Семейный праздник с Толстым
Оценка 4.8

Семейный праздник с Толстым

Оценка 4.8
Работа с родителями
doc
русская литература
11 кл
16.01.2017
Семейный праздник с Толстым
Л.Н.Толстой- великий писатель, просветитель и отец семейства.Нами было принято решение провести общешкольное родительское собрание, посвященное воспитанию в его семье с элементами игры. Приглашены были все родители и учащиеся старших классов, которые уже более-менее полно знакомы с творчеством Толстого. Было собрано две команды из школьников и родителей. Ход игры дан в разработке.Разработка родительского собрания, посвященного Л.Н.Толстому
Семейный праздник с Толстым.doc

Семейно- развлекательная программа

«Муравейные братья».

 

Методический замысел мероприятия и обоснование его темы.

 Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.

Методический замысел мероприятия заключается в том, чтоб показать, что самое ценное для человека на земле – это семья, родные и близкие люди и что положительным опытом семейной жизни можно назвать семью великого писателя и педагога Л.Н. Толстого. «Мысль семейная» - любимая мысль писателя, и она проходит через все его произведения.

«Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, как я только могу вообразить себе, но только, чтобы не было детей, или такими людьми, как теперь, но с постоянно прибывающими детьми, я выбрал бы последнее», – так записал Л.Н.Толстой в своем дневнике. Таким, населенным детьми, был его дом.

Главным условием первоначального семейного воспитания детей Толстой считал здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное нравственное самоусовершенствование их, близость, тесное общение родителей с детьми- все это актуально и сегодня. Поэтому знакомство с педагогическими взглядами Толстого  и системой воспитания в его  многодетной  семьи интересно для всех, а интеллектуальная игра призвана объединить два поколения и вызвать положительные эмоции и доброжелательную обстановку в аудитории.

Тип мероприятия:

- обобщение и систематизация  знаний, осмысление и понимание ценностных установок.

Форма мероприятия:

- родительское собрание  в игровой форме.

 

Цель мероприятия:

 

1.Формирование устойчивых нравственных и морально – этических норм взаимоотношений в семье и  пробуждение желания  следовать им в повседневной жизни.

2.Воспитание уважительного отношения к положительному опыту семейной жизни Л.Н. Толстого и толстовских героев, проектирование  отношений в семье  на адаптивной основе.

3. Пропаганда здорового образа жизни, творческого наследия великого писателя-классика Л.Н.Толстого.

Форма организации учебной деятельности:

- индивидуальная;

-групповая.

Методы обучения:

- описания (словесный);

-продуктивно-творческий (создание презентаций);

- проблемно-поисковый.

Технология обучения:

-информационно-коммуникационная.

Оформление:

-компьютерная презентация о Толстом, его семье,

         -выставка книг писателя;

- экспозиция рисунков детей,  иллюстраций художников  к произведениям писателя;

-высказывания великих о Толстом;

-музыкальные произведения.

Эпиграф:

«Толстой – это целый мир» (М.Горький).

Опережающее задание:

-перечитывание биографии писателя, перелистывание его произведений;

-подготовка выступлений по  предложенным темам.

Ход мероприятия

Ведущий. Добрый вечер, уважаемые родители, коллеги и дети! Сегодня нас всех вместе собрал великий человек русского народа, замечательный писатель-классик, философ, учитель, отец большого семейства Л.Н.Толстой. Мы познакомимся с его взглядами на жизнь, узнаем о том, как воспитывали детей в его семье, вспомним  произведения писателя.  Послушаем сообщения о воспитании, слово докладчикам. Название (имя) нашего собрания мы отгадаем в конце вечера. Оно должно стать девизом жизни каждого из нас.

I. Доклады

 

 1.Л.Н.Толстой о воспитании. «Мысль семейная в жизни Толстого».

2.Домашние спектакли и праздники в семье Толстого.

 

II. Инсценировка из произведений Толстого.

 

III.Ведущий.  Вторая часть нашего необычного родительского собрания будет проходить в виде игры. Называется она «Муравейные братья». Почему такое название? Вспомним детство писателя. Талантливый и чуткий брат Льва Толстого Николенька придумал игру в "муравейных братьев”, о которой с благодарностью помнил всю жизнь Л. Толстой: “... Когда нам с братьями ... было мне 5, Митеньке - 6, Сереже - 7 лет” Николенька “объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми. Не будет ни болезни, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями. И я помню, что слово “муравейные” особенно нравилось, напоминая муравьев в кочке. Мы даже устроили игру в муравейные братья, которая состояла в том, что садились под стулья, загораживая их ящиками, завешивали платками и сидели там в темноте, прижимаясь друг к другу. Я помню, испытывал особенное чувство любви и умиления и очень любил эту игру.

“Муравейные братья” были открыты нам, но главная тайна ... Николенька говорил ... написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага... И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает”). Мы объединимся и в ходе игры попробуем  приблизиться к мечте маленького Левушки.

 Участвуют в поисках зеленой палочки  две команды: родителей  и детей.

1.     Представление команд.

Команды, представьтесь, пожалуйста, зрителям! Оглашаем свое название и девиз.

2. Ведущий. Первый конкурс проверит ваше умение быстро работать в группе. Он называется «Пазлы». Вам необходимо будет собрать рассыпанное  высказывание писателя и прочитать  его зрителям(1 – детям, 2- родителям).

 

 

1.Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

 

2.Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе думает, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

3. Ведущий. Каждый из нас чей-то ребенок и чей-то родитель, и за нами огромная наша родословная со своей историей, корнями и традициями. Есть они и у нашего юбиляра. Очередной конкурс выявит знание биографии Л.Н.Толстого.

«Блеф - клуб». Вам будут даваться утверждения, а вы соглашаетесь или не соглашаетесь с ними. Ответы только «да » или «нет».

-Правда ли, что великий русский писатель принадлежал к старинному дворянскому роду Толстых, первое упоминание о которых относится к XVI веку; они вели свой род от Индриса, который, как отмечает П.И.Бирюков, «выехал из немец, из Цесарские земли» в Чернигов в 1353 г., с двумя сыновьями и с дружиною из трех тысяч человек»? ( Да).

- Верно ли утверждение, что юноша Лев Толстой носил на груди вместо нательного креста портрет  Софьи Берс? ( Нет, Жан-Жака Руссо).

-Правда ли, что мать Льва Николаевича принадлежала к древнему роду князей Волконских, которые происходили от Рюрика и князя Михаила Черниговского, замученного в Золотой Орде в 1245 г. Сын первого князя Волконского (фамилия произошла по названию реки Волконы, протекавшей по Тульской и Калужской губерниям), Федор Иванович, погиб в Мамаевом побоище (Да).

-Правда ли, что длинная рубашка толстовка названа так по имени писателя?

( Да).

-Правда ли, что дед Льва Николаевича слыл большим оригиналом при жизни, отправлял белье стирать в Голландию, а однажды в качестве презента подарил жене сказочника? (Да).

- Правда ли, что эпопею «Война и мир» продавали на вес и гонорар присылали за каждый проданный пуд? (Нет, не «Войну и мир», а многотомную «Азбуку» Толстого).

- Правда ли, что когда умерла мать, Толстому не было и двух, а когда не стало отца – 9 лет? (Да).

- Вы считаете верным утверждение, что отец Толстого для своих 5 детей для домашнего обучения нанял 5 учителей с зарплатой 500 рублей в год? (Нет, учителей было 12 и платил он им 87 тысяч рублей в год).

- Действительно ли у Толстого было 8 детей? ( Нет, 12)

-Верно ли, что  прижизненная библиотека Толстого составляла 22 тысячи книг? (Да).

Ведущий. Следующее наше состязание – на узнавание героев Толстого.

 «Узнай меня».

 «Помни одно, …: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет…- Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: - А коли узнаю, что ты повел себя не как сын     Н.Б.  мне будет… стыдно!» (князь Николай Болконский).

2. «Ну, Матвеевна, матушка, не выдавай!- говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос» (капитан Тушин).

3. «Я тебе помажу,- услыхал я его гневный голос.- Будешь мазать? Будешь?»

И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».

(Полковник, «После бала»).

 4. «Что это? Я падаю? У меня ноги подкашиваются»,- подумал он и упал на спину. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу…(Андрей Болконский)

5. «Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, Какая прелесть! Да проснись же, Соня»,- сказала она почти со слезами в голосе.- ведь эдакой  прелестной ночи никогда, никогда не бывало». ( Наташа Ростова)

6.  «Вскочил он на ноги и говорит:

-А ты, ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки же не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак!»

( «Кавказский пленник», Жилин).

7. «Ах, боже мой, граф! Есть такие минуты, что я пошла бы за всякого,- вдруг неожиданно для самой себя, со слезами в голосе, сказала княжна.- Ах, как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что…ничего (продолжала она дрожащим голосом) не можешь для него сделать, кроме горя, когда знаешь, что не можешь этого переменить. Тогда одно – уйти, а куда  мне уйти? (Княжна Марья)

8. «Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей» (Пьер Безухов).

9. «Служил, да бросил.  Не гожусь, чистое дело марш,- и ничего не разберу. Это ваше дело, а у меня ума не хватит.  Вот насчет охоты другое дело,- это чистое дело марш!» (Дядюшка).

10. «А было то, что был я сильно влюблен. Влюблялся я много раз, но это была самая моя сильная любовь. Дело прошлое; у неё уже дочери замужем»

(«После бала», Иван Васильевич).

11. «Так вы  до сих пор не замечали, как я прекрасна?- как будто сказала она.- Вы не замечали, что я женщина? Да, я женщина, которая может принадлежать всякому и вам даже»,- сказал её взгляд (Элен Курагина).

12. «Как!- говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слез.- Наталья Саввишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»

( «Детство», Николенька Иртеньев)

13.  Работая над «Воскресением», однажды, выйдя из кабинета, писатель вскричал: «Нашёл! как мокрая смородина!» Что он имел в виду?

(Глаза Катюши Масловой).

14. В русском литературном контексте ее предшественницей парадоксально оказывается Татьяна Ларина. Об этом писал Б.М.Эйхенбаум: «Стоит читателю представить себе дальнейшую жизнь пушкинской Татьяны – Татьяну замужем за нелюбимым мужем, как тотчас этот роман начинает выглядеть своего рода продолжением и окончанием «Евгения Онегина».

(Анна Каренина)

     15.  Главный герой одного из  романов, дворянин, помещик. Сильного сложения, широкоплечий, с курчавой бородой. Добрый и упрямый человек с неспокойной совестью. Нравственные и хозяйственные искания приводят его к отрицанию зла цивилизации: городской светской жизни, пореформенных буржуазных преобразований в России и к утверждению добра природы, явленного в деревенской семейной жизни, крестьянском и помещичьем совместном труде. Он автобиографический герой. Толстой  образовал его фамилию от своего имени «Лев», которое он произносил как Л|ев.

(К.Левин «Анна Каренина»).

Ведущий. Завершает нашу конкурсную программу криптограмма. Написав под числами соответствующие им буквы, вы прочтёте  высказывание Л.Н.Толстого.

16.В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное название.

«Вечер крестьянина» («Утро помещика»).

«Старость» («Детство»).

17.Укажите автора эпиграммы и произведение Толстого,  о котором речь:

Ты доказал с любовью и талантом,

Что женщине не следует гулять

Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,

Когда она – жена и мать.

(«Анна Каренина», эпиграмма Н.Некрасова).

Далее, в зависимости от времени, команды или пишут диктант на дружбу, или составляют синквейн о Толстом.

Диктант на дружбу.

Ведущий. Любите  или любили ли вы писать диктанты? Сейчас вспомним навыки, но диктант у нас особенный, на дружбу, и девиз его «Один за всех, и все за одного!». Это, чтобы не забывать о главном: написал сам, помоги соседу.

Диктант будет проходить так: один от команды- посыльный – бежит к ведущему, читает предложение, запоминает его в течение 20 секунд и бежит к команде, диктует ей. Затем следующее предложение записывается так же. Каждый раз на столе ведущего только одно предложение.

Текст называется  «О черепахе и орле». Он взят  из рукописи 17 века «Притчи или баснословия Езопа Фриги» - сборника древнерусских притч.

Поехали!

I. Написание диктанта.

1.Черепаха орла моляше, дабы ю летать научил.

2.И орлу же сказующу, далече сему бытии от естества ея.

3.Она же наипаче, смолением прилежаше.

 

4.Взем убо орел ногтями и на высоту вознес, по сем пути ю летети.

5. Она же на камение падши, сокрушися.

6.Толк. Притча являет, яко мнози любопрения ради мудреиших преслушаше, себе самех вредиша.

II Взаимопроверка работ командами и проверка по оригиналу, оценка за дружбу.

III.  Ведущий. Мини-лекция о Толстом.

Л.Н.Толстой однажды был вынужден заняться с сыном древнегреческим языком – у того накопилось очень много двоек. Для исправления нужно было перевести несколько басен Эзопа.

Древнегреческий Толстой не знал, но, тем не менее, честно помогал сыну переводить. В результате сын сдал, двойки исправил и жил себе припеваючи. А вот писатель успокоиться не смог – уж очень басни ему понравились. Он специально выучил язык и перевёл эти басни по-своему (большая часть вошла в его «Азбуку»). Их перевод так специфичен, что басни чаще печатают как оригинальные тексты Толстого, без указания, что это перевод с Эзопа.

Вот послушайте, как перевел Л.Н.Толстой нашу басню.

Черепаха и орёл.

Черепаха просила орла, чтобы научил её летать. Орёл не советовал, потому что ей не пристало, а она все просила. Орёл взял её в когти, поднял вверх и пустил. Она упала на камни и разбилась.

Вы заметили, что тут явное несовпадение с нашим текстом: у нас есть какой-то толк. Кто знает, как точно переводил классик. Может, для себя старался?  Или переписчик переписывал для себя: что понравилось, то и записывал.

А по сему последнее задание по этому тексту: на свой страх и риск составьте реконструкцию эзоповской притчи. Не перевод, а версию текста на русском языке, можно прозой, можно стихами.

IV. Команды составляют свои тексты и через 5-7 минут читают свои версии.

Синквейн

Синквейн  (французск. «пять строк») – новый стихотворный жанр, стихотворение из пяти строк.

Схема построения синквейна.

1.Первая строка заключает в себе одно слово (существительное или местоимение), обозначающее тему или предмет речи.

2. Во второй строке два слова (прилагательные или причастия). Они дают описание признаков свойств выбранного предмета или объекта.

3.Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4.Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому объекту.

5.В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или явления. Автор как бы на новом уровне осмысления  и интерпретации темы находит синоним к исходному слову.  Таким образом, существенно расширяется представление о теме или предмете синквейна.

 

Мысль.

Быстрая. Сильная.

Возникаешь. Помогаешь. Отсутствуешь.

Мыслью держится мир наш.

Знания.

 

 

Компьютер.

.       Полезный, современный.

.                             Информирует, учит, развлекает.                        

 Как мы жили без него?

Необходимость.

 

 

Жизнь.

Жестокая. Прекрасная.

Пульсирует, бьёт, награждает.

Так что же ты?

Дар.

Синквейн помогает приобрести важное умение - итожить, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, которое требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого образного мышления. Составить синквейн по теме: «Лев Толстой».

 

( Ведущий благодарит за тексты и работу).

 

 

Криптограмма

 

 Ведущий. Заключительное задание нашего вечера – криптограмма. Решите криптограмму:  сначала нужно угадать названия произведений, героев (и т. д.) писателя и записать их под соответствующими цифрами. Потом, написав в таблице  под числами соответствующие им буквы, вы прочтёте высказывание Толстого.( Пока команды работают, для остальных- выступление детской художественной самодеятельности).

 

«Лев Толстой»

1. 20-14-11-17-11-24-15                   Название первого произведения писателя.

                                                                          («Детство»)

2. 16-14-7-21-2-20-15-24             Герой романа «Воскресение».

                                                                       ( Нехлюдов)

3. 23-13-22-5-1-16-13                 Молодая красивая казачка из рассказа    

                                                         «Казаки» (Марьяна).

4. 6-14-22-18-13-11-4-3           Партизан в отряде Денисова из романа «Война

                                                              и мир» (Щербатый).

5. 26-10-22-13-0-12-16            Один из «отрицательных» героев романа

                                                      «Война и мир» (Курагин).

6. 15-11-22-15-8-14-17-11-24-15  Название произведения  Толстого.

                                                             («Отрочество»).                                        

7. 13-17-11-13-19-15-24-15           Железнодорожная станция, на которой умер            

                                                               Л.Н.Толстой («Астапово»).

 

«

17

8

13

17

11

21

12

24

 

11

15

11

,

 

26

11

15

 

17

8

13

17

11

21

12

24

 

 

 

 

 

 

10

 

17

14

18

1

 

20

15

23

13

».

 

 

 

 

Л

.

Н

.

Т

О

Л

С

Т

О

Й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущий:  «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома!» Это откровение тоже является шагом к разгадке секрета зеленой палочки (чтобы все стали счастливыми в мире), так ведь!  Бесстрастное жюри подводит итоги игры, но, мне кажется,  сегодня важен не результат, а то, что мы соприкоснулись к жизни и творчеству  великого мастера и многому поучились у него и его семьи.

Итак, каждая семья – это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети – эхо своих родителей. Однако чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, но и главным образом в силу убежденности, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к ее традициям.

Делайте все, чтобы детство,  будущее, ваше и  ваших детей, было прекрасным, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю счастья в семье, в той, в которой вы живете сегодня, которую сами создадите завтра. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально.

 И в заключении хотелось бы прочитать прекрасные слова, которые принадлежат народной артистке СССР Ольге Волковой:

«Мы перестали радоваться, но самое страшное – перестали удивляться. Удивляться всему: рождению ребенка, восходу солнца, приходу весны. Не хами пожилому, накорми его чем-нибудь вкусненьким, даже если у него нет зубов; перед смертью скажи последнее ласковое слово. Отдай свое время и удели внимание ребенку. Пожалей женщину. А женщина – потерпи немного, если муж достоин этого. Повернись к своим друзьям. Вернитесь к традициям домашних посиделок, хождений друг к другу в гости, совместных праздников. Точка отсчета в процессе нашего возрождения – это дом, семья. В это я верю».

  Берегите себя и своих близких! Спасибо!


Семейно- развлекательная программа «Муравейные братья»

Семейно- развлекательная программа «Муравейные братья»

Форма организации учебной деятельности: - индивидуальная; -групповая

Форма организации учебной деятельности: - индивидуальная; -групповая

И я помню, что слово “муравейные” особенно нравилось, напоминая муравьев в кочке

И я помню, что слово “муравейные” особенно нравилось, напоминая муравьев в кочке

Волконского (фамилия произошла по названию реки

Волконского (фамилия произошла по названию реки

Наташа Ростова) 6. «Вскочил он на ноги и говорит: -А ты, ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки же не…

Наташа Ростова) 6. «Вскочил он на ноги и говорит: -А ты, ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки же не…

Татьяны – Татьяну замужем за нелюбимым мужем, как тотчас этот роман начинает выглядеть своего рода продолжением и окончанием «Евгения

Татьяны – Татьяну замужем за нелюбимым мужем, как тотчас этот роман начинает выглядеть своего рода продолжением и окончанием «Евгения

Текст называется «О черепахе и орле»

Текст называется «О черепахе и орле»

Синквейн Синквейн ( французск

Синквейн Синквейн ( французск

Криптограмма Ведущий. Заключительное задание нашего вечера – криптограмма

Криптограмма Ведущий. Заключительное задание нашего вечера – криптограмма

Делайте все, чтобы детство, будущее, ваше и ваших детей, было прекрасным, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение

Делайте все, чтобы детство, будущее, ваше и ваших детей, было прекрасным, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017