Семинар-тренинг для педагогов "Профилактика профессиональной стагнации педагогов"
Оценка 4.7

Семинар-тренинг для педагогов "Профилактика профессиональной стагнации педагогов"

Оценка 4.7
Семинары
docx
психологическая работа +1
Взрослым
05.04.2017
Семинар-тренинг для педагогов "Профилактика профессиональной стагнации педагогов"
Работа в Центре помощи детям накладывает на педагогов свой отпечаток, т.к. профессиональная деятельность связана с постоянной эмоциональной напряженностью, имеет высочайший уровень ответственности сотрудников учреждений и экстремальные условия, связанные с повышенным уровнем психотравмирующих событий. Кроме того, работа с детьми, страдающими нарушениями психического развития, соматическими заболеваниями и т.д., так же может привести к возникновению профессионального «выгорания», причиной которого является повседневная напряженная деятельность. Таким образом, психотравмирующие события становятся постоянным источником эмоционального стресса для педагогов. Цель данного семинара-тренинга - формирование у педагогов Центра позитивного отношения к себе, к воспитанникам, к жизни; познакомить педагогов с методом позитивной психотерапии и способствовать развитию умений и навыков группового взаимодействия, совместного решения проблем.
Профилактика профессиональной стагнации Семинар тренинг для педагогов.docx
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области Областное государственное казенное учреждение «ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, БАКЧАРСКОГО РАЙОНА» Семинар­тренинг для педагогов «Профилактика профессиональной стагнации педагогов» Боенкина Елена Алексеевна педагог­психолог,  высшая категория 1 2016 год Семинар­тренинг для педагогов Профилактика профессиональной стагнации педагогов Цель:  Повышение   профессиональной   и   психологической компетентности педагогов. Задачи:  1. Формирование   у   педагогов   Центра     позитивного   отношения   к себе, к воспитанникам, к жизни. 2. 3. Познакомить педагогов с методом позитивной психотерапии.   Способствовать   развитию   умений   и   навыков   группового взаимодействия, совместного решения проблем.  Основные этапы: 1. Теоретическая   часть   –   презентация   «Профилактика профессиональной стагнации педагогов». 2. Практическая часть ­ работа с психотерапевтической притчей о «Путнике». 3. Работа   с   проблемой   с   использованием   презентации   «Где   Ваша проблема?» 4. Рефлексия. … если человек выгорел однажды, восстановить  ресурс психологического, физического, эмоционального  здоровья очень сложно… Работа   в   Центре   накладывает   на   педагогов   свой   отпечаток.   Наша профессиональная   деятельность   связана   с   постоянной   эмоциональной напряженностью и имеет две особенности: 1. 2. высочайший уровень ответственности сотрудников учреждений; экстремальные   условия,   связанные   с   повышенным   уровнем психотравмирующих событий: работа с детьми, страдающими нарушениями психического   развития,   соматическими   заболеваниями   и   т.д.,   что   так   же может привести к возникновению профессионального «выгорания», причиной которого   является   повседневная   напряженная   деятельность. Психотравмирующие   события   становятся   постоянным   источником эмоционального стресса для педагогов.   Длительный эмоциональный   стресс  на   психологическом   (или   поведенческом)   уровне, проявляется выражаясь   в   понижении   настроения,   тревожности   или агрессивности, работы («недисциплинированности»,   внутрисемейных   и   межличностных конфликтах);   он   формирует   определенные   особенности   личности: 2 показателей ухудшении   в повышенную чувствительность и тревожность, неуверенность в себе, внутреннюю противоречивость. Наиболее   ценный   кадр   для   любого   образовательного   учреждения   – педагог, находящийся на стадии профессионализации или профессионального мастерства, так как за 15­20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные задачи, выделяется или какими­то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в своей области, или тем и другим. За это время педагог обретает индивидуальный, неповторимый стиль   деятельности,   ее   результаты   стабильно   хороши,   имеет   основание считать   себя   в   чем­то   незаменимым.   Обычно   он   уже   имеет   некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание) и представляет   собой   некий   образец   педагогической   культуры   и профессионального   мастерства   для   молодых   специалистов   (М.Н. Емельянова). Однако   в   профессиональной   жизни   каждого   человека   периодически возникают  критические  моменты,  кризисы развития. После нескольких  лет одной и той же деятельности (на стадиях профессионализации и особенно профессионального   мастерства)   специалист   начинает   «не   совпадать»   с профессией,   перерастает   нормативно   одобряемые   способы   выполнения профессиональных  функций,  вследствие   чего   теряет  интерес   к   профессии. Необходимы новые перспективы профессионального роста. Если педагог не находит   их,   то   наступает   профессиональная   стагнация,   застой,   когда профессиональное  смирение снижает  активность  личности:  при достаточно высоком уровне компетентности профессиональная деятельность реализуется одними и теми же способами, стереотипно и стабильно (Э.Ф. Зеер). Стагнацию   можно   рассматривать   как   профессионально обусловленный кризис и как субъективное чувство остановки  в личностном и профессиональном   развитии   (Сыманюк   Э.Э.).   Многолетнее   выполнение профессиональной   деятельности   не   может   постоянно   сопровождаться   ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации.  На   начальных   стадиях   профессионализации   эти   периоды кратковременны,   на   последующих   у   отдельных   специалистов   период стабилизации   может   продолжаться   год   и   более.   В   таких   случаях   уместно говорить   о   наступлении   профессиональной   стагнации   личности.   Уровни профессиональной деятельности при этом могут сильно отличаться. И даже при   достаточно   высоком   уровне   профессиональной   деятельности, реализуемой   одними   и   теми   же   способами   стереотипно   и   стабильно, проявляется профессиональная стагнация. эмоционального   выгорания. «психическим   выгоранием» Наиболее   часто   стагнации   может   способствовать  синдром   Согласно   современным   данным,   под  понимается   состояние   физического, 3 эмоционального   и   умственного   истощения,   проявляющиеся   в профессиях   социальной   сферы.  Данные   исследований   показывают,   что выгорание относительно стабильно во времени и этот синдром включает в себя   три   основные   составляющие:   эмоциональную   истощенность, деперсонализацию (цинизм), редукцию профессиональных достижений.  эмоциональным   истощением   чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Под понимается Деперсонализация  предполагает  циничное   отношение   к   труду   и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает   бесчувственное,   негуманное   отношение   к   клиентам, приходящим   для   лечения,   консультации,   получения   образования   и   других социальных услуг. Клиенты воспринимаются  не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них. Наконец,  редукция профессиональных достижений  – возникновение у  работников   чувства   некомпетентности   в  своей  профессиональной   сфере, осознание неуспеха в ней. Основная   идея   исследований   М.   Belter   заключается   в   том,   что выгорание – результат несоответствия между личностью и работой. Им предлагается шесть сфер такого несоответствия: 1. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами. Основным является предъявление повышенных требований к личностям   и   ее   возможностям.   Выгорание   может   привести   к   ухудшению качества работы и разрыву взаимоотношений с коллегами. 2.   Несоответствие   между   стремлением   работников   иметь   большую степень самостоятельности в своей работе, определять способы достижения тех   результатов,   за   которые   они   несут   ответственность,   и   жесткой   и нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и   контролем   за   ней.   Результат   этой   активности   ­   возникновение   чувства бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности за нее. 3. Несоответствие работы и личности ввиду отсутствия вознаграждения, что переживается работником как непризнание его труда. 4.   Несоответствие   личности   и   работы   ввиду   потери   чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде. Люди процветают   в   сообществе   и   лучше   функционируют,   когда   они   получают одобрение, утешение, поддержку, радость, хорошее настроение от тех людей, которых они любят и уважают. 5. Несоответствие между личностью и работой может возникнуть при отсутствии   представления   о   справедливости   на   работе.   Справедливость обеспечивает признание и закрепление самоценности работника. 4 6.   Несоответствие   между   этическими   принципами   и   принципами личности и требованиями работы. Что будет способствовать профессиональной стагнации? На   основе   анализа   исследований   об   этапах   и   профессионального   профессиональной стагнации будут способствовать следующие факторы:    предположить, становления   можно   кризисах что синдром «эмоционального сгорания»; профессиональная   деятельность   осуществляется   на   условиях совместительства; ощущение,   что   уровень   компетентности   педагога   выше   уровня профессионального развития коллег и администрации; здоровья;  психофизиологические   изменения   и   ухудшение   состояния низкий   уровень   притязаний   и,  как   следствие,   раннее   ощущение полной самореализации; получение   желаемой   должности,   категории   и   приобретение чувства   стабильности   и   спокойствия,   что   ведет   к   снижению   мотивации деятельности (может, но не хочет); отсутствие   перспектив   изменения   социально­профессионального отсутствие   системы   контроля   за   профессиональным   ростом  педагогов,   особенно   находящихся   на   стадиях   профессионализации   и профессионального мастерства; отсутствие   хороших   взаимоотношений   с   руководством   и отсутствие   системы   дифференцированного   материального   и коллегами;  морального; отсутствие   в   образовательном   учреждении   коллективных   форм работы в организации педагогического процесса;  авторитарный стиль руководства (инициатива не поощряется, нет коллегиальности в принятии решений, цели деятельности и требования   к ней задает руководитель); неустроенность   бытовых   и   семейных   условий   (в   этом   случае педагог   ориентирован   на   заработок,   а   не   на   совершенствование   своего педагогического  мастерства и  качества образовательного процесса); отсутствие возможностей повышения квалификации (стажировки, творческие   отпуска,   курсы   повышения   квалификации,   командировки   для участия к научно­практических конференциях, сотрудничество с НИИ).  нахождение смысла жизни в непрофессиональной сфере; отдаленность   места   работы   (дорога   занимает   много   времени   и энергии + материальные затраты на проезд); 5  статуса;             случайные   события,   неблагоприятные   обстоятельства   в реализации профессиональных целей.  Перечисленные факторы сложно расположить по степени значимости, все   зависит   от   индивидуальной   восприимчивости   педагога   к   воздействиям внешней среды.  Кроме того, отрицательное эмоциональное состояние педагогов детских домов   крайне   неблагоприятно   отражается   на   эмоционально­личностном развитии   детей.   Для   предупреждения   последствий   психической травматизации   персоналу   детских   домов   необходима   квалифицированная помощь. Поэтому работа должна вестись не только с детьми, но и важным направлением работы психолога является работа с персоналом детского дома по профилактике профессиональной стагнации. Ученые предлагают два блока мероприятий. Блок 1. Мероприятия, направленные на повышение уровня научно­ методического творчества. Блок   2.   Мероприятия,   направленные   на   гармонизацию взаимоотношений   с   коллегами,   к профессиональной   деятельности   и   формирование   позитивного отношения к работе.   повышение   мотивации   ­ Как вы думаете, какие мероприятия могут быть включены в 1 блок? ­ А во второй блок? II. Практическая часть ­ Один из способов профилактики – работа над собой, повышение психической   и   эмоциональной   устойчивости,   снижение   тревожности   и т.д.  Помогать   мы   себе   будем   сами   –   т.к.   в   каждом   из   нас   находится безграничная внутренняя сила.  Помогать   будем  методом   позитивной   психотерапии.    Ее   автор Носсрат Пезешкиан доктор медицинских наук, профессор, специалист в области психотерапии, автор многочисленных книг и публикаций. Приведу его высказывания: «Смотри на человека как на прииск с драгоценными камнями, которым нет цены» «Здоров   не   тот,   у   кого   нет   проблем,   а   тот,   кто   умеет   их решать». 6 Понятие «позитивное» ­ означает «фактическое», «данное». Под этими словами подразумеваются не только болезни, различные помехи, конфликты и предрассудки, но и возможности их преодоления, умения познать друг друга, умение работать над решением проблемы вместе, а также научиться помогать самому себе. Итак,     сегодня   я   предлагаю   вам  психотерапевтическую  притчу  о «Путнике», или Новый взгляд на вещи расширяет горизонт. В одной персидской истории рассказывается о путнике, который с великим трудом брел, казалось, по бесконечной дороге.       Он весь был обвешан всякими предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а  в   руках  он   нес   по  камню.   Вокруг  шеи   на   старой  истрепанной   веревке болтался старый мельничный жернов. Ржавые цепи, за которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивались вокруг его ног. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву.       Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и жалуясь на мучительную усталость.     В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин.       ­ О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал? ­ спросил он.      ­ Действительно, глупо, ­ ответил путник, ­ но я до сих пор их не замечал.       Сказав  это,  он  далеко  отшвырнул  камни  и  сразу  почувствовал облегчение.     Вскоре ему повстречался другой крестьянин:     ­ Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове   и   тащишь   за   собой   на   цепи   такие   тяжелые   железные   гири?   ­ поинтересовался он.     ­ Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим.     Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал.       Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника:      ­ О, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда,   посмотри,   там,   вдали   так   много   песка.   И   зачем   тебе   такой большой бурдюк с водой ­ можно подумать, что ты задумал пройти всю пустыню Клавир. А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути!  7 ­ Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути.     С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок.     Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние солнечные   лучи   послали   ему   просветление:   он   вдруг   увидел   тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из­за него шел сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул в реку так далеко, как только смог.       Свободный от обременявших его тяжестей он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор. Вопросы: ­ А сейчас я предлагаю вам стать на какое­то время этим путником. ­ От чего бы вы хотели избавиться? Что вам мешает? ­   Я   попрошу   вас   определить,   от   чего   бы   вы   избавились   в   первую очередь? Задание: Напишите 3 или более пунктов: ­Что   вы   можете   уже   сейчас   сделать,   чтобы   избавиться   от   этой проблемы? Послание   «Путника»   нетрудно   понять:  люди   не   видят   или   не чувствуют многих моментов, которые их отягощают.  Главной жизненной задачей  многие   считают  устало   брести   вперед   по   унылой   дороге   жизни, кажущейся бесконечной. Только люди, встречающиеся на пути, могут увидеть этот балласт другими, открытыми глазами, часто происходит так, что тяжести суммируются   по   мере   продвижения   вперед.  Камень   за   камнем,  а  люди   не замечают того, как тяжело им становится. Они замечают только усталость и безнадежность.   Цепи,   которые   они   сами   не   могут   увидеть,   сковывают   их движения.   И   они   пытаются   хранить   и   оберегать   вещи,   только   кажущиеся нужными и необходимыми. Освободившись от необходимости нести на себе вещи, которые он мог всегда взять в любом другом месте. Путник смог освободиться и от основного груза   ­   жерновов.  Именно   из­за   жерновов   Путнику   приходилось   идти сгорбленным. Люди часто внушают что­то себе и окружающим и поэтому не замечают   вещей,   которые   на   них   давят.  Путнику   следовало   указать   на балласт, только тогда он смог без труда избавиться от него. Как было бы прекрасно, если бы люди всегда могли взаимно помогать друг другу! Работа   с   проблемой   (с   использованием   презентации   «Где   Ваша проблема»)  8 Открывая файл «Hahnekamm­ 1», говорим: «Представьте, что именно так выглядит Ваша проблема» ­Теперь   внимательно   следите   за   тем,   что   с   ней   будет   происходить, старайтесь не выпускать ее из виду.  ­Итак, где Ваша проблема? Затем   сопровождаем   очередное   открытие   рисунков   примерно следующими словами: ­ Теперь вы видите свою проблему? ­А сейчас?; ­Где Ваша проблема?». ­ Какой вывод Вы сделали? Рефлексия  ­   Закончите   фразу:   «Участие   в   семинаре­тренинге   для   меня…»   и после своего высказывания,  пожелайте  что­нибудь всем присутствующим. 9

Семинар-тренинг для педагогов "Профилактика профессиональной стагнации педагогов"

Семинар-тренинг для педагогов "Профилактика профессиональной стагнации педагогов"

Семинар-тренинг для педагогов "Профилактика профессиональной стагнации педагогов"

Семинар-тренинг для педагогов "Профилактика профессиональной стагнации педагогов"

Семинар-тренинг для педагогов "Профилактика профессиональной стагнации педагогов"

Семинар-тренинг для педагогов "Профилактика профессиональной стагнации педагогов"

Семинар-тренинг для педагогов "Профилактика профессиональной стагнации педагогов"

Семинар-тренинг для педагогов "Профилактика профессиональной стагнации педагогов"

Семинар-тренинг для педагогов "Профилактика профессиональной стагнации педагогов"

Семинар-тренинг для педагогов "Профилактика профессиональной стагнации педагогов"

Семинар-тренинг для педагогов "Профилактика профессиональной стагнации педагогов"

Семинар-тренинг для педагогов "Профилактика профессиональной стагнации педагогов"

Семинар-тренинг для педагогов "Профилактика профессиональной стагнации педагогов"

Семинар-тренинг для педагогов "Профилактика профессиональной стагнации педагогов"

Семинар-тренинг для педагогов "Профилактика профессиональной стагнации педагогов"

Семинар-тренинг для педагогов "Профилактика профессиональной стагнации педагогов"

Семинар-тренинг для педагогов "Профилактика профессиональной стагнации педагогов"

Семинар-тренинг для педагогов "Профилактика профессиональной стагнации педагогов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017