Семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"
Оценка 4.7

Семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"

Оценка 4.7
Семинары
docx
администрации
Взрослым
10.05.2017
Семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"
Семинар по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе" предназначен для преподавателей профессиональных образовательных учреждений. Основное назначение семинара повышения профессиональной компетентности преподавателей в области здоровьесбережения. Вопросы семинара: актуальность и направления реализации здоровьесберегающих технологий в ОУ, деятельность педагога по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в ОУ, требования к проведению здоровьесберегающего урока / занятия.Разработка методического семинара по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"
Семинар Здоровьесберегающие технологии.docx
Методический семинар по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» План семинара: 1. Актуальность реализации здоровьесберегающих технологий в ОУ. 2. 3. 4.  Определение понятий «здоровье», «здоровьесберегающие образовательные технологии».  Направления реализации здоровьесберегающих технологий.   здоровьесберегающих образовательных технологий в ОУ.   педагогического   коллектива   по   реализации Деятельность   педагога, 5. Требования к проведению здоровьесберегающего урока / занятия.   Успешность   обучения   в   учебном   заведении   наряду   с   другими   факторами определяется   также   уровнем   состояния   здоровья,   с   которым   ребенок   пришел   в образовательное учреждение, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. В настоящее время обучение в любом образовательном учреждении связано с такими факторами риска как информационная перегруженность, напряжение опорно­двигательного аппарата, зрительного анализатора, что приводит к возникновению у студентов состояния усталости,   утомления,   переутомления;   нерегулярное,   несбалансированное   питание, психоэмоциональное напряжение, связанное с адаптацией в новом коллективе, экзаменами, зачётами.  В последнее время выделяют такие дополнительные факторы, как несовершенная организация   учебной   деятельности,   неоправданное   увеличение   объёма   информации, авторитарно­репродуктивная система обучения, несоответствие условий для использования ТСО   стандартным   требованиям,   недостаточный   уровень   культуры   здоровья   студентов   и валеологической компетентности педагогов.      Комплексное   воздействие   неблагоприятных   факторов   образовательного   процесса создает   предпосылки   развития   острых   и   хронических   нарушений   здоровья,   развития нервных, заболеваний. В связи с этим проблема здоровья студентов сегодня как никогда актуальна. Следовательно, проблема   здоровьесбережения   в   учебном   заведении   не   только   медицинская,   но   и педагогическая. психосоматических других и     Заботу   о     здоровье   детей   (обучающихся)   называют   приоритетным   направлением деятельности на уровне государства, поскольку лишь здоровые дети смогут   надлежащим образом   усвоить   информацию   и   применить   полученные   знания     в   своей   трудовой деятельности.  В федеральном законе  «Об образовании в Российской Федерации»  (Статья 3)  говорится,   что   «государственная   политика   в   сфере   образования   основывается   на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности...». Статья 34. Основные права обучающихся ..2) предоставление условий для обучения с учетом  особенностей  их   психофизического  развития   и  состояния  здоровья,  в  том  числе получение   социально­педагогической   и   психологической   помощи,   бесплатной   психолого­ медико­педагогической коррекции; 9)   уважение   человеческого   достоинства,   защиту   от   всех   форм   физического   и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья; Статья 41. Охрана здоровья обучающихся 1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя: 1)   оказание   первичной   медико­санитарной   помощи   в   порядке,   установленном законодательством в сфере охраны здоровья; 2) организацию питания обучающихся; 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 6)   прохождение   обучающимися   в   соответствии   с   законодательством   Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации; 7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; 8)   обеспечение   безопасности   обучающихся   во   время   пребывания   в   организации, осуществляющей образовательную деятельность; 9)   профилактику   несчастных   случаев   с   обучающимися   во   время   пребывания   в организации, осуществляющей образовательную деятельность;        10) проведение санитарно­противоэпидемических и профилактических мероприятий. Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников 4)   развивать   у   обучающихся   познавательную   активность,   самостоятельность, инициативу .., формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; 6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, …. Существует   более   300   определений   понятия   «здоровье».   Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье ­ это состояние полного физического, психического   и   социального   благополучия, а   не   только   отсутствие   болезней   или физических дефектов. Преподаватель должен работать так, чтобы обучение студентов в ОУ не наносило ущерба здоровью учащихся.   Этому   способствует   создание   единого   здоровьесберегающего   пространства   в   ОУ, которое   включает   выявление   уровня   здоровья   обучающихся   и   их   отношения   к   ЗОЖ, формирование ценностных ориентаций, мотивации к оздоровительной деятельности и ЗОЖ, создание   комфортного   психологического   микроклимата   на   занятии,   рациональная организация учебной деятельности и проведение санитарно­гигиенических мероприятий.   «Здоровьеформирующие   образовательные   технологии», по определению Никиты   Константиновича   Смирнова   (первый   стал   использовать   термин),   ­ совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья.. Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, ­ это: •        условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); •        рациональная   организация   учебного   процесса   (в   соответствии   с возрастными,     половыми,     индивидуальными     особенностями     и гигиеническими требованиями); •        соответствие     учебной     и     физической     нагрузки     возрастным возможностям ребенка; •        необходимый,      достаточный      и     рационально      организованный двигательный режим. Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров О.В.) понимает систему, создающую  максимально  возможные  условия  для сохранения,   укрепления   и развития   духовного,   эмоционального, интеллектуального,   личностного   и   физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.) Таким   образом,   здоровьесберегающие     совокупность   всех используемых   в   образовательном   процессе   приемов,   методов,   технологий,   не   только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.      технологии   ­   это  Цель   здоровьесберегающих   технологий   обучения   ­   обеспечить   студенту возможность сохранения здоровья за период обучения в колледже, сформировать у него   знания,   умения,   навыки   по   здоровому   образу   жизни,   научить   использовать полученные знания в профессиональной сфере и повседневной жизни. Реализация   ЗПТ   в   образовательном   процессе   может   реализовываться   в   2­х направлениях: ­   организация   учебной   деятельности,   направленной   на   сохранение   и   укрепление здоровья студентов, формирование потребности в ЗОЖ; ­ совершенствование содержания образования, направленное на формирование знаний и умений ЗОЖ и профессиональной грамотности профилактической медицины. Первое   направление  –   здоровьесберегающая   организация   учебной   деятельности, включает в себя: ­   соблюдение   санитарно­гигиенических   нормативов   способствующих   повышению работоспособности студентов; ­ оптимальное построение учебного процесса и занятий, обеспечивающих адекватное восстановление сил; ­ развитие мотивации обучения и ведения ЗОЖ; ­   использование   научно­обоснованных   здоровьесберегающих   средств   и   методов обучения, контроля знаний и умений; ­ создание благоприятного психологического микроклимата; ­ включение вопросов ЗОЖ в традиционные темы занятий; ­ использование творческих форм проведения занятий. Второе направление – валеологическое содержание образования реализуется через: ­ дисциплины ФГОС, дополненные темами или вопросами о ЗОЖ; ­ включение дисциплин о ЗОЖ за счёт вариативных часов; ­ спортивные секции и предметные кружки; ­ межпредметные связи Еще   один   важный   для   здоровьесбережения     аспект   ­   это   вопрос   рациональной организации   урока   /   занятия.   От   правильной   организации   урока   во   многом   зависит функциональное  состояние  обучающихся  в  процессе  учебной  деятельности,  возможность длительно   поддерживать   умственную   работоспособность   на   высоком   уровне   и предупреждать преждевременное утомление, снижение интереса, работоспособности. Рассмотрим основные требования  к организации здоровьесберегающего урока. 1. Преподаватель обязан обеспечить комфортные  гигиенические условия в кабинете. К ним относится установленный СанПиНом режим температуры и влажности, соблюдение режима проветривания и чистоты помещения.  Необходимо следить за уровнем освещения класса и освещением доски. Во время урока не должно быть никаких посторонних звуков. Столы   должны     соответствовать   возрасту   и   росту   обучающихся,   на   них   должна   быть ростовая маркировка.  2.  Структура здоровьесберегающего урока должна состоять из различных элементов /видов учебной деятельности: устный опрос, письменная работа, чтение, слушание, рассказ, решение задач, рассматривание наглядных пособий. Это должно исключать  однообразность урока,   которая   способствует   утомлению.   Норма   –   4­7   видов   за   урок   Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности в норме составляет   7­10   минут.   Смена   видов   деятельности   через   более   короткие   промежутки времени вызывает необоснованную напряженность, требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. 3. Преподаватель на занятии должен использовать разные методы преподавания. Число используемых методов на уроке должно быть не менее трех. Это могут быть словесный метод, наглядный метод,  самостоятельная работа, работа с книгой, ТСО и многие другие. Использование одного или двух методов преподавания ведет к потере у учащихся интереса, падению   внимания   и   низкому   уровню   усвоения   материала,   делая   тем   самым   урок малоэффективным  и   здоровьезатратным.   В  тоже  время   необходимо  соблюдать    правило чередования   методов преподавания.   Методы целесообразно   чередовать в среднем через 10­15  минут.    Слишком  частое чередование  вызывает излишнее  напряжение  учащихся  и может способствовать быстрому утомлению и появлению стресса. Желательно  наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения   самих   обучающихся.   Это   такие   методы,   как   метод   свободного   выбора (свободная   беседа,   выбор   способа   действия,   выбор   способа   взаимодействия;   свобода творчества и т.д.); активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар). Лекционные занятия, кроме традиционных форм, необходимо проводить с  элементами эвристической беседы, проблемными ситуациями, диалогами, позволяющими  установить обратную связь. На практических занятиях включать решение проблемных  вопросов, ситуационных задач, дискуссий, познавательных игр. Использование на уроках   разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся  и способствует сохранению здоровья. При   организации   эффективного   учебного   труда,   следует   соблюдать   следующие рекомендации:  Наличие   методических   пособий   (рекомендаций,   разработок)   на   каждом   ПЗ   с алгоритмом действий студентов;  Формирование   субъект­субъектных   отношений   преподавателя   и   студента (партнёрское поведение в процессе занятия);  Использование АМО. 4.  Сегодняшний   день   требует   использование   в   процессе   обучения   технических средств. Место и длительность применения ТСО должны соответствовать гигиеническим нормам.   Необходимо   помнить,   что   применение   ТСО   во   временном   пространстве   урока ограничено. Не допускается единовременное использование ТСО на протяжении более 10 минут, а общее время использования не должно превышать более 15 минут.   Учитель должен использовать ТСО как дополнительную возможность инициирования дискуссии, обсуждения. 5.  Хроническое   утомление     является   одним     из   главных   факторов   истощения ресурсов здоровья.   Проблема профилактики утомления на уроке актуальна для любого возраста учащихся.  Все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер   и   исчезают   при   смене   деятельности     или   в   процессе   отдыха.   При   правильно организованном   здоровьесберегающем     уроке     студенты   сохраняют   работоспособность   в течение   всего урока. Учитель должен видеть момент наступления утомления учащихся. Снижения   их   учебной   активности,     проявление   «двигательного   беспокойства»   и неправильная посадка за партой служат сигналом для учителя, что учащиеся утомлены. Внешние   признаки   усталости   ученика   ­   это   частая   смена   позы,   потягивание, встряхивание руками, зевота, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах,   не   восприятие   вопроса,   задержка   с   ответом,   частые   поглядывания   на   часы   в ожидании конца урока.   Исключить развитие утомления у учащихся на уроке практически невозможно, но использование   в   учебном   процессе   здоровьесберегающих   методов,   приемов   и   средств обучения поможет снизить утомляющее воздействие урока на организм. Для этого преподаватель должен знать, уметь и использовать определенные приемы, устраняющие утомление. К ним относятся: ­   физкультминутки   общего   воздействия,   направленные   на   активизацию   нервных центров, на восстановление общей работоспособности учащихся; упражнения для снятия утомления с кисти рук и пальцев; для снятия утомления с плечевого пояса и рук; комплексы физических упражнений для улучшения мозгового кровообращения; ­ эмоциональные разрядки; ­ гимнастика для глаз снижает напряжение зрительного анализатора;  ­дыхательные   упражнения   общей   направленности   (разработанны   А.Н. Стрельниковой). В среднем юноши и девушки 14­18 лет могут интенсивно, без перерывов учиться в течение 12­15 минут. После этого должна обязательно следовать пауза. 6. Обязательный элемент здоровьесберегающего урока ­ физкультминутка. Физкультминутки  на   уроках   благотворно   влияют   на   восстановление   умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус, снижают статические нагрузки и предупреждают нарушения осанки.  Рекомендуется 1­2 за занятие   физкультминутки.   Состоящие   из   3   легких   упражнений,   по   3   –   5   повторений каждого.  Наличие эмоциональных разрядок ­ шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п., их число должно быть 2 – 3. Одно из таких упражнений для начальной школы «Поймай хлопок». В любой момент урока учитель может хлопнуть в ладоши, задача детей «поймать» хлопок.   Нужно   добиваться   единовременного   хлопка,   чтобы   не   было   раската.   Варианты упражнения – с закрытыми глазами, повернуться спиной. Это   упражнение   позволяет   собрать   внимание   учеников,   развивает   внимание, координацию движений. Американский   психолог     Ашер   предложил   использовать   на   уроках   иностранного языка   метод   полного   физического   реагирования.   На   таких   уроках   ученики   не   просто пассивно   слушают   учителя,   но   активно   перемещаются   по   классу,   выполняют   различные движения   руками   и   ногами,   танцуют   и   поют.   При   этом   новая   лексика,   которую   дети повторяют   за   педагогом,   закрепляется   в   памяти   гораздо   лучше,   чем   путем   простого механического повторения. На   уроках   математики     обеспечить   двигательную   активность   могут   устные коллективные  разминки,  занимающие  не  более  3  минут, развивающие  быстроту реакции, внимательность, умение четко и конкретно мыслить. В такие разминки следует включать вопросы,   требующие   однозначного,   быстрого   хорового   ответа   и   направленные   на актуализацию опорных знаний, и на проверку домашнего задания, и на отработку каких либо математических понятий и определений. Для этого служит набор  карточек с правильными и неправильными   дробями.   Если     учитель   показывает     правильную   дробь   —   руки   вверх, неправильную — руки в стороны.  Или  набор карточек с примерами на сложение чисел с разными знаками. Если сумма отрицательна — присели, положительна — встали. Например,  в середине урока, перед тем как перейти к новым видам работ,   учитель просит   всех   учеников   выйти   к   доске.   Там   они   узнают,   что   им   всем   нужно   быстро выстроиться   в цепочку по  номерам  квартир   или  по  алфавиту отчеств,  фамилий,  имен. Через   минуту   возникает цепочка. Звучит команда: на первый ­ четвёртый рассчитайтесь. Образовалось четыре команды, каждая из которых получила задание. В результате всей этой двигательной суеты от утомляемости на уроке не остаётся и следа. 7.  Здоровьесберегающему уроку характерен определенный психологический климат урока. Он должен быть благоприятный как для педагога, так и для обучающегося. Во время урока   необходимо   создать   доброжелательную   атмосферу   взаимодоверия,   поддержки   и успешности,   должны   преобладать   положительные   эмоции,  спокойная   интонация   речи, внимание   к   каждому   мнению   ученика,   тактичное   исправление   допущенных   ошибок, поощрение.  Необходимо   избегать   стрессовых   и   напряженных   ситуаций.   Залог эффективности   урока   с   позиций   здоровьесбережения   –   создание   ситуации   успеха   для каждого учащегося.  Студенты должны входить в  кабинет  не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием приобрести багаж новых знаний. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.  8. Педагог должен уметь снять эмоциональное напряжение  на уроке. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана,   показать   практическую   значимость   изучаемой   темы,   побудить   к   активизации самостоятельной познавательной деятельности.  Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ или форм проведения   занятий,   которые   вызывают   неизменный   интерес   у   студентов,   одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.  К   числу   здоровьесберегающих   технологий   следует   отнести:   технологии   личностно­ ориентированного   обучения,   технологии   проектной   деятельности,   дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения Педагогу в организации и проведении  урока необходимо учитывать: 1) обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность   освещения   класса   и   доски,   наличие/отсутствие   монотонных,   неприятных звуковых раздражителей и т.д.; 2)   число   видов   учебной   деятельности:   опрос   учащихся,   письмо,   чтение,   слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.   Норма   –   4­7   видов   за   урок.   Частые   смены   одной   деятельности   другой   требуют   от учащихся дополнительных адаптационных усилий; 3)   среднюю   продолжительность   и   частоту   чередования   различных   видов   учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7­10 минут; число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех; 5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10­15 минут; 6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества   и   т.д.);   активные   методы   (ученики   в   роли   учителя,   обучение   действием, обсуждение   в   группах,   ролевая   игра,   дискуссия,   семинар,   ученик   как   исследователь); методы,   направленные   на   самопознание   и   развитие   (интеллекта,   эмоций,   общения, воображения, самооценки и взаимооценки); 7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения; 8) позы обучающихся, чередование поз; 9)   физкультминутки   и   другие   оздоровительные   моменты   на   уроке   –   их   место, содержание и продолжительность. Норма – на 15­20 минут урока по 1 минутке из 3­х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения; 10) наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям,   стремление   больше   узнать,   радость   от   активности,   интерес   к   изучаемому материалу и т.п.) и используемые методы повышения этой мотивации; 11)   наличие   в   содержательной   части   урока   вопросов,   связанных   со   здоровьем   и здоровым   образом   жизни;   демонстрация,   прослеживание   этих   связей;   формирование отношения   к   человеку   и   его   здоровью   как   к   ценности;   выработка   понимания   сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.; 12) психологический климат на занятии; 13)   наличие   на   занятии   эмоциональных   разрядок:   шуток,   улыбок,   афоризмов   с комментариями и т.п.;  В конце урока следует обратить внимание на следующее: 14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма ­ не менее 60 % и не более 75­80 %; 15)   момент   наступления   утомления   учащихся   и   снижения   их   учебной   активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы; 16) темп и особенности окончания урока: ­  быстрый   темп,   «скомканность»,   нет   времени   на   вопросы   учащихся,   быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания; ­   спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися; ­   задержка учащихся в классе после звонка (на перемене). Список использованных источников: 1. Методические   рекомендации   по   реализации   здоровьесберегающих   технологий   в образовательном   учреждении   /   Л.А.   Вовк,   С.В.   Салько   –   Омск:   Изд­во   ОМК Росздрава, 2007. – 28 с. 2. Применение   здоровьесберегающих   технологий   в   школе. http://www.specialschool.ru/health/ 3. Кафедра   охраны   здоровья   детей   и   подростков   ПОИПКРО: http://edu.perm.ru/poipkro/val/n­issldey.htm 4. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru

Семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"

Семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"

Семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"

Семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"

Семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"

Семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"

Семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"

Семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"

Семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"

Семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"

Семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"

Семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"

Семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"

Семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"

Семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"

Семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017