С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая...». Лирическое «я» и образ автора.
Оценка 4.9

С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая...». Лирическое «я» и образ автора.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
05.03.2017
С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая...». Лирическое «я» и образ автора.
Цель: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии С. Есенина; обучить анализу стихотворения Задачи урока: учить анализировать и выразительно читать данное произведение; формировать навык работы над образными средствами языка. -развивать связную устную речь учащихся; развивать эмоциональную сферу учащихся; -прививать интерес к творчеству С.А. Есенина; пробуждать интерес к предмету; воспитывать любовь к Родине, к родной природе. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: учебник, тексты стихотворения, задания на карточках, компьютерная презентация, портрет Есенина.
урок № 76..docx
Урок № 76 Тема: С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая...». Лирическое «я» и образ автора. Цель: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии С. Есенина;  обучить анализу стихотворения Задачи урока: учить анализировать и выразительно читать данное произведение; формировать навык работы над образными средствами языка. ­развивать связную устную речь учащихся; развивать эмоциональную сферу учащихся;           ­прививать   интерес   к   творчеству   С.А.   Есенина;   пробуждать   интерес   к   предмету;   воспитывать   любовь   к Родине, к родной природе.       Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование:  учебник,   тексты   стихотворения,   задания   на   карточках,   компьютерная   презентация,   портрет Есенина.  Ход урока. 1. Организация класса. 2. Проверка домашнего задания. 3. Актуализация знаний учащихся. ­ Вспомните, что вам известно о С.А. Есенине? Работа с учебником. стр. 115­ Чтение фрагмента (о себе) ­ответим на вопросы на стр.116. Чтение рубрики «Родные края» стр.119. 4. Открытие новых знаний. ­Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений Сергея Есенина « Отговорила роща золотая…», в  котором поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и  изысканных оттенков. ­Послушайте стихотворение С.А. Есенина.(аудиозапись). ­Прочитайте в полголоса самостоятельно это стихотворение. Беседа по вопросам. ­Какое настроение вызывает это стихотворение? (произведение привлекает мелодичностью, музыкальностью, грустью) ­Какие слова подчёркивают грустное настроение? («Печально», «не жалеют», «оставит», «грустные слова») ­Почему у стихотворения нет названия? (дав название, поэт должен чётко определить тему или основную мысль) ­О чём же это стихотворение ? (лирический герой размышляет о прошлом и будущем, о жизни и смерти, это и сам поэт и его поэзия). ­Почему в стихотворении такая длинная строка ?  Что это даёт?  (В стихотворении поэт размышляет. Это подчёркивает длинная строчка) ­К какому типу лирики относится стихотворение? (Размышление поэта о жизни, смерти….Позволяет нам  сделать вывод, что стихотворение относится к философской лирике) ­Найдите типичные для поэзии Есенина образы? Как они здесь представлены? (Образ рощи­ деревья, сам  поэт, здесь роща отговорила, как человек. Образ дома ­ родина, воспоминания о детстве, в матери, это то, что  человек покидает и грустит. Образ странника конопляника, месяца, пруда и.т.д) ­Найдите в тексте прилагательные, обозначающие цвет. Какую цветовую гамму они создают.(«Роща  золотая» ­цвет увядания, но торжественного, царственного. Прошлое окрашено в сиреневый цвет, а настоящее в  золотой и красный, эти цвета создают тревожное настроение, и напоминают о страдании).  ­Какую роль исполняют цветовые эпитеты? (Роль зрительных ощущений. С их помощью сливаются воедино  дорогие сердцу образы). ­Какие изобразительные средства использует С.Есенин в стихотворении ? (Проверка ДЗ.) Эпитеты:   «роща   золотая»,   «берёзовым   весёлым   языком»,   «костер   рябины   красной»,   «милым   языком». (Плавность,   хорошо передаётметафора «отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком». «Олицетворение наоборот» (То, что происходит с человеком, отождествляется с явлением природы)   Сложное   психологическое   состояние   поэта,   поэтичность,   образность). Антитеза: «весёлый   грустный».   Ярко   подчёркивает   «настроение   в   стихотворении,   эмоционально.   Огромная роль повторяющихся слов (анафора): «не жаль», «не жалеют», «жалеть», «весёлым языком»­«милым языком», «роняет­роняю»» (отражаю состояние лирического героя) Инверсия:   «отговорила   роща».   Прямой   порядок   слов   был   бы   менее   поэтическим.   (Возвышенность, торжественность). Сравнение: «как дерево роняет тихо литься, так я роняю грустные слова». Подчёркивает, что образ автора и рощи­единое целое. Олицетворение:   «грезит   конопляник»,   «отговорила   роща».   Оживляет   мир   стихотворение,   делают   его одухотворённым, очеловеченным, и в этом единым. ­ Для чего С.Есенин использует в своём стихотворении различные художественные средства ?(Поэт полнее и   ярче   выражает   свои   эмоции.   Эти   изобразительные   средства   придают   художественной   картине   мира, нарисованный поэтом, яркий, зрелый, наглядный, почти осязаемый характер). ­Что использует автор для того, чтобы слово звучало ? ( в стихотворении много аллитерации, ассонансов, которые   создают   обилие   созвучий,   делая   стихотворение   более   музыкальным.   Всё   произведение   проникнуто напевностью, которую усиливает пяти стопный ямб). ­Как построено стихотворение? (оно имеет кольцевую композицию: первая строчка частично повторяется в заключении:   «отговорила   роща   золотая­роща   золотая   отговорила».   Всё   стихотворение   построено   на параллелизме(   сопоставлении).   Явления   природы   сопоставляются   с   явлением   человеческой   жизни.   Природа очеловечивается у поэта, что помогает ему глубже передать чувства любви к жизни). ­Почему   в   последней   строфе   Есенин   использует   многоточие   ? (Поэт   использует   приёмы   молчания,   с помощью которого передаётся особое волнение лирического героя: дума его переполнена грустными чувствами.) ­Какова роль в вопросительной конструкции «кого жалеть ?».(Этот риторический вопрос, ответы на который мы не ждём, потому что он ясен: «жалеть некого»). ­Дайте   характеристику   лирическому   герою.   («Золотая   роща»­это   лирический   герой,   который   близок С.Есенину, чувствующий своё «увядание», но это и одновременно его поэзия, она для него прекрасный сад, где слова­листья,   образы­яблоки,   стряхиваемые   с   души.   Этот   образ   для   поэта   принципиально   важен,   так   как пораждён   представлением   о   том,   что   человек,   поэзия,   природа­это   одно   неразрывно   связанное   целое. Лирический герой грустит о прошлом, о краткости жизни, но несмотря на это, он любит жизнь, остро чувствует красоту природы). 5. Контроль знаний учащихся. ­Давайте   подведём   итоги   анализа,   каким   видится   стихотворение   в   целом?   (   В   этом   стихотворении   Есенин предстаёт   перед   нами   как   поэт   философ,   он   пытается   решить   проблему   личности   и   её   связи   с   миром. Лирический герой понимает, что всё проходит и нет ничего вечного. Время всё безжалостно «сгребает», «в одни не нужный ком».  Всё  погибает.  Однако «Не обгорят рябиновые  кисти», «от желтизны не пропадёт  трава». Природа тоже «умирает», но она способна возрадиться. Лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски   слиянием   с   природой,   слиянием   с   прекрасным.   Особенностью   художественного   мира   является одушевленность в нём всего сущего: людей, животных, растений, планет, предметов­всё дети единой матери Природы, символом которой является дерево: «все мы ягоды и вишни одного голубого сада». Наблюдения помогают понять, что смысл стихотворения составляют не только значения сов, образов. Стих в единстве с звучащим словом составляет самую душу произведения. Неповторимая есенинская музыка стиха­ это и есть суть стихотворения, в ней простота, естественность, лёгкость .Это стихотворение­ красочное и сильное­ звучит как гармоничное   произведение.   Стихотворение   волнует,   завораживает   и   озаряет   душу   каким­то   таинственным, тихим светом.) 6. Рефлексия. 7.ДЗ 1. Письменный анализ стихотворения С.Есенина по выбору учащегося. ( В помощь можно использовать план) Примерный план анализа стихотворения. 1. Место стихотворения в творчестве поэта (когда написано, к какому периоду творчества относится, к какому событию или к  кому посвящено.) 2. К какому типу лирики(любовная, пейзажная, философская и т.д.) оно относится. 3. Жанровые особенности стихотворения. 4. Какова особенность данного произведения, его основная мысль. 5. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения ( кто он: трагик, романтик, пафосный герой, патриот и т.д.) Совпадют  его мысли, чувства с мыслями и чувствами автора. 6. Расскажите о композиции стихотворения (сколько строф, можно ли разделить на части). 7. Каково настроение данного стихотворения? Изменяется ли оно по ходу повествования ? 8. Образный рад стихотворения. 9. Лексический строй текста. 10. Особености поэтического синтаксиса (обращение, восклицание, риторические вопросы, многоточие, инверсии). 11. Звуковой строй текста (Аллитерация, ассонансы) 12. Изобразительные средства (метафора, метонимия, сравнения, эпитет, аллегория, символ, олицетворение). 13. Музыкальность. Рифмовка. 14. Смысл названия стихотворения. 15. Какие чувства и мысли вызывает это стихотворение. Примерный план анализа стихотворения. К какому типу лирики(любовная, пейзажная, философская и т.д.) оно относится. 1. Место стихотворения в творчестве поэта (когда написано, к какому периоду творчества относится, к какому событию или к кому посвящено.) 2. 3. Жанровые особенности стихотворения. 4. 5. Какова особенность данного произведения, его основная мысль. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения ( кто он: трагик, романтик, пафосный герой, патриот и т.д.) Совпадют его мысли,  чувства с мыслями и чувствами автора. Расскажите о композиции стихотворения (сколько строф, можно ли разделить на части). Каково настроение данного стихотворения? Изменяется ли оно по ходу повествования ? Образный рад стихотворения. Лексический строй текста. 6. 7. 8. 9. 10. Особености поэтического синтаксиса (обращение, восклицание, риторические вопросы, многоточие, инверсии). 11. Звуковой строй текста (Аллитерация, ассонансы) 12. Изобразительные средства (метафора, метонимия, сравнения, эпитет, аллегория, символ, олицетворение). 13. Музыкальность. Рифмовка. 14. Смысл названия стихотворения. 15. Какие чувства и мысли вызывает это стихотворение. Примерный план анализа стихотворения. К какому типу лирики(любовная, пейзажная, философская и т.д.) оно относится. 1. Место стихотворения в творчестве поэта (когда написано, к какому периоду творчества относится, к какому событию или к кому посвящено.) 2. 3. Жанровые особенности стихотворения. 4. 5. Какова особенность данного произведения, его основная мысль. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения ( кто он: трагик, романтик, пафосный герой, патриот и т.д.) Совпадют его мысли,  чувства с мыслями и чувствами автора. Расскажите о композиции стихотворения (сколько строф, можно ли разделить на части). Каково настроение данного стихотворения? Изменяется ли оно по ходу повествования ? Образный рад стихотворения. Лексический строй текста. 6. 7. 8. 9. 10. Особености поэтического синтаксиса (обращение, восклицание, риторические вопросы, многоточие, инверсии). 11. Звуковой строй текста (Аллитерация, ассонансы) 12. Изобразительные средства (метафора, метонимия, сравнения, эпитет, аллегория, символ, олицетворение). 13. Музыкальность. Рифмовка. 14. Смысл названия стихотворения. 15. Какие чувства и мысли вызывает это стихотворение. Примерный план анализа стихотворения. К какому типу лирики(любовная, пейзажная, философская и т.д.) оно относится. 1. Место стихотворения в творчестве поэта (когда написано, к какому периоду творчества относится, к какому событию или к кому посвящено.) 2. 3. Жанровые особенности стихотворения. 4. 5. Какова особенность данного произведения, его основная мысль. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения ( кто он: трагик, романтик, пафосный герой, патриот и т.д.) Совпадют его мысли,  чувства с мыслями и чувствами автора. Расскажите о композиции стихотворения (сколько строф, можно ли разделить на части). Каково настроение данного стихотворения? Изменяется ли оно по ходу повествования ? Образный рад стихотворения. Лексический строй текста. 6. 7. 8. 9. 10. Особености поэтического синтаксиса (обращение, восклицание, риторические вопросы, многоточие, инверсии). 11. Звуковой строй текста (Аллитерация, ассонансы) 12. Изобразительные средства (метафора, метонимия, сравнения, эпитет, аллегория, символ, олицетворение). 13. Музыкальность. Рифмовка. 14. Смысл названия стихотворения. 15. Какие чувства и мысли вызывает это стихотворение. Примерный план анализа стихотворения. К какому типу лирики(любовная, пейзажная, философская и т.д.) оно относится. 1. Место стихотворения в творчестве поэта (когда написано, к какому периоду творчества относится, к какому событию или к кому посвящено.) 2. 3. Жанровые особенности стихотворения. 4. 5. Какова особенность данного произведения, его основная мысль. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения ( кто он: трагик, романтик, пафосный герой, патриот и т.д.) Совпадют его мысли,  чувства с мыслями и чувствами автора. Расскажите о композиции стихотворения (сколько строф, можно ли разделить на части). Каково настроение данного стихотворения? Изменяется ли оно по ходу повествования ? Образный рад стихотворения. Лексический строй текста. 6. 7. 8. 9. 10. Особености поэтического синтаксиса (обращение, восклицание, риторические вопросы, многоточие, инверсии). 11. Звуковой строй текста (Аллитерация, ассонансы) 12. Изобразительные средства (метафора, метонимия, сравнения, эпитет, аллегория, символ, олицетворение). 13. Музыкальность. Рифмовка. 14. Смысл названия стихотворения. 15. Какие чувства и мысли вызывает это стихотворение. Примерный план анализа стихотворения. 1. Место стихотворения в творчестве поэта (когда написано, к какому периоду творчества относится, к какому событию или к кому посвящено.) 2. К какому типу лирики(любовная, пейзажная, философская и т.д.) оно относится. 3. Жанровые особенности стихотворения. 4. 5. Какова особенность данного произведения, его основная мысль. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения ( кто он: трагик, романтик, пафосный герой, патриот и т.д.) Совпадют его мысли,  чувства с мыслями и чувствами автора. Расскажите о композиции стихотворения (сколько строф, можно ли разделить на части). Каково настроение данного стихотворения? Изменяется ли оно по ходу повествования ? Образный рад стихотворения. Лексический строй текста. 6. 7. 8. 9. 10. Особености поэтического синтаксиса (обращение, восклицание, риторические вопросы, многоточие, инверсии). 11. Звуковой строй текста (Аллитерация, ассонансы) 12. Изобразительные средства (метафора, метонимия, сравнения, эпитет, аллегория, символ, олицетворение). 13. Музыкальность. Рифмовка. 14. Смысл названия стихотворения. 15. Какие чувства и мысли вызывает это стихотворение.

С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая...». Лирическое «я» и образ автора.

С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая...». Лирическое «я» и образ автора.

С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая...». Лирическое «я» и образ автора.

С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая...». Лирическое «я» и образ автора.

С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая...». Лирическое «я» и образ автора.

С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая...». Лирическое «я» и образ автора.

С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая...». Лирическое «я» и образ автора.

С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая...». Лирическое «я» и образ автора.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2017