Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»
Оценка 4.7

Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»

Оценка 4.7
Семинары
doc
классное руководство +1
Взрослым
11.01.2017
Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»
Цель: 1. Расширение представления педагогов о формах организации работы с родителями, а также предоставление возможности прочувствовать на собственном опыте действенность данных форм. 2.Объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности. Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Поэтому необходимо помочь родителям осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность, увидеть свои родительские возможности. С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д., не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически эффективным содержанием. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.Конспект к семинару для классных руководителей школы.
Семинар.doc
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   «Морозовская средняя общеобразовательная школа» Составила: Мелентьева Л.Н., заместитель директора по ВР  МБОУ «Морозовская СОШ»  Семинар на тему  (Слайд 1) «Система работы классного руководителя с родителями учащихся» Цель: 1. Расширение представления педагогов о формах организации работы с родителями, а также  предоставление возможности прочувствовать на собственном опыте действенность данных форм. 2.Объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности.  (Слайд 2) Задачи: ­ Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях  использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями. ­ Организация совместной деятельности администрации, педагогов и родителей в воспитании детей. ­ Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно –  воспитательном процессе школы. (Слайд 3)     «Только вместе с родителями, общими усилиями,  учителя могут дать детям большое человеческое счастье»  В.А.Сухомлинский. Актуальность. (Слайд 4) Перед нами в настоящее время  остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей.    Поэтому необходимо помочь родителям осознать свой родительский долг перед детьми,  преодолеть родительскую лень; неуверенность, увидеть свои родительские возможности.   С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы  риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные  формы работы – родительские собрания и т. д., не оправдали себя. Посещаемость стала  всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически  эффективным содержанием.  Семье принадлежит основная общественная функция –  воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и  передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования  личности ребенка. Воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему  качеств личности, взглядов и убеждений. (А.В.Мудрик) Цель воспитания – наиболее полное развитие человека, способного к духовному и  физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. В истории развития российской школы институту классного руководства всегда  отводилось важнейшее место, т.к. именно классному руководителю принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности ребёнка, раскрытии его самобытности,  способностей и потенциальных возможностей, в защите его интересов. На сегодняшний момент – школа остаётся важнейшим звеном в системе воспитания.  Классное руководства, как традиционное школьное явление постоянно требует своего  переосмысления и совершенствования.  Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако  значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет три  взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о  развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем.  (Слайд 5) Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно  взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и  семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи  понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.      Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников ­  важное направление его деятельности. (Слайд 6) «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое  человеческое счастье». В. А. Сухомлинский. (Слайд 7) Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их  родителями».  Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются  способствование  единению, сплочению семьи, установлений взаимоотношений родителей  и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее  систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в  интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в  воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию  благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка  в школе и дома. Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает,  контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив. Работа  классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически.  Сотрудничество классного руководителя и семьи – это результат целенаправленной,  планомерной, систематической  и длительной работы. Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения. Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником,  педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми. (Слайд 8) Элементами системы работы с родителями являются: изучение семьи, ее уклада,  микроклимата, характера воспитательной деятельности; установление и поддержание  единых требований школы и семьи в воспитании детей; совместное принятие решений,  способствующих успешному обучению и воспитанию детей; оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости; привлечение родителей к  внеклассной учебно­воспитательной работе с учащимися в школе.  (Слайд 9) Работа с родителями требует от классного руководителя умения устанавливать  доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки,  последовательного и неотступного внимания. Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы работы с родителями.  (Слайд 10) Основные направления сотрудничества классного руководителя с родителями: •изучение семей и условий семейного воспитания; •информирование родителей о содержании учебно­воспитательного процесса в классе; •психолого­педагогическое просвещение родителей; •взаимодействие с родительским комитетом; •совместная деятельность родителей и учащихся. (Слайд 11) Основные формы связи школы и семьи: ­ индивидуальные; ­ групповые; ­ коллективные. К индивидуальным формам работы принадлежат: посещение семьи, педагогическое  поручение, педагогические консультации (в основе консультации лежат ответы на  вопросы родителей).  Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают установить  непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего  взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Но в жизни класса  нередки случаи, когда учитель вызывает родителей в школу для беседы, а они не всегда  идут на контакт. Главное здесь не опускать руки, продолжать выполнять свои  обязанности с душой и сердечной теплотой и результат не заставит себя долго ждать. К формам совместной трудовой деятельности (групповые)относятся: ­ Оформление кабинетов; ­ Благоустройство и озеленение школьного двора; ­ Сбор макулатуры; ­ Ярмарки­распродажи семейных поделок; ­ Организация родительского патрулирования (родительский патруль участвует в  проведении в школе дискотек, наблюдая во время дежурства за поведением учащихся  класса и делится впечатлением на очередном родительском собрании). К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно­ практическая конференция, родительское собрание и др. (Слайд 12) Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями  обучающихся отводится психолого­педагогическому просвещению.  Накопление психолого­педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с  развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области  воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана  на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. (Слайд 13) Индивидуальные формы: (Слайд 14) ­ Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с  родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика.  Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении  к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по  организации выполнения домашних заданий и т.д. Дело это очень деликатное, поэтому  следует тщательно все продумать и постараться предвосхитить любую ситуацию, которая  может произойти. Такую форму работы с родителями, как посещение семей, не всегда  следует использовать, вернее, ее можно использовать в зависимости от ситуации. (Слайд 15) ­Приглашение в школу ­ родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться  радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему  долго не давался.  Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на  плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у  родителей негативное отношение к школе. (Слайд 16) ­ Индивидуальные консультации и беседы ­ консультации проводятся для того, чтобы  преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке.  Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей.  В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые  для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения,  интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.). (Слайд 17) ­ Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах  их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в  школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное  условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.  (Слайд 18) ­ Анкетирование ­ знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю родителям 1 сентября.  Анкета заполняется дома родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с  информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о  занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо  узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников. (Слайд 19) Групповые и коллективные формы: (Слайд 20) ­ Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по  воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций,  своеобразная тренировка педагогического мышления родителей­воспитателей. (Слайд 21) ­ Открытые уроки ­ обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми  программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.  Необходимо хотя бы один­два раза в полугодие давать возможность родителям  присутствовать на открытом уроке.  Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием  родителями специфики учебной деятельности в коррекционной школе.  В нынешнем учебном году я разрешила присутствовать родителям на всех уроках со  своими детьми для их более успешной адаптации, а также с детьми с выраженными  нарушениями эмоционально­волевой сферы, аутизмом и пр. (Слайд 22) ­ Родительское собрание (организационные, текущие, итоговые, тематические,  общешкольные) — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки  опыта воспитания. Главное его предназначение – согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно  чистой и физически здоровой личности ребенка. (Слайд 23) Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное  самоуправление. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать  некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные  родительские собрания,  конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы.  Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если  школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. (Слайд 24) Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных,  инициативных родителей является классный родительский комитет. ­ Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы.  ­ Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и  проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению  контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует,  оценивает и  подводит итоги сотрудничества школы и семьи.  ­ Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей  класса.  ­ В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации в классе  мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и внеучебного( экскурсии,  мероприятия на воспитательные темы) плана. (Слайд 25) Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный  родительский совет. Это координирующий штаб разнообразной работы со всеми  родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач. (Слайд 26) Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в  учебно­воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество  с детьми и педагогам. Вовлечь родителей в учебно­воспитательный процесс можно с помощью следующих форм  деятельности:  ­ дни открытых дверей;  ­ дни творчества детей и их родителей;  ­ открытые уроки и внеклассные мероприятия;  ­ помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально­  технической базы школы и класса;  ­ шефская помощь; ­информационные классные часы; ­ спектакли; ­ соревнования. (Слайд 27) Огромную роль играет диагностика, без которой невозможно спланировать в целом  воспитательную работу в детском коллективе и наладить отношения с коллективом  родителей. Любая информация, полученная классным руководителем от детей и родителей,  оказывает неоценимую услугу и семье, и ребенку. Проведя диагностические исследования важно понимать: ­ необходимо соблюдать строгую конфиденциальность; ­ диагностику проводим как с родителями, так и с детьми; ­ информация, полученная в ходе диагностики, не всегда носит объективный характер. На предварительном этапе очень эффективной является методика незаконченных  предложений. Эта методика помогает определить отношение родителей к школе и  учителю, что позволяет классному руководителю избежать проблемных ситуаций. Еще одна разновидность диагностики ­ итоговая диагностика, которая проводится в  конце учебного года. Это необходимо для того, чтобы родители отметили работу  классного руководителя. Заключение:  (Слайд 28) Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны  наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса  воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе. (Слайд 29) «Воспитание детей – это важная область нашей жизни… Правильное воспитание – это  наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, ­  наша вина перед другими людьми» (Антон Семёнович Макаренко). Можно сделать следующие выводы: деятельность классного руководителя плодотворна и  эффективна, если учащиеся с радостью идут на контакт, готовы к совместной работе,  хорошо воспринимают материал. Это говорит о том, что педагог регулярно проводит с  детьми воспитательные, развивающие, познавательные и развлекательные мероприятия,  дети уже привыкли к активной деятельности классного руководителя. Безусловно, использовать в своей работе с родителями учащихся все выше перечисленные формы классному руководителю не под силу. Да это и не нужно. Важно лишь, изучив  семью учащегося, учитывая её особенности, подобрать именно те формы и методы  организации взаимодействия, которые будут эффективны, действенны в работе именно с  этой семьёй, помогут воспитать личность, а не заурядного потребителя материальных  благ. Вместе с тем, чуткость, доброта, внимательность, огромное терпение и, конечно же,  забота ­ должны быть неотъемлемой частью личности классного руководителя. (Слайд 30) Педагоги нашей школы используют следующие формы работы:     ­ Посещение семьи  — эффективная  форма  индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит  знакомство с  условиями  жизни  ученика. Педагог беседует  с родителями  о  характере  учащегося,  интересах  и  склонностях, об  отношении  к  родителям,  к школе, информирует  родителей  об   успехах их ребенка,  дает  советы  по  организации выполнения  домашних  заданий  и  т.д. (Слайд 31) ­ Переписка  с  родителями  —  письменная форма информирования  родителей  об  успехах их детей. Допускается  извещение  родителей  о предстоящей совместной  деятельности в школе, советы и пожелания  в воспитании детей. Главное условие  переписки ­ доброжелательный тон, радость общения. ­ Родительское  собрание —   форма анализа, осмысления  на  основе данных  педагогической науки  опыта  воспитания. (Слайд 32) ­ Виды родительских собраний:    организационные,    тематические,    итоговые (четвертные) и т.д.   (Слайд 33) ­ Общешкольные   родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год,  здесь родителей знакомят:  ­ с документами о школе,  с основными направлениями,  задачами и итогами  ее работы.  ­ Классные родительские собрания проводятся 4 раза в год, на них  обсуждаются:  задачи учебно­воспитательной работы класса,  планирование воспитательной работы в   классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой,  подводятся  итоги работы.  (Слайд 34) ­ Открытые уроки   обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми   программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее  часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один­два раза в полугодие давать возможность родителям  присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов,  вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной  деятельности в сегодняшней школе. День открытых уроков проводится в удобное для родителей время. (Слайд 35) ­ Индивидуальные беседы и консультации: Именно в индивидуальных беседах больше затрагиваются проблемы воспитания  конкретных учащихся. В плане воспитательной работы заведена отдельная страница, где  отражено: когда, с кем и по какому вопросу проведена беседа или консультация.   ­ День открытых дверей: «День открытых дверей» дает возможность родителям посетить любой урок в течение  дня.  ­ Праздники: Праздник создает особую, доверительную атмосферу. В каждом классе,  есть свои традиционные праздники.    Рекомендации к семинару: 1. Осуществлять повышение психолого – педагогических знаний родителей, через    использование различных форм сотрудничества с родителями. 2. Вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс  и организация совместной  деятельности администрации, педагогов и родителей. 3. Классным руководителям активизировать работу с родителями, используя новые   пути привлечения родителей  к сотрудничеству. ДОПОЛНЕНИЯ К СЕМИНАРУ Анкета для родителей 1. Сколько времени (приблизительно) Вы проводите в общении с ребенком: – в течение дня ... – в течение недели... – в беседах, разговорах... – в совместной работе... – в кино, клубе, театре, библиотеке... – в прогулках (в лес, на реку и т.п.)... 2. Есть ли другие виды общения? Укажите их. 3. Считаете ли Вы это время общения достаточным для воспитания Вашего ребенка? 4. Почему? 5. Уверены ли Вы, что правильно понимаете особенности развития своего ребенка? 6. Встречаете ли Вы трудности в воспитании ребенка, и какие? Как их разрешаете? Диагностика эффективности деятельности классного руководителя в работе с родителями. 1. Удовлетворены ли вы работой сотрудничества с родителями? 1 2 3 4 5  2. Применяете ли вы новые, нетрадиционные формы работы с родителями? (укажите какие)  1 2 3 4 5  3. Какое направление в сотрудничестве с родителями наиболее эффективно? ­ учебно­познавательное   1 2 3 4 5 ­ спортивно­оздоровительное ­ военно­патриотическое ­ природоохранное ­ трудовое ­ досуговое 4. Каков образовательный потенциал родителей в классе? 5. Какова атмосфера микроклимата, взаимоотношений в семьях учащихся? Ваши предложения:  Высокий уровень – 5 баллов  Выше среднего – 4 балла  Средний уровень – 3 балла  Ниже среднего – 2 балла  Низкий уровень ­ 1 балл 1 2 3 4 5  1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5   Результаты диагностики эффективности деятельности классного руководителя в работе с  родителями (в процентах) 1. Удовлетворены ли вы работой сотрудничества с родителями? 2. Применяете ли вы новые, нетрадиционные формы работы с родителями? (укажите какие)  3. Какое направление в сотрудничестве с родителями наиболее эффективно? ­ учебно­познавательное ­ спортивно­оздоровительное ­ военно­патриотическое ­ природоохранное ­ трудовое ­ досуговое 4. Каков образовательный потенциал родителей в классе? 5. Какова атмосфера микроклимата, взаимоотношений в семьях учащихся? Ваши предложения: 6  типов  семейного  воспитания:   1. "Крепкая семья" ­ родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении.  Ребенок в такой семье растет уверенным в себе, развивается как личность. 2.  "Гиперопека" ­ чрезмерная родительская любовь. Дети растут безответственными,  недисциплинированными, эгоистичными. 3.  "Гипоопека" ­ родители не уделяют особого внимания ребенку, он чувствует себя чужим. 4. "Противоречивое  воспитание" –  требования      родителей  не  совпадают. 5. "Повышенная  моральная  ответственность" –       родители  требуют  от  ребенка  слишком         многого, свыше  его  сил,  ребенок  не         справляется  с  возложенной  на  него        ответственностью. 6. "Безнадзорность". Использованная  литература 1. Болдырев, Н.И. Классный руководитель / Н.И. Болдырев. – М.: Просвещение, 1971. – 264с . 2. Борытко, Н.М. Система работы классного руководителя / Н.М. Борытко//Справочник классного  руководителя. – 2008. – с. 13­29. 3. Воспитательная работа с учащимися вне школы / Под ред. Л. М. Николаевой. ­ М.: Педагогика, 1981.  4. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения/ В.С. Грехнев. – М.: Просвещение, 1990. – 144с. 5. Иванов, А.В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию  его педагогической культуры / А.В. Иванов. – М.: ЦГЛ, 2005. – 224с  6. Капралова, Р.М. Работа классного руководителя с родителями учащихся/ Р.М. Капралова. ­ М.:  Просвещение, 1980. 7. Ковалев, СВ. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988. 8.  Макаренко А.С. Книга для родителей // Соч.: В 7 т. – М., 1957. – Т. 4. 9. Мудрость воспитания: Книга  для родителей / Сост. Б. М. Бим­Бад и др. – М., 1987. 10. Пинт А.О. Это вам, родители/ Пинт А.О. – М.: Советская Россия, 1964. 11. Сатир, В. Как строить  себя и свою семью: пер. с англ./ Вирджиния Сатир – М.: Педагогика­Пресс, 1992. – 192с.  12. Сенъко, В.Г. Учителя и родители/ В.Г. Сенъко. – Минск, 1987. 13. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке / В.А. Сухомлинский. – М.: Советская Россия,  1981. – 93с. 14. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: Учеб. пособие/ под  ред. Г.И. Фролова. – М.: Просвещение, 1986. 15. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256с. 16. http://3viun.ru/semya/formiraboti.html 17. http://pedsovet.su/load/48­1­0­3589 18. www.openclass.ru 19. http://ef.do.am./load/roditeljam/roditelskoe sobranie

Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»

Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»

Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»

Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»

Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»

Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»

Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»

Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»

Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»

Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»

Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»

Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»

Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»

Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»

Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»

Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»

Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»

Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»

Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»

Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»

Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»

Семинар для классных руководителей «Система работы классного руководителя с родителями учащихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017