Семинар
«Повышение эффективности и качества воспитательной деятельности в образовательной организации: формы, методы, технологии» прошёл на базе
МОУ "Сумпосадская СОШ" Одним из вопросов рассматриваемых на семинаре был вопрос «Воспитательная деятельность учителя в контексте ФГО НОО», говорили о воспитательный потенциал урока, воспитательном результате.
Семинар
«Повышение эффективности и качества
воспитательной деятельности в
образовательной организации: формы,
методы, технологии»
На базе МОУ «Сумпосадская СОШ»
Участник семинара:
Сентюрова
Светлана Николаевна
Учитель начальных
классов
МКОУ СОШ п. Валдай
13.12.17 г.
План
• 1. «Воспитательная деятельность учителя в
контексте ФГО НОО». Курсы 11.10.17-
15.10.17. Интересные моменты:
• - карта наблюдений воспитательной
составляющей на уроке
• - личностные, метапредметные
результаты в развитие обучающихся
• - мотив «Избегание неудач» (стратегия и
приёмы)
• - мотив «Привлечение внимания»
(стратегия и приёмы)
• 3. Организация рефлексивной деятельности
учащихся в образовательном процессе ФГОС
НОО (стандарты второго поколения) Мастер –
класс.
• - показать конкретные варианты проведения
рефлексии на уроках
• 4. Формы, методы и технологии
воспитательной деятельности в МКОУ СОШ п.
Валдай
• 1 – 4 кл. Из опыта. Презентация.
«Воспитательная деятельность учителя в
контексте ФГО НОО». Курсы 11.10.17-
15.10.17.
Руководитель курсов: Макарова Елена
Дмитриевна.
1. Воспитательный потенциал урока.
(Максимова Н. Д.)
Знаю + Всё могу = Владею
Самоопред
Системно – деятельностный подход.
Ценностн
еление
УУД
(внутрення
я
Смыслообразова
ние мотивации
Личностные
морально
ые и
–
(учебная,
социальная)
Ради чего я
а)
ние,
позиция,
самоуваже
учусь?
самооценк
этические
(на основе
децентра
ции)Видет
ь мир по –
разному.
Марина Битянова, кандидат психологических наук
Не вещи, а открытие – ценности (ценностное
измерение) –
отношение – ключевые слова в воспитательном
процессе.
Программа воспитания создана и
экспериментально проверена в
Московском Институте Открытого
Образования
Составитель программы воспитания
проф. Щуркова Надежда Егоровна
Цель воспитания – личность,
способная
строить жизнь, достойную
Человека.
Содержание Программы
воспитания
Школьник начального
образования (младшеклассник
(2-4 класс)
Младший подросток (5-6
класс)
Старший подросток (7-8 класс)
Ранняя юность (9-10 класс)
Выпускник школы (11 класс)
«Знания ценностны лишь в процессе достижения тайн жизни и
возможности
обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы».
Обратите внимание
Воспитательный результат – это те духовно – нравственные
приобретения,
которые получил школьник вследствие участия в той или
иной деятельности.
Осенний праздник
3 класс 2016-2017 уч. Г.
Мы хотим ответственности со стороны ученика ?!
Без свободы выбора не будет!
Самоопределение отражено в словах «ХОЧУ САМ!»
«ХОЧУ САМ» может получиться
- из подражания
- в диалоге (сам, а я помогу)
так?)
Критерии самообразующего
диалога
2. Выявление оснований отношения. (Как относишься и почему
1.Вопросы на смысл. (Зачем тебе это нужно)
3. Вопросы обращения. ( Что ты видишь? Как ты относишься?)
4. Ответы от собственного лица. (Я думаю…, понимаю под этим…,
это мне нужно для… .)
Вопросы на обнаружение и формулирование
смыслов.
Направляющие вопросы
. Что привлекает твоё внимание?
. Какие эмоции вызывает у тебя…?
. Что запомнилось больше всего?
. Какие мысли вызывает у тебя…? И др.
Уточняющие вопросы
.Правильно ли я понимаю, что …
.Почему…
.То есть …
Людмила Некрасова:
«Мне нравится нынешнее
поколение детей»
Учитель биологии — о волшебстве, которое рождается
на уроках.
«Настроить ребёнка против школы несложно. Для этого
Г. Новосибирск
требуется сначала как следует настроиться самим
родителям. И тогда многие приёмы и подходы начнут
работать сами по себе, без специально прилагаемых
4 причины, почему мне не скучно
усилий».
работать в школе
1. Я не доросла до скуки
2. Не бывает одинаковых классов
3. Есть какое-то волшебство
4. Педагогам не дают скучать
«У нас же особенно не заскучаешь. У нас же
реформы. У нас инновации, новые
стандарты и модернизация.
Профессиональный стандарт педагога
внедряют. Вроде бы скоро начнут проверять
нас на соответствие. Вот и взбодримся.
А то правила аттестации на категорию уже
Карта наблюдений
воспитательной
составляющей на уроке
Метапредметные результаты освоения основной
образовательной программы начального
общего образования должны отражать:
овладение познавательными универсальными учебными действиями
овладение умениями работать с информацией
овладение регулятивными учебными действиями
овладение коммуникативными универсальными учебными действиями
овладение умениями участвовать в совместной деятельности
Мотив
«Привлечение
внимания»
Черненков Валерий Иванович.
Кандидат филологических наук
Учитель русского языка и литературы
Строить технологию своего урока – значит находиться в
деятельностной, а не ЗУНовской образовательной парадигме.
Сейчас учебная деятельность, а не учебно-воспитательная.
На уроке мы учим, а не воспитываем. Учим оценивать, высказывать
своё мнение .
На уроке не может быть воспитательного результата, на уроке –
воспитательный эффект. Воспитательный эффект через УУД.
Нельзя убрать УУД с урока. УУД определяют характер заданий.
Актуальными образовательными технологиями для
решения задач, формулируемых Федеральным
образовательным стандартом, являются (из
материалов федерального оператора ПНПО):
технологии развивающего обучения;
коллективная система обучения (КСО);
технология решения исследовательских задач
исследовательские и проектные методы;
технология модульного и блочно-модульного
(ТРИЗ);
обучения;
технология «дебаты»;
технология развития критического мышления;
лекционно-семинарская система обучения;
технология использования в обучении игровых
методов: ролевых, деловых и других видов
обучающих игр;
обучение в сотрудничестве;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
система инновационной оценки «портфолио»;
технологии интерактивного и дистанционного
обучения.
Что следует включить в понятие «профессионализм
современного учителя»»?
1) Умение отбирать учебный материал.
2) Определять его обучающие и воспитывающие возможности.
Логические
-анализ
-сравнение
-установление причинно-
Следственных связей
-освоение системы понятий
(потому что….)
Познавательны
е УУД
Общеучебные
(поиск необходимой
информации в словарях,
энциклопедиях и др.)
Базовая способность – МЫШЛЕНИЕ.
В материалах, сопровождающих
ФГОС
(в частности, в Примерной основной
образовательной программе
образовательного учреждения),
констатируется, что внеурочная
деятельность организуется по направлениям
развития личности (спортивно-
оздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное)
Формы:
экскурсии, кружки, секции, круглые столы,
конференции, диспуты, школьные научные
общества, олимпиады, соревнования,
поисковые и научные исследования,
общественно полезные практики и т.д.
Огонёк «Прощай, 3 класс!»
2016 -2017 уч. год