Сборник методических указаний для студентов по выполнению практических работ по учебной дисциплине «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Оценка 4.8

Сборник методических указаний для студентов по выполнению практических работ по учебной дисциплине «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Оценка 4.8
Лабораторные работы
doc
экология
Взрослым
06.01.2017
Сборник методических указаний для студентов по выполнению практических работ по учебной дисциплине   «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Методические указания для выполнения практических работ япредназначены для студентов специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, порядок и образец отчета о проделанной работе.Сборник методических указаний для студентов по выполнению практических работ по учебной дисциплине «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
практич. работы экология.doc

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

ГБПОУ  «Ставропольский  региональный многопрофильный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

 

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 

 

ДИСЦИПЛИНА  «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

 

естесственно-научный цикл

 

 

специальность: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

 

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ  ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ставрополь, 2016 г.


 

Составитель: Ракчеева Наталия Александровна, преподаватель

 ГБПОУ  «Ставропольский региональный многопрофильный колледж»

 

 

 

 

 

Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ СРМК по специальности СПО

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта в соответствии с требованиями  ФГОС СПО третьего поколения.

            Методические указания по выполнению практических работ адресованы  студентам очной формы обучения.

            Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, порядок и образец отчета о проделанной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Темы практических занятий

страницы

Введение

4

Практическое занятие №1 «Определение экологической пригодности выпускаемой продукции»

5

Практическое занятие  №2 «Выбор методов, технологий и аппаратов

по утилизации выбросов, стоков и твердых отходов»

10

Практическое занятие №3 «Оценка состояния экологии окружающей

среды на производственном объекте»

14

Практическое занятие№ 4 «Анализ и прогноз экологических последствий различных видов производственной деятельности»

18

 

 

 

 


 

Введение

 

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

 

            Методические указания по дисциплине «Экологические основы природопользования» для выполнения практических работ созданы Вам  в помощь для работы на занятиях, подготовки к ним, правильного составления проектов документов.

            Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

            Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения  зачета по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на  занятии по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

            Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.

 

 

 

Желаем Вам успехов!!!

 


             Раздел 1  Особенности взаимодействия общества и природы

 

Тема 1.1 Природоохранный потенциал

 

Название практической работы№1: «Определение экологической пригодности выпускаемой продукции»

 

Учебная цель: сформировать   умения определять экологическую пригодность выпускаемой продукции.

Учебные задачи:

1.Знать  требования  к  сырью и материалам, а также продукции, которые по  показателям и свойствам   должны отвечать действующим санитарным правилам и нормам;

2. Определять экологическую пригодность выпускаемой продукции.

 

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

-установливать  порядок определения экологической пригодности качества выпускаемой продукции по схеме;

- определять экологическую пригодность продуктов питания с точки зрения их безвредности для организма, используя таблицу-список вредных пищевых добавок и образцы продуктов питания.

знать:

-       требования к сырью и продукции предприятия;

-       санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека выпускаемой продукции

 

 Задачи практической  работы:

 

  1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.
  2. Изучить закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№ 1034-1 от 19.04.91).
  3. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
  4. Выполнить задания  практического занятия
  5. Оформить отчет.

 

Обеспеченность занятия (средства обучения):

 

1.      Рабочая тетрадь по УД.

2.      Ручка.

3.      Двойной лист  в клетку для оформления отчета.

4.      Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№ 1034-1 от 19.04.91).

 

 

Краткий теоретический материал по теме практической  работы

 

Требования к сырью и продукции предприятия определены Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№ 1034-1 от 19.04.91). Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы представляют собой нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека характеристик среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными предприятиями, организациями и учреждениями, должностными лицами и гражданами.

В соответствии с законом предприятия обязаны: обеспечивать соблюдение действующего санитарного законодательства РФ и установленных санитарных правил, осуществлять контроль за выполнением санитарных правил; разрабатывать и проводить гигиенические противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей среды, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения, а также на предупреждение возникновения и распространения заболеваний; своевременно информировать органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ об аварийных ситуациях, остановках производства, нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; выполнять заключения, постановления, распоряжения и предписания должностных лиц органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, в том числе их требования о приостановлении или прекращении финансирования деятельности организаций и предприятий, допускающих нарушения санитарного законодательства РФ; применять меры материального стимулирования, направленные на повышение заинтересованности трудовых коллективов и отдельных работников в соблюдении требований санитарного законодательства РФ и санитарных правил; создавать условия для поддержания уровня здоровья своих работников и населения, для предупреждения заболеваний и формирования здорового образа жизни людей.

Кроме того, предприятия должны выполнять следующие требования: 
сырье и материалы, а также продукция, производство, транспортировка, хранение и применение которых  требуют непосредственно участия человека и могут оказать неблагоприятное влияние на его здоровье, по своим показателям и свойствам должны отвечать действующим санитарным правилам; новые технологии, материалы, вещества и изделия, предназначенные для использования в хозяйстве и быту, должны допускаться к постановке на производство, внедрению и применению только на основании заключений органов или учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы об их соответствии санитарным правилам; предприятия и организации, а также граждане, ответственные за выпуск продукции, не соответствующей действующим санитарным правилам, ГОСТам и техническим условиям (ТУ), обязаны приостановить ее производство и реализацию по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.

 

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1.      Дать понятие нормативным актам, устанавливающим критерии безопасности и безвредности для человека характеристик среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

2.       Перечислить обязанности предприятия в соответствии с законом действующего санитарного законодательства РФ и установленных санитарных правил.

 

 

Задания для практического занятия:

Задание №1. Провести  первичную экологическую экспертизу упакованных продуктов питания по схеме:

а) вид упаковки (металлическая банка, стеклянная банка с закатанной металлической крышкой, стеклянная банка с пластмассовой крышкой, пластмассовая упаковка, алюминиевая фольга, бумага и т. д.);

б) сохранность упаковки (механическое повреждение, коррозия и т. д.);

в) полнота информации на этикетке (наименование предприятия-изготовителя, его адрес; наименование товара, его масса; состав; калорийность, срок годности; дата изготовления; обозначение ГОСТа или ТУ; предупреждения об опасности; наличие консервантов);

г) характеристика штрих-кода (он должен быть подлинным, его подлинность проверяется с помощью приложений №1 к практической работе). Определите, насколько продукт заслуживает доверия потребителей.

Приложение №1.

Расшифровать штрих-код

Разделы штрих-кода: код страны, код изготовителя, наименование товара, потребительские свойства, размер, масса, ингредиенты, цвет, контрольная цифра. * — знак товара, изготовленного по лицензии Коды некоторых стран:

00-09-США, Канада

30-37 - Франция

40-44 — Германия

460-461—Россия, СЕН

471 -Тайвань

49 — Япония

50- Англия

52 — Греция

54 — Бельгия

56 — Португалия

57 — Дания

590 — Польша

599, 64 — Финляндия

690 — Китай

70-Норвегия

72 — Израиль

73 — Швеция

789 — Бразилия

80-83 — Италия

84 — Испания

86 — Югославия

8 69--Турция

90-91 —Австрия

Штрих-код должен быть подлинным, и Вы можете самостоятельно проверить его подлинность. Для этого надо следовать следующим правилам:

1. Присваивают цифрам в штриховом коде места с 1-го ло 12-го, исключая контрольную цифру (рис. 1);

Рис. 1  Присвоение места с 1-го до 12-го в штрих-коде

2. Складывают цифры, находящиеся на четных местах, и полученную сумму умножают на 3. Например: 6 + 7 + 0 + 5 + 0 + + 1 = 19; 19x3 = 57;

3. Складывают цифры, находящиеся на нечетных местах. Например: 4+0+0+9+2+0= 15;

4. Складывают результаты, полученные в п. 2 и п. 3, и получают двух- или трехзначное число. Например: 15 +97 =112;

5. Оставляют у полученной итоговой суммы лишь число, находящееся на последнем месте. Например: 2;

6. Вычитают из 10 полученное число. Полученная разность и есть контрольное число, которое должно совпадать с тем, что указано в штриховом коде. Например: 10 — 2 = 8.

Контрольная цифра в штрих-коде — последняя цифра.

 

Задание №2. Определите экологическую пригодность продуктов питания с точки зрения их безвредности для организма, используя таблицу-список вредных пищевых добавок

( приложение №2)  и образцы продуктов питания.

 

 Приложение№ 2.

Список вредных пищевых добавок

«РК» - вызывает расстройство кишечника

«РД» - влияет на артериальное давление

«С» - вызывает сыпь

«Р» - канцероген;Е131

«X» - холестерин

«П» -подозрительный

«РЖ» - вызывает расстройство желудка

«О» - опасный по ряду причин

«ОО» - очень опасный по ряду причин

«ВК» - вреден для кожи

«3» - запрещен к применению

Е154

Е154

Е510

Е142

Е520

Е104

Е450-454

Е102

Е125

Е151

Е105

Е626-655

Е250

Е907

Е155

Е521

Е122

Е461-465

Е110

Е510

Е160

Е111

Е545

Е251

Е513

Е216


 

Е141

Е465-466

Е120

Е515Е

Е251

Е121


 


 

Е512

Е219


 

Е150

Е338

Е124

Е527

Е252

Е125


 


 


 

Е240


 

Е171

Е559

Е127


 

Е259

Е126


 


 


 

Е249


 

Е175

Е540

Е129


 

Е951

Е130


 


 


 

Е252


 

Е241

Е541

Е155


 


 

Е152


 


 


 

Е280


 

Е477


 

Е180


 


 

Е952


 


 


 

Е281


 


 


 

Е201


 


 

 


 


 


 

Е282


 


 


 

Е220


 


 

 


 


 


 

Е285


 


 


 

Е222


 


 

 


 


 


 

Е210


 


 


 

Е225


 


 

 


 


 


 

Е211


 


 


 

Е224


 


 

 


 


 


 

Е212


 


 


 

Е228


 


 

 


 


 


 

Е215


 


 


 

Е250


 


 

 


 


 


 

Е214


 


 


 

Е255


 


 

 


 


 


 

Е954


 


 


 

Е242


 


 

 


 


 


 

Е550


 


 


 

Е270 О для детей


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 

Е402


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 

Е405


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 

Е404


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 

Е405


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 

Е50 1-505


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 

Е620


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 

Е656-657


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 

Е400


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 

Е401


 


 

 

Что обозначают индексы пищевых добавок:

Е 100-Е 182 — красители;

Е200 и далее — консерванты;

ЕЗОО и далее — антиокислители (предохраняют продукты от порчи);

Е400 и далее — стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию);

ЕЗОО и далее — эмульгаторы (поддерживают определённую структуру);

Е600 и далее — усилители вкуса и аромата;

Е700-Е800 — запасные индексы;

Е900 и далее — антифламинги, противопенные вещества (понижают пенообразование —например, при разливе соков);

Е1000 и далее — газирующие агенты, подсластители, крахмалы.

Не все пищевые добавки разрешены к использованию на территории России.
Запрещённые пищевые добавки:

Ё121 -- краситель цитрусовый красный;

Е123 — краситель Амарант;

Е240 — консервант Формальдегид;

Е924а — улучшитель муки и хлеба;

Е9246 — улучшитель муки и хлеба.

 

Инструкция по выполнению практической работы

 

  1. Прочитайте краткий теоретический материал по теме практической работы.
  2. Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала  к практическому занятию.
  3. Внимательно прочитайте  задание№1. Проведите  первичную экологическую экспертизу упакованных продуктов питания по схеме.
  4. Внимательно прочитайте  задание№2. Определите экологическую пригодность продуктов питания с точки зрения их безвредности для организма человека. Сделайте вывод.

 

 

Порядок выполнения отчета по практической работе

 

1.      На двойном листе в клетку напишите в правом верхнем углу свою фамилию, инициалы, номер группы.

2.      Напишите тему практической работы: «Определение экологической пригодности выпускаемой продукции»

3.      Далее должно быть заглавие «Задание №1» и выполнение задания.

4.      Затем - заглавие «Задание №2» и выполнение задания.

 

Форма контроля выполнения практических работ:

 

Выполненная работа представляется преподавателю  на  отдельном двойном  листе.

 

 

Список рекомендуемой литературы и нормативных документов:

 

1.Арустамов Э.В. Экологические основы природопользования: 5-е издание переработанное  и дополненное, М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2012;

2. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. М.; Академия, НМЦ СПО, 2012.

3.Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№ 1034-1 от 19.04.91).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1  Особенности взаимодействия общества и природы

 

Тема 1.2 Природные ресурсы и рациональное природопользование

 

Название практической работы№2: «Выбор методов технологий и аппаратов по утилизации выбросов, стоков и твердых отходов»

 

Учебная цель: сформировать   умения выбирать методы, технологии и аппараты по утилизации выбросов, стоков и твердых отходов

Учебные задачи:

1. Уметь систематизировать основные  источники техногенного воздействия на  окружающую среду

2.Научиться  выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

 

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

- обосновывать выбор  метода утилизации различных  отходов;

-выявлять достоитнства и недостатки методов очистки газрвых выбросов, стоков и твердых отходов.

       знать:

- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

           -  методы очистки сточных вод, газов, твердых отходов

 

 

 

 

 Задачи практической  работы:

 

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического  и нормативного материала.

3. Выполнить задания  практического занятия.

4.Оформить отчет.

 

 

Обеспеченность занятия (средства обучения):

 

1.Рабочая тетрадь по биологии.

2.Ручка.

3.Двойной лист  в клетку для оформления отчета.

4. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды»

 

Краткий теоретический материал по теме практической  работы

 

Источники техногенного воздействия на окружающую среду

Все многообразие техногенных источников можно сгруппировать следующим образом:

1) наземный и воздушный транспорт;

2) добыча и переработка полезных ископаемых;

3) промышленное производство разных отраслей индустриальной деятельности;

 4) сельскохозяйственное производство;

5) строительство инженерных объектов разно­го назначения (городских и сельских поселений);

6) коммунально-бытовое хозяйство.

Из этих источников в ландшафты поступают сотни различных по составу и свойствам веществ, в том числе кислоты, щелочи, соли, продукты сжигания угля, нефть и продукты ее переработки, пестициды, моющие сред­ства, фенолы, аэрозоли, пыль, радионуклиды, окислы серы, азота, углеводороды, металлы, пластмассы, зола, ил, песок и др.

Все виды источников содержат довольно широкую группу загрязняющих веществ.Техногенное воздействие на окружающую среду осуществляется из нескольких источников, следовательно, оно является комплексным по составу загрязняющих веществ и мощным по негативным последствиям этого воздействия.

 Метод очистки сточных вод

В комплекс очистных сооружений входят сооружения механической очистки. В зависимости от требуемой степени очистки они могут дополняться сооружениями биологической либо физико-химической очистки, а при более высоких требованиях в состав очистных сооружений включаются сооружения глубокой очистки. Перед сбросом в водоем очищенные сточные воды обеззараживаются, образующийся на всех стадиях очистки осадок или избыточная биомасса поступает на сооружения по обработке осадка. Очищенные сточные воды могут направляться в оборотные системы водообеспечения промышленных предприятий, на сельскохозяйственные нужды или сбрасываться в водоем. Обработанный осадок может утилизироваться, уничтожаться или складироваться. 
Механическая очистка применяется для выделения из сточных вод нерастворенных минеральных и органических примесей.  В состав сооружений механической очистки входят решетки, различного вида уловители, отстойники, фильтры. Песколовки применяются для выделения из сточных вод тяжелых минеральных примесей (в основном песка).
Биологическая очистка. В его основе лежит процесс биологического окисления органических соединений, содержащихся в сточных водах. Биологическое окисление осуществляется сообществом микроорганизмов, включающим множество различных бактерий, простейших и ряд более высокоорганизованных организмов-водорослей, грибов и т. д.
Химические и физико-химические методы очистки играют значительную роль при обработке производственных сточных вод. Они применяются как самостоятельные, так и в сочетании с механическими и биологическими методами.Нейтрализация применяется для обработки производственных сточных вод многих отраслей промышленности, содержащих щелочи и кислоты. Нейтрализация сточных вод осуществляется с целью предупреждения коррозии материалов водоотводящих сетей и очистных сооружений, нарушения биохимических процессов в биологических окислителях и водоемах.

         Методы очистки газов

  Механическая очистка газов ориентирована на задержание твердых крупных частиц. Сухой способ газоочистки основан на установке в трубах фильтров. В основе мокрого способа – взаимодействие с водой и последующее осаждение примесей. Получило распространение фильтрование для улавливания тонких компонентов.

Сухие способы очистки газов. Наиболее распространены уловители, в которых осаждение твердых или жидких частиц происходит вследствие резкого изменения направления или скорости газового потока (аппараты типа "ВЗП", "Циклоны", пылеосадительные камеры). Среди этих аппаратов газоочистки, применяемых, как правило, только для улавливания сравнительно крупных частиц (≥ 5 мкм), максимальной эффективностью обладают аппараты очистки газов от пылей типа «ВЗП» (встречные закрученные потоки) с эффективностью очистки до 99%.

Мокрые способы очистки газов. Основаны на контакте газового потока с промывной жидкостью (обычно водой). Большинство схем газоочистки  имеют оборотное водоснабжение: жидкость вместе с шламом из газопромывателей направляют в отстойники для отделения от твёрдых частиц и повторного использования; при наличии в шламе ценных веществ его обезвоживают, а уловленные ценные твердые вещества используют. Метод используют для улавливания тонкодисперсных пылей или туманов.

Фильтрование. При этом способе газоочистки газовые потоки проходят через пористые фильтрующие системы, пропускающие газ, но задерживающие твердые частицы. Фильтры служат для улавливания весьма тонких фракций пыли (менее 1 мкм) и характеризуются высокой эффективностью при очистке газов, однако, требуют частой замены или очистки фильтрующих материалов

Электрическая очистка газов. Основана на ионизации электрическим зарядом под действием постоянного электрического тока (напряжением до 90 кВ) взвешенных в газах твердых и жидких частиц с последующим осаждением их на электродах.

Очистка газов осуществляется, в частности, с целью технологической подготовки газов, газовых смесей и извлечения из них ценных веществ, а также для предотвращения загрязнения атмосферного воздуха вредными отходами.

         Методы очистки твердых отходов

             В настоящее время и по масштабам накопления, и по степе­ни негативного воздействия на окружающую среду экологиче­ской проблемой века стали твердые отходы. Поэтому их сбор, удаление, детоксикация, переработка и утилизация – од­на из главнейших задач инженерной защиты окружающей при­родной среды. Важна защита среды обитания и от обычных, т.е. нетоксичных отходов. На урбани­зированных территориях размещение отходов уже сейчас имеет первостепенное значение среди экологических проблем. Решение этого вопроса регламентируется Законом Рос­сийской Федерации об охране окружающей природной среды и находит отражение в Федеральной целевой комплексной про­грамме “Экологическая безопасность России (1993–1995)”.

Утилизация отходов– вовлече­ние отходов в новые технологические циклы и дальнейшее их хозяйственное использование, утилизация промышленных отходов – их использование в качестве вторичного сырья, топлива, удобре­ний и т. п..

В отечественной и мировой практике наибольшее распро­странение получили следующие методы переработки твердых бытовых отходов (ТБО):

– строительство полигонов для захоронения и их частичной переработки;

– уничтожение на мусоросжигающих заводах;

– компостирование (с получением ценного азотного удоб­рения или биотоплива);

– ферментация (получение биогаза из животноводческих стоков и др.);

– предварительная сортировка, утилизация и реутилизация ценных компонентов;

– пиролиз (высокомолекулярный нагрев без доступа воз­духа) ТБО при температуре 1700 °С.

 

 

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

 

1.      Перечислить техногенные источники воздействия на окружающую среду.

2.      Перечислить и дать характеристику методов очистки сточных вод.

3.      Охарактеризовать методы очистки газов

4.      Перечислить и кратко охарактеризовать методы переработки твердых отходов.

 

Задания для практического занятия:

 

Задание №1.  Ответить на вопросы.

 Вещества, которыми автомобильный транспорт загрязняет природу: угарный газ, резиновая пыль, сажа, оксиды азота, свинец, сера.

Расположите их в порядке степени вредности для окружающей среды. Проанализируйте, в результате чего образуются указанные загрязняющие вещества? Как уменьшить степень загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом?

 

Задание №2. Выполнить упражнение.

 При проверке деятельности акционерного общества "Тракторный завод" органами охраны окружающей среды было установлено, что данное общество систематически осуществляет сброс сточных вод в водоем. Проверка показала, что содержание загрязняющих веществ в сточных водах превышает установленные нормативы ПДС (предельно допустимые сбросы).  Предложите способ обезвреживания сточных вод.

 

Задание №3.  Заполнить таблицу «Методы переработки  твердых  отходов»

 

Методы переработки  твердых  отходов

Характеристика метода

Преимущества метода

строительство полиготов

 

 

компостирование

 

 

 

пиролиз

 

 

 

 

Инструкция по выполнению практической работы

 

1. Прочитайте краткий теоретический  материал по теме практической работы;

2.Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала  к практическому занятию;

3.Внимательно прочитайте  задание№1.  Обоснованно ответьте  на вопрос задания;

4. Внимательно прочитайте  задание№2.   Выполните упражнение.

5. Внимательно прочитайте  задание№3. Охарактеризуйте  методы переработки  твердых  отходов.

 

Порядок выполнения отчета по практической работе

 

1.На двойном листе в клетку напишите в правом верхнем углу свою фамилию, инициалы, номер группы.

2.Напишите тему практической работы: «Выбор методов технологий и аппаратов по утилизации выбросов, стоков и твердых отходов»

3.Далее должно быть заглавие «Задание №1» и выполнение задания.

4.Затем - заглавие «Задание №2» и выполнение задания.

5.Затем - заглавие «Задание №3» и выполнение задания.

 

Форма контроля выполнения практических работ:

 

Выполненная работа представляется преподавателю  на  отдельном двойном  листе.

 

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

 

1.Арустамов Э.В. Экологические основы природопользования: 5-е издание переработанное  и дополненное, М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2012;

2. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. М.; Академия, НМЦ СПО, 2012.

3. Закон Рос­сийской Федерации  «Об охране окружающей природной среды»

 

 

 

 

Раздел 1 « Особенности взаимодействия общества и природы»

 

Тема 1.3 «Загрязнение окружающей среды»

 

Название практической работы№3: «Оценка состояния экологии окружающей среды на производственном объекте»

 

 

Учебная цель: сформировать  умение давать оценку состояния экологии окружающей среды на производственном объекте.

Учебные задачи:

1.Научиться   определять основные источники появления отходов производства;

2. Выявлять масштабоы образования отходов и их воздействие на окружающую среду.

 

 

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

-       оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.

       знать:

           - основные источники и масштабы образования отходов производства

 

.

 

 

 Задачи практической  работы:

 

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить задания практического занятия.

4. Оформить отчет.

 

Обеспеченность занятия (средства обучения):

 

1.Рабочая тетрадь по биологии.

2.Ручка.

3. Тексты задач

4.Двойной лист  в клетку для оформления отчета.

5. Законы РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об охране атмосферного воздуха» и «Об отходах производства и потребления»

6. Водный  Кодекс РФ.

 

 

Краткий теоретический материал по теме практической  работы

 

В соответствии с требованиями ФЗ «Об охране окружающей среды»,  природопользователи  обязаны организовать производственный экологический контроль. Сведения об организации контроля природопользователь представляет в органы исполнительной власти, осуществляющие государственный  экологический контроль.

Общие требования к организации производственного экологического контроля определены в законе «Об охране окружающей среды», специальные требования устанавливаются  Водным Кодексом РФ и федеральными законами «Об охране атмосферного воздуха» и «Об отходах производства и потребления»

Предприятия, имеющие источники выбросов в атмосферу обязаны осуществлять производственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Для этого назначают ответственных лиц и организуют экологические службы.

Контроль за содержанием загрязняющих веществ в промышленных выбросах проводится по утвержденным стандартным методикам с заданной периодичностью контроля. Результаты производственного контроля заносят в План-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и на контрольных точках.

Контрольные значения приземных концентраций загрязняющих веществ включают в таблицу, их используют для контроля нормативов ПДВ (ВСВ).

            Автотранспортные и другие предприятия, имеющие на балансе автотранспортные средства обязаны обеспечить выполнение экологических требований при их эксплуатации и ремонте. 

 Производственный  контроль  за соблюдением нормативов ПДС

С целью соблюдения нормативов ПДС разрабатывается и согласуется схема-график  производственного аналитического контроля за работой очистных сооружений, соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами и влиянием их на водные объекты. При производственном контроле наблюдения ведутся за:

- расходом, составом и свойствами сточных вод на отдельных звеньях технологической схемы очистки и их соответствия установленным регламентам;

- расходом, составом и свойствами сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, и их соответствием  установленным нормативам ПДС;

- расходом, составом и свойствами вод в местах собственных водозаборов, фоновых и контрольных створах водных объектов, принимающих сточные воды, и соблюдением норм качества воды в контрольных створах.

          Измерение расходов воды производится в пунктах учета на каждом водозаборе и выпуске возвратных вод, а также в системах оборотного водоснабжения и точках передачи воды другим потребителям. Выбор водоизмерительных устройств и приборов определяется их назначением, величиной измеряемых расходов воды, производительностью водозаборных и водосборных сооружений.

Перечень источников производственных сточных вод и содержащихся в них загрязняющих веществ, технологические схемы для очистки и обезвреживания, объем и периодичность химического контроля  определяются на основании нормативно-технических документов по проектированию и эксплуатации технологического оборудования. Состав и свойства сточных возвратных вод определяются  на выпусках их в водные объекты.

Наряду с отбором проб сточных возвратных вод должен проводиться отбор проб исходной воды водоисточника  для определения фоновых показателей, а также проб воды после ее смешения с возвратными водами в контрольном створе в соответствии с графиком. В случае превышения ПДС в результате ухудшения  качества возвратных вод производственные подразделения предприятия с привлечением химической лаборатории должны определить источник загрязнения путем обследования отдельных потоков и устранить нарушение.

Порядок предоставления информации о сбросах загрязняющих веществ водные объекты водопользователь согласовывает с органами государственного экологического контроля. При разработке системы контроля возвратных сточных вод предприятия данные различных форм отчетности должны быть сведены в единый банк данных.

          Производственный  контроль  в области обращения с отходами

                  В соответствии с федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предприятия, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами. 

Для учета отходов обычно ведутся соответствующие таблицы. На основании их анализа оформляется Перечень отходов образующихся на предприятии. Учет отходов ведется с использованием федерального классификационного каталога отходов.

 

 

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

 

1.Какие законы  и кодексы в области охраны окружающей среды необходимо использовать при организации производственного экологического контроля?

2. Охарактеризовать производственный  контроль  за соблюдением нормативов ПДС

(предельно-допустимые сбросы).

3. Что собой представляет производственный  контроль  в области обращения с отходами?

 

 

Задания для практического занятия:

 

Задание №1.  Выполнить упражнение.

Вещества, которыми автомобильный транспорт загрязняет природу: угарный газ, резиновая пыль, сажа, оксиды азота, свинец, сера.

Расположите их в порядке степени вредности для окружающей среды. Проанализируйте, в результате чего образуются указанные загрязняющие вещества? Как уменьшить степень загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом?

 

Задание №2.  Выбрать правильный ответ.

Оценить санитарное состояние воздуха, учитывая эффект суммации  (С12+ …+ Cn≤ 1). В воздухе одновременно  присутствуют пары фенола и ацетона в концентрациях:

                  Сфен = 0,008 мг/м3, Сацет = 0,334 мг/м3, соответствующие ПДК =  0,01мг/м3, ПДК = 0,35 мг/м3. Выбери правильный ответ:

            а) состояние окружающей среды опасно для здоровья человека.

            б) состояние окружающей среды не влияет на здоровье человека

 

Задание №3. Ответить на вопросы.

Многие промышленные предприятия строят высокие дымовые трубы для рассеивания вредных веществ. Так при высоте трубы 100м. вещества рассеиваются на 20км., а при высоте 250 м. на 75 км.  Почему специалисты не рекомендуют сооружать трубы выше 150м. Почему выбросы оксидов серы в атмосферу вызывают гибель лесов? Почему выбросы серы в атмосферу не только экологически опасны, но и экономически не выгодны?

 

Инструкция по выполнению практической работы

 

  1. Прочитайте краткий  теоретический материал  по теме практической работы.
  2. Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала  к практическому занятию.
  3. Внимательно прочитайте условие задания №1. Выполните упражнение.
  4. Прочитайте задания №2. Учитывая эффект суммации загрязняющих вежеств,  выберите правильный ответ.
  5. Внимательно прочитайте условие задания №3. Ответьте  на вопросы задания.

.

 

Порядок выполнения отчета по практической работе

 

1.На двойном листе в клетку напишите в правом верхнем углу свою фамилию, инициалы, номер группы.

2.Напишите тему практической работы: «Оценка состояния экологии окружающей среды на производственном объекте»

3.Далее должно быть заглавие «Задание №1» и выполнение  упражнения.

4.Затем - заглавие «Задание №2» и выполнение задания.

5.Затем- заглавие «Задание №3 и ответы на вопросы задания.

 

 

Форма контроля выполнения практических работ:

 

Выполненная работа представляется преподавателю  на  отдельном двойном  листе.

 

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

 

1.Арустамов Э.В. Экологические основы природопользования: 5-е издание переработанное  и дополненное, М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2012;

2. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. М.; Академия, НМЦ СПО, 2012.

3. Законы РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об охране атмосферного воздуха» и «Об отходах производства и потребления»

4. Водный  Кодекс РФ.

 

 

 

 

Раздел 2 «Правовые и социальные вопросы природопользования»

 

Тема 2.2 «Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду»

 

Название практической работы№4: «Анализ и прогноз экологических последствий различных видов производственной деятельности»

 

Учебная цель: сформировать умение анализировать  и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности.

 

Учебные задачи:

1.Анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

2.Установливать соответствие  между анализом и прогнозами экологических последствий

производственной деятельности      

 

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

- выявлять причины экстремального воздействия на природу и возникновения различных видов экологических аварий и катастроф;

-       анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

       знать:

-об   основных источниках появления отходов производства;

      - об экологических последствиях   производственной деятельности.

          

Задачи практической  работы:

 

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3.. Выполнить  задания практической работы

             4. Оформить отчет.

 

Обеспеченность занятия (средства обучения):

 

1.Рабочая тетрадь по биологии.

2.Ручка.

3. Тексты заданий

4.Двойной лист  в клетку для оформления отчета.

5. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды»

 

 

Краткий теоретический материал по теме практической  работы

 

Для осуществления комплексного подхода к предотвращению и/или снижению уровня загрязнений окружающей среды необходимы как законодательные требования, так и мероприятия на уровне не только государств, но и промышленных союзов, ассоциаций, объектов хозяйственной деятельности, направленные на комплексное предотвращение и контроль интегрального воздействия загрязнений на окружающую среду.

Применяемые в развитых странах различные методы контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов в водную среду и/или на почву, накопления отходов скорее способствуют перемещению загрязнений между разными природными средами, чем защите окружающей среды в целом.

    Для более успешного и эффективного решения проблем, связанных с уменьшением интегральных воздействий загрязнений на окружающую среду, образующихся в результате хозяйственной деятельности предприятий, работники предприятий должны уделять особое внимание вопросам охраны окружающей среды, что выражается в обязательном учете и документировании всех компонентов интегрального воздействия предприятия на окружающую среду, получении разрешений на комплексное природопользование от специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, декларировании экологической политики предприятия, заполнении декларации о мерах, предпринимаемых для защиты окружающей среды, и на этой основе - подготовке и проведению сертификации производства в системе экологического менеджмента.

Работники предприятий должны быть, прежде всего, уверены в том, что на предприятии предпринимаются все необходимые меры по предотвращению или контролю загрязнения окружающей среды. С этой целью на предприятиях должно быть обеспечено принятие комплексных мер защиты от загрязнения атмосферы, водной среды и земной поверхности.

При этом предельные значения и параметры выбросов, сбросов, образования отходов и соответствующие им меры технического характера должны определяться с помощью наилучших существующих технологий, доступность которых определяет возможность их практического применения.

Информация о предпринимаемых предприятиями мерах и соответствующая документация должны доводиться до сведения специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей среды и общественности.

В случае, если изменения, осуществляемые на объектах хозяйственной деятельности, могут вызвать рост интегрального воздействия загрязнений на окружающую среду, специально уполномоченные государственные органы по охране окружающей среды должны быть поставлены в известность о таких изменениях.

 

 

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

 

1.         В чем  состоит комплексный  подход к предотвращению и  снижению уровня загрязнений окружающей среды?

2.         Какие мероприятия необходимо использовать для более успешного и эффективного решения проблем, связанных с уменьшением воздействий загрязнений на окружающую среду?

 

 

Задания для практического занятия:

 

Задание №1.  Выполнить  упражнения:

А) Расскажите и проанализируйте о влиянии транспорта на проблему землепользования и здоровье населения. Остановитесь подробнее на последствиях загрязнений от воздействия транспорта воды, воздуха, городской среды и т.д.

 

Б) Экономия энергии и ресурсов не решает всех проблем развития человечества. Жизнь на земле будет невозможна, если не сокращать количество загрязнителей. Выскажите свои соображения, как уменьшить загрязнения среды промышленными отходами.

 

Задание №2.  Составьте ответы на вопросы, заполнив таблицу.

Табл.

«Требования к производственной деятельности, оказывающей  вредное воздействие на  окружающую среду»

п/п

Вопросы

Ответы

1.

Приведите примеры видов производственной деятельности предприятия, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.

 

2

Приведите примеры источников выброса в атмосферу  на предприятии.

 

3

Приведите примеры  основных (5-8) химических веществ, выбрасываемых в атмосферу.

 

4

Что понимается под зоной влияния промышленного предприятия?

 

5

Какие общие требования предъявляет ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» к юридическим лицам, имеющим источники загрязнения атмосферы?

 

6

При каком  условии допускается производство и эксплуатация технических, технологических установок, транспортных средств, загрязняющих окружающую природную среду?

 

7

Какие  вещества  запрещается выбрасывать в атмосферный воздух?

 

8

В целях охраны атмосферного воздуха в регионе

определяются   следующие показатели воздействия:

 

9

Какие технологические мероприятия для действующих производств направлены на сокращение объемов выбросов и снижение их приземных концентраций?

 

10

Какие специальные  мероприятия направлены на сокращение объемов и токсичности выбросов и снижение их приземных концентраций?

 

 

Инструкция по выполнению практической работы

 

1.Прочитайте краткий  теоретический материал  по теме практической работы.

2.Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала  к     практитческой работе;

3.Внимательно прочитайте условие задания №1. Выполните упражнение

4 Внимательно прочитайте условие задания №2. Выполните упражнение

5. Внимательно прочитайте условие задания №3. Заполните таблицу «Требования к   производственной деятельности, оказывающей  вредное воздействие на  окружающую среду»

 

Порядок выполнения отчета по практической работе

 

1.На двойном листе в клетку напишите в правом верхнем углу свою фамилию, инициалы, номер группы.

2.Напишите тему практической работы: «Анализ и прогноз экологических последствий различных видов производственной деятельности»

3.Далее должно быть заглавие «Задание №1» и выполнение  упражнения.

4.Затем - заглавие «Задание №2» и выполнение задания.

5. Затем - заглавие «Задание №3» и выполнение задания.

 

Форма контроля выполнения практических работ:

 

Выполненная работа представляется преподавателю  на  отдельном двойном  листе.

 

 

 

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

 

1. Козачек А.В.  Экологические основы природопользования.- М.: Феникс, 2010.

2. Константинов В.М.  Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2011.

3Трушина Т.П. Экологические основы природопользования, учебник для колледжей и средне - специальных учебных  заведений, 5-е издание переработанное, Ростов на Дону: «Феникс», 2011.

4. Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха»

 

 

 

 

Образец отчета по практической  работе

 

Иванов Е.А., гр. С-36

 

 Тема ««Загрязнение окружающей среды»»

 

 

Задача 1

 

 Определите массу выбросов при работе 100-тонной дуговой печи производительностью 21 т/ч за 100 дней работы; удельные выбросы: пыль – 6,5; оксид углерода – 1,5; оксиды азота 0,3 кг/т.

Решение:

Найдем количество часов работы печи с учетом ее непрерывной работы:

100 дней * 24 часа = 2400 часов

Найдем количество произведенного сырья за 100 дней непрерывной работы:

21 т/ч * 100 т * 2400 ч = 5040000 т

Найдем массу выбросов:

5040000 т * (6,5 кг/т +1,5 кг/т + 0,3 кг/т) = 5040000 т * 8,3 кг/т = 41832000 кг = 41832 т

Ответ: 41832 т

 

 

Задача 2

 

На одном из перекрестков степень загазованности была значительно првышена.Экологи, проанализировав обстановку, предложили создать многоуровневый разъезд. Чем они руководствовались?

 

 Ответ: Особенностьб работы двигателей автомобилей, г.к. при торможениях и любых  переключениях выхлопных газов выделяется больше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ракчеева Наталия Александровна

 

 

 

 

Преподаватель  ХИМИИ И БИОЛОГИИ

 

 

ГБПОУ СРМК

 

 

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

 

ПРАКТИЧЕСКИХ  РАБОТ

 

естественно-научного цикла

 

специальность: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ШАБЛОН
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ (ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик шаблона

 

Мезенева О.В. – методист ГБОУ СПО «ПГК».

 

 

 

Ответственные за выпуск:

 

Нисман О.Ю. – заместитель директора по УМР ГБОУ СПО «ПГК»

Перепелов В.В. – зав. копировально–множительным бюро

Перепелова Е.Р. – корректор ГБОУ СПО «ПГК».

 

Центр информационно-методического обеспечения образовательного процесса ГБОУ СПО «ПГК»,

443068, Самара, ул. Луначарского, 12


Министерство образования и молодежной политики

Министерство образования и молодежной политики

Составитель: Ракчеева Наталия

Составитель: Ракчеева Наталия

СОДЕРЖАНИЕ Темы практических занятий страницы

СОДЕРЖАНИЕ Темы практических занятий страницы

Введение УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Введение УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Раздел 1 Особенности взаимодействия общества и природы

Раздел 1 Особенности взаимодействия общества и природы

Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными предприятиями, организациями и учреждениями, должностными лицами и гражданами

Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными предприятиями, организациями и учреждениями, должностными лицами и гражданами

Определите, насколько продукт заслуживает доверия потребителей

Определите, насколько продукт заслуживает доверия потребителей

Задание №2. Определите экологическую пригодность продуктов питания с точки зрения их безвредности для организма, используя таблицу-список вредных пищевых добавок ( приложение №2) и образцы продуктов…

Задание №2. Определите экологическую пригодность продуктов питания с точки зрения их безвредности для организма, используя таблицу-список вредных пищевых добавок ( приложение №2) и образцы продуктов…

Е550

Е550

Внимательно прочитайте задание№2

Внимательно прочитайте задание№2

Раздел 1 Особенности взаимодействия общества и природы

Раздел 1 Особенности взаимодействия общества и природы

Из этих источников в ландшафты поступают сотни различных по составу и свойствам веществ, в том числе кислоты, щелочи, соли, продукты сжигания угля, нефть и продукты…

Из этих источников в ландшафты поступают сотни различных по составу и свойствам веществ, в том числе кислоты, щелочи, соли, продукты сжигания угля, нефть и продукты…

Метод используют для улавливания тонкодисперсных пылей или туманов

Метод используют для улавливания тонкодисперсных пылей или туманов

Расположите их в порядке степени вредности для окружающей среды

Расположите их в порядке степени вредности для окружающей среды

Закон Рос­сийской Федерации «Об охране окружающей природной среды»

Закон Рос­сийской Федерации «Об охране окружающей природной среды»

Общие требования к организации производственного экологического контроля определены в законе «Об охране окружающей среды», специальные требования устанавливаются

Общие требования к организации производственного экологического контроля определены в законе «Об охране окружающей среды», специальные требования устанавливаются

РФ в области обращения с отходами

РФ в области обращения с отходами

На двойном листе в клетку напишите в правом верхнем углу свою фамилию, инициалы, номер группы

На двойном листе в клетку напишите в правом верхнем углу свою фамилию, инициалы, номер группы

Задачи практической работы : 1

Задачи практической работы : 1

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию: 1

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию: 1

Инструкция по выполнению практической работы 1

Инструкция по выполнению практической работы 1

Найдем количество часов работы печи с учетом ее непрерывной работы: 100 дней * 24 часа = 2400 часов

Найдем количество часов работы печи с учетом ее непрерывной работы: 100 дней * 24 часа = 2400 часов

ШАБЛОН МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ШАБЛОН МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017