Сборник практических заданий для студентов по дисциплине «Семейное право» для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования
Оценка 4.8

Сборник практических заданий для студентов по дисциплине «Семейное право» для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Оценка 4.8
Контроль знаний
docx
правоведение
Взрослым
22.01.2018
Сборник практических заданий  для студентов по дисциплине «Семейное право»   для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования
Указанные задания предназначены в первую очередь для того, чтобы научить студентов понимать смысл закона и применять нормы права к конкретным жизненным ситуациям. Такие ситуации излагаются в задачах-казусах, некоторые из которых имеют в своей основе рассмотренные судебные дела. Непременным условием правильного решения казусов является умение поставить к основному вопросу четко сформулированные дополнительные вопросы, охватывающие содержание задачи. Правильный ответ на поставленные дополнительные вопросы позволит сделать верный окончательный вывод.
практические задания по семейному праву.docx
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ­ИНТЕРНАТ» МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ Сборник практических заданий  для студентов по дисциплине «Семейное право»  для студентов 3­го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования Разработала: преподаватель Л.Л. Максимова Рассмотрено на заседании ПЦК юридических дисциплин  протокол № 1 от 28 августа    2017г. Председатель ПЦК   ________О.М. Терехова   Оренбург 2016 г. Пояснительная записка. Изучение   дисциплины   ОП.07   «Семейное   право»   способствует формированию ОК:  ОК   2.Организовывать   собственную   деятельность,   выбирать   типовые методы   и   способы   выполнения   профессиональных   задач,   оценивать   их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой 1 для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК   5.   Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в профессиональной деятельности. ОК   7.   Брать   на   себя   ответственность   за   работу   членов   команды (подчиненных), результат выполнения заданий.                 ОК   8.   Самостоятельно   определять   задачи   профессионального   и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК   9.   Ориентироваться   в   условиях   постоянного   изменения   правовой базы. ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.   В   процессе   изучения   дисциплины   ОП.07   «Семейное   право»   и   при самостоятельной работе студентов формируются ПК:  ПК   1.1.   Осуществлять   профессиональное   толкование   нормативных правовых   актов   для   реализации   прав   граждан   в   сфере   пенсионного обеспечения и социальной защиты.   ПК   1.2.   Осуществлять   прием   граждан   по   вопросам   пенсионного обеспечения и социальной защиты. ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию   и   корректировку   пенсий,   назначение   пособий,   компенсаций   и других   социальных   выплат,   используя   информационно­компьютерные технологии.        ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.               ПК   2.2.   Выявлять   лиц,   нуждающихся   в   социальной   защите   и   осуществлять их учет, используя информационно­компьютерные технологии.   В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:   ­применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций; ­составлять брачный договор и алиментное соглашение; ­оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав; ­анализировать   и   решать   юридические   проблемы   в   сфере   семейно­ правовых отношений.  В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: ­основные понятия и источники семейного права; ­содержание основных институтов семейного права. 2 Методические рекомендации  студентам по решению ситуативной задачи (анализу ситуации) Указанное задание  предназначено в первую очередь для того, чтобы научить   студентов   понимать   смысл   закона   и   применять   нормы   права   к конкретным   жизненным   ситуациям.   Такие   ситуации   излагаются   в   задачах­ казусах, некоторые из которых имеют в своей основе рассмотренные судебные дела.  Непременным условием правильного решения казусов является умение поставить   к   основному   вопросу   четко   сформулированные   дополнительные вопросы,   охватывающие   содержание   задачи.   Правильный   ответ   на поставленные   дополнительные   вопросы   позволит   сделать   верный окончательный вывод.  Решение   казусов   должно   быть   полным   и   развернутым.   В   решении должен быть виден ход рассуждений студента:  1)   Анализ   ситуации.   На   данном   этапе   необходимо,   прежде   всего, уяснить содержание задачи, сущность возникшего спора и все обстоятельства дела; 2) Оценка ситуации (доводов сторон) с точки зрения действующего законодательства.   Для   этого   студент   должен   определить   юридическое значение   фактических   обстоятельств,   и квалифицировать указанное в условии задачи правоотношение.   упомянутых   в   задаче, 3 3)   Четко   сделанные   выводы,   в   том   числе   об   обоснованности требований или возражений сторон спора, а если дело уже решено судом – то и об обоснованности изложенного в казусе решения.   Юридическая   квалификация   фактов   и   отношений   должна основываться на нормах права. Рассуждения и выводы должны обосноваться ссылками   на   конкретные   правовые   нормы.   При   этом   указываются   абзацы, части,   пункты,   статьи   нормативного   акта.   Текст   этих   норм   необходимо   в соответствующей части процитировать. Однако решение не должно состоять лишь   из   дословного   изложения   или   пересказа   текста   статей   нормативных актов. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых нормативных актов, учебных изданий, Интернет­ресурсов, дополнительной литературы Обязательная литература: 1. 2. 3. ФЗ Конституция РФ от 12.12. 1993г. в редакции от 25 мая 2013г. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223­ Гражданский   кодекс   Российской   Федерации   (часть   первая)   от 30.11.1994 N 51­ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)  4. Гражданский   кодекс   Российской   Федерации   (часть   вторая)   от 26.01.1996 N 14­ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995)  5. Гражданский   кодекс   Российской   Федерации   (часть   третья)   от 26.11.2001 N 146­ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001)  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230­ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006)  7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.12.96 г..№63­ ФЗ от 30.12.2001 г.№195­ФЗ  8. Федеральный   закон   от   15.11.97   №   143­ФЗ   «Об   актах гражданского состояния»  9. Федеральный   закон   от   24.07.98   №   124­ФЗ   «Об   основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»  10. Федеральный   закон   от   24.06.99   №   120­ФЗ   «Об   основных правонарушений профилактики безнадзорности   системы   несовершеннолетних»    и   4 11. Федеральный   закон   от   16.04.2001   №   44­ФЗ   «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от24.04.2008 12. г.№ 48 13. Конвенция   о   правах   ребенка.  Принята  резолюцией   44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.          14.Абашин Э.А. Семейное право / М.: Форум, 2012, 520 с.          15.Пчелинцева Л.М. Семейное право России, Инфра­М, 203 г. Дополнительная литература: 1. Семейное право: учебное пособие/ Гомола А.И.и др.; под ред. Гомолы А.И., Саломатова Е.Н. –М.: «Академия», 2012,­ 250 с. 2. Антокольская М.В. Семейное право./ М.В. Антокольская  М.: Юрист, 2013, ­370 с. Информационные справочно­правовые системы: Информационно – правовые системы: «Гарант», Консультант­плюс». Интернет­ресурсы 1. Сайт   Министерства   юстиции   Российской   Федерации­http:// www.minjust.ru/ 2. Сайт   Федеральной   службы   государственной   статистики   ­ www.gks.ru 3. 4. Сайт Верховного суда Российской Федерации ­ www.vsrf.ru http://www.consultant.ru   ­ самая распространенная компьютерная справочно­правовая система, содержит около 60 млн. документов. Входит, наряду с системами «Гарант» и «Кодекс», в «большую тройку» справочно­ правовых   систем   России.   Широко   используется   юристами,   бухгалтерами, кадровыми   специалистами,   руководителями   организаций,   специалистами госорганов, учеными, студентами юридических и экономических вузов.  5 ПЗ   №   1.   Решение   практических   ситуаций   по   теме   «Семейные правоотношения» Цель  работы:  научиться   применять   правовые   нормы,   регламентирующие семейные отношения, при решении конкретных ситуаций Порядок выполнения ПЗ № 1: 1. Проверка теоретической готовности к выполнению ПЗ 2. Выполнение задания по предложенному плану 3. Защита выполненной работы  4. Оценка результата работы согласно критериям Критерии оценки Соответствие выводов по практической ситуации нормам СК РФ 2 балла Краткость и логичность ответа по ситуации 1 балл Оценка «5» ­ 5 баллов. «4» ­ 4 балла «3» ­ 3 балла Четкость и обоснованность ответов на поставленные вопросы 2 балла Задание для студентов:  1) Проанализируйте   соответствующие   положения   СК   РФ, письменно дайте ответы на поставленные вопросы: ­ что такое родство и свойство? В чем заключается их юридическое значение? ­ какими способами осуществляется защита семейных прав? ­ опускаются ли законом какие­либо ограничения прав граждан в семейных.   2) Проанализируйте ситуации: Десятилетний Иван Демин после развода родителей проживал с мамой, которая, по его словам, не уделяла ему необходимого внимания, не давала денег на посещении секции дзюдо, а иногда даже заставляла ходить и просить денег у соседей. Ребенок хотел бы жить с бабушкой и дедушкой отца, но мать ему   это   запрещает,   а   бабушка   с   дедушкой   бояться   конфликтовать   с   ней, поскольку   родители   имеют   преимущество   перед   всеми   другими родственниками на проживание и воспитание ребенка. Ребенок обратился к классному руководителю в школе с вопросом, куда он может обратиться за защитой   своих   прав.  Дайте   разъяснения   Ивану   Демидову   по   данному вопросу. 6 2) Журкина неоднократно высказывала претензии своему мужу по поводу его отношения к семье, считая, что он недостаточно заботится о жене и детях. В обоснование своей позиции она приводила доводы о невысоком доходе мужа по  месту  государственной  службы  и его  нежелании  заняться предпринимательской   деятельностью.   Однако   Журкин   считал   ее   упреки несерьезными   и   не   желал   сменить   любимый   род   занятий,   хотя   и   не приносящий   большого   дохода.   На   этой   почве   между   супругами   возникали споры, не выходящие за рамки словесных перепалок. В семье Журкин вел себя достойно, заботился о детях, занимался домашней работой. Тем не менее жена считала его поведение неверным, разрушающим семью. Убедившись, что муж не склонен поддаться на ее уговоры, Журкина подала заявление в Комитет мэрии по делам семьи, материнства и детства, в котором   просила   оказать   необходимое   воздействие   на   ее   мужа   в   целях сохранения семьи. Какое, по Вашему мнению, будет результат обращения Журкиной в мэрию? Какие принципы семейного права нарушены. Журкиной? Какими органами   осуществляется   защита   семейных   прав   и   при   наличии   каких оснований? ПЗ № 2: Решение практических ситуаций по теме «Брак» Цель  работы:  научиться   применять   правовые   нормы,   регламентирующие порядок   регистрации   брака   и   его   расторжения,   при   решении   конкретных ситуаций Порядок выполнения ПЗ № 2: 1. Проверка теоретической готовности к выполнению ПЗ 2. Выполнение задания по предложенному плану 3. Защита выполненной работы  4. Оценка результата работы согласно критериям Критерии оценки Оценка 7 Четкость и обоснованность ответов на поставленные вопросы 2 балла Соответствие выводов по практической ситуации нормам СК РФ 2 балла Краткость и логичность ответа по ситуации 1 балл «5» ­ 5 баллов. «4» ­ 4 балла «3» ­ 3 балла Задание для студентов:  Проанализируйте ситуации: 1) В   орган   загса   обратились   с   заявлением   о   расторжении   брака супруги   Ивановы,   имеющие   совершеннолетних   детей.   Совместно   нажитое имущество ими было разделено по взаимному согласию. Однако в органе загса супругам   в   регистрации   развода   было   отказано,   так   как,   по   мнению работников   загса,   они   не   предоставили   достаточно   веских   доказательств невозможности сохранения семьи. Вправе   ли   был   орган   загса   отказать   супругам   Ивановым   в регистрации развода? Ответ поясните. 2) Моряков   и   Петухова   решили   заключить   брак,  но   впоследствии выяснилось,   что   Моряков   не   сможет   присутствовать   на   церемонии бракосочетания, поскольку он – студент морского училища и в это время он будет   находиться   в   открытом   плавании.   Чтобы   не   переносить   уже согласованную с работниками ЗАГСА дату, Моряков написал доверенность на имя   своего   близкого   друга   Курочкина,   в   которой   уполномочивал   его   на заключение брака с Петуховой от имени Морякова.  Как Вы думаете, будет ли зарегистрирован брак? Ответ обоснуйте. Николай, когда ему исполнилось шестнадцати лет, вступил в брак 3) со   Светланой.   На   момент   вступления   в   брак   Николай   находился   на попечительстве   Валентины   Матвеевны.  Остается   ли   Николай   на попечительстве Валентины Матвеевны после вступления в брак? Ответ обоснуйте. 4) И. А. Беков и Е В. Говорова решили пожениться, договорившись подать   заявление   о   вступлении   в   брак   после   окончания   Говоровой образовательного   учреждения   высшего   профессионального   образования, однако спустя три месяца Беков совершил хищение и был осужден к лишению свободы   сроком   на   четыре   года.   Несмотря   на   это,   Говорова   не   изменила своего намерения и по результатам переписки с женихом договорилась с ним о регистрации брака в исправительно­трудовом учреждении. В этих целях и в связи   с   необходимостью   посещения   занятий   в   институте,   она   заполнила заявление о  вступлении  в  брак с Вековым. Ее подпись  на  заявлении  была удостоверена   по   месту   учебы.   Затем   это   заявление   Говоровой   было направлено по почте в орган загса по месту отбывания Вековым наказания. 8 Рассмотрев   полученные   из   органа   загса   документы,   начальник исправительного учреждения подполковник внутренней службы Г. П. Земсков отказался   вручить   Бекову   бланк   заявления   о   вступлении   в   брак   для соответствующего заполнения и подписи. В обоснование своего решения он потребовал личного присутствия Говоровой при подаче заявления в местном органе   загса   или   удостоверения   правильности   указанных   ею   сведений заведующим органа загса по месту ее постоянного жительства Узнав об этом, Говорова   направила   жалобу   на   действия   администрации   исправительного учреждения в МВД РФ. Какое, по Вашему мнению, будет результат рассмотрения жалобы Говоровой?   Расскажите   о   порядке   и   условиях   государственной регистрации заключения брака с осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях? 5) В суд по месту жительства обратилась гражданка Крамаренко с иском   о   признании   недействительным   брака   с   гражданином   Петровым, проживавшим до вступления в брак в г. Казани. В исковом заявлении Крамаренко указывала, что ответчик вступил в брак   без   намерения   создать   семью,   а   руководствовался   лишь   желанием зарегистрироваться по месту жительства в г. Москве и получить право на ее жилое помещение. Из­за этого между супругами отсутствует чувство любви, сложились   неприязненные   отношения;   ответчик   собирается   в   ближайшее время разделить жилую площадь через суд. Петров возражал против предъявленных требований. Он пояснил суду, что  вступил   в  брак  по   любви,  но  впоследствии   между  супругами   по   вине истицы начались разлады. Ответчик также указал, что с истицей они прожили совместно 2,5 года, он всегда приносил зарплату домой, заботился о жене и ее малолетнем   сыне   от   первого   брака.   Ввиду   возникших   неприязненных отношений   между   ним   и   женой   и   невозможности   из­за   этого   совместного проживания   он   действительно   собирается   поставить   вопрос   о   разделе   их жилой площади, занимаемой семьей по договору социального найма. Какое решение должен принять суд по иску Крамаренко? Каковы правовые   последствия   признания   судом   брака   недействительным   в отношении   личных   неимущественных   и   имущественных   прав   лиц, состоявших в таком браке?  6) Супруги Мартыновы, не имеющие несовершеннолетних детей, по взаимному согласию подали  заявление в орган загса о расторжении брака. Орган   загса   принял   заявление   и   назначил   в   соответствии   со   ст.   19   СК месячный   срок   для   оформления   расторжения   брака.   До   истечения назначенного   органом   загса   срока   Мартынова   подала   дополнительное заявление,   указав,   что   Мартынов   нарушил   достигнутое   ими   соглашение   о 9 разделе имущества, и просила одновременно с регистрацией развода решить вопрос о разделе имущества. Вправе   ли   орган   загса   одновременно   с   оформлением   развода разрешить имущественные споры супругов? Какое решение должно быть принято органом загса по заявлению Мартыновых? 7) Д.   М.   Липатов   подал   исковое   заявление   в   суд   о   расторжении брака с Л. Т. Осокиной, поскольку она ушла от него к своим родителям. Осокина   свой   уход   от   мужа   объяснила   тем,   что   не   хочет   жить   в   одной квартире со взрослой дочерью мужа от первого брака, так как та мешает им наладить нормальную семейную жизнь, скандалит, пытается настроить отца против   жены.   Липатов   —   человек   слабохарактерный   и   не   может   принять правильное решение, выбрать между женой и дочерью. Осокина считает, что если   истец   оставит   дочь   и   согласится   жить   отдельно,   то   жизнь   у   них наладится. Липатов же настаивал на разводе и разделе имущества. Суд   определил   отложить   разбирательство   дела   и   назначил   супругам месячный   срок   для   примирения.   Через   месяц   Липатов   потребовал   у   суда рассмотреть его заявление по существу. Однако суд отложил разбирательство дела еще на три месяца для примирения супругов. По истечении указанного срока Липатов продолжал настаивать  на расторжении брака, однако судья вернул ему исковое заявление и предложил все­таки помириться с супругой. Правильно   ли   поступил   суд?   Какой   предельный   срок   для   примирения супругов может быть установлен судом в соответствии с СК? ПЗ № 3: Решение практических ситуаций по теме «Брак» Цель  работы:  научиться   применять   правовые   нормы,   регламентирующие порядок   регистрации   брака   и   его   расторжения,   при   решении   конкретных ситуаций Порядок выполнения ПЗ № 2: 1. Проверка теоретической готовности к выполнению ПЗ 2. Выполнение задания по предложенному плану 3. Защита выполненной работы  4. Оценка результата работы согласно критериям Четкость и обоснованность ответов на поставленные вопросы 2 балла Критерии оценки Соответствие выводов по практической ситуации нормам СК РФ 2 балла Краткость и логичность ответа по ситуации 1 балл Оценка «5» ­ 5 баллов. «4» ­ 4 балла «3» ­ 3 балла Задание для студентов:  Проанализируйте ситуации: 10 1) В   органы   загса   г.   Новокузнецка   было   подано   заявление   о заключении брака между гражданкой Свиридовой Т.А.  – 1977 года рождения и гражданином Никоновым 1942  года рождения.    В   регистрации   брак  было   отказано   по   двум   причинам:   1.  Большая разница в возрасте между женихом и невестой. 2. Предельный возраст жениха превышал допустимую в Новокузнецке норму.    Правомерен ли отказа работников загса? Почему?             2) Молодые люди решили ускорить регистрацию брака, т.к. жених уезжал   в   длительную   командировку   и   просил   учесть   этот   факт   как уважительный.   что   такое обстоятельство не может рассматриваться как уважительное, и решить этот вопрос можно через три месяца. Возникла конфликтная ситуация.   Однако   сотрудники   ЗАГСа   пояснили,      3) Первые два года замужества муж и жена получали равную зарплату, потом три года жена не работала, и муж кормил семью, затем она вышла на работу, и ее зарплата была вдвое меньше зарплаты мужа в течение двух лет. На   какую   долю   общей   собственности   имеет   право   жена   через   семь   лет супружества? 4)При разделе имущества адвокат посоветовал Гражданину К., чтобы он потребовал у жены обручальное кольцо. «Во­первых, сказал он, брак все равно распался,   это   обручальное   кольцо   инкрустировано бриллиантами, и стоит очень дорого, поэтому должно быть учтено как часть общего имущества». Прав ли адвокат?    во­вторых,   а,   5) Гражданин Свиридов прожил с гражданкой Васильевой в течение пяти   лет   без   регистрации   брака.   Гражданка   Васильева   имела   стабильный высокий заработок. Свиридов же постоянно менял место работы, работал с перерывами. За время совместной жизни ими был приобретен автомобиль и дачный   участок.   Решив   уйти   от   Свиридовой,   Васильев   подал   исковое заявление   в   суд   с   требованием   разделить   имущество   в   равных   долях   в соответствии с семейным кодексом.           Какая собственность существует у Свиридовой и Васильева? Как будет разделено их имущество? Какой кодекс будет регулировать их отношения?   Будет   ли   учитываться   степень   их   участи   в   приобретении имущества?       6)   В   январе   2007   года   гражданка   Н.   зарегистрировала   брак   с американским мужчиной Р. на Украине. Н осталась на Украине для ожидания визы,   а   он   вернулся   в   Америку.   После   свадьбы   Р.     признался,   что   имеет генетическое заболевание – дислексия. И так же каждая их встреча с ним 11 показывала,   что   он   страдает   психозом.   Это   проявлялось   в   агрессии, неожиданных   вспышках   ярости,   странных   видениях.   О   дальнейшем проживании   не   может   быть   и   речи.   Н   решила   подать   на   развод,   но   Р, категорически отказывается прислать согласие на развод.  Где можно расторгнуть брак: на Украине или в США?   7) Представьте себе, что  к вам на юридическую консультацию пришли супруги, решившие разводиться, и спорят из­за имущества. Между сторонами был   заключен   брачный   договор.   Внимательно   проанализируйте   документ   и определите правила правового поведения сторон. Супруги состояли в браке пять лет, общих детей нет. Муж возражает в отношении расторжения брака. Жена   считает,   что   все   имущество   было   куплено   ею   и   должно   быт исключительно ее собственностью. Муж утверждает, что закон предполагает совместную собственность супругов и раздел ее пополам при разводе, а закон нарушать нельзя.   8) Подавая заявление о расторжении брака гражданка Воронова, подала и   заявление   о   разделе   имущества,   в   котором   указала,   что   двое несовершеннолетних детей после развода останутся с ней, поэтому просила суд выделить  ей три четвертых доли их совместного с мужем имущества. Правомерно   ли   будет   такое   решение   суда.   Как   происходит   раздел имущества в случае, когда дети остаются с кем­то из родителей? ПЗ   №   4:  Решение   задач   и   практических   ситуаций   по   теме: «Правоотношения родителей и детей» Цель работы: научиться применять правовые нормы, определяющие формы, регламентирующие   права   несовершеннолетних   детей,   права   и   обязанности родителей, осуществление  родительских   прав  и обязанностей, основания  и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при решении конкретных ситуаций Порядок выполнения ПЗ № 4: 1. Проверка теоретической готовности к выполнению ПЗ 2. Выполнение задания по предложенному плану 3. Защита выполненной работы  4. Оценка результата работы согласно критериям Четкость и обоснованность ответов на поставленные вопросы 2 балла Критерии оценки Соответствие выводов по практической ситуации нормам СК РФ 2 балла Краткость и логичность ответа по ситуации 1 балл Оценка «5» ­ 5 баллов. «4» ­ 4 балла «3» ­ 3 балла 12 Задание для студентов: 1.  Дайте   определение   понятиям:   «ребенок»,   «родительские   права», «злоупотребление   родительскими   правами»,   «ограничение   родительских прав».  2.   Подумайте,   имеются   ли   различия   в   понятиях:   «ребенок»,   «дети», «несовершеннолетний»?                                 К каким лицам они применяются? Опираясь   на   нормы   семейного   законодательства,   подготовьте   устное сообщение.   3. Проанализируйте ситуации:   1.   После   гибели   родителей   Вадима   его   опекуном   была   назначена бабушка – Анастасия Петровна Мизина. Она обратилась в органы опеки и попечительства с заявлением об изменении ребенку фамилии на ее фамилию. Подлежит ли удовлетворению требование Мизиной?  2. Харитонова, являясь матерью ­одиночкой и воспитывая одна сына Юрия, 12 лет, часто болела, ее неоднократно отвозили в больницу в машине скорой   помощи.   Она   подолгу   находилась   на   лечении   в   больнице.   В   такие периоды   мальчик   оставался   без   присмотра,   плохо   вел   себя   в   школе, пропускал   занятия.   Прокурором   был   предъявлен   иск   об   ограничении родительских прав Харитоновой.       Когда возможно отобрание ребенка от родителей? Кто принимает об этом   решение?     Чем   отличаются   правовые   последствия   ограничения родительских   прав   от   отобрания   ребенка?     Какое   решение   должен вынести суд?   3.   12­летнего Ивана Дубинина неоднократно задерживала милиция за   вымогательство.   Он   состоял   на   учете   в   инспекции   по   делам несовершеннолетних.   Иван   уже   год   как   бросил   школу,   т.к.   его   родители Валентина   и   Василий   Дубинины,   работавшие   дворниками,   постоянно устраивали на дому попойки, а от Ивана требовали, чтобы он бросил школу, т.к. «профессора из него не выйдет», и приносил бы домой деньги. Видя, что обстановка в семье Дубининых действует на Ивана отрицательно, инспекция по   делам   несовершеннолетних   подала   заявление   в   суд   с   требованием   о возбуждении   дела   о   лишении   родительских   прав   Валентины   и   Василия Дубининых.  Какие обстоятельства должен установить суд при рассмотрении дела?   Имеются ли в действиях супругов Дубининых признаки уголовно наказуемого деяния по отношению к их сыну Ивану?   Что обязан сделать суд   в   случае   усмотрения   в   поведении   супругов   Дубининых   признаков преступления?  Какое решение должен вынести суд?  13 4. Клавдия Куренкова, мать Риты, три года тому назад была лишена родительских   прав.   Причиной   явилось   ее   пристрастие   к   алкоголю.   За   это время   Клавдия   два   раза   лечилась   от   алкоголизма   и   уже   год   как   не  пила. Считая, что она окончательно выздоровела, Клавдия приняла решение вернуть себе дочь.  К этому времени дочери уже исполнилось восемь лет, она жила у своего   опекуна   Надежды   Налимовой.   Клавдия   Куренкова   навещала   дочь, отношения у них были дружескими, душевными.     Клавдия   Куренкова   обратилась   в   юридическую   консультацию   с вопросом вправе ли она требовать восстановления родительских прав и возврата   ей   дочери?   Объясните   Клавдии   Куренковой,   что   необходимо сделать для реализации ее решения? Каков порядок рассмотрения дел о восстановлении   родительских   прав?     В   каком   случае   суд   будет   вправе отказать Клавдии Куренковой в восстановлении в родительских правах?    ПЗ   №   5:  Решение   задач   и   практических   ситуаций   по   теме:   «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей» Цель работы: научиться применять правовые нормы, определяющие формы, регламентирующие основания и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при решении конкретных ситуаций Порядок выполнения ПЗ № 5: 1. Проверка теоретической готовности к выполнению ПЗ 2. Выполнение задания по предложенному плану 3. Защита выполненной работы  4. Оценка результата работы согласно критериям Четкость и обоснованность ответов на поставленные вопросы 2 балла Критерии оценки Соответствие выводов по практической ситуации нормам СК РФ 2 балла Краткость и логичность ответа по ситуации 1 балл Оценка «5» ­ 5 баллов. «4» ­ 4 балла «3» ­ 3 балла Задание для студентов: проанализируйте ситуации 1) После   расторжения   брака   родителей   пятилетний   Саша   Иванов остался проживать  с матерью в г. Самаре. Его отец поступил  на военную службу   по   контракту   и   уехал   в   Дальневосточный   военный   округ,   откуда перечислял   алименты   на   сына.   Через   год   мать   Саши   тяжело   заболела   и умерла. После этого мальчик временно проживал у дальних родственников, 14 которые не имели намерения взять его на воспитание в свою семью, считая, что   воспитывать   Сашу   должен   его   отец.   На   запрос   органа   опеки   и попечительства командир воинской части сообщил, что отец Саши убыл для дальнейшего   прохождения   службы   в   район   вооруженного   конфликта. Последующие   запросы   о   его   местонахождении   результата   не   дали.   Через месяц после направления последнего запроса орган опеки и попечительства принял необходимые меры по постановке Саши на региональный учет детей, оставшихся   без   попечения   родителей,   а   еще   через   три   месяца   Саша   был усыновлен   в   судебном   порядке   супругами   Сидоровыми,   проживающими   в одном из городов той же области. Через шесть месяцев после усыновления в г. Самару прибыл отец Саши, который   пояснил,   что   попал   в   плен   и   в   течение   длительного   времени удерживался незаконным вооруженным формированием. Посчитав действия органа   опеки   и   попечительства   незаконными,   он   потребовал   предоставить сведения о сыне и обратился в суд с требованием об отмене усыновления, заявив, что он имеет преимущественное право на воспитание своего ребенка. Обоснованно   ли   действовал   орган   опеки   и   попечительства   при постановке Саши Иванова на региональный учет детей, оставшихся без попечения   родителей?   Раскройте   основания   признания   детей оставшимися   без   попечения   родителей?   Какое   решение,   по   Вашему мнению, должен принять суд по заявлению родного отца Саши Иванова? 2) Оставшийся   без   попечения   родителей   8­летний   Борис   Кравцов был   временно   помещен   органом   опеки   и   попечительства   в  воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Меры по его устройству   в   семью   (на   усыновление,   в   приемную   семью,   под   опеку)   на территории   области   по   месту   нахождения   воспитательного   учреждения   в течение   четырех   месяцев   результата   не   дали.   После   этого   руководитель воспитательного   учреждения   С.   Ю.   Марков   по   просьбе   иностранной посреднической   фирмы   самостоятельно   организовал   знакомство   с   Борей супругов   Томсон   —   граждан   США,   а   затем   по   согласованию   с   ними   дал заключение   о   возможности   усыновления   Бориса.   Данное   заключение   было представлено в суд для решения вопроса об усыновлении Бориса Кравцова супругами Томсон. Узнав   об   этом,   орган   опеки   и   попечительства   отозвал   из   суда заключение   Маркова   и   поставил   вопрос   о   привлечении   его   к административной ответственности. Однако Марков не согласился с тем, что 15 совершил правонарушение, пояснив, что он принял все возможные меры по устройству ребенка в семью и действовал в его интересах. Имеются   ли   основания   для   привлечения   Маркова   к административной   ответственности?   Как   должны   были   действовать руководитель   воспитательного   учреждения   и   орган   опеки   и попечительства в данной ситуации? 3) В связи с работой по контракту семья Максудовых (муж, жена и 5­летний сын) выехала с места постоянного жительства в Татарстане на о. Сахалин.   Через   некоторое   время   супруги   Максудовы   утонули   в   море   при аварии судна. После гибели родителей их сын был временно помещен органом опеки и попечительства в воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Здесь ребенок привык к новым условиям жизни, нашел   контакт   с   воспитателями   и   детьми.   Через   несколько   месяцев   в воспитательное   учреждение   приехала   ранее   незнакомая   с   ним   дальняя родственница   Максудовых   —   Р.   Н.   Замалутдинова,   которая   попросила руководителя   воспитательного   учреждения   Попцову   дать   положительное заключение об усыновлении ею ребенка. Однако Попцова стала отговаривать Замалутдинову от усыновления, мотивируя это тем, что ранее она не была знакома с ребенком и неизвестно, как сложатся у них отношения, а в детском доме   ребенок   хорошо   устроен   и   адаптировался.   В   свою   очередь, Замалутдинова высказала твердое убеждение в том, что ребенку будет лучше у нее и в окружении дальних родственников, где он сможет изучить родной язык и жить в привычных для него условиях. Однако мнение Попцовой со ссылкой на интересы ребенка поддержал также орган опеки и попечительства, в связи с чем в ходатайстве Замалутдиновой было отказано. Дайте правовую оценку действиям руководителя воспитательного учреждения   Попцовой   и   органа   опеки   и   попечительства?   Должно   ли учитываться   при   устройстве   ребенка   в   семью   его   этническое происхождение?   Каким   формам   устройства   детей,   лишившихся родительского попечения, отдает приоритет СК? 4) После смерти родителей несовершеннолетнего Олега Дубовикова его родственниками обсуждался вопрос о дальнейшем воспитании мальчика. При этом большинством родственников было высказано мнение, что самым приемлемым будет усыновление его дядей С. Я. Волчковым (родным братом матери   мальчика),   как   наиболее   близким   родственником.   Однако   Волчков 16 пояснил   родственникам,  что  не  может  усыновить   ребенка,  так  как   против этого возражает его жена, а он не решается пойти с ней на конфликт. Тогда бабушка мальчика — Н.А.Дубовикова (мать отца), посчитав доводы Волчкова неубедительными, сама подала в суд заявление об установлении усыновления Олега Дубовикова  Волчковым. Правомерно ли поступила Дубовикова? Примет ли суд ее заявление к рассмотрению? Расскажите об установленных СК условиях усыновления ребенка. 5) Гражданин   Бобров   подал   в   суд   заявление   об   установлении усыновления   7­летнего   сироты   Димы   Гаврилова,   временно   находящегося после   смерти   родителей   в   детском   доме.   В   этой   связи   судья   в   ходе подготовки дела к судебному разбирательству истребовал из органа опеки и попечительства заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам ребенка. Через   месяц   в   суд   поступило   такое   заключение,   к   которому   были приложены и другие документы: согласие органа опеки и попечительства на усыновление;   свидетельство   о   рождении   Димы   Гаврилова;   медицинское заключение   о   состоянии   здоровья,   физическом   и   умственном   развитии мальчика,   согласие   директора   детского   дома   на   усыновление   Димы Гаврилова.   Однако   судья   потребовал   от   органа   опеки   и   попечительства дополнительно представить также акт обследования условий жизни Боброва и справку   из   Сбербанка   по   месту   его   жительства   о   наличии   и   размере   его денежного   вклада.   Свое   решение   судья   объяснил   необходимостью тщательного   выяснения   материального   положения   Боброва   в   целях определения его возможностей по достойному воспитанию ребенка. Обоснованы ли, по Вашему мнению, требования судьи (при ответе сошлитесь на конкретные нормы С К и ГПК)? Какие документы должны быть   приложены,   усыновителем   к   заявлению   в   суд   об   установлении усыновления ребенка и к заключению, представляемому органом опеки и попечительства?  ПЗ   №   6:  Решение   задач   и   практических   ситуаций   по   теме:   «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей» Цель работы: научиться применять правовые нормы, определяющие формы, 17 регламентирующие основания и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при решении конкретных ситуаций Порядок выполнения ПЗ № 6: 1. Проверка теоретической готовности к выполнению ПЗ 2. Выполнение задания по предложенному плану 3. Защита выполненной работы  4. Оценка результата работы согласно критериям Четкость и обоснованность ответов на поставленные вопросы 2 балла Критерии оценки Соответствие выводов по практической ситуации нормам СК РФ 2 балла Краткость и логичность ответа по ситуации 1 балл Оценка «5» ­ 5 баллов. «4» ­ 4 балла «3» ­ 3 балла Задание для студентов: проанализируйте ситуации 1. 15­летний подросток остался сиротой, из родственников была только проживающая в другом городе тетя – сестра отца. Мальчик категорически отказался переехать в детский дом и захотел остаться проживать в прежнем доме,   где   он   жил   с   родителями.  Возможно   ли   удовлетворить   желание подростка? Какой выход вы видите из создавшегося положения? 2. В детском доме два воспитанника были очень дружны, заботились друг о друге. Они договорились, что когда старшему из них исполнится 18 лет, а младшему будет в это время 15, старший усыновит друга, и они будут жить   вместе.  Допускает   ли   закон   такую   возможность?   Какие препятствия возникнут при желании усыновить в данной ситуации? 3. В   семье   Смирновых,   кроме   4   родных   детей,   воспитывался осиротевший   племянник.   Когда   воспитаннику   исполнилось   14   лет,   он попросил фактических воспитателей, заменивших ему родителей, усыновить его,   чтобы   при   получении   паспорта   записать   в   нем   фамилию   приемных родителей.    При   каких   условиях   закон   допускает   усыновление?   Какое значение имеет возраст усыновителей и усыновленного? 4. Максимов после расторжения брака с женой один воспитывал сына. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец женился на молодой женщине 23­х лет. Отношения с пасынком сложились хорошие, он называл жену отца мамой, и она захотела усыновить ребенка мужа, но не знали, с чего начинать и как это сделать. 18 Представьте,   что   к   вам   на   прием   обратилась   эта   супружеская пара,   дайте   им   исчерпывающую   консультацию   по   интересующему   их вопросу. 5. Супруги Фомины не могли иметь родного ребенка из­за болезни мужа, который   страдал   открытой   формой   туберкулеза.   Они   решили   усыновить новорожденного ребенка. Как вы считаете, возникнут ли проблемы при усыновлении в данном случае и какие? 6. Супруги   захотели   удочерить   новорожденную   девочку,   по возможности,   внешне   похожую   на   их   погибшую   дочь.   Для   этого   жена положенный   срок   имитировала   беременность,   чтобы   скрыть   от   всех,   что ребенок не родной. Как юридически возможно оформление удочерения в таком случае? Какие   записи   вносятся   в   свидетельстве   о   рождении   в   подобных ситуациях – о месте и дате рождения? 7. 15­летняя   девочка   родила   вне   брака   ребенка.   Мать   девочки настойчиво требует отказаться от ребенка и оставить его в роддоме. Поясните процедуру отказа от новорожденного вообще и конкретно в приведенном случае. Какие   условия   необходимы   для   передачи   новорожденного   на усыновление? Требуется   ли   согласие   родителей   для   передачи   их   ребенка   на усыновление? В   каких   случаях   возможно   усыновление   без   согласия   на   то родителей ребенка? 8. Одинокая женщина решила усыновить ребенка. Разрешает ли закон усыновление одинокими лицами? Предъявляются   ли   какие­либо   дополнительные   требования   к   не состоящим в браке усыновителям. Изменятся ли эти требования, если ­ а) женщина состоит в браке, б) женщина состоит в юридическом браке, но совместно с мужем не живет. 19 9. Леонова   была   лишена   родительских   прав   в   отношении   2­х   детей. Спустя какое­то время она изменила образ жизни, устроилась на постоянную работу, прошла курс лечения от алкоголизма. Представьте,   что   вы –   адвокат,   к   которому   она   обратилась   за советом, как восстановиться в родительских правах. Что вы посоветуете Леоновой? В каких случаях и при наличии каких условий возможна отмена решения о лишении родительских прав? 10. Супруги Ивановы испытывали постоянные материальные трудности, лишились постоянной работы. У них на иждивении было трое их малолетних детей.   Не   находя   выхода   из   сложившихся   обстоятельств,   они   решились передать   на   усыновление   состоятельной,   но   бездетной   супружеской   паре самого младшего, 3­летнего ребенка. Расскажите о процедуре усыновления в данной ситуации.  Какой орган выносит решение об усыновлении? Как оформляется согласие родителей на усыновление? Допустимо   ли   оговаривать   усыновление   конкретными   лицами   или только неопределенными лицами в целях соблюдения тайны усыновления? Что понимается под тайной усыновления? До   какого   момента   процесса   усыновления   родители   могут передумать и отозвать свое согласие? Предусмотрена ли в законе иная возможность выхода из такой ситуации, кроме усыновления? 11. Соседка семейной пары Ивановых, достоверно зная о том, что они воспитывают неродного ребенка, решила рассказать об этом их 15­летнему мальчику. Предусмотрена   ли   законом   ответственность   за   подобные действия? Как быть, если сам усыновленный пожелает узнать эти сведения? 12. Ковалева   родила   вне   брака   ребенка,   воспитывать   его   была   не намерена, но не захотела оставлять его в роддоме, а решила извлечь выгоду – продать младенца иностранцам. Допустима ли подобная ситуация законом? Предусмотрены ли особенности оформления детей иностранцами и в чем они заключаются? Кто имеет право заниматься подбором детей 20 для усыновления? 21

Сборник практических заданий для студентов по дисциплине «Семейное право» для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий  для студентов по дисциплине «Семейное право»   для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий для студентов по дисциплине «Семейное право» для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий  для студентов по дисциплине «Семейное право»   для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий для студентов по дисциплине «Семейное право» для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий  для студентов по дисциплине «Семейное право»   для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий для студентов по дисциплине «Семейное право» для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий  для студентов по дисциплине «Семейное право»   для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий для студентов по дисциплине «Семейное право» для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий  для студентов по дисциплине «Семейное право»   для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий для студентов по дисциплине «Семейное право» для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий  для студентов по дисциплине «Семейное право»   для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий для студентов по дисциплине «Семейное право» для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий  для студентов по дисциплине «Семейное право»   для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий для студентов по дисциплине «Семейное право» для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий  для студентов по дисциплине «Семейное право»   для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий для студентов по дисциплине «Семейное право» для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий  для студентов по дисциплине «Семейное право»   для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий для студентов по дисциплине «Семейное право» для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий  для студентов по дисциплине «Семейное право»   для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий для студентов по дисциплине «Семейное право» для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий  для студентов по дисциплине «Семейное право»   для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий для студентов по дисциплине «Семейное право» для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий  для студентов по дисциплине «Семейное право»   для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий для студентов по дисциплине «Семейное право» для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий  для студентов по дисциплине «Семейное право»   для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий для студентов по дисциплине «Семейное право» для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий  для студентов по дисциплине «Семейное право»   для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий для студентов по дисциплине «Семейное право» для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий  для студентов по дисциплине «Семейное право»   для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий для студентов по дисциплине «Семейное право» для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий  для студентов по дисциплине «Семейное право»   для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий для студентов по дисциплине «Семейное право» для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий  для студентов по дисциплине «Семейное право»   для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий для студентов по дисциплине «Семейное право» для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий  для студентов по дисциплине «Семейное право»   для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий для студентов по дисциплине «Семейное право» для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий  для студентов по дисциплине «Семейное право»   для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий для студентов по дисциплине «Семейное право» для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий  для студентов по дисциплине «Семейное право»   для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий для студентов по дисциплине «Семейное право» для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования

Сборник практических заданий  для студентов по дисциплине «Семейное право»   для студентов 3-го курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018