Сетевое взаимодействие как фактор обновления содержания языкового образования и как возможность взаимной методической поддержки. Сетевое сообщество учителей иностранного языка, виртуальные методические объединения учителей иностранного языка.
Егорова Елена Владимировна,
учитель английского языка
МБОУ гимназии №103
г. Минеральные Воды.
В одном из своих выступлений президент Российской Федерации В.В.Путин заявил следующее: «Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов - словом, всего того, что формирует профессиональную среду. Особенно это важно для педагогов, работающих в сельской местности и на удаленных территориях».
По словам исследователей,
сетевые сообщества могут играть значительную роль в профессиональном развитии
педагогов, и основано это на том, что люди учатся лучше всего у своих коллег по
работе, у наблюдателей или наставников, через другие неофициальные средства. David
T. Gordon пишет, что технологии повысили возможности взаимодействия, общения
учителей, которое лежит в основе их профессионального роста. Несмотря на то,
что компьютерно-опосредованная коммуникация обладает недостатками по сравнению
с личным общением, она имеет ряд неоспоримых преимуществ. Elizabeth Murphy
приводит следующие доводы в пользу Интернет-общения: возможность организации
общения на равных вне зависимости от социальных статусов, способность
перечитать всю последовательность сообщений перед тем, как оставить собственный
ответ, что позволяет более глубоко и пристально его проанализировать. Участие в
сетевых сообществах позволяет узнавать чужой опыт, сравнивать его с собственным
и принимать участие в создании новых методов. По словам H.Harrington, Hathaway,
компьютер является средством, стимулирующим размышления путем диалога. Еще
группа исследователей утверждает, что участие в сетевых сообществах не только
стимулирует профессиональный рост педагогов, но придает им уверенности в себе.
Однако, по словам многих авторов, основное преимущество онлайн-коммуникации –
возможность общения для людей из разных географических областей. Учитывая, что
очень много школ в России являются сельскими, небольшими по размеру,
Интернет-поддержка должна быть главнейшим средством повышения квалификации
педагогов.
В настоящее время сложилась благоприятная обстановка для активного
внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в практику работы
школы. Школы оснащены техникой, теперь уже нередко на вопрос учителю «Есть ли
на Вашем рабочем месте компьютер?» можно услышать утвердительный ответ. Все
образовательные учреждения подключены к Интернету, а за время проекта
«Информатизация системы образования» большое количество учителей прошли курсы
повышения квалификации в области использования ИКТ. Таким образом, практически
не осталось объективных причин, которые бы препятствовали развитию сетевого
взаимодействия педагогов.
Необходимость предоставления непрерывной методической поддержки
большому количеству учителей с одной стороны и нехватка квалифицированных
кадров, способных ее осуществлять на местах, с другой, явились основанием для
развития ресурсов Интернет-поддержки профессионального развития педагогов в
информатизации системы образования. Искусственное вовлечение учителей в сетевые
педагогические сообщества обречено на провал, должна быть мотивация, которая, в
частности, может быть обеспечена, если сообщество решает конкретные
практические задачи его участников. Термин «Виртуальное сообщество» введен в 1993
г. Говардом Рейнгольдом – американским исследователем социальных отношений в
сети – в книге «Virtual Community». Рейнгольд дает следующее определение
виртуальным сообществам: «Виртуальные сообщества являются социальными
объединениями, которые вырастают из Сети, когда группа людей поддерживает
отрытое обсуждение достаточно долго и человечно, для того чтобы сформировать
сеть личных отношений в киберпространстве»
По мнению Д.Шикула, с формальной точки зрения, Интернет-проект
можно считать сообществом, если у него есть посетители, и обращения к нему
регулярны. Однако, принимая во внимание коммуникативные особенности Интернета,
тот же автор приводит уточненное определение. «Интернет-сообщество – это
стихийно или целенаправленно сложившаяся система постоянных
пользователей-соавторов интернет-ресурса, которые в рамках политики данного
ресурса осуществляют информационный обмен на установленную тематику, ведущийся
на основе ранее принятых правил, запретов и санкций к нарушителям, служащий
целям поддержания и развитияресурса».
Итак, непременным признаком сообщества является информационный
обмен, который может быть представлен, например, в форме обсуждения. Что же
является движущей силой сетевых сообществ, что заставляет людей объединяться в
Сети? Ряд исследователей (С.Бондаренко, М.Б.Кордонский, В.И.Ланцберг) первой
причиной этого называют потребность общения, стремление утолить коммуникативный
«голод». Среди других факторов выделяют желание чему-либо научиться,
реализовать свои способности, информационную потребность, а также «стремление
принести максимум пользы обществу, в частности, пытаясь воздействовать на него
с преобразовательной целью». Многие ресурсы Интернет-поддержки
профессионального развития педагогов предлагают участникам сообщества
публиковать свои материалы: разработки уроков, методические рекомендации и т.п.
Э. Шмидт считает, что именно резкое увеличение возможностей самопубликаций
создает новую ситуацию, способствующую росту числа и влияния сетевых сообществ
- “мы получим очень своеобразные и очень сильные сообщества”
P.Kollock выделяет несколько причин, побуждающих членов сообщества
оставлять в Интернете свои разработки: 1. Ожидание взаимности. P.Kollock
приводит в пример автомобилиста, который оказывает помощь на дороге
безвозмездно, но в надежде, что кто-то другой из сообщества предложит ему
помощь, когда он окажется в аналогичной ситуации. 2. Работа на
репутацию. Действительно, что может поднять в глазах виртуальных коллег
сильнее, чем реально существующий продукт, к которому может обратиться любой
желающий. Данный стимул поставлен на службу сообщества ИнтерГу.ру, где за
каждую публикацию начисляются баллы, повышающие статус члена сообщества. Стоит
отметить, что размещая в Интернете материалы, педагоги часто рассчитывают на
повышение репутации не в виртуальном, но в реальном профессиональном сообществе.
Например, отмечая это в портфолио при аттестации на более высокую
квалификационную категорию. 3. Ощущение воздействия на группу.
В США большое внимание уделяется роли профессиональных сообществ вообще, которые, по словам Фуллана, являются «обучающими организациями». Там сообщества учителей – среда для профессионального развития, их необходимость признается на государственном уровне. Так, в США разработан стандарт профессионального обучения NBPTS, одним из главных представлений которого является следующее: «учителя – члены педагогических сообществ». Сертифицированные по программе NBPTS учителя хорошо осведомлены о специализированных школах и ресурсах педагогического сообщества, квалифицированы в использовании этих необходимых ресурсов. «Tappedin» - американский проект, призванный развить образовательное онлайн-сообщество, где профессионалы могли бы обмениваться опытом. Преподаватели входят в Сеть, чтобы обсудить учебный план, пройти "e-курсы", поучаствовать в Интернет-семинарах, получить информацию о любом аспекте обучения. Преподаватели могут настроить их собственные «личные офисы», могут отправить по почте электронные портфели и планы урока, сохранить полезные статьи и ресурсы и даже личные фотографии, анекдоты и другое.
Европейская школьная сеть EUN (http://community.eun.org) - международная
образовательная Интернет-площадка, насчитывающая десятки тысяч пользователей.
Успех ресурса во многом объясняется такими его качествами как легкость
использования и многосторонность. В распоряжении пользователей множество
инструментов, форумов, календари, чаты, внутренние почтовые ящики, архивы
файлов, доски объявлений, что способствует сотрудничеству он-лайн. Пользователи
могут также создать веб-страницы с помощью встроенного конструктора и размещать
их в Интернете. Выделяют следующие ресурсы и службы, необходимые для успешного
функционирования учебного сетевого сообщества:
- Учебные ресурсы (книги, справочники, программные средства, тесты, которые предоставляются цифровыми библиотеками, музеями или городскими медиатеками);
- Службы, поддерживающие обмен навыками и умениями. Раздел сервера или портала, где каждый может представить умения, в освоении которых он может выступить тренером;
- Партнеры, с которыми можно было бы соревноваться, сотрудничать, спорить и говорить на одном языке. Служба, поддерживающая поиск равных партнеров (Peer-Matching), заинтересованных в совместном изучении какого-либо предмета, рассматривалась как наиболее сложная и необходимая для функционирования сообщества;
- Эксперты, которые могут оценивать результаты
учебной деятельности.
В российском секторе Интернета на сегодняшний день одним из наиболее развитых и востребованных педагогических сообществ является "Открытый класс" http://openclass.ru. Популярность проекта обеспечивает большое количество разнообразных сетевых активностей как для педагогов, так и для школьников, сопровождение рубрик и сообществ квалифицированными и незаурядными модераторами, а также большое количество простых в использовании инструментов, позволяющих любому желающему создать новую площадку виртуального взаимодействия с коллегами, провести образовательное мероприятие. Использование сетевого сообщества в качестве площадки для проведения дистанционного обучения вполне оправданно. Это, с одной стороны, готовый инструмент для осуществления взаимодействия слушателей и преподавателя, с другой – мощный информационный ресурс и образовательная среда, в которую обучающиеся погружаются с первых дней занятий. На ней размещаются журналы (блоги) рефлексии, участники имеют возможность размещать свои материалы, обмениваться комментариями. Благодаря дневникам появились новшества в формах и методах проведения аудиторных занятий. Например, инструменты «Открытого класса» позволяют разнообразить работу в группах с помощью форумов, блогов, провести перекрестное рецензирование работ, организовать совместный поиск ресурсов по заданной теме и т.д. Это особенно актуально в современных условиях, когда учителю приходится работать в постоянно меняющейся обстановке, осваивать все новые и новые технологии.
Виртуальный методический комплекс, где педагоги могут обменяться опытом, показать себя и узнать других.
1. Сеть творческих учителей. Крупнейший учительский Интернет-проект России. Широкая площадка созидательного взаимодействия ПРОФЕССИОНАЛОВ - свыше 80% активной аудитории портала - учителя первой и высшей квалификационной категории, победители ПНПО, учителя-методисты.
Это активно работающие сообщества, мастер-классы, ИКТ - фестивали учителей-предметников, профессиональные конкурсы, Методический марафон и многое другое.
В настоящее время активными участниками проекта, зарегистрировавшимися для доступа к интерактивным функциям портала, стали свыше 67.000 российских и зарубежных преподавателей (к середине января 2010 г).
Его работа организована в более чем 80 сетевых сообществах и 55 творческих группах на базе федерального и 42 региональных разделов. Общее число посещений портала с января 2006 года уже превысило 31,5 млн. Ежедневно портал посещает около 20 000 педагогов.
http://it-n.ru/
2. Сетевое сообщество ИнтерГУ.ru. Можно получить консультацию от коллег или специалистов, обсудить проблемы образования, поделиться опытом.
http://www.intergu.ru/i
3. Сетевое сообщество педагогов RusEdu. Входит в группу образовательных сайтов, которая включает в себя множество сайтов образовательной и педагогической тематики
http://rusedu.net/
4. Сайты образовательного проекта RusEdu. Можно найти разработки педагогов, новости образования, дебат-клуб, архив учебных программ, методическая копилка.
http://rusedu.net/static/1/bookmark
5. Сообщество СоцОбраз. Сетевое социально-педагогическое сообщество, созданное в рамках проекта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, методистов, социальных педагогов, психологов, специалистов дополнительного образования и родителей). Блоги, сетевые консультации, разработки, статьи.
http://wiki.iot.ru/index.php/
6. Профессиональное сообщество педагогов «Методисты.ру». Предназначено для удовлетворения потребностей педагогов в обмене информацией, общении и самореализации.
http://metodisty.ru/
7. Сообщества программы Intel.
Администрация и участники, ищут единомышленников, чтобы вместе обсуждать
последние новости, обмениваться мнениями и воплощать новые идеи.
Сообщество станет площадкой для сотрудничества и взаимопомощи. Помимо
традиционных разделов с блогами и форумом на сайте действует Клуб экспертов.
http://www.iteach.ru/community.php
http://pedsovet.su
9. СОМ - Содружество методических объединений – сайт, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные материалы по курсам общеобразовательной школы: английскому языку, астрономии, биологии, географии, информатике, истории, литературе, математике, обществоведению, русскому языку, физике, химии и по предметам начальной школы. На страницах, посвященных любому учебному предмету, можно найти: минимумы или стандарты образования; рекомендованные МО РФ или авторские программы; примерные поурочные планы; методические рекомендации по использованию компьютерных технологий и интернет-технологий на уроке; методические рекомендации по преподаванию конкретных тем; аннотации CD-ROM образовательного назначения и методики работы с ними; интересные научные факты и открытия; варианты контрольных, тестовых и лабораторных работ; учебную и методическую литературу по предметам, а также аннотации новых публикаций (как электронных так и традиционной печатной продукции); биографии ученых; аннотированные ссылки на Интернет-ресурсы образовательного назначения; интересные исследовательские работы учащихся; информацию о конференциях, форумах, а также, новости сети; и многое-многое другое. СОМ - это профессиональное сообщество учителей, единое образовательное пространство, предоставляющее максимальные возможности для обмена информацией, опытом, повышения профессионального уровня, для наиболее полного использования образовательного потенциала учителя в современном обществе.
http://center.fio.ru/som/
10. Сеть творческих учителей. Этот веб-сайт создан при поддержке корпорации Майкрософт для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, создавая таким образом Сеть творческих учителей (Innovative Teachers Network). Эта Сеть объединяет по всему миру работников образования, интересующихся возможностями применения ИКТ для обогащения учебного процесса силами всех его участников.
http://www.it-n.ru/
11. "Открытый класс" http://openclass.ru.
Литература
1. Государство 21 век. Образование, наука и развитие кадрового потенциала. Часть 1. Информационные технологии в школьном образовании. Информационный бюллетень Microsoft. Сентябрь 2002.
2. Innovative Teachers program.[Электронный ресурс]. Доступ: http:// www.microsoft.com/education/innovativeteachers.mspx
3. Innovative Teachers Forums. [Электронный ресурс]. Доступ: http://www.microsoft.com/education/pil/IT_forums.aspx
4. Innovative Teachers Network. [Электронный ресурс]. Доступ: http://pil.innovativeteachers.com/Pages/Welcome.aspx
5. Сеть творческих учителей. [Электронный ресурс]. Доступ: http://www.it-n.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.