«Роль учителя в формировании социального заказа на приобщение школьников к ОПК как базовому нравственному содержанию».
Оценка 4.9
Семинары
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
23.01.2018
Обобщение педагогического опыта ведения курса основы православной культуры в средней общеобразовательной школе Боровского района Калужской области. Опираясь на 10 летний опыт работы педагогического коллектива школы по духовно - нравственному воспитанию и развитию школьников, можно сказать о положительных тенденциях в данном направлении.
доклад москва 18.docx
«Роль учителя в формировании социального заказа на приобщение
школьников к ОПК как базовому нравственному содержанию».
задачей
первостепенной
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся
являются
современной
образовательной системы и представляют собой важный
компонент социального заказа для образования. Именно
образованию отводится ключевая роль в духовно-
нравственной консолидации российского общества.
Общество лишь тогда способно ставить и решать
масштабные национальные задачи, когда у него есть общая
система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры
там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной
культуре и
православным ценностям, к памяти своих
предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Школа – единственный социальный институт, через
который проходят все граждане России. Ценности личности,
конечно, в первую очередь формируются в семье. Но
наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-
нравственное развитие и воспитание личности происходит в
сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть
сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная,
культурная жизнь школьника.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе,
наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и
воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания
трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и
усвоенное в детстве отличается большой психологической
устойчивостью.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее. И дети,
как правило, ждут, чтобы взрослые показали путь, который
определит им жизнь. В связи с этим, перед нами -
педагогами стоит задача воспитать интеллектуально
развитую личность и физически здоровую душу,
наполненную духовной энергией,
которой обладает
православие.
Современный национальный воспитательный идеал – это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укоренённый в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
государственного
Методологической основой разработки и реализации
Федерального
образовательного
стандарта начального общего образования является
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания,
принятая в 2011 году.
Концепция определяет характер современного
национального воспитательного идеала, цели и задачи
духовно-нравственного развития и воспитания личности,
систему базовых национальных ценностей, принципы
духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Система школьного образования сегодня должна помочь
ребенку творить самого себя, опираясь на нравственные
ценности. Несомненно, что эта система должна охватывать
все звенья образовательного процесса и, в первую очередь,
основную ее часть – учебную. С 2012 года во всех учебных
заведениях ведётся учебный курс «Основы религиозных
культур и светской этики». Данный предмет предполагает,
что дети, независимо от их воспитания и уровня образования
их родителей, будут ознакомлены с тем стержнем русской
культуры, с той великой духовной и исторической традицией,
наследниками которой они являются по рождению и
гражданству.
У учителей Боровского района Калужской области
возможность приобщения своих учеников к изучению ОПК
появилась значительно раньше – более 10 лет назад, когда
мы впервые взяли в руки учебные пособия А.В. Бородиной.
Я очередной раз искренне хочу поблагодарить и
администрацию нашего района, и Людмилу Сергеевну
Силаеву, и автора очень значимого для всех районного
проекта – Тамару Викторовну Анохину за то, что они нас
очень вовремя направили, помогли с учебными пособиями,
курсовой подготовкой учителей, всячески поддерживали «Основ православной
работу по духовно-нравственному возрождению нашего
подрастающего поколения.
Сейчас педагоги хорошо понимают, что без знания основ
православной культуры для ребенка многое остается
непонятым в общечеловеческой культуре, и в его душе
образуется пустота. Дети должны стать обладателями
духовно-нравственного, культурного наследия России, а
иначе — они иностранцы в собственной стране. Этот предмет
дает возможность по-настоящему понять истоки, язык,
культуру России. Православная культура — это то, что
просвещает и объединяет нас.
Как показывает практика, в нашем регионе занятия по
изучению
культуры» вызывают
интерес не только у детей православного вероисповедания.
Это видно на примере школы, в которой я работаю.
Составляя социальный паспорт школы, мы получи вот такие
данные:
35 % обучающихся школы - русские ,23 %– цыгане, 12 % -
таджики, 9 % -узбеки, 8% -молдаване, по 1-4 % - армяне,
азербайджанцы, гагаузы, украинцы, дагестанцы.
Все
ученики нашей школы с 1 по 8 класс изучают курс «ОПК».
Изучение данного курса способствует укреплению
межнациональных отношений, преодолению расовой и
религиозной нетерпимости, успешному диалогу разных
культур. Яркий пример тому участие детей, прибывших к
нам из стран ближнего зарубежья в районных фестивалях
«Вифлеемская звезда» и «Пасха Красная». Стало доброй
традицией проводить в школе Дни дружбы народов и
Неделю православной книги.
Огромная роль в духовно-нравственном становлении
его
личности школьника принадлежит учителю,
методическому мастерству.
Надо подчеркнуть,
что
формирование духовно-нравственных понятий — это очень
сложный и длительный процесс. Он требует постоянных
усилий учителя, систематической и планомерной работы по
формированию чувств и сознания детей. В духовно-
нравственном воспитании педагог вооружает своих учеников
не только знаниями; он воздействует на них своим доброта,
вежливость,
поведением, всем своим обликом. Сердечность, чуткость,
отзывчивость,
честность,
справедливость — обязательные профессиональные качества
учителя.
Православная культура, став достоянием ума и сердца
личности самого педагога, позволит ему познакомить с ее
сокровищами и своих учеников.
Все учителя преподающие « Основы религиозной культуры и
светской этики» прошли курсовую переподготовку в ГАОУ
ДПО Калужской области «Калужский государственный
институт развития образования».
Особую важность для каждого учителя, реализующего
курс «ОПК» приобретает совместный труд педагогов
светской школы и священнослужителей, которые тесно
сотрудничают с педагогами общеобразовательных
учреждений: совместно проводят мероприятия, совершают
паломнические поездки по святым местам, активно
участвуют в работе образовательных чтений, конференций,
круглых столов. Оправдали себя школьные и районные
методические объединения педагогов по православной
культуре, особенно когда они активно взаимодействуют с
духовенством. Тогда это становится не только площадкой
для обмена опытом, но и местом, где можно получить ответы
на вопросы, на которые пока у самих учителей ответов нет.
В Боровском районе такое методическое объединение
учителей ОПК существует с 2006 года. Последние 4 года мы
практикуем проведение
совместных заседаний РМО
учителей начальной школы и учителей ОПК. Такая форма
проведения помогла учителям начальной школы избежать
ошибочного мнения, что вести нужно лишь учебный предмет
ОРКСЭ в 4 классе. Постепенно в школах Боровского района
учителя начальной школы стали вводить курс ОПК во
внеурочной деятельности с 1 класса, а это значит, что
каждый педагог получил возможность строить всю
воспитательную систему своего класса опираясь на
Евангельское учение, на те ценности, которые открыл для
нас Господь.
В заключение хочется напомнить, что современный
учитель должен быть, прежде всего, нравственным, культурным, укорененным в отечественной традиции. Нужно
помнить, что главным качеством учителя, которое должно
лежать в основе всей его педагогической деятельности,
должна быть любовь.
Мне выпала возможность общения с педагогами,
преподающими курс ОПК из Горно-Алтайска, Тульской,
Московской и Владимирской областей. Образовательные
Чтения,
методические семинары – это прекрасная
возможность тесного, а главное – продуктивного общения с
коллегами. Такие встречи дают возможность понять, какие
в каждом регионе особенности, а чаще трудности, встают
на пути педагогов. Вернувшись, даешь оценку своему
труду и благодаришь Бога за то, что живешь на
Благословенной Калужской земле.
«Роль учителя в формировании социального заказа на приобщение школьников к ОПК как базовому нравственному содержанию».
«Роль учителя в формировании социального заказа на приобщение школьников к ОПК как базовому нравственному содержанию».
«Роль учителя в формировании социального заказа на приобщение школьников к ОПК как базовому нравственному содержанию».
«Роль учителя в формировании социального заказа на приобщение школьников к ОПК как базовому нравственному содержанию».
«Роль учителя в формировании социального заказа на приобщение школьников к ОПК как базовому нравственному содержанию».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.