Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации"
Оценка 4.9

Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации"

Оценка 4.9
Педсоветы +1
docx
администрации
Взрослым
05.04.2017
Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации"
Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации" рассматривает ряд вопросов и описывает собственный опыт по внедрению инноваций в образовательном учреждении: Понятие и сущность инновации в образовании (понятие «инновация», «инноватика», « педагогическая инновация», «новация») инновация в МОБУ «Новосергиевская СОШ №1»Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации"
инновации в образовании Назарова Е.Э..docx
Назарова Евгения Эдуардовна, преподаватель­организатор ОБЖ МОБУ «НСОШ №1», п. Новосергиевка Содержание 1. Понятие и сущность инновации в образовании………………………3 2. Инновация в МОБУ «Новосергиевская СОШ №1» ………………….5 Список используемой литературы…………………………………...10 2 1. Понятие и сущность инновации в образовании Нововведения,   или   инновации,   характерны   для   любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом   изучения,   анализа   и   внедрения.   Инновации   сами   по   себе   не возникают,   они   являются   результатом   научных   поисков,   передового педагогического   опыта   отдельных   учителей   и   целых   коллективов.   Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Понятие   «инновация»   в   переводе   с   латинского   языка   означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры   в   другую.   В   начале   XX   века   возникла   новая   область   знания, инноватика ­   наука   о   нововведениях,   в   рамках   которой   стали   изучаться закономерности   технических   нововведений   в   сфере   материального производства.   Педагогические   инновационные   процессы   стали   предметом специального   изучения   на   Западе   примерно   с   50­х   годов   и   в   последнее двадцатилетие в нашей стране. Применительно   к   педагогическому   процессу   инновация   означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80­х годов  XX  века.   Именно   в  это   время   в  педагогике   проблема   инноваций   и, соответственно,   её   понятийное   обеспечение   стали   предметом   специальных исследований.   Термины   «инновации   в   образовании»   и   «педагогические инновации»,   употребляемые   как   синонимы,   были   научно   обоснованы   и введены в категориальный аппарат педагогики. 3 Педагогическая   инновация   ­   нововведение   в   педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности [4]. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии   содержания   и   организации   нового.   В   целом   под   инновационным процессом   понимается   комплексная   деятельность   по   созданию   (рождению, разработке),   освоению,   использованию   и   распространению   новшеств.   В научной   литературе   различают   понятия   «новация»   и   «инновация».   Для выявления сущности этих понятий составим сравнительную табл.1. Таблица 1.   Понятия «новация» и «инновация» Критерии Новация Инновация Частный Масштаб целей и  задач Методологическое обеспечение Научный контекст Относительно легко  В рамках существующих  теорий вписывается в  Системный Выходит за рамки существующих теорий Может вызвать ситуацию  непонимания, разрыва и  существующие «нормы»  понимания и объяснения конфликта, поскольку  противоречит принятым  Экспериментальный  (апробирование частных  нововведений) Ограниченный по  масштабу и времени «нормам» науки Целенаправленный поиск и  максимально полное стремление  получить новый результат Целостный, продолжительный Информирование  Проектирование новой системы  Характер  действий  (качество) Характер  действий  (количество) Тип действий деятельности в данной практике субъектов практики,  передача «из рук в руки»  локального новшества 4 Реализация Апробация, внедрение  Проращивание, культивирование  Результат,  продукт Новизна как управленческий ход  (сверху или по  (изнутри), организация условий и пространства для  договорённости с  администрацией) Изменение отдельных  элементов в  существующей системе Инициатива в действиях,  рационализация,  соответствующей деятельности Полное обновление позиции  субъектов практики,  преобразование связей в системе  и самой системы Открытие новых направлений  деятельности, создание новых  обновление методик,  изобретение новой  технологий, обретение нового  качества результатов  Последствия методики Усовершенствование  деятельности Возможно рождение новой  прежней системы,  рационализация её  функциональных связей практики или новой парадигмы  исследований и разработок Итак, новация ­ это именно средство (новый метод, методика,  технология, программа и т.п.), а инновация ­ это процесс освоения этого  средства. Инновация ­ это целенаправленное изменение, вносящее в среду  обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из  одного состояния в другое. 2. Инновация в МОБУ «Новосергиевская СОШ №1» Очевидные   и   часто   неоднозначные   преобразования   в   образовании, происходящие   в   Российской   Федерации   в   последние   годы,   на   наш   взгляд слабо учитывают необходимость коренного изменения технологий обучения в 5 этом   процессе   и   игнорируют   важность   этого   направления   развития образования.   Вместе   с   тем,   именно   существенное   изменение   технологий обучения должно стать одним из ключевых элементов в развитии образования. Поэтому, тема инновации МОБУ «Новосергиевская СОШ №1»: «Внедрение в образовательный   процесс   проектной   деятельности»   актуальна   в настоящее   время.   Механизм   введения   основан   на     разрушение традиционной  классно­урочной системы: внедрение метода проектов, где усвоение   знаний   происходит   на   основании   вовлечения   ученика   в   процесс исследования. Центральными процессами нового образования станут коммуникация и технологии   интеллектуальной   деятельности,   направленные   на   решение актуальных   проблем,   а   высшей   формой   образовательной   деятельности   – стратегическая   проектная   и   командная   работа.   В   такой   системе   меняется традиционная   роль   преподавателя,   которая   должна   быть   дополнена организаторами   коммуникации, экспертами, руководителями проектной работы.    отраслевыми   и   технологическими На   сегодняшний   день   современное   общество   нуждается   не   в стандартной личности, а в индивидуальности, поэтому целью современного подхода   к   обучению   является   становление   индивидуальной   личности, добросовестного   гражданина,   и   главное,   человека,   который   способен самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы [6].  Принятый сравнительно недавно Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» гласит, что содержание образования, являющееся одним из определяющих факторов прогресса общества в экономическом и   чтобы   обеспечить социальном   направлении, самоопределение   личности,   создать   условия   для   ее   развития   и   ориентировано   то, самореализации, развивать общество, укреплять и совершенствовать правовое, социальное,   демократическое   государство.   В   связи   с   вышеизложенными 6 требованиями   к   содержанию   современного   обучения   и  образования   можно выделить следующие подходы к технологизации процесса обучения. Первый – личностно­ориентированный   подход,  целью   которого   является   обеспечение условий   для   развития   личности.   Главным   действующим   лицом   всего образовательного   процесса   в   данном   подходе   является   обучающийся,   при этом   учитель   (педагогический   работник)   в   большей   мере   исполняет   роль помощника в развитии личности, нежели служит источником информации и контролером.  Формирование   основ   проектной   деятельности,   элементов   проектной культуры   является   одной   из   основополагающих   задач   современного   этапа развития системы образования. Исследования многих педагогов (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, П.С. Лернер, В.Д. Симоненко, В.М. Монахов и др.) показали, что актуальность обучения методом проектов на современном этапе развития обусловлена   возможностью   интегрирования   в   целостный   образовательный процесс.  В процессе реализации проектного обучения обучающиеся овладевают не   только   базовыми   навыками,   знаниями   и   умениями,   но   и   всесторонне развиваются   как   личности,   а   также   приобретают   опыт   самообразования   и саморазвития. Проектное   обучение   развивает   одну   из   самых   важных   в   социальном взаимодействии компетенций – навыки групповой работы, что является одним из   самых   слабых   навыков   обучающихся   в   России.   Поскольку   навыки групповой работы являются важным компонентом  практически всех  видов деятельности   человека,   то   их   формирование   необходимо   осуществлять целенаправленно   в   процессе   обучения   на   любой   его   ступени.   Это   требует наличия   специальных   организационных   мероприятий   и   педагогического воздействия на процесс становления навыков коллективного взаимодействия, 7 как   факторов   развития   готовности   обучающегося   к   активной   адаптации   в социуме и профессиональной успешности. Для   эффективного   формирования   навыков   проектной   групповой работы в МОБУ «НСОШ №1» созданы и улучшаются учебно­мотивационное, воспитательное   и   развивающее   пространство.   Учебное   пространство обеспечивает   преимущественно   формирование   когнитивного   компонента. Мотивационное   пространство   обеспечивает   формирование   мотивационного компонента и включает в себя различные формы коммуникации и внешней   Воспитательное   пространство оценки   деятельности   обучающихся. целесообразно   определять   как   совокупность   окружающих   обучающихся социально­ценностных   и   значимых   ситуаций,   обстоятельств,   событий, содействующих   формированию   проектных   компетенций.   Развивающее   способствующую пространство   включает   в   себя   деятельность, стимулированию   познавательной   активности   обучающихся,  посредством   их участия в работе над коллективными проектами.  Работа над проектами начинается уже в начальной школе. Учащиеся совместно   с   родителями   или   самостоятельно   создают   проекты   (например,   где   они   презентуют курс   окружающий   мир   «Мой   посёлок», достопримечательности своего поселка с использованием ИКТ). В 2016­2017 учебном году, в соответствии с учебным планом,  предоставляется на выбор проект по одному  учебному  предмету.  С 2015­2016 учебного года обучающиеся 5­6 классов, в соответствии с учебным планом,  выбирают  проект по одному  учебному  предмету, который защищают в конце учебного года перед созданной комиссией. Учащиеся   старших   классов   работают   в   проектах   социальной направленности совместно с администрацией и   педагогами школы. Проект «Бумеранг   Добра»   направлен   на   воспитание   толерантности   у   учащихся   к 8 людям с ограниченными возможностями здоровья, другой национальности и т.д. Социальный   проект   «Волонтеры   Победы»   направлен   на   сохранение национальных традиции, воспитание патриотизма среди молодежи, уважения к ветеранам ВОв, оказание помощи нуждающимся и т.д. Механизм внедрения проекта состоит из этапов:        сформулирована цель предстоящих действий; намечены основные этапы; определены результаты каждого этапа в виде задач; установлены сроки выполнения проекта; определены исполнители, распределены функции каждого; намечены источники средств  для достижения цели; определена форма отчетности по результатам проекта.   Таким   образом,   в   основе   метода   проектов   при   обучении   лежит развитие, в первую очередь, познавательных интересов, а реализация проекта всегда   предполагает   наличие   конкретного   значимого   результата,   который применим на практике. Практическая направленность проектов очень важна, так   как   учащиеся   могут   использовать   свои   разработки   в   будущей профессиональной деятельности. 9 Список используемой литературы: 1. Анисенко А.В., Бурлакова Ю.В. Факторный анализ выбора профессии абитуриентами // Инновационные технологии управления: сборник статей по  материалам II Всероссийской научно­практической конференции  (Нижегородский государственный педагогический университет им. К.  Минина). – Нижний Новгород, 2015. С. 133­135.  2. Егоров Е.Е., Васильева Л.И. Некоторые проблемы повышения  качества управления образовательной организацией // Современные научные  исследования и инновации. 2014. №12­2 (44). С. 227­231.  3. Егоров Е.Е., Васильева Л.И. Разделение педагогического труда в  школе: предпосылки и последствия // Современные научные исследования и  инновации. 2015. №7­4 (51). С. 102­106.  4. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку –  Минск, 2003.  10 5. Мендель Б.Р. Современные инновационные технологии в образовании  и их применение – Новосибирск, 2013.  6. Минюк Ю.Н. Метод проектов как инновационная педагогическая  технология // Инновационные педагогические технологии: материалы  междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). ­ Казань: Бук, 2014. ­ С. 6­ 8.  7. От проектного вуза к публичной образовательной корпорации:  нестандартные решения 2015 / Составители В.А. Житкова, Е.А. Седых, А.В.  Чанчина / под общей редакцией проф. А.А. Федорова Нижний Новгород:  Мининский университет, 2015. 11

Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации"

Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации"

Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации"

Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации"

Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации"

Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации"

Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации"

Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации"

Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации"

Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации"

Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации"

Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации"

Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации"

Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации"

Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации"

Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации"

Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации"

Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации"

Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации"

Семинар по обобщению опыта "Инновации в образовательной организации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017