Сборник кейсов по экономике
Оценка 4.8

Сборник кейсов по экономике

Оценка 4.8
Раздаточные материалы
docx
обществознание
Взрослым
07.01.2017
Сборник кейсов по экономике
Публикация является частью публикации:
методические рекомендации по организации работы с кейсами.docx

МИНОБРНАУКИ Челябинской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Южноуральский энергетический техникум»

ГБОУ СПО (ССУЗ) ЮЭТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

ПО ОРГАНИЗАЦИИ   РАБОТЫ С КЕЙСАМИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА «ЭКОНОМИКА»

 

 

 

 

 

 

image004

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                          

Разработчик: Есина О.В.,

преподаватель высшей

квалификационной категории,

e-mail: оksana.esina.73@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

Аннотация

Создание методических рекомендаций обусловлено актуальностью проблемного обучения в современном образовании. Введение Федеральных образовательных стандартов в образовательную деятельность предусматривает использование на уроках новых современных технологий. Метод  case-stady является одним из инновационных методов проблемного обучения, что соответствует новым стандартам.

Цель метода кейсовнаучить обучающихся анализировать  проблемную ситуацию – кейс, возникшую при конкретном положении дел, и выработать решение; научить работать с информационными источниками, перерабатывать ее из одной формы в другую.

Метод кейсов способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Данные методические рекомендации  разработаны с целью дать описание методики использования метода кейсов, познакомить с типологией кейсов, их структурой и содержанием. В приложении представлен сборник кейсов по некоторым темам  программы «экономика». Методическими рекомендациями может воспользоваться любой педагог, желающий ввести в образовательную практику современные технологии, а именно метод case-stady.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение   

3

1.Кейс: цели, задачи, особенности

1.1 Цель и задачи метода case-stady

5

5

1.2 Типы кейсов, способы их представления

7

1.3 Структура кейса и принципы его построения

10

2.Методика работы с кейсом

12

Заключение

22

Библиографический список

24

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Метод анализ ситуаций открывает двери для творчества преподавателя, создает ощущение нужности обществу и самоценности. Каждый, кто хоть немного соприкоснулся с этим методом, уже не будет преподавать по-старому, не вернется в засушливую зону педагогического традиционализма, ибо произошло обновление интеллекта, мироощущения и ценностей преподавателя.

Ю. Сурмин

 

На сегодняшний день стратегическим направлением модернизации образования в России остается воспитание самостоятельности, ответственности и развития профессионального потенциала, интеллектуальных и экономических способностей у будущих специалистов.

Общие требования к образованности выпускника:

Выпускник должен организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;  логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

Развитие данных умений и способностей предполагает наличие у специалиста компетентности в сфере исследовательской деятельности и высокого уровня самостоятельности. Таким образом, организация работы студентов по решению проблемных ситуаций является одним из важнейших компонентов в образовательном процессе.

Учебная дисциплина «Экономика», как одна из дисциплин общепрофессионального цикла играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, с одной стороны, устанавливает базовые знания для освоения специальных дисциплин, с другой – является формой организации самостоятельной работы студентов и развития их познавательной активности.

В связи с этим целью и задачей решения кейсов  по курсу «экономика» является приобретение умений: работать с учебной литературой и информацией, получать новые теоретические и аксиологические знания, систематизировать их; оперировать базовыми понятиями, основными понятиями учебного курса; решать познавательные и экономические задачи; логично выстраивать устные ответы и письменные тексты.

Следующим важным этапом развития навыков работы с кейсами принято считать подготовку студентами презентаций. В этих видах работы необходимо акцентировать внимание студентов на развитии коммуникативных умений монологической и диалогической речи: изложить свое мнение, задать вопрос, обоснованно ответить на вопрос, в случае необходимости аргументировано отстоять свою позицию, проявить убежденность или гибкость (в зависимости от учебной ситуации), доказывая свою точку зрения.

Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Поэтому целью методической разработки является описание методики использования кейс-метода на уроках экономики.

 

 

1.КЕЙС: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОСОБЕННОСТИ

1.1             Цель и задачи метода case-stady

 

Метод case-stady или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Цель метода case-stady – научить обучающихся анализировать  проблемную ситуацию – кейс, возникшую при конкретном положении дел, и выработать решение; научить обучающихся работать с информационными источниками, перерабатывать ее из одной формы в другую. Итогом будет являться – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Задачи:

1.Формирование и развитие информационной компетентности;

2.Развитие умений искать новые знания, анализировать ситуации;

3.Развитие навыков самоорганизации, самостоятельности, инициативности;

4.Развитие умений принимать решения, аргументировать свою позицию;

5.Развитие умений и навыков сотрудничества.

Кейсы – учебные конкретные ситуации, специально разработанные на основе фактического материала с целью последующего разбора на уроке. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать решения. Акцент обучения переносится на выработку готового знания самими учащимися, что сейчас очень актуально в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов[7].

Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной проблемной ситуации, произошедшей в реальной жизни (предметной области), и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые обучающимся нужно получить. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей обучающихся, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропреобразования (в данном случае обучающиеся побывали в роли дизайнеров). Преимуществом метода кейсов становится эмоциональность, творческая конкуренция, оставляя далеко на втором плане сухость и неэмоциональность изложения материала, с которой могут столкнуться учителя, преподающие искусство в школе.

 Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

 Метод case-study выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.

 Метод case-study интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.

 Метод case-study выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности обучающихся, тогда как в методе case-study идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий[7].

 Метод case-study концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нем предусматривается деятельность по активизации обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых.

Метод кейсов основывается на следующих принципах:

– принцип партнерства, сотрудничества с обучающимися, базирующийся на признании студентов партнерами в образовательной деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций;

– принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания – возрастание роли педагога как эксперта и консультанта, помогающего студенту;

– принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт[7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.2 Типы кейсов, способы их представления

Типы кейсов (Гарвардская школа)

Способ представления

Создание проблемной ситуации

Подготовка

кейса

Содержание кейса

Выбор создание итогового решения

Обучающий кейс (Case-stated method).

Stated- установленный, зафиксированный

Иллюстративные учебные ситуации-кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации

Преподаватель задает, определяет проблему

Педагог готовит кейс

 

Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме

Обучающимся предлагается высказать свои мнения.

Аналитический кейс (информационный) (Case-incident method).

Incident- присущий, свойственный, связанный

учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается учебная (условная) ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы. Цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме

Преподаватель задает, определяет проблему

Педагог готовит кейс

 

Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения  и некоторое количество информационных источников по рассматриваемой проблеме

Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса

Эвристический кейс (Case-problem method).

Problem- проблема, проблемная ситуация

прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

Преподаватель определяет проблему в общих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему (для младших школьников конкретизацию проблемы может также осуществить преподаватель)

Преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимости

 

Кейс содержит некоторое количество информационных источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр.

Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса.

Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информацией

Исследовательский кейс (Case-study method).

Study- исследование

учебные ситуации – кейсы без формулирования проблемы, в которых описывается более сложная, ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д. Цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов

Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы)

Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют

 

 

Кейс содержит некоторое количество информационных текстов по рассматриваемой проблеме

Обучающиеся предлагают собственное решение. Для обоснования своей точки либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс

 

 

 

 

 


         1.3 Структура кейса и принципы его построения

 

При составлении кейсов нужно придерживаться следующих основных этапов создания кейсов:

1.                 Формирование целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач. Не все темы учебной программы можно строить в технологии кейсов. Важно понимать, что должна быть жизненная конкретная ситуация, которую студенту нужно решить. На данном этапе педагогу так же важно определить, сколько учебных часов будет посвящено решению данного кейса.

2.                 Определение проблемной ситуации. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)

3.                 Построение содержания кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте. Преподавателю необходимо четко понимать, что должно быть в кейсе, а без чего можно обойтись.

4.                 Сбор информации относительно тезисов содержания кейса.

5.                 Написание текста кейса. Содержание текста и объема кейса должно быть ориентировано на возрастные особенности обучающихся. Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Если студенты еще только знакомятся с принципами работы с кейсами, то и сами кейсы должны быть небольшие по объему, понятны каждому обучающемуся. Затем тексты могут быть несколько расширены. Может даваться «запутанная» информация. Нет определенного стандарта представления кейсов. Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным для студентов[5].

Студенты сами должны выбрать те данные, которые им необходимы для решения проблемы. В связи с развитием компьютерных технологий, содержание текста может даваться в виде ссылок на информационные ресурсы Интернет.

 Величина кейса прямо зависит от его назначения. Мини-кейс, занимающий по объему от одной до нескольких страниц, может быть рассчитан на то, что он займет 1 урок.  Кейс средних размеров занимает обычно 2 часа, а объемный кейс, составляющий до нескольких десятков страниц, может использоваться в течение нескольких практических занятий.

К кейсам предъявляются определенные требования:

1.                 Кейс должен:

·                   быть написан интересно, простым и доходчивым языком;

·                   показывать как положительные примеры, так и отрицательные;

·                   содержать необходимое и достаточное количество информации;

·                   быть актуальным на сегодняшний день.

Текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.

2.                      При составлении кейсов нужно учитывать следующие требования к формату и структуре кейса:

– Сюжетная часть – описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, при котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных.

 – Информационная часть – информация, которая позволит правильно понять  развитие событий.

– Методическая часть – разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для студентов.

6.                 Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий[6].

 

 

2.МЕТОДИКА РАБОТЫ С КЕЙСОМ

 

Метод анализа конкретной ситуации дает возможность действовать, не боясь негативных последствий, возможных в реальной серьезной ситуации. Студенты учатся находить решения, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, также как и аргументировать свою стратегию решения по отношению к другим.

Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объема, сложности проблематики и степени осведомленности обучаемых с данной информацией.

 Возможны следующие альтернативные варианты:

1.Обучаемые изучают материала кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной преподавателем дополнительной литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

2.Обучаемые знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

3.Обучаемые получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним. Данный вариант подходит для небольших по объему кейсов, примерно на 1 страницу, иллюстрирующих какие-либо теории, концепции, учебное содержание, и могут быть использованы в начале занятия с целью активизации мышления обучаемых, повышения их мотивации к изучаемой тематике либо в конце занятия для закрепления материала.

Кейс может применяться как для групповой, так и для индивидуальной работы. Преподаватель действует в первую очередь как модератор. Он указывает на источники получения информации и, по возможности, вмешивается в происходящее только в исключительных случаях, исправляя что-либо[2].

Использование групповой работы  при анализе кейса усиливает субъектно-значимое взаимодействие студентов, способствует формированию их мышления, развитию речи и интеллекта, повышает их положительное эмоциональное отношение к совместной деятельности, что обеспечивает эффективное развитие инициативности. В процессе групповой деятельности работают психологические механизмы совместных действий, которые составляют основу для развития каждого структурного компонента инициативности: мотивационного, интеллектуального и эмоционально-волевого.

Развитие мотивационного компонента определяется межличностными отношениями, которые развиваются на основе сотрудничества и способствуют становлению ответственного отношения к учебной деятельности, связывающей участников учебного процесса.

Развитие интеллектуального компонента основывается на межличностной стимуляции во время совместной мыслительной деятельности. Умственная деятельность каждого индивида, принимающего участие в групповой работе, развивается:

– ускоряются ассоциативные процессы;

– обостряется перцептивная восприимчивость;

– расширяется круг интересов;

– обобщаются и систематизируются представления;

– мышление становится более четким, значительно улучшается способность выражать мысли;

– повышается критичность и логичность мышления, поскольку обстановка групповой деятельности создает условия для выдвижения гипотез и проверки их истинности;

– сотрудничество стимулирует аналитическую и синтетическую деятельность мышления.

Развитие эмоционально-волевого компонента инициативности определяется способом включения личности в общественную деятельность, что предопределяет механизм регуляции деятельности. Студент управляет своей волей и в системе межличностных отношений, и в отношении учебной деятельности, проявляя волевую инициативность.

Многочисленными исследованиями психологов было доказано, что оптимальный состав группы – 3-5 человек. Очень маленькая группа (2-3 человека), часто неплохо решая дидактические задачи, имеет слабые возможности для социализации обучающихся. Слишком большая группа (более 8 человек) плохо поддается управлению и в процессе работы нередко распадается на подгруппы. Естественно, в зависимости от характера задания состав групп может меняться[2].

Группа из 3-5 обучающихся оптимальна для реальных условий обучения, она может заниматься за двумя сдвинутыми или рядом стоящими столами.

Распределение функциональных ролей в группе может быть следующим:

–   ведущий (организатор) организует обсуждение вопроса, проблемы, вовлекает в него всех членов группы;

– аналитик задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки;

– протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы; после окончания первичного обсуждения именно он обычно выступает перед группой, чтобы представить мнение, позицию своей команды;

–  наблюдатель оценивает участие каждого члена группы в решении проблемы на основе заданных преподавателем критериев.

Интерактивная методика требует оценивания не столько набора определенных знаний, сколько умения студентов анализировать конкретную ситуацию, принимать решение, логически мыслить, при этом лучше всего использовать многокомпонентный метод формирования итоговой оценки, составными частями которого будут оценки за: участие в дискуссии или презентации, измеренное уровнем активности обучающихся; за подготовленные письменные работы.

На уроках экономики эта проблема решается следующим образом. В процессе работы над кейсом, ребята могут разделять свои обязанности в решении проблемы. Одни обучающиеся отвечают за теоретическую сторону вопроса, другие – за техническое оснащение проблемы (презентации, буклеты и прочие продуты деятельности). Педагог, в ходе работы студентов над кейсами, ведет свои наблюдения и дает оценку их деятельности.

Нами были разработаны критерии оценивания на занятии, которые представлены в таблице.

 

Критерии

Индикативные показатели

Баллы

оценка

Презентация работы

Грамотная речь

1 балл –

недостаточно просматривается

2          балла –

просматривается

частично

3          балла –

реализуется

полностью

30 баллов 28 – оценка 5

27-26 баллов –  оценка 4

25-22 баллов – оценка 3

21 балл – оценка 5

Емкость, лаконичность, полное

раскрытие темы, решение

проблемы

Качество ответов на

дополнительные вопросы

Доказательная база

Оценка приложений

(презентации, рисунки, буклеты и пр.)

 

Качественность выполнения работы (соответствие работы основным особенностям изучаемой проблемы, соответствие с темой)

Полное отражение в приложении изучаемой проблемы

Оформление работы не должно мешать восприятию проблемы

Работа в

группе

Существенные дополнения к

 выступлению

Индивидуальная работа в группе, индивидуальные задания

Участие в обсуждении проблемы

 

За каждую работу над кейсом каждый студент может получить хорошую оценку. Данные критерии можно предложить экспертной группе, собранной из обучающихся той же группы. В этом случае стимул к работе у студентов проявляется гораздо в большей степени, ведь оценивать их труд будет не педагог, а одногруппники.

Анализ кейса, данный обучающимся при письменной работе, считается удовлетворительным, если:

– было сформулировано и проанализировано большинство проблем, имеющихся в кейсе;

– были сделаны собственные выводы на основании информации о кейсе, которые отличаются от выводов других учеников;

– решение ситуаций по смыслу и содержанию отвечают требованиям.

Планируя работу с кейсом целесообразно четко определить этапы учебного процесса. В обобщенном алгоритме работы с кейсом выделяются 6 ступеней (рис.2), содержание, задачи и временные рамки которых могут варьироваться в зависимости от дидактических целей и возможностей учебного процесса.

 

VI ступень - Сравнительный анализ

-    анализ стратегий поиска решений

-    сравнение с фактически принятым решением

-    разработка плана мероприятий

 

V ступень - Презентация решения

-    представление решения

-    аргументация выбора

 

IV ступень - Принятие решения

-    оценка вариантов решения проблемы

-    выбор оптимального решения

 

III ступень - Рассмотрение альтернатив

-    разработка различных решений

-    изучение альтернативных вариантов

 

II ступень - Сбор информации

-    описание всех существенных лиц

-    сопоставление важных аспектов проблемы

-    поиск и оценивание информации

I ступень - Введение в проблему

-    краткое описание ситуации

-    изложение сути проблемы в одно предложение

 

Рисунок 2– Алгоритм работы с кейсом

I ступень - Введение в проблему

На первой ступени учебного процесса в центре внимания осмысление проблемной ситуации. Цель этой ступени - краткое описание ситуации и представление сути проблемы. Лишь после этого можно начать основную работу с кейсом. Причем обучающиеся получают задание проанализировать ситуацию таким образом, чтобы выделить важные аспекты для дальнейшего хода событий среди несущественных фактов. Подобная деятельность требует особых умений студентов, на развитие способности чувствовать и понимать важность проблемы должно быть направлено усиленное внимание преподавателя. Идентифицируя проблему и определяя первопричины, обучающиеся как бы «ставят диагноз», для чего необходимо понимание взаимозависимостей и функциональных связей в анализируемой ситуации. После того, как обучающиеся поняли существующую проблемную ситуацию, они получают задание сформулировать цели дальнейшей работы с кейсом, что происходит в ходе групповой дискуссии.

II ступень - Сбор информации

Дидактически обработанные кейсы содержат наряду с описанием ситуации краткое резюме, рабочие задания и вопросы для дискуссии, которые помогают студентам ориентироваться в течение всего процесса решения проблемы. Комментарии преподавателя позволяют привести в соответствие с индивидуальным уровнем развития студентов формулировки заданий.

Если кейс предоставляет ограниченную информацию, от студентов требуется самим раздобыть отсутствующую, но необходимую для принятия решения, информацию. Для отбора информации должны быть выработаны критерии. Одна из возможностей получения дополнительной информации - обращение к преподавателю. В таком случае экономится время, преподаватель оперативно получает представление о затруднениях студентов и их пробелах в знаниях, следовательно, может быстро их устранить. Однако такой подход к получению информации создает опасность, ибо трудно прогнозировать результат его воздействия на последующее решение группы. Другая возможность получения информации - самостоятельный поиск источников, сбор и оценка информации, что требует специальной подготовки студентов. Следующая возможность - добывание информации вне образовательного учреждения, например, на предприятиях и учреждениях. Так обучающиеся заранее знакомятся с различными возможностями реальных рабочих мест, что важно для их будущей профессиональной деятельности.

Итак, на данной ступени обучающиеся должны не только проанализировать предоставленную информацию, но, если это необходимо, самостоятельно собрать и оценить дополнительную информацию.

Эта работа проводится в малых группах, которые должны самостоятельно освоить постановку проблемы при анализе ситуации. Преимущество работы в малых группах в том, что: обучающиеся с разным уровнем подготовки могут взаимно обмениваться своими знаниями и опытом; застенчивые обучающиеся получают возможность проявить себя и самоутвердиться; у всех участников группы развивается умение работать в команде, готовность к кооперации и коммуникации.

III ступень - Рассмотрение альтернатив

В этой ступени на переднем плане находится развитие альтернатив действий. Студент должен освободиться от одномерного мышления, которое рассматривает только одну возможность или решение как правильное. Необходимо обратиться к творчеству студентов, чтобы найти как можно больше альтернатив решения для исследования ситуации. Чтобы суметь предложить больше альтернатив от обучающегося требуется рассмотреть комплексную проблему под разными углами зрения. Дополнительный эффект состоит в том, что при включении многих точек зрения в комплексную систему требуется увеличение силы воображения учащегося. Задача этой ступени состоит в том, чтобы открыть студентам разносторонние способы мышления и разъяснить им, что решения всегда принимаются на основе выбора из многих альтернатив. В производственно-экономическом обучении редко существует лишь одно решение проблемы. Студент должен становиться более «чувствительным», чтобы в последующей профессиональной и личной жизни не принимать вслепую представляемые решения и искать возможные альтернативы решения. Ступень развития альтернатив действия происходит в малой группе.

IV ступень - Принятие решения

На этой ступени от студентов требуется найти совместное решение внутри малой группы. До того, как прийти к этому, обучающиеся должны сопоставить все найденные альтернативы решения. Чтобы суметь прийти к решению на фундаментальной основе, должны быть приняты во внимание преимущества и недостатки каждой отдельной альтернативы, а также их последствия. Если обучающиеся в заключение хотят сравнить альтернативы, в зависимости от цели задания, то имеет смысл письменно зафиксировать преимущества и недостатки, а также последствия отдельных альтернатив. Преимущество здесь в том, что обучающиеся сохраняют общее представление, чтобы, исходя из рациональных, по их мнению, критериев найти оптимальное решение. Далее студентам предлагается письменно зафиксировать факторы и аргументы, которые оказали влияние на их процесс решения, в рамках плана решения для самоконтроля и документации.

V ступень - Презентация решения

Презентация решения происходит уже не в малых группах, а перед всей группой. При этом отдельные группы представляют решение, к которому они пришли. Если исследование случая предлагает пространство для нескольких возможностей решения, то нужно исходить из того, что отдельные группы пришли к разным и частью абсолютно противоположным решениям. Из этого можно развить оживленную дискуссию, при которой каждая группа пытается назвать свое решение, но и принимает во внимание возражения одноклассников. На основе возражений малая группа может сама контролировать, убедительна ли их цепь аргументов. Так как отдельные малые группы действуют как противники, их задача - с одной стороны, защитить свое решение, а с другой, критически проверить аргументы другой группы. Чтобы вырасти для такой возможной «горячей» дискуссии, обучающиеся должны сначала научиться искусно владеть языком и аргументами. В этой фазе следует подчеркнуть роль преподавателя как модератора, который заботится о регулируемом ходе дискуссии. Важное условие здесь является то, что педагог сам должен владеть необходимой компетенцией для осуществления руководства обучающимися в рамках дискуссии.

VI ступень - Сравнительный анализ

В рамках этой последней ступени учебного процесса студентами  сравниваются найденные решения с решением, принятым в действительности. Сравнение дает возможность критически рассмотреть как ситуацию, так и принятое решение. Указания в книге решений следует понимать как предложения для решения и как пространство для альтернативных стратегий решения. Возможно, обучающиеся решат, что, с критической точки зрения, предложение к решению уже не соответствует современным границам и нормам. Если обучающиеся способны к критическим оценкам современного состояния, то они смогут раскрыться как личности, желающие осознанно влиять на будущее развитие.

Метод кейсов способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою.

Таблица 1– Развитие компетенций при решении кейсов

Компетентности

Их характеристика

Способность принимать решения

Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий.

Способность к обучению

Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации

Системное мышление

Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ

Самостоятельность и инициативность

Умение проявлять активность в ситуациях неопределенности

Готовность к изменениям и гибкость

Умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям

Способность работать с информацией

Умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую

Упорство и целеустремлённость

Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров

Коммуникативные способности

Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт

Способность к межличностным контактам

Умение слушать и понимать собеседника

Проблемность мышления

Умение вырабатывать модели решения проблем

 

           

С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Кейсы – надежный, но не универсальный инструмент оценки – как, впрочем, и все остальные методы.  Для оценки всего, что связано с поведением и взаимодействием, гораздо больше подходят ролевые и деловые игры, а также групповые дискуссии.

Экспертам, не являющимся профессионалами, самым лучшим решением нередко кажется то, которое максимально совпадает с их собственным решением. Четкие критерии оценки решений и привлечение нескольких экспертов позволяет повысить объективность итоговой оценки.  

Решение кейса (особенно – комплексного) требует определенного времени, обработка полученных результатов также занимает немалое время. Если Вы не готовы провести свою единственную жизнь за обработкой результатов оценки, не пытайтесь получить как можно больше информации «на всякий случай» - ограничьтесь необходимой и достаточной для принятия решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, образовательная деятельность в режиме кейс-метода ориентирована на:

Формирование и развитие информационной компетентности.

Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией.

Формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе.

Кейс-метод – это достаточно сложная технология обучения. Не каждый педагог, желающий внедрить этот метод в свою работу, сможет в полной мере овладеть методикой ее преподавания. Во-первых, сложность заключается в том, что на первом этапе создаются кейсы различных видов (обучающий, аналитический, эвристический, исследовательский). Преподавателю  необходимо понять, как правильно создавать эти кейсы, четко формулировать проблему, отбирать необходимый материал. Поэтому неправильно созданный кейс к запланированным результатам на уроке не приведет.

Во-вторых, начиная работать в данной технологии, преподавателю важно не остановиться на полпути. Так как создание кейсов – процесс очень трудоемкий и требует немало времени, преподавателю просто может не хватить сил и упорства довести начатое до конца. Но если кейсы будут созданы педагогом в соответствии с требованиями, на последующие годы это будет являться большим преимуществом в работе. Педагогу надо будет только дополнять кейсы в зависимости от времени и актуальности проблемы.

При внедрении кейс-метода в свою практику, педагог должен учитывать степень и уровень обученности  студентов в разных возрастных категориях. Один и тот же кейс не всегда подходит для работы студентов одного курса, но с разным уровнем мыслительной деятельности. Для слабых групп кейс приходится делать проще, например из эвристического - аналитический, для сильных групп – и кейс должен стать сложнее, из эвристического перерасти в исследовательский.

Еще одним преимуществом работы с кейс-методом является обучение студентов социальному взаимодействию. Ребята в группах учатся слушать друг друга, обмениваться мнениями, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

При работе с данной технологией нельзя не отметить такой положительный момент, как обучение самостоятельности и развитие творческой деятельности у студентов. Как показывает моя практика, ребята с удовольствием защищают свои проекты, проявляют удивительную фантазию, ищут нетрадиционные пути решения проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.     Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы /Под ред. Е.В.Иванова, Л.И.Косовой, Т.Ю.Аветовой –СПб.: ООО «Полиграф-С», 2004

2.     Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Маркетинг.-    1999.- №1.

3.     Русских Г.А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие. – М., Ладога-100, 2001.

4.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

5.     Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении /Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.И. Косовой. – СПб.: «Полиграф-С», 2002

6.     Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.

7.     http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНОБРНАУКИ Челябинской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Южноуральский энергетический техникум»

МИНОБРНАУКИ Челябинской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Южноуральский энергетический техникум»

Сборник кейсов по экономике

Сборник кейсов по экономике

Аннотация Создание методических рекомендаций обусловлено актуальностью проблемного обучения в современном образовании

Аннотация Создание методических рекомендаций обусловлено актуальностью проблемного обучения в современном образовании

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1

ВВЕДЕНИЕ Метод анализ ситуаций открывает двери для творчества преподавателя, создает ощущение нужности обществу и самоценности

ВВЕДЕНИЕ Метод анализ ситуаций открывает двери для творчества преподавателя, создает ощущение нужности обществу и самоценности

Учебная дисциплина «Экономика», как одна из дисциплин общепрофессионального цикла играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, с одной стороны, устанавливает базовые знания для освоения специальных…

Учебная дисциплина «Экономика», как одна из дисциплин общепрофессионального цикла играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, с одной стороны, устанавливает базовые знания для освоения специальных…

Цель и задачи метода case - stady

Цель и задачи метода case - stady

Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей обучающихся, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного…

Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей обучающихся, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного…

Метод кейсов основывается на следующих принципах: – принцип партнерства, сотрудничества с обучающимися, базирующийся на признании студентов партнерами в образовательной деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении…

Метод кейсов основывается на следующих принципах: – принцип партнерства, сотрудничества с обучающимися, базирующийся на признании студентов партнерами в образовательной деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении…

Типы кейсов, способы их представления

Типы кейсов, способы их представления

Эвристический кейс (Case-problem method)

Эвристический кейс (Case-problem method)

Структура кейса и принципы его построения

Структура кейса и принципы его построения

Студенты сами должны выбрать те данные, которые им необходимы для решения проблемы

Студенты сами должны выбрать те данные, которые им необходимы для решения проблемы

МЕТОДИКА РАБОТЫ С КЕЙСОМ Метод анализа конкретной ситуации дает возможность действовать, не боясь негативных последствий, возможных в реальной серьезной ситуации

МЕТОДИКА РАБОТЫ С КЕЙСОМ Метод анализа конкретной ситуации дает возможность действовать, не боясь негативных последствий, возможных в реальной серьезной ситуации

В процессе групповой деятельности работают психологические механизмы совместных действий, которые составляют основу для развития каждого структурного компонента инициативности: мотивационного, интеллектуального и эмоционально-волевого

В процессе групповой деятельности работают психологические механизмы совместных действий, которые составляют основу для развития каждого структурного компонента инициативности: мотивационного, интеллектуального и эмоционально-волевого

Слишком большая группа (более 8 человек) плохо поддается управлению и в процессе работы нередко распадается на подгруппы

Слишком большая группа (более 8 человек) плохо поддается управлению и в процессе работы нередко распадается на подгруппы

Нами были разработаны критерии оценивания на занятии, которые представлены в таблице

Нами были разработаны критерии оценивания на занятии, которые представлены в таблице

VI ступень - Сравнительный анализ - анализ стратегий поиска решений - сравнение с фактически принятым решением - разработка плана мероприятий

VI ступень - Сравнительный анализ - анализ стратегий поиска решений - сравнение с фактически принятым решением - разработка плана мероприятий

II ступень - Сбор информации

II ступень - Сбор информации

III ступень - Рассмотрение альтернатив

III ступень - Рассмотрение альтернатив

Далее студентам предлагается письменно зафиксировать факторы и аргументы, которые оказали влияние на их процесс решения, в рамках плана решения для самоконтроля и документации

Далее студентам предлагается письменно зафиксировать факторы и аргументы, которые оказали влияние на их процесс решения, в рамках плана решения для самоконтроля и документации

Если обучающиеся способны к критическим оценкам современного состояния, то они смогут раскрыться как личности, желающие осознанно влиять на будущее развитие

Если обучающиеся способны к критическим оценкам современного состояния, то они смогут раскрыться как личности, желающие осознанно влиять на будущее развитие

Экспертам, не являющимся профессионалами, самым лучшим решением нередко кажется то, которое максимально совпадает с их собственным решением

Экспертам, не являющимся профессионалами, самым лучшим решением нередко кажется то, которое максимально совпадает с их собственным решением

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, образовательная деятельность в режиме кейс-метода ориентирована на: –

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, образовательная деятельность в режиме кейс-метода ориентирована на: –

Еще одним преимуществом работы с кейс-методом является обучение студентов социальному взаимодействию

Еще одним преимуществом работы с кейс-методом является обучение студентов социальному взаимодействию

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017