Семинар-практикум для педагогов по теме: «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Оценка 5

Семинар-практикум для педагогов по теме: «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Оценка 5
Семинары
doc
психологическая работа +1
Детсад
21.02.2018
Семинар-практикум для педагогов по теме:  «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Семинар-практикум для педагогов направлен на выявление признаков домашнего насилия в семьях детей дошкольного возраста. Так как в последнее время насилие над детьми со стороны родителей, к сожалению, стало неотъемлемой чертой современной семьи. На семинаре практикуме педагоги ознакомятся с видами насилия и научатся определять признаки насилия и оказывать помощь детям дошкольного возраста, повергшимся насилию.Семинар направлен на выявление и оказание своевременной помощи детям, подвергшимся домашнему насилию
Семинар - Признаки выявлен.doc
Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Золотой ключик» г.Волгодонска «Дети – будущее каждого народа, каждого государства. И от того, как мы о них позаботимся, зависит завтрашний день всего общества» СЕМИНАР­ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ:  «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»                                                                                  материал подготовлен                                                                                   педагогом­психологом                                                                                   высшей категории ­                                                                                        Бондарь Еленой Михайловной г. Волгодонск         Антология мудрости  Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.                                                                                                                                          /Жан Жак Руссо/  Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно  тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.                                                                                                                /Эрма Бомбек/    Когда слово не бьет, то и палка не поможет.                                                                /Сократ/.  “Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть” \ПатрикО’Рури\  В.А.Сухомлинский   неоднократно   подчеркивал,   что  современных   детей   нужно воспитывать только добром, только лаской. Дети – во всех смыслах – наше будущее. А семья – это естественная среда обитания ребенка.   Для него очень важно знать, что в лице взрослого он всегда найдет   защиту и любовь, понимание и заботу.    «Мой   дом   –   моя   крепость» ­   гласит   известная   поговорка.   В   идеальном представлении   дом   –   это   место,   в   котором   можно   укрыться   от   любой   опасности окружающего   мира,   в   котором   всегда   можно   получить   помощь   и   поддержку.   Но действительность показывает нам другое. Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля   и   внушение   страха. Насилие   в   семье   ­   это   вид   отношений   между   близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой­либо ущерб. К   сожалению,   действительность   такова,   что   родной   дом   оказывается   порой   более опасным, чем улица. Именно собственный дом для многих детей является тем местом, где под угрозу ставится не только их психическое и физическое здоровье, но и сама жизнь. Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в современной России ­ одна из самых острых и актуальных.  Насилие над детьми со стороны родителей, к сожалению, в последнее время стало неотъемлемой чертой современной семьи.            В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и армия беспризорных и безнадзорных детей. По данным российской статистики:  насилие, в той или иной форме, совершается в каждой четвёртой российской семье;  около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно избиваются родителями;  более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье;  25 тысяч из них находятся в розыске;  около 2 тысяч детей ежегодно сводят счеты с жизнью;  около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются  у родителей  без такого лишения, поскольку  нахождение  ребенка  в семье представляет угрозу его жизни и здоровью,  80% случаев – дети попадают в приюты и детские дома из­за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создаёт реальную угрозу их жизни и здоровью.  По данным статистики, в России в 2010 г. от насилия в семьях пострадало 100 227 детей. 1684   ребенка   были   убиты,   3161   —   искалечен,   2386   детям   был   причинен   тяжкий   вред [Данные   Детского   фонда   ООН,   Зачастую   преступления   против несовершеннолетних совершают близкие им люди: матери, отцы, отчимы, друзья семьи.   2011   г.]. По   статистике,   в   мире   ежегодно   около   10   млн   детей   становятся   свидетелями домашнего   насилия,   около   40   млн   детей   подвергаются   жестокому   обращению. Самоубийство   является   третьей   по   статистике   причиной   смерти   среди   подростков, подвергшихся  насилию, по всему миру. По оценкам ЮНИСЕФ, 2  млн детей  погибли в результате семейных конфликтов в течение последних 10 лет, а 6 млн получили травмы и стали инвалидами. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ДОКУМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Право   –   это     совокупность     устанавливаемых     и     охраняемых     государственной властью  норм  и  правил,  регулирующих  отношения  людей  в  обществе. Благодаря   праву   человек   получает   возможность   не   только   что­либо   делать, действовать,  поступать  каким – либо  образом,  но  и  требовать  соблюдения  своих  прав. Можно выделить три уровня законов, регулирующих права ребёнка. 1­ й уровень: • Декларация   прав   ребенка  (принята   ООН   20.11.1959   г.).   Декларация   ­ «провозглашение»: в отличие от Конвенции, актов носит не столько законодательный ха­ рактер, сколько характер нравственного ориентира. • Конвенция   о   правах   ребёнка  (принята   ООН   20.11.1989   г.);   другие   документы, принятые рядом стран. 2 ­й уровень: • Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.) • Гражданский, Уголовный и Семейный кодексы РФ  3­й уровень: Федеральный   закон   «Об   основных   гарантиях   прав   ребёнка   в   Российской Федерации» (от 24.07.1998 г.). Закон об образовании (№ 273 – ФЗ от 29.12.12) Государственная   программа  Российской   Федерации   "Развитие   образования"   на 2013­2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792­р) Основным правовым документом, защищающим ребенка от жестокого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка. Анализ текста Конвенции позволил ученым подсчитать, что общее число прав ребенка, охватываемых   этим   международным   документом,   составляет   тридцать   восемь,   а   затем выделить права, с соблюдением которых ребенок непосредственно  сталкивается в процессе получения им образования.  К ним относятся:  Конвенция ООН о правах ребёнка  даёт развёрнутое содержание понятия «жестокое обращение» и определяет меры зашиты (ст. 19), а также устанавливает ответственность го­ сударства: • за обеспечение в максимально возможной степени выживания и здорового развития ребёнка (ст. 6); • за защиту от произвольного или незаконного вмешательства в осуществление права ребёнка на личную жизнь, от посягательства на его честь и репутацию (ст.16); • за обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24); • за   признание   права   каждого   ребёнка   на   уровень   жизни,   необходимый   для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27) • за защиту ребёнка от всех форм сексуальной эксплуатации (ст.34); • за защиту ребёнка от жестокого обращения (ст. 37); • за помощь ребёнку, явившемуся жертвой любых видов жестокого обращения (ст. 39).  Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность: • за   совершение   физического   и   сексуального   насилия,   в   том   числе   и   в   отношении несовершеннолетних (ст. 106­135); • за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150­157). Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды   физического   и   сексуального   насилия   над   детьми,   а   также   по   ряду   статей   ­   за психическое   насилие   и   за   пренебрежение   основными   потребностями   детей,   отсутствие заботы о них. Примеры:  ст. 110 (доведение до самоубийства);  ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью),  ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью),  ст.113   (причинение   тяжкого   или   средней   тяжести   вреда   здоровью   в   состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью),  ст.116 (побои),  ст.117 (истязание),  ст.   118   (причинение   тяжкого   или   средней   тяжести   вреда   здоровью   по неосторожности), ст. 131 (изнасилование);  ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.  ст. 132 (насильственные действия сексуального характера);  ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера),  ст.   134   (половое   сношение   и   иные   действия   сексуального   характера   с   лицом,   не достигшим четырнадцатилетнего возраста);  ст. 135 (развратные действия)  ст.125 (оставление в опасности);  ст.124 (неоказание помощи больному);  ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),  ст.   157   (злостное   уклонение   от   уплаты   средств   на   содержание   детей   или нетрудоспособных родителей)  Семейный кодекс РФ гарантирует: • право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54); • право   ребёнка   на   защиту   его   законных   интересов   и   обязанности   органа   опеки   и попечительства принять меры в случае нарушения его прав (ст. 56); при этом предусмотрены: • лишение родительских прав как мера защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69); • немедленное отобрание ребёнка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни и здоровью (ст. 77).  Закон РФ «Об образовании»:  утверждает   право  детей,  обучающихся   во  всех  образовательных  организациях,  на «уважение их человеческого достоинства» (ст.5).   предусматривает   административное   наказание   педагогических   работников   за допущенное   физическое   или   психическое   "насилие   над  личностью   обучающегося   или воспитанника" (ст.56) ;  Закон РК «О защите прав детей»:  «Жестокое   обращение   с   детьми,   физическое   и   психологическое   насилие   над   ними запрещены» (ст. 14). Домашнее   насилие  ­   осознанное   поведение   человека,   с   помощью   которого   он добивается   абсолютного   повиновения   и   контроля   над   детьми.  В   будущем   модель поведения родителей, станет стандартом поведения ребенка.  Например, если  его родители применяли физическое наказание, то став взрослым, он тоже будет использовать ремень в своей семье.  Насилие со стороны близкого человека, в котором ребенок всегда пытается   найти   опору   и   поддержку,   наносит   большой   психологический   и   физический ущерб. В этом случае нарушается  основной принцип семьи  ­ безопасное существование любого   ее   члена.  Насилие,   направленное   против   ребенка,   порождает   агрессию, воспитывает   жестокость,   а   значит,   воспроизводит   новых   насильников. Пренебрежение, психологическое насилие над детьми уводит детей в уличную микросреду, которая способствует еще большему отдалению родителей и детей. По мнению ученых и   психологов, в развитии ребенка есть периоды, наиболее часто провоцирующие насилие со стороны родителей.  Такими периодами ученые считают дошкольный и подростковый период. Именно в эти периоды   своего   развития   дети   провоцируют   насилие   физическое,   психологическое, эмоциональное   отвержение.   Период   первой   социализации,   первой   организации   в дошкольные   учреждения,   когда   дети   впервые   остаются   надолго   без   мамы,   приводит   к преобладанию   в   эмоциональных   переживаниях   страха,   тревоги,   гнева.   Дети   становятся менее адаптивными к новым условиям, вызывая у незрелых, педагогически безграмотных родителей неприятие, агрессию, провоцируя насилие.  Невозможность   получать   помощь   от   собственных   родителей   лишает   ребенка способности к поиску помощи и взаимоотношениям с людьми. Очень   важным   отличием   жертв   насилия   в   детстве   во   взрослой   жизни   является неспособность   справляться   с   проблемами,   а   также   искать   и   получать   помощь   от окружающих людей. Родительская   жестокость   распространяется   чаще   на   детей   ­   инвалидов,   детей дошкольного возраста, т.е. на более слабых, более уязвимых не только физически, но и психически. Жестокое обращение с детьми: что это такое? «Проблемные   родители»   ­   не   вина   ребенка,   а   его   беда   и   несчастье.   Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, которыми   взрослые   калечат   ребенка,   это   унижение,   издевательства,   различные   формы пренебрежения,   которые   ранят   детскую   душу   и  наносят   ущерб   физическому   или психическому здоровью ребенка. Жестокое   обращение   в   детстве   делает   людей   социально   дезадаптированными,   не умеющими   создать   семью,   быть   хорошим   родителем.   Опасное   социальное   последствие насилия – дальнейшее воспроизводство жестокости. Жестокое обращение с детьми могут допускать   не   только   родители   (но   и   другие   члены   семьи),   опекуны,   попечители, воспитатели  и т.д.  Хотелось бы, чтобы вы вспомнили и назвали, какие вы знаете виды домашнего   насилия?  (ответы   педагогов).  Молодцы,   правильно,   а   теперь   давайте рассмотрим   каждый   из     названных   видов   более   подробно   и   постараемся   понять,   чем насилие опасно для детей. Различают четыре основных формы жестокого обращения с детьми: 1. Эмоциональное (психологическое) насилие. 2. Физическое насилие. 3. Сексуальное насилие. 4. Пренебрежение (заброшенность, беспризорность). 1. Психологическое или эмоциональное насилие ­ это поведение взрослых, вызывающее у детей страх;  ­ это психологическое давление в унизительных формах (оскорбление);  ­ это обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов;  ­ это эмоциональное отвержение ребенка;  ­ это совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к близким для него  людям.  Эмоциональное, словесное насилие ­ этот вид насилия чаще всего распространен в реальной   жизни.  Многие   даже   не   воспринимают   его   как   насилие.   Такое   насилие выражается в бранных словах, крике, угрозах, повышений голоса. Это происходит, когда человек   использует   слова,   унижающие   личность   и   достоинство   другого   человека.   Это вызывает  страх в  человеке, заставляет  его  молчать,  а  значит  человек,  осуществляющий насилие, может чувствовать себя спокойно и безопасно. Выделяют 6 форм поведения родителей, приводящих к эмоциональному насилию: 1. Отказ родителей от детей. 2. Изоляция детей: а) эмоциональная, б) физическая. 3. Запугивание. 4. Постоянные оскорбления. 5. Игнорирование. 6. Развращение детей. Психологическое насилие ­ этот вид насилия проявляется в оскорблении и унижении человеческого достоинства, запугивании, угрозах, изоляции, например, при запирании кого­ то в маленьком и темном помещении, когда не дают еды и питья, связывают или оставляют ребенка одного, несмотря на то, что он боится оставаться один или в силу своего ма­ ленького возраста не может быть один и нуждается во взрослых.        Психологическое   насилие   вредит   развитию   потенциальных   способностей   детей, тормозит   интеллектуальное   развитие,   приводит   к   психосоматическим расстройствам.  Дети   становятся   эмоционально   ранимыми,   социально   беспомощными, легко попадают в конфликтные ситуации и чувствуют себя несчастными.  ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Внешние показатели:  Плохая успеваемость;  Задержка физического и умственного развития ребенка;  Существенные недостатки в речевом развитии;  С трудом поддается воспитательному воздействию;  Ночное и/или дневное недержание мочи;  Психосоматические жалобы, такие как головная боль, боль в животе; говорит, что ему «плохо», колет в области сердца и т. д.  Нервно­психические  и  психосоматические  заболевания: неврозы, энурез,  тики,   расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).  Ребенок бежит из дома или после уроков отказывается идти домой;  Ложь,  воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение;   Эмоциональные и поведенческие реакции ребёнка:  Слишком активно ведет себя, мешая другим;   Имеет  странные   привычки   (кусается,  монотонно  раскачивается,  щиплется,  сосет палец и т. д.);   Плохо спит; ночные приступы страха;   Не умеет играть с другими детьми;   Всего боится;  Часто имеет навязчивые идеи;   Эмоциональные   нарушения   в   виде   агрессии,  гнева  (часто обращенных против  самого себя), подавленное состояние, попытки суицида;     Дает истерические реакции;  Или наоборот: заторможен, отрешен, не включается в разговор или  работу;  Эмоционально невосприимчив, равнодушен;  Постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;  «Приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла. Последствия Ежедневные крики в доме, унижающие высказывания, конечно, оставляют глубокий след в психике ребёнка и влияют на формирование его как личности. Личностные особенности ребёнка, подвергающеюся эмоциональному насилию:  Заниженная самооценка;   Низкий уровень самоуважения;   Агрессивность или безразличие;   Чувство одиночества и ненужности;  Небольшой стресс вызывает чувство тревоги и возбуждения. Дети, пережившие позор и унижение в семье, как правило, точно так же будут вести себя со своими собственными детьми. 2. Физическое насилие  ­  это любое неслучайное  нанесение  телесных повреждений ребёнку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим опеку. К физическому насилию относят также случаи, когда родители умышленно не предотвращают возможности причинении телесных повреждений. Общая статистика такова: мальчиков избивают в три раза чаще, чем девочек , 60 % пострадавших ­ дошкольники и 40% ­ школьники. Среди зверски избитых и помещенных в стационар детей 10 % погибают от травм и различных осложнений. Физическое насилие ­  это побои, телесные наказания, которые часто используются в семьях, где родители, не справляясь с воспитанием ребенка, прибегают к крайним мерам и находят  их весьма  эффективными. Физическое  насилие  выражается  в побоях, шлепках, пощечинах и т.д. Побои могут наноситься как рукой, так и с использованием предметов. Этот вид насилия легче всего определить, так как после него у пострадавшего могут быть синяки,   кровоподтеки,   ожоги,   переломы   или   растяжения,   участки   без   волос   на   голове. Иногда может случиться так, что после физического насилия не остается следов: след от пощечины,   шлепка   и   легкого   удушения   быстро   проходит,   а   некоторые   удары   могут   не оставить синяков, но при этом могут пострадать внутренние органы. Практика показывает, что у детей, подвергающихся физическому насилию в семье, страдает не только физическое здоровье. Такие дети отстают в психическом развитии, имеют низкую самооценку, не доверяют взрослым.  Уже в дошкольном возрасте, чтобы избежать наказаний, они становятся  лживыми  и изворотливыми, а свой  гнев в ответ на физическое насилие реализуют, избивая более слабых детей или мучая животных. ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Внешние показатели:  Синяки   и   кровоподтеки   на   теле   в   различной   степени   заживания,   нанесенные шнуром, ремнем, палкой и т. д.  Необъяснимые следы ожогов, как правило, от сигарет на пятках, ладонях, спине и ягодицах.  Ожоги горячим предметом (от зажигалки, сковородки, утюга и т. д.).  Внутренние повреждения (разрыв печени, в результате удара в живот).  Переломы, вывихи или растяжения, главным образом черепа, носа, лица, в разных стадиях заживания.  Наличие на голове участков без волос.  Шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами.  След от руки, следы укусов на коже.  Привлечение к употреблению алкоголя и наркотиков против желания жертвы  Боязнь физического контакта со взрослыми;  Стремление скрыть причину травм;  Плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;  Негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;  Суицидальные попытки.  Санитарно­гигиеническая запущенность;  Отставание в физическом развитии;  Частая вялотекущая заболеваемость;  Антиобщественное поведение, вплоть до вандализма. Эмоциональные и поведенческие реакции у ребёнка:  Ощущает тревогу в общении с взрослыми.  Испытывает чувство вины.  Проявляет крайние формы поведения; или агрессивность, или нежелание общаться.  Боится родителей.  Боится идти домой.  Жалуется, что родители бьют.  Часто смотрит в одну точку, ничего не видя вокруг.  Может долго лежать на одном месте, озираясь вокруг.  Не плачет при осмотре врача.  Путано отвечает на вопросы.  Болезненно реагирует на плач других.  Иногда ведет себя чрезмерно по­взрослому.  Пытается манипулировать другими, чтобы привлечь к себе внимание.  Имеет низкую самооценку.  Необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребёнок ­ теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут).  Побег из дома.  Ношение   неподходящей   к   погодным   условиям   одежды   (чтобы   скрыть кровоподтеки) Чаще всего это происходит в семьях, где:  убеждены,  что физическое наказание является методом выбора для воспитания  детей;   родители  (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;   родители (или один из них) имеют психические заболевания;   нарушен   эмоционально­психологический  климат  (частые  ссоры, скандалы,  отсутствие уважения друг к другу);   родители  находятся  в  состоянии  стресса  в  связи со смертью близких, болезнью,  потерей работы, экономическим кризисом и др.;   родители   предъявляют   чрезмерные   требования  к  детям,  несоответствующие их  возрасту и уровню развития;   дети  имеют  особенности:  недоношенность  в  анамнезе, наличие соматических    или психических   заболеваний;   они   гиперактивны, неусидчивы.  3. Сексуальное насилие над детьми ­ любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Детям, которые   подверглись   в   семье   сексуальному   насилию,   свойственны   подозрительность   и недоверие   к   людям,   поскольку   они   пережили   предательство   со   стороны   родителей. Поскольку   у   них   нет   доверия   к   родителям,   им   трудно   формировать   доверительные отношения и с другими людьми, из­за этого круг их общения сужается. К   сексуальному     насилию    относятся   нежелательные   поцелуи,   нежелательные прикосновения  к   определенным   частям   тела,   насильственный   половой   акт,   а   также вовлечение  детей  в занятия порнографией  и проституцией. Насилие  во время свиданий может рассматриваться одним или обоими партнерами как признак любви или ревности. Некоторые девушки терпят насилие со стороны своих друзей только для того, чтобы все видели, что они с кем­то встречаются. Существует еще один вид сексуального насилия ­ инцест, под которым понимают интимные отношения между близкими родственниками и несовершеннолетними детьми. ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Внешние показатели:  Не обычный или сильный зуд в горле, в интимных местах тела;  Боль во время мочеиспускания, дефекации, а также, когда сидит или ходит;  Ребенок не особенно соблюдает личную гигиену;  Ребенок неловко держит ноги  Порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье.  Трудности при ходьбе и сидении.  Жалобы   на   боль   в   области   половых   органов,   боли   в   животе   непонятного происхождения, головная боль.  Опухоль или раздражение в области половых органов.  Синяки на внешних половых органах.  Кровотечение из половых органов.  Выделение из половых органов.  Гематомы на груди, ягодицах, нижней части живота, бедрах.  Следы спермы на одежде, коже и в области половых органов, бёдер. Характер травм и заболеваний:  Повреждение генитальной, анальной области, в том числе нарушение целостности девственной плевы.  «Зияние ануса».  Заболевания, передающиеся половым путем.  Беременность.  Венерическая болезнь.  Недержание кала («пачкание одежды»), энурез.  Нервно­психические расстройства.  Психосоматические расстройства.  Мочеполовые инфекции и боли в горле. Особенности психического состояния и поведения ребёнка: Дети дошкольного возраста:  Ночные кошмары и нарушение сна.  Встревоженность и страхи.  Регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста).  Несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуально­ агрессивные игры со сверстниками, игрушками или с самим собой.  Открытая мастурбация.  Боится оставаться один с кем­то.  Жалуется взрослым на сексуальные посягательства.  Стремление полностью закрыть свое тело;  Депрессия, низкая самооценка. В поведении Неадекватные возрасту игры с игрушками, с собой или с другими детьми; Наблюдаются попытки ребенка ввязаться во взрослые сексуальные игры; Неадекватные возрасту рисунки людей, на которых явно вырисованы интимные  места тела или есть описания этих мест; Знания ребенка о сексуальных вопросах другие, более сложные; Ребенок неохотно или с необоснованным избеганием идет к родителям; У ребенка повторные жалобы на здоровье без физической причины; Необъяснимые перемены в поведении; Ночные кошмары и нарушения сна; Поведение больше соответствует поведению детей младше; Ребенок не разрешает себя раздеть; Произошла травматическая сексуализация или развитие сексуального поведения  ребенка задержано; У ребенка эмоциональные проблемы; Ребенок ввязывается в деструктивные ситуации; Ребенок рассказывает , что кто – то трогал его за интимные части тела. Распознать   сексуальное   насилие   очень   трудно.   Во­первых,   свидетельства   бывают очень   редко,   во­вторых,   насильник   всегда   отрицает   факт   насилия.   Поэтому  огромное значение для диагностики имеет слово ребёнка. Чаще всего дети не хотят говорить. Причин такого молчания несколько:   Ребёнка запугивали.  Он стыдится говорить об этом.  Его убедили хранить «секрет».  Он считает себя виноватым но всем.  Его убедили, что такие отношения нормальны, и это происходит со всеми. Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:    патриархально­авторитарный уклад;   плохие   взаимоотношения   ребенка  с  родителями,  особенно  с матерью;  конфликтные отношения между родителями;   мать ребенка чрезмерно занята на работе;   ребенок долгое время жил без родного отца;  вместо родного отца ­ отчим или сожитель матери;    мать  имеет  хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;  родители  (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;   родители (или один из них) имеют психические заболевания;  мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п 4. Пренебрежение ­ это форма жестокого обращения с детьми, при которой родителями или опекунами   не   обеспечиваются  элементарные   нужды   ребёнка,   такие,   как   еда,   одежда, образование и забота о здоровье. Пренебрежение   основными   потребностями   ребенка   или   отсутствие необходимой заботы   ­  это  невнимание  к основным нуждам  ребенка в  пище,  одежде, медицинском   обслуживании.   Дети,   обделенные   родительской   заботой,   имеют   задержку физического   и   психического   развития,   испытывают   серьезные   трудности   в   обучении, неразборчивы   в   установлении   дружеских   отношений,   импульсивны,   безответственны, склонны   к   правонарушениям.   В   силу   дефицита   родительской   заботы   они   стремятся привлечь   к   себе   внимание   окружающих   любым   способом   и   попадают   в   конфликтные ситуации. В данном случае речь идёт о семьях, где детей недостаточно кормят или пищу готовят непригодным способом (например, грудным детям дают плохо обработанную, не протертую пищу), где детей одевают не по погоде, где ребёнка игнорируют и не проявляют к нему должного внимания, не заботятся о здоровье ребёнка, не выполняют медицинских рекомендаций, не отдают по возрасту ребёнка в школу, а если он всё­таки начал посещать школу,   практически   не   интересуются   его   успеваемостью,   не   контролируют   посещение школы. ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Внешние показатели и поведенческие реакции пренебрежения:  Очень   худой   или   очень   толстый   ребёнок.   Из­за   неправильного, несоответствующего  возрасту питания ребёнок или не прибавляет в весе, или наоборот   выглядит   очень   толстым.   Может   быстро   прибавлять   в   весе,   пока находится в больнице.  Очень бледный, анемичный ребёнок. Родители не следят за тем, чтобы ребёнок получал все витамины и необходимые для его развития продукты.  Грудной   ребёнок   "ищет   еду"   губами.   Мать   забывает   кормить   или   не   хочет кормить ребёнка; или дает ему пищу, несоответствующую возрасту.  Жадно ест, когда предлагают.  Опрелости   у   грудных   детей,   постоянно   грязный   ребёнок.   Ребёнку   не   меняют пеленки, не моют его, не выполняют элементарные гигиенические требования.  Ребёнок одет не по погоде. В холодную погоду ребёнок ходит без теплой одежды и обуви. Пренебрежение эмоциональными потребностями ребёнка Поведенческие и эмоциональные реакции:  Ребенок не ищет инициаций со стороны родителей. Зная, что родители только раздражаются,   когда   ребёнок   ищет   их   внимания,   он   перестает   просить   у   них помощи и старается как можно реже обращаться к ним.  Неласковый ребёнок. Ребёнок моделирует поведение родителей, которые никогда не проявляют нежных чувств по отношению к нему (не гладят его по голове, не берут на руки, не целуют).  Старается привлечь внимание любого взрослого, виснет на нём. С удовольствием уходит с чужими.  Ребёнок,   испытывающий   чувство   одиночества.   Несчастный   ребёнок.   Ребенок часто находится запертым один дома.  Очень легко заводит друзей среди чужих люде, не боится их;  Антисоциальные действия;  У ребенка в семье роль родителя;  Притворяется более старшим;  Слишком   самостоятельный,   способности   заботится   о   себе   не   соответствуют возрасту;  Часто грустный, печальный;  Низкая самооценка, чувство неполноценности;  Трудности в общении со сверстниками. Пренебрежение поддержанием и восстановлением здоровья ребёнка:  Ребёнка не показывают врачу, когда это требуется по состоянию здоровья, не лечат его.  Отказываются от необходимых процедур, прививок, предписания врачей.  Не проводят обследования ребёнка.  Не вызывают скорую помощь, когда это необходимо. Пренебрежение получением ребёнком образования: Внешние показатели и поведенческие реакции:  Задержка психического развития и речи.  Ребёнок пропускает школу или часто опаздывает.  Ребёнок пропускает школу по причине того, что смотрел за другими детьми.  У   ребёнка   может   быть   "школьный   невроз"   из­за   страха   перед   школой   и отсутствия помощи родителей.  Всегда невыполненные домашние задания.  Родители не бывают в школе и не интересуются успеваемостью ребёнка. Важно подчеркнуть, что домашнее насилие создает условия для процветания насилия   в   обществе.   Взрослея,   бывшие   жертвы   сами   часто   становятся насильниками.  Существуют определённые  признаки выявления насилия в семье с детьми дошкольного возраста. ЧТО   НУЖНО   КАЖДОМУ   РЕБЁНКУ, ПОЛНОЦЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ:   ЧТОБЫ   ВЫРАСТИ   ЗДОРОВЫМ   И  Уважение.   Идеи   вашего   ребёнка   о   том,   что   является   самым   важным,   могут   быть отличными от ваших. Постарайтесь помнить об этом, когда ваш ребёнок хочет сказать вам что­нибудь срочно, даже тогда, когда вы очень заняты.  Физическая забота. Это понятие включает в себя тепло в доме, адекватную одежду и достаточное   количество   еды,   вовремя   сделанные   прививки,   лечение,   обеспечение безопасности ребёнка и т. д.  Похвала   и   призы.   Они   помогут   ребёнку   чувствовать   уважение   к   себе   и   доверие   к взрослым.  Внимание. Слушайте детей, и не только тогда, когда они что­то говорят словами, но и тогда, когда они пытаются показать вам это всем своим поведением.  Доверие. Дайте знать ребёнку, что вы доверяете ему, и что бы ни случилось, вы ему поверите и поможете,  Любовь. Это самое необходимое, в чем нуждается любой человек. Отечеству и обществу нужны крепкие семьи, в которых бы подрастали на радость всем здоровые дети. Дети, знающие материнскую ласку, и отцовский строгий пригляд. Дети,  выросшие в любви и воспитанные в благочестии. Ребёнка нужно не просто любить, этого  мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что  воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится.  Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы  можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась                                Притча ­ Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее? ­ Посмотри, женщина, на виноградную лозу, ­ сказал Хинг Ши. – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает,   а   ты,   потеряв   контроль   над   ее   ростом,   не   дождешься   хороших   и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов. Лист для наблюдений за поведением детей в условиях образовательного учреждения Очень часто Часто Очень редко Редко Показатели поведения № п/п 1. Стремится к контакту со мной 2. Ищет близости со мной 3. Постоянно нуждается в одобрении 4. Подражает моему поведению 5. Оказывает мне сопротивление 6. Мешает режиму дня 7. 8. Следует указаниям 9. Стремится к контактам с другими детьми 10. Агрессивен по отношению к другим детям 11. Дружелюбен по отношению к другим 12. Помогает другим 13. Проявляет черты лидерства 14. Делится с другими 15. Терпим   к   индивидуальным   особенностям других  За ним необходим постоянный присмотр детей 16. Чувствует себя в группе свободно 17. Берет на себя инициативу 18.  Колеблется, прежде чем что­то потребовать сделать 19. Быстро сдается 20. Доводит дело до конца (игру, задания) 21. Гордится своими результатами 22. Долго думает, прежде чем примет решение 23. Может быть некоторое время поглощен каким­либо  делом (игрой, занятием) 24. Может очень короткое время концентрировать  внимание 25. Много рассказывает о доме 26. Задает вопросы 27. Теоретически и разными способами использует  28. Стремится к новым, более сложным делам (заданиям,  материалы ситуациям). 1. Права ребенка: Основные международные документы. ­ М.: Дом, 1992. 1. Конвенция о правах ребенка// Дидакт,декабрь 1993 ­ март 1994 ­ №2­3 ЛИТЕРАТУРА 2. Защита  прав   и  достоинства   маленького  ребенка:  координация усилий  семьи и детского сада:   Пособие   для   работни  ков   дошкольных   образовательных   учреждений/   Отв.   редактор  Л.Е. Курнешова. ­ М.: Центр «Школьная книга», 2002. 3. Шабелъник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Кн. Для учащихся начальных классов. ­ М.: Вита­Пресс, 1995. 4. Шабелъник Е.С., Каширцева Е.Г. Права на всякий случай. ­ М.: Вита Пресс, 1995. 5. Права ребенка: Сборник документов и статей. ­ М.,1992. 7.  Помощь  детям,   пострадавшим   от  насилия   в  семье:  правовые  аспекты,  тренинговые   занятия, рекомендации /авт.­сост. Я.К. Нелюбова. ­ Волгоград: Учитель, 2009.  8. Целуйко  В.М. Психология  неблагополучной семьи:  книга для педагогов и родителей  / В.М. Целуйко. ­ М.: Изд­во ВЛАДОС­ПРЕСС, 2006. 9. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. М., 1972  10 Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. М., 1993  11. Шишова Т. Л. Наказывать с любовью. Журнал "Дитя человеческое"  12.Энциклопедия молодой семьи. – 2­е изд. – Минск: Белорусская Советская Энциклопедия, 1988. – 663с.

Семинар-практикум для педагогов по теме: «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме:  «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме: «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме:  «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме: «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме:  «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме: «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме:  «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме: «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме:  «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме: «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме:  «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме: «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме:  «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме: «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме:  «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме: «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме:  «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме: «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме:  «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме: «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме:  «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме: «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме:  «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме: «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме:  «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме: «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме:  «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме: «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме:  «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме: «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме:  «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме: «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме:  «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме: «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме:  «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме: «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар-практикум для педагогов по теме:  «ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018