Сегодня о вчерашнем: мемуары и современность(авторская позиция в художжественно-мемуарной литературе)
Оценка 4.7

Сегодня о вчерашнем: мемуары и современность(авторская позиция в художжественно-мемуарной литературе)

Оценка 4.7
docx
31.01.2020
Сегодня о вчерашнем: мемуары и современность(авторская позиция в художжественно-мемуарной литературе)
Авторская позиция в мемуарной литер..docx

УДК372.882

Смирнова А.Ф.

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №1»Энгельсского муниципального района Саратовской области

Сегодня о вчерашнем:мемуары и современность (авторская позиция в художественно-мемуарной литературе) (учебный проект).

Аннотация. Работа посвящена вопросам исследования авторской позиции  в автобиографической повести А.Жигулина «Чёрные камни» и в книге воспоминаний Е.Гинзбург «Крутой маршрут» на примере учебного проекта.

Ключевые слова: тема правды и исторической памяти,хроника культа личности, автобиографическая повесть, КПМ,.чувстволичногодостоинства; приемы активизации мыслительной деятельности:Fishbone, концептуальная таблица, мудрые совы,ромашка Блума.

Актуальность работы заключается в том, что анализ одного из сложнейших исторических периодов в развитии нашей страны («культ личности») на примере художественно-мемуарной литературы, показывает, что она несёт в себе высокий нравственный урок. А это важно в нашем прагматичном мире.Обращение к произведениям мемуарной литературы, в основе которых лежит документальность, даст возможность каждому из нас увидеть, что абстрактные понятия (честь, совесть, доброта, сострадание, верность и предательство) – это те нравственные ориентиры, без которых немыслима человеческая жизнь и которые не могут меняться в зависимости от эпох или обстоятельств.

Предлагаю Вашему вниманию фрагмент исследовательского проекта «Авторская позиция в автобиографической повести А.Жигулина «Чёрные камни» и в книге воспоминаний Е.Гинзбург «Крутой маршрут», который включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов(возраст участников: 14-176лет, продолжительность –месяц).

Организация проектной деятельности

I – Подготовительный этап. Этап мотивации и целеполагания.

- Определение значимой темы: темы правды и исторической памяти; обращение к таким важным общечеловеческим ценностям, которые не должны меняться ни при каких обстоятельствах:

·        Возможно ли выжить, не отвечая насилием на насилие?

·        Чем отмеряется та малость, при которой человек, казалось бы, лишённый всего, может жить и оставаться Человеком?  

Определение цели: выяснить авторскую позицию в произведениях А.Жигулина и Е.Гинзбург.

 Основные методы – метод исследования, погружения в проблему, аналитического чтения, сопоставительного анализа.

На II этапе организации деятельности предлагаю спланировать деятельность по решению задач проекта; при организации групповой работы распределяю амплуа и обязанности в группах (например, аналитик, инициатор, генератор идей….Напоминаю о возможных формах представления результатов проекта.

На III этапе принятия решений учащиеся обсуждают и отбирают методы проверки; выбирают оптимальный вариант способов представления результатов. Здесь эффективным, на мой взгляд, является Стратегия анализа проблемных ситуаций «FISHBONE», которая позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость».

 


 «Я обязан рассказать людям,                            Мысль о наказании предателей,             нельзя замалчивать           ,

    пока есть силы»                                                   обидчиков,палачей                           исторические

                                                                                                                                               события

                                      А.Жигулин                                                                                         

 

 

 

Овал: Несём ли мы ответственность перед лицом Истории?
Скругленный прямоугольник: Роль общечеловеческих ценностей в эпоху культа личности
 

 

 

 

 


«Я оказалась не                                           

                                                                   Долг перед детьми помог Матерям         Общечеловеческие

                                                                     противостоять Системе,выжить,                  ценности помогают

                                                                      не сломиться , не озлобиться                        душу сохранить

                                                                                                                            

                                                              

 

                                        Е.Гинзбург                           

«Я оказалась не только жертвой,

но и наблюдателем»

 

НаIVэтапе выполнения проекта группа учащихся-исследователей, работают с информацией: почему авторы относят свои произведения к тому или иному виду мемуарной литературы. Приём «Концептуальная таблица» помогает систематизировать информацию, проводить параллели между событиями, фактами.

 

А.Жигулин

Линии сравнения

Е.Гинзбург

 

1.В чём различия жанров автобиографическая повесть и хроника культа личности?

2.Что послужило основой для написания книг писателей?

3.Чем обусловлено жанровое различие?

4.В чем состоят различия между мироощущением Жигулина и Гинзбург

 

 

II группа исследователей работает с «дневником».

 

Почему двойственен в произведениях писателей образ автора?

Что мне дало изучение книги Симоновой Т.Г. «Мемуарная проза в контексте литературного процесса 90-х годов»

 

Следующая группа учащихся-аналитиков должна была выяснить то, как книги авторов дополняют друг друга в описании порядков в тюрьмах, методов ведения следствия, реалий лагерной жизни.

Заключительный этап. Учащиеся осуществляют рефлексию деятельности и результатов, взаимооценку деятельности. И здесь, как никогда, на помощь приходит использование такого приёма, как Ромашка Блума»

Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов, используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.

               Работа ведется над составлением таких типов вопросов:

Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.

  Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

  Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

Творческий вопрос

Возможно ли выжить , не отвечая насилием на насилие?

Практический Собрать и записать в альбом беглые замечания об ужасах лагерей для политзаключённых Льва Разгона, Лариной, Солженицына

Зачем это нужно сделать?

Оценочный .

Чем отмеряется та малость, при которой человек, казалось бы, лишённый всего, может жить и оставаться Человеком?

Уточняющий 

Почему нравственные ориентиры, без которых немыслима человеческая жизнь, не должны меняться в зависимости от эпох или обстоятельств?

 

Домашнее задание. Сочинение-рассуждение или эссе

1.     Что является источником противостояниязлу

2.     2. Как вы понимаете слова Е.Гинзбург: «Самое страшное в человеке – духовное омертвление»

Список использованных источников

1.Кардин.В. Сегодня о вчерашнем: мемуары и современность М.: Воениздат Министерства обороны СССР,1961

2.Мемуары на сломе эпох.// Вопросы литературы. – 1999. - №1

3.Симонова Т.Г. Мемуарная проза в контексте литературного процесса 90-х г..  / Гродно,2001

 

© Смирнова А.Ф. 2018

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реквизиты для перечисления оплаты за участие в конференции:

Получатель: ООО «Институт исследований и развития профессиональных компетенций»

ИНН 6450055650, КПП 645001001

Р/с40702810100000006230

Банк получателя: АО «Банк «Агророс» г. Саратов

БИК 046311772  

К/с № 30101810600000000772

Назначение платежа: за участие в конференции СИТ-18, указать ФИО автора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы публикуются в авторской редакции и корректировке не подлежат.

Ответственность за предоставленные материалы несут авторы материалов.

 

Необходимо представить статью, заявку и копию платежного документа в оргкомитет конференции

по электронной почте: oooiirpk@gmail.com

 

не позднее 13 ФЕВРАЛЯ 2018 г.

 

Контактные телефоны (сот.):

8-927-629-34-74

8-927-279-94-65

 

Форма заявки и требования к ее оформлению

 

ЗАЯВКА НА КОНФЕРЕНЦИЮ СИТ-18

«СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

 (каждый автор заполняет заявку отдельно)

 

Фамилия, имя, отчество автора (полностью)

Смирнова Альмира Фануровна

Название статьи

Сегодня о вчерашнем: мемуары и современность(авторская позиция в художественно-мемуарной литературе)

Количество страниц

5

Место работы/учебы (полное название учреждения, без сокращений)

МБОУ «СОШ№1» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Должность

учитель

Ученая степень, ученое звание

 

Почтовый адрес (с индексом) для отправки сборника

413107 Энгельс, ул. Ставная д.53А

Телефон (мобильный / домашний)

8-927-154-90-32

E-mail

 

Количество дополнительных экземпляров сборника

(1 доп. экз. 250 руб.)

 

Нужен ли сертификат участника конференции (да, нет)

(стоимость 50 руб.)

да

 

Заранее благодарим за проявленный интерес!

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

УДК372.882 Смирнова А.Ф. Учитель высшей квалификационной категории

УДК372.882 Смирнова А.Ф. Учитель высшей квалификационной категории

Чем отмеряется та малость, при которой человек, казалось бы, лишённый всего, может жить и оставаться

Чем отмеряется та малость, при которой человек, казалось бы, лишённый всего, может жить и оставаться

Е.Гинзбург «

Е.Гинзбург «

Работа ведется над составлением таких типов вопросов:

Работа ведется над составлением таких типов вопросов:

Домашнее задание. Сочинение-рассуждение или эссе 1

Домашнее задание. Сочинение-рассуждение или эссе 1

Материалы публикуются в авторской редакции и корректировке не подлежат

Материалы публикуются в авторской редакции и корректировке не подлежат

Нужен ли сертификат участника конференции (да, нет) (стоимость 50 руб

Нужен ли сертификат участника конференции (да, нет) (стоимость 50 руб
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020