Русь на пути к возрождению. Практическая работа № 8
Оценка 4.7

Русь на пути к возрождению. Практическая работа № 8

Оценка 4.7
Рабочие тетради
doc
история
Взрослым
10.04.2017
Русь на пути к возрождению. Практическая работа № 8
Практическая работа по истории включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ по истории, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям. Разработчики: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР 8.doc
Раздел 4. История России с древнейших времен до конца  XVII  века   Тема 4.10.  Русь на пути к возрождению Практическая работа № 8    Тема:   Русь на пути к возрождению  Учебная цель:  формирование умения изучать письменные источники,  извлекать из них новые   формирование   навыков   проектной   деятельности   и   исторической   реконструкции   с   с   дополнительной знания,   привлечением   различных   источников,   формирование   навыков   работы   литературой, вычленению идеи, определению темы, обрабатыванию информации (анализ и синтез). Учебные задачи:     научиться  работать  с источниками   по истории   Древней  Руси,  научиться обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.  Предметные     результаты:  сформированность   представлений   о   современной   исторической науке, её специфике, методах исторического познания; сформированность  умения самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике  Задачи практической работы 1.  Повторить материал по теме «Русь и её соседи в XI­XII» 2. Ответить на вопросы 3.   Прочитать отрывок из  "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина и ответить на вопросы 4. Прочитать отрывок из работы Семенниковой Л.И и ответить на вопросы 5.   Прочитать     документы     и   ответить   на   вопрос:   Какую   роль   играл   личностный   фактор   в возвышении Москвы? Обеспеченность занятия  1. Тетрадь для практических занятий 2. Ручка 3. Тексты заданий 4. Учебник: Артемов В.В., Лубченков  Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия,  2014 Краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме   В  14   в.  стали   намечаться   тенденции   политического   объединения   русских   земель.   Этому способствовало социально­экономическое развитие страны:  ­ Русь начала оправляться от Батыева погрома.  ­ В сельском  хозяйстве происходил  переход к двух­ и трехпольной системе севооборота, основным   пахотным   орудием   становилась   соха   с   железным   сошником,   землю   начали   удобрять навозом.  ­ С середины 14 в. началось восстановление городов, новыми центрами торговли и ремесла стали   Москва,   Тверь,   Нижний   Новгород.   Все   же   города   не   стали   экономическими   центрами 1 объединения Руси — слишком слабо были развиты товарно­денежные отношения. Важнее оказалась роль   городов   как   стратегических   центров:   пунктов   обороны   и   развертывания   сил   для   боевых действий. В этом — одна из особенностей русской централизации. ­   Крестьяне   протестовали   против   усиления   эксплуатации.   Различные   формы   протеста крестьян  требовали усиления власти. Объединение происходило вокруг Москвы. С 1301 г. началось возвышение Москвы, когда Даниил отвоевал у Рязани Коломну. Его сын Иван Калита   заручился поддержкой Орды, при его внуке Дмитрие Ивановиче произошло сплочение   княжеств вокруг Москвы для борьбы с Золотой Ордой   (Куликова  битва),  при  Василии  III  уже  самое   крупное  и  сильное   Московское  княжество добилось окончательного свержения ордынского ига: отказ платить дань. В период правления Ивана III к МК были силой присоединены Новгородская земля и Тверское княжество и с 1485 г. Иван III объявил себя «государем всея Руси». Василий III ликвидировал независимость Пскова и Рязани.  Юридически централизация выразилась в появлении первого общерусского «Судебника» 1497 г. Главной   особенностью   образования   российского   централизованного   государства   является преобладание   политических   причин   над   экономическими.   В   России   процесс   централизации   был значительно ускорен необходимостью борьбы с внешней опасностью: с Золотой Ордой прежде всего, но также и с угрозами со стороны Литвы и Ливонского ордена. Важными предпосылками этого процесса   были   синхронность   в   развитии   княжеств,   существование   близких   правовых   норм, восходящих к «Русской Правде», сохранение в народе общерусского национального самосознания. Вопросы для закрепления теоретического  материала к практическому занятию 1. 2. 3. 4. 5. Перечислите предпосылки объединения Руси. Опишите ход этого объединения. Почему Москва стала центром объединения? Какую роль в возвышении Москвы сыграл Иван Калита? Как завершилось складывание единого государства на Руси? Задания для практического занятия Задание 1. Прочтите документ и ответьте на вопросы. Н. М. Карамзин в "Истории государства Российского" так описывает положение страны: "Состояние   России   было   самое   плачевное:   казалось,   что   огненная   река   промчалась   от   ее восточных   пределов   до   западных;   что   язва,   землетрясение   и   все   ужасы   естественные   вместе опустошили   их,  от  берегов   Оки   до  Сана.  Одним  словом,   Россия  испытала   тогда  все   бедствия, претерпенные Римскою империею от времен Феодосия Великого до седьмого века, когда северные дикие народы громили ее цветущие области. Варвары действуют по одним правилам и разнствуют между собою только в силе". Вопросы к тексту: 1. В результате, какого события ХШ в. "состояние России было самое плачевное"?  2. Кого историк сравнивает с северными дикими народами времен поздней Римской империи? 3. Что послужило главной причиной ослабления русских княжеств перед внешней угрозой? 4. Определите главные задачи, которые стояли перед русскими княжествами в начале XIV века. 2 Задание 2. Идеология Семенникова Л.И.: "Большую роль в укреплении положения Москвы как центра политической консолидации земель сыграла православная церковь. Политику московских князей с самого начала поддерживал   митрополит   русской   православной   церкви   Петр,   подготовивший   перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Осуществил это в 1326 г. митрополит Феогност, в результате чего Москва стала духовным центром русских земель".  Задание. Почему церковь поддержала Москву?   Задание 3. Личностный фактор Ключевский   В.О.:  "Московские   великие   князья   ...   [были]   довольно   бледными   фигурами, преемственно   сменявшимися   на   великокняжеском   столе   под   именами   Ивана,   Семена,   другого Ивана, Димитрия, Василия, другого Василия. Всматриваясь в них, легко заметить, что перед нами проходят не своеобразные личности, а однообразные повторения одного и того же фамильного типа. Все московские князья до ИванIII как две капли воды похожи друг на друга, так что наблюдатель иногда затрудняется решить, кто из них Иван и кто Василий. Прежде всего московские Даниловичи отличаются замечательно устойчивой посредственностью ­ не выше и не ниже среднего уровня. Это князья без всякого блеска, без признаков как героического, так и нравственного величия <...> Это очень мирные люди; они неохотно вступают в битвы, а вступая в них, чаще проигрывают их <...> В шести поколениях один Димитрий Донской далеко выдался вперед из строго выровненного ряда своих  предшественников и  преемников.  Московские  князья – очень почтительные  сыновья:  они свято почитают  память и завет своих родителей.  Они хорошие хозяева­скопидомы  по мелочам, понемногу.   Недаром   первый   из   них,   добившийся   успеха   в   невзрачной   с   нравственной   стороны борьбе, перешел в память потомства с прозванием Калиты, денежного кошеля. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что­нибудь новое, новую шубку построить, новое сельцо прикупить ­ вот на что, по­видимому, были обращены их правительственные помыслы, как они обнаруживаются в их духовных грамотах. Эти свойства и помогли их политическим успехам". Ключевский В.О.:  "Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и там он был всегда желанным гостем, потому что приезжал туда не с пустыми руками. В Орде привыкли думать, что, когда приедет московский князь, будет "много злато и серебро" и у великого хана, и у его ханш, и у всех именитых мурз Золотой Орды" Карамзин Н.М.: Калитой на Руси называли кошель для денег, который носили на поясе. Князь всегда носил с собой калиту, набитую медными деньгами, которые он раздавал нищим (за это его называли "нищелюбцем") Н. И. Костомаров: "Брат Юрия Иван, по прозванию Калита (от обычая носить с собою кошелек с деньгами для раздачи милостыни), оставался долго в тени при старшем брате, но когда Юрий получил великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в полное управление Ивана; с этих­то пор он вступает на историческое поприще. Восемнадцать лет его правления были эпохою первого прочного усиления Москвы и ее возвышения над русскими землями. Главным способом к этому усилению было то, что Иван особенно умел ладить с ханом, часто ездил в Орду, приобрел особенное   расположение   и   доверие   Узбека   и   оградил   свою   московскую   землю   от   вторжения 3 татарских послов, которые, ­ как уже сказано выше, ­ называясь этим именем, ездили по Руси, делали бесчинства и опустошения. В то время, когда другие русские земли поражены были этим несчастием и, кроме того, подвергались другим бедствиям, владения московского князя оставались спокойными, наполнялись жителями и, сравнительно с другими русскими землями, находились в цветущем состоянии. "Перестали поганые воевать русскую землю, ­ говорит летописец, ­ перестали убивать   христиан;   отдохнули   и   опочили   христиане   от   великой   истомы   и   многой   тягости,   и   от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле".   Задание.   Прочтите   документы   и ответьте на вопрос: Какую роль играл личностный фактор в возвышении Москвы? Инструкция по выполнению практической работы 1. Прочитайте краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме 2.   Устно   ответьте   вопросы   для   закрепления   теоретического     материала   к   практическому занятию 3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия 5. Запишите в тетради название практической работы 4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь  Критерии оценки практической работы Задание 1 – 2 балла Задание 2 – 1 балл Задание 3 – 2 балла Форма контроля выполнения практической работы:  Выполненная работа представляется преподавателю в  тетради для выполнения практических  работ  Список рекомендуемой литературы и нормативных актов: 1. Артемов В.В., Лубченков  Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия,  2014. 2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца  XIX  века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014. 3. Назаренко А.В. Древняя Русь и славяне (Древнейшие государства Восточной Европы, 2007 год) / Ин­т всеобщей истории. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009.  4. Фортунатов В.В. История: учеб. пособ. – СПб.: Питер, 2012.   4

Русь на пути к возрождению. Практическая работа № 8

Русь на пути к возрождению. Практическая работа № 8

Русь на пути к возрождению. Практическая работа № 8

Русь на пути к возрождению. Практическая работа № 8

Русь на пути к возрождению. Практическая работа № 8

Русь на пути к возрождению. Практическая работа № 8

Русь на пути к возрождению. Практическая работа № 8

Русь на пути к возрождению. Практическая работа № 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2017