Семинар на тему "Ученик – не пассивный наблюдатель и слушатель на уроке, а активный его участник".
Оценка 4.9
Семинары
doc
окружающий мир
Взрослым
23.02.2018
В материалах данного семинара показывается необходимость использования на уроках окружающего мира в начальной школе наблюдений, практических работ, опытов, экскурсий, проектных работ, исследовательской деятельности, потому что у детей , обучающихся в начальных классах преобладает наглядно-действенное мышление. Чтобы лучше понять и запомнить, ребёнок должен сам увидеть, потрогать, понюхать и т. д.
Семинар.doc
«Погружался я в море клевера,
Окружённый сказками пчёл.
Но ветер, зовущий с севера,
Моё детское сердце нашёл.
Призывал на битву равнинную –
Побороться с дыханьем небес.
Показал
дорогу
мне
пустынную,
Уходящую в тёмный лес.
Я иду по ней косогорами
И смотрю неустанно вперёд,
Впереди с невинными взорами
Моё детское сердце идёт.
Пусть глаза утомятся
бессонные,
Запоёт, заалеет пыль…
Мне цветы и пчёлы влюблённые
Рассказали не сказку – быль».
А. Блок.
Удивительна память человеческая. С годами она тускнеет, слабеет. А
вот воспоминания детства остаются яркими и живыми, как будто всё это
случилось совсем недавно. Вот я часто вспоминаю одного удивительного
человека из моего детства – бабушку Марусю, соседку. В молодости была она
трактористкой в колхозе, боевая, задорная. Ловко играла на балалайке и пела
частушки и русские песни. Не угас её задор и к старости: собирала она нас,
всех соседских ребятишек с улицы, и вела в лес, на луга, на реку. Весной – за
диким луком шагали за ней с корзинками; летом – за грибами и ягодами. Да не
просто шли, а слушали её рассказы о целебных травах, деревьях, грибах,
муравьях. Узнавали, где что растёт, от каких болезней помогает. Вечером
кормила нас жареной картошкой (у неё почемуто она была вкусней, чем
дома), садилась на скамейку с балалайкой, пела и играла, а мы, ребята,
плясали и веселились.
Она не была педагогом, эта простая женщина, но сумела научить нас
любить и понимать природу, показала крепкую связь природы и человека и
человека и природы. Как ей это удалось?
Став учителем, я поняла, что неосознанно, интуитивно, сама того не
подозревая, наша бабушка Маруся опиралась на один из важнейших
принципов педагогики – принцип наглядности. Ведь именно он в младшем
школьном возрасте имеет большое значение.
Вопервых, потому что мышление у младших школьников имеет наглядно
образный характер. Вовторых, процесс познания начинается с восприятия единичных чувственновоспринимаемых предметов и явлений. Втретьих, даёт
возможность учить детей целенаправленно наблюдать многообразие
предметов и явлений и в словесной форме описывать результаты своих
наблюдений. На основе этого у детей формируются представления о
предметах и явлениях, после чего можно формировать понятия. Исходя из
этого, можно утверждать, что наглядность способствует развитию мышления
учащихся от конкретнообразного к абстрактному, способствует лучшему
усвоению теоретических знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью,
повышает интерес к знаниям и делает процесс усвоения знаний более лёгким,
способствует их прочности.
Александр Яковлевич Герд придавал большое значение опытам в
процессе обучения. Он писал: «Все реальные знания приобретены
человечеством путём наблюдений, сравнений, опытов, путём расширяющихся
выводов и обобщений. Только таким путём, а не чтением статей могут быть с
пользой переданы эти знания детям».
Поэтому я в своей работе очень широко использую и опыты, и
практические работы не только на уроках окружающего мира, но и на уроках
по другим предметам. Ребёнок – это маленький «Фома неверующий», который
не поверит и не поймёт, пока САМ не потрогает, не понюхает, не подвигает.
Пассивный наблюдатель и слушатель унесёт с урока только маленькую толику
того, что хотел дать ему учитель. Активный же наблюдатель и слушатель, как
губка, впитает в себя всю необходимую информацию. Считаю, что эта работа
начинается уже на этапе подготовки к уроку, когда я привлекаю детей к
заготовке необходимого оборудования (заготовить песок и глину, наморозить
лёд, собрать листья, прорастить семена и т. д.). Ведь одно из важных
требований к оборудованию – его достаточность. Кроме того, достигается
ещё одна цель – воспитывается аккуратность и ответственность у детей, что
немаловажно в наше время. От подготовки оборудования зависит
правильность проведения самого урока, наблюдений на уроке, беседы при
овладении детьми новыми знаниями.
К. Д. Ушинский писал: «Чем больше наших органов чувств принимает
участие в восприятии какогонибудь впечатления или группы впечатлений,
тем прочнее эти впечатления ложатся в нашу механическую память, вернее
сохраняются и легче потом вспоминаются». Поэтому я глубоко убеждена в
том, что следует применять такое оборудование, которое затрагивало бы как
можно больше чувств, не только зрение и слух, а по возможности и вкус с
обонянием, так как без ощущений нет чувственного восприятия, а
развивающееся мышление даёт возможность воспринимать действительность
более глубоко и всесторонне. Практические работы и опыты провожу не
только на этапе изучения нового материала, как подтверждение, иллюстрация
к рассказу или объяснению, но и для создания проблемной ситуации на уроке,
при проверке домашнего задания, так как это даёт возможность избежать
формализма в знаниях детей, повышает интерес к изучаемому предмету. В результате своей работы, убеждаюсь в том, что переоценить значение
опытов и практических работ для совершенствования учебного процесса
трудно, необходимо к этому относиться творчески.
технологии:
педагогические
Я, как учитель начальных классов, активно использую на своих уроках
современные
информационно
коммуникационные, уровневой дифференциации, игровую, критического
мышления; интерактивные методы, видео и компьютер. Формировать
ключевые компетентности учащихся мне помогают различные способы
организации работы класса – это организация исследовательской
деятельности на уроке и вне урока, проблемное изложение учебного
материала, создание условий для повышения эмоциональной настроенности
уроков. Но какую бы технологию я не использовала, какой бы способ
организации класса не применяла, я всегда верна своему убеждению: «Ученик
– не пассивный наблюдатель и слушатель на уроке, а активный его участник».
Семинар на тему "Ученик – не пассивный наблюдатель и слушатель на уроке, а активный его участник".
Семинар на тему "Ученик – не пассивный наблюдатель и слушатель на уроке, а активный его участник".
Семинар на тему "Ученик – не пассивный наблюдатель и слушатель на уроке, а активный его участник".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.