Сакский племенной союз на территории Казахстана
Оценка 4.8

Сакский племенной союз на территории Казахстана

Оценка 4.8
Интерактивная доска +2
docx
история
5 кл
06.01.2017
Сакский племенной союз на территории Казахстана
Цель урока: Ознакомить учащихся с древними племенами саков, раскрыть особенности жизни и быта сакских племен. Задачи: 1.Обучающая: Ознакомить со сведениями о расселении сакских племен, общественном строе. Научить детей работать самостоятельно на уроках истории. 2.Развивающая: Развивать критическое мышление, навыки работы с учебным материалом, способствовать закреплению умений обобщать, выделять главное, устанавливать последовательность, делать выводы; продолжить формирование интереса к древней истории страны, воспитывать умения работать самостоятельно. 3. Воспитательная: Воспитать у учащихся трудолюбие, патриотизм, уважение к предкам, любовь к Родине. Тип урока: Изучение нового материала Методы обучения: фронтальный опрос, работа с раздаточным материалом, творческие задания. На уроке используется элемент КСО – методика работы по вопросам, ВПЗ Оборудование: интерактивная доска (презентация), карточки, рабочие листыразработка урока для учащихся 5 класса
урок саки.docx

Урок по истории Казахстана в 6  «Б» классе

на тему: «Сакский племенной союз на территории Казахстана».

Урок№26

Дата 28.11.2016

В классе всего 7 учащихся

Присутствовало___

 

Цель урока: Ознакомить учащихся с древними племенами саков, раскрыть особенности жизни и быта сакских племен.

Задачи:

1.Обучающая: Ознакомить со сведениями о расселении сакских племен, общественном строе. Научить детей  работать самостоятельно на уроках истории.

2.Развивающая: Развивать критическое мышление, навыки работы с учебным материалом, способствовать закреплению умений обобщать,  выделять главное, устанавливать последовательность, делать выводы; продолжить формирование интереса к древней истории страны, воспитывать умения работать самостоятельно. 
3. Воспитательная: Воспитать у учащихся трудолюбие, патриотизм, уважение к предкам, любовь к Родине.

Тип урока: Изучение нового материала

Методы обучения: фронтальный опрос, работа с раздаточным материалом, творческие задания.

На уроке используется элемент КСО – методика работы по вопросам,  ВПЗ

Оборудование: интерактивная доска (презентация), карточки,  рабочие листы

 План урока:

I.                   Организационный момент

II.                Проверочный этап

III.             Объяснение нового материала

IV.              Физминутка

V.                 Рефлексорный этап

VI.              Итоговый этап

VII.           Домашняя работа

Ход урока:

I.                   Приветствие, спросить у детей как они настроены на урок.  Выяснить, кто отсутствует, заполнить журнал.

Урок хочу начать со слов нашего президента Н.А.Назарбаева:

«За то, что мы сохранились как народ,

За то, что удалось удержать землю отцов,

За то, что обретя свободу,

Мы подняли знамя независимости,

За все это поколение ныне живущих

благодарно склоняет головы перед памятью предков»

 И сегодня, потомки, следуя, примерам героических подвигов   предков стоят на защите своей Родины. (1-2 мин)

 

II.                Проверка домашнего задания. (5 минут)

 

 Карточки. (взаимопроверка знаний: обмен тетрадями, ответы проговариваем и проверяем, оцениваем )

1 задание А) Реши задачу: археологами на мете одной из стоянок был обнаружен лишь очаг с кучей перегоревших зерен. О каком занятии древнего человека идет речь, если орудия труда не были обнаружены археологами? 
( Собирательство)  3 балла

Б) Реши задачу: археологи на одном из участков обнаружили две пещеры. Очаг в одной располагался у входа в пещеру, в другой - в центре. Люди каких периодов жили в этих пещерах? ( Пещера с очагом у входа относится к раннему палеолиту, огонь должен был отпугивать животных, пещера с очагом в центре- более поздняя- средний палеолит, когда в ледниковый период требовалось обогреть жилище).  4 баллов

В) Реши задачу: Первый памятник был найден им у села Андронова возле города Ачинска в Южной Сибири ровно 103 года назад. такие же образцы были найдены в Западном Казахстане ровно 89 лет назад.  Получила название андроновская культура. О ком идет речь, и в какие годы были найдены? (М. П. Грязновым, 1913, 1927) 5 баллов

 

2 задание. Тест 
1. Самый древний тип орудий труда каменного века 
А. Чоппер Б. Болас 
2. Антропологический тип древнего человека на территории Казахстана в нижнем палеолите 
А. Австралопитек Б. Питекантроп 
3. Научное название человека эпохи среднего палеолита – мустье 
А. Неандерталец Б. Кроманьонец 
4. Исследование чего дает главную информацию о жизни древних людей каменного и бронзового веков? 
А. Изучение орудий труда б. изучение останков людей и животных 
5. Наиболее благоприятный регион Казахстана для расселения древнего человека в нижнем палеолите 
А. Восточный Казахстан, Алтайские горы Б. Южный Казахстан, хребет Каратау 
6. Тип древнего человека, возникший приблизительно 35-40 тысяч лет назад и являющийся предком современного человека 
А. Неандерталец Б. Кроманьонец В. Питекантроп 
0 ошибок- 5

1-4

2-3

3-2
Ключ к тесту «Байга» 
1А 2Б 3А 4А 5Б 6Б

3                    задание. Заполни схему: напиши на какие периоды делятся и укажи хронологию

 

Ранняя 18-16вв до н.э, средняя 16-12 вв до н.э, поздний 12-8 вв до н.э

1 период- 3 балла

2 хронология – 5 баллов

 

Введение в тему (5 минут)

В истории нашей страны железный век охватывает период с VIII до н. э. по VI век н. э. В этот исторический период укреплялись родоплеменные отношения.

Роды объединялись ----> племена ----> союзы племен

К таким раннеплеменным объединениям относятся союзы саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов.

Многие ученые, историки, правители великих государств древности, современники говорили об племенах, писали о них в своих летописях, слагали о них свои легенды.

А чтобы узнать о ком идет речь нам нужно разгадать кроссворд.

1.

с

о

Б

и

р

а

т

е

л

ь

С

т

в

о

2.

а

н

Д

р

о

н

о

в

с

к

А

я

3.

н

у

м

и

з

М

а

т

и

к

а

4.

Н

е

о

л

и

т

1.

занятие первобытных людей

2.

как называется культура относящаяся к ранней бронзе.

3.

как называется наука изучающая монеты

4.

"неолитической революцией" называют какой период

 

Записать тему урока на рабочих листах и учащиеся самостоятельно ставят цель на урок, записывают ее.

Сегодня мы поговорим об этом великом племени, окунувшись в эпоху раннего железа.

Железный век

 

Саки- древние племена, населявшие Казахстан и Среднюю Азию в I тысячелетии до н.э.

Саки имели отношения со многими древними цивилизациями. Источники по разному называют древних жителей Казахстана. Персы называли жителей Степи саками, греки- азиатскими скифами. Геродот в своей книге «История», написанной в 430-425гг до н.э, утверждается, что «персы всех скифов называют саками». Слово «сак» по сведениям персов означало «великие мужи», а иногда «туры с резвыми конями». Геродот, живший в 484- 425г до н.э, прозванный «отцом истории», называли саков массагетами. Ученные установили места расселения древних жителей Казахстана. Жетысу (Семиречье), горах Тянь- Шаня, Южное Приаралье, Северный и Центральный Казахстан.

Это историческое время называют по-разному:

— «ранний железный век»
— «эпоха ранних кочевников»
— «эпоха саков»

Сведения о саках содержатся в

— трудах древнегреческого историка Геродота
— трудах древнегреческого историка Страбона
— исследованиях древнегреческого автора Фукидида
— в наскальных надписях, составленных по приказам персидских царей Дария и Ксеркса

В состав союза саков вошло много племен. В истории саков называли по-разному в различных источниках.

Работа по учебнику (15 минут). После выполнения каждого задания проверка на доске

Задания для учащихся (РАЗДАТЬ КОНТРОЛЬНЫЕ ЛИСТЫ): прочитать под тему «Первоначальные сведения о саках» на стр. 89–90 и заполнить таблицу.

 

Кто называл и какие источники

 

Как называли (стр 89 абз 2,3)

В персидских источниках

Саки, что означало «великие мужи» и «туры с резвыми конями»

В греческих источниках

Азиатские скифы
Даи

«Отец истории» Геродот

Массагеты

2. Расселение сакских племен

Работая с картой, заполнить таблицу

 

Сакские племена

 

Места расселения

Почему их так назвали?

Тиграхауда стр 90 абз 1

Среднее течение Сырдарьи, в горах Тянь-Шаня, Жетысу (Семиречье)

Носили остроконечные шапки

Парадарайа стр 90 абз 1

Приаралье, низовья Сырдарьи

Заморские саки

Хаумаварга стр 90 абз 1

В долине реки Мургаб

Готовили напиток хаома

Массагеты, даи, исседоны, аргиппеи стр 90 абз 3

Северо-восточне Арала, Южное

Приуралье,  Северный и Центральный Казахстан

 

Слайд. Карта расселения сакских племен

3.Общественное устройство саков.

В раннем железном веке усилилось общественное и имущественное неравенство.

3

 Сакские вожди превратились в могущественных правителей, они обладали большой властью.

Это время распада первобытного строя и формирования военной демократии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Женщины в сакском обществе занимали почетное положение (известна царица Томирис (570 — 520до н. э.), они принимали участие в народном собрании, вступали в бой вместе с мужчинами, были отважными и сильными. ЗАЧИТАТЬ ОТРЫВОК СТР 89 И 92

 

I.Физминутка (1 минута)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. (10 минут)

Соотнеси  3 балла

 

Кто называл и какие источники

 

Как называли

В персидских источниках


Массагеты

В греческих источниках

Азиатские скифы
Даи

«Отец истории» Геродот

Саки, что означало «великие мужи» и «туры с резвыми конями»

2.       Реши тест.

1.       Как называли сакские племена носившие остроконечные шапки?

А) тиграхауда

Б) парадарай

В) хаумаварга

Г) массагеты      

2. Как называли сакские племена готовивших напиток  хаома?

А) тиграхауда

Б) парадарай

В) хаумаварга

Г) массагеты  

3.       Как называли саков живших за морем?

А) тиграхауда

Б) парадарай

В) хаумаварга

Г) массагеты

            4. Сакские племена тиграхауда расселялись…

А) Приаралье, низовья Сырдарьи

Б) Среднее течение Сырдарьи, в горах Тянь-Шаня, Жетысу (Семиречье)

В) В долине реки Мургаб

Г) Северо-восточне Арала, Южное Приуралье,  Северный и Центральный Казахстан

5. Сакские племена парадарай расселялись…

А) Приаралье, низовья Сырдарьи

Б) Среднее течение Сырдарьи, в горах Тянь-Шаня, Жетысу (Семиречье)

В) В долине реки Мургаб

Г) Северо-восточне Арала, Южное Приуралье,  Северный и Центральный Казахстан

6. Сакские племена хаумаварга  расселялись…

А) Приаралье, низовья Сырдарьи

Б) Среднее течение Сырдарьи, в горах Тянь-Шаня, Жетысу (Семиречье)

В) В долине реки Мургаб

Г) Северо-восточне Арала, Южное Приуралье,  Северный и Центральный Казахстан

0 ошибок-5

1-4

2-3

3-2

3. Собери кластер 2 балла

 

 

 Решал вопросы войны и мира,  вел переговоры, регулировал вопросы землепользования и кочевок, возглавлял войска

носили одежду красного цвета, на индоиранском языке «ратайши», т. е. «колесничные» 

 

 носили одежду белого цвета, отличительные атрибуты: жертвенные чаши и особые головные уборы

 

 носили одежду желтого цвета и синего цвета, «восьминогие»: те, кто пахал землю плугом с помощью быков

 

4.       Допиши недостающие сведения. 2 балла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Слова подсказки: Царь, народное собрание, племя, решались самые важные вопросы.

 

«Да-нет-ка». Если отвечаете нет — обоснуйте свой ответ, если да — то да.

1.                    

2.                   Первые племенные объединения на территории Казахстана назывались саки. (да)

3.                   Саки — союз племен, населявших Казахстан и Среднюю Азию в I тыс. н. э. (нет I тыс. до н. э.)

4.                   Персы называли жителей степи саками (да)

5.                   Греки называли жителей степи саками (нет, азиатские скифы)

6.                   Геродот называл саков азиатскими скифами (нет, массагетами)

7.                   Саки, проживающие за морем, называются хаумаварга (нет, парадарайа)

8.                   Саки, носящие остроконечные шапки, называются тиграхауда (да)

9.                   Сакское общество в основном состояло из 4 групп (нет, из 3-х)

10.               Сакские войны носили одежду красного цвета (да)

11.               Во главе сакского общетства находился вождь-царь (да)

12.               Жилище саков-пещера (нет, куйме, юрта на повозке)

13.               Основным хозяйственным занятием саков является земледелие (нет, скотоводство, а земледелие только юг Казахстана)

14.               Женщины в сакском обществе не имели прав (нет, они занимали почетное место. Томирис)

15.               Основные вопросы жизнедеятельности сакского общества решались на сходе (нет, на народном собрании)

16.                                 В сакском обществе не было имущественного неравенства (нет, это видно по способам захоронения.

Проверка и оценивание работ учащихся.

V. Заключение

Саки оставили огромный след в истории. Это воинственные племена, которые внесли огромный, неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации. Скифы-саки создали замечательную самобытную культуру, охватившую Восточную Европу, Запад и Центральную Азию.


Рефлексия приём «Светофор» (стикеры вывешиваются на Дерево успеха) (1минута)

Индивидуальное оценивание

Зеленый

- урок понравился

- все удалось

Жёлтый

-я неплохо поработал, но что-то не совсем успел

Красный

- у меня сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

 

Подвести итог работы. Оценивание работ учащихся. (1-2 минуты)

Д/з §28-29 читать, стр 92 отвечать на вопросы, стр 93 задание под звездочкой выполнить в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДАТОТЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Тема урока: «_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________»

 

Цель на урок_____________________________________________________________

_______________________________________________________________________

«Первоначальные сведения о саках»

 

Кто называл и какие источники

 

Как называли (стр 89 абз 2,3)

 

 

 

 

 

 

2. Расселение сакских племен

 

 

Сакские племена стр 90 абз 1

 

Места расселения

Почему их так назвали?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 стр 90 абз 3

 

3.Общественное устройство саков.

 

 

 

 

 

 

 

 

Военная демократия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рефлексия приём «Светофор» (стикеры вывешиваются на Дерево успеха)

 

Зеленый

- урок понравился

- все удалось

 

Жёлтый

-я неплохо поработал, но что-то не совсем успел

 

Красный

- у меня сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь

Д/з §28-29 читать, стр 92 отвечать на вопросы, стр 93 задание под звездочкой выполнить в тетради.

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

1.Соотнеси  3 балла

 

Кто называл и какие источники

 

Как называли

В персидских источниках


Массагеты

В греческих источниках

Азиатские скифы
Даи

«Отец истории» Геродот

Саки, что означало «великие мужи» и «туры с резвыми конями»

2.       Реши тест.

1.       Как называли сакские племена носившие остроконечные шапки?

А) тиграхауда

Б) парадарай

В) хаумаварга

Г) массагеты      

2. Как называли сакские племена готовивших напиток  хаома?

А) тиграхауда

Б) парадарай

В) хаумаварга

Г) массагеты  

3.       Как называли саков живших за морем?

А) тиграхауда

Б) парадарай

В) хаумаварга

Г) массагеты

            4. Сакские племена тиграхауда расселялись…

А) Приаралье, низовья Сырдарьи

Б) Среднее течение Сырдарьи, в горах Тянь-Шаня, Жетысу (Семиречье)

В) В долине реки Мургаб

Г) Северо-восточне Арала, Южное Приуралье,  Северный и Центральный Казахстан

5. Сакские племена парадарай расселялись…

А) Приаралье, низовья Сырдарьи

Б) Среднее течение Сырдарьи, в горах Тянь-Шаня, Жетысу (Семиречье)

В) В долине реки Мургаб

Г) Северо-восточне Арала, Южное Приуралье,  Северный и Центральный Казахстан

6. Сакские племена хаумаварга  расселялись…

А) Приаралье, низовья Сырдарьи

Б) Среднее течение Сырдарьи, в горах Тянь-Шаня, Жетысу (Семиречье)

В) В долине реки Мургаб

Г) Северо-восточне Арала, Южное Приуралье,  Северный и Центральный Казахстан

0 ошибок-5

1 ошибка-4

2 ошибки -3

3 ошибки-2

3. Собери кластер 2 балла

 

 

 

 

 

4.       Допиши недостающие сведения. 2 балла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Слова подсказки: Царь, народное собрание, племя, решались самые важные вопросы.

 

 

Решал вопросы войны и мира,  вел переговоры, регулировал вопросы землепользования и кочевок, возглавлял войска

носили одежду красного цвета, на индоиранском языке «ратайши», т. е. «колесничные» 

 

 носили одежду белого цвета, отличительные атрибуты: жертвенные чаши и особые головные уборы

 

 носили одежду желтого цвета и синего цвета, «восьминогие»: те, кто пахал землю плугом с помощью быков

 

Решал вопросы войны и мира,  вел переговоры, регулировал вопросы землепользования и кочевок, возглавлял войска

носили одежду красного цвета, на индоиранском языке «ратайши», т. е. «колесничные» 

 

 носили одежду белого цвета, отличительные атрибуты: жертвенные чаши и особые головные уборы

 

 носили одежду желтого цвета и синего цвета, «восьминогие»: те, кто пахал землю плугом с помощью быков

 

Решал вопросы войны и мира,  вел переговоры, регулировал вопросы землепользования и кочевок, возглавлял войска

носили одежду красного цвета, на индоиранском языке «ратайши», т. е. «колесничные» 

 

 носили одежду белого цвета, отличительные атрибуты: жертвенные чаши и особые головные уборы

 

 носили одежду желтого цвета и синего цвета, «восьминогие»: те, кто пахал землю плугом с помощью быков

 

Решал вопросы войны и мира,  вел переговоры, регулировал вопросы землепользования и кочевок, возглавлял войска

носили одежду красного цвета, на индоиранском языке «ратайши», т. е. «колесничные» 

 

 носили одежду белого цвета, отличительные атрибуты: жертвенные чаши и особые головные уборы

 

 носили одежду желтого цвета и синего цвета, «восьминогие»: те, кто пахал землю плугом с помощью быков

 

Решал вопросы войны и мира,  вел переговоры, регулировал вопросы землепользования и кочевок, возглавлял войска

носили одежду красного цвета, на индоиранском языке «ратайши», т. е. «колесничные» 

 

 носили одежду белого цвета, отличительные атрибуты: жертвенные чаши и особые головные уборы

 

 носили одежду желтого цвета и синего цвета, «восьминогие»: те, кто пахал землю плугом с помощью быков

 

Решал вопросы войны и мира,  вел переговоры, регулировал вопросы землепользования и кочевок, возглавлял войска

носили одежду красного цвета, на индоиранском языке «ратайши», т. е. «колесничные» 

 

 носили одежду белого цвета, отличительные атрибуты: жертвенные чаши и особые головные уборы

 

 носили одежду желтого цвета и синего цвета, «восьминогие»: те, кто пахал землю плугом с помощью быков

 

Решал вопросы войны и мира,  вел переговоры, регулировал вопросы землепользования и кочевок, возглавлял войска

носили одежду красного цвета, на индоиранском языке «ратайши», т. е. «колесничные» 

 

 носили одежду белого цвета, отличительные атрибуты: жертвенные чаши и особые головные уборы

 

 носили одежду желтого цвета и синего цвета, «восьминогие»: те, кто пахал землю плугом с помощью быков

 

 

 

 

 

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

4

4

4

4

4

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок по истории Казахстана в 6 «Б» классе на тему: «Сакский племенной союз на территории

Урок по истории Казахстана в 6 «Б» классе на тему: «Сакский племенной союз на территории

Пещера с очагом у входа относится к раннему палеолиту, огонь должен был отпугивать животных, пещера с очагом в центре- более поздняя- средний палеолит, когда в…

Пещера с очагом у входа относится к раннему палеолиту, огонь должен был отпугивать животных, пещера с очагом в центре- более поздняя- средний палеолит, когда в…

Д р о н о в с к

Д р о н о в с к

В греческих источниках Азиатские скифы

В греческих источниках Азиатские скифы

Женщины в сакском обществе занимали почетное положение (известна царица

Женщины в сакском обществе занимали почетное положение (известна царица

Б) парадарай В) хаумаварга

Б) парадарай В) хаумаварга

Допиши недостающие сведения. 2 балла

Допиши недостающие сведения. 2 балла

Красный - у меня сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь

Красный - у меня сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь

РАЗДАТОТЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Тема урока: «_______________________________________________________________ __________________________________________________________________________»

РАЗДАТОТЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Тема урока: «_______________________________________________________________ __________________________________________________________________________»

Военная демократия .

Военная демократия .

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Собери кластер 2 балла 1

Собери кластер 2 балла 1

Решал вопросы войны и мира, вел переговоры, регулировал вопросы землепользования и кочевок, возглавлял войска носили одежду красного цвета, на индоиранском языке «ратайши», т

Решал вопросы войны и мира, вел переговоры, регулировал вопросы землепользования и кочевок, возглавлял войска носили одежду красного цвета, на индоиранском языке «ратайши», т

2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2…

2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2…

4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 5 5 5 5 5 5 5…

4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 5 5 5 5 5 5 5…

Сакский племенной союз на территории Казахстана

Сакский племенной союз на территории Казахстана
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017