Сборник практических работ по физике
Оценка 4.7

Сборник практических работ по физике

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
физика
11 кл
07.04.2017
Сборник практических работ по физике
Данное пособие полностью соответствует учебнику физики для профессий и специальностей технического профиля. Для формирования навыков работы над задачами в пособии содержится теоретический материал, алгоритм решения задач и образцы решения по всем разделам физики. Сборник содержит 14 практических работ, каждая из которых содержит по 20 заданий. Номера заданий по 5 вариантам представлены в таблице. Задачи для каждого варианта составлены подобные.комплект контрольно-оценочных средств по курсу акстрономия
ККОС астрономия.doc
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  СОГЛАСОВАНО Руководитель структурного подразделения по научной и методической работе ГБПОУ  «ПТОТ»   __________________ И.М. Чудинов « 29 » августа 2016 г. УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора  по учебно­производственной работе ГБПОУ  «ПТОТ» __________________И.В. Тульбович « 29 » августа 2016 г. КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО­ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»   Дата введения «1»  сентября  2016 г. Должность Ф.И.О. Подпись Дата Разработал Техническую экспертизу провел Преподаватель Председатель методического объединения А.А. Белева В.В. Покровская 29.08.2016 29.08.2016 Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 1 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  «Естественно математических дисциплин» СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2. ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ          2.2 Оценочные средства                 Практические работы                Контрольные работы                Внеаудиторные самостоятельные работы                Промежуточная аттестация Стр. 3 5 7 7 18 24 27 Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 2 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  Комплект контрольно­оценочных средств предназначен для проверки освоения содержания общеобразовательной учебной дисциплины 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Астрономия», а также обеспечивает достижение студентами следующих результатов:   личностных:  Л ­ 1 – чувство гордости и уважения к истории и достижениям астрономия»;  Л ­ 2 –  готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли предметных, ключевых  компетенций в это;  Л ­3­  умение использовать достижения современной астрофизической науки для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности ;  Л ­4 ­ умение самостоятельно добывать новые для себя астрофизические  знания, используя для этого доступные источники информации;  Л ­ 5 – умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;  Л ­6 – умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития метапредметных:  М ­ 1 – использование различных видов познавательной деятельности для решения астрофизических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;  М ­ 2 – использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи ,формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения,                обобщения, систематизации, выявления причинно­следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения;  М ­ 3– умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 3 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»   М   –   4   –   умение   использовать   различные   источники   для   получения   астрономической   и     астрофизической   информации,   оценивать   ее достоверность;  М – 5 – умение анализировать и представлять информацию в различных видах  М – 6 ­ умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации предметных:  П ­ 1 – сформированность представлений о роли и месте астрономии  в современной научной картине мира; понимание астрофизической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли астрономии и астрофизики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;  П ­ 2 –  владение основополагающими   астрономическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование астрономической  терминологии и символики;  П ­ 3 – владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии : наблюдением, описанием, измерением.;  П   –   4   –  умения   обрабатывать   результаты   вычислений   ,   обнаруживать   зависимость   между   астрофизическими   величинами,   объяснять полученные результаты и делать выводы;  П   –   5   –  сформированность   умения  работать   со   звездной   картой,     пользоваться   шкалой   звездных   величин,   диаграммой   "температура­ светимость".   решать задачи на использование формул: законов Кеплера; закона всемирного тяготения; 1­й и 2­й космических скоростей; определять скорость  звезд;  П – 6 ­ сформированность собственной позиции по отношению к  астрономической и астрофизической информации, получаемой из разных источников. Содержание комплекта контрольно­оценочных средств включает в себя следующие компоненты:     Практические работы Внеаудиторные самостоятельные работы Контрольные работы Задания промежуточной аттестации Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 4 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 5 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  2. ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «Физика» ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТА СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ 2.1 Объекты оценивания ОБЪЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ Метапредметные результаты Самостоятельная  аудиторная и внеаудиторная работа М­ 1 М­ 2 М­3 М­4 М­5  использование различных видов познавательной  деятельности для решения астрофизических задач,  применение основных методов познания (наблюдения,  описания, измерения, эксперимента) для изучения  различных сторон окружающей действительности использование   основных   интеллектуальных   операций: постановки   задачи   ,формулирования   гипотез,   анализа   и   обобщения,   систематизации, синтеза,   сравнения,   выявления   причинно­следственных   связей,   поиска аналогов, формулирования выводов для изучения;      умение генерировать идеи и определять средства,  необходимые для их реализации умение использовать различные источники для получения  астрономической и  астрофизической информации,  оценивать ее достоверность умение   анализировать   и   представлять   информацию   в различных видах Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 6 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  М­6 умение публично представлять результаты собственного  исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично  сочетая содержание и формы представляемой  информации Предметные результаты П ­1 П ­2 П ­ 3 П­4 П­5 сформированность представлений о роли и месте  астрономии  в современной научной картине мира;  понимание физической сущности наблюдаемых во  Вселенной явлений, роли астрономии и астрофизики в  формировании кругозора и функциональной грамотности  человека для решения практических задач владение основополагающими  астрономическими  понятиями, закономерностями, законами и теориями;  уверенное использование астрономической  терминологии  и символики владение основными методами научного познания,  используемыми в астрономии : наблюдением, описанием,  измерением умения обрабатывать результаты вычислений ,  обнаруживать зависимость между астрофизическими  величинами, объяснять полученные результаты и делать  выводы сформированность умения работать со звездной картой,   пользоваться шкалой звездных величин, диаграммой  "температура­светимость".  решать задачи на  использование формул: законов Кеплера; закона  всемирного тяготения; 1­й и 2­й космических скоростей;  практическая работа, самостоятельная  и внеаудиторная работа Практическая и контрольная работа, самостоятельная  и  внеаудиторная работа практическая работа практическая работа Практическая работа, самостоятельная  внеаудиторная работа Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 7 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  П­6 определять скорость  звезд сформированность собственной позиции по отношению к   астрономической и астрофизической информации,  получаемой из разных источников. Промежуточная  аттестация по дисциплине  Самостоятельная  аудиторная и внеаудиторная работа дифзачет 2.2 Оценочные средства Инструкция: практические  работы по курсу «Астрономия» состоят из двух частей: теоретическая  и практическая. Теоретическая часть представляет собой   тестовые задания,  а практическая – решение задач. Вам необходимо будет  выполнить  обе части, используя знания. полученные на уроках астрономии ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ Критерии оценивания: Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью и без недочетов. Оценка «4» ставится за выполненную полностью работу, но при наличии в ней не более: а) одной негрубой ошибки и одного недочета или б) трех  недочетов. Оценку «3» обучающийся  получает тогда, когда он правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более: а) одной грубой ошибки и  двух недочетов, или б) одной грубой и одной негрубой ошибки, или в) двух грубых ошибок, или г)одной негрубой ошибки и трех недочетов. Оценку «2» выставляют тогда, когда работа выполнена хуже, чем это требуется для оценки «3» Грубыми считаются ошибки, показывающие, что обучающийся:  1) не усвоил астрофизических законов и теорий или не умеет применять их к решению задач; 2) не знает формул, не умеет оперировать с ними;  неверно объясняет ход решения задачи, не знает приемов решения задач, рассмотренных в классе, неправильно истолковывает условие задачи. К негрубым ошибкам относятся:  выбор нерационального хода решения. Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 8 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  Недочетами можно считать: 1) нерациональность записи математических преобразований и приемов вычисления; 2) отдельные погрешности в  формулировках; 3) ошибки вычислительного характера Практическая работа №1  «Определение экваториальных  координат звезд  ( склонения , прямого восхождения)с помощью звездной карты  неба. Графическое построение основных элементов небесной сферы» Первый вариант  Продолжи предложения: 1.Назначение телескопа А) ___________     Б)_____________  2.Причиной суточного вращения небесной сферы является__________ 3.Путь Солнца на небе вдоль эклиптики пролегает среди_____________созвездий Фразе из левого столбца подберите походящее по смыслу продолжение из правого столбца 1. Склонение  – это… 2. Прямое восхождение  -... 3. Вертикал­ это... 4. Высота светила ( h) ... 5. Азимут (A)­ это  ... 6. Эклиптическая широта (в)­…. 7. Эклиптическая  долгота ( λ )  светила ­…. гловое расстояние светила от небесного экватора, которое  А. ... дуга небесного экватора между точкой весеннего равноденствия  и кругом склонения, проходящего через светило . Б. ... меняется от ­90° до +90 В… угловое расстояние светила от горизонта.  Г. … большой полукруг небесной сферы, проходящий через зенит,  надир и точку, в которой в данный момент времени находится светило Д….положение светила относительно сторон горизонта  Е. ... угол между направлением на точку весеннего равноденствия и  Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 9 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  плоскостью круга широты светила. Ж. ... угол между плоскостью эклиптики и направлением на светило З… расстояние между объектами на небе, измеряемое углом, который  образован лучами, идущими к объекту из точки Второй вариант 1. Продолжи предложения: 1.Основные элементы телескопа А__________Б___________ 2.Линия, вокруг которой вращается небесная сфера , называется_________ 3.Точки пересечения эклиптики с небесным экватором называются точками ___________ соответственно тому, когда в них бывает Солнце.                                     Фразе из левого столбца подберите походящее по смыслу продолжение из правого столбца                         1. Небесной сферой  называется... 2. Осью мира называется... 3. Полюсами мира  называется... 4. Северный полюс мира в  настоящее время  находится... 5. Плоскостью небесного  экватора называется... А. ...точка пересечения оси вращения Солнца с небесной сферой. Б. ...в 1°,5 от a Малой Медведицы В.плоскость перпендикулярная к оси мира и проходящая через  центр небесной сферы.  Г. воображаемая сфера произвольного радиуса, описанная вокруг  центра Солнца, на внутренней поверхности которой нанесены  светила Д..ось, вокруг которой вращается Земля, двигаясь в мировом  пространстве Е. ...около звезды Вега в созвездии Лиры Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 10 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  Ж. ...линия пересечения небесной сферы и плоскости небесного  экватора З. ...точки пресечения небесной сферы с осью мира. И. ...воображаемая сфера произвольного радиуса, описанная  вокруг наблюдателя на Земле, на внутренней поверхности которой нанесены светила. К. ...воображаемая ось видимого вращения небесной сферы. 6. Экватор – это... Порядок выполнения  практической части 1.Нарисовать основные точки, круги и линии небесной сферы. Изобразить небесную сферу в проекциях на плоскости небесного горизонта, небесного  экватора и небесного меридиана. 2.На звездной карте найти созвездие своего варианта, зарисовать и записать его латинское название. Снять с карты координаты ?(cклонение и прямое  восхождение) ярчайшей звезды созвездия. Найти эту звезду в каталоге звезд, записать ее номер, точные координаты (cклонение и прямое  восхождение), звездную величину m и спектральный класс Sp. Если есть, записать ее собственное имя. 3. Сделать чертежи горизонтальной и экваториальной систем координат. Нанести на них астрономический объект по заданным координатам своего  варианта. 4. Сделать рисунок, на котором показать суточную параллель звезды из 2­й задачи для пункта с широтой данного варианта. Определить по чертежу, к какой группе звезд по виду суточного движения относится звезда. Доказать это численно 5. Вычислить горизонтальные координаты (А,h) и звездное время s в кульминациях для звезды 2­й задачи, на широте данного варианта 6. С помощью астрономического календаря определить дни солнцестояний и равноденствий. На заданную в варианте дату выписать экваториальные  координаты Солнца (прямое восхождение и склонение). По звездному глобусу или карте звездного неба определить, в каком созвездии находится  Солнце в данную дату. 7. С помощью звездного глобуса определить азимуты и часовые углы восхода и захода Солнца в данную дату для данной широты  Варианты задания № вар Созвездие Азимут, гр. Высота светила, гр. Прямое восхождение светила, часы Склонение светила, гр. Широта, гр. Дата Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 11 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 245 Андромеда 45 Близнецов Б.Медведицы 135 180 Б.Пса Водолея 90 0 Возничего 225 Волопаса 270 Геркулеса Гончих псов 315 10 Девы 50 Дракона 90 Зайца Кассиопеи 130 170 Кита 210 Козерога Льва 250 290 Лебедя Лиры 0 М.Медведицы 90 +30 ­ 30 0 +45 ­ 45 +70 ­70 0 +10 +30 +60 +80 ­10 ­30 ­60 ­80 +45 ­45 +30 18 6 0 12 3 9 15 21 18 6 0 12 3 9 15 21 5 10 15 ­ 45 45 0 +10 +30 60 +80 ­10 ­30 ­60 ­80 +45 0 + 45 ­45 +70 ­70 0 +10 55 60 65 70 50 45 40 35 30 25 20 55 60 65 70 50 45 40 35 10.01 10.02 10.03 10.04 10.05 10.06 10.07 10.08 10.09 10.10 10.11 10.12 20.01 20.02 20.03 20.04 20.05 20.06 20.07 Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 12 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  20 21 22 23 24 25 М.Пса Овна Ориона Орла Персея Пегаса 180 270 30 60 90 120 ­30 0 +45 ­45 +70 ­70 20 12 3 9 15 21 +30 +60 +80 +30 ­30 0 30 25 20 25 20 55 20.08 20.09 20.10 20.11 20.12 2.01 Практическая работа №2 «Решение задач по теме «Законы Кеплера» и  определение круговых скоростей планет солнечной системы»  Первый вариант: Заполните недостающие столбцы таблицы 1.Теория происхождения Луны Теория деления Теория захвата Теория два в одном Гипотеза столкновения Сущность теории    Продолжите фразу или  вставьте пропущенные слова (словосочетания) 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Луна не может удержать атмосферу, т.к. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Смена лунных фаз происходит из­за того, что­­­­­­­­­­­ Сидерический месяц на Луне составляет _____________суток Если новолуние происходит  в тот момент, когда лунная орбита пересекается с земной, то происходит­­­­­­­­­­­затмение Ближайшая к Солнцу точка называется __________, она определяется по формуле_________ Справедливость гелиоцентрической системы мира доказал итальянский ученый____________, благодаря._________________ Движение небесных тел будет происходить в точности по законам Кеплера, если_____________ Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 13 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  9. Вычислить перигельное и афелийное расстояния планет Сатурна и Нептуна, если их среднее расстояние орт Солнца равны 9,54. А.е. и  30,07 а.е. Практическая часть 10. Звездный период обращения Сатурна вокруг Солнца 29, 64 года. Определите среднее расстояние от Сатурна до Солнца 11. Вычислить первую космическую скорость на Юпитере ,  если масса   Юпитера –  1,90∙1027 кг радиус  ­ 69911  км.Ускорение свободного  падения ­23,5 м/с2 Второй вариант Заполните недостающие столбцы таблицы: 1.Система мира Геоцентрическая  Гелиоцентрическая Что находится в центре мироздания? Основоположники и сторонники   Продолжите предложение или вставьте пропущенные слова: 2.На Луне можно ориентироваться только по ______, т.к. Луна не имеет_________ поля 3. Каждое лунное и солнечное затмение происходит, когда Луна располагается недалеко от______, лунное затмение происходит только во  время ­­­­­­­­­­­­­­­­­­, а солнечное ­ _________. 4. Полное повторение одинакового взаимного расположения Земли, Луны и Солнца может произойти только через ­­­­­­­лет. Этот период  называется___________. 5. Во время полного солнечного затмения Луна закрывает диск Солнца, т.к._____________ 6. Наиболее удаленная от Солнца точка называется___________. Расстояние до нее можно вычислить по формуле__________ 7. Научное объяснение гелиоцентрической системы  мира дал английский ученый___________ 8. Если Луна будет обращаться вокруг Земли с большим периодом, но оставаясь на своем месте, то масса Земли должна______________ Практическая часть 9. Найти перигельное и афелийное расстояние, синодический и сидерический периоды обращения , а также круговую скорость малой планеты  Поэзия, если большая полуось и эксцентриситет ее орбиты равны 3,12 а.е. и 0,144 10. Какова продолжительность сидерического периода вращения Юпитера вокруг Солнца, если он в 5 раз дальше от Солнца, нежели Земля? Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 14 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  11. Вычислите первую космическую скорость для Солнца. Масса Солнца 2 • 1030 кг, диаметр Солнца 1,4 • 109 м. Практическая работа №3 «Решение ситуационных задач» Первый вариант Юпитер – вторая звезда в Солнечной системе ? С глубокой древности началось изучение Юпитера как планеты: В галилейскую эпоху считалось, что Юпитер образует вместе со своими спутниками небольшую Юпитерскую систему и  является второй звездой в Солнечной системе. Больше Юпитера в Солнечной системе только Солнце  Юпитер в основном состоит из водорода. Обладает мощным магнитным полем, испускает радиоволны, тепло и рентгеновские лучи. Все  перечисленное присуще звездам.  Сотрудником Ростовского Государственного университета, доктором физико­математических наук А. Сучковым в свое время  была выдвинута гипотеза о том, что данная планета имеет источник ядерной энергии. А науке известно, что у планет таких источников  быть не должно. Излучение у всех звезд является результатом энергии внутренней, которая возникает в ходе процессов, идущих в их  недрах. А планеты только отражают солнечные лучи, несущие энергию. Юпитер излучает энергию, которая заметно превышает энергию,  посланную ему Солнцем. Как это объяснить? Но не только колоссальная температура в центре Юпитера говорит в пользу «звездной» гипотезы, но и скорость, с которой  выделяется энергия. Именно по этим данным рассчитывается общее время, в ходе которого, начиная с самого момента зарождения  планеты, идет термоядерная реакция. Как выяснилось, она уже должна идти миллиарды лет. Другими словами, в сотни раз больше, чем  существующий возраст любой из планет Солнечной системы, включая Юпитер. Это говорит о том, что Юпитер разогревается. Существует также гипотеза, что Юпитер – это погасшая некогда звезда. Эта гипотеза весьма популярна на сегодняшний день.  Сторонники этой гипотезы не исключают, что человечество застало это чудо. Ведь множество народов упоминают в мифах о том, что  видели два Солнца на небе. Юпитер напоминает миниатюрную Солнечную систему со своими многочисленными спутниками. Вокруг него вращаются  довольно крупные «планеты», некоторые из которых покрыты толстым слоем льда. К примеру, Европа, на которой вскоре собираются  искать жизнь. Если Юпитер был когда­то звездой, то и Европа могла быть не замерзшим миром, а вполне живым. ЗАДАНИЕ:  Приведите доказательства того, что  Юпитер – планет и Юпитер­ звезда.                     Если Юпитер – звезда, то потухшая или коричневый карлик?  Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 15 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  Второй вариант  Понижение Плутона  в должности  в 2005 году Майк Браун и его команда сообщили потрясающие известия. Они обнаружили объект, находящийся за орбитой Плутона, который был,  вероятно, того же размера, а может даже и больше. Официально названный 2003 UB313, объект был позже переименован в Эриду. Позже астрономы  определили, что диаметр Эриды составляет около 2600 км, плюс она имеет массу, примерно на 25% большую, чем масса Плутона. Имея более массивную чем Плутон Эриду, состоящую из такой же смеси льда и камня, астрономы были вынуждены пересмотреть концепцию,  согласно которой Солнечная система имеет девять планет.  С 2006 года Плутон  считается карликовой планетой.  ЗАДАНИЕ: Приведите доказательства того, что Плутон – это карликовая планета                     Что такое Эрида — планета или объект пояса Койпера?    Практическая работа №4 « Определение расстояния до звезд и скорости звезд» Первый вариант: Продолжите предложение: 1. Перечислите способы определения расстояний до звезд: А)__________ Б)______________В)_______________ 2. Жизнь звезды определяет ее _____________. Ее можно определить по формуле_______. 3. 4. 5. 6. Цвет звезды зависит от  ______________. В основе спектральной классификации звезд лежит____________. В спектре красных звезд преобладают __________________. Перечислите   разнообразие   физических   характеристик   большинства   а)_________,б)__________,в)_____________ Заполните недостающие строки  в столбцах таблицы: 7. звезд   в   сравнении   с   Солнцем: Эволюционный путь звезды Изменения, происходящие в звезде Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 16 из 31 Рождение протозвезды Образование красного гиганта Образование белого карлика Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  Если температура протозвезды достигнет 10 млн  Кельвинов, то звезда излучает свет Если внутреннее давление термоядерного синтеза не  уравновешивает звезду, то происходит коллапс звезды, в  результате которого звезда превращается в космический  пылесос 8.8. Лучевую скорость звезды определяют с помощью ______. Она вычисляется по  формуле_________. 9. 1 Парсек равен____________ св.лет.__________км.    10. Светимость Кастора (а Близнецы) в 25 раз превосходит светимость Солнца, а его температура 10400К. Во сколько раз Кастор больше  Солнца?               1.Звезда Антарес ( a Скорпиона) находится от нас на расстоянии 650св.лет. Чему равен ее годичный параллакс? ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ             2.Лучевая скорость звезды Бетельгейзе ( a Ориона) 21 км/с, собственное движение звезды 0,029² /год, а параллакс 0,008². Определите                  пространственную скорость звезды. Второй  вариант Продолжите предложение: 1. Классификация звезд основывается на: А)_________Б)______________В)______________Г)_____________ Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 17 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»                  2. Спектр звезды зависит от ее ______________.                 3.Температуру звезд определяет ее ____________, ее определяют по                         формуле_____________                 4.Звезды делятся на спектральные классы в зависимости от их _______________. 5. В спектре желтых звезд преобладают____________________. 6. Заполните недостающие строки в столбцах  таблицы Спектральный класс Цвет О В А Голубой Белый Температура 10000­30000 F K M Оранжевый 6000­7500 2500­3500 Основные признаки Ионизованные атомы гелия, немного водорода водород, ионизированные металлы, кальций и железо стабильные молекулы, оксид титана, нейтральный  кальций 7.Смерть звезды зависит от ее _____________.   8.Самой большой скоростью углового перемещения на небесной сфере обладает звезда___________, она находится в  созвездии_____________. 9.Светимость Солнца равна_____________, светимость звезд –гигантов превосходит светимость Солнца в _________ раз. 10.Красный гигант в 300 раз превосходит Солнце по размеру и в 30 раз по массе.  Какова его средняя плотность? Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 18 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. Свет от звезды Денеб ( a Лебедя) идет до нас 3260 лет. Вычислите годичный параллакс Денеба. 2.Собственное движение звезды 0,1² /год, а расстояние до нее 10пк. Определите тангенциальную и пространственную скорость звезды, если ее  лучевая скорость 10км/с. Практическая работа №4 «Решение  задач на определение расстояний до шаровых скоплений» Первый вариант Продолжите предложение или вставьте пропущенные слова: 1.Диаметр нашей Галактики в св. годах и пк соответственно равен_________,________ 2.Наша Галактика является ______________ галактикой 3.Солнце  расположено  в _______________Галактики 4.Наша  галактика состоит из: _______, _________,___________ 5. Перечислите виды галактик: __________, ___________, __________, ______________ 6. Перечислите  5 теорий возникновения Вселенной:______, __________, ________,_________,________  Практическая часть 1. Для того, чтобы измерить годичный параллакс ядра нашей Галактики, предложено построить радиоинтерферометр с далеко отстоящими  антеннами и наблюдать «точечный» радиоисточник в ядре. Каким примерно должно быть расстояние D между антеннами, если предполагается вести  наблюдения на длине волны  2. Как астрономы могут узнать расстояние до скопления звёзд, параллакс которого не удаётся измерить непосредственно? 3. Шаровое звездное скопление имеет возраст около 10 миллиардов лет, радиус 30 пк и состоит из миллиона звёзд. Оцените характерные  относительные скорости звёзд скопления  1 см? λ≈ Второй вариант Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 19 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»            1.В состав галактики входят_____________           2.Расстояние до галактик можно определить______________           3.Перечислите виды звездных скоплений: ____________, ________________           4.Ядро нашей Галактики находится в созвездиях ___________ и ___________           5.В центре любой галактики находится _______________           6.Перечислите основные теории возникновения Вселенной:______, _________,_______ Практическая часть  1. Для того, чтобы измерить годичный параллакс ядра нашей Галактики, предложено построить радиоинтерферометр с далеко отстоящими  антеннами и наблюдать «точечный» радиоисточник в ядре. Каким примерно должно быть расстояние D между антеннами, если предполагается вести  наблюдения на длине волны  2. Как астрономы могут узнать расстояние до скопления звёзд, параллакс которого не удаётся измерить непосредственно? 3. Шаровое звездное скопление имеет возраст около 10 миллиардов лет, радиус 30 пк и состоит из миллиона звёзд. Оцените характерные  относительные скорости звёзд скопления  1 см? λ≈   Контрольная работа: Инструкция:    работа   состоит   из     25   заданий.   1­17   задания   –   тестовые   с   выбором   одного   правильного   ответа;   задания   18­21   –   на дополнение;  задания 22­25­ носят практический характер, требующий расчетов и развернутого ответа Критерии оценивания   1­21 задания – «3»,  1­21 и любые две задачи из заданий 22­25 – «4»,  1­ 21   и любые три задачи из 22­25  – «5». В заданиях с 1 по 17 выберите правильный ответ: 1. Астрономия – наука, изучающая … А) движение и происхождение небесных тел и их систем. Б) развитие небесных тел и их природу. Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 20 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  В) движение, природу, происхождение и развитие небесных тел и их систем. Г) природу звезд 2. Телескоп необходим для того, чтобы … А) собрать свет и создать изображение источника. Б) собрать свет от небесного объекта и увеличить угол зрения, под которым виден объект. В) получить увеличенное изображение небесного тела. Г) увеличить угловые размеры объекта 3. Самая высокая точка небесной сферы называется …          А) точка севера.          Б) зенит.          В) надир.          Г) точка востока. 4. Линия пересечения плоскости небесного  горизонта и меридиана называется …         А) полуденная линия.        Б) истинный горизонт.         В) прямое восхождение        Г) экватор 5. Угол между плоскостями больших кругов, один из которых проходит через полюсы мира и данное светило, а другой – через полюсы мира  и точку весеннего равноденствия, называется …        А) прямым восхождением.        Б) звездной величиной.        В) склонением. Г) угловым расстоянием 6. Каково склонение Солнца в дни равноденствий?        А) 230 27?.        Б) 00.        В) 460 54?.        Г) 590 Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 21 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  7. Третья планета от Солнца – это …      А) Сатурн.      Б) Венера.      В) Земля.      Г) Марс 8. По каким орбитам обращаются планеты вокруг Солнца?       А) по окружностям.       Б) по эллипсам, близким к окружностям.       В) по ветвям парабол       Г) по гиперболам 9. Ближайшая к Солнцу точка орбиты планеты называется …     А) перигелием.     Б) афелием.     В) эксцентриситетом     Г) апогеем 10. При удалении наблюдателя от источника света линии спектра …     А) смещаются к его фиолетовому концу.     Б) смещаются к его красному концу.     В) не изменяются      Г) смещаются в сторону противоположную наблюдателю  11. Все планеты­гиганты характеризуются …        А) быстрым вращением.        Б) медленным вращением. 12. Астероиды вращаются между орбитами …        А) Венеры и Земли.        Б) Марса и Юпитера.        В) Нептуна и Сатурна        Г) Юпитера и Сатурна Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 22 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  13. Какие вещества преобладают в атмосферах звезд?       А) гелий и кислород.       Б) азот и гелий.       В) водород и гелий       Г) метан и гелий 14. К какому классу звезд относится Солнце?      А) сверхгигант.      Б) желтый карлик.      В) белый карлик.      Г) красный гигант. 15. На сколько созвездий разделено небо?         А)68.         Б) 78.         В) 88        Г)89 16. Кто открыл законы движения планет вокруг Солнца?       А) Птолемей.       Б) Коперник.       В) Кеплер.       Г) Бруно.  17. Какой слой Солнца является основным источником видимого излучения?        А) Хромосфера.        Б) Фотосфера.        В) Солнечная корона        Г) Зона лучистой энергии  В заданиях 18­21 продолжи предложение:  18. Перечислите признаки планеты: ________,_________,_____________  19. Перечислите способы определения расстояний до звезд: _____________,_______________,__________________ Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 23 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»   20. Перечислите признаки астероидов:___________,______________,______________.____________  21. Жизнь звезды определяется ее ______________. Реши задачи: 22. Параллакс Альтаира 0,20?. Чему равно расстояние до этой звезды в световых годах? 23.Во сколько раз  звезда 3,4 звездной величины слабее, чем Сириус, имеющий видимую звездную величину  – 1,6? 24.Звездолет будущего, имея скорость 20 км/с, пролетает на расстоянии 1 пк от спектрально­двойной звезды, у которой период колебаний спектра  равен суткам, а большая полуось орбиты составляет 2 астрономические единицы. Сможет ли звездолет вырваться из поля тяготения звезды? Массу  Солнца принять за 2*1030 кг. 25. В давние времена, когда солнечные затмения «объясняли» захватом нашего светила чудовищем, очевидцы находили подтверждение этому в том,  что при частном затмении наблюдали под деревьями, в лесу световые блики, «напоминающие форму когтей». Как научно объяснить такое явление?   Ответы № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Вариант 1 В Б Б А А Б В Б А Б А Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 24 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  Б В Б В В Б 1. Обращение тела по орбите вокруг звезды, не являясь при этом ни звездой,  ни спутником 2.  достаточная масса для поддержания  гидростатического давления  и  шарообразной  формы 3. не имеет соседей вблизи  своей орбиты  Параллактический,  фотометрический. Красное смещение 1) карликовая планета вращается вокруг Солнца: 2) сила гравитации карликовой планеты достаточна, чтобы придать её  сферическую форму; 3) карликовая планета не очищает пространство вокруг себя (чтобы рядом с  ним не было других сравнимых по размерам тел); 4) не является спутником другой планеты масса Решение: 16,3 св. лет. В 100 раз. 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 25 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  v2 ­ ? v1 = 20 км/с = 2*104 м/с r = 1 пк = 3*1016 м А = 2 а.е. mo = 2*1030 кг Т = 1 сут =   года G = 6,67*10­11Н*м2/кг2 Найдём сумму масс спектрально­двойных звёзд по формуле m1 + m2=  mo = 1,46*1033 кг Скорость убегания рассчитаем по формуле второй космической скорости  (поскольку расстояние между компонентами спектрально­ двойной звезды ­  2 а.е. много меньше 1пк) *  Ответ: 2,5 км/ч, скорость звездолета больше, поэтому улетит.  = 2547,966 м/с = 2,5 км/ч 25 Во время частного затмения Солнце наблюдается в виде яркого полумесяца.  Промежутки между листьями являются небольшими отверстиями. Они,  работая, как отверстия в камере обскуре дают на Земле множественные  изображения серпов, которые легко принять за когти. Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 26 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  ВНЕАУДИТОРНЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ Внеаудиторная  самостоятельная работа №1 –эссе по темам: 1.1.1;1.2.1;2.1;2.2;4.2.1 1. 2.1.«Солнечное затмение и его влияние на ход исторических событий» 2.1.« Происхождение астероидов и комет » 2.2.«Юпитер­ вторая звезда Солнечной системы» 4.2.1.«Возникновение Вселенной» Инструкция: при написании эссе необходимо соблюдать его структуру: вступление, основная часть и заключение. Вступление и заключение эссе   должны фокусировать внимание на проблеме: во вступлении она ставится, в заключении ­ резюмируется мнение автора, и указываются  перспективные направления возможных исследований по данной тематике. Основная часть строится на основе аналитической работы с используемыми и цитируемыми литературными источниками. В зависимости от  поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина­следствие; общее ­особенное; часть­целое; форма­содержание.  Количество цитат в тексте должно быть ограничено необходимостью подтверждения того или иного положения автора, но не носить характер  сплошного текста. Критерии оценивания: Оценка  5 (пять) Критерии оценки   Правильно сформулирована проблема,  приведены  способы решения проблемы   разными  авторами  (исследователями) или  их точка зрения на проблему,  умело проведен анализ точек зрения;  умело  использованы ссылки на источники ; в заключение указана собственная позиция  Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 27 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  4 (четыре) 3 (три) 2 (два)       Вопрос раскрыт более чем наполовину, но без ошибок. Приведено недостаточно  точек зрения на проблему (способов решения проблемы) Использованы ссылки  менее чем на половину рекомендованных по данному вопросу источников  Вопрос раскрыт частично либо Автор использует описание одного автора в решении проблемы Задание не выполнено (ответ отсутствует или вопрос не раскрыт) Внеаудиторная  самостоятельная работа №з – исследовательская работа по темам:3.1;3.2;.4.1.1;4.1.2 3.1.« Влияние солнечной активности на Дорожно­транспортные происшествия» 3.2.« Влияние Снижения  или повышения активности Солнца на земной климат» 4.1.1.«Эволюция звезд» 4.1.2.«Черная дыра­разрушение или созидание Вселенной» Инструкция: при  написании исследовательской работы необходимо соблюдать ее структуру: титульный лист, содержание, введение, основная  часть, заключение и список литературы. Во введении, фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются  объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше  составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом. Ставя проблему, Вам необходимо  ответить  на вопрос: «Что нужно изучить из  того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий. Выдвижение проблемы предполагает далее обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос:  почему данную проблему нужно изучать в настоящее время. После определения актуальности необходимо определить объект и предмет  исследования. Объект исследования интерпретируется как процесс, на что направлено познание или явление, порождающее проблемную ситуацию и  избранное для изучения. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования. Гипотеза  должна представлять  собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного  Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 28 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  утверждения в качестве теоретического положения. Далее указать цель и задачи исследования ( не менее 3 задач):  провести аналитический обзор  литературы по проблеме; провести  практическое, эмпирическое  исследование чего­либо, провести сравнительный анализ  технических  характеристик. Основная часть может состоять из нескольких глав, в ней решаются поставленные во введении задачи:   анализ  разных точек зрения по решению  данной задачи или проблемы ; обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, привести  сведения о процедуре  исследования и ее этапах. После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в  приложении. В приложении можно поместить несколько наиболее интересных или типичных иллюстраций, рисунков и т. д. Раздел экспериментальной части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать  поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами. Изложение содержания  работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования Критерии оценивания: Оценка  5 (пять) 4 (четыре) Критерии оценки     Полностью выдержана структура работы. Введение содержит:   актуальность, новизну и научности  исследования,  цель, задачи, объект, предмет исследования, методы исследования, гипотезу, Основная  часть ( исследовательская) содержит  методы исследования практические или теоретические.  В  заключении сделаны выводы по решению поставленных во введении задач. умело использованы ссылки  на источники Логически выстроено содержание,  по каждой главе сделаны выводы, высказана собственная точка  зрения Структура работы выдержана, но в одной из ее частей допущены ошибки: отсутствие  вывода по проверке гипотезы.  Использованы ссылки  более чем на половину рекомендованных по данному вопросу  источников . Логически выстроено содержание,  не , высказана собственная точка зрения Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 29 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»    3 (три)  Нарушение структуры работы. Во введении не указаны методы исследования ,  проверка гипотезы не  осуществлена.   Выводы в заключении  не соответствуют  задачам, поставленным во   введении. 2 (два) Задание  выполнено в виде реферата  Промежуточная аттестация 1. На какие виды делятся планеты Солнечной системы? Как они распределяются по видам? 2. Законы Кеплера. 3. Как возникают солнечные и лунные затмения? С какой периодичностью они происходят? 4. Строение Солнца (внутреннее и внешнее). 5. Как влияет солнечная активность на жизнь на Земле? 6. Какие существуют звездные координаты? 7. Виды звезд. 8. Характеристики звезд. 9. Межзвездная среда. 10. Внеатмосферная астрономия. 11. Виды телескопов. 12 Галактика Млечный путь. 13. Строение Галактик. 14 Виды галактик. 15 Эволюция Галактик. Практическая часть  1.На каком расстоянии от Земли находится Сатурн, если его параллакс 0,9".  Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 30 из 31 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Пермский техникум отраслевых технологий» Для подготовки квалифицированных рабочих, служащих Технический профиль ККОС общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»  2. Вычислите большую ось орбиты кометы Галлея, если она делает оборот вокруг Солнца за 76 лет 3. Лучевая скорость звезды Бетельгейзе ( a Ориона) 21 км/с, собственное движение звезды 0,029² /год, а параллакс 0,008². Определите  пространственную скорость звезды. Входит в состав учебно­методической документации общеобразовательного цикла, рассмотренной  МО «29» августа 2016г. Стр. 31 из 31

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике

Сборник практических работ по физике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017