ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Елена Алейникова Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору

Семинар "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личностных компетенций каждого обучающегося"

КГУ «Первомайская средняя школа»
Доклад
Использование социокультурной
среды в работе классного
руководителя
2015-2016 учебный год
Черданцева Е.С.

Семинар "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личностных компетенций каждого обучающегося"

Взаимодействие с социокультурной средой в процессе обучения и воспитания
учащихся
(из опыта работы)
Учитель – профессия птица,
Вряд ли труднее сыскать.
С какою другою сравнится
Ребячьи сердца зажигать.
Учитель… Что стоит за этим привычным словом? В русском языке есть такое
старое доброе слово – подвижник. В нём слышится сочетание двух важных значений:
«движение» и «подвиг». Эти значения, как мне кажется, точно и полно выражают
истинную суть учительского труда. Ведь учитель это и отличный психолог, учитель –
это и замечательный поэт, учитель – это и великолепный актёр, но самое главное,
учитель – это незаменимый помощник и настоящий друг. Это я поняла, когда сама
стала преподавать в школе.
Да, в школе я работаю недавно, и, следовательно, опыт работы у меня небольшой.
Но, как говориться, всегда нужно с чего­то начинать, чтобы затем продолжить, просто
нужно трудиться, стремиться и искать.
Для меня школа – это творческая мастерская, весь социально­культурно­
психологический микроклимат. И эта мастерская активно работает для того, чтобы
воспитать настоящего человека – деятельного, конкурентоспособного, нравственно
одарённого, наделённого даром сочувствия. А как же наделить учащихся такими
качествами? Я считаю, что этот вопрос уже относится к компетенции учителя.
В 21 веке требования общества к учителю стали высоки. Выполнить свою задачу
учитель сможет лишь в том случае, если будет взаимодействовать с различными
сферами социума.
На примере своего опыта я хочу показать, с какими же сферами можно
взаимодействовать. Сейчас я вам кратко отвечу на вопросы «как» и «почему»
взаимодействовать с той или иной сферой.
1)Прежде всего учитель взаимодействует с учеником. Даже если учитель не
является классным руководителем, он всё равно контактирует с детьми в процессе
обучения. А я считаю себя богатым и счастливым учителем, потому что у меня есть
свой класс, с которой я работаю уже второй год. Помню первую встречу с классом. У
меня даже душа в пятки ушла от страха. В голове гудели вопросы: «Я же сама ребёнок.
Как же я их буду воспитывать? Будут ли они меня слушаться?» Но я зря так
волновалась, общий язык мы нашли легко. Сейчас могу сказать одно – мы очень
дружный класс. Много времени проводим вместе. Это наверное потому, что совпадают
наши увлечения. Например, по просьбе моих ребят, я научила их играть на гитаре. А
они научили меня кататься на коньках. Я могу сказать одно, теперь дети –
неотъемлемая часть моей жизни.
2)Следующая сфера, это общение с молодыми специалистами Атнинского
района. С прошлого года я являюсь руководителем объединения молодых педагогов.
Мы проводим семинары, круглые столы, педагогические советы, где решаем
проблемы, возникающие в процессе обучения и воспитания. Я считаю, что это важно и
нужно. И радует то, что у нас, в Атнинском районе работа с молодыми педагогами
организована на хорошем уровне.

Семинар "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личностных компетенций каждого обучающегося"

3)Далее, это взаимодействие с сельским и школьным библиотеками. Не для кого
не секрет, что с появлением интернета, учащиеся перестали посещать библиотеки. С
одной стороны хорошо, что учащиеся умеют находить нужную информацию в
поисковике. Но сам процесс чтения электронной книги плохо влияет на зрение и на
осмысление материала. Я это говорю, как учитель литературы. Учащиеся читают
поверхностно, не осознанно, и на уроке потом не могут ориентироваться в тексте.
Поэтому, я контролирую посещение учащимися библиотеки. Сама хожу с ними в
читальный зал, чтобы мотивировать их.
4)Следующая сфера – культурная, то есть дом культуры. Если это дом культуры
– это прежде всего культурно­массовые мероприятия. Наша школа два раза в год
выступает с концертом. Это уже сложилась как традиция. Я считаю, что участие
учащихся в таких мероприятиях развивает их культурно и духовно.
5)Следующее, это взаимодействие с сельско­ хозяйственным промышленным
комплексом «Менгер». Здесь уже, основополагающей целью является воспитание у
школьников уважительного отношения к сельско ­хозяйственному труду. Как же этого
достичь? Прежде всего это помощь учащихся при сборе витаминных трав для
молодняка. Так же, это работа на поле, в амбаре во время летних каникул. Учащиеся
становятся трудолюбивыми, начинают с уважением относиться к чужому труду, а это
очень важно.
6) Следующий, неотъемлемый компонент – это взаимодействие с родителями
учащихся. Один мудрец сказал: «Чтобы вырастить высоконравственную, творческую и
социально зрелую личность, необходимо чтоб учителя и родители действовали как
союзники». Что касается меня, я полностью разделяю эту мысль. Когда я только­
только начала работать, родители оказали мне незаменимую поддержку. Именно они
помогли мне найти общий язык с детьми. И сейчас мы тесно общаемся с родителями:
приглашаем на праздники, устраиваем круглые столы. Такое взаимодействие с
родителями способствует гармоничному развитию ребёнка.
7)Несмотря на то, что я не учитель начальных классов, и диагностировать
дошколят мне не нужно, мы с классом всё же стараемся активно участвовать в жизни
детского сада. Учащиеся, являясь своего рода кураторами, помогают при организации
свободного времени дошколят. Это подвижные и логические игры, кукольные театры,
концерты и другие мероприятия.
8­9)Следующие сферы ­ госинспекция безопасности дорожного движения и
служба пожарной безопасности. А как же заинтересовать детей с правилами
безопасности? Прежде всего, это конкурсы рисунков, сочинений; конкурсы подвижного
характера. А так же встречи с сотрудниками службы.
10) «Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного
здоровья» ­ писал великий римский оратор Тулий Цицерон. Да, безусловно, во главе
всего стоит здоровье. Здоров ребёнок – здоровы его мысли. Поэтому, мы активно
взаимодействуем с системой здравоохранения.
11) Большое внимание я уделяю патриотическому воспитанию личности
учащихся. Менгер издавна считается деревней с интересной историей. Об этом говорит
и старый дом богача и купца Вали абзый, об этом говорят и могилы латышских детей,
об этом говорит и наш школьный музей. Мои ребята с особым увлечением посещают

Семинар "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личностных компетенций каждого обучающегося"

школьный музей, ведут поисковые работы. В данный момент мы знакомимся с
материалами о латышских детях.
12)Следующее, это взаимодействие с институтом развития образования
Республики Татарстан. В прошлом году мне посчастливилось стать участником
семинара учителей русского языка и литературы, во главе с представителем института
развития образования Респуб. Татарстан – Волковой Ольгой Владимировной. Она
предложила выпустить сборник с опытом работы учителей русского языка и
литературы Атнинского района. Мы поддержали эту идею и в результате выпустили
сборник. Наверняка, многие знакомы с этим сборником.
13)Я сравнительно недавно окончила Арский педагогический колледж. После
окончания многие мои сокурскники, как и я, стали работать в школах различных
районов, а точнее: Балтасинский, Кукморский, Сабинский районы, а также Арск,
Казань. Мы с ними до сих пор общаемся. Встречаемся и обсуждаем педагогические
вопросы. Я бы назвала это, своего рода, ассоциацией молодых специалистов РТ. Ведь
интересно посмотреть, как работают молодые педагоги в других районах, как они
решаю проблемы мотивации учения учащихся.
14)И замыкает круг сфер – учителя различных предметов нашей школы. У нас
преподают опытные учителя. Их опыт складывался многими годами. Поэтому я с
удовольствием учусь у них. Но я считаю, что и опытным учителям есть чему учиться у
молодых. И такое взаимоотношение принесёт желанные плоды. Так же, я начала
интересоваться интегрированными уроками. Так как я ещё являюсь и учителем музыки,
я могу интегрировать уроки литературы и музыки. Пробовала в 6 классе, учащимся
понравилось. Хотелось бы практиковать больше и задействовать учителей­
предметников. В дальнейшем я собираюсь работать над этим вопросом.
В этом выступлении я хотела показать ту социокультурную среду, где работаю
сама. Я была бы очень рада, если смогла открыть для вас что­то новое, интересное.
Своё выступление я хотела бы закончить с одной мыслью, которую я написала
давно, ещё будучи ученицей 7 класса Большеатнинской средней школы: «учитель – это
путеводная звезда, превращающая свой повседневный труд в постоянный праздник,
постоянный поиск путей к сердцам детей, закладывающая в души дети истины…»
Спасибо за внимание.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл