Россия в период реформ Петра I. Практическая работа № 13
Оценка 4.7

Россия в период реформ Петра I. Практическая работа № 13

Оценка 4.7
Рабочие тетради
doc
история
Взрослым
10.04.2017
Россия в период реформ Петра I. Практическая работа № 13
Практическая работа по истории включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ по истории, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям. Разработчики: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР 13.doc
Раздел 6.   Россия в XVIII веке Тема 6.1.  Россия в период реформ Петра I Практическая работа № 13    Тема:   Россия в период реформ Петра I  Учебная цель:  формирование умения изучать письменные источники,  извлекать из них новые знания,   формирование   навыков   проектной   деятельности   и   исторической   реконструкции   с привлечением различных источников. Учебные задачи:   научиться работать с источниками, научиться   обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике, научиться   составлять кластер, научиться работать со схемами, научиться работать с памятками­алгоритмами. Предметные     результаты:  сформированность   представлений   о   современной   исторической науке, её специфике, методах исторического познания; сформированность  умения самостоятельно анализировать  документальную базу по исторической  тематике,  работать с кластером, схемами, памятками­алгоритмами.  Задачи практической работы 1.  Повторить материал по теме «Россия в период реформ Петра I» 2. Ответить на вопросы 3. Назвать деятелей российской истории и время их правления по данным им характеристикам 4.  Распределить по сферам жизни общества изменения, происходившие в России в XVII в. 5.   Проанализировать источники и ответить на вопросы. 6.   Назвать принцип образования логических рядов. Обеспеченность занятия  1. Тетрадь для практических занятий 2. Ручка 3. Тексты заданий 4. Учебник: Артемов В.В., Лубченков  Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия,  2014 Краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме  Царем Петр стал в 10­летнем возрасте (1682), однако фактически государством правила старшая сестра Софья и ее фаворит В. В. Голицын.  Летом 1689 г. произошел конфликт между Петром и Софьей, которую заподозрили в заговоре. Она была заточена в Новодевичий монастырь.  Главной  заслугой  Петра 1 (1672—1725) было то, что он понял стоявшие перед страной задачи и энергично принялся за их осуществление. Он развернул преобразования в самых разных сферах жизни страны: в экономике, искусстве, военном и морском деле, быте, внешней политике, финансах, государственном устройстве.  Главной   особенностью   экономического   развития   России   стало   активное   вмешательство государства   в   развитие   производительных   сил   страны.   Произошел   скачок   в   развитии 1 мануфактурной промышленности: Северная война заставила создать свое производство железа, меди, сукна, канатов и парусов. Получили льготы купцы, основывавшие частные мануфактуры. В   торговле   особенно   ярко   проявилась   государственная   политика   меркантилизма,   т.   е. стремления к накоплению богатств за счет превышения вывоза товаров над ввозом. Центр внешней торговли   переместился   на   Балтику:   в   1726   г.   торговый   оборот   Петербурга.   Россия   начала экспортировать   железо,   в   том   числе   и   в   Англию.   В   импорте   появилось   сырье   для промышленности. Т.о. Россия и экономически встала в ряд развитых европейских стран. Реформы в управлении государством четко выразили стремление Петра к централизации и абсолютизму. Ликвидация  патриаршества  (1721) и  введение  Синода (фактически  коллегии  по делам религии) ознаменовали окончательную победу светской власти над духовной. В 1721 г. Петр получил титул императора (Россия стала империей) и всю полноту власти. Вместо Боярской думы   был   учрежден   Сенат   (1711),   члены   которого   назначались   самодержцем.   Вместо всевозможных приказов в 1717—­1718 гг. были созданы 12 коллегий, ведавших политическими, промышленными   и   финансовыми   делами.   Появились   фискалы,   которые   доносили   о злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших «казенный интерес». Страна была разделена на 8 губерний, губернии делились на провинции (всего 50). Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор со всей полнотой исполнительной и судебной власти. В 1703 г. была заложена Петропавловская крепость, положившая начало Петербургу.  Обмирщение   характеризуется   появлением   светских   школ   (первые—Навигационная   и Артиллерийская — основаны в 1701 г.), в том числе начальных (цифирных) в губерниях (1714), где   детей   обучали   арифметике   и   началам   геометрии.   Дворян   стали   направлять   для   учебы   за границу, а специальный указ Петра 1714 г. запрещал жениться неграмотным дворянам.  В 1725 г. открылась Петербургская Академия наук. В 1697 г. за границу было отправлено великое   посольство,   в   составе   которого   находились   молодые   дворяне   для   обучения кораблестроению и военно­морскому делу. Ехал и Петр под именем урядника Петра Михайлова. «Табель   о   рангах»   (1722),   где   14   ступеней­рангов   отражали   продвижение   по   службе. «Табель»   вытесняла   обычай   распределения   должностей   «по   породе»,   давала   возможность   по достижении 8­го ранга получать дворянство недворянам.  Культурное развитие России далеко продвинуло ее по пути Просвещения, но коснулось все же лишь верхушки общества, почти не затронув крестьянское большинство. Вопросы для закрепления теоретического  материала к практическому занятию 1.   Когда Петр I стал царем? 2.   Что стало главной заслугой Петра I? 3.   Что стало главной особенностью экономического развития России? 4.  В чем проявилось стремление  Петра к централизации и абсолютизму?  Задание 1. Назовите деятелей российской истории и время их правления по данным им Задания для практического занятия характеристикам 1) В этом лице отразился первый момент преобразовательного движения, когда вожди его еще не   думали   разрывать   со   своим   прошлым   и   ломать   существующее.   Царь   ...   принял   в преобразовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он еще 2 крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении. Он вырос вместе с поколением, которое нужда впервые заставила заботливо и тревожно посматривать на еретический Запад в чаянии найти там средства для выхода из домашних затруднений, не отрекаясь от понятий, привычек и верований благочестивой старины (В.О.Ключевский).   2) При ... реформа не выходила из Москвы и придворного мира, она касалась только верхних слоев московского общества и только в них развивалась (С.Ф.Платонов).  3)   Личность   безусловно   умная   и   энергичная,   которой   душно   было   в   тесной   полумонашеской обстановке, [окружавшей московских царевен]; образование расширило ее умственный кругозор, выработало   в   ней   широкие   запросы   жизни,   а   отсутствие   стесняющего   внешнего   авторитета родительской власти позволило искать ответы на эти вопросы вне терема (С.Ф.Платонов).   4) Новую русскую историю обыкновенно начинают с так называемой эпохи преобразований нашего общественного   быта.   Главным   деятелем   этих   преобразований   был...     Поэтому   время   его царствования   представляется   нашему   сознанию   той   гранью,   которая   отделяет   старую   Русь   от преобразованной России (С.Ф. Платонов).  Задание 2. Распределите по сферам жизни общества изменения, которые происходили в России в XVII в. и создавали условия для петровских преобразований. Сферы жизни общества А— экономика Б— социальная сфера В— политическая сфера Г— духовная сфера Изменения  1)развитие ремесла, мелкотоварного производства 2)отмена местничества (1682) 3)политика протекционизма (покровительства  национальной промышленности и торговле)   4)развитие мануфактурного производства 5)укрепление самодержавия 6)сближение поместного и вотчинного землевладения 7)обмирщение сознания 8)начало формирования всероссийского рынка 9)прекращение созыва Земских соборов 10)попытка некоторых представителей высших слоев  общества устроить свою жизнь по западному образцу. Ответ (запишите сочетания букв и цифр): _____________________ Задание 3. Проанализируйте источники.  1) Майа в 15 день в осмом часу в набат ударили, и прииде вестник из государевых царских палат ко стрелцам: «Вы стрелцы государевы, не знаете, что во царских палатах учинилася, утухла у нас звезда поднебесная, не стало болшего брата государева царевича Ивана Алексеевича». И тогда стрелцы   со   знаменами   и   оружием   пришли   в   Кремль   к   полатам   государевым,   и   шли   в   полаты 3 безошибочно, и учали вопить и кричать слезами великими умильными гласы жалостно: «Свет ты наш, великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич... объяви ты нам своего государева брата   царевича   и   великого   князя   Иоанна   Алексеевича,   жив   ли   есть   или   мертв!»      2) В то время возмутишася людие, стрелцы и салдаты, дьяволским наветом колеблющиеся... И везде от стрелецких полков посланные навадницы и смутницы... глаголаше: «Ох! И горе и увы нам всем! Что содеяся ныне во царстве, яко великого государя нашего Иоанна Алексеевича Кириловы дети Нарышкина Иоанн да Афанасий убили до смерти!» И услышавше сия плевелныя, неистовыя и расколныя, смутныя глаголы... бысть же сие в 10 час дни, вси полки возмутились... И в той час в народе бысть ужас и трепет и страх велий, и сотворися в людех шум и мятеж... Стрелцы же всех полков приидоша болшим собранием бегущи ко Кремлю граду скоро со всех стран ратным строем вооруженны, со знамены и барабаны, и копии, и протазаны с алебарды, с мушкеты и самопалы, и бердыши, и внидоша во град царский... Вопросы к документу: 1. Какому событию посвящены источники?  2. Определите, каково отношение авторов к участникам события 3. Объясните различия в источниках (сохранена орфография подлинника)  Задание 4.  Объясните, по какому принципу образованы ряды. Исключите лишний элемент. 1) Карл XII, ПетрI, К. Реншильд, Август II, Б.Шереметев, А.Меншиков. 2) ПетрI, Прут, янычары, И.Мазепа, П.Шафиров, ЕкатеринаII, Азов. 3) Фрегаты, галеры, переволока, М. Апраксин, абордаж, брандеры. 4) 1720 г., Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, Моонзундские острова, часть Карелии,  Финляндия, 2 миллиона талеров.   Инструкция по выполнению практической работы 1. Прочитайте краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме 2.   Устно   ответьте   вопросы   для   закрепления   теоретического     материала   к   практическому занятию 3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия 5. Запишите в тетради название практической работы 4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь  Критерии оценки практической работы Задание 1 – 1 балл Задание 2 – 1 балл Задание 3 – 2 балла Задание 4 – 1  балл Форма контроля выполнения практической работы:  Выполненная работа представляется преподавателю в  тетради для выполнения практических  работ  4 Список рекомендуемой литературы и нормативных актов: 1. Артемов В.В., Лубченков  Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия,  2014. 2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца  XIX  века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.   5

Россия в период реформ Петра I. Практическая работа № 13

Россия в период реформ Петра I. Практическая работа № 13

Россия в период реформ Петра I. Практическая работа № 13

Россия в период реформ Петра I. Практическая работа № 13

Россия в период реформ Петра I. Практическая работа № 13

Россия в период реформ Петра I. Практическая работа № 13

Россия в период реформ Петра I. Практическая работа № 13

Россия в период реформ Петра I. Практическая работа № 13

Россия в период реформ Петра I. Практическая работа № 13

Россия в период реформ Петра I. Практическая работа № 13
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2017