Русская литература 9 класс (казахский язык обучения) Тема "маленького человека в рассказе "Н. В. Гоголя «Шинель»
Оценка 4.8

Русская литература 9 класс (казахский язык обучения) Тема "маленького человека в рассказе "Н. В. Гоголя «Шинель»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
29.04.2018
Русская литература 9 класс (казахский язык обучения) Тема "маленького человека в рассказе "Н. В. Гоголя «Шинель»
Цель углубить представление учащихся о средствах характеристики героя, продолжить формировать понятие о «маленьком человеке» в литературе, обучать выявлению авторской позиции , обучать анализу эпизода 2. развивающие: 1)Развивать речевую активность учащихся: владение монологическими диалогическими формами устной и письменной речи, 2) развивать способности учащихся к творческой деятельности, 3) развивать навыки сравнительного анализа, сопоставления, обобщения на основе литературного материала. Ожидаемый результат научаться анализировать, размышлять, развивать диалогическую и монологическую речь. умения работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения.
урок 19.docx
Тема Цель Н.В.Гоголь. «Шинель»    урок 19 углубить представление учащихся о средствах характеристики героя,   продолжить формировать понятие о «маленьком человеке» в литературе,  обучать  выявлению авторской позиции , обучать анализу эпизода 2. развивающие: 1)Развивать речевую активность учащихся: владение монологическими  диалогическими формами устной и письменной речи, 2) развивать способности  учащихся к творческой деятельности, 3) развивать навыки сравнительного анализа,  сопоставления, обобщения на основе литературного материала. Ожидаемый результат научаться  анализировать, размышлять, развивать диалогическую и монологическую речь. умения работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения. Этапы урока 1. Орг. момент 2. Актуализация знаний. Определение темы и  целей урока Деятельность   учителя и учащихся Проверка готовности учащихся  к уроку, приветствие учащихся и гостей Учитель сообщает тему урока. Вопросы на повторение:  ­ «Маленький человек» ­ что это за тип в русской литературе 19 века? ­ Чье открытие? Почему это именно открытие? ­Каково было у А.С.Пушкина отношение к «маленькому человеку, к «бедному  Евгению»?»(по прочитанному раннее «Медному всаднику»). ­ Определите, пожалуйста, цели нашего урока. (учащиеся формулируют цели  урока). 3. Работа со схемой.  Повторение  пройденного ­ Ребята, а  как создается образ «маленького человека» у Пушкина, какие силы  влияют на героя? Вспомним и прокомментируем схему, созданную нами при  изучении поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»: Композиция образа «маленького человека» Внутренние силыВнешние силы          «идея»                                               происхождение,           «бунт»                                              социальное положение «МЧ» наказание, расплата                                     отношение других, среда  (чаще – гибель)                                            государство, стихия  (учащиеся комментируют элементы композиции образа «маленького человека», делая вывод о том, что образ складывается из взаимодействия внутренних и внешних сил) ­ Давайте проанализируем компоненты данного образа на примере гоголевского  героя – Акакия Акакиевича Башмачкина . ­ Вспомним, каким изображен герой до появления в его жизни «идеи» о шинели.  Как Гоголь создает образ «вечного чиновника для письма»? (ученики отвечают, что образ героя складывается через его имя, внешность, речь, отношение других,  поступки героя) а) какую судьбу предуготовило герою его имя? б) прочитаем описание внешности – в чем смысл повтора слова «несколько» в этом  4. Работа с текстом.  а) Анализ образа  главного героя –  внешние силы. Беседа  по вопросам. описании? в) в чем особенность речи Акакия Акакиевича (найдите в тексте косвенное  описание речи и пример «высказывания» героя).  ­ Итак, какой вывод мы делаем о герое, едва с ним познакомившись? (ответы  учащихся о намеренном принижении  героя). ­ Что известно нам о жизни Акакия Акакиевича, о его внутреннем мире?  (бездуховное существование) ­ Но,  может быть,  Гоголь слишком строг к Башмачкину, наделяя его невзрачной  внешностью и смешным именем? Ведь наш герой не лишен таланта (какого  именно?). Почему его способности не продвинули его по служебной лестнице? Как  относятся к герою сослуживцы? А автор? (учащиеся отмечают ироническое  отношение автора). Да, вы, конечно, правы, но предлагаю взглянуть на этот вопрос  под другим углом зрения. . Прочитаем отрывок «Я брат твой!». Что он добавит к   раскрытию авторской позиции? Вывод  о  гуманизме писателя, о призыве увидеть человека в человеке. Ирония и  жалость.  Как эта тема развивается в повести “Шинель”? Каким изображён главный герой  повести?  Работает 1 группа.“Горемычная жизнь” Акакия Акакиевича. Вопросы: 1. Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о  предопределенности судьбы? 2.Как живет этот человек?  3.Каково отношение к нему сослуживцев? 4.Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали  ему? 5.А каково авторское отношение? Башмачкин ­ несчастный или посмешище? Учитель помогает сделать соответствующие выводы: Читатели с первой минуты испытывают чувство несправедливости от того, как  принижается человеческое существо, как глохнет в А.А. всякий интерес к жизни,  от того, как относятся к нему люди и общество. “В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не  вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто через  приёмную пролетала простая муха”. Сравнение с мухой писатель повторяет  дважды. Второй раз мы встречаем его в конце жизнеописания Акакия Акакиевича  Башмачкина: “Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не  дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя и внимание  естествоиспытателя, не пропускавшего посадить на булавку обыкновенную муху и  рассмотреть её в микроскоп”. Гоголю как раз и нужен был такой герой, чтобы донести до сознания читателей со  всей ясностью, что во всяком человеке заключено человеческое. Эта мысль дорогая и близкая для всей русской литературы. Сочувствие к маленькому человеку ощущается в “Шинели” уже в самом характере  повествования. За нею – скрытая теплота авторского сопереживания. Когда сочувствие автора становится особенно явным? Учитель. Гоголь не скрывает ведь убожества внутреннего мира своего героя,  указывает на его ограниченность, косноязычие, скудность его интересов,  неспособность логически мыслить. Почему же он как приглушает все эти  отрицательные качества, не делает на них акцента, а крупным планом даёт другое:  кротость, незлобие, безропотное терпение забитого жизнью бедняка? Герой повести во всём обижен судьбой, даже имя при рождении он получил  неблагозвучное, странное даже для того времени. Почему? б) Анализ «идеи» героя. Индивидуальные  задания. в) Анализ эпизода     «бунта». Беседа по  вопросам. По народному представлению, имя – это судьба. А его назвали так же, как звали  отца. Не символично ли это? (Продолжение доли отца, вероятно, такого же малого, ничтожного в  государственном масштабе чиновника) ­ Следует сказать, что каждое имя несёт определённый смысл. “Акакий” – не  делающий зла, незлобивый, невинный. Вот и подумайте: случаен ли выбор имени? ­ Незлобивость А.А. можно ли объяснить его “горемычной судьбой”?  ­ Это и судьба, и характер. ­ А о чём говорит фамилия “Башмачкин”? ­ Во­первых, фамилия эта говорит о скромном и “тёмном” происхождении героя  повести, совершенно не дворянском, а во­вторых, герой повести даже не  “Башмаков”, нет солидности, силы, твёрдости, характера, а мягкий, маленький, по­ детски беззащитный. ­ Если попытаться очень короткой цитатой определить судьбу А.А., то возникает,  прежде всего, образ “вечного титулярного советника”. Маленький винтик  чиновничьего механизма, страшного и жестокого, перетирающего и ломающего  “большие” и “малые” части, уничтожающего человеческое в человеке. И вот в жизни этого «маленького человека» появился «луч света». Что это?  Шинель. 6. Работает 2 группа.Жизнь и смерть чиновника Башмачкина Вопросы: 1. Почему Башмачкин решил сшить новую шинель? На какие жертвы он идёт ради  этого? 2. Появление шинели приоткрывает ли душевный мир героя? 3. Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том,  какой мех был положен на воротник? 4. Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя? 5. Где кульминация повести? Опишите петербургскую площадь, на которой  происходит ограбление Акакия Акакиевича.В чем заключается особый драматизм  этой ситуации? Учитель:Но повесть не укладывается в самые проницательные истолкования – за их пределами ещё остаётся многое, что может заметить читатель. Так ли тщетна  попытка “сооружения шинели”? Ведь шинель всё­таки отняли, как отняли жизнь.  Шитьё шинели стало не просто спасением тела от холода, а возвышением души,  утверждением человеческого достоинства. Это был подвиг не только А.А., но и  пьяницы­портного Петровича, который прежде занимался “одной починкой, а тут  соорудил целую шинель. Он душу в неё вложил, каждый шов сделал любовно, а  потом, уплотняя его, прошёлся собственными зубами. Как истинный художник,  Петрович не погнался за гонораром, взял за шитьё самые малые деньги, зато, вручив бережно шинель, шёл тайком за А.А., чтобы ещё раз полюбоваться на своё  творение. Кто является истинным героем повести: Акакий Акакиевич Башмачкин  или шинель? ­ Как Гоголь нарисовал групповой портрет петербургского чиновничества? 7. Работает 3 группа. Портрет петербургского чиновничества. Вопросы: 1.Как отнеслись служащие департамента, в котором служил А.А., к известию о  пропаже шинели? 2.К кому обращается Акакий Акакиевич за помощью? 3.Почему чиновники не спешат помочь Башмачкину? 4.Каким же вы увидели «значительное лицо»? Почему у него даже нет имени? 5.Чем объясняется грубое поведение этого чиновника к Акакию Акакиевичу? Учитель: Прежде чем завершить историю земного существования своего героя, Гоголь вводит фигуру, которая вносит новые ноты в повествование, ­ “значительное лицо”. Утрата шинели, как бы ни была страшна сама по себе, ещё не должна была  свести в могилу бедного А.А, ведь А.А. даже не простудился, когда лежал в снегу  на площади, когда бежал по холоду к себе домой. Потом он вдруг проявил  невероятную энергию и даже настойчивость, когда разыскивал свою шинель. Но  везде измученный А.А. наталкивался на равнодушие, словно дьявол забрался в  человеческие души. Венчает его хождение по мукам визит к “значительному лицу”.  Это лицо совсем недавно вышло из незначительных лиц, получило генеральский чин и уже освоило приёмы управления. Они состояли из трёх фраз: “Как вы смеете?  Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли вы, кто стоит перед вами?”  Несчастному Башмачкину страшно не повезло: присутствие старого приятеля  прибавляло прыти “значительному лицу”. Когда всё это обрушилось на А.А., да  ещё с топаньем ног, робкий чиновник не выдержал. Он “так и обмер, пошатнулся,  затрясся всем телом и никак не мог стоять, его вынесли почти без движения” Гоголь оберегает читателя от ошибки: как бы он не подумал , что всё дело в  свойствах “значительного лица”. Нет, генерала потом мучила совесть, да и в душе  он был добрый человек. “Но генеральский мундир совершенно сбил его с толку”.  Система уничтожает в человеке естественное, человеческое. В человеке убит  человек. Вернуть нас к себе хотел писатель Гоголь. Пожалеть страждущего и  беззащитного, остановить руку или несправедливое слово, обращённое к тому, кто  сам не может противостоять чиновному хамству и жестокости сильных мира сего,  просит нас писатель. В этом сила и мудрость русской литературы. Продолжая  пушкинские традиции, Н.В. Гоголь “милость к падшим призывал”. Чтобы понять  русскую литературу, нужно помнить писательское признание Ф.М. Достоевского:  “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя…” Почему повесть не заканчивается смертью  героя? ­ Итак, перед нами ещё один герой из галереи «маленьких людей» в русской  литературе 19 века. ­ Каковы типичные черты  «маленького человека», увиденные  нами в Евгении из поэмы Пушкина и в Башмачкине  у Гоголя?  ­ Какие силы играют судьбой «маленького человека»,  почему они способны так  влиять на героя? ­ Скажите, что изменилось в гоголевской трактовке этого образа по сравнению с  пушкинской? ­ Что изменилось в авторском отношении к «маленькому человеку»? Достоин ли  «маленький человек» жалости, по мысли Гоголя, и почему? В чем выражается  гуманизм писателя? 5. Подведение итогов  урока. Оценивание  работы учащихся на  уроке. 6. домашнее задание 1 уровень – рассуждение «Почему повесть названа «Шинель», а не «Акакий  Акакиевич Башмачкин»? 2 – 3 уровень – письменный  ответ на вопрос «Какая из точек зрения мне  ближе?» 1. Аполлон Григорьев:  “В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеленья божьего  создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для  человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя…, волос  становится дыбом от злобно­холодного юмора, с которым следится это  обмеление”. 2. Н.Г. Чернышевский: «Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите, он стал во главе тех,  которые отрицают злое и пошлое» Проводит рефлексию. ­ Понравился ли вам урок? ­ Что было трудным для вас? ­ Что вам больше понравилось дополнительная информация дифференциация. Как вы планируете  поддерживать учащихся? Как вы  планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы  планируете увидеть  приобретенные знания  учащихся? межпредметные связи, соблюдение  СанПиН ИКТ компетентность. Связи с  ценностями рефлексия. были ли цели обучения  реалистичными?  Что учащиеся сегодня узнали? На что  было направлено обучение?  Хорошо ли сработала  запланированная дифференциация?  Выдерживалось ли время обучения?  Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему? Итоговая оценка Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)? Какие два обстоятельства могли бы  улучшить урок( с учетом  преподавания и учения)? Что узнал об учениках в целом или  отдельных лицах? Проводит рефлексию. ­Какую цель мы поставили сегодня на уроке? ­Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? 1. 2. 1. 2.

Русская литература 9 класс (казахский язык обучения) Тема "маленького человека в рассказе "Н. В. Гоголя «Шинель»

Русская литература 9 класс (казахский язык обучения) Тема "маленького человека в рассказе "Н. В. Гоголя «Шинель»

Русская литература 9 класс (казахский язык обучения) Тема "маленького человека в рассказе "Н. В. Гоголя «Шинель»

Русская литература 9 класс (казахский язык обучения) Тема "маленького человека в рассказе "Н. В. Гоголя «Шинель»

Русская литература 9 класс (казахский язык обучения) Тема "маленького человека в рассказе "Н. В. Гоголя «Шинель»

Русская литература 9 класс (казахский язык обучения) Тема "маленького человека в рассказе "Н. В. Гоголя «Шинель»

Русская литература 9 класс (казахский язык обучения) Тема "маленького человека в рассказе "Н. В. Гоголя «Шинель»

Русская литература 9 класс (казахский язык обучения) Тема "маленького человека в рассказе "Н. В. Гоголя «Шинель»

Русская литература 9 класс (казахский язык обучения) Тема "маленького человека в рассказе "Н. В. Гоголя «Шинель»

Русская литература 9 класс (казахский язык обучения) Тема "маленького человека в рассказе "Н. В. Гоголя «Шинель»

Русская литература 9 класс (казахский язык обучения) Тема "маленького человека в рассказе "Н. В. Гоголя «Шинель»

Русская литература 9 класс (казахский язык обучения) Тема "маленького человека в рассказе "Н. В. Гоголя «Шинель»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018