Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов
Оценка 4.8

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
doc
физическая культура
3 кл
30.01.2017
Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов
Данный сборник разработан для учителей физической культуры и начинающих тренеров по аэробике. Сборник содержит варианты базовых шагов, движения рук для освоения несложных элементов при изучении классической аэробики. Краткое описание структуры урока позволит подготовиться к предстоящему кроку. Данный сборник подходит только для учащихся начальной школы.
2. Киселева М. сборник.doc
Сборник музыкально­ритмических упражнений  для учащихся начальной школы СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО­РИТМИЧЕСКИМ  УПРАЖНЕНИЯМ ПО АЭРОБИКЕ   1.1 Основные методы, используемые при проведении занятий по  аэробике 1.2 Структура занятия классической аэробики 1.3 Базовые шаги классической аэробики  СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 3 5 5 6 8 14 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Аэробика – это набор различных гимнастических упражнений, включая ходьбу, бег,   прыжки   и   подскоки,   а   также   упражнения   для   развития   силы   и   гибкости, выполняемых под ритмичную музыку1. Результатом регулярных занятий аэробикой является улучшение физической формы и гибкости, развитие выносливости, а также сильный оздоравливающий эффект для всего организма.  Оздоровительную   аэробику   отличает   эмоциональная   насыщенность   занятий, простота   и   вариативность   применяемых   средств,   возможность   контроля   и самоконтроля   состояния   здоровья   занимающихся,   музыкальность,   пластичность   и танцевальность выполняемых упражнений. В своем единстве компоненты аэробики могут   обеспечить   достижение   социально   значимых   результатов:   здоровья, физического   развития,   культуры   движений,   эстетики   физического   имиджа; сохранить   и   развить   индивидуальные   черты   характера.   Физиологическое   значение понятия   «аэробика»   определяется   аэробными   процессами   образования   энергии   в присутствии   кислорода   во   время   упражнений   циклического   или   поточного характера.   Выполнение   общеразвивающих   и   танцевальных   упражнений, объединенных в непрерывно выполняемый комплекс стимулирует работу сердечно­ сосудистой   и   дыхательной   систем   и   таким   образом   совершенствует   аэробные механизмы   обменных   процессов.   Это   и   дало   основание   использовать   термин «аэробика»   для   разнообразных   программ,   выполняемых   под   музыкальное сопровождение   и   имеющих   танцевальную   направленность.   В   последние   годы   у аэробики становится всё больше поклонников среди людей самого разного возраста. Особенно   она   популярна   в   молодёжной   и   детской   среде.   Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, аэробика позволяет исключить монотонность   в   выполнении   движений,   способствует   развитию   физических   и эстетических   качеств,   укреплению   здоровья.   Благодаря   аэробике   дети   скорее 1 Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Частные методики. – Т. II. – М.: ФАР, 2002. – 211 с. 3 избавляются   от   неуклюжести,   угловатости,   излишней   застенчивости,   исправляют осанку,   укрепляют   мышцы,   успешно   овладевают   всеми   видами   физических упражнений.  Эта программа предназначена для тех, кто не имеет специальной спортивной подготовки, но желает поддерживать себя в хорошей физической форме2. В данный сборник входит все виды базовых шагов, движение рук, освоение несложных элементов при ходьбе в классической аэробики. Данный сборник подходит только к учащимся начальной школы. 2 Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Частные методики. – Т. II. – М.: ФАР, 2002. – 214 с. 4 I. ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО­РИТМИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ  1.1  Основные методы, используемые при проведении занятий аэробики Изучение   новых   движений   должно   быть   строго   последовательным, систематическим и слагаться в комбинации из ранее достаточно хорошо усвоенных элементов. При этом внимание надо уделять не только тому, что выполнять, но и тому,   как.   Занимающиеся   должны   контролировать   не   только   последовательность движений,   но   и   работу   мышц,   осознанно   выполнять   элементы   и   их   соединения. Подобный   способ   организации   обучения   относится   к   так   называемому линейному программированию3. В аэробике линейное программирование реализуется в пошаговой структуре, соблюдая которую, можно быстро и успешно освоить хореографические элементы классической аэробики: 1) несколько раз терминологически правильно назвать движение или элемент и выполнять его в медленном темпе; 2) выполнять элемент в нужном темпе, повторив его не менее 16–32 раз. В случае возникновения ошибок вновь повторить 2–4 раза медленно и перейти к темпу, соответствующему музыке; 3) осваивать движения руками при выполнении ходьбы (марша) или в основной стойке, а затем на марше; 4) осваивать сочетания движения рук и ног; 5) осваивать модификацию, например степ­тач углом, или переход на другой элемент.   Обычно   педагог   дает   команду:   «Только   смотрим».   Занимающие продолжают выполнять освоенный элемент и по команде «Со мной!» переходят к выполнению   модификации   или   другого   элемента.  Учитель   может   после   освоения какого­либо элемента перейти на ходьбу, назвать следующий, одновременно показать 3.Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника.­М., 2010­134с.  5 его и начинать выполнять вместе с занимающимися. При работе с детьми, особенно страдающими   различными   заболеваниями,   имеющими   плохую   координацию движений,   можно   отключать   музыкальное   сопровождение,   медленно,   путем многократных повторений разучить новый элемент, а затем продолжать выполнять его под музыку по вышеприведенной схеме4. 1.2  Структура занятия классической аэробики Любое занятие подчиняется законам, традиционно сложившимся в физической культуре,  и   состоит   из   подготовительной  (разминка),  основной   и   заключительной частей, каждая из которых состоит из нескольких блоков, которые, в свою очередь, подразделяются на комбинации, соединения и элементы5. Подготовительная часть .Задача данной части урока – подготовка организма к   последующей   работе.   В   процессе   разминки   повышается   температура   тела, развиваются сердечно­ сосудистая, дыхательная и другие системы организма. Очень   важны   также   правильный   подбор   упражнений   и   их   дозировка.   Слишком большая   интенсивность   разминки   может   привести   к   образованию   углекислоты   в мышцах, что негативно скажется на дальнейшей тренировке. Занимающиеся при этом могут почувствовать усталость уже после разминки. Слишком малая интенсивность, в свою очередь, может привести к тому, что занимающийся не сможет приступить к упражнениям основной части урока. Необходимо   уделить   внимание   воздействию   на   суставы.   Уже   в   разминке следует выполнить ряд упражнений, которые улучшат их подвижность, однако это не должно   быть   главной   целью   данной   части   урока.   Упражнения   на   растягивание выполняются   с   оптимальной   амплитудой,   исключая   какие­либо   боли   в   суставах. Важно   соблюдать   при   этом   принцип   индивидуализации,   так   как   занимающиеся 4 Шипилина И.А. Аэробика: учеб. пособие — Ростов­на­Дону: Феникс, 2004.— 187 с 5. Андерсон Н. «Sweat System» //Материалы семинара подготовки инструкторов по аэробике. М.: Национальная школа  аэробики, 2009г­64с 6 обладают   различной   степенью   гибкости   и   то,   что   оптимально   для   одних, неприемлемо для других. Особое внимание уделяется голеностопному, коленному и плечевому   суставам.   Обычно   стретчинг   (его   часто   называют предстретчингом) выполняется в конце разминки4. Основная часть ­ Это самая важная часть урока аэробики. Лишь после 20 мин. интенсивной   работы   начинает   происходить   активное   энергообеспечение   за   счет жирового обмена, что способствует снижению веса тела. Темп музыки при занятиях аэробикой   составляет   в   среднем   128–152   уд./мин.,   в   программах   высокой интенсивности – до 160 уд./мин..В основной части выделяют несколько блоков. Это так   называемый аэробный   разогрев –   блок,   в   котором   выполняются   элементы, типичные   для   хореографии   при   занятиях   аэробикой   средней   интенсивности:   Step Touch, Step Tap, Step Heel, джоггинг с возрастающей амплитудой движений. Следующий   блок –   пиковый,   отличающийся   наибольшей   кардионагрузкой. Основные используемые средства – кики, бег с движениями руками, скачки и прочие элементы аэробной хореографии высокой интенсивности. В следующем, третьем, блоке нагрузка постепенно снижается, однако пульс остается на том же уровне. Постепенное снижение нагрузки осуществляется за счет уменьшения амплитуды, замедления темпа музыки до 124–136 уд./мин. или замены в комбинации более интенсивных элементов на менее интенсивные. Следует, однако, помнить, что на протяжении всего кардиоблока ЧСС должна оставаться в пределах 60–80% от максимальной, и именно в этой зоне пульс может слегка повышаться и снижаться, достигая максимальных величин в пиковом блоке. Заключительная   часть  урока   включает   упражнения   на   гибкость,   которые выполняются   обычно   в   положении   лежа   или   сидя   на   полу   (в   партере).   Данную программу   упражнений   следует   строить   со   сбалансированной   нагрузкой   на   все суставы, уделив особое внимание растягиванию мышц, участвовавших в предыдущей работе:   икроножной,   камбаловидной,   четырехглавой   мышцы   бедра   и   мышц – разгибателей   бедра.   Продолжительность   заключительной   части   урока   составляет 7 около   5–7   мин.   Темп   музыки   спокойный –   90–100   уд./мин.   ЧСС   постепенно снижается до 90–110 уд./мин6. Подбор   музыки –   важный   момент   для   обеспечения   успешности   занятий. Существует   огромное   количество   прекрасных   музыкальных   произведений, написанных   специально   для   учащихся.   Музыка   должна   соответствовать   возрасту учащихся, а также быть удобной для выполнения естественных движений. Важно учитывать темп, ритм, настроение, квадратность. Для классической аэробики лучше всего   использовать   темп   120–132   уд./мин.   При   проведении   урока,   особенно девушками   5­7   классов,   следует   чередовать   кардиочасти   с   частями   аэробики   , состоящий   из   упражнений,   выполняемых   стоя,   сидя,   лежа,   а   также   простейших гимнастических упражнений, содействующих укреплению мышц, развитию гибкости7. Таких частей может быть от 4 до 5. Таким образом, подготовительная часть урока следует по следующей схеме: При   этом   последняя   кардиочасть   должна   проводиться   с   более   низкой   и интенсивностью, осуществляется мягкий переход к основной части урока, причем можно выполнять   Нагрузка   постепенно   снижается,   чем   предыдущие. без   музыки –   только   под   счет,   чтобы   иметь   возможность   в   спокойном   темпе, используя метод комментария,   разучить   упражнения,   «поставить»   правильную технику. При   планировании   первых   занятий   следует   отдавать   подготовительной части,   на   которых   изучаются   аэробика,   элементы   аэробики   в   парах,   спортивная аэробика. 1.3  Базовые шаги классической аэробики  Все шаги в классической аэробике  выполняются в такт музыки на 2 или 4 счета. Связки шагов на 8 (8 счетов – это музыкальная фраза), 16 или 32 счета (32 6Давыдов В.Ю., Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики: Учебное пособие. ­  Волгоград: Изд­во Волгогр. гос. унта, 2004. ­ 132 с. 7Лисицкая Т.С. Аэробика на все вкусы. – М.: Просвещение – Владос, 1994. – 96 с 8 счета   –   это   музыкальный   квадрат).   Профессиональный   тренер   обязательно проговаривает названия шагов вслух (дает вербальные команды), а также показывает некоторые шаги, их направление и количество жестами8. Базовые движения в аэробике являются фундаментом для построения более сложных хореографических композиций. Аэробика может различаться по степени интенсивности выполнения упражнений, а также по ударной нагрузке на суставы. В аэробике существует 2 типа шагов 1. Шаги, которые не меняют лидирующую ногу. Лидирующей называется нога, с которой вы начинаете движение. Сколько бы вы не делали шагов из этой группы, начинать каждый следующий шаг вы будете с той же самой ноги. 2. Шаги, которые меняют ногу. Каждый следующий шаг вы будете начинать с другой ноги. Все шаги выполняются на 2 или 4 счета (такта музыки). Шаги без смены лидирующей ноги В скобках указано количество счетов, на которое выполняется данный шаг. March (4)­Это простой шаг на месте. Выполняется на 4 счета. 1. шаг одной ногой на месте 2. шаг другой ногой на месте 3. шаг первой ногой на месте 4. шаг второй ногой на месте    Mambo  (4)­Этот шаг является вариацией шага «march», с выносом лидирующей ноги сначала вперед, потом назад. 1. шаг одной вперед 2. шаг второй ногой на месте 3. шаг первой ногой назад 4. шаг второй ногой на месте 8Лисицкая Т.С. Аэробика на все вкусы. – М.: Просвещение – Владос, 1994. – 102 с 9 Шаг «mambo» может выполняться также в диагональном направлении. В этом случае: 1. шаг   одной   вперед   по   диагонали   (если   начинаем   шагать   правой   ногой, выносим ее вперед влево, если левой – вперед вправо) 2. шаг второй ногой на месте 3. шаг первой ногой назад (так как на первый счет мы развернули корпус диагонально,   этот   шаг   просто   делаем   назад,   он   автоматически   получится   в диагональ) 4. шаг второй ногой на месте V­step (4)­Этот шаг назван так из­за схожести рисунка, который мы вышагиваем по полу, с латинской буквой «V». 1. шаг одной ногой вперед в сторону (если начинаем с правой ноги – шагаем ей вперед вправо, если с левой – вперед влево) 2. шаг второй ногой вперед в другую сторону 3. возвращаем первую ногу на место 4. шаг вторую ногу на место Cross  (4)Это   самый   сложный   для   новичков   шаг   без   смены   ноги.   Он   называется «cross» потому, что подразумевает перекрещивание ног9. 1. шаг одной вперед накрест (если начинаем шагать правой ногой, выносим ее вперед влево, если левой – вперед вправо, корпус при этом смотрит прямо, в отличие от шага «mambo­диагональ», ноги получаются перекрещены) 2. шаг второй ногой отступаем в сторону (правой – вправо, левой – влево) 3. возвращаем первую ногу на исходную позицию 4. подставляем вторую ногу к первой Шаги со сменой лидирующей ноги 9 Шипилина И.А. Аэробика: учеб. пособие — Ростов­на­Дону: Феникс, 2004.— 223 с. 10 Step­touch  (2) ­Это обычный приставной шаг. Шаги на два счета, как правило (не всегда), делаются минимум по два. Т.е. шаг в одну сторону и шаг в другую сторону10. 1. шаг одной ногой в сторону 2. вторую ногу приставить к первой (следующий шаг начинаем с этой же ноги и шагаем в другую сторону) На второй шаг идем с той ноги, которой закончили предыдущий шаг. Double   Step­touch  (2+2)­Это   два   приставных   шага,   которые   делаются   в   одном направлении (с одной ноги). 1. шаг одной ногой в сторону 2. вторую ногу приставить к первой 3. еще шаг первой ногой в ту же сторону 4. вторую ногу приставить к первой Step­tap (2) ­Это так называемый шаг­касание. 1. шаг одной ногой в сторону 2. второй ногой коснуться пола перед первой ногой Chasse  (2)­Еще   один   вариант   приставного   шага.   У   этого   шага   так   называемый «ломанный» ритм. Нужно сделать три движения на два счета. Раз – это один счет, «и­ два» — это второй счет, на который нужно выполнить два более быстрых движения. 1. шаг одной ногой в сторону 2. приставить вторую ногу к первой и сделать шаг первой ногой на месте Step­lift (2) ­Шаг, при котором в определенном направлении выносится прямая нога (делается мах ногой). 1. шаг одной ногой в сторону 2. второй ногой делаем мах в нужную сторону (front — вперед, side – в сторону, back – назад) Step­kick (2) ­Название шага переводится дословно как «пинок». 1. шаг одной ногой в сторону 10 Мир детства: младший школьник / под ред. А. Г. Хрипковой. ­ М., 2008­145с.  11 2. вторую ногу разгибаем в колене вперед перед первой (делаем пинок) Step­curl (2) ­Этот шаг представляет собой захлест. 1. шаг одной ногой в сторону 2. вторую ногу сгибаем назад в колене (делаем захлест) Step­plie (2) ­Иными словами – приседание. 1. шаг одной ногой в сторону 2. вторую ногу выпрямляем, не отрывая от пола, одновременно приседаем на первой ноге Step­lunge (2) * 1. шаг одной ногой вперед, перенос веса на эту ногу 2. носком второй ноги касаемся пола сзади Step­knee (2) * 1. шаг одной ногой в сторону 2. вторую ногу сгибаем в колене Knee­up (4)­Вариация шага «knee» на 4 счета. 1. шаг одной ногой вперед (или вперед в противоположную сторону: если шагаем правой, то вперед влево, если левой, то вперед вправо) 2. вторую ногу сгибаем в колене 3. возвращаем вторую ногу в исходное положение 4. возвращаем первую ногу в исходное положение Grape­wine (4)­Шаг с поэтичным названием «виноградное вино». Выполняется на основе шага «double step­touch» (двойной приставной шаг)11. 1. шаг одной ногой в сторону 2. вторую ногу ставим накрест сзади от первой 3. первой ногой еще один шаг в сторону 4. вторую ногу подставляем к первой ноге 11 Андерсон Н. «Sweat System» //Материалы семинара подготовки инструкторов по аэробике. М.: Национальная школа  аэробики, 2009г­100с 12 Repeat­Это не какой­то конкретный шаг, а команда, призывающая повторить один шаг несколько раз. Так, например, фраза «Repeat 2 knee» означает, что надо два раза сделать шаг «knee» в одну сторону два раза. В раскладке на счет это будет выглядеть следующим образом: 1. шаг одной ногой в сторону 2. вторую ногу сгибаем в колене 3. вторую ногу возвращаем в исходное положение 4. вторую ногу сгибаем в колене * –   эти   шаги   имеют   так   называемые   «обратные   шаги».   Поясню,   что   это означает. Все шаги отмеченные звездочкой в раскладке на движения представляют собой сначала шаг одной ногой, а потом какой либо действие другой ногой. Так, например,   «step­kiсk»   это   «шаг­пинок».   В   случае   обратных   шагов   эти   действия меняются   местами.   Т.е.   сначала   делается   «пинок»,   а   потом   «шаг».   Называются обратные   шаги   соответственно:   «kick­step,   curl­step,   и   т.д.».   Обратные   шаги используются тренерами нечасто, но тем не менее, забывать об их существовании не стоит. Количество счетов, на которое выполняется обратный шаг точно такое же, как у прямого шага12. 12 Давыдов В.Ю., Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики: Учебное  пособие. ­ Волгоград: Изд­во Волгогр. гос. унта, 2004. ­ 132 с 13 СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.  Андерсон   Н.   «Sweat   System»   //Материалы   семинара   подготовки инструкторов   по   аэробике.   М.:   Национальная   школа   аэробики,   2009г­64с. 2.Давыдов   В.Ю.,   Коваленко   Т.Г.,   Краснова   Г.О.   Методика   преподавания оздоровительной аэробики: Учебное пособие. ­ Волгоград: Изд­во Волгогр. гос. унта, 2004. ­ 124 с. 3.Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Теория и методика  Просвещение – Владос,   1994.–96с. 4.  Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика.  Частные методики. – Т. II. – М.: ФАР, 2002. – 211 с 5. Лисицкая Т.С. Аэробика на все вкусы. – М.: Просвещение – Владос, 1994. – с   96 6.Мир детства: младший школьник / под ред. А. Г. Хрипковой. ­ М., 2008­145с.  7. Шипилина И.А. Аэробика: учеб. пособие — Ростов­на­Дону: Феникс, 2004. — 219 с. 14

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов

Сборник музыкально-ритмических упражнений для учащихся начальных классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017