Сборник заданий для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине "Химия" (1-ый курс)
Оценка 4.6

Сборник заданий для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине "Химия" (1-ый курс)

Оценка 4.6
Контроль знаний
doc
химия
Взрослым
07.01.2017
Сборник заданий для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине "Химия" (1-ый курс)
Данный сборник разработан для студентов первого курса среднего профессионального образования по дисциплине "Химия".В нем включены задания различной сложности. Кроме этого даны рекомендации по выполнению практических заданий и заданий теоретического характера,а также ответы и решения. Каждый студент сможет выполнить задание,используя свои знания.
Сб.зад.для сам.раб..doc

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВЕРХНЕОЗЕРСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СБОРНИК

 

 

ЗАДАНИЙ ДЛЯ  ВНЕАУДИТОРНОЙ

 

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ  СТУДЕНТОВ

 

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ  «ХИМИЯ»

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии общеобразовательных дисциплин и дисциплин специальности «Информационные системы»  (по отраслям)

Протокол № 2 от 2.10.2014г

Председатель комиссии:_______Е.К. Казьменко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Верхнеозерский,

2014

Данный сборник предназначен для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Химия».

Пособие составлено в соответствии с рабочей программой по дисциплине. В нем отражены тематика и виды заданий для самостоятельной внеаудиторной работы, даны методические рекомендации по  их выполнению, приведен список рекомендуемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

1.Тематика и виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

2. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

1.1. Основные химические понятия и законы химии.

1.2. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева в   свете современных  представлений о строении атома.   

1.3. Химическая связь. Строение вещества.

1.4. Химические реакции.

1.5. Водные растворы и электролитическая диссоциация.

1.6. Окислительно-восстановительные реакции.

2.1. Металлы.

2.2. Неметаллы.

2.3. Обобщение знаний по общей и неорганической химии.

3.1. Алканы.

3.2.  Алкены.

3.3. Арены.

3.4. Природные источники углеводородов.

3.5. Спирты и фенолы.

3.6. Альдегиды.

3.7. Карбоновые кислоты.

3.8. Сложные эфиры. Жиры.

3.9. Углеводы.

3.10.Азотосодержащие соединения.

3.11.Синтетические высокомолекулярные соединения.

3.12.Обобщение знаний по неорганической и органической химии.

4. Химия и жизнь

3.    Рекомендуемая литература

 

 

 

 

4

5

 

10

10

12

 

 

12

13

13

14

14

15

17

17

18

19

19

20

21

21

21

22

22

23

23

 

23

24

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя занимает большое место в организации учебного процесса.

Своеобразной формой организации обучения являются внеаудиторные самостоятельные занятия студентов. Они представляют собой продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения задания, но без его участия.

Затраты времени на выполнение этой работы регламентируются учебным планом. Так, согласно учебному плану, на внеаудиторную самостоятельную работу по дисциплине «Химия» отводится 59 часов.

По окончании работы над определенной темой (в указанные преподавателе сроки) студент представляет результаты своей деятельности для их оценки. Это могут быть решенные задачи, выполненные упражнения.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕМАТИКА И ВИДЫ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

 

Наименование разделов и тем

Виды заданий самостоятельной работы

Количество часов

Раздел I. Теоретические основы

               химии.

 

Тема 1.1. Основные химические понятия и законы химии

 

 

 

 

Тема 1.2. Периодический закон и

               периодическая система

               Д.И. Менделеева в свете

               современных представле

               ний о строении атома.

 

Тема 1.3. Химическая связь.

               Строение вещества.

 

 

 

 

Тема 1.4. Химические реакции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.5. Водные растворы и

               электролитическая

               диссоциация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.6. Окислительно-             восстановительные  реакции.

 

 

 

Раздел 2. Неорганическая химия

Тема 2.1. Металлы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.2. Неметаллы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.3. Обобщение знаний по

               общей и неорганической

               химии.

 

 

 

 

Раздел 3. Органическая химия.

 

Тема 3.1.  Алканы

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.2. Алкены

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.3 Арены

 

 

 

Тема 3.4. Природные источники

                углеводородов.

 

 

Тема 3.5 Спирты и фенолы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.6. Альдегиды.

 

 

 

 

Тема 3.7. Карбоновые кислоты.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.8. Сложные эфиры. Жиры.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.9. Углеводы.

 

 

 

 

 

 

Тема 3.10. Азотосодержащие

                  соединения.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.11. Синтетические

                   высокомолекулярные

                   соединения.

 

 

 

 

Тема 3.12. Обобщение знаний по

                   неорганической и

                   органической химии.

 

   

 

 

Раздел 4. Химия и жизнь

1.     Составление схемы, отражающей химические свойства основных классов неорганических соединений.

2.     Упражнения для отработки номенклатуры неорганических соединений.

3.     Решение задач.

 

Подготовка сообщений об истории создания периодической системы, о жизни и научном подвиге Д.И. Менделеева.

 

 

Упражнения на определение степеней окисления элемента в сложном веществе и составление формул бинарных соединений по известным степеням окисления.

 

1.     Постановка опытов,

иллюстрирующих влияние

различных факторов на скорость

химических реакций.

Составление мини-конспекта о практическом применении знаний о закономерностях протекания химической реакции.

2.     Расчет скоростей химических

реакций.

 

1.     Решение задач на вычисление концентрации и массы веществ в растворе.

2.     Выполнение упражнений на составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах.

3.     Составление конспекта о практическом значении гидролиза.

4.     Подготовка сообщений о жизни и деятельности Сванте Аррениуса.

 

1.     Составление схем электролиза растворов солей.

2.     Решение расчетных задач на электролиз.

 

1.     Подготовка сообщений о применении соединений алюминия, железа, меди, хрома, марганца; о сплавах и их роли в современной технике, о способах защиты металлов от коррозии.

2.     Заполнение таблицы «Характеристика металлов».

3.     Составление опорного конспекта «Коррозия металлов».

 

1.     Подготовка сообщений о применении важнейших соединений галогенов; серы, азота, фосфора, углерода, кремния; об основных отраслях силикатной промышленности; о парниковом эффекте, его причинах и возможных последствиях; о действии нитратов на организм человека.

2.     Составление сравнительной характеристики углерода и кремния по плану.

3.     Заполнение таблицы «.Характеристика важнейших неметаллов».

 

Составление схемы, иллюстрирующей генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

 

 

 

1.     Подготовка сообщений о жизни и деятельности А.М. Бутлерова, о применении алканов и их производных.

2.     Оформление опорного конспекта «Алканы».

3.     Изготовление карточек с формулами и названиями алканов для отработки номенклатуры.

 

 

1.     Подготовка сообщений о практическом использовании непредельных углеводородов и их производных.

2.     Оформление опорного конспекта «Алкены».

3.     Упражнения на составление структурных формул изомеров, гомологов углеводородов, а также их названий по систематической номенклатуре.

 

1.Составление конспектов о практическом применении стирола – важнейшего производного бензола.

 

1.     Подготовка сообщений по теме.

2.     Составление обобщающей таблицы по углеводородам.

 

1.     Подготовка доклада о

губительном влиянии алкоголя на организм, сообщений о применении этанола, глицерина, фенола.

2.     Составление схемы, отражающей

генетическую связь между углеводородами и спиртами.

 

1.     Составление конспекта об особенностях строения, свойствах и применении кетонов.

2.     Решение расчетных задач.

 

1.     Составление конспекта о важнейших представителях карбоновых кислот.

2.     Сравнительная характеристика мыла и СМС.

3.     Выполнение творческих заданий по теме.

 

1.      Составление конспекта по теме «Жиры».

2.      Выполнение творческих заданий по теме «Жиры».

3.      Подготовка  сообщений о роли жиров в природе, о технической переработке жиров.

 

1.     Подготовка сообщений о многообразии и роли углеводов в природе.

2.     Составление сравнительной характеристики крахмала и целлюлозы.

 

1.     Подготовка сообщений о практическом значении аминов, о многообразии и роли в природе аминокислот и белков, о проблемах искусственного синтеза белков.

2.     Составление опорного конспекта по теме «Белки».

 

1.     Составление таблицы «Характеристика важнейших пластмасс и волокон».

2.     Подготовка сообщений о практическом использовании полимерных материалов.

 

1.     Составление обобщающей схемы «Классификация химических реакций».

2.Подготовка развернутого ответа на вопросы о роли химии в жизни общества.

 

1. Подготовка презентаций:

   а/ химия и здоровье

 б/ химия в повседневной жизни

 в/ химическое загрязнение окружающей среды

2.     Подготовка мини-коллекций «Моющие и чистящие средства»  

3.     Подготовка докладов, сообщений, рефератов о практическом использовании лекарств; моющих и чистящих средств.

4.     Выполнение творческих заданий по теме

1

 

 

 

2

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

2

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

1

 

 

2

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

1

 

 

 

2

 

 

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Раздел 1. Теоретические основы химии.

Тема 1.1. Основные химические понятия и законы химии.

Задание 1. Составьте схему, отражающую химические свойства основных классов неорганических соединений. Схема может иметь вид таблицы (вариант 1) или «ромашки» (вариант 2).

 

Вариант оформления 1.

 

 

Металл

Вода

Оксид металла

Основание

Соль

Неметалл

Соль

 

 

 

 

Вода

Щелочь

 

Щелочь

 

 

Оксид неметалла

 

Кислота

Соль

Соль + вода

 

Кислота

Соль

 

Соль + вода

Соль + вода

Новая соль = новая вода

Соль

Новая соль + новый металл

Гидролиз некоторых солей

 

Новая соль + новое основание

Две новые соли

 

 

Вариант оформления 2.

Заполните пустые клетки таблицы  (лепестки «ромашки») примерами уравнений химических реакций и названиями соответствующих классов неорганических соединений.

 

 

 

 

 

Задание 2.Назовите следующие вещества:KOH, Fe(OH)3, Fe(OH)2, Ca(OH)2, HBr, H2S, H2S׃O3, H2SO3, H2NO2, H2CO3, Al2(SO4)3, FeCl2, Ca(NO3)2, KHS, NaH2PO4, Ca(HCO3)2.  

Задание 3. Решите задачи.

1)    Вычислите массовые доли элементов в серной кислоте.

2)    Сколько молекул содержится в 80 г оксида железа (III)?

3)    Сколько граммов гидроксида натрия требуется для превращения сульфата меди (II) массой 16 г в гидроксид меди (II).

Для решения задачи № 1 воспользуйтесь формулой:

                               Ar(Э) • i

                  ω (Э) = ————, где

                               Mr (в-ва)

ω(Э) – массовая доля элемента в сложном веществе,

i – индекс элемента (количество атомов),

Mr (в-ва) – относительная молекулярная масса вещества.

При решении задачи № 2 примените формулы

         m

M = — ;           N = νNA;   где

                   ν

M – молярная масса вещества,

m – масса,

ν – количество вещества,

N – число структурных единиц (атомов, молекул или ионов) в данной порции вещества,

NA – число Авогадро. NA  = 6,02 • 1023 моль-1

 

Для решения задачи № 3 используйте алгоритм.

 

Алгоритм решения

Пример

1.        Составить уравнение химической реакции.

 

2.        В уравнении одной чертой подчеркнуть формулы веществ, массы которых указаны в условии, двумя чертами – формулы веществ, массы которых требуется вычислить.

 

3.        Что дано – записать над формулами веществ.

 

4. Под формулами записать:

1)    количество вещества (ν), определяется по коэффициентам уравнения;

2)    молярную массу (М), рассчитывается через Mr;

3) массу вещества (m), m = Mν

 

 

5. Составить пропорцию.

 

 

 

 

6. Решить пропорцию.

 

 

 

7. Записать ответ.

Рассчитать, какой объем кислорода (н.у.) вступит в реакцию с оксидом серы (IV) массой 6,4 г.

 

      2SO2  + O2  =  2SO3

 

 

 

         6,4 г         Х л

      2SO2  +  O2  = 2SO3

 

 

 ν = 2 моль            ν = 1 моль

 
 
М = 64 г/моль     Vm = 22,4 л/моль

 

m= 128 г              V = 22,4 л

 

                6,4         Х

            —— = ——

128                        22,4

 

                 6,4 • 22,4

         Х = ———— = 1,12 (л)

                    128

 

ОТВЕТ: в реакцию вступит 1,12 л

                кислорода.

 

Тема 1.2. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева  в свете  современных представлений о строении атома.

Задание. Подготовьте сообщение по одной из следующих тем:

1.«История создания периодической системы химических элементов».

2. «Жизнь и научный подвиг Д.И. Менделеева».

Для выполнения задания используйте литературные источники [2], [4], [5]   из рекомендуемого списка, а также дополнительную литературу к ресурсу Интернет.

 

Тема 1.3. Химическая связь. Строение вещества.

Задание: Выполните упражнения:

1)    определите степени окисления:  а) хлора HCl, Cl2O7, FeCl3, KclO3, Cl2;

     б) азота N2,  NaNO3, NO2, NO, Ca3N2, N2O5, NH3;

Для определения степеней окисления воспользуйтесь памяткой:

 

Определение степени окисления элемента по формуле:

1.       Степень окисления, как у свободных атомов, так и у атомов в соединениях с ковалентной неполярной связью равна нулю.

H2˚O2˚Na˚; S˚…

 

2. В бинарных соединениях: у правого – по формуле   N-8  , где N – номер

    группы в периодической системе элементов.

    Степень окисления второго элемента рассчитывается по формуле

    соединения.         

                      Степень окисления кислорода равна 6 – 8 = -2

            Na2O       х – степень окисления натрия

 

                                                                +1      -2

   (-2) · 1 + х · 2 = 0        х = + 1            Na2O

                                            +1 +6  -2

        3. В сложных веществах  (H2SO4);

            Степень окисления водорода равна +1; кислорода –2, серы –х

            (+1) ∙ 2 + х ∙ 1 + (-2) ∙ 4 = 0           х = +6

            В соединениях сумма значений степеней окисления равна нулю.

2) Составьте формулы бинарных соединений по известным степеням окисления элементов:

а) Ca+2Cl-1, Fe+3O-2, C-4H+1, Na+1S-2, P+5O-2;

б) C+4O-2, Al+3Cl-1, Br+7O-2, S+4H-1, S+6O-2.

         При необходимости повторите правила составления формул по известным степеням окисления:

 

Тема 1.4. Химические реакции.

 

         Задание 1. Составьте краткий конспект о практическом применении знаний о закономерностях химических реакций.

         Используйте при этом литературные источники из предложенного Вам списка.

          Задание 2. Решите задачи:

1) Вычислите среднюю скорость реакции А + В → 2С, если концентрация вещества А была 0,22 моль/л, а через 10 сек стала 0,215 моль/л. Как изменилась за это время концентрация вещества В?           (0,0005 моль/л · с)                

          Расчет ведите по формуле для скорости гомогенной реакции:

                                                             ∆ C      Co C1

                                                     V = —— =  ———

                                                            ∆ t            ∆ t

2) Во сколько раз увеличится скорость реакции при повышении температуры от 150˚ до 200˚С , если температурный коэффициент равен двум (γ =   2)

Для решения задачи примените математическое выражение правила Вант-Гоффа:

                 t2t1

V2 = V1 • γ ———

                   10

3)    Как изменится скорость одностадийной реакции

                        А2 +2 В = 2 АВ,

протекающей в газовой фазе в закрытом сосуде, если: увеличить концентрацию вещества В в 3 раза?

          Для решения задачи примените закон действия масс:

 

                                                       V = k · CA · CB

 

         

          Тема 1.5. Водные растворы и электролитическая диссоциация.

          Задание 1. Решить задачи.

1)    Определите массовую долю растворенного вещества, если в воде объемом 469 мл растворено соли 40 г.

2)    При упаривании раствора хлорида меди (II) массой 200г массовой долей CuCl2 20% получен раствор массой 120 г. Какова массовая доля соли (в %) в растворе?

3)    Сколько миллилитров воды надо прибавить к раствору кислоты (пл. 1,14) объемом 300 мл с массовой долей 20%, чтобы получить раствор массовой долей 15%?

При решении используйте формулы:

          mв-ва                                                       m в-ва                           m

           ω = ———                         ω = —————           ρ  = ——

                    m р-ра                                                    mв-ва + mвода                             V

 

           При необходимости обратитесь к учебникам [2] с 107, [3] с 21   

          

          Задание 2. Составьте уравнения реакций в молекулярной и ионной формах:

1)    (NH4)2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2NH3↑ + 2H2O

2)    CO2 + 2KOH = K2CO3 +H2O

3)    AlCl3 + 3AgNO3 + 3AgCl↓ + Al(NO3)3

4)    Ba(NO3)2 + CO2 + H2O = BaCO3↓ + 2HNO3

5)    Fe2(SO4)3 + 2K2PO4 = 2FePO4↓ + 3K2SO4

6)    CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O

7)    H2SO4 + 2KOH = R2SO4 + 2H2O

8)    Cu(NO3)2 + KOH →

9)    Ba(OH)2  + Na2SO4

10) СuSO4 + H2S →

При составлении уравнений реакций в ионной форме помните, что формулы нерастворимых, газообразных и малодиссоциирующих соединений записываются в молекулярном виде (без изменений).

Задание 3. Составьте конспект о практическом значении гидролиза, используя рекомендуемую литературу [2] с 153, [3] с 89.

         

Тема 1.6. Окислительно-восстановительные реакции.

Задание 1. Составьте схему электролиза растворов солей:

                   КNO3, CuCl2, HgNO3, BaCl2, Na2SO4.

Задание 2. Решите задачи:

1) При электролизе раствора сульфата меди на катоде выделилось 48 г меди. Найдите объем газа, выделившегося на аноде.   

2) Найдите объем газов, выделившихся на катоде и аноде при электролизе водного раствора, содержащего 111,75 г хлорида калия.

3)Найдите массу: 5%-ного раствора нитрата меди (II), который нужно подвергнуть электролизу, чтобы получить 8 г меди.

При работе используйте опорный  конспект «Электролиз», алгоритмы расчетов по химическим уравнениям (тема 1.1.), формулу  для вычисления массовой доли вещества в растворе (тема 1.5.).

Раздел 2

Тема 2.1.  Металлы.

Задание 1. Подготовьте сообщение на одну из тем:

1) «Применение соединений хрома (марганца)».

2) «Крылатый металл» (о применении алюминия и его сплавов).

3) «Главный металл» (о применении железа и его соединений).

4) «Металл из «бронзового века» (использование меди и ее сплавов человеком).

5) «Сплавы и их роль в современной технике».

6) «Способы защиты металлов от коррозии».

Обратитесь к рекомендуемой литературе [2] с. 170-174,     [3] с.156-159, [4] с. 127-138

Задание 2. Заполните таблицу «Характеристика металлов главных и побочных подгрупп».

 

Химичес

кий знак, название металла

Положе

ние в периоди

ческой системе хим. элементов

Электронная формула

Возмож

ные степени окисле

ния

Формула и характер высшего оксида и гидроксида

Нахожде

ние в природе

Важней

шие соедине

ия и их примене

ние

Na

K

Mg

Ca

Al

Fe

Cu

Cr

Mn

 

 

 

 

 

 

 

Данные найдите в учебнике [2] на страницах 148-171.

Задание 3. Составьте опорный конспект «Коррозия металлов»; опираясь на  следующий план:

1) понятие коррозии, ее сущность;

2) виды коррозии;

3) зависимость скорости коррозии от различных факторов;

5) способность защиты от коррозии.

Используйте материал учебника [2] с. 170-174 или дополнительную литературу.

 

Тема 2.2. Неметаллы.

Задание 1. Подготовьте сообщение на одну из тем:

1) «Безжизненный элемент» (о применении азота и его соединений).

2) «Применение галогенов и их соединений».

3) «Многоликий углерод».

4) «Фосфор и его соединения».

5) «Силикатная промышленность».

6) «Парниковый эффект и его последствия».

7) «Действие нитратов на организм человека».

Обратитесь к рекомендуемой литературе: [2], [3], [4], [5].

Используйте также дополнительную литературу, периодическую печать и ресурсы Интернет.

Задание 2. Составьте сравнительную характеристику углерода и кремния. Результат можно оформить в виде таблицы.

 

Признаки для сравнения

Углерод

Кремний

1.     Химический знак.

2.     Положение в периодической системе химических элементов:

а) период

б) группа, подгруппа

3.     Строение атома:

а) заряд ядра

б) количество энергетических уровней

в) число электронов на внешнем энергетическом уровне.

4.     Максимальная степень окисления.

5.     Аллотропные модификации.

6.     Физические свойства.

7.     Химические свойства.

 

 

 

Данные найдите в учебнике [2] с. 114-145.

Задание 3. Заполните таблицу «Характеристика важнейших неметаллов»,               используя материал учебника  и дополнительную литературу [2] с. 174-200,

 [3] с. 114-145.

 

Химический знак, назва

ние

Положе

ние в периоди

ческой системе химичес

ких элемен

тов

Элект

ронная формула

Возможные степени окисле

ния

Свойст

ва простых веществ (физические)

Форму

ла и харак

тер высше

го оксида, гидрок

сида

Нахождение

в природе

При

мене

ние важнейших соединений

F фтор

Cl хлор

Br бром

I иод

S сера

N азот

P фосфор

C углерод

Si кремний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.3. Обобщение знаний по общей и неорганической химии.

Задание. Составьте схему, иллюстрирующую генетическую связь между  классами неорганических соединений. Для этого названия классов  неорганических веществ соедините стрелками, обозначающими взаимные превращения. Например, переход СaOCa(OH)2  показывает, что из оксида кальция можно получить его гидроксид.

 

                                     Схема

 


                    Металл                               Неметалл

 

 


                             

 


                              Оксид                                   Оксид

                              металла                                неметалла

 

 


                           

                              Гидроксид                           Гидроксид

                              металла                                неметалла

                              (основание)                          (кислота)

 

 

 


                                                         Соли

 


Раздел 3.

Тема 3.1. Алканы

Задание 1. Подготовьте сообщение на одну из тем:

1)    «Жизнь и научная деятельность А.М. Бутлерова».

2)    «Применение алканов и их производных».

          Используйте рекомендуемую литературу [1] с. 17, [3] с. 176-180, а также другие печатные издания и ресурсы Интернет.

          Задание 2. Оформите опорный конспект «Алканы», заменив знаки?

на соответствующие надписи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          При необходимости обратитесь к учебникам: [1]с. 23-32, [3] с. 189-198 .

          Задание 3. Изготовьте карточки из картона с формулами и названиями  первых десяти представителей алканов. Размер карточки 10 х 15см. На одной стороне карточки пишется формула углеводорода на другой его название. Например:

 


                                   C3H8                      ПРОПАН

                           

                       

 


                            лицевая сторона        оборотная сторона

 

          Тема 3.2. Алкены.

           Задание 1. Подготовьте сообщение на тему «Практическое использование непредельных углеводородов и их производных», используя рекомендуемую литературу [1]с. 33-41, [3] с. 200-209.

           Задание 2. Оформите опорные конспекты «Алкены», дописав  необходимую информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          При необходимости обратитесь к учебникам [1]с. 33-38,  [3] с.200-205.

          Задание 3. Выполните упражнения:

1)    Назовите углеводороды по современной международной номенклатуре.

                                                                                                     CH3                                              

                                                                                                     │

а)CH3  — CH — CH2 — CH — CH — CH3;  б) CH2 = CH — C — CH2 — CH3;

                 │                      │        │                                             │

                CH3                  CH3     CH3                                         CH2 — CH3

в) CH2  = C — CH = C — CH3;        г)               CH3  CH3

                │               │                                        │      │

                CH3           CH3                       CH3 — C — CH — C ≡ C — CH3

                                                                             │        

                                                                             CH2 — CH2

  

2)    Составьте формулы всех возможных изомеров состава C6H10. Назовите все вещества.

 

3)    Среди веществ, изображенных формулами, выберите формулы а) гомологов;

б) изомеров. Назовите вещества по современной международной номенклатуре:

а) CH3 — CH = CH          б) CH3 — CH — CH3        в)      CH3 ― CH = CH

                           │                              │                                                       │

                           CH3                          CH3                                       CH3 — CH2 — CH2

 

 

г) CH3              CH3       д) CH3 — CH = CH — CH = CH2        е) CH2 = C — CH3

     │                 │                                                                                       │

    CH = CH — CH2                                                                                   CH3

 

ж) CH2 = CH — CH = CH2      з) CH2 — CH — CH3         к) CH2 — CH2

                                                       │          │                            │          │

                                                      CH2 — CH2                         CH2 — CH2

 

л) CH3 — CH = CH — CH2 — CH3         м) CH3 ― CH = CH — CH3

 

Для выполнения заданий воспользуйтесь алгоритмом:

 «Определение названий непредельных углеводородов»;

 «Составление структурных формул изомеров».

Если задания выполнены с ошибкой, повторите понятия «изомеры», «гомологи», правила систематической номенклатуры.

 

Тема 3.3. Арены.

Задание: Составьте конспект о практическом применении стирола,    опираясь на материал учебника [1] с. 52-55,  а также на дополнительную литературу:

 

Тема 3.4. Природные источники углеводородов.

Задание 1. Подготовьте сообщения на одну из тем:

1)    «История использования нефти человеком».

2)    «Природные источники углеводородов»

3)     «Проблемы рационального использования нефти и нефтепродуктов».

4)    «Загрязнение окружающей среды нефтепродуктами»

5)    «Способы защиты окружающей среды от загрязнения нефтепродуктами».                                                 

Используйте рекомендуемую литературу, а также дополнительные литературные источники.

Задание 2. Составьте обобщающую таблицу по углеводородам по следующему образцу:

 

 

 

 

 

Класс углево

дородов

 

Общая

формула

Характеристика строения молекулы

 

Виды изоме

рии

 

Харак

терные химические реакции

Тип гибридизации

Валент

ный угол

Прост

ранственная форма

Длина

С – С

связи

1.     Алканы.

2.     Алкены.

3.     Алкадиены

4.     Алкины.

5.     Арены.

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные найдите в учебниках:  [1] с. 17-55,  [3] с. 176-205, или конспекте.

 

Тема 3.5. Спирты и фенолы.

Задание 1. Подготовьте сообщение на одну из тем:

1)    «Губительное влияние спиртов на организм человека».

2)    «Применение этанола».

3)    «Применение глицерина (фенола)».

Используйте рекомендуемую литературу: [1], [3], [4], а также дополнительные литературные источники.

Задание 2. Составьте схему, отражающую генетическую связь между углеводородами и спиртами, соединив названия различных веществ стрелками, обозначающими взаимные превращения. Например:  переход СаО → Са(ОН)2 показывает, что из оксида кальция можно получить его гидроксид.

        

                    Галогенопроизводные углеводородов

 

 


Предельные                    Углеводороды               Спирты                 Диеновые 

углеводороды                 ряда этилена                                             углеводороды

       

 

 


               Углеводороды                                       Альдегиды              Простые

                ряда ацетилена                                                                        эфиры

 

 

 

 


                                                                      Карбоновые            Сложные

                                                                         кислоты                 эфиры

 

 


Тема 3.6. Альдегиды.

Задание 1. Составьте конспект «Кетоны», опираясь  по плану на материал  учебника: [1] с. 80-84.

1.     Особенности строения.

2.     Изомерия и номенклатура.

3.     Свойства.

4.     Применение.

 Задания 2. Решите задачи:

1)    При сжигании 7,5 органического вещества образуется 4,5 г водяных паров и 11 г оксида углерода (IV). Найдите молекулярную формулу вещества и назовите его, если известно, что плотность его паров по водороду равна 15.

2)    Сколько граммов оксида меди (I) образуется при нагревании раствора этаналя массой 55 г с массовой долей CH3COH  40% с гидроксидом меди (II).

3)    При окислении альдегида массой 8,6 г аммиачным раствором оксида серебра выделилось серебра массой 21,6 г. Вычислите молекулярную массу альдегида. Напишите структурные формулы возможных изомеров и назовите их по женевской номенклатуре.

В случае затруднений повторите материал о химических свойствах альдегидов, а также порядок расчетов по химическим уравнениям  (тема 1.1).

 

Тема 3.7. Карбоновые кислоты.

Задание 1. Составьте конспект о свойствах и применении важнейших представителей карбоновых кислот, опираясь на материал учебников: [1] с.85 –92,   [3] с. 267-275.

Задание 2. Дайте сравнительную характеристику мыла и СМС. Результат  оформите в виде таблицы.

 

Признаки для сравнения

Мыло

СМС

1.     Состав

2.     Получение.

3.     Свойства.

 

 

 

Данные найдите в учебнике [1] с.97-100.

Задание 3. Подготовьтесь к конкурсу творческих работ, составив   кроссворды, ребусы, загадки и т.п. по теме.

Используйте дополнительную литературу из предложенного списка:  а также ресурсы Интернет.

 

Тема 3.8.Сложные эфиры. Жиры.

Задание 1. Составьте конспект «Жиры», опираясь на материал учебников  [1] с. 92-96, [3] с. 277-279 по плану:

1.     Состав и строение жиров.

2.     Физические свойства жиров.

3.     Гидролиз и окисление жиров.

4.     Гидрирование жидких жиров.

Задание 2. Подготовьтесь к конкурсу творческих работ, составив кроссворды, ребусы, загадки и т.п. по теме.       

Используйте дополнительную литературу , а также ресурсы Интернет.

Задание 3. Подготовьте сообщения на одну из тем:

1.     «Роль жиров в природе и жизни человека».

2.     «Техническая переработка жиров».

Используйте рекомендуемую литературу: [1], [3], [5], а также ресурсы Интернет.

 

Тема 3.9. Углеводы.

Задание 1. Подготовьте сообщение на тему «Многообразие и роль  углеводов в природе», используя рекомендуемую литературу: а также ресурсы Интернет.

Задание 2. Дайте сравнительную характеристику крахмала и целлюлозы.    Результат оформите в виде таблицы.

 

Признаки для сравнения

Крахмал

Целлюлоза

1.     Нахождение в природе.

2.     Состав молекулы.

3.     Мономер.

4.     Пространственное строение

5.     Физические свойства.

6.     Химические свойства.

7.     Применение.

 

 

 

Используйте материал учебника [1] с. 100-116.

 

Тема 3.10. Азотосодержащие соединения.

Задание 1. Подготовка сообщения на одну из тем:

1)    «Практическое значение аминов».

2)    «Многообразие и роль аминокислот в природе».

3)    «Проблемы искусственного синтеза белков»

 Используйте рекомендуемую литературу: [1] с. 117-142,    а также ресурсы Интернет.

Задание 2. Опорный конспект «Белки», дописав необходимую информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

При необходимости обратиться к учебникам: [1] с. 122-142,  [3] с.304-314.

 

Тема 3.11. Синтетические высокомолекулярные соединения.

Задание 1. Составьте таблицу «Характеристика важнейших пластмасс и волокон».

 

Название

Формула

Мономер

Свойства

Применение

 

 

 

 

 

 

Данные найдите в учебниках: [1] с. 162-173.

Задание 2. Подготовьте сообщения о практическом использовании полимерных материалов.

Обратитесь к рекомендуемой литературе: [1], [3], [4].

Используйте также материалы периодической печати, ресурсы Интернет.

 

Тема 3.12. Обобщение знаний по неорганической и органической химии.

Задание 1. Составьте обобщающую схему «Классификация химических реакций».

Вспомните, что химические реакции классифицируют:

1)    по числу и составу исходных и образующих веществ;

2)    по изменению степеней окисления элементов;

3)    по тепловому эффекту;

4)    по обратимости.

В случае затруднения обратитесь к учебнику: [2] с. 112-126.

Задание 2. Подготовьте развернутый ответ на вопрос о роли химии в жизни общества.

Используйте рекомендуемую литературу, материалы периодической печати, а также ресурсы Интернет.

 

Раздел 4.  Химия и жизнь.

Задание 1. Подготовьте презентацию по теме: «Химия и здоровье», «Химия в повседневной жизни», «Химическое загрязнение окружающей среды»

Используйте материалы периодической печати и ресурсы сети Интернет.

Задание 2. Подготовьте доклады, сообщения, рефераты о практическом использовании  лекарств; моющих средств.

Используйте рекомендуемую литературу и ресурсы сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Габриелян О.С. Химия 10 кл. Учебник – М. Дрофа, 2014 -192 с.

2.     Габриелян О.С. Химия 11 кл. Учебник – М. Дрофа, 2014 -224 с.

3.     Габриелян О.С. , И.Т. Остроумов Химия  Учебник, М, Академия,  2011-336с.

4.     Книга для чтения по неорганической химии. /Сост. В.А. Крицман. – М.: Просвещение, 1992 – 191 с.

5.     Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: Учеб. для 7-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2000. – 169 с.


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

Данный сборник предназначен для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Химия»

Данный сборник предназначен для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Химия»

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1

ВВЕДЕНИЕ Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя занимает большое место в организации учебного процесса

ВВЕДЕНИЕ Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя занимает большое место в организации учебного процесса

ТЕМАТИКА И ВИДЫ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ТЕМАТИКА И ВИДЫ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

Тема 1.6. Окислительно- восстановительные реакции

Тема 1.6. Окислительно- восстановительные реакции

Раздел 3. Органическая химия

Раздел 3. Органическая химия

Тема 3.7. Карбоновые кислоты.

Тема 3.7. Карбоновые кислоты.

Раздел I . Теоретические основы химии

Раздел I . Теоретические основы химии

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

Э) – массовая доля элемента в сложном веществе, i – индекс элемента (количество атомов),

Э) – массовая доля элемента в сложном веществе, i – индекс элемента (количество атомов),

Составить уравнение химической реакции

Составить уравнение химической реакции

При необходимости повторите правила составления формул по известным степеням окисления:

При необходимости повторите правила составления формул по известным степеням окисления:

V При необходимости обратитесь к учебникам [2] с 107, [3] с 21

V При необходимости обратитесь к учебникам [2] с 107, [3] с 21

Обратитесь к рекомендуемой литературе [2] с

Обратитесь к рекомендуемой литературе [2] с

Задание 2. Составьте сравнительную характеристику углерода и кремния

Задание 2. Составьте сравнительную характеристику углерода и кремния

Тема 2.3. Обобщение знаний по общей и неорганической химии

Тема 2.3. Обобщение знаний по общей и неорганической химии

При необходимости обратитесь к учебникам: [1]с

При необходимости обратитесь к учебникам: [1]с

Среди веществ, изображенных формулами, выберите формулы а) гомологов; б) изомеров

Среди веществ, изображенных формулами, выберите формулы а) гомологов; б) изомеров

Класс углево дородов

Класс углево дородов

Тема 3.6. Альдегиды. Задание 1

Тема 3.6. Альдегиды. Задание 1

Гидрирование жидких жиров. Задание 2

Гидрирование жидких жиров. Задание 2

При необходимости обратиться к учебникам: [1] с

При необходимости обратиться к учебникам: [1] с

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017