УДК372.882
Смирнова А.Ф.
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №1»Энгельсского муниципального района Саратовской области
Сегодня о вчерашнем:мемуары и современность (авторская позиция в художественно-мемуарной литературе) (учебный проект).
Аннотация. Работа посвящена вопросам исследования авторской позиции в автобиографической повести А.Жигулина «Чёрные камни» и в книге воспоминаний Е.Гинзбург «Крутой маршрут» на примере учебного проекта.
Ключевые слова: тема правды и исторической памяти,хроника культа личности, автобиографическая повесть, КПМ,.чувстволичногодостоинства; приемы активизации мыслительной деятельности:Fishbone, концептуальная таблица, мудрые совы,ромашка Блума.
Актуальность работы заключается в том, что анализ одного из сложнейших исторических периодов в развитии нашей страны («культ личности») на примере художественно-мемуарной литературы, показывает, что она несёт в себе высокий нравственный урок. А это важно в нашем прагматичном мире.Обращение к произведениям мемуарной литературы, в основе которых лежит документальность, даст возможность каждому из нас увидеть, что абстрактные понятия (честь, совесть, доброта, сострадание, верность и предательство) – это те нравственные ориентиры, без которых немыслима человеческая жизнь и которые не могут меняться в зависимости от эпох или обстоятельств.
Предлагаю Вашему вниманию фрагмент исследовательского проекта «Авторская позиция в автобиографической повести А.Жигулина «Чёрные камни» и в книге воспоминаний Е.Гинзбург «Крутой маршрут», который включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов(возраст участников: 14-176лет, продолжительность –месяц).
Организация проектной деятельности
I – Подготовительный этап. Этап мотивации и целеполагания.
- Определение значимой темы: темы правды и исторической памяти; обращение к таким важным общечеловеческим ценностям, которые не должны меняться ни при каких обстоятельствах:
· Возможно ли выжить, не отвечая насилием на насилие?
· Чем отмеряется та малость, при которой человек, казалось бы, лишённый всего, может жить и оставаться Человеком?
Определение цели: выяснить авторскую позицию в произведениях А.Жигулина и Е.Гинзбург.
Основные методы – метод исследования, погружения в проблему, аналитического чтения, сопоставительного анализа.
На II этапе организации деятельности предлагаю спланировать деятельность по решению задач проекта; при организации групповой работы распределяю амплуа и обязанности в группах (например, аналитик, инициатор, генератор идей….Напоминаю о возможных формах представления результатов проекта.
На III этапе принятия решений учащиеся обсуждают и отбирают методы проверки; выбирают оптимальный вариант способов представления результатов. Здесь эффективным, на мой взгляд, является Стратегия анализа проблемных ситуаций «FISHBONE», которая позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость».
«Я обязан рассказать людям, Мысль о наказании предателей, нельзя замалчивать ,
пока есть силы» обидчиков,палачей исторические
события
А.Жигулин
«Я оказалась не
Долг перед детьми помог Матерям Общечеловеческие
противостоять Системе,выжить, ценности помогают
не сломиться , не озлобиться душу сохранить
Е.Гинзбург
«Я оказалась не только жертвой,
но и наблюдателем»
НаIVэтапе выполнения проекта группа учащихся-исследователей, работают с информацией: почему авторы относят свои произведения к тому или иному виду мемуарной литературы. Приём «Концептуальная таблица» помогает систематизировать информацию, проводить параллели между событиями, фактами.
А.Жигулин |
Линии сравнения |
Е.Гинзбург |
|
1.В чём различия жанров автобиографическая повесть и хроника культа личности? 2.Что послужило основой для написания книг писателей? 3.Чем обусловлено жанровое различие? 4.В чем состоят различия между мироощущением Жигулина и Гинзбург |
|
II группа исследователей работает с «дневником».
Почему двойственен в произведениях писателей образ автора? |
Что мне дало изучение книги Симоновой Т.Г. «Мемуарная проза в контексте литературного процесса 90-х годов» |
Следующая группа учащихся-аналитиков должна была выяснить то, как книги авторов дополняют друг друга в описании порядков в тюрьмах, методов ведения следствия, реалий лагерной жизни.
Заключительный этап. Учащиеся осуществляют рефлексию деятельности и результатов, взаимооценку деятельности. И здесь, как никогда, на помощь приходит использование такого приёма, как Ромашка Блума»
Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов, используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.
Работа ведется над составлением таких типов вопросов:
Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.
Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
Творческий вопрос
Возможно ли выжить , не отвечая насилием на насилие?
Практический Собрать и записать в альбом беглые замечания об ужасах лагерей для политзаключённых Льва Разгона, Лариной, Солженицына
Зачем это нужно сделать?
Оценочный .
Чем отмеряется та малость, при которой человек, казалось бы, лишённый всего, может жить и оставаться Человеком?
Уточняющий
Почему нравственные ориентиры, без которых немыслима человеческая жизнь, не должны меняться в зависимости от эпох или обстоятельств?
Домашнее задание. Сочинение-рассуждение или эссе
1. Что является источником противостояниязлу
2. 2. Как вы понимаете слова Е.Гинзбург: «Самое страшное в человеке – духовное омертвление»
Список использованных источников
1.Кардин.В. Сегодня о вчерашнем: мемуары и современность М.: Воениздат Министерства обороны СССР,1961
2.Мемуары на сломе эпох.// Вопросы литературы. – 1999. - №1
3.Симонова Т.Г. Мемуарная проза в контексте литературного процесса 90-х г.. / Гродно,2001
© Смирнова А.Ф. 2018
Реквизиты для перечисления оплаты за участие в конференции:
Получатель: ООО «Институт исследований и развития профессиональных компетенций»
ИНН 6450055650, КПП 645001001
Р/с № 40702810100000006230
Банк получателя: АО «Банк «Агророс» г. Саратов
БИК 046311772
К/с № 30101810600000000772
Назначение платежа: за участие в конференции СИТ-18, указать ФИО автора.
Материалы публикуются в авторской редакции и корректировке не подлежат.
Ответственность за предоставленные материалы несут авторы материалов.
Необходимо представить статью, заявку и копию платежного документа в оргкомитет конференции
по электронной почте: oooiirpk@gmail.com
не позднее 13 ФЕВРАЛЯ 2018 г.
Контактные телефоны (сот.):
8-927-629-34-74
8-927-279-94-65
Форма заявки и требования к ее оформлению
ЗАЯВКА НА КОНФЕРЕНЦИЮ СИТ-18
«СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ»
(каждый автор заполняет заявку отдельно)
Фамилия, имя, отчество автора (полностью) |
Смирнова Альмира Фануровна |
Название статьи |
Сегодня о вчерашнем: мемуары и современность(авторская позиция в художественно-мемуарной литературе) |
Количество страниц |
5 |
Место работы/учебы (полное название учреждения, без сокращений) |
МБОУ «СОШ№1» Энгельсского муниципального района Саратовской области |
Должность |
учитель |
Ученая степень, ученое звание |
|
Почтовый адрес (с индексом) для отправки сборника |
413107 Энгельс, ул. Ставная д.53А |
Телефон (мобильный / домашний) |
8-927-154-90-32 |
|
|
Количество дополнительных экземпляров сборника (1 доп. экз. 250 руб.) |
|
Нужен ли сертификат участника конференции (да, нет) (стоимость 50 руб.) |
да |
Заранее благодарим за проявленный интерес!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.