Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)
Оценка 4.8

Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)

Оценка 4.8
Культурные мероприятия
docx
русский язык
7 кл
22.02.2018
Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)
Презентация к уроку
Конкурс.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа №50» г. Чита Родной язык­ душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка) 7­8 класс Автор: Семёнова Инна Владимировна Учитель русского языка и литературы 1 категории Чита 2017г. Пояснительная записка След, который должны оставлять мы, учителя, ­  это доброе слово, посеянное в   душах   учеников.     К   сожалению,   изменение   общественных   отношений   в нашей   стране   повлекло   за   собой   сложные   духовные   проблемы,   которые выразились   в   обесценивании   многих   жизненных   идеалов   и   образовании идеологической пустоты. В настоящее время большое внимание уделяется не только процессу обучения, но и воспитанию подростков.. Это задача решается прежде всего с помощью   духовно­нравственного   воспитания   на   уроках   русского   языка   и литературы. Главная   цель   образования   в   школе   –   добрая:   развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности,  способной  к   творчеству   и  самоопределению.  Это  позволяет   мне участвовать в духовном становлении своих учеников Основными задачами духовно­нравственного воспитания  учащихся на уроках русского языка являются:  ­формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения;  ­воспитание гражданина и патриота;  ­формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной, нравственной   и   культурной   ценности   народа,   осознание   учащимися национального своеобразия русского языка. Духовно­нравственное   воспитание  –   это   педагогически организованный   процесс,   в   котором   учащимся   передаются   духовно­ нравственные   нормы   жизни,    создаются   условия   для   усвоения   и   принятия обучающимися   базовых   национальных   ценностей,   для   освоения   системы общечеловеческих,   культурных,   духовных   и   нравственных   ценностей многонационального народа Российской Федерации.  Духовно­нравственное   развитие  детей   осуществляется   в   процессе социализации,   последовательного   расширения   и   укрепления   ценностно­ смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно   выстраивать   на   основе   традиционных   моральных   норм   и нравственных   идеалов   отношения   к   себе,   другим   людям,   обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Цель: Формирование у учащихся представлений о духовной сущности русского  слова как воплощение нравственного идеала русского народа и  общественной ценности. Задачи: 1. Учащиеся должны увидеть­ что русский язык – это не только средство  общения между людьми; он впитал в себя богатейший духовный,  исторический и нравственный опыт народа, наделив слово сакральным  смыслом. 2. Воспитание любви к своему родному языку, умению сохранять  , не  засорять его. 3. Овладения навыками общения, обогащение словарного запаса. Слово учителя Коренные изменения в любом обществе всегда отражались в речи  людей. Как правило, в переломные эпохи родной язык становился  символом национального самосознания. Не случайно Ф.М.Достоевский  писал, что язык и нация­ слова­синонимы. Разрушается язык­ вымирает нация. А, по мнению В.Даля, словесная речь­это видимая и осязаемая  связь, звено между душой и телом. К сожалению, в нашу эпоху язык пока не стал символом национального  самосознания, да и процесс разрушения языка налицо. Что же с нами происходит? Давайте вместе постараемся с этим  разобраться. А за помощью обратимся к такой науке , как филология.  Филология означает: любовь к слову, или словолюбие. Родное слово  нельзя постичь ,не любя. А полюбить можно, только познавая всё  многообразие скрытых в нём смыслов, оттенков чувств и душевных  движений. Выразительное чтение заранее подготовленным учеником  стихотворения. (слайд № 1) Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать, …Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово изменяя лад. И проклинают и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят. Я.Козловский «Слово» Учитель: Святые слова ,которые мы бережём в душе, как знамёна в чехле,­ это  одухотворённые слова. Так, например слово «спасибо» образованно от  слов «Спас» и «Бог». Спас –избавитель от бед. Итак, в ответ на доброе  дело мы платим сторицей; добрым словом, поддержанным сверху. А   доброе слово мы получим от Бога, и «Слово было Бог». И наши слова­  это святыня, это предметное воплощение высших духовных,  Божественных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого народ теряет своё лицо, а при поругании которого испытывает  значительный ущерб своего достоинства. Эта притча является по времени первой притчей Спасителя. В ней говорится о том, как люди по разному принимают Божественное слово (семя), и как это Притча о Сеятеле слово   по   разному   воздействует   на   людей,  в  зависимости   от   их   душевного устремления. Эта притча так записана Евангелистом Матфеем: “Вот,   вышел   сеятель   сеять.   И   когда   он   сеял,   иное   упало   при   дороге,   и налетели   птицы   и   поклевали   его.   Иное   упало   на   места   каменистые,   где немного   было   влаги,   и   скоро   взошло,  потому   что   земля   была   не   глубока. Когда же взошло солнце, оно увяло, и, так как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Имеющий уши, да слышит!” (Мф.13:1–23). В этой притче, дороге уподобляются люди, нравственно огрубевшие. Слово Божие не может проникнуть в их сердца: оно как бы падает на поверхность их сознания и быстро изглаживается из их памяти, нисколько не заинтересовав их и не вызвав в них никаких духовных возвышенных чувств.  Давайте проследим за рождением однокоренных слов с корнем –род­ и  попытаемся проникнуть в их смысл. Работа с классом Учащиеся подбирают слова: народ, родимый, Родина, родник… После коллективной работы на доске появляется запись; ­род­ обозначает творение по Божией воле; ­ на­ обозначает стремление ввысь и высшую степень качества, получим  слово народ; ­им­ родимый­ дорогой, близкий сердцу; ­Родина­ дорогая, милая сердцу страна; ­ родник­ воплощение чистоты, сокровенности, животворности. Учитель: А теперь подберите слова с этим же корнем, чтобы получились тёмные,  отрицательные слова. Ученики: Выродок , отродье , урод, безродный… ­ Какая часть слова вносит значение отторжения , отвержения? ­ Приставки вы­, от­,у­, беэ­. Учитель: Духовный смысл языкотворчества подводит к мысли; идти к добру­  значит, идти к народу; достойная доля, счастье – лежит на пути к  народу . ( слайд№ 3) Над смыслом жизни я слезами обольюсь. Жить на Руси, не зная слова Русь. Быть славянином и не помнить знака РОД, А как же Родина, РОДители, наРОД? Болтаем и не знаем слова РЕЧЬ. А это то, что надобно беРЕЧЬ. Давайте просыпаться же , друзья. Мы русские, и так нам жить нельзя! Игорь Вышин А теперь подберите к слову «лад» слово­ синоним. Ученики: Лад­ гармония, находят и зачитывают статью из этимологического  словаря. Слово «лад»­ исконно­русское, обозначает мир, согласие, любовь,  счастье, милость, ласку, сердечность, душевность.( «Ладушки­ладушки,  где были ? У бабушки». А вот значение слова «красота»  Слово «красота»­произошло от слова «красный». Красный­цвет Бога в  действии­ состоит из трёх древнеславянских слогов к­ра­са. К­соединение+ Ра ­ Бог+ СА­ положение, принадлежность. Красота то, чем обладает Бог. Учитель: Родное слово в полном значении­ всё духовное состояние человека. Если  человек употребляет тёмные , грязные слова, то он перестаёт быть самим  собой. Сквернословие является нарушением девятой заповеди закона  Божьего: Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна, т.е. Не  произноси на другого ложного свидетельства. Этой заповедью Спаситель  заповедует всегда обуздывать свой язык, говорить только правду и  удерживать себя от лукавых речей и празднословия Каждый христианин еще  при крещении отрекался от «диавола и всех ангелов его». Отрекался, а,  матерясь и чертыхаясь, опять призывает его в свою жизнь. Кто с  благоговением призывает Бога, тот Бога и имеет. Кто матерится и призывает  лукавого, тот получает его в верные спутники своей жизни. (слайд № 2) Пусть иногда кому­то очень хочется Хлестнуть врага словами, как бичом, И резкость на язык не только просится, Но только мать тут всё­таки причём? Пусть жизнь сложна; пускай порой сурова. И всё же трудно попросту понять, Что слово «мат» идёт от слова «мать», Сквернейшее­ от самого святого1 Неужто вправду за свою любовь, За то, что родила нас и растила, Мать лучшего уже не заслужила,  Чем этот шлейф из непристойных слов?! Но как позволить, чтобы год за годом Так оскорблялось пламя их сердец?! И сквернословам всяческого рода Пора сказать сурово наконец: Бранитесь или ссорьтесь ,как хотите , Но не теряйте звания людей. Не трогайте, не смейте, не грязните Не имени , ни чести матерей.   Учитель: Слова нелитературные арго­(жаргонизмы) наводняют нашу речь ,  разрушая её. Ведь каждое из них имеет смысл потаённый, скрытый от  многих. Лучше не употреблять нелитературных слов, а то язык наш  будет поводырём нашим не в рай, а в ад. (слайд№3) Учитель: Слово в обыденной жизни имеет свои правила. О них очень точно  написал в своей книге «Учебник жизни» наш современник, московский  священник отец Артемий Владимиров. Правило первое: думай , что говоришь, взвесь в уме то слово,  которое находится на кончике твоего языка. Правило второе: не говори того , чего не думаешь. Не лукавь , не  криви душой. Лучше помолчать , чем сказать неправду. Правило третье: не всё , что думаешь говори. Помните наставления подвижников благочестия: «Когда ты говоришь,  слова твои должны быть ценнее молчания». (слайд №4) Пословицы русского народа о языке (слайд №5) Ученики записывают пословицы Во многословии не без пустословия. Много знай , да мало бай. Больше говорить­ больше согрешить. Кто меньше толкует, тот меньше тоскует. Поменьше говори , побольше услышишь Учитель: Ребята, сегодня мы попытались показать , какая ответственность лежит на вас за сохранение родного языка. Любите свой язык, берегите его­ ведь он залог вашего духовного развития. Об этом говорили наши великие поэты, писатели, священники.  Именно   нашей   стране,  нашему   народу,  Творец   Вселенной   дал язык редкой красоты, богатства и выразительности. Не случайно письменный славянский   язык   возникает   как   язык   богослужебный,   азбука   которого составлена святыми мужами, в целях проповеди Евангелия среди славян. Великий русский ученый Михайло Ломоносов писал: «Карл Пятый, римский император,   говаривал,   что   иш­панским   языком   с   Богом,   французским   ­   с друзьями,   немецким   ­   с   неприятелями,   итальянским   ­   с   женским   полом говорить   прилично.   Но   если   бы   он   российскому   языку   был   искусен,   то, конечно,   к   тому   присовокупил   бы,   что   им   со   всеми   оными   говорить пристойно,   ибо   нашел   бы   в   нем   великолепие   ишпанского,   живость французского,   крепость   немецкого,   нежность   итальянского,   сверх   того, богатство   и   сильную   в   изображениях   краткость   греческого   и   латинского языка». ( слайд №6) Язык есть исповедь народа, В нём слышится его природа Его душа и быт родной. (П.А.Вяземский)  Видеоклип ­оптинский иеромонах Рафаил Рефлексия; Мини­сочинение «Как слово помогает человеку?»

Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)

Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)

Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)

Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)

Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)

Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)

Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)

Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)

Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)

Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)

Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)

Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)

Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)

Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)

Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)

Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)

Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)

Родной язык- душа народа (внеклассное мероприятие в рамках предметной недели русского языка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018