Русский язык. 3 класс. Программа «Гармония». Автор М. С. Соловейчик. Тема урока:"Загадочное предложение о Глокой Куздре"
Оценка 4.6

Русский язык. 3 класс. Программа «Гармония». Автор М. С. Соловейчик. Тема урока:"Загадочное предложение о Глокой Куздре"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
17.01.2017
Русский язык. 3 класс. Программа «Гармония». Автор М. С. Соловейчик. Тема урока:"Загадочное предложение о Глокой Куздре"
Этот урок можно использовать в 3 и 4 классах по любой программе при повторении изученного о частях речи и придать ему занимательную форму. Полезным подспорьем в работе над содержательным анализом морфологических понятий может стать грамматическое моделирование. С помощью моделей можно показать не только системность грамматических характеристик частей речи, но и специфику каждой из них. Такую интересную модель грамматических связей в предложении придумал в свое время известный лингвист Л.В.Щерба. Эта лингвистическая модель, созданная с помощью искусственных слов: "Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка" На первый взгляд смысл предложения неясен. Но если вдуматься, то окажется, что каждое слово точно передает особенности его как части речи, т.к. имеет соответствующую грамматическую форму.
Урок о глокой куздре.doc
Этот урок можно использовать в 3 и 4 классах  по любой программе при  повторении изученного о частях речи и придать ему занимательную форму.  Полезным подспорьем в работе над содержательным анализом  морфологических понятий может стать грамматическое моделирование. С  помощью моделей можно показать не только системность грамматических  характеристик частей речи, но и специфику каждой из них.  Такую интересную модель грамматических связей в предложении  придумал в свое время известный лингвист Л.В.Щерба. Эта лингвистическая  модель, созданная с помощью искусственных слов: "Глокая куздра штеко  будланула бокра и кудрячит бокренка" На первый взгляд смысл предложения  неясен. Но если вдуматься, то окажется, что каждое слово точно передает  особенности его как части речи, т.к. имеет соответствующую грамматическую  форму. Русский язык. 3 класс. Программа «Гармония». Автор М.С.Соловейчик. Учитель ВКК МБОУ «Гимназия имени И.С.Никитина» Шурова Людмила Симоновна Урок – исследование. Тема: «Загадочное предложение о Глокой Куздре». Цели: продемонстрировать, что в слове наряду с лексическим есть  грамматическое значение.           Показать наличие в синтаксических и морфологических единицах как  формы, так и значения;          Научить умело пользоваться словом для того, чтобы эффективно  общаться, как устно, так и письменно;          Учить правильному, ясному, точному выражению мыслей и их быстрому адекватному пониманию; Учить содержательному анализу морфологических понятий; Формировать осознание языка, как предмета наблюдения, анализа и  разумного использования;         Развивать умение различать части речи; определять главные и  второстепенные члены предложения; поднять детей на достаточно высокий  уровень абстракции;        Развивать чувство удивления тем, как богат русский язык, как разумно  устроен;        Помочь учащимся осознать то богатство языка, которое находится в его  распоряжении;       Воспитывать чувство уважения к родному языку, к языку страны, где ты  живешь. Ход урока: 1. Начало урока. Сегодня у нас необычный урок. Урок – исследование.      Исследование – научное изучение .Мы с вами – исследователи. А кто такие исследователи?  (Люди, которые занимаются научным исследованием) Попробуйте догадатьс ,что мы будем подвергать научному изучению. 2. Постановка темы и цели урока. (загадки)             Наше первое бывает деловое,  Заключают договор тогда с тобою. А второе пишется в тетради. Третье­ сделал Юра нашей Наде ( Предложение) Оно пуще стрелы ранит. Оно не воробей, вылетит ­ не поймаешь. Оно серебро, а молчание золото. (Слово) Слово­ основная единица языка. Синонимы                                             Антонимы                                Омонимы Слово Звучание                               Лексическое значение                     Грамматическое значение [планка]                                 Небольшая продолговатая              Сущ., ж. р.,  ед.ч., И.п.                                                 обструганная дощечка Где можно узнать лексическое значение слова? А если возникнут трудности  с  подбором синонимов, антонимов, омонимов? (Показ различных словарей) 3. Актуализация знаний. Приведите примеры повествовательного, вопросительного и  восклицательного предложения. (У нас идет урок. Все готовы? У нас все получится!) Памятка в учебнике стр. 236 Я на род укажу, И про время скажу, И слова все свяжу, хоть и временно. Ведь недаром всю жизнь Беззаветно служу  Я родному морфемному племени.                         ( Окончание) 4. Чистописание.   Пп  Рр Ее Дд Л л  Оо  Жж Ее Нн Ии Ее [пр’идлажэн’ий’э ] 5. Работа над темой.  Ребята, что же мы исследуем? (Предложение.) (К доске вызывается ученик. Письмо под диктовку. Дети пишут в тетрадях.) Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. ( На лицах ребят удивление.) Что мы написали?  (Непонятную фразу, загадочную.) Уточняем название темы нашего урока: «Загадочное предложение о Глокой  Куздре». (Загадочный – непонятный, труднообъяснимый, многозначительный и таинственный) Что эта фраза означает? А почему не понимаете? И это неправда. Вы все отлично понимаете. Или почти все. Очень легко доказать, что понимаете! Про кого тут говорится? Да, правильно. Про Куздру. А что за член предложения эта куздра? (Подлежащее) Совершенно верно! А какая часть речи? А падеж, род? Да, именно. А как же вы все узнали, если говорите , что ничего не понимаете? По­видимому, вам многое понятно! Понятно самое главное. Можете мне ответить, что она, куздра наделала? Она его будланула. И штеко притом будланула! А теперь я просто требую «бокр» ­ что он такое­ живое существо или  предмет? Живой. У бокра есть «бокренок.» Стоит пень. А около него растет опенок. Что же по­вашему, пень живой? Нет, не в этом дело. В каком падеже стоит слово  «бокр»?  В винительном. А на какой вопрос отвечает? Будланула кого? Бокра. Если бы будланула  что?­ стояло бы  бокр.  Следовательно бокр существо, а не предмет. А суффикс «енок»­ это еще не доказательство. Вот бочонок. Что же он  бочкин сын что ли? Но отчасти вы встали на верный путь. Перед вами фраза искусственно вымышленная академиком Львом  Владимировичем Щербой. Он сочинил несколько корней ( штек, глок, куздр,  будл  и т д)Но к этим выдуманным, ничьим корням он присоединил не  вымышленные, а настоящие служебные части слов. Те, которые созданы  русским языком, русским народом – русские суффиксы  и окончания. И они  превратили искусственные корни  в «макеты», в «чучела»  слов. Из этих  макетов составлена фраза, и она оказалась русской фразой. Вы ее поняли. И  даже можете ее перевести примерно так: « Нечто женского рода в один прием совершило что­то над существом мужского рода, а потом начало что­то такое  вытворять длительное, постепенное с его детенышем. 6. Физкультминутка. Ну, ребята, дружно встали. Надо косточки встряхнуть. Руки вверх, назад прогнулись. Сейчас сделаем наклоны. Все к упражнению готовы? Покачались, покружились, Потянулись, распрямились. Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку. Глубоко теперь вздохните. Сядьте тихо, отдохните. Закроем глазки. Вспомним все, что повторяли Без моей подсказки. 7. А какую иллюстрацию можно нарисовать к этому предложению? Давайте  попросим девочек, которые ходят в изостудию, нарисовать иллюстрации. (девочки рисуют на уроке – эскиз) 8. Сами же попробуем разобраться с загадочным предложением подробнее. Упр.№544 в задачнике №3 стр. 40. 9. Давайте посмотрим рисунки. Нарисованы по­разному, но вмете с тем  ­одинаково.  Никто не нарисовал слона, который разбил бочку и катает  бочонок. Почему?  Потому что существует грамматика языка.  Т.е.­ способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения из  любых слов и с любым значением. В нашем языке главную роль при  построении фразы играют служебные части слов. Вы уже начали изучать иностранный язык. Не думайте, что главное заучить  побольше чужих слов. Не это важно. Важно понять, каким способом, при  помощи каких суффиксов, приставок, окончаний этот язык образует   существительные от  глаголов, глагол от существительного, как спрягает  глаголы, склоняет имена, как связывает все эти части речи в предложение.  Как только вы это уловите, вы овладели языком. А запоминание  корней  словаря дело важное, но зависит от тренировки. Это придет. ВЫВОД:  Мы должны больше внимания уделять незаметным труженикам языка –  суффиксам, окончаниям, приставкам. Это они делают язык языком. Они и  есть грамматика, а грамматика и есть язык. 10. Физкультминутка. Упражнения для глаз. ( По таблице) 11.Работа в парах. Упр.№ 546. учебник. 12. Проверка. Объяснение. (Фронтально) Из­за каких особенностей слов не  подошли другие предложения? Оценивание. 13. Работа в группах. Продолжить рассказ о куздре. Побеждает та группа,  которая напишет самый интересный рассказ и не нарушит правил. 14. Чтение рассказов. Выбор лучших. Оценивание.        «Глокий язык»­ прекрасный способ поработать с единицами языка,  языковыми законами. Многие сведения о языке обретают убедительность и  яркость. Практически все люди, переводя или иллюстрируя фразу о куздре,  изображают нечто агрессивное и страшное. Редко встретишь перевод вроде:  Добрая женщина вкусно накормила кота и гладит котенка. 15.Домашнее задание. Сочинить рассказ на «глоком языке».      Для примера и вдохновения я хочу вам прочитать рассказик Л.  Петрушевской, написанном на «глоком языке». Пуськи бятые.          Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: ­ Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: ­Оее, оее! Бутявкап­то некузявая! Калушата бутявку выцчучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась  и   усяпала с напушки. А Калуша волит: ­ Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо­зюмо некузявые. А бутявка брянчит за напушкой: ­Калушата подудонились, калушата  подудонились! Зюмо  непалявые, пуськи бятые! Рефлексия. Понравился вам урок? Испытывали ли затруднения? Что помогло справиться? Почувствовали вы себя настоящими исследователями? Надеюсь, вы разобрались в том , какую роль в нашем языке играет  грамматическое значение слов.

Русский язык. 3 класс. Программа «Гармония». Автор М. С. Соловейчик. Тема урока:"Загадочное предложение о Глокой Куздре"

Русский язык. 3 класс. Программа «Гармония». Автор М. С. Соловейчик. Тема урока:"Загадочное предложение о Глокой Куздре"

Русский язык. 3 класс. Программа «Гармония». Автор М. С. Соловейчик. Тема урока:"Загадочное предложение о Глокой Куздре"

Русский язык. 3 класс. Программа «Гармония». Автор М. С. Соловейчик. Тема урока:"Загадочное предложение о Глокой Куздре"

Русский язык. 3 класс. Программа «Гармония». Автор М. С. Соловейчик. Тема урока:"Загадочное предложение о Глокой Куздре"

Русский язык. 3 класс. Программа «Гармония». Автор М. С. Соловейчик. Тема урока:"Загадочное предложение о Глокой Куздре"

Русский язык. 3 класс. Программа «Гармония». Автор М. С. Соловейчик. Тема урока:"Загадочное предложение о Глокой Куздре"

Русский язык. 3 класс. Программа «Гармония». Автор М. С. Соловейчик. Тема урока:"Загадочное предложение о Глокой Куздре"

Русский язык. 3 класс. Программа «Гармония». Автор М. С. Соловейчик. Тема урока:"Загадочное предложение о Глокой Куздре"

Русский язык. 3 класс. Программа «Гармония». Автор М. С. Соловейчик. Тема урока:"Загадочное предложение о Глокой Куздре"

Русский язык. 3 класс. Программа «Гармония». Автор М. С. Соловейчик. Тема урока:"Загадочное предложение о Глокой Куздре"

Русский язык. 3 класс. Программа «Гармония». Автор М. С. Соловейчик. Тема урока:"Загадочное предложение о Глокой Куздре"

Русский язык. 3 класс. Программа «Гармония». Автор М. С. Соловейчик. Тема урока:"Загадочное предложение о Глокой Куздре"

Русский язык. 3 класс. Программа «Гармония». Автор М. С. Соловейчик. Тема урока:"Загадочное предложение о Глокой Куздре"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017