Россия в середине и второй половине XVII века. Практическая работа № 9
Оценка 4.6

Россия в середине и второй половине XVII века. Практическая работа № 9

Оценка 4.6
Рабочие тетради
doc
история
Взрослым
10.04.2017
Россия в середине и второй половине XVII века. Практическая работа № 9
Практическая работа по истории включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ по истории, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям. Разработчики: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР 9.doc
Раздел 4. История России с древнейших времен до конца  XVII  века   Тема 4.14.   Россия в середине и второй половине XVII века Практическая работа № 9    Тема:    Россия в середине и второй половине XVII века  Учебная цель:  формирование умения изучать письменные источники,  извлекать из них новые   формирование   навыков   проектной   деятельности   и   исторической   реконструкции   с знания,   привлечением различных источников. Учебные задачи:     научиться  работать  с источниками   по истории   Древней  Руси,  научиться обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.  Предметные     результаты:  сформированность   представлений   о   современной   исторической науке, её специфике, методах исторического познания; сформированность  умения самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике  Задачи практической работы 1.  Повторить материал по теме «Русь и её соседи в XI­XII» 2. Ответить на вопросы 3.   Прочитать отрывок из документа и указать, какому событию он посвящен, определить дату. 4. Расставить в хронологической последовательности события и точно назвать их даты. 5. Найти в тексте ошибки 6. Назвать имя исторического персонажа Обеспеченность занятия  1. Тетрадь для практических занятий 2. Ручка 3. Тексты заданий 4. Учебник: Артемов В.В., Лубченков  Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия,  2014 Краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме  Россия долгое время после Смуты восстанавливала разрушенное. В период с 20 по 50 годы началось освоение земель Черноземья, Сибири, Поволжья, что позволило увеличить количество товарного хлеба. Внешняя политика России в XVII в сосредоточилась на возвращении утраченных во время Смуты земель и попыток обезопасить восточные границы от набегов крымских ханов. В   стране   продолжалось   укрепление   феодально­крепостнического   уклада.   Именно   эта политика легла в  основу социально­экономического развития России в XVII веке. «Урочные лета» были   отменены   Соборным   уложением   1649   года.   Так   же,   установлен   бессрочный   сыск   беглых посадских и крестьян. Это привело к окончательному их закрепощению. В основу экономики аграрной страны становится  барщина. Крестьянин работает на земле помещика собственным инвентарем или платить оброк. Он находился в личной зависимости от барина, феодала. 1 В политике российского государства в XVII в., так же, произошли серьезные перемены. В 1687 году было отменено местничество, что в итоге объединило дворянство. В 1649 году признано право передачи дворянского поместья по наследству,  если дети продолжают  службу. Таким образом, две формы собственности – поместье и вотчина объединились. Начинается увеличение ремесленного производства. Этому способствует усовершенствование уже   существующей   техники   и   появление   в   стране   новых   производств:   медного,   литейного, оружейного. А так же, возникновение более современной формы производства – мануфактуры. Новый Торговый устав 1653 года отменил внутренние пошлины для купцов, установив единую пошлину. Новгородский устав, 1667 года, дал дополнительные льготы при внешней торговле. Все эти   меры   были   призваны   стимулировать   торговлю.   Постепенно   складываются   условия, позволившие сформироваться всероссийскому рынку. Торговля и товарное производство приводят к созданию новых городов. К окончанию века начинает улучшаться жизненный уровень. Нужно   отметить,   что   экономика   страны   формировалась   в   довольно   сложных   и противоречивых   условиях   борьбы   зарождающейся   буржуазии   и   феодально­крепостнических устоев. Происходит окончательный переход к абсолютизму. В 1649 году было принято Соборное уложение – кодекс законов государства Российского. 2­е из его глав посвящены защите прав и престижа власти царя и царского двора. Власть постепенно сосредотачивается в руках самодержца. Роль   Земских   соборов,   которые   ранее   решали   серьезнейшие   вопросы   внешней   политики   и   их престиж,   напротив,   угасает.   Они   заменяются   Боярской   думой.   Необходимость   в   поддержке самодержавия   всех   слоев   общества   отпадает   ввиду   наступления   стабильности   в   экономике   и политической сфере. Одной из особенностей формирующегося абсолютизма стало формирование централизованного аппарата управления. К XVII веку в стране уже существовала система приказов. Но, в этих учреждениях единые принципы создания указов и распределения между ними функций отсутствовали. В среде местного самоуправления реальная власть принадлежала воеводам. На централизацию  русской православной церкви была направлена проведенная в середине XVII  века   церковная   реформа.   Необходимость   унификации   церковных   текстов   была   вызвана укреплением связей с южнославянскими народами и воссоединение с Украиной. Но, новшества Никона   привели   к   серьезному   недовольству   народа.   В   итоге   попытки   создания   отдельной   от государства церкви в итоге привели к разрыву с царем. Так же, последовал церковный раскол. Никон был низложен в 1666 году. Вопросы для закрепления теоретического  материала к практическому занятию В чем выразилось укрепление крепостнического уклада? Что такое «барщина»? Какие изменения в государственном  управлении произошли в России в XVII Назовите причины церковного раскола. 1. 2. 3. 4. в.? Задание 1. Прочтите отрывок из документа и укажите, какому событию он посвящен, Задания для практического занятия определите дату. 2 1. «И   стал   гетман   посреди   круга,   а   есаул   войсковой   велел   всем   молчать.   Потом,   как   все умолкли, начал речь гетман ко всему народу говорить: «Панове полковники и есаулы, сотники и все Войско Запорожское, и все православные христиане. Ведомо­то вам всем, как нас бог освободил из рук   врагов,   гонящих   церковь   божию   и   озлобляющих   все   христианство   нашего   православия восточного.   Что   уже   6   лет   живем   мы   без   государя   в   нашей   земле   и   беспристанных   бранях   и кровопролитиях с гонителями и врагами нашими, хотящими искоренить церковь божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей. Что уже вельми нам всем докучило, и видим, что нельзя нам жить более без царя. Для того ныне собрали раду, явную всему народу, чтоб себе с нами народ возопил: волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочистивой вере умирати, нежели ненавистнику христову поганину достати». 2. На Москве и в городах всех земель иноземцам заморских товаров врознь не продавать, и по ярмаркам им ни в какие города не ездить, и приказчиков не посылать…А если какие иноземцы захотят товары свои из города (Архангельска) возить в Москву и в иные города, им платить… пошлин по гривне с рубля золотыми и ефимками потому, что русские люди и московские иноземцы пятину и десятину, и всякие подати платят и службу служат, а иноземцы ничего не платят…». Задание   2.   Назовите   слово,   для   этого   необходимо   расставить   в   хронологической последовательности события и точно назвать их даты. 1. Это монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя. Е. Восстание под предводительством Разина. Р.  Смоленская война.  А. Начало вторжения иностранных войск в Россию. Е. Образование второго ополчения. И. Медный бунт в Москве. А. Церковная реформа Никона. С. Восстание под предводительством Болотникова. Д. Образование первого ополчения. В. Период « семибоярщины». М. Оборона Смоленска. Ж. Царствование Алексея Михайловича.  2.   Это   административно   ­   территориальная   единица,   занимавшая   промежуточное   положение между станом и уездом. Ь. Избрание Михаила Романова царем. О. Царствование Бориса Годунова. Л. Указ об «урочных летах», начало сыска крестьян. В. Царствование Федора Ивановича. С. Царствование Лжедмитрия I. О. Введение патриаршества в России. Т. Царствование Василия Шуйского. 3 Задание 3.  Найдите в тексте ошибки «Основным противником России после Смуты продолжала оставаться Турция. Польский король не признавал Алексея Михайловича на престол, считая царем своего сына Владислава. Русскую армию   возглавил   Разин,   Осадивший   Смоленск.   Владислав   с   15­тысячным   войском   снял   осаду, окружил русскую армию. По предложению русских в 1660 году был заключен мир, по которому Россия завладела всеми занятыми в ходе войны землями, а Владислав отказался от претензий на московский престол.  Задание 4.  Исторический портрет. Назовите имя исторического персонажа 1. «Родился в зажиточной казачьей семье в станице Зимовской на Дону. Он обладал не только большой физической силой, но и неординарным умом и силой воли. Это качество позволило ему вскоре стать донским казачьим атаманом»   2. «Многие отмечали его необычную для российских правителей доброту и благожелательность, а порой и слабость характера. В народе его прозвали Тишайшим. Всё это не мешало ему, однако, в случае необходимости проявлять и решимость, волю, и жестокость».   3.     «..Он   из   крестьян   поднялся   до   патриаршего   престола   Огромное   влияние   имел   на   царя Алексея, который звал его своим «собиным другом». Родился в семье мордовского крестьянина. С детских лет любил слушать библейские рассказы, вслед за родителями повторял молитвы и познавал церковные обряды. Интерес к религии привел к тому, что в 19 лет стал сельским священником, а в тридцатилетнем возрасте ­ монахом Соловецкого монастыря»   4. Как личность царь «цвел благолепием и образом своим множество людей превзошел». Он был хорошо   образован,   владел   несколькими   иностранными   языками,   имел   прекрасную   библиотеку, обладал звучным голосом и даром красноречия был приветлив в обращении имел величественные манеры, с отвращением относился к «богомерзкому винопитию». В отличие от предыдущего царя он отказался от политики устрашения своих подданных и массовых казней. Но со своими врагами он не церемонился.   5. Ему принадлежат слова: «Не пожалеем ничего, продадим дома свои, заложим жен и детей и соберем   казну   на   жалованье   ратным   людям».   После   победы   над   врагом   ему   был   жалован   чин думного   дворянина.   Поместье   не   дали,   но   дали   жалованье­200рублей   в   год.   Ему   воздвигнуты памятники в Москве и Нижнем Новгороде.   6. Фамилия происходит от названия городка Погорелово. Его род пострадал от Ивана Грозного. Дед Федор был сослан, мать состояла «верховной боярышней» при дочери Бориса Годунова. Сам воевода был верен Годуновым до конца. Воевал с Болотниковым. Участник Первого и Второго ополчения. В Москве ему есть памятник. Инструкция по выполнению практической работы 4 1. Прочитайте краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме 2.   Устно   ответьте   вопросы   для   закрепления   теоретического     материала   к   практическому занятию 3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия 5. Запишите в тетради название практической работы 4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь  Критерии оценки практической работы Задание 1 – 1 балл Задание 2 – 1 балл Задание 3 – 2 балла Задание 4 – 1 балл Форма контроля выполнения практической работы:  Выполненная работа представляется преподавателю в  тетради для выполнения практических  работ  Список рекомендуемой литературы и нормативных актов: 1. Артемов В.В., Лубченков  Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия,  2014. 2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца  XIX  века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.   5

Россия в середине и второй половине XVII века. Практическая работа № 9

Россия в середине и второй половине XVII века. Практическая работа № 9

Россия в середине и второй половине XVII века. Практическая работа № 9

Россия в середине и второй половине XVII века. Практическая работа № 9

Россия в середине и второй половине XVII века. Практическая работа № 9

Россия в середине и второй половине XVII века. Практическая работа № 9

Россия в середине и второй половине XVII века. Практическая работа № 9

Россия в середине и второй половине XVII века. Практическая работа № 9

Россия в середине и второй половине XVII века. Практическая работа № 9

Россия в середине и второй половине XVII века. Практическая работа № 9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2017