Семинар-практикум для воспитателей «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ- ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ».
Оценка 4.6

Семинар-практикум для воспитателей «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ- ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ».

Оценка 4.6
Семинары
docx
дефектология
Детсад
13.03.2017
Семинар-практикум  для воспитателей «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ- ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ».
Разработала учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №67» Г.Березники Пермский край Аронова Наталья Михайловна Семинар-практикум для воспитателей «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ- ОСНОВА ПРАПВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ». Цель: Приобщать воспитателей к исправлению речевых недостатков детей. Познакомить с видами дыхания и их значением для речи ребёнка. Помочь практически усвоить основные дыхательные упражнения, с целью использования их в своей работе с детьми. Ход мероприятия. 1. Теоретическая часть. Наша речь осуществляется благодаря чёткой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, лёгкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между выдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха. Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путём газообмена. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если оно учащено, вдох укорочен, слишком большой выдох или добор воздуха заметен для окружающих. Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-рёберное дыхание. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды, полипы носовой полости часто являются причиной нарушения звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшают местное и мозговое кровообращение, препятствуют разрастанию аденоидов, предохраняют от переохлаждения. В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стёртой формой дизартрии, моторной и сенсорной алалией. Поэтому воспитатели должны в своей работе уделять больше внимания развитию физиологического и речевого дыхания, которое у большинства детей с речевыми проблемами нарушено. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса и артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой. Каждый из органов речи имеет свою функцию. Нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового» механизма в постановке звукопроизношения. Существуют определённые методики, направленные на развитие этой важной функции: дифференциация ротового и носового выдоха, снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции, оздоравливающие методики. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма в целом. С этой целью в речевых уголках необходимо иметь игры на развитие дыхания, нестандартное оборудование с подвесными конструкциями. Оборудование создаёт условия для возникновения положительных эмоций у детей во время работы над дыханием. Работа над дыханием должна быть комплексной и осуществляться в двух аспектах: • участие в процессе работы разных специалистов (логопеда, воспитателя, музруководителя, инструктора по физическому воспитанию), • использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (прогулка, самостоятельная деятельность, занятия). Этапы работы: На 1 этапе логопед создаёт условия для правильного дыхания на основе сохранных функциональных систем детского организма. Опираясь на имеющиеся у ребёнка дыхательные и двигательные навыки, учит его правильно выполнять акт речевого дыхания, сохранять вертикаль позвоночника. Средством реализации этих задача являются упражнения и игры «Медвежонок в берлоге», «Страшный сон мышонка», «Великан». Игра и положительные эмоции увеличивают мотивацию детей и повышают способность ребёнка к волевому усилию. На 2 этапе приоритетной становится тренировка дыхательных мышц с целью увеличения дыхательного объёма и улучшения движений дыхательной мускулатуры. Формирование качественных характеристик дыхания происходит на контрасте напряжения и расслабления. С этой целью можно применять такие игры как «Ленивец», «Отдых», «Медуза», «Гора». Улучшить движения мышц, участвующих в акте дыхания помогают игры-упражнения «Буратино удивился», «Надави на бортик» (затылком, лбом, ухом, подбородком), «Ёжики». К этой работе уже подключаются воспитатели, применяя различные игры и упражнения по развитию дыхания. Задачи 3 этапа: • создание активного вдоха (силу, скорость и объём воздушного потока), • регуляция дыхательного ритма. Отработка этих навыков дыхания способствует улучшению аэродинамики воздушного потока, созданию внутриклеточного сопротивления и активизации работы верхних дыхательных путей. Силу и направленность выдоха формируют упражнения «Ветер, ветерок, ветрище», «Костёр». Осознанной задержке дыхания способствуют игры «Поиграй со светлячками», «Ловцы жемчуга». Результатом использования таких упражнений станет формирование стереотипа правильного дыхания. Задачи 4 этапа: • автоматизация нижнее-рёберного диафрагмального дыхания, • формирование речевого дыхания. На данном этапе уже работу ведёт логопед. Используются упражнения парадоксальной гимнастики А.Н.Стрельниковой, согласно которой тренировочный эффект усиливается благодаря созданию дополнительного сопротивления как дыхательным мышцам, так и потоку воздушной струи. С этой целью я использую игры-упражнения «Насос», «Гармошка», «Шарик», «Сосчитай кубики» и др. При проведении этих упражнений детям даётся установка – делать шумный вдох носом при проведении движений, а выдох произвольный. При этом оборудование создаёт дополнительное сопротивление или нагрузку. Требования к занятиям по развитию дыхания: - Выполнять упражнения каждый день по 3-6 мин, в зависимости от возраста детей. - Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. - Заниматься до еды. - Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде. - Дозировать количество и темп проведения упражнений. - Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот. - Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно. - В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе. - После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды. Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребёнка, а речевое – как фундамент для формирования устной речи, воспитатели могут удовлетворить потребности детей в: - двигательной активности во время занятий, - закрепить у детей у детей энергетически экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания; - обеспечить комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование и просодия). 2. Практическая часть. Игры и игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания Использует инструктор по ФИЗО на занятиях и воспитатели в свободной деятельности. «Медвежонок в берлоге» Цель: Активизировать глубокий, спокойный вдох и шумный выдох носом. Описание: Дети ложатся в сухой бассейн-берлогу (или на большой мяч с ручкой). Удобно устраиваются на разбросанных в нём мячах (или на мяче-гиганте) и поворачиваются с боку на бок. Педагог: Медведь в берлоге сладко спит И шумно на весь лес сопит. Дети выполняют 8-12 шумных вдохов. Выдох произвольный. «Страшный сон мышонка» Цель: Направить внимание детей на частое, поверхностное дыхание ртом. Описание: В «норе» спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно. Педагог: Как дышит мышка-крошка, Коль снится злая кошка? Дети дышат поверхностно и учащённо. «Великан»: Цель: Формировать вертикаль позвоночника. Педагог: Дети, представьте, что мы находимся в пещере гномов, добывающие самоцветы. Светильники не могут показать всю красоту драгоценных камней, скрытых в глубине пещеры. Здесь трудно дышать, мало свежего воздуха. Сверху давит каменный потолок. Каждый из - вас могучий великан, который с радостью помогает гномам удерживать этот каменный потолок. Вы уверены в своих силах, и это видно по вашим телам. Вы очень прямые и высокие, живот втянут, голова тянется вверх всё выше и выше! Вы становитесь выше и стройнее. Почувствуйте, как вы красивы, могучи и надёжны. Все драгоценности подземелья у ваших ног. Гномы благодарят вас за помощь. «Медуза» Цель: Учить детей расслаблять мышцы всего туловища с последующим их напряжением. Описание: Дети лежат на ковре, руки и ноги врозь. Педагог: Я лежу на спине, как медуза на воде. Руки расслабляю, в оду опускаю. На сигнал «Шторм» дети сворачиваются калачиком, напрягаются. «Шторм закончился» - дети снова расслабляются, ложатся свободно. «Ленивец» Цель: Удерживать позу общего расслабления. Описание: Дети ложатся животом на мячи-гиганты. Педагог: Я ленивец, милый, славный, неуклюжий и забавный. Вишу на ветке целый день, даже и висеть мне лень. «Отдых» Цель: Учить расслаблять мышцы шеи и плечевого пояса. Описание: Дети сидят на мячах-гигантах, широко расставив ноги, держа руки вдоль туловища, и отдыхают, опустив голову на грудь. Педагог осуществляет контроль за качеством расслабления детей. «Гора» Цель: Развивать силу и амплитуду движений мышц плечевого пояса. Описание: Дети стоят перед разбросанными деталями большого пластмассового конструктора и руками сгребают их в кучу. Педагог: Это, конечно, не Эверест. Гору нагрёб я руками. Горы покруче, наверное, есть. Попробуйте, сделайте сами! «Буратино удивляется» Цель: Активизировать мышцы плечевого пояса. Описание: Дети сидят на мячах-гигантах. Педагог: Удивляется полено: - Папа Карло, где колено? Поднимает плечики, смотрит так доверчиво. Дети попеременно поднимают вверх правое, потом левое плечо. «Ёжики» Цель: Формировать силу и точность движений. Осуществлять массаж мышц спины. Описание: Дети-ёжики бегут по залу, фырчат ф-ф-ф. По сигналу педагога они сворачиваются в клубочек, сгруппировываются на спине и поворачиваются из стороны в сторону. «Ветер, ветерок, ветрище» Цель: Формировать направленность и силу выдоха. Описание: Дети дуют на подвесные предметы, изображая ветер разной силы. «Костёр» Цель: Упражнять в продолжительном выдохе. Учить дышать в заданном ритме. Описание: Педагог включает светящуюся палочку. Дети помогают ему задуть или разжечь воображаемый костёр. «Поиграй со светлячком» Цель: Отрабатывать ритм и темп дыхания. Описание: Педагог включает светящуюся палочку. Дети делают ритмичные вдохи и выдохи в соответствии с миганием огоньков. Палочку можно заменить отхлопыванием ритма. «Гармошка» Цель: Автоматизировать нижнедиафрагмальное дыхание. Описание: Дети держат перед собой мячи-гиганты и сдавливают их руками на шумном вдохе, затем делают произвольный выдох и возвращаются в исходное положение. «Шарик» Цель: Отрабатывать нижнедиафрагмальное дыхание и длительность выдоха. Описание: Дети сидят на мячах-гигантах, расставив ноги и держа руки на животе. На вдох они надувают живот, на выдох втягивают, слегка надавливая на него руками. «Сосчитай кубики» Цель: Упражнять правильное речевое дыхание. Описание: Детали из пластмассового конструктора рассыпаны по полу перед детьми. Дети, наклоняясь, делают шумный вдох носом. На выдохе поднимают деталь, считают их и кладут в ящик. Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания. Использует воспитатель в индивидуальной работе. «Задуй прямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положит на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу». Ш-ш-ш «Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колёс паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. «Пастушок» - подуть ртом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребёнку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку. «Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз). «Кто громче» - выпрямит спину, сомкнуть губы. Указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю. Глубоко вдохнуть правой ноздрёй (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук М надо направлять в нос, он д.б. звучным. Выполнять такие же действия, прижимая левую ноздрю. «Аист» - Стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу согнув в колене, вынести вперёд и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие. На выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз). «Маятник» - сесть по-турецки, руки на затылке. Спокойно вдохнуть (пауза 3 сек), наклониться вперёд – выдох, возвратиться в И.П. – вдох. Повторить 3-4 раза. «Охота» - закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье…). «Шарик» - представить себя воздушным шариком. На счёт 1, 2, 3, 4 сделать 4 глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счёт 1 – 5 медленно выдохнуть. «Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произносить слово «пых». Повторить не менее 6 раз. «Ворона» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опускать руки – выдох. Произнести: кар! «Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, покатать по столу круглый карандаш. «Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки. «Пилка дров» - Встать друг против друга парами. Взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох. «Дровосек» - встать прямо, ноги чуть уже плеч. На вдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить пространство» между ногами. Произнести УХ. (6-8 раз) «Сбор урожая» - Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, - вдох (пауза 3 с). Опустить руки, наклонить корпус вперёд и вниз – выдох. Повторить 3-4 раза. «Комарик» - Сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик- з-з-з. Быстро вернуться в И.П.. Новый вдох – и поворот в другую сторону. «Сыграем на гармошке» - Встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 с). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. И.П. – вдох (пауза 3 с). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза. «Трубач» - Поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произносить «ту-ту-ту» (10 – 15 с). «Жук» - Сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук- ж-ж-ж, одновременно опуская руки вниз. «Шину прокололи» - Сделать лёгкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине ш-ш-ш. 3. Итог мероприятия. Давайте сейчас оценим наше занятие. На доске есть жёлтый круг – это основа солнышка, которое согревало нашу встречу. Если материал нашего мастер-класса вам пригодится – прикрепите к солнышку лучик, а если ничего нового для себя вы не почерпнули, опустите лучик на стол под доской.
значение дидактических игр в логопедической работе.docx
Разработала учитель­логопед                 высшей квалификационной категории         МАДОУ «Детский сад №67»         г.Березники Пермский край ЗНАЧЕНИЕ  ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ   «Одна   из   самых   актуальных   проблем,   стоящих   перед   современным обществом  –  увеличение   детей   с   различными   нарушениями   речи.  Поэтому поиск   новых   форм   организации   коррекционной   индивидуальной   и подгрупповой   НОД   детей   дошкольного   возраста   становится   приоритетным направлением на сегодняшний день» [4, с37] Потребность   в   игре   заложена   в   ребёнке   самой   природой.   Авторские игры   вовлекают   дошколят   в   практическую   деятельность,   целями   которой являются   развитие   фонематической   стороны   речи,   а   также   пробуждение потребности   постоянного   общения   со   звуком   и   желание   постоянно совершенствовать   правильное   звукопроизношение.[3,   19]   Дети   получают удовольствие   от   процесса   игры.   И   хотя   речевые   игры   часто   требуют напряжения   сил,   концентрации   внимания,   выдержки,   быстроты   реакции диктуемой   инструкцией,  дети   считают,  что   играть   в   них   вовсе   не   трудно. Именно   поэтому   дети   вступают   в   игру   без   опасения   и   боязни,   увлекаясь красочностью предметных картинок, играют, не обращая внимания на время и возможную усталость. Игры,   которые   я   использую   в   коррекционной   работе,   формируют   у детей способность добиваться максимальной чёткости в произнесении слов и фраз с заданным звуком и умение оценивать их качество. Используя игры, необходимо вдумчиво готовиться к индивидуальной и подгрупповой НОД: ­ тщательно подбирать материал с отрабатываемым звуком и без него, ­ проверять материал и оборудование игр, что помогает активизировать не только процесс произнесения звуков, но и различные психические процессы, необходимые в дальнейшем школьном обучении[2, 47]. В ходе игры учитель­логопед лишь контролирует процесс, предоставляя детям  максимальную   свободу   в  подборе  картинок  и    выполнении   условий игры. Интонация при объяснении инструкции должна быть эмоциональной, но не навязчивой, лаконичной, но не резкой.[1, 54]   Очень трудной и несколько монотонной для дошколят является работа по автоматизации звуков. Детям приходится многократно повторять одни и те же слоги, словосочетания и предложения. Чтобы эти упражнения не вызывали у   детей   скуку   и   нежелание   работать,   мы   в   своей   работе     применяем разнообразные игры и игровые задания. По направленности выделяются следующие виды обучающих игр: ­ для автоматизации и дифференциации поставленных звуков; ­ для развития фонематического восприятия; ­ для развития мелкой моторики; ­ по обучению грамоте; ­ по совершенствованию грамматического строя речи; ­ по обогащению словаря; ­ для развития связной речи. За годы своей работы мною было изготовлено множество различных игр. Некоторые   игры   я   наблюдала   у   коллег   и   при   изготовлении   их   для   себя обязательно перерабатывала, видоизменяла, некоторые придумывала сама. Но при   изготовлении   игр   старалась,   чтобы   они   развивали   как   можно   больше речевых функций. Мною был разработан сборник игр, используемых на индивидуальных и подгрупповых занятиях с описанием и фотоприложением. Игры, которые я хочу представить вашему вниманию, многофункци­ ональны. Данные игры служат для автоматизации и дифференциации звуков, направлены   на   развитие   фонематического   слуха   и   восприятия,   мелкой   и артикуляционной моторики, способствуют формированию лексикограммати­ ческих категорий.  Они предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста как индивидуально, так и в подгруппах. Сборник дидактических игр по коррекции звукопроизношения. В сборник входят двадцать игр. Вашему вниманию представлены пять. 1. Дидактическая игра «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНКА». Игра для детей 5­7 лет. Проводится индивидуально или подгруппой по 2­3 человека. ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация всех групп звуков. Развивать звуко­слоговой анализ. Совершенствовать грамматически правильную речь. Развивать мелкую моторику. Коррекция фонематического слуха. МАТЕРИАЛЫ:  Коробка   с   отверстиями   по   всей   площади   и   нарисованной травой; цветочки из плотного цветного картона с маленьким отверстием по центру; палочки от чупа­чупса; основания для свечей к торту; кружочки с нарисованными предметами на все группы звуков с маленьким отверстием по центру. СБОРКА   цветка:  на   острую   часть   основания   для   свечи   наколоть   цветок, сверху приколоть картинку. В широкую часть основания для свечи вставить палочку от чупа­чупса. ХОД ИГРЫ: На   столе   выкладываются   кружочки   с   изображением   картинок   с автоматизируемыми   звуками   и   без   них.   Каждому   ребёнку   раздаются цветочки, палочки и основания для свечей. 1 ВАРИАНТ: Найди картинку с заданным звуком, собери цветок и поставь на полянку. 2   ВАРИАНТ:   На   цветок   синего   цвета   помести   картинки   со   звуком   С,   на зелёный со звуком З (на жёлтый цветок – звук Ж, на зелёный – З и т.д.) 3 ВАРИАНТ: Если автоматизируемый звук находится в начале слова, поставь его на красный цветок, если в середине – на жёлтый, в конце – на зелёный. 4 ВАРИАНТ: Собери цветок с автоматизируемым звуком и образуй от данных слов множественное число. С каждой из картинок составь предложение. 5 ВАРИАНТ: Сгруппируй цветы по какому­либо признаку (одежда, посуда, животные, продукты… ). 2. Дидактическая игра «СПАСИТЕ МУХУ». Игра предназначена для детей 4­7 лет. Используется индивидуально или подгруппами по 4 человека. ЦЕЛИ:  Автоматизация и дифференциация разных групп звуков в слогах и словах.   Развитие   фонематического   слуха.   Формирование   грамматически правильной речи. Оборудование:  Лист   ватмана   50х50  с  нарисованной   на   нём   паутиной.  По углам паутины расположены кружочки красного, жёлтого, синего и зелёного цвета   с   пришитыми   к   ним   прозрачными   кармашками.   В   центре   паутины чёрный кружочек для паука. 4 пробочки от пластиковых бутылок таких же цветов с приклеенными к ним изображениями мухи, и 4 пробка такого же цвета   с изображением паука. Кружочки с изображением предметов на все группы звуков. Кружочки­символы гласных звуков (А –  большой кружок, О – овал, У – маленький кружок, И – прямоугольник, Ы – половинка кружочка). Ход игры. Дети выбирают себе, не глядя, муху из мешочка. Цвет мухи определяет цвет игрового поля. Мухи целый день летели (имитация полёта мухи) И совсем забот не знали, Крошки хлеба подбирали (приседают, показывают, как ест муха) И друг друга догоняли (догоняют друг друга). Не на шутку разыгрались (мух сажают в центр паутины), В паутину все попались. ВАРИАНТ 1. В  прозрачные   кармашки   вставляются   картинки   с   автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками Спасите своих мух от паука. Муха выбирает дорожку своего цвета. Чтобы узнать, какая муха первой ходит, достают из мешочка паука, который вышел на охоту.  Муха (ребёнок) находит свой ряд и «летит» по нему, называя картинки. Паук (логопед)   двигается   за   ней.   Если   муха   неправильно   произносит   звук   в автоматизируемом слове, паук её съедает. Усложнение:  «Перелетая»   от   слова   к   слову,   муха­ребёнок   придумывает предложение со словами на заданные звуки. Усложнение:  Согласовать  данные   слова  с  числительными:  один,  два,  три, пять, семь. ВАРИАНТ 2. Для   закрепления   автоматизируемых   или   дифференцируемых   звуков   в слогах. В кармашки вставляются символы гласных звуков. Муха, «перелетая» от кружочка к кружочку, называет получившиеся слоги с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками: СА­СО­СУ­СЫ; СА­ША, СО­ШО, СУ­ШУ… Если ребёнок ошибся, паук  «съедает» муху. 3. Дидактическая игра  «ПУТЕШЕСТВИЕ ПОЧЕМУЧКИ». Игра предназначена для детей 5­7 лет. Играть можно индивидуально и подгруппой до 4 человек. Цель: Автоматизация всех групп звуков в словах и предложениях. Развивать фонематический слух. Развивать звуко­слоговой анализ. Совершенствовать грамматически правильную связную речь. Развивать мышление (доказывать свой выбор). Материалы:  Игровое поле, игрушка из киндер сюрприза с приклеенным к основанию   магнитом,  по   4   фишки   разного   цвета   (красные,  жёлтые,   синие, зелёные). Игровые таблицы с картинками на автоматизируемые звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л (9 штук) Таблица №10 артикуляция.  В квадратах нарисованы положение губ, языка, колокольчик целый и зачёркнутый, характер воздуха (струя холодная, тёплая, взрыв). Таблица №11. Сказки.  1 ряд: шапка­невидимка, Василиса, Карабас Барабас, бабка; 2 ряд: пират, волшебная палочка, баба Яга, Пьеро; 3 ряд: Мальвина, Дюймовочка,   ковёр­самолёт,   Кощей;   4   ряд:   старик,   Буратино,   Золушка, сапоги­скороходы. Правила   игры:  Участвуют   1­4   ребёнка.   Дети   выбирают   себе   фишки определённого цвета. Ребёнок «змейкой» водит бегемотика по картинкам. На тех   картинках,   где   бегемотик   примагничивается,   ставит   фишки.   Затем карточка   поворачивается   на   90   градусов.   Второй   ребёнок   «идёт»   по картинкам и расставляет свои фишки и т.д. ВАРИАНТ 1. Ребёнок называет предметы, на которых игрушка «прилипла», отвечая на вопрос: «Почему игрушка остановилась на этих картинках?» (В них   одинаковый   звук   в   начале   слова   (в   середине,   в   конце)   или   твёрдый (мягкий) изучаемый звук). ВАРИАНТ   2.   Ребёнок   называет   предметы,   на   которых   примагничивается игрушка и образовывает от этих слов множественное число и родительный падеж множественного числа.  Усложнение: Составить предложения с данными словами. ВАРИАНТ 3. (игра без игрушки). Назвать только картинки с заданным звуком. Назвать картинки, в которых данного звука нет. ВАРИАНТ 4. (таблица с артикуляцией звука). Придумать   по   3   слова   с   автоматизируемым   звуком.   Найти   на   таблице артикуляцию   данного   звука   (выложить   в   соответствующих   обозначениях фишки). ВАРИАНТ 5: Назвать героев сказки, на которых примагнитилась  игрушка. Назвать из какой сказки они пришли. Какой герой лишний? Составить сказку с выбранными героями и волшебными предметами. 4. Дидактическая игра «СОБЕРИ БУСЫ». Игра для детей 5­7 лет. Проводится индивидуально или подгруппой из 2 человек. Проводится на логопедическом занятии, коррекционном часе, в свободной деятельности. ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация всех групп звуков. Развитие фонематического слуха. Развитие внимания, мелкой моторики и тактильной чувствительности. Совершенствовать звуко­слоговой анализ. Развивать грамматически правильную связную речь. МАТЕРИАЛЫ:   Две   верёвочки,  бусинки   с  изображением   предметов   на  все группы звуков, мешочек. Как сделать бусинки.  На два одинаковых кружочка наклеить 2 одинаковых изображения   предмета,   вырезанные   из   бархатной   или   наждачной   бумаги. Между кружочками положить цилиндр, отрезанный от фломастера. Плотно склеить кружочки с боковых сторон. Правила   игры:  В   мешочек   не   подсматривать.   Нанизывать   бусинки   в соответствии   с   условием   игры.   Выигрывает   тот,   кто   правильно   выполнит задание. ХОД ИГРЫ:   ВАРИАНТ   1.   Логопед   выкладывает   перед   ребёнком   бусинки   с автоматизируемым   звуком  и   несколько   без   него.  Ребёнок   должен  нанизать только бусинки с заданным звуком. Усложнение:  Ребёнок нанизывает бусинки с предметами, названия которых содержат   автоматизируемый   или   дифференцируемые   звуки   в   заданной последовательности: в начале, в середине, в конце слова. ВАРИАНТ   2.   Ребёнок   сначала   выбирает   бусинки   с   заданным   звуком   и запоминает их. Затем ребёнок закрывает глаза, узнаёт изображение на бусинке на ощупь и только после этого нанизывает на верёвочку. ВАРИАНТ 3. Ребёнок нанизывает подобранные бусинки, подбирая к каждой картинке   подходящие   прилагательные   или   глаголы.   После   того,   как   бусы собраны, ребёнок закрывает глаза и на ощупь называет картинки и вспоминает подобранные словосочетания. ВАРИАНТ 4. Ребёнок, нанизывая бусинки,  составляет с ними  предложения. Потом   снимает   бусинки,   вспоминая   составленные   предложения   сначала руководствуясь   зрительным   и   тактильным   восприятием,   а   потом   только тактильным. ВАРИАНТ 5. Послушай рассказ логопеда. Подбери к нему соответствующие бусинки. Воспроизведи рассказ с опорой на подобранные бусинки. Например: У медвежонка  в лесу были друзья:  лисёнок и зайчонок  . На день рождения медвежонку подарили шарик и шапочку. Друзья вместе пили чай из красивых чашек и играли в разные игры.  5. Дидактическая игра «ПОЛЕ ЧУДЕС». Игра предназначена доя детей 4­7 лет. Используется на логопедических занятиях, коррекционном часе. Играть может от 1 до 4 игроков. ЦЕЛИ:  Автоматизация   и   дифференциация   всех   групп   звуков   в   словах   и предложениях.   Совершенствовать   навыки   звуко­слогового   анализа (определять позицию звука в словах, определять количество слогов в словах). Совершенствовать (согласование существительных   с   числительными,   усвоение   падежных   форм,   усвоение предложных   конструкций).   Обогащение   словаря   (антонимы,   многозначные слова).  Оборудование:  «Барабан» для проведения игры, картинки на все группы автоматизируемых и дифференцируемых звуков. 5 дисков с заданиями (в центре каждого диска отверстие для прикрепления к барабану). 1 диск: Круглый диск, разделённый на 8 секторов. К каждому сектору пришит прозрачный кармашек для смены картинок. 2 диск: На каждом из 8 секторов нарисованы схемы: ­ 3 сектора для определения позиции звука в словах (начало, середина, конец слова),  ­ 4 сектора для определения количества слогов в словах (прямоугольники, разделённые на 1, 2, 3, 4 части),  ­ и  в 1 секторе   нарисована  схема  анализа  артикуляции   звука  (губы,  язык, колокольчик). 3   диск:  В   секторах   приклеены   или   нарисованы   картинки:   лук,   мальчик   с полотенцем,  дедушка,  девочка   играет   на  улице,  яблоко,  мужчина,  грязный мальчик, девочку осматривает доктор. грамматический     строй   речи 4 диск:  В секторах приклеены или нарисованы картинки: гриб под кустом, птица над кустом, мальчик за кустом, мячик около стола, мальчик едет с горы,   мяч   летит   через   сетку,   мальчик   идёт   в   магазин,   мальчик   играет   на гармошке. 5 диск:  В секторах картинки: ручка пишущая, скрипичный ключ, листок с дерева,   дверь   с   ручкой,   ключ,   бьющий   из­под   земли,   лист   бумаги,   рука ребёнка, ключ от квартиры. Ход игры. ВАРИАНТ 1. Открыть   крышку.   На   горлышко   прикрепить   диск   №1.   В   кармашки вставляются картинки с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками. Стрелки соединить, чтобы получилась 1 стрелка. Игроки   по   очереди   вращают   «барабан».   Назвать   слово,   на   котором остановилась стрелка. Усложнение: Придумать с данным словом предложения. Согласовать слово с числительными  один, два, пять, сем ВАРИАНТ 2:  На барабан прикрепить диск №2. Игроки по очереди крутят барабан, если стрелка остановилась на секторах со схемой места звука в слове – ребёнок придумывает слово с соответствующей позицией   автоматизируемого   или   дифференцируемого   звука.   Если   стрелка остановилась на схеме слоговой структуры – ребёнок придумывает слово   с автоматизируемым   или   дифференцируемыми   звуками   с   заданным количеством   слогов.   Если   стрелка   остановилась   на   схеме   артикуляции   – рассказывает ребёнок или дифференцируемых звуков. ВАРИАНТ 3: На барабан прикрепить диск №3. Игроки   по   очереди   крутят   барабан.   Ребёнок   называет   слово,   на   котором остановилась стрелка. На диске находит слово­антоним, переводит на него вторую   стрелку   и   придумывает   предложение   с   этими   словами   и противительным   союзом   «а».   Например:   Этот   мальчик   чистый,   а   этот   – грязный. Дедушка старый, а мужчина молодой. ВАРИАНТ 4. На барабан прикрепить диск №4. Игроки по очереди крутят барабан и придумывают предложение с картинкой, на   которой   остановилась   стрелка.   Учитывается   правильное   употребление предлогов в предложении. Например: Гриб вырос под кустом. Мячик летит через сетку. ВАРИАНТ 5. На барабан прикрепить диск №5. Игроки   по   очереди   крутят   барабан.   Ребёнок   называет   слово,   на   котором остановилась   стрелка.   Вторую   стрелку   переводит   на   слово   с   таким   же автоматизируемых     артикуляцию звучанием,   но   другим   значением.   Затем   придумывает   с   этими   словами предложения. Литература 1.   Барташникова   И.А.Учись   играя.   Игры   и   тесты   для   дететй   5­7   лет.   – Харьков, Фолио, 1997. – 412с. 2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., Просвещение, 1991. – 160 с. 3.   Васильева   С.,   Соколова   Н.   Логопедические   игры   для   дошкольников.   – Москва, Школа­Пресс, 1999. ­78с. 4.Сидорова   Т.Г. использованием игр и игровых упражнений. Ж «Логопед в д/саду» 2013 №3   Преодоление   нарушений   звукопроизношения   с

Семинар-практикум для воспитателей «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ- ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ».

Семинар-практикум  для воспитателей «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ- ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ».

Семинар-практикум для воспитателей «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ- ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ».

Семинар-практикум  для воспитателей «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ- ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ».

Семинар-практикум для воспитателей «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ- ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ».

Семинар-практикум  для воспитателей «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ- ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ».

Семинар-практикум для воспитателей «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ- ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ».

Семинар-практикум  для воспитателей «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ- ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ».

Семинар-практикум для воспитателей «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ- ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ».

Семинар-практикум  для воспитателей «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ- ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ».

Семинар-практикум для воспитателей «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ- ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ».

Семинар-практикум  для воспитателей «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ- ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ».

Семинар-практикум для воспитателей «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ- ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ».

Семинар-практикум  для воспитателей «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ- ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ».

Семинар-практикум для воспитателей «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ- ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ».

Семинар-практикум  для воспитателей «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ- ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2017