Данная статья раскрывает понятие об артикуляционной гимнастики. Какую роль она оказывает на развитие речи дошкольника, на что направлена. Обращается внимание на виды артикуляционной гимнастики, а так же рекомендации для ее проведения. создание благоприятных условий является хорошей предпосылкой для развития артикуляционного аппарата.
РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.docx
РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений
артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы
открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли
быть произнесены изза ее отсутствия.
Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в
речевом потоке,
благодаря силе,
хорошей подвижности и
дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы
речи — язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой
многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных,
мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов
дыхания. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный
двигательный навык.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных
упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного
аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности
движений органов, участвующих в речевом процессе.
В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и
органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое
положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно
только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного
аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных
движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата,
умение объединять простые движения в сложные, необходимые для
правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является
основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений
звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает
упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного
аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба,
необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого
звука той или иной группы.
Для выработки методики логопедической гимнастики важен учет
особенностей возрастной моторики.
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом
положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги
находятся вместе. Во время артикуляционной гимнастики надо следить,
чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению
к правой и левой стороне лица. Выполнение упражнений артикуляционной
гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат,
определенных усилий и терпения.
Эффективность работы по развитию артикуляционной моторики в
значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в
процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень
его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического
повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе,
артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно.
Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий.
Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное
отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для
этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а,
следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму
занятий. В игре обязательно должен присутствовать элемент
соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнений.
Для красочного и забавного оформления игры занятия используются
картинки,
игрушки,
сказочные герои,
привлечение стихотворных
текстов. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной,
понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются
подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с
логопедом упражнения, у детей развивается воображения, обогащается
речь, эмоции, упражняются органы артикуляции.
Как правило, упражнять ребёнка необходимо лишь в тех движения,
которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки
каждого конкретного звука. Упражнения для артикуляционной гимнастики
нельзя подбирать произвольно.
Предусматриваются те артикуляционные уклады,
которые
необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает разнообразные упражнения:
для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки
определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков,
для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть
целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают
исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его
нарушения у ребёнка. При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует
предусматривать те движения и положения органов артикуляционного
аппарата, в результате которых образуются звуки.
Все упражнения артикуляционной гимнастики, условно, можно
разделить на несколько комплексов: "общие" и "постановочные"
упражнения.
Общие упражнения направленны на развитие подвижности органов
речевого аппарата, отработку центрального выдоха, когда воздушная струя
проходит по середине языка.
Этот комплекс рекомендуется
выполнять детям, с любыми недостатками звукопроизношения.
Постановочные
упражнения направлены
на
отработку
артикуляционных позиций различных групп звуков: свистящих [с, з, ц],
шипящих [ш, ж, ч, щ], звуков [р], [л].
Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два
вида упражнений: статические и динамические с образными названиями.
Статические упражнения («Лопаточка»,
«Птенчики»,
«Чашечка»,
«Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание
артикуляционной позы в течении 6 – 10 секунд. Динамические упражнения
(«Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики»,
«Маятник», «Катушка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 – 8
раз движений, координации, хорошей переключаемости.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
улучшить подвижность артикуляционных органов;
укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; научить ребёнка удерживать определённую
артикуляционную позу;
увеличить амплитуду движений;
уменьшить спастичность (напряжённость)
артикуляционных органов;
подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Список литературы
1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи
дошкольников. М.: Астрель, АСТ, 2006. 58 с. (Родничок).
2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.
–– СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2001. — 64 с.
3. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. /
Сост. И.Ю. Кондратенко. — М.: Айрис пресс, 2005.
4. Кудилова А. А., Немцова И. И. Роль артикуляционной гимнастики в
устранении нарушений звукопроизношения при дислалии // Научно
методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 36. – С. 121–125.
– URL: http://ekoncept.ru/2015/95616.htm.
Роль артикуляционной гимнастики
Роль артикуляционной гимнастики
Роль артикуляционной гимнастики
Роль артикуляционной гимнастики
Роль артикуляционной гимнастики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.