Shackurova.mila@yandex.ru
Оценка 4.6

Shackurova.mila@yandex.ru

Оценка 4.6
Мероприятия +1
doc
воспитательная работа +2
1 кл—4 кл
29.12.2020
Shackurova.mila@yandex.ru
музейный классный час Направление: приобщение к культурному наследию
в гостях у самовара.doc

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Береговская средняя школа»

Нижнеомского района Омской области

 

 

 

 

 

Классный час в 1 классе

«В гостях у самовара»

 

 

 

Учитель начальных классов

Шакурова Людмила Николаевна

 

Место проведения:  школьный  музей. 

Тематическое направление:  приобщение к культурному наследию.

Тема мероприятия:  «В гостях у самовара. Русское чаепитие».

Актуальность:  Многие праздники завершаются чаепитием. Чаепитие…  А что это такое? А откуда оно взялось? А как пили чай в старину? Ответы на эти вопросы не знают порой и взрослые, не говоря уже о детях…

В настоящее время наши традиции становятся забытыми, что в итоге становится большим минусом в дальнейшем становлении человека как патриота. Поэтому важной задачей для педагога в патриотическом воспитании детей является почитание старинных обычаев и традиций. Как объяснить детям, что традиции, присущие нашей стране, – это частичка именно русского народа? Как доказать, что именно мы, а не кто – то еще должны чтить, помнить и пронести сквозь годы наши обычаи?

Одним из главных символов русской бытовой культуры и гостеприимства является самовар. Это символ русского чаепития, добра, домашнего уюта и  семейного покоя, он всегда занимал почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей. Именно вокруг самовара собирались все члены семьи, родственники, гости. Ни одно из застолий и народных гуляний не обходилось без самовара.

       К сожалению, времена меняются. Забыты старинные обычаи. Поэтому перед нами встала проблема – как пробудить у детей познавательный интерес к прошлому посредством знакомства с самоваром, научить детей чтить  и уважать традиции русского народа, понимать и любить культуру своей страны.

Целевая аудитория:  мероприятие проводится для учащихся 1 класса (7 лет).

Мероприятие входит в план воспитательной работы классного руководителя и способствует укреплению взаимодействия школьного музея и учащихся.

Цель мероприятия:  прививать любовь к русской культуре и традициям.

Задачи:

- способствовать расширению представлений детей о самоваре, как о предмете народного быта через различные виды деятельности;

- познакомить детей с народной традицией – чаепитием; целебными свойствами чая;

- развивать интерес к предметам старины; творческие способности;

- воспитывать любовь к Родине, близким, традициям народа.

Планируемые результаты

Предметные: развитие представления о самоваре как о предмете народного быта;  пополнять знания о русском гостеприимстве, а также пополнять словарный запас  (самовар, традиция, чаепитие и т.д.)

Метапредметные:

·  Регулятивные: освоение способов решения задач творческого  характера.

·  Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение в процессе взаимодействия с учителем, одноклассниками в продолжительности всего классного часа; работать в группе.

·  Личностные: доброжелательное, уважительное  отношение друг к

  другу в процессе совместной деятельности; правильно      взаимодействовать с партнёрами по игре.

Форма проведения и обоснование выбора:

Воспитательное мероприятие проводится в форме классного часа. Это занятие поможет юным посетителям музея окунуться в удивительную атмосферу прошлого, познакомиться с русскими традициями.

Каждый ребенок увидит в волшебном мире музея много старинных экспонатов и узнает много интересного.

Для достижения планируемых результатов использовались такие методы, приемы и технологии как:

- беседа;

- групповая работа;

- метод игровых ситуаций;

- викторины;

- создание творческих работ.

Этапы подготовки мероприятия:

1. Определение цели и задач классного часа.

2. Выбор формы работы и название классного часа.

3. Предварительная подготовка.

На данном этапе изучается тема классного часа, подбирается методическая литература, книги с рассказами, стихами про самовар. Подбираются иллюстрации с изображением самоваров и лекарственных растений. Классный руководитель с детьми разучивают стихотворения, инсценировку по теме; изучают пословицы и поговорки о чае, самоваре.

4. Проведение классного часа.

На данном этапе создается благоприятная обстановка  в процессе совместного общения детей, классного руководителя и руководителя музея.

5. Анализ и оценка классного часа.

На этом этапе анализируется и оценивается развитие познавательной активности, творческих способностей, расширение кругозора детей.

Ресурсы, необходимые для проведения мероприятия:

-классный руководитель, руководитель музея, учащиеся;

-музыкальный центр;

-иллюстративный материал  с изображением самоваров различной формы, лекарственных растений;

-раздаточный материал с изображением самоваров для раскрашивания;

-самовар, посуда для чая, сладости.

Рекомендации по использованию методической разработки:

Данную разработку можно использовать учителям начальных классов и воспитателям группы продленного дня для проведения внеклассных мероприятий в начальных классах общеобразовательных школ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход классного часа.

    1. Орг.момент:

 Дети и гости заходят в музей под пение гусляра Валерия Гаранина «Земля Русская», рассаживаются.

   2.  Вступительная часть:

- Ребята, у нас сегодня необычный классный час, т.к. проходит он в школьном  музее. Посмотрите на наш стол. Можете ли вы сказать: о чем мы будем сегодня говорить?  (Предположения детей: о посуде, о чае, чаепитии и др.)

- А сейчас послушайте загадку, отгадав её, вы узнаете, о чем пойдет речь:  

 Стоит толстячок,

 Подбоченевши бочок,

 Шипит и кипит –

 Всем пить чай велит. (Самовар)

3. Основная часть:

 Классный руководитель:  Правильно, речь сегодня пойдет о самоваре, о русском чаепитии.

- Для русского человека самовар- это символ семейного очага, уюта,    дружеского общения. Самовар занимал почётное место в каждом жилище.

Ребята читают стихотворение.

Давно на белом свете,
Живет, годами стар,
Поэтами воспетый

Пузатый самовар                       
Сиянье излучая,
Морозным зимним днем
Он сердце согревает
Особенным теплом.

Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!

 

  - И в наши дни история самовара продолжается. И хотя сейчас во многих семьях его потеснил ближайший родственник – чайник, на праздничном столе, как и сто лет назад, самовар вне конкуренции. Ни одно народное гуляние не обходится без него!

А традиция собираться всей семьёй за чаем сохранилась до наших дней. 

Да, что ни говори, любили наши бабушки и дедушки посидеть у самовара, попить ароматного чайку после трудного дня…  Или после бани...

- Ребята, скажите: какие напитки вы  знаете?  (Соки, квас, чай,  компот, кисель, газировка и др.).  

- А как получить напиток из фрукта, ягоды?  (Выжать сок)  А из травы? (Сварить) Верно. Отвары трав, ягод, фруктов наши предки использовали и просто для питья, и для лечения.   Но наши предки не меньше, чем мы любили сладкое. А сахар появился гораздо позднее.  Какую же сладость использовали люди раньше?  (Мед.) (Учитель показывает банку с медом).

 - Вспомните, как заканчиваются многие сказки: «И я там был…» (Дети заканчивают: «…мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»)

- На смену русским напиткам пришел чай.  А знаете ли вы, откуда пришел к нам чай, какова его история? 

Родиной чая является Китай.  В XVII веке чай, в качестве подарка, был доставлен из Китая русскому царю Михаилу Федоровичу. Везли чай на верблюдах до озера Байкал. Русскому царю чай не понравился, т.к. заваривали его не так как сегодня это делаем мы: в кипящую воду бросали не только щепотку чая, но и добавляли масло, жир или сало, а также немного какой-либо крупы. Получалось не столько питье, сколько – еда.

Чай перевозили в кожаных мешках, чтобы он не отсырел, не потерял своих свойств и запаха. Первоначально чай пили в царской семье и богатые бояре, а позже чай стали пить все российские люди.

 - А было время, когда чай на Руси не знали. Привезли его из заморских стран. Дорогой он был. Пили его только богатые. Бедные про него и не слышали.

- Послушайте одну историю.

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить.

А я отроду не знаю,

Как же этот чай варить.

Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок,

И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

хорошенько размешал,

остудил его немножко,

На господский стол подать.

Гости с барином плевались,

Сам он даже озверел,

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить.

А потом- то догадался,

Что забыл я посолить.

- Ребята, что неправильно сделал человек?

- О том, как приготавливали стол к чаепитию, расскажет руководитель нашего музея.

Руководитель музея:

-  В первую очередь, стол покрывали красивой скатертью.      Затем  на скатерть ставилась чайная посуда. Как вы думаете, какая? (чашки, блюдца, ложки). Правильно, давайте с вами обратимся к музейным экспонатам. Впервые чашка с блюдцем для чаепития стала использоваться  на Руси. Чай пили горячим, поэтому в купеческих семьях, в чайных среди простого народа бытовал обычай наливать его в блюдце. Блюдце брали в руки, ставили руки локтями на стол и дули на горячий чай, а затем его пили из блюдца. Блюдце ставилось на большой и указательный пальцы рук.

Кроме чашек с блюдцами только у нас в России для чая использовались стаканы в подстаканниках (демонстрация, обращается внимание на оформление подстаканников).  Также большим спросом пользовались чайные кружки, которые имели крышки. А чай заваривали прямо в них (демонстрация экспонатов, обращается внимание на оформление, время изготовления).  

На стол ставился сливочник, куда наливалось  молоко или сливки, которые добавлялись по вкусу в чай. Обязательным атрибутом чайного стола являлись сахарница, щипцы к ним, чтобы раскалывать большие сахарные головы, масленка для сливочного масла (демонстрация предметов).

Конечно, на столе было немало сладостей.

-  Ребята, еще какое угощение было на столе? ( пряники, пироги, ковриги, баранки, варенье и др.) 

-  А в чем заваривали чай? (ответы детей).

- Давайте посмотрим старые чайники для заваривания чая (демонстрация).

 

Инсценировка «У самовара»

Девочка: Я иду, иду, иду, самовар в руках несу, прибауточки пою.

Ой, чай, крепкий чай! Пейте чай- чаёчек .Чтобы радость приносил каждый день — денечек!

Мальчик: Чай пить — не дрова рубить!

Девочка: У самовара не скучаем, разговор ведем за чаем! Чай с вареньем и лимоном, с кренделями и поклоном.

Мальчик: После бани свежий чай русским удальцам подай!

Девочка: Он — бальзам от всех болезней, и напитка нет полезней.

Мальчик: Кто здоровым хочет быть- больше чая надо пить!

Классный руководитель: Сейчас мы вспомним названия лекарственных трав, цветов или плодов, которые мы добавляем в чай, чтобы быстрее выздороветь. 

1.   Скатерть бела, как снег бела,

    Зубцы вокруг, шита без рук;

    А на скатерти той - каравай золотой. (Ромашка) 

 

2.    И в лесу, и в квасе, и в конфетке, и в таблетке. (Мята)

 

3.    Весной растёт, летом цветёт,

   Осенью осыпается, зимой отсыпается.

   А цветок – на медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа) 

 

4.    Есть и украшение, есть и устрашение;

   Гляди да любуйся, а руками не суйся. (Шиповник) 

Классный руководитель: «Любовь русского народа к чаю отражается во многих песнях, книгах и стихах.

Ученик:

Самовар пыхтит-искрится –

Щедрый, круглый, золотой.                     

Озаряет наши лица

Он своею добротой.  

 

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

 

Ученик:

Чай горячий, ароматный                 

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет.

 

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт.

С благодарностью весь мир

Славит чудо – эликсир!

 Классный руководитель:    Неужели чай действительно лечит?

 Ученик 1. Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней. 

Ученик 2.Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

 И сонливость переборет,

 И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг.

- Ребята, чай- это прекрасный полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.

-  А сейчас, ребята, давайте заваривать чай (процесс заваривания чая сопровождается комментариями, чайник ополаскивается кипятком, засыпается определенное количество чая, заливается кипятком на 2/3 объема чайника, закрывается крышкой, чайник укутывается льняными салфетками и оставляется на несколько минут).

- А пока заваривается чай,  давайте поиграем.

Конкурс «С чем мы пьем чай?»

(Под музыку передается мяч. Как только музыка останавливается, тот, у кого мяч в руках, должен назвать, с чем можно пить чай).

  Классный руководитель: « Ребята, как вы думаете, чем были заняты люди во время чаепития? Просто сидели в тишине и пили чай, пробуя различное угощение? (ответы ребят).

На самом деле чай пили долго, выпивая по нескольку чашек. В это время велись различные разговоры: о делах в семье, о делах соседей, заключались сделки между купцами, рассказывались различные увлекательные истории, обсуждались наряды и мода, говорили о политике и многое другое.

 

 - Ребята, а какие разговоры ведутся в ваших семьях во время чаепития? Что вы обсуждаете или решаете, возможно рассказываете интересные истории или рассказываете о том, как прошел день у каждого члена семьи?» (ответы детей).

Люди придавали большое значение чаепитию. Существует много пословиц и поговорок о чае и чаепитии. А вы их знаете?

Задание.

- Попробуйте собрать разрезанные картинки, и тогда вы сможете прочитать некоторые из них. «Чай не пить – так на свете не жить», «За чаем не скучаем, по 7 чашек выпиваем!», «Выпей чайку – забудешь тоску».    ( учащиеся делятся на 3 команды)

 

 -  Сегодня мы точно знаем, что чай является одним из главных напитков россиян. О нем часто упоминается в народных сказках, песнях, пословицах и поговорках.

(Ведущая загадывает загадки. Тем, кто правильно ответит, дается баранка)

ЗАГАДКИ:

Был листок зеленым-

Черным стал, томленым,

Был листочек зубчатым –

Стал листочек трубчатым.

Был он на лозине-

Стал он в магазине.  (чай)

 

Бел, как снег, в чести у всех,

В рот попал – там и пропал.  (сахар)

 

Четыре ноги, два уха, один нос,

Да брюхо.  (самовар)

 

Кольцо не простое, кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее. Всем на загляденье…

Ну и объеденье! (Бублик)

Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит.  (самовар).

 

Чего во рту не удержишь? (Кипяток)

 

Черненько, горяченько, а все любят. (Чай)

 

-  Молодцы у нас ребята,

А девчата? И девчата!

Ну ни в чем не уступали,

Все загадки отгадали.

 

  - Чай, по-видимому, уже заварился. Как вы думаете, кто занимался разливанием чая (ответы детей).

Чай в доме разливала старшая женщина – хозяйка дома или ее ближайшая родственница.  Гость подавал хозяйке чашку на блюдце, а когда получал наполненную чаем чашку, то должен был обязательно хозяйку поблагодарить.

 

Классный руководитель:

- Сейчас мы с вами послушаем в записи  стихотворение Даниила Хармса «Иван Иваныч Самовар».  ( аудиозапись)

4.   Концовка

Классный руководитель:

От всей души мы веселились,

Пели, играли и не ленились,

А дома…

Каждый на время художником станет,

И нарисует самовар.

Классный руководитель:  Вот, ребята,  заканчивается наш классный час. Мы хорошо посидели, узнали много интересного и полезного. А теперь переходим к самой вкусной части нашего мероприятия.

 

Сверху пар, снизу пар,

Кипит наш русский самовар.

 

Наш большущий самовар.

Весь горит, как птица – жар.

Кран-верток открывается,

Чудо-чай наливается.

 

Рады всех вас пригласить

Вволю чаем напоить.

Гости! Угощайтесь!

Ешьте, не стесняйтесь!

(чаепитие)

 


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Береговская средняя школа»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Береговская средняя школа»

Место проведения: школьный музей

Место проведения: школьный музей

Задачи: - способствовать расширению представлений детей о самоваре, как о предмете народного быта через различные виды деятельности; - познакомить детей с народной традицией – чаепитием;…

Задачи: - способствовать расширению представлений детей о самоваре, как о предмете народного быта через различные виды деятельности; - познакомить детей с народной традицией – чаепитием;…

Для достижения планируемых результатов использовались такие методы, приемы и технологии как: - беседа; - групповая работа; - метод игровых ситуаций; - викторины; - создание творческих…

Для достижения планируемых результатов использовались такие методы, приемы и технологии как: - беседа; - групповая работа; - метод игровых ситуаций; - викторины; - создание творческих…

Ресурсы, необходимые для проведения мероприятия: -классный руководитель, руководитель музея, учащиеся; -музыкальный центр; -иллюстративный материал с изображением самоваров различной формы, лекарственных растений; -раздаточный материал с изображением…

Ресурсы, необходимые для проведения мероприятия: -классный руководитель, руководитель музея, учащиеся; -музыкальный центр; -иллюстративный материал с изображением самоваров различной формы, лекарственных растений; -раздаточный материал с изображением…

Ход классного часа. 1.

Ход классного часа. 1.

А традиция собираться всей семьёй за чаем сохранилась до наших дней

А традиция собираться всей семьёй за чаем сохранилась до наших дней

А я отроду не знаю, Как же этот чай варить

А я отроду не знаю, Как же этот чай варить

Руководитель музея : - В первую очередь, стол покрывали красивой скатертью

Руководитель музея : - В первую очередь, стол покрывали красивой скатертью

Ой, чай, крепкий чай! Пейте чай- чаёчек

Ой, чай, крепкий чай! Пейте чай- чаёчек

Осенью осыпается, зимой отсыпается

Осенью осыпается, зимой отсыпается

Классный руководитель: Неужели чай действительно лечит?

Классный руководитель: Неужели чай действительно лечит?

Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Скачать файл