Семинар практикум «Семья на пороге школьной жизни»
Оценка 4.6

Семинар практикум «Семья на пороге школьной жизни»

Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
психологическая работа +1
Детсад
10.04.2017
Семинар практикум «Семья на пороге школьной жизни»
Психологический тренинг ели: формировать у родителей понимания необходимости поддержки ребёнка поступающего в первый класс, разрешение ситуации «черного ящика»; продемонстрировать родителям трудности процесса привыкания ребенка к школе. В процессе тренинга родители выполняют упражнения помогающие осознанию необходимости поддержки ребёнка поступающего в первый класс. ЦМетодическая разработка конспекта семинара - практикума
Семинар практикум.doc
1 Семинар практикум «Семья на пороге школьной жизни» Педагог – психолог: МБОУ «Сивинская СОШ» Руденко Е.А. Цели: формировать у родителей понимания необходимости    поддержки ребёнка   поступающего   в   первый   класс,     разрешение   ситуации   «черного ящика»; продемонстрировать  родителям     трудности процесса привыкания ребенка к школе. Рабочий материал: листы белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры, игрушка­символ, музыкальное сопровождение к упражнениям. Ход семинара I. Введение, знакомство и разминочные упражнения. Ведущий.  Дорогие   родители,   разрешите   в   начале   нашего   семинара­ практикума поздравить вас с окончанием курса образования в дошкольном учреждении и пожелать вам успехов, взаимопонимания с вашими детьми. Тема нашей встречи «Семья на пороге школьной жизни». Упражнение ­ визуализация «Первый раз в первый класс». Ведущий. Вы можете закрыть глаза и попробовать представить следующие события, о которых я вам расскажу. Кому удобнее не закрывать глаза, просто послушайте. С чего все начинается? С волнения родителей, которое передается ребенку задолго до 1 сентября. С ожидания чего­то, возможно, ему самому еще не понятного, но приятного, ведь у него уже есть портфель, собраны учебные принадлежности,   на   вешалочке   ждет   своего   часа   красивое   платье   или отглаженная   рубашка.   И   это   теребит   детское   сердечко,   вселяя   в   него любопытство  и  тревогу.    И  вот настал  этот  долгожданный   день, когда  он примерил  на свои  плечи  портфель,  пока  еще не  заполненный  книжками, в руках у него букет, рядом уверенный родной человек, которому он доверяет. Но что  это – школьный  двор,  где  множество  незнакомых  лиц,  кто­то ему улыбается, но это чужие люди… В глазах появляется растерянность, хорошо, что за руку держит родной человек! Построение на линейку, куда­то надо идти, мама говорит, что все будет хорошо…  Тетя, она теперь со мной. Это учительница. Вот огромные стены школы, какая­то комната – мой класс, у меня теперь есть место, сосед, а как его зовут, а вон ту девочку… А теперь откройте глаза, вы снова здесь в этой комнате, и мы с вами сейчас 2 находимся приблизительно, но далеко не в такой ситуации. Многие из нас незнакомы, возможно, испытывают разные ощущения потому, что оказались здесь и сейчас. И чтобы стать ближе друг к другу, я предлагаю нам всем познакомиться, ведь  имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Упражнение «Имена» Цель: познакомить участников друг с другом. Психолог: Сейчас мы пустим эту игрушку по кругу нашего знакомства. У кого она в руках, тот называет имя своего соседа, а затем свое имя. Я   начну:   «Меня   зовут   Елена   Анатольевна»  (передает   игрушку   рядом сидящему).  Тот,   кто   принимает   игрушку,   должен   произнести:   «Вас   зовут Елена Анатольевна, а я Алексей» и т. д.  (Все выполняют упражнение под спокойную музыку.) Вот мы и познакомились, теперь настала пора нам немного сплотить свой круг, заполнить его атмосферу доброжелательностью. Чтобы это сделать в группе, мы используем игру, ведь игра является ведущей деятельностью не только у дошкольников, но и у первоклассников, особенно в первые его дни пребывания в школе.  Упражнение "Кто родился в мае..." Цель: раскрепостить участников семинара ­  практикума, создать позитивный настрой на совместную работу. Кто уже успел пообедать, погладьте себя по животу. Все кто замужем, пошлите остальным воздушный поцелуй. Кто на работу добирается на автобусе, скажите "у­ у­у­у…". У кого ребенок дошкольник, состройте гримасу. Кто на завтрак пьет кофе со сливками, скажите "Вкусно!" Кто любит петь, пропойте "А­а­а" Кто был летом на море, скажите "Жара!" Кто ребёнок  пойдёт в этом году в первый класс, попрыгайте. II. Основная часть 1. Упражнение «Ассоциации» Цель: снятие тревожности связанной со школой у родителей Психолог:  ­ Предлагаю поиграть в игру «Ассоциации». Начнём игру со слова «школа», т.к.   поступление   ребёнка   в   школу   для   нас   в   данный   момент   является событием вызывающим чувство тревоги. ­ Итак, начнём… 3 ­   «Школа»   первый   называет   ассоциацию,   возникшую   на   данное   слово, следующий   ассоциацию,   возникшую   на   слово   названное   предыдущим играющим и т.д….. Подведение итогов игры 2. Упражнение «33 ожидания» Цель:  вербализация   ожиданий   родителей,     прочувствование   родителями внутреннего   состояния   ребёнка   в   ситуации   реализации   родителем   своих ожиданий в отношении ребёнка.   Каким мы хотим видеть нашего ребенка­ первоклассника, чего мы хотим от этого ребенка? Чтобы он нас слышал… (Высказывания фиксируются на листе бумаги.) ­ А сколько   наставлений мы даём ребенку, впервые переступающему порог школы?  Не разговаривай на уроке и т.д.  Родителям предлагается на листочках написать по одному наставлению.  ­  Образуем 2 шеренги друг напротив друга. Каждый проходит сквозь строй, остальные говорят то, что написано на листочках.  Подведение итогов игры ­ Как вы чувствовали себя, проходя через строй наставлений? ­ Что вам хотелось сделать в этот  момент? ­  Мы   озвучили   наши   ожидания     к   сегодняшнему   первокласснику,   его поведению, но обратили ли мы внимание на его возможности, учли ли его опыт,   а   также   новую   социальную   ситуацию,   ведь   чтобы   войти   в   нее, необходимо время. Что же происходит с ребенком в первые дни адаптации, что же за ситуация складывается в этот период? 3. Упражнение «Чёрный ящик» Цель:  прочувствование   родителями   внутреннего   состояния   ребёнка   в ситуации привыкания к новой социальной роли «ученик» Выбирается   доброволец.   Всем  участникам  необходимо  обступить   со всех сторон сидящего добровольца и положить свои руки на его плечи. (Время   –   одна   минута.)выполнение   упражнения   сопровождается тревожной музыкой.  ­ Теперь откройте глаза и сделайте то, что вам хочется сделать.  ­ Я предлагаю всем вернуться в круг.  Подведение итогов игры ­ Расскажите, пожалуйста, что вы чувствовали? ­  Что вы сделали, чтобы изменить ситуацию. Вам стало легче, комфортнее? ­ Теперь представьте ребенка вместо наших добровольцев. Что же может на него так давить в первые дни, недели адаптации? (Варианты аудитории.) ­ Совершенно верно – это требования, которые к нему предъявляют: правила поведения в школе и за ее пределами, учебная нагрузка, режим дня, общение с 4 детьми,   которых   он   не   знает,   отсутствие   доверительного   контакта   с педагогом, которая для него «чужая тетя».  ­   Что   будет   делать   ребенок   в   этой   ситуации?  (Варианты   ответов аудитории.)  Он   ищет   способы   защиты,   как   вы,   когда   открыли   глаза   и постарались   изменить   ситуацию   с  некомфортной   на   более  комфортную.  К сожалению, его способы не всегда конструктивны. ­ Обратимся к вашему опыту.  ­ Как ведет себя ребенок в ситуации дискомфорта? (Варианты ответов.)  ­ Совершенно верно, он может проявить агрессию, отказаться от выполнения задания, сесть под парту, а если ситуация не найдет позитивного разрешения, то   все   это   может   перерасти   в   психические   нарушения:   страхи,   неврозы, соматические заболевания. 4. Упражнение  «Садовник и цветок» Цель:  осознание родителями необходимости оказания помощи, проявления дополнительной заботы впервые дни посещения школы. Психолог: Сейчас один из вас в течение минуты будет играть роль цветка, а второй   –   заботливого   садовника.   Затем   вы   поменяетесь   местами. Постарайтесь запомнить свои ощущения в той и другой роли, почувствуйте, где вам было комфортнее. Задание выполняется под спокойную музыку. Подведение итогов игры ­ Что вы чувствовали  во время выполнения роли цветка (садовника)? ­  Именно в роли цветка ощущает себя ребенок в общении с нами, а мы – те самые   заботливые   садовники.   В   этом   упражнении   мы   получили   опыт   на уровне ощущений, но каким образом мы проявляем заботу, оказываем помощь ребенку, чтобы снизить риск  школьной дезадаптации. Ведущий предлагает ответить на  вопросы:  Каким   образом   родитель   может   оказать     помощь   ребенку­ первокласснику,   чтобы   смягчить   процесс   привыкания   ребёнка   к новым жизненным условиям? Время на работу в подгруппах до десяти минут. Затем каждая подгруппа представляет   свой   вариант   ответа   на   вопрос,   а   противоположная   группа дополняет перечень. Психолог: Мы с вами перечислили лишь некоторые формы оказания  помощи детям в период адаптации, но, к сожалению, мы не всесильные маги и, как говорит   пословица,   один   в   поле   не   воин,   поэтому   мы   ищем   союзников   в организации   процесса   сопровождения   нашего   первоклассника.   Кто   же   эти 5 союзники, по вашему мнению? ( психолог, логопед, социальный педагог и т. п.). 6. Упражнение «Меняется те кто…» Цель: эмоциональная разгрузка участников семинара Ставятся   в   круг   стулья,   на   один   меньше   участников.   Ведущий   называет признак по которому будет осуществляться обмен местами. Н­р: Меняются те у кого есть дочь, и т.п. 5. Упражнение «Открытый   микрофон» Цель: подведение итогов семинара ­  практикума ­ Что вы чувствовали во время участия в семинаре? ­ О чём вы думали, выполняя те или иные упражнения? ­ С осознанием чего вы уходите?

Семинар практикум «Семья на пороге школьной жизни»

Семинар практикум «Семья на пороге школьной жизни»

Семинар практикум «Семья на пороге школьной жизни»

Семинар практикум «Семья на пороге школьной жизни»

Семинар практикум «Семья на пороге школьной жизни»

Семинар практикум «Семья на пороге школьной жизни»

Семинар практикум «Семья на пороге школьной жизни»

Семинар практикум «Семья на пороге школьной жизни»

Семинар практикум «Семья на пороге школьной жизни»

Семинар практикум «Семья на пороге школьной жизни»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2017