Школьный социальный проект "Театр и дети"
Оценка 4.7

Школьный социальный проект "Театр и дети"

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
дефектология
7 кл
08.01.2017
Школьный социальный проект "Театр и дети"
В данном проекте представлен опыт организации и вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья в театральную деятельность. Для более успешного преодоления имеющихся у детей нарушений необходимо найти такие пути, которые способствовали бы раскрепощению и развитию каждого ребёнка. Одним из них, по нашему мнению, является организация совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях. Именно такой является театрализованная деятельность и театрализованные игры детей. Принимая в них участие, дети разыгрывают стихи, песенки, потешки, мини-сценки, сказки, басни; учатся владеть куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушек, пальчиковый и др.).
Школьный социальный проект.docx

Школьный социальный проект

 

«Театр и дети»

 

В данном проекте представлен опыт организации и вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья в театральную деятельность. Для более успешного преодоления имеющихся у детей нарушений  необходимо найти такие пути, которые способствовали бы раскрепощению и развитию каждого ребёнка. Одним из них, по нашему мнению, является организация совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях. Именно такой является театрализованная деятельность и театрализованные игры детей. Принимая в них участие, дети разыгрывают стихи, песенки, потешки, мини-сценки, сказки, басни; учатся владеть куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушек, пальчиковый и др.).

Актуальность проекта.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из наиболее актуальных проблем для современной России. Эти дети – самые слабые и незащищенные граждане нашего общества. Сниженный интеллект, дефицит эмоциональных впечатлений зачастую приводят к неадекватной реакции детей на различные изменения социальной среды и отсутствию активной позиции во взаимодействии с окружающей действительностью и социумом. Эта острая социальная проблема может быть решена через адаптацию искусством: классической музыкой, живописью, музыкальным театром (опера, балет). Это и наш гражданский долг, и источник душевной радости при виде счастливых детских глаз. Язык искусства универсален, так как это язык чувств, символичный и понятный всем, кто хочет его понять. Развивая творческие способности ребенка, мы снижаем его эмоционально-психическое напряжение, учим лучше понимать себя и других людей, формируем коммуникативные навыки сопереживания, доброты, взаимодействия, совершенствуем основные психические процессы – внимание, воображение, память, мышление. Вовлечение ребенка в творческий процесс, приобщение к миру искусства способствует реабилитации и профилактике стрессовых, депрессивных и патологических тенденций детской психики. Становление детей невозможно без культурно-нравственного воспитания. Беседы о высоком искусстве, определение ориентиров в культурных ценностях, знакомство с миром театра – это те азы, на которых, как на кирпичиках, строится духовное основание человека. Искусство раскрывает для ребенка мир реально существующей красоты, которая играет огромную роль в формировании убеждений, влияет на поведение и доставляет эстетическое наслаждение. У детей формируются нравственно-этические нормы поведения, возникает увлеченность искусством, творческая энергия направляется в созидательное русло.  Настоящий проект предлагает детям с ограниченными возможностями здоровья стать участниками образовательно-игровой программы, в которой они обретают самостоятельность и уверенность в себе, желание добиться успеха, познают новое в искусстве и раскрываются в творчестве. Театральная модель жизненных ситуаций, "проба" ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.

Цель проекта.

Создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья развиваться духовно и нравственно, учиться быть личностью и развивать свой творческий потенциал, приобщиться к миру театра, к русской народной культуре.

Задачи проекта.

·        Подготовить ребёнка к смелому, уверенному входу в общество и будущую самостоятельную жизнь.

·        Развивать доброжелательность и тактичность в отношении со сверстниками и взрослыми.

·        Научить владеть своим творческим внутренним потенциалом и регулировать собственные эмоции.

·        Прививать бережное отношение к окружающему миру и развивать духовность.

·        Прививать любовь к русской культуре.

·        Развивать элементы логического мышления, анализа окружающей обстановки и адекватное размещение собственного "я" в предлагаемой общественной среде.

·        Развивать ответственность за взятые на себя обязательства перед коллективом, способность к коллективному труду.

·        Развивать творческие способности.

·        Познать таинства "Его величества - Театра" и иметь представление о создании театральных полотен.

Работа над проектом рассчитана на 3 года. Начало работы над проектом – сентябрь 2014г., окончание – май 2017г.
   
1.Проектировочный этап.

Основная деятельность – социальное проектирование.

1.     Определение темы и актуальности.

2.     Определение круга социальных партнеров и получение их согласия.

3.     Определение ресурсного потенциала.

4.     Нормативно-правовое обеспечение (приказы, договоры с родителями, письменное согласие родителей или лиц, их заменяющих).

5.     Информационная поддержка (возможность выложить содержание Проекта на школьный сайт для организации интерактивного сопровождения и привлечения новых партнеров).

Постановка проблемы: педагоги и дети обсуждают тему театра, делают отбор видов театра. С детьми ведётся беседа о театре, обсуждаются такие вопросы, как: «Что такое театр? Что такое декорации? Какие правила поведения в театре? Кто работает в театре?»

•        анкетирование родителей;

•        диагностика творческих способностей детей, их умений и навыков;

•        обобщение и анализ полученных данных.

Организационный этап (сентябрь).

•        составление перспективного плана театрализованной деятельности с учётом индивидуальных возможностей;

•        разработка различных типов совместной деятельности: типовое, тематическое, репетиционное, интегрированное.

2.Практический этап.

•        проектирование театральной зоны с учётом интересов детей и педагогов;

•        разработка картотеки и тематики художественной литературы для занятий познавательного цикла;

•        создание эскизов декораций и костюмов;

•        организация совместно с родителями выходов в различные театры города, цирк;

•        показ театрализованных спектаклей;

•        просмотр видеозаписей спектаклей детских театров и постановок в исполнении воспитанников прошлых лет, слушание грамзаписей;

•        изготовление театральных афиш, сказочных игрушек, рисование пригласительных билетов, театральных и сказочных персонажей;

•        оформление картинной галереи "В гостях у сказки";

•        проведение открытых мероприятий в течение учебного года.

Методы и приемы:

-Экскурсии, конкурсы, выступления, викторины, праздники

-Театрально-игровая деятельность (ролевые диалоги, инсценировки, импровизации, театр игрушек, настольный театр, кукольный театр)

·        Подвижные игры «Море волнуется», «Сделай фигуру»

·        Тренинги «Улыбка», «Маска», «Поймай хлопок», «Невидимая нить».

·        Моделирование ситуаций:

- незнакомый человек нуждается в помощи.

·        Моделирование ситуаций:

- товарищ дразнит, обзывает, не хочет делиться игрушками;

- кто-то сердито кричит;

- не приветствует и не прощается с детьми и взрослыми.

·        Дидактические игры «Хорошо-плохо», «Комплименты»

·        Сюжетно-ролевые игры «Два жадных медвежонка», «Поездка в автобусе», «Магазин».

·        Игровые упражнения «Угадай настроение», «Сотворение чуда»

·        Составление фотоальбомов:

- «Книга добрых дел»;

- «Школа изящных манер»

·        Посещение театра, цирка.

·        Знакомство с театральными профессиями.

·        Просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, мультфильмов «Золотой ключик или приключения Буратино», «Двенадцать месяцев», «Под грибком», «Хаврошечка».

·        Инсценировка и драматизация «Теремок», «Картошка», «Улыбка»

·        Составление творческих рассказов:

а/ «Сочиняем добрую сказку»;

б/ «Мои добрые поступки»

·        Скороговорки на развитие дикции.

·        Упражнения на интонирование.

·        Обучение детей разговору по телефону и умению вести ролевой диалог

·        Работа по картинам «В театре», «На сцене театра», «За кулисами театра».

·        Обсуждение тем «Как можно доставить радость добрыми делами», «Сказка ложь, а в ней намек», «Почему люди бывают добрыми и злыми».

·        Чтение и обсуждение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка» и др.

·        Чтение и обсуждение рассказов и стихов «Стать добрым волшебником»

·        Выставка детских рисунков «Добрый и злой», «Мое настроение», «Дерево добра», «Злые и добрые поступки»

·        Работа с родителями

 Беседы о важности этического воспитания школьников

 Составление фотоальбома «Семейный театр»

 Изготовление костюмов для сказочных персонажей

 

 

 

 

 

План мероприятий

2014-2015 уч.г.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Примечание

1.      

Посещение школьного музея «Русская старина»

сентябрь

 

2.      

Выступление на родительском собрании

сентябрь

 

3.      

Посещение Нижегородского цирка

октябрь

 

4.      

Участие в неделе инвалидов. Выступление для детей школы надомного обучения, показ сказки «Картошка»

ноябрь

 

5.      

Выступление в ГУСРЦН «Солнышко» (показ сказки «Картошка» для детей младшей группы)

декабрь, январь

 

6.      

Посещение кукольного театра (просмотр сказок «Дюймовочка», «Гуси-Лебеди»)

январь, февраль

 

7.      

Экскурсия в музей кукольного театра (знакомство с историей театра, артистами, куклами). Встреча с народным артистом России кукольного театра Евгением Храмовым.

март

 

8.      

Показ кукольного спектакля «Теремок» дошкольникам д/с №3

апрель

 

9.      

Участие в параде смотра строя и песни

к 70-летию Победы.

май

 

 

2015-2016 уч.г.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Примечание

1.      

Посещение кукольного театра

сентябрь

 

2.      

Выступление на концерте к Дню учителя

октябрь

 

3.      

Инсценировка сказки «Под грибом»

ноябрь

 

4.      

Выступление для детей ШНО

ноябрь

 

5.      

Инсценировка новогодней сказки «Потерянная улыбка»

декабрь

 

6.      

Участие в Рождественском фестивале со сказкой «Потерянная улыбка»

январь

 

7.      

Проведение праздника «Широкая масленица»

февраль

 

8.      

Инсценировка сказки «Снежная королева»

Участие в Неделе детской книги

март

 

9.      

Представление школьного музея «Русская старина»

апрель

 

10.  

Конкурс стихов о ВОВ

май

 

 

2016-2017 уч.г.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Примечание

11.  

Участие в праздничной линейке к 1 сентября

сентябрь

 

12.  

Выступление на концерте к Дню учителя

октябрь

 

13.  

Участие в конкурсе «От звезды до звезды» со сказкой «Под грибом»

ноябрь

 

14.  

Проведение экологического праздника 

ноябрь

 

15.  

Проведение театрализованного представления для уч-ся 2,3 классов

декабрь

 

16.  

Инсценировка Рождественской сказки

декабрь

 

17.  

Участие в Рождественском фестивале «Вифлеемская звезда»

январь

 

18.  

Проведение праздника «Широкая масленица»

февраль

 

19.  

Инсценировка экологической сказки «Лесной пожар»

март

 

20.  

Участие в параде смотра строя и песни

май

 

21.  

Концертное выступление перед ветеранами ВОВ

май

 

 

3. Обобщающий этап (май)

Проведение анкетирования, написание сочинений и их анализ, создание презентации проекта. Возможность продолжения проекта за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия, за счет того, что участники проекта не только осознают в процессе деятельности его социальную значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят реальную пользу людям.

Участники проекта.

Учащиеся 5, 6, 7 класса, педагоги дополнительного образования, учитель, воспитатель.

Материально-техническое, финансовое обеспечение проекта:

- родительские средства, спонсорская помощь.

Кадровое обеспечение проекта:

-директор и завуч школы; учитель и воспитатель; педагоги дополнительного образования; родители учащихся.

Среди ожидаемых результатов проекта:

– совершенствование основных психических процессов: внимания, воображения, памяти, творческого мышления выбранной группы детей с ограниченными возможностями здоровья;

– повышение культурного уровня, расширение знаний детей в области русской народной культуры, музыки, литературы, изобразительного искусства и театра, правил поведения в общественных местах;

– возможность распространения накопленного положительного опыта в ходе реализации проекта.

 

 

 

Литература

Алянский Ю.Л. Азбука театра. – М.: АРКТИ, 1998.   

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М.: Просвещение, 1998.

Караманенко Т.Н. Кукольный театр в детском саду. – М.: Учпедгиз, 1960.

Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. - СПб., 1997.

Крутенкова А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1 – 9 классы.- Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.

Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.

Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: АРКТИ, 1995.

Сорокина Н.Ф.Играем в кукольный театр: программа «Театр – творчество – дети». – М.: АРКТИ, 2002.

Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: «Фолио», 2000.

 

 

 


 

Школьный социальный проект «Театр и дети»

Школьный социальный проект «Театр и дети»

Вовлечение ребенка в творческий процесс, приобщение к миру искусства способствует реабилитации и профилактике стрессовых, депрессивных и патологических тенденций детской психики

Вовлечение ребенка в творческий процесс, приобщение к миру искусства способствует реабилитации и профилактике стрессовых, депрессивных и патологических тенденций детской психики

Подготовить ребёнка к смелому, уверенному входу в общество и будущую самостоятельную жизнь

Подготовить ребёнка к смелому, уверенному входу в общество и будущую самостоятельную жизнь

Определение ресурсного потенциала

Определение ресурсного потенциала

В гостях у сказки"; • проведение открытых мероприятий в течение учебного года

В гостях у сказки"; • проведение открытых мероприятий в течение учебного года

Сюжетно-ролевые игры «Два жадных медвежонка», «Поездка в автобусе», «Магазин»

Сюжетно-ролевые игры «Два жадных медвежонка», «Поездка в автобусе», «Магазин»

Обсуждение тем «Как можно доставить радость добрыми делами», «Сказка ложь, а в ней намек», «Почему люди бывают добрыми и злыми»

Обсуждение тем «Как можно доставить радость добрыми делами», «Сказка ложь, а в ней намек», «Почему люди бывают добрыми и злыми»

Посещение школьного музея «Русская старина» сентябрь 2

Посещение школьного музея «Русская старина» сентябрь 2

Мероприятия Сроки Примечание 1

Мероприятия Сроки Примечание 1

Конкурс стихов о ВОВ май 2016-2017 уч

Конкурс стихов о ВОВ май 2016-2017 уч

Инсценировка экологической сказки «Лесной пожар» март 2

Инсценировка экологической сказки «Лесной пожар» март 2

Литература Алянский Ю.Л. Азбука театра

Литература Алянский Ю.Л. Азбука театра

Сорокина Н.Ф.Играем в кукольный театр: программа «Театр – творчество – дети»

Сорокина Н.Ф.Играем в кукольный театр: программа «Театр – творчество – дети»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017