Русский язык 9 класс Морфемы. Морфемный состав слова. Корень. Основа слова и окончание.
Оценка 4.8

Русский язык 9 класс Морфемы. Морфемный состав слова. Корень. Основа слова и окончание.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
26.03.2018
Русский язык 9 класс Морфемы. Морфемный состав слова. Корень. Основа слова и окончание.
Тема: Морфемы. Морфемный состав слова. Корень. Основа слова и окончание. Выраженное и нулевое окончание. Непроизводная и производная основы. Суффикс и приставка. Морфемный разбор. Словообразование. Производящая основа как часть основы производного слова. Суффиксальный, приставочно-суффиксальный, приставочный, бессуффиксный способы словообразования, словосложение и аббревиация. Цель урока:дать понятие об описании; развить навыки письменной речи, умение излагать свои мысли чётко и лаконично; развивать умение составить монологический ответ, навык работы в группе, умение вести диалог, развивать образного мышления.
9-2.docx
Дата:                                                                                     Класс: 9   урок 2 Тема:  Морфемы.   Морфемный   состав   слова.   Корень.   Основа   слова   и   окончание.   Выраженное   и нулевое   окончание.   Непроизводная   и   производная   основы.   Суффикс   и   приставка.   Морфемный разбор.   Словообразование.   Производящая   основа   как   часть   основы   производного   слова. Суффиксальный,   бессуффиксный   способы словообразования, словосложение  и аббревиация. Цель урока:дать понятие об описании; развить навыки письменной речи, умение излагать свои мысли чётко  и лаконично;  развивать умение составить монологический ответ, навык работы в группе, умение вести диалог, развивать  образного мышления.   приставочно­суффиксальный,   приставочный, Деятельность учителя Деятельность обучающихся нагляд ности Ученики осмысливают  поставленную цель.  Ученики отвечают на вопросы  учителя. карточ ки учебни к Ученики работают над  упражнениями.  Морфемика – это раздел  языкознания, в котором  изучается система морфем  языка и морфемная структура  словМорфема – это  минимальная значимая часть  слова.Морфемы: корень,  суффикс, приставка, окончание. 3 мин. 5 мин. 20 мин. I. Организационный момент. Приветствует  учеников, проверяет готовность к уроку, желает   успеха II. Мотивация к изучению нового материала.  С помощью наводящих вопросов, учитель подводит  учащихся к теме нового урока. Кроссворд. по горизонтали: 1. Изменяемая часть слова. 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее  значение всех однокоренных слов. по вертикали: 2. Часть слова без окончания. 3. Часть  слова, которая находится перед корнем и служит для  образования слов. 4. Часть слова, которая находится  после корня и обычно служит для образования слов. III. Актуализация знаний  проведём игру «Угадай словечко».  ­На доске «спрятано» слово, догадайтесь какое. Я  открою первую букву. Сможете ли вы догадаться,  какое это слово? (нет).  на планшете скрыто слово тигрята). ­Открываю последнюю букву. Стало ли слово вам  ­Кто может предположить, какая это морфема и  какой части речи (или частям речи) она может  принадлежать? (окончание существительного или  глагола). ­ Как вы догадались? Подберите слова с этой же  морфемой (машина, улица, взяла, приняла).  ­ Что можно определить по окончанию, но только если слово дано полностью (род, число, падеж, спряжение). ­ Здесь вы видите другие окончания, каким частям  речи они принадлежат? Подберите примеры ( ­ешь,­  ут,­ ют, ­ая, ­ое, ­ читаешь, пишут, поют, светлая,  большое, врач). ­ Для чего нужно окончание? (для связи слов в  предложении и словосочетании).  ­ А бывают ли части речи без окончаний? (наречие) ­А теперь я открою сразу три буквы. Кто догадался,  какое слово здесь «прячется»? (тигрята). ­ Благодаря какой морфеме вы догадались? (корню). Какой вывод можно сделать. Что такое корень?  (корень – главная значимая часть слова, в которой  заключено лексическое значение всего слова. Без  корня слов не бывает). ­ Оказывается, в русском языке 4,5 тысяч корней, а  служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов,  меньше 100 приставок и около 100 окончаний,  поэтому­то мы и допускаем больше ошибок именно в  корнях слов. ­ А что обычно находится после корня? (суффикс) Для чего он служит? (для образования новых слов) ­Откроем всё слово. Сравните: тигр – тигрята. Что  меняется в значении слова и благодаря какой  морфеме это происходит? ­ ят ­ обозначает детёнышей животных, птиц.  Как мы называем такой суффикс? (уменьшительно­ ласкательный). Подберите примеры с этим  суффиксом. (котята, щенята, цыплята, львята,  воробьята) ­ Какую ещё морфему можно выделить в этом слове?  (основу) ­Что такое основа? (всё слово, кроме окончания) ­А бывают ли слова, где часть основы находится после окончания? Приведите примеры (ся, сь). Как мы тогда выделяем основу? (она будет разорванной) ­А какой же морфемы нет в слове? (приставки) Для чего она служит и где обычно находится? (перед  корнем и служит для образования новых слов) 10 мин. Закрепление урока. По методу «Аквариум»  проводит закрепление урока.  Отметьте предожения, в которых есть слово с  приставкой при­.        1) Бесшумно пр..чаливали разбойники к  плывущему кораблю.         2) Непр…одолимо тянуло их богатство купцов.         3) Пр…шлось покинуть ему волжские берега.    . Словообразование и культура речи.    1) Подготовленный ученик.    2) Сравним однокоренные слова с различными  приставками и суффиксами.        горд­ость            горд­ын­я        горяч­к­а            горяч­н­ость        об­судить           за­судить Демонстрируют свои знания. о­своить             у­своить гордость – чувство собственного достоинства. гордыня – непомерная гордость.        горячка (разг.) – сильное возбуждение, азарт.        горячность – вспыльчивость, несдержанность. обсудить – кого­то, что­то. Засудить – человека.        освоить – профессию.        усвоить – материал. Поэтому надо знать правила словообразования.  Умение членить слово на морфемы, определять  роль и значение  морфем, помогут избежать  многих ошибок, связанных с грамотностью и  культурой речи. 3 группа : составить словосочетания (по  вариантам).           надеть ­ ?                               нарезать ­ ?      одеть ­ ?                                 порезать ­ ? 5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия  «Телеграмма»  Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с  пожеланиями соседу по парте и отправить.   2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности  выполнения домашней работы. Оценивают работу своих  одноклассников, пишут  телеграммы. На стикерах записывают свое  мнение по поводу урока. Записывают домашнюю работу в дневниках. Дерево Блоба стикер ы Итог урока:_____________________________________________________________________ Положительные стороны урока:____________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:____________________________________________________ _______________________________________________________________________

Русский язык 9 класс Морфемы. Морфемный состав слова. Корень. Основа слова и окончание.

Русский язык 9 класс Морфемы. Морфемный состав слова. Корень. Основа слова и окончание.

Русский язык 9 класс Морфемы. Морфемный состав слова. Корень. Основа слова и окончание.

Русский язык 9 класс Морфемы. Морфемный состав слова. Корень. Основа слова и окончание.

Русский язык 9 класс Морфемы. Морфемный состав слова. Корень. Основа слова и окончание.

Русский язык 9 класс Морфемы. Морфемный состав слова. Корень. Основа слова и окончание.

Русский язык 9 класс Морфемы. Морфемный состав слова. Корень. Основа слова и окончание.

Русский язык 9 класс Морфемы. Морфемный состав слова. Корень. Основа слова и окончание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018