Русский язык. Программа «Гармония» . Интегрированный урок в III классе «Деревья – наше богатство»
Оценка 4.9

Русский язык. Программа «Гармония» . Интегрированный урок в III классе «Деревья – наше богатство»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
17.01.2017
Русский язык. Программа «Гармония» . Интегрированный урок в III классе  «Деревья – наше богатство»
Интегрированный урок – один из путей реализации ФГОС. Поскольку основной задачей образования на современном этапе является формирование конкурентно-способной личности, с широким кругозором, умеющей ориентироваться в пространстве и во времени, а для начальной школы в окружающем мире. Интегрированные уроки связывают на первый взгляд несовместимые предметы. Акцентирую внимание детей на то, что жизнь предков была невозможна без дерева. Графические схемы «Дерево – материальное богатство», «Дерево – духовное богатство» позволяют классифицировать понятие у детей и делать переход от материального к духовному, а от духовного к нравственному. Поэзия и живопись вызывает чувство красоты, эстетики и формирует нравственные качества: доброту, сострадание и сопереживание. Еще И.И.Павлов доказал, что физиологической основой чувственного познания ребенком окружающей действительности служит совместная, гармоническая действительность зрительного, слухового, осязательного и других анализаторов. Чем больше анализаторов участвуют в процессе восприятия, тем полнее, ярче, богаче и содержательнее представление.
Урок Дерево - наше богатство.doc
Программа «Гармония» Интегрированный урок в III классе «Деревья – наше богатство» Темы урока: «Твое любимое дерево (окружающий мир)». «Рисуем словесные картины, учим друг друга (русский язык)». «Пришвин М. «Деревья в лесу» (чтение). «Что в избе любо?» (народоведение). «Вторая жизнь дерева» (окружающий мир). Цели уроков: а) дидактические:  познакомить   учащихся   с   разнообразием   пород   деревьев,   с   их свойствами,   отличительными   признаками,   с   видом   разных   деревьев зимой;  учить находить образные средства, выразительно читать литературные произведения;  учить детей составлять устные и письменные рассказы;  формировать навык грамотного письма;  показать значение деревьев в нашей жизни. б) развивающие:  развивать детскую изобразительную речь;  пробудить эмоции детей, поддерживать внимание и интерес;  активизировать   умственную   работу,   развивать   пространственное мышление, способствовать развитию творческого воображения;  развивать наблюдательность. в) воспитательные:  воспитывать любовь к родной природе;  воспитывать бережное отношение к деревьям, лесу. Ход урока. I. Организационный момент Сегодня   у   нас   необычный   урок.   Такие   уроки   ученые   называют интегрированными. Это значит – объединение в единое целое. Мы   объединим   почти   все   предметы,   которые   мы   изучаем   и   даже кружок. Какая же тема может эти предметы объединить? Эту тему вы отгадаете сами с помощью задок. Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки, Но зимние метели В меха его одели. Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (Дерево) (Дерево) II. Формирование темы. Давайте придумаем тему.  «Дерево – так некрасиво, смешно»  «Деревья в нашей жизни»  «Любимое дерево» и т.д.  «Деревья – наше богатство» (Открывается тема на доске) III. Целеполагание. Цель нашего урока состоит в том, чтобы доказать, что деревья – наше богатство. А как вы понимаете слово «богатство»? Богатство – обилие материальных ценностей, денег. А   есть   еще   духовное   богатство.   Что   же   относится   к   духовному богатству? Это   те   качества,   черты   характера   человека,   которые   и   делают   его человеком.   Доброта,   отзывчивость,   сострадание,   сопереживание,   любовь, честь, достоинство, умение замечать красивое и т.д. Вот  мы  и будем  рассматривать  деревья, как   предмет  и  духовного  и материального богатства. Деревья – наше богатство духовное материальное чувство красоты, добра поэт художники музыканты лес кормят лечат строительные  материалы чистый  воздух защита  посевов влага мебель дома корабли IV. Актуализация знаний. Теперь давайте вспомним, что мы знаем о деревьях.  Какие бывают деревья? (лиственные и хвойные)  Чем они все похожи? (строение)  Чем отличаются?   Как узнать возраст дерева?  Растет ли дерево зимой?  Какую роль для дерева играет его кора?  Как защитить кору от разрушений? V. Проверка домашнего задания. Взаимопроверка. Оценки выставить на листке. ­ Работа в парах. Рассказ о любимом дереве друг другу. ­ Что помогло узнать дерево? Вывод: Тебя окружает красота. Защищай ее! Она вызовет в твоей душе отклик.  Мне   бы   хотелось,   чтобы   вы   послушали   рассказ   о   своем   дереве победительницы в конкурсе Колесниковой Риты. ­   Что   учитывалось?   Содержание,   оформление,   самостоятельность работы. Слушайте   внимательно   и   обратите   внимание,   какие   вопросы раскрывается в этой книге. И почему именно она получила  I  место. Хотя старались многие и сделали неплохие книжки­малышки. VI. Чтение Колесниковой Ритой своей книги.  Охрана природы! ­ Почему у русского народа нет милее и краше дерева, чем береза? А как это делают профессионалы? Как правило, это люди творческие, эмоциональные, талантливые. Они не только сами видят, чувствуют, но умеют это выразить в словах, нотах, красках и  показать нам с вами и другим людям то, что вызвало у них восторг, удивление. VII. Духовное богатство. Я хотела бы вас познакомить с картиной русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря. На доске картина «Февральская глазурь». И.Э. Грабарь всегда видел в будничных простых пейзажах настоящее богатство   красок.   Он   поэтически,   восторженно   воспринимал   окружающий мир.   В   февральские   дни   краски   природы   становятся   необыкновенно привлекательными. Гуляя, он повстречал необыкновенную березу. Редкая по ритмическому   строению   ветвей.   Заглядевшись   на   нее,   он   уронил   папку   и нагнулся, чтобы ее поднять. В когда взглянул на березу снизу обомлел от открывшегося перед ним зрелищем фантастической красоты: какие­то звоны, перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой лазурью неба. «Если бы хоть десятую доли этой красоты передать, то и это будет бесподобно», ­ подумал художник. Давайте   вернемся   к   названию   картины.   Лазурь   –   как   понимаете   это слово? (на доске) Лазурь   –   лазоревый   цвет;   светло­синяя,   голубая   или   светло­зеленая краска с сиреневым отливом. Цвет неба так понравился  Грабарю, что он в название картины ввел слово, обозначающее краску – лазурь. На   картине   чудесный   зимний   солнечный   день.   Сам   автор   писал: «Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное.   Казалось,   что   она   праздновала   какой­то   небывалый   праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». Художник   все,   что   чувствовал   в   природе,   показал   в   своей   картине. Рассмотрим. На   первом   плане   старая   береза.   Она   огромна,   искривлена,   толстый ствол, много веток. А на втором плане много молодых. И по веткам нельзя понять, где молодая, а где старая. Они сплелись между собой. Сквозь ветки проглядывает синее небо. Давайте закроем немного часть картины. Это напоминает узор из веток? (морозный узор на стекле, кружево) Вывод:   Дерево   бывает   красиво   не  только   летом,  одетое   в  нарядную густую листву, но и зимой, когда его ветки как бы купаются в прозрачном морозном воздухе. Такую могучую и красивую березу не так легко найти. Она растет на просторе,   и   художник   приглашает   нас   полюбоваться   ее   великолепием.   А почему именно березу выбрал Игорь Эммануилович? Она как королева, как царица в своем необыкновенном наряде! Нам   уже   Рита   сказала,   что   об   этом   дереве   сложено   много   песен   и стихов. Давайте послушаем, как писал об этом поэт С. Есенин. VIII. Чтение наизусть (1 – 2) С чем сравнивает поэт ветви березы (кисти, кайма, бахрома)? На доске написаны значения этих слов: Бахрома   –   тесьма   для   обшивки   чего­нибудь   с   рядом   свободно свисающих шнурков, кистей. Кисть – пучок ниток, шнурков, употребляемый как украшение (пояс с кистями). Пояс – лента, шнур, ремень для завязывания на талии. Шнур – крученая, плетеная тонкая веревка (шнур для занавески). Кайма   –   полоска,   обшивка   по   краю   чего­нибудь   (платок   с   голубой каймой). ­ С какой целью написал поэт это стихотворение? (Привлечь внимание читателей к красоте зимней природы.) ­   Что   он   открыл   для   себя   и   для   нас?   (Мы   видим   много   общего   в творчестве поэта и художника.) IX. А теперь послушаем, как в музыке передал П.И. Чайковский свое отношение к февралю месяцу, показал его особенности. Слушание грамзаписи. X. Физкультминутка – дыхательная скороговорка. 1. Дыхательная гимнастика Вдох через нос – выдох через рот. Краткий глубокий вздох – замедленный выдох. Медленный глубокий вздох – краткий резкий выдох. На выдохе шум ветра – в­в­в­в­… Зашептались листья – ш­ш­ш­ш­… 2. Отработка дикции – работа со скороговоркой Рисунок – чтение текста медленно, быстрее. Сыплет, сыплет снег с небес, Спит под снегом зимний лес. Сонный сад в снегу стоит, Сад под снегом тоже спит. XI.  Давайте   представим   картину   зимнего   леса,  когда   выпавший   снег сказочно преобразил его. Вообразить это нам поможет рассказ М. Пришвина «Деревья в лесу». На доске портрет, название рассказа. Читать стр. 136. Чтение рассказа. Подумайте, что вас удивит, привлечет? Какие звуки наполняют строки текста. Словарная работа. Пороша – в учебнике. Арка – сооружение в виде больших ворот дугообразной формы. Чтение   цепочкой.   Обратите   внимание   на   описание   березы   и   ели. Найдите   эпитеты.   Почему   Пришвин   прибегает   к   этому   приему?   (чтобы сделать картину зимы более зримой, образной, живой.) Почему ель царствует, а береза плачет? Вывод:   Зима,   несмотря   на   ее   холод,   метели   затрагивала   сердца художников, музыкантов, писателей, поэтов. Вслушивайтесь в музыку зимы, всматривайтесь в ее краски и поймете, о чем задумался и молчит лес, вы услышите шепот снежинок. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. (Н. Рыленков) Попробуйте сами стать поэтами. На доске стихотворение с пропущенными словами. Улыбнулись … березки,( сонные,) Растрепали …косы,( шелковые,) Шелестят … сережки (зеленые,) И горят … росы (серебряные.) Слова какой части речи использовали? Теперь вы готовы нарисовать словесные картины, научить других. XII. Физкультминутка (релаксационная игра) 1. Релаксационная игра «Дерево» Встаньте, ноги  на ширине плеч,  руки свободно опустите  вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы дерево. Представьте себя сильным могучим дубом, стройной тонкой дерезой, или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги – корни. Они крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол – тело – ровен и гибок. Он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки – свободно «колышутся» вдоль ствола. Листья – пальцы – легко «шелестят», словно задевая друг друга. Голова – крона – чиста и свежа. Вы прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе и спокойны. Вы добры, спокойны, успешны. У вас все получится.( уч­ся выполняют движения) XIII. Русский язык. Стр. 161 № 460, задачник № 459 Работа в группах В   задачнике   найдите   и   выберите   слова,   которые   подходят   к   теме «Сказочно красиво». В группах обсудите план текста, его тему. Дайте название. Вам помогут иллюстрации в учебнике, или вы можете выбрать любую на доске. Откройте памятку «Текст». Вспомните все требования к тексту. Самостоятельная работа учащихся. Обсуждение, выбор лучшего. Защита группы своего рассказа. Оценивание. Гимнастика для глаз (по таблице). XIV. Что в избе любо? (кружок) – учебник «Введение в народоведение. Родная Земля», 3 класс, автор М.Ю.Новицкая В низенькой светелке со створчатым окном Светится лампада в сумраке ночном. По стенам укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром. Крашенные пяльцы со стулом расписным  И кровать расписная с пологом цветным. ­ Нравится вам у меня? Ваши   современные   квартиры   на   эту   светелку   не   похожи.   Все   здесь сделано   руками   хозяев.   А   какие   красивые,   прочные,   удобные   вещи получились. Из чего бы вы думали? Конечно, из дерева. Дерево   для   русского   крестьянина   в   старину   –   главный   попутчик   в жизни.   Оно   и   грело,   и   обувало,   и   кормило.   А   как   вы   думаете,   чтобы смастерить такие замечательные вещи из дерева, прежде всего чему нужно учиться? ­ Не только топором и резцом владеть. Прежде всего нужно научиться деревья понимать. У лесных великанов и лесных карликов есть свой характер. Некоторые из них вам знакомы. Я вам сейчас буду называть особенности какого­нибудь дерева, а вы назовите само дерево. ­ Есть дерево гибкое, податливое, из него можно корзины, абажуры и даже мебель плести. «Это?» (Ива.) Вот корзинки из ивы. Красивые правда? ­ Есть дерево мягкое, нож в него, как масло входит – из него ложки хорошо резать. «Это?» (Липа.) Изделия из липы показать (лапти). ­ А есть дерево твердое, жесткое, как камень, на ступе, на жернова пойдет. Это (бук, дуб грабовый). ­   А   есть   дерево,   которое   холодит   –   из   него   хороши   сосуды   для напитков. Это (береза). Молодцы! Откройте «Народоведение», стр.58 А   теперь   поиграем.   На   доске   рисунок.   И   в   книге   «Народоведение». Учитель задает загадку. Найти предмет и показать.  На печном коньке петушок с гребешком ­ всему свету поклон.  Под ним стоит – три ноги, два уха, а шестое брюхо (лохань).  А рядом до ушей стоит вода, не напьется никогда (ушат).  Утка в море – хвост на воле (ковшик).  Воду в ушат носят два братца. Они в воде купаются, а третий насмехается. Не смейся, дружище, нести тебе два синих моря – да тяжких горя (ведра, коромысло).  На   речку   ходит   тот,   что   не   сшит,   не   кроен,   а   весь   в   рубцах. Помогает стирать белье. Чистое свежее белье сложит хозяйка в новую   посудину   ­   всю   в   дырьях.   И   принесет   домой   (валек, корзина). Чтение в учебнике «Народоведение». Вывод: все в избе было нужно и сочетало красоту и пользу. У каждой вещи свое место. ­ Загадка:  Деревянная подружка,  Без нее мы как без рук. На досуге веселушка И накормит всех вокруг. Кашу носит прямо в рот И обжечься не дает. (Ложка) А как ложка веселила? Из   дерева   делали   деревянные   инструменты   (На   выставке   балалайка, дудочки, трещотки, колотушки, ложки). ­ Дети играют – балалайка, трещотки, ложки. XV. Окружающий мир. Стр. 49. Чтение стихотворения. XVI. Вторая жизнь дерева. Обобщение. Вернемся к схеме «Деревья – наше богатство». По ней обобщение. Петр I – колыбель русского флота. Воронеж – показ картинки. На доске высказывание: «Прекрасен мир живой природы, а люди часть его. Нам надо беречь, умножать, познавать этот мир. Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека!»

Русский язык. Программа «Гармония» . Интегрированный урок в III классе «Деревья – наше богатство»

Русский язык. Программа «Гармония» . Интегрированный урок в III классе  «Деревья – наше богатство»

Русский язык. Программа «Гармония» . Интегрированный урок в III классе «Деревья – наше богатство»

Русский язык. Программа «Гармония» . Интегрированный урок в III классе  «Деревья – наше богатство»

Русский язык. Программа «Гармония» . Интегрированный урок в III классе «Деревья – наше богатство»

Русский язык. Программа «Гармония» . Интегрированный урок в III классе  «Деревья – наше богатство»

Русский язык. Программа «Гармония» . Интегрированный урок в III классе «Деревья – наше богатство»

Русский язык. Программа «Гармония» . Интегрированный урок в III классе  «Деревья – наше богатство»

Русский язык. Программа «Гармония» . Интегрированный урок в III классе «Деревья – наше богатство»

Русский язык. Программа «Гармония» . Интегрированный урок в III классе  «Деревья – наше богатство»

Русский язык. Программа «Гармония» . Интегрированный урок в III классе «Деревья – наше богатство»

Русский язык. Программа «Гармония» . Интегрированный урок в III классе  «Деревья – наше богатство»

Русский язык. Программа «Гармония» . Интегрированный урок в III классе «Деревья – наше богатство»

Русский язык. Программа «Гармония» . Интегрированный урок в III классе  «Деревья – наше богатство»

Русский язык. Программа «Гармония» . Интегрированный урок в III классе «Деревья – наше богатство»

Русский язык. Программа «Гармония» . Интегрированный урок в III классе  «Деревья – наше богатство»

Русский язык. Программа «Гармония» . Интегрированный урок в III классе «Деревья – наше богатство»

Русский язык. Программа «Гармония» . Интегрированный урок в III классе  «Деревья – наше богатство»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017