т.д. В 2012/13 учебном  году 11% первоклассников – дети мигрантов; во вторых классах     данная категория составляет­ 14%;   в третьих   классах­ 11%   и в­ четвертых­ 16% из числа  обучаемых. В целом по  школе  первой  ступени  дети – мигранты  составляют­ 13%  , это разновозрастные дети,  некоторые  из   них не знавшие русского языка до приезда в Россию. Дети, приехавшие в г. Якутск из Ближнего Зарубежья в разном возрасте с нулевым уровнем владения русским языком и поступающие не только в первый класс, но и в старшие классы. Они вынуждены   обучаться   вместе   с   русскоязычными   детьми   без   какой­либо предварительной языковой подготовки. В связи,  с чем  возникают проблемы – это,   прежде   всего,   языковая   проблема   (препятствие   общению   на   бытовом   и уровне   обучения).   Она   порождает   все   остальные   проблемы.   Во­первых: трудности   в   обучении.   Это   и   низкая   успеваемость   в   условиях   билингвизма, когда   оба   языка,   и   родной   и   русский,   остаются   только   разговорными,   а   не осваиваются как литературный язык – язык письменности, культуры, истории, науки, и низкая успеваемость по остальным предметам, поскольку русский язык – это тот язык, на котором ведется обучение. Затем ­ проблемы в общении: и со   сверстниками, педагогами. и     с   На   мой   взгляд,    очень     своевременно     предлагаются   УМК   и  учебники     для ребенка­мигранта,   для того чтобы     дети     при   помощи   учителя овладели русским   языком   на   уровне   государственного   стандарта   с   целью   не   только успешной сдачи ЕГЭ,   но и   с целью   успешной адаптации   и социализации.          Учебник по   русскому   языку   (для   3 класса) предназначен для работы с учащимися – мигрантами на уроках русского языка и выполнения домашних заданий.   Его   содержание   позволяет   обеспечить  первоначальный   уровень овладения лингвистической, языковой и коммуникативной компетенциями.     В   учебнике   представлен   дидактический   материал,   имеющий   целью   формирование следующих лингвистических понятий:  1.   Понятие   о   морфеме   как   значимой   части   слова.   Корень,   приставка (продолжение   изученного   во   втором   классе),   суффикс   (словообразующий   и формообразующий — пропедевтика), основа слова, окончание, включая нулевое окончание. Сложные слова, соединительная гласная. 2. Имя существительное, имя прилагательное, глагол как части речи. Личные местоимения. Первичное понятие о предлоге и о частице как служебных частях речи. Первичное понятие о союзе (и, а, но) как средстве синтаксической связи.   3.   Понятие   о   видах   предложений   по   цели   высказывания   и   интонации (эмоциональной окраске). Понятие о главных членах предложения. Углубление понятия о согласовании.         Учебник начинается с условных обозначений, что позволяет ребенку легко ориентироваться на страницах  учебника.           Содержание   и   задания   первого   раздела   «Речь   устная   и   письменная» направлены   на   развитие   речи   ребенка.   Существенно,   что   школьник   сразу включается в деятельность, ориентированную на развитие речи, через жанры: рассказы, стихи — и через типы речи (с.3–10). Здесь же проводится работа по осмыслению ребенком собственных речевых действий   с включением сведений по   морфологии,   уже   известных   ученикам,   и   рефлексивных   вопросов, направленных   на   осознание   коммуникативной   установки   получившегося рассказа: кому ты можешь рассказать то, что придумал; что в рассказе самое главное;   почему   для   записи   выбрал   именно   это   предложение.   Нельзя   не упомянуть   о   замечательных   иллюстрациях   к   упражнениям   (с.3,4,5,8,9), пробуждающим фантазию детей и при этом нацеливающим внимание на такую языковую   тонкость,   как   связь   между   звучанием   слова   и   его   значением,   что пропедевтически закладывает основу для развития «речевого слуха» — очень важной способности, позволяющей работать с текстами на достаточно глубоком уровне.       Основное грамматическое содержание рецензируемого учебника развивается вокруг двух крупных тем: «Имя существительное как часть речи» и «Глагол как часть речи». Нельзя не согласиться с авторами, предлагающими в программе обоснование   такой   последовательности   развёртывания   учебного   материала. Действительно, сопоставление имен существительных и глаголов, кардинально различающихся морфологическими категориями, но тесно связанных в речи (и с психологической,   и   с   грамматической   точки   зрения),   является   методически продуманным и обоснованным.             Также   логика   языковой   системы   предполагает   знакомство   с   личными местоимениями (в связи с понятием лица, а также субъекта речевого действия) и со словоизменительными категориями имени прилагательного.      На протяжении всего учебного года в учебнике красной линией идет изучение имени существительного как косвенно, так и прямо. Изучение грамматических категорий   имени   существительного   начинается   с   рода:   ученики   работают   с правилом в виде четверостишия (с.46 упр.5) и делают вывод; упражнение по закреплению позволяет учащимся через собственный анализ запомнить правило.   Далее в упражнениях вырабатывается навык определения рода, причем задания не   повторяются:   в   упр.6   с   помощью   слов   –   помощников   определяют   род существительных   и   записывают   в   три   столбика,   а   в   упр.7   —   повторяют написание   предлогов   с   существительными,   а   потом   определяют   род существительных с устной постановкой слова в начальную форму.     Большой   раздел   посвящен   новым   понятиям   —   падежи   и   склонение.   Вспомогательные глаголы (с.49), понятно изложенные правила на с.49, 51, 53, 54 и   таблицы   помогают   запомнить   падежную   последовательность.   Причем   этот материал разделен на 2 части: основным понятием о склонении и понятием об одушевленности­неодушевленности — авторы учитывают, что для понимания и запоминания   такого   трудного   материала,   как   падежи,   лежащего   в   основе оперирования   всеми   именными   частями   речи   и   на   уровне   морфологии,  и   на уровне синтаксиса, т.е. на протяжении почти всего курса русского языка до 8 класса включительно, ученику требуется время.    Понятие «одушевленности­неодушевленности» дается в упр. 19­23 на стр.56: предлагается ставить одушевленные и неодушевленные слова в разных падежах. В логике развития темы «Склонение имен существительных» появляется тема по составу слова: окончание и основа слова.           Так как имена  существительные тесно связаны с предлогами, во время прохождения   темы   «Склонение   имен   существительных»   несколько   уроков специально   отводится   на   тему   «Предлог».   Раздел   начинается   с   текста   «Это интересно»   (с   65   упр.1),   где   черным   шрифтом   выделены   предлоги.   В   этом упражнении уделяется внимание   развитию речи,   повторению типов текста и связи предлогов с существительными. Здесь дается первое понятие о связи слов с   помощью   слов­помощников,   т.е.   предлогов.   Таким   образом,   в   течение нескольких   уроков   (с   66   –   73)   выполняя   разнообразные   упражнения,   дети приходят к выводу, что окончания имён существительных связывают слова в предложении вместе с предлогами: с, со, на, за, от, у, к, для, о, об, под, над и другими.       К концу изучения имени существительного учащиеся специально остановятся на окончаниях множественного числа. Это важно не только для предупреждения ошибочного написания, но и для предупреждения ошибок в морфемном разборе: так как для разбора по составу слова обычно предлагаются существительные в единственном   числе,   то   школьники   нередко   сомневаются   в   выделении окончаний существительных во множественном числе.            Между   темами  «Имя   существительное»  и  «Глагол»   авторы   предлагают знакомство учащихся с именами прилагательными, числительными и личными местоимениями.  Тема   «Имя   прилагательное   как   часть   речи»   организована   вокруг   двух равноценных   по   значимости   направлений.   Первое   направление   —   это согласование прилагательных по числу, падежу и роду в единственном числе с именем   существительным.   Это   направление   ведет   учащихся   к   пониманию важнейшей   грамматической   особенности   имен   прилагательных,   являющейся точкой стяжения в слове двух языковых уровней: морфологии и синтаксиса. Второе направление нацелено на изучение правописания безударных окончаний имен   прилагательных.   Здесь   дети   узнают,   что   безударные   окончания прилагательных проверяются вопросами. Как и во всех разделах, обязательно дается маленький опросник о данной части речи. Если   учащиеся   более­   менее   были     знакомы   с   именами   прилагательными   и числительными, то личные местоимения впервые вводятся   в третьем классе. Эта часть речи с предметным значением, в то же время имеющая категорию лица, тесно связана и с именем существительным, и с глаголом. Новый материал вводится   в   виде   предложений   парами,   где   во   втором   предложении   имя существительное заменяется местоимением. В дальнейшем практически любой лингвистический   факт,   отражающий   особенности   местоимений,   обязательно дается в виде таблицы или схемы, что позволяет авторам сделать достаточно трудный для осмысления, в том числе и терминологически, материал вполне доступным для третьеклассника.         Следующая центральная тема — «Глагол как часть речи» (с 107 ­ 140). Она раскрывается   так   же,   как   и   другие   темы,   —   в   логике   языкового   явления   с постоянным   и   тщательным   учетом   особенностей   восприятия   младшего школьника.  Авторы  последовательно ведут ребенка от признака к признаку, не пропуская   ни   единой   их   взаимосвязи,   делая   опорной   точкой   бытовое представление и «выращивая» грамматический понятийный инструментарий.         Начинается   тема   с   отгадывания   загадки   о   части   речи,   что   дает   детям возможность   повторить   о   глаголе   как   части   речи   обозначающем   действие предмета, т.е. связь между именем существительным и глаголом.           Первый глагольный признак, который изучается в этом учебнике, — это времена. Здесь подробно изучается прошедшее, настоящее и будущее время с серьезной   отработкой   возможных   словоизменительных   категорий   глагола   в каждом времени: число и род в прошедшем, спряжение в настоящем, будущем простом и будущем сложном — с привлечением орфографии и морфемики. На с.110 тема «Настоящее время глагола» начинается с упражнения, где дети сами должны вставить необходимые глаголы, и сделать вывод, что окончания в этих словах обозначают настоящее время. Исходя из этого, учащиеся формулируют свое   определение,   а   затем   сравнивают   с   определением   учебника,   что   глагол изменяется   по   числам,   что   у   глагола   в   настоящем   времени,   кроме   значения числа, есть значение лица, то есть глаголы в настоящем времени изменяются по лицам. В итоге дети знакомятся с новым для них термином ­ спряжением. После этого дети знакомятся с прошедшим временем, где они открывают для себя, что глаголы   в   прошедшем   времени   в   единственном   числе   изменяются   еще   и   по родам. В отличие от других учебников, здесь дети уже знакомятся с суффиксом прошедшего времени ­ л.   Среди авторских находок особенно хотелось бы отметить две замечательные лингвистические иллюстрации с методически продуманной работой над ними: посвященную   личным   формам   глагола     и   посвященную   сложному   будущему времени   (с.127–129).   В   доступной   форме   даются   понятия   таких   тем   как «Неопределенная форма глагола», «Не с глаголами» и «Глаголы с частицей –ся (сь)». В конце изучения темы учащиеся снова возвращаются к временным связям и словоизменительным признакам глаголов, но, используя схемы, уже на уровне обобщения изученного.  Что интересно в этом учебнике, то это то, что уже в третьем классе авторы ввели тему «Наречие». Раздел начинается с упражнения, где некоторые слова выделены   черным   шрифтом.   После   этого   детям   предлагается   ответить   на вопросы, при помощи которых учащиеся постепенно выводят свое определение. После этого сравнивают с определением учебника.  На   последних   страницах   учебника   учащимся   предлагается   справочный   материал: памятки по выполнению заданий (как научиться правильно списывать, подготовка к диктанту по учебнику, подготовка к письму по памяти, звуко­ буквенный разбор, разбор слова по составу,  разбор предложения, составление плана   текста,   подготовка   к   изложению   и   морфологические   разборы   имени существительного, имени прилагательного и глагола) и оглавление. Второй   важной   содержательной   линией   рецензируемого   учебника   является направленность   на   освоение   детьми   орфографической   грамотности. Орфографический   материал   организован   вокруг   трех   путей   овладения грамотным   письмом:   во­первых,   на   основе   осмысленного   применения   правил как,   например,   правописание   падежных   окончаний   существительного   в единственном   и во   множественном  числе,  правописание   мягкого  знака  после шипящих   на   конце   существительных,   приставок,   безударных   окончаний прилагательного;   во­вторых,   даются   объяснения   трудных   слов,   детям предлагаются   упражнения   для   орфоэпической   минутки,   есть   задания   на сравнение с их родным языком; в­третьих, на основе развития орфографической зоркости и орфографической интуиции. Последний путь является новым для школьных учебников, а между тем важность его нельзя переоценить, поскольку овладение   орфографически   грамотным   письмом   в   конечном   итоге   означает свертывание   навыка   применения   правила   и   выученных   слов   до   чувства правильного написания. Нельзя не отметить, что рецензируемый учебник целенаправленно ориентирован на развитие речи младшего школьника, которое осуществляется практически на всех этапах деятельности учащегося. Развивающие речь составляющие являются той   основой,   на   которой   строится   учебное   содержание.   Все   задания,   любое объяснение, любой материал для наблюдений, любое обобщение — это диалог с ребенком,   т.е.   коммуникативная   направленность   рецензируемого   учебника, оказывается  не  чем­то привнесённым  извне, но естественным   следствием его формы:   это   беседа,   размышление,   рассуждение   персонажей   с   активно действующим, размышляющим, рассуждающим ребенком; темы для обсуждения — учебные! — появляются вместе с развитием сюжета. На развитие речи выделили специальные уроки с определенными темами, где много заданий для того, чтобы дети, не владеющие языком, могли обогатить свой словарный  запас. Авторы  предлагают  огромное количество   вариантов  этой  работы:  рассказ  по картинкам, составление вопросного плана и сочинение по вопросному плану, ответы на вопросы, письмо по памяти, перевод на родной язык тех или иных слов, словосочетаний. Фактически   весь   учебник,   а   не   только   специальные   уроки,   выделенные   как «Урок развития речи», формирует коммуникативные умения и навыки детей, включая все виды речевой деятельности: чтение, слушание, письмо, говорение. Авторы   учитывают   и  эстетическое   переживание   ребенком   языка   и  речи,  что является важной стороной школьного обучения.      Как об особом достоинстве учебника необходимо говорить о его добром нравственном заряде, который пронизывает все: и основную идею учебника — заниматься русским языком чрезвычайно интересно и важно; и направленность на   всех   детей;   и   учет   возрастных   особенностей   детей   младшего   школьного возраста;   и   оформление   школьного   учебника   именно   как   детской   книги   — яркой, красочной, радостной, доброй (а за внешним — серьезное отношение к структуре, сюжету, полиграфии).         Возможно, в том, что учебник авторский, кроется некоторый недостаток в изучении новых тем. Так, правильно было бы, если бы в конце изучения каждой темы был отведен специальный урок для обобщения; обязательно надо дать урок для того чтобы, учащиеся обучались выполнять морфологический разбор частей речи. В учебнике по ходу уроков нет словарных слов для заучивания. В конце учебника обычно кроме памятки всегда бывает  орфографический словарь. Учебник   (авт.  Ф.Ф.   Азнабаева,   О.И.Артёменко)   методически   правильно построен.   Детям,   для   которых   русский   язык   неродной,   учебник   очень   в доступной форме дает первоначальные основы знаний о составе слова, о видах предложений, о типах текстов, о частях речи. Так, что учебник отвечает всем требованиям современного обучения. Рецензент:                                                   Христофорова Валентина Викторовна, учитель начальных классов   МОБУ  СОШ №10 имени Д.Г.Новопашина  г. Якутска Республики Саха (Якутия).

Рецензия на учебник по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев (3 класс, русский язык)

Рецензия на учебник по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев (3 класс, русский язык)

Рецензия на учебник по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев (3 класс, русский язык)

Рецензия на учебник по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев (3 класс, русский язык)

Рецензия на учебник по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев (3 класс, русский язык)

Рецензия на учебник по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев (3 класс, русский язык)

Рецензия на учебник по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев (3 класс, русский язык)

Рецензия на учебник по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев (3 класс, русский язык)

Рецензия на учебник по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев (3 класс, русский язык)

Рецензия на учебник по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев (3 класс, русский язык)

Рецензия на учебник по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев (3 класс, русский язык)

Рецензия на учебник по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев (3 класс, русский язык)

Рецензия на учебник по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев (3 класс, русский язык)

Рецензия на учебник по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев (3 класс, русский язык)

Рецензия на учебник по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев (3 класс, русский язык)

Рецензия на учебник по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев (3 класс, русский язык)

Рецензия на учебник по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев (3 класс, русский язык)

Рецензия на учебник по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев (3 класс, русский язык)

Рецензия на учебник по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев (3 класс, русский язык)

Рецензия на учебник по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев (3 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2018